Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный петербуржец" для учащихся 1 класса

  • Исследовательские работы
  • Образовательные программы
  • docx
  • 08.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность программы Изучение своего края является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адаптироваться, то есть почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно. Во многих нормативных документах, программах, научных и популярных публикациях подчеркивается особое значение формирования у обучающихся гражданской идентичности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей нынешнего поколения российских граждан. Законодательно и нормативно это нашло отражение в последовательно принятых и реализованных программах: Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг.», «Национальной доктрине образования России», Образовательной инициативе «Наша Новая школа», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС и других документах, в которых выражена образовательная политика нашей страны. Нормативно-правовой и документальной основой Программы внеурочной деятельности на ступени начального общего образования являются: •Закон Российской Федерации «Об образовании»; •Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; •Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; •Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года; •Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 года №30-51-433/16);
Иконка файла материала конспект.docx
свободу,     чувство собственного I. Пояснительная записка 1.1. Обоснование для разработки Программы         Вопросы   воспитания   являются гражданско­патриотического   актуальными для современного общества. Общество осознает, что отсутствие четких   положительных   жизненных   ориентиров   для   молодого   поколения, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к серьезным проблемам   в   государстве.   Патриотическое   и   гражданское   воспитание школьников   –  одна   из   основных   задач   современной   школы.  Формирование гражданина и патриота России – актуальная задача образования и воспитания школьников.   Она   обусловлена   тем,   что   организация   жизнедеятельности учащихся направлена на выполнение социального заказа общества.         Патриотизм   как   качество   личности   проявляется   в   любви   к   своему отечеству,   преданности,   готовности   служить   своей   родине.   Патриотизм предполагает любовь не только к своей стране, но и уважительное отношение к другим странам, народам, культурам.         Смысл   гражданского   воспитания   состоит   в   формировании гражданственности   как   интегративного   качества   личности,   включающего внутреннюю   достоинства, дисциплинированность, уважение к государственной власти, любовь к Родине и  стремление к  миру,  гармоническое  проявление  патриотических чувств  и культуры межнационального общения.         В   содержание   гражданско­патриотического   воспитания   входит   работа семьи,   общества,   школы   и   государства   по   патриотическому   воспитанию   и формированию   культуры   межнационального   общения,   правовой   культуры, политической культуры, экологической культуры.         Гражданское   образование   представляет   собой   единый   комплекс, стержнем   которого   является   политическое,   правовое   и   нравственное образование   и   воспитание,   реализуемое   посредством   организации   учебных курсов,   проведение   внеклассной   и   внеурочной   работы,   а   также   создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.         Программа построена с учетом «Концепции четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016­2020 годы» и «Межведомственного плана мероприятий по реализации государственной   программы   «Патриотическое   воспитание   граждан Российской   Федерации   на   2016­2020   годы»   на   территории   Кемеровской области».         Данная   программа   включает   комплекс   правовых,   нормативных, организационных,   методических,   исследовательских   и   информационных школьных,   городских,   областных   и   общероссийских   мероприятий   по дальнейшему   развитию   и   совершенствованию   системы   патриотического   1воспитания   школьников,   направленных   на   становление   патриотизма   в качестве   нравственной   основы   формирования   их   активной   жизненной позиции.         В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы   патриотического   воспитания,   а   также   средства   и   механизмы, обеспечивающие   их   практическую   реализацию   в   МКОУ   «Ш­И   №   18»   на период   с   2016   по   2020   годы.   Программа   имеет   школьный   статус   и ориентирована на учащихся 1­11­х классов.         Программа представляет собой определенную систему форм, методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. 1.2. Принципы организации гражданско­патриотического воспитания  Научность, гуманизм, демократизм; приоритетность исторического,  культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системно-деятельностная организация воспитания  (активность, инициативность);  многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; учет региональных условий в пропаганде идей и    виды социальной, скоординированное различные коммуникативной активности); полисубъектность воспитания (включение в информационной, которое предполагает скоординированную, целенаправленную работу ОУ, УДО, общественных структур по воспитанию граждан Российской Федерации; рефлективность (проведение анализа и коррекции деятельности, способы мышления и взаимодействия с коллективом). Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в партнерство,   ценностей; единстве (рисунок 1)   Рисунок 1.Реализация принципа скоординированного партнерства II. Цель и задачи Программы         Основной целью Программы   является   совершенствование   системы гражданско   ­   патриотического   воспитания   через   учебно   –   воспитательную деятельность.         Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 21.Развивать   патриотизм   и   гражданскую   солидарность,   укреплять   веру   в Россию, чувство личной ответственности за Отечество. 2.Продолжать   совершенствовать   систему   гражданско   ­   патриотического воспитания  с  учётом  инновационных   технологий   и  механизмов   воспитания патриотизма в современных условиях. 3.Шире   привлекать   к   участию   в  гражданско   ­  патриотическом   воспитании родительскую   общественность,   общественные   организации   в   рамках взаимоотношений «школа – семья» и «школа – местное сообщество». 4.Углубить знания о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов. 5.Популяризировать подвиги героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней.         Решение указанных задач предполагается осуществить путём реализации программных мероприятий. III. Основные направления реализации Программы         Программно­целевой   и   системно­правовой   подходы   к   гражданско   ­ патриотическому   воспитанию   школьников   реализуются   в   условиях объективно   сложившегося   перехода   мирового   общества   к   глобальной информационной   среде,   что   актуализирует   необходимость   сохранения   и развития   в   российском   обществе   исторически   сложившихся   культурно­ самобытных ценностей, духовных традиций страны. 1.Историко   –   краеведческое   направление –   система   мероприятий, направленная   на   познание   историко­культурных   корней,   осознание неповторимости   Отечества,   его   судьбы,   формирование   гордости   за сопричастность   к   деяниям   предков,   исторической   ответственности   за происходящее в обществе. 2.Гражданско­патриотическое   направление –   система   мероприятий, направленная   на   формирование   гражданской   позиции   служения   своему народу,   навыков   оценки   политических   и   правовых   событий   и   процессов   в обществе и государстве. 3.Гражданско­правовое   мероприятий, ориентированная   на   изучение   государственной   системы   РФ,   значение   её Конституции,   гимна,   государственной   символики,   прав   и   обязанностей гражданина России; формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности; формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм; развитие реально действующего школьного самоуправления.   направление ­   система Работа   по   данным   направлениям   проходит   на   общеобразовательных уроках и во внеурочное время. IV. Этапы реализации Программы 1 этап: организационно­мобилизационный (2016 г.) 3   Изучение и анализ состояния гражданско- патриотического воспитания в школе, уровня гражданско- патриотического сознания у школьников. Отбор критериев оценки уровня гражданско- патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания. Отбор наиболее эффективных форм и методов, всего многообразия педагогических средств и подходов к патриотическому воспитанию учащихся с учётом их возрастных особенностей.  2 этап: практический (2017­2019 г.) разработанных технологий по современных педагогических - патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Расширение и укрепление связей и отношений школы-интерната с учреждениями культуры, социальными партнерами, ветеранскими организациями. Активное участие в муниципальных, региональных, гражданско Внедрение всероссийских мероприятиях патриотической тематики.     Проведение мониторинга эффективности внедрения программы через диагностические методики.  Проведение коррекции затруднений в реализации  Информирование педагогов, учащихся о ходе программы. реализации программы. 3. Анализ и обобщение результатов работы. этап: аналитический (2020 г.)   Издание методического комплекса (перспективных рекомендаций, методических планов, дидактических пособий). методик,  Планирование работы на следующий период. V. Планируемые результаты освоения программы         В   ходе   реализации   задач   программы,   учитывая   психологические, физиологические   и   возрастные   особенности   неслышащих   учащихся, выработаны гражданские компетенции воспитанников.  Среди них: в познавательной деятельности: понимание необходимости уважения культурного и  исторического прошлого России, её традиций; 4 проявление интереса к изучению истории Отечества;   проявление уважения к законности; расширение индивидуального опыта отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе; наличие интереса ко всему новому; самовыражение в различных видах познавательной  деятельности. в коммуникативной сфере: умениями и навыками; человеческого общения, чувственное восприятие мира; овладение простейшими коммуникативными общее развитие личности, усвоение норм      умение сформулировать свою позицию по вопросу, связанному с изученным направлением; в культурно – досуговой сфере:  укрепление привычки культурного поведения через активное участие школьников в празднично-игровых и экскурсионных программах, посещение музеев, выставок и театров. в гражданско­правовой сфере: начальное определение гражданской позиции,  социально-политической ориентации; положительная тенденция нравственного развития; готовности к становление предпосылок  самоуправлению своим поведением и деятельностью;  формирование духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом; и интеллектуальной готовности к профессиональному и личностному самоопределению.         По завершению обучения в основной школе выпускник должен обладать следующими качествами: (рисунок 2.)   психологической Рисунок 2. Личность Гражданина и патриота России VI. Оценка эффективности реализации Программы Оценка   эффективности   реализации   программы   гражданско­ патриотического   воспитания   осуществляется   на   основе   оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его 5системный,   содержательный   и   организационный   характер,   обоснованность методов   и   использование   современных   технологий   воспитательного воздействия.          Результативность   реализации   программы   измеряется степенью   готовности   и   стремлением   учащихся   школы   ­   интерната   к выполнению   своего   гражданского   и   гражданско­патриотического   долга   во всём многообразии форм его проявления (табл.1). Таблица 1.Уровни сформированности и патриотизма Уровни сформированности гражданственности и патриотизма высокий средний низкий крайне низкий           их потребности 1. Гражданское самосознание Знает   основные   права   и   обязанности, нормы поведения гражданина. Всегда   добросовестен   в делах,   умеет   преодолевать индивидуалистические устремления,   регулировать свои и соотносить с возможностями   общества   и других людей. 2. Гражданская ответственность  Ответственно   относится   к поручениям,   к   учебе, проявляет   во   всех   делах инициативу и   самостоятельность. 3. Правовая культура Осознает себя своей гражданином страны, знает права и обязанности и уважительно относится к ним. Умеет грамотно реализовать свои права и обязанности в жизни. Знает основные правила и   нормы   поведения гражданина. Соблюдает правила   поведения,   но не   всегда   может свои регулировать потребности и соотносить с возможностями   других людей.   их          Выполняет поручения, хорошо учится, инициативу   в   делах коллектива   проявляет не всегда.   Осознает себя гражданином   своей страны,   знает   свои права   и   обязанности, но не всегда умеет          реализовывать их в жизни. 4. Соблюдение законов государства Примерно ведет себя,  самостоятельно соблюдает  правила поведения в школе,  на улице, дома. Побуждает к  хорошему поведению других. Знает основные законы и  последствия в случае их  нарушения, проявляет  нетерпимость к злу и  аморальности. 5. Гражданское достоинство Примерно ведет себя,  соблюдает правила  поведения в школе, на  улице, дома. Знает  основные законы и  последствия в случае  их нарушения, но к  хорошему поведению  других не побуждает.   Не   всегда   придерживается общепринятых норм поведения, принимает участие в любой деятельности только под   контролем   взрослых   и товарищей. Сознательного отношения   к   делам   и своим   поступкам   не проявляет. дисциплинирован, пассивен. Поручения   выполняет   только при   условии   побуждения   со стороны взрослых. Знает свои права и обязанности, но реализовать их может только под руководством взрослых.  Неуважителен правам и обязанностям гражданина, выполняет   требований общества. Неуважителен правам обязанностям гражданина, выполняет требований общества. Соблюдает правила поведения  при условии требовательности  и контроля со стороны  взрослых и товарищей. Нарушает дисциплину,  не реагирует на  внешние воздействия и  требования взрослых. 6Развито чувство собственного достоинства, проявляет  требовательность к себе и  другим, считает для себя  честью выполнение самого  трудного дела или поручения. Не позволяет унижать себя,  встает на защиту слабых. Развито чувство  собственного  достоинства, проявляет требовательность к  себе и другим,  стремится выполнять  трудные дела и  поручения, не  позволяет унижать  себя, на защиту других  встает не всегда. Развито чувство собственного  достоинства, но при  выполнении трудных  поручений не всегда достигает цели, так как не проявляет  требовательности  к себе, с несправедливостью  борется только тогда, когда  она коснулась его самого. Требований к себе не  предъявляет. Нет силы  воли, труслив. Принимает участие во  всех видах  деятельности, следуя за другими ребятами, но в отдельных случаях  может не выполнить  поручение и не довести начатое дело до конца. 6. Социальная культура Проявляет активное участие  в процессе выполнения любой деятельности. Любит  участвовать в трудовых  делах, проявляет инициативу, вносит новизну, творчество в  работу, предприимчив, умеет  организовать ребят, повести  их за собой. 7. Политическая культура Проявляет активное Принимает   участие   в участие в деятельности, деятельности,   имеющей имеющей общественно- общественно­ политическую политическую направленность, с направленность,   следует обсуждает интересом события, происходящие в за   другими   ребятами. стране и за рубежом, Участвует   в   обсуждении правильно оценивает их. общественно­ Активно пропагандирует политических событий, в политические знания основном   правильно   их товарищей, среди оценивает, но испытывает участвует в доступных затруднения в общественно аргументации своей политических акциях. Умеет организовать ребят, точки зрения. повести их за собой. 8. Патриотизм и интернациональность Интересуется историей и культурой родины, гордится ею, проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, к национальной участвует в культуре, историко-патриотической работе. Выступает организатором акций интернациональной дружбы. Пресекает Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, участвует в историко- патриотической Проявляет работе. интерес и уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям, принимает участие в акциях     Проявляет активность только  в тех случаях, если дело  интересует, требует контроля  со стороны взрослых. Уклоняется от участия  в трудовых делах,  трудится неохотно,  недобросовестно. в Малоактивен общественно- делах, политических предпочитает позицию зрителя, иногда увлекается подобной но быстро работой, охладевает к ней. При общественно- оценке политических событий не умеет правильно аргументировать свою точку зрения. Безразличен общественно политическим делам школы, пассивен в работе, неверно оценивает события, происходящие стране рубежом. интересуется Мало историей родины, историко-патриотическую работу выполняет при побуждении и под контролем. Не проявляет интереса к культуре и традициям другой национальности. Пренебрежительно  относится к культуре и  истории своей страны,  проявляет неуважение к людям другой  национальности и не  дружит с детьми другой национальности. 7интернациональной дружбы. неуважительное отношение к национальным традициям и культуре, людям другой национальности.         Конечным   результатом   реализации   программы   должна   стать положительная   динамика   роста   проявления   патриотизма   в   конкретных действиях учащихся Способы оценки: анкетирование;   методика «Незаконченный тезис»;   мониторинг воспитанности;  анализ воспитательных мероприятий; семинары, педсоветы, методические объединения педагогов;  диагностические работы по изучению уровней гражданской компетентности у учащихся (табл.2).   Таблица 2. Модель системы гражданско – патриотического воспитания в МКОУ « Ш-И №18» VII. Содержание гражданско­патриотического воспитания № п/п 1.1. 1.2 Таблица 3. Мероприятия по реализации программы Название мероприятия Форма проведения Ответственные 7.1.Историко – краеведческое и экскурсионное направление 1.Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание под девизом «Я — патриот Кузбасса!» Мероприятия   по   теме   «История возникновения Кузбасса» 1. С древнейших времён до присоединения к русскому государству. 2. Освоение Земли Кузнецкой. 3. Кузбасс в боях за Родину. 4. Кузбасс – Кемеровская область. 5. Кузбасс расправляет плечи. 6. История моего края. 7. История Кемеровской области. 8. Из истории Кузбасса. 9. «Наш край в далеком прошлом». 10. «Покорение Сибири Ермаком». Цикл интеллектуально­ познавательных   мероприятий   «Моя малая Родина» 1. 2. «Знай и люби свой край». «Кузбассу - 75».   беседы экскурсия в городской музей музейные уроки викторина КВН «Поле чудес» экскурсия в краеведческий и виртуальный музей  проект экскурсия на аллею славы экскурсия по городу экскурсия в городской музей заочное путешествие викторины встречи с замечательными классные руководители учитель истории учителя начальных классов воспитатели активисты школьного члены школьной организации «Зелёные береты» классные руководители старшая вожатая воспитатели учителя начальных 8Кузбасса». земляки». области». «Край, в котором я живу». «История России – история «Герои Кузбасса – наши «Символика Кемеровской «Кузбасс – край героев». «Знатоки земли Кузнецкой». «Мой край Сибирский». «Почетные граждане города». «Город, я в тебя влюблен». «Замечательные люди 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. города». «Есть Судженск». город Анжеро- 1.3. 14. «История города в названиях улиц». 15. «Встречи с замечательными людьми города». 16. «Наш любимый город». Выставки: 1. Выставка, посвящённая 100-летию города Кемерово. 2 «Кузбасс – мой край родной». 3. «К своим истокам прикоснись». 4. «Кузбасс ­ мой дом родной». 5. «Моя большая Родина». 6. «Мой любимый уголок родного города». 1.4 1.5 Исследовательские работы: 1. «Слава Кемеровской области». 2. «Заповедная земля Кузнецкая». 3. «Люди, достойные подражания». 4. «Летопись Кузбасса». Конкурсы, викторины: 1. «Здесь родины моей начало». 2. «Знаешь ли ты свой край?» 3. «Мой любимый уголок родного города». 4. «Люблю и знаю свой Кузбасс». 5. «Я шагаю по Кузбассу». 6. «Кузбасс – мой край родной». 7. Краеведческий калейдоскоп «Народы Кузбасса». людьми виртуальные экскурсии интеллектуальное казино (к 75-летию Кемеровской области, 85-летию г. Анжеро - Судженска) познавательный час музейный урок фотовыставки выставки рисунков выставки книг выпуск стенгазеты проекты конкурс слайд – презентаций краеведческая викторина фотоконкурс игра­викторина КВН выпуск стенгазеты всероссийские и областные конкурсы классов активисты школьного библиотекарь органы детского самоуправления руководитель школьного музея «Память» учителя истории учителя литературы  классные руководители старшая вожатая библиотекарь учитель географии учитель истории учитель литературы учитель географии учитель истории старшая вожатая библиотекарь учителя начальных классов классные руководители 2. Мероприятия, в рамках работы школьного музея «Память» 2.1. Выставки, экспозиции: 1. «Кузбасс – фронту». 2. «Кузбасс в истории». 3. «Край мой – гордость моя». 4. «Кемеровская область». музейная экспозиция выставка­обзор информационный стенд руководитель и активисты школьного учитель истории и географии 9«Календарь   событий   Великой 5. «Герои­кузбассовцы», посвящённого 75­ летию Кемеровской области. 6. Отечественный войны 1941—1945гг.». 7. «Дорогами войны». 8. «Мастера педагогического труда». 9. «История нашей школы». 2.2. Экскурсии: 1. «По достопримечательным местам города и области». 2. «Памятники Кузбасса». 3. Экскурсия в МБУК   «Городской   краеведческий   музей» Анжеро–Судженского городского округа.   книжно   – 4.Посещение   МБУЦБС: иллюстративные выставки, информационные по увековечиванию   значения   Победы   в Великой Отечественной войне. 2.3. Музейные уроки, уроки стенды       мужества, вечера встречи: 1. «А герои­то рядом». 2. «Славен край шахтерскими руками». 3. «Дети войны». 4. «Ваш юбилей в юбилей Кузбасса». 5. «Наши старожилы». 6. «Листая летопись времени». 7. «Защитникам Отечества  посвящается…». 8. «Через тернии к звёздам». 9. «Тревожные годы ­ бессмертные годы». 10.   «Солдаты   великой   России   с бессмертной и гордой судьбой». 11.Воинский подвиг и доблестный труд трепетно помнят и чтут». 12. «Полководцы и герои». 13. «Без вины - виноватые», посвящённое Дню памяти жертв политических репрессий. 14. «200 дней ада – Сталинград». 15. «Недаром помнит вся Россия». 16. «Погиб при исполнении». 17. пионерской комсомольской организации школы». Исследовательские работы: 1. «Кузбасс моей жизни». 2. «Край отчий, край древний». 3. Отечественной войне». земляки   в   Великой   «Наши   «История и       2.4. экскурсии по городу виртуальные экскурсии беседы  библиотекарь учителя начальных классов руководитель и активисты школьного учителя истории и географии учителя начальных классов тематические беседы  встречи с Героями войны и руководитель и активисты школьного труда, участниками локальных войн)  чествование ветеранов шахтерского труда визиты внимания юбилярам музейный урок музейно ­ литературный час по страницам произведений кузбасских поэтов вечер воспоминаний урок памяти  классные руководители  учителя предметники воспитатели  учителя начальных классов подборка статей из газет  «Наш город», «Кузбасс» руководитель и активисты школьного защита проектов на школьной конференции создание и защита презентаций классные руководители 104. «Наши земляки и Афганская война». 5. «С Кузбассом связаны судьбы». 6. «Герои живут рядом». 7. «История символики земли Кузнецкой». 8. «Листая старые подшивки – страницы истории о городе Кемерово». 9. «Война в судьбе моей семьи». 10. «Наша общая Победа». 11. «Живой голос ветерана». 12. Участие в формировании «Бессмертного полка». 14. «Книга памяти». 15.   «Конституция   –   главный   закон государства». 16. «Летопись школы». Конкурсы, викторины, олимпиады: 1.Конкурс   экскурсоводов   школьного музея «Память». 2.   «Кузбасс   –   это   я,   Кузбасс   –   это   мы, Кузбасс – это гордость целой страны». 3.   «Это   нашей   истории   строки»:   час информации. 4.   «Поле   чудес»   по   истории   края,   его людях, основных событиях. 5. «Кузбасс – сердце Сибири». Акции, митинги: 1. Митинг – реквием, возложение венков к памятнику   Воинам,   погибшим   в   Великой Отечественной войне. 2. «И шли на фронт сибиряки». 3. «Цветы солдату». 4. «Лица Победы». 5. «Подарок ветерану». 6. «Я ­ гражданин России». 7. «Дар музею – дар бесценный». 2.5. 2.6. участие в областных конкурсах, конференциях исследовательских работ участие в конкурсном движении по патриотическому воспитанию на интернет сайтах в учитель истории библиотекарь  учителя предметники учителя начальных классов исследовательских проектах конкурс экскурсоводов викторины  информационный час познавательные игры руководитель и активисты школьного  классные руководители учитель истории городские акции и митинги руководитель и активисты школьного  классные руководители  учитель истории старшая вожатая 7.2. Гражданско­патриотическое воспитание 1.Гражданско­патриотическое воспитание в урочное время 111.1 1.2 1.3 1.4 Моё Отечество  «Родина любимая», «День Победы», «Наш край»,   «Государственные   символы   и праздники»,   «Родная   страна»,   «Город,   в котором я живу»; «Задачи»   патриотическим   направлением. с краеведческим «Упражнения» и     и     Уроки мужества «Ради жизни на Земле» (5кл.). «Произведения  о  Великой   Отечественной войне» (6кл.). «На дорогах войны…» (7кл.).  «Стихи и песни о Великой Отечественной (8кл.). Поэтические войне» произведения о войне: М.Ю. Лермонтов «Бородино». «Повести временных лет». «Житие Александра Невского». «Слова о полку Игореве». А.С. Пушкин «Дубровский». Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». А.С. Пушкина «Капитанская дочка». М.А. Шолохова «Судьба человека». Конкурсы сочинений: 1. «Память жива». 2. «Вот она, какая, моя Родина большая». 3. «А нам в Кузбассе довелось родиться». 4. «Мой Кузбасс – моя гордость». «Я и мои права» . Свобода и закон» (викторина). «Право и мораль» (КВН). «Ваш выбор: право или бесправие». «Что закреплено Конституцией». «Признаки правового государства». «Каким я вижу своё будущее» (проект). Гражданин и государство». «Мы – многонациональный народ». «Национальности народов Кузбасса». «Великие Победы» 1. «Блокада Ленинграда». 2. «Сталинградская битва». уроки литературного чтения, русского языка, математики и окружающего мира учителя начальных классов уроки русского языка и литературы учителя русского языка и литературы уроки обществознания учитель истории и обществознания уроки истории обществознания 12Ледовое   путешественники   «География   России. «Великий полководец А.В. 3. «День защитника Отечества». 4.   «Александр   Невский. побоище». 5.   «День   Победы   советского   народа   в Великой Отечественной войне». 6. «Полтавская битва». 7. «Курская битва». 8. «Бородинское сражение». 9. «Русско – турецкая война». 10. «Куликовская битва». 11. «Минин и Пожарский». 12. «Битва за Москву». 13. Суворов». «Великие исследователи» 1. Мужество Великих путешественников и   Е.П. исследователей В.В   Юнкера, Ковалевского,   А.В.Елисеева,   Ф.Ф. Беллинсгаузена   и   М.П.   Лазарева,   Н.И. Вавилова,   С.   Дежнёва.   В.   Беринга,   А.И. Чирикова,   П.П.   Семёнова­Тян­Шанского, Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова» 2.   Население. Хозяйство»   ­   вклад   в   мировую   науку наших учёных и инженеров.  3. «География родного края» -краеведческий материал. 4. «География материков и океанов». 5. «Физическая география России». Великие русские и современные учёные, внесшие   большой   вклад   в   развитие науки: Н.И.Пирогов, И.И. Мечников, И.М. Сеченов,   И.П.   Павлов,   Н.Н.   Бурденко; Д.И.   Менделеев,   М.И.   Ломоносов,   Н.Д. Зелинский, Н.Н. Семёнов. Технические   открытия (Циолковского, Попова,   Курчатова),   советских   ученых физиков,   инженеров, которые   исполнили   свой   патриотический долг помощи фронту в ВОВ. Художественная   культура на   уроках эстетического цикла: любви к ближнему, к своему   народу,   к   Родине.   Знакомство   с историей   Отечества, символикой, историческим   наследием,   с   культурой малых народов, их традициями, обычаями, музыкой,   художественной   культурой.   конструкторов,     и уроки географии учитель географии уроки биологии учитель биологии уроки физики учитель физики музыкально­ритмические занятия уроки изобразительного искусства учителя музыки руководитель детского объединения «Вдохновение» учитель изобразительного 13 1.5 1.6 1.7 1.81.9 Воспитание   гордости   за   героическое прошлое родного города, края, страны. Математические   задачи   с   учётом дидактических методических   но   с   патриотическим требований, направлением,   сообщений   исторических данных,   показывающих   роль   учёных­ математиков   в   укреплении   оборонной мощи нашей страны. и     искусства уроки математики учителя математики 2. Гражданско­патриотическое воспитание во внеурочной и (или) внешкольной деятельности Мероприятия, направленные на воссоздание ценностей российской нации, народов РФ; на углубление знаний, полученных учащимися на уроках, и на формирование гражданского поведения. Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание в детской школьной организации «Зелёные 2.1 Цикл тематических мероприятий: 1.   «Хроника   Великой   Отечественной войны». 2. «Славны были наши деды». 3. «Ордена и медали». 4. «Пионеры – герои в годы ВОВ». 5. «Ветераны о войне». 6. «Воспоминания ветеранов ВОВ». 7. «Салют победителям». 8. «У войны — не женское лицо». 9. «Хлеб войны». 10. «Помним, храним, дорожим».  2.2 Патриотические акции 1. «Ветеран живет рядом». 2. «Дорогой мой Человек». 3. «Белый голубь победы». 4. «Письмо солдату». 5. «Лучшая открытка ветерану». 6. «Клумба Великой Победы». Конкурсы, выставки: 1. «Война глазами детей». 2.   «Есть   память,   которой   не   будет забвенья». 3. «Мы – будущее России». 4. «Я только слышал о войне». 5.   «Мальчишки   и   девчонки   рисуют победу». Познавательно - развлекательные мероприятия: 1. «Солдатушки, браво, рябятушки». 2. «А ну-ка, парни». 2.3 2.4 береты» воспитательские мероприятия встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла уроки памяти флеш­моб просмотр документальных хроник музейные уроки воспитатель классные руководители старший воспитатель руководитель детского объединения «Вдохновение органы детского самоуправления члены детской организации «Зелёные акция помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла и ветеранам труда акция поддержки солдат, проходящих срочную службу конкурс рисунков книжная выставка познавательная игра выпуск стенгазеты береты» учителя начальных классов старший воспитатель орган детского самоуправления члены детской организации «Зелёные береты» библиотекарь старший воспитатель классные руководители конкурсно– развлекательная программа военно­спортивный праздник руководитель детского объединения «Вдохновение» учитель физической 143.Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание под девизом «Всё начинается с семьи» городской праздник музыкально­литературная композиция для ветеранов культуры     воспитатели    воспитатели руководитель детского объединения «Вдохновение» учителя РСВ и ФП старшая вожатая 3.1 3.3 Мероприятия, направленные на привитие гордости за родной край, страну и семью: 1. «День защиты детей». 2. «Любовь к Родине начинается с семьи». 3. «Доброта спасет мир». 4. «День пожилого человека». 3.2 Исследовательские работы: «Фотография из семейного 1. «Орден в моем доме». 2. «Загляни в бабушкин сундук». 3. «Моя родословная». 4. альбома». 5. «Наши семейные традиции». 6. «Спасибо деду за Победу!» 7. Наши папы – защитники Родины». 8. «Лицо   войны   на   страницах   семейного альбома». Акции 1. «Адреса заботы». защита проектов на школьной конференции создание   презентаций и   защита участие в областных конкурсах, конференциях исследовательских родительские комитеты классов классные руководители учителя начальных классов работ участие в городских, областных акциях и митингах классные руководители социальный педагог старшая вожатая «От сердца к сердцу». 3. «Синий платочек». 4. «Спешите сделать добрые дела». 5. «Тепло родного дома». 4.Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание под девизом «Я — патриот России!» 4.1   направленные Мероприятия,   на повышение   уважения   к   символам России и выдающимся россиянам: 1. «Государственные символы Российской Федерации». 2. «День Государственного   флага РФ». 3. «День России — будем всегда Россией гордиться». 4. «Моя Россия!» 5. «Путешествие по карте России». 6. «День героев Отечества». 7.   100­летие   со   дня   рождения   Героя Социалистического   труда,   Героя   России генерал­лейтенанта   М.Т.   Калашникова (10.11.1919). 8.   129­летие   со   дня   рождения   Маршала Советского   Союза,   четырежды   Героя Советского Союза Г.К. Жукова. 9. «Подвиг во имя Отечества». общешкольный праздник игра­викторина линейка памяти познавательная беседа библиотечный урок музейный урок выставочная экспозиция патриотический час виртуальная экскурсия просмотр и обсуждение документальных и художественных   фильмов на военно­исторические темы конференция урок мужества руководитель школьного музея «Память» классные руководители старший воспитатель органы детского самоуправления библиотекарь члены родительского комитета школы члены детской организации «Зелёные береты» 1510. «Знаете, каким он парнем был…» 11. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина».  12. «Солдат из Трептов – парка». 13. «Ему было всего 19".  14. «Герои космоса – Герои России». 15. «Кузьма Минин – великий гражданин и патриот России». 16.   «Поле   русской   славы.   Куликово поле». 4.2 4.3 5.1.   Мероприятия, посвящённые памятным   датам   российской истории: 1. «Годовщина   вывода   советских   войск   из Афганистана». 2.  «Не забудем тебя, Афган!» 3. «День защитника Отечества». 4. «Международный день освобождения    узников фашистских лагерей». 5. «День космонавтики». 6. «День Победы советского народа в Великой Отечественной войне». 7.День   славянской   письменности   и культуры». 8. «День памяти и скорби». 9. «День памяти блокады Ленинграда». 10. «Есть памятная дата в январе». Мероприятия патриотической направленности: 1. 2. 3. 4. «Россия – Радуга». «Пока я помню - я живу». «Главная песня нашей Фестиваль патриотической культурно­ песни.   виртуальные экскурсии классные часы викторины встречи с ветеранами войны и труда, воинами­афганцами, участниками локальных войн, солдатами срочной службы дискуссии классные руководители воспитатели социальный педагог представители школьной ветеранской организации фестиваль конкурс­проект концерт­поздравление литературно­музыкальная композиция учителя РСВ и ФП старший воспитатель страны». 5. Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание под девизом «Поклонимся великим тем годам!» урок мужества патриотический час просмотр документальных фильмов конкурс чтецов Тематические мероприятия «Памяти павших будьте достойны»: 1.   «Героями   не   рождаются   –   героями становятся». 2. «Память о героях не уйдёт в забвенье». 3. «Гордимся славою героев». 4. «Люди мира, на минуту встаньте!». 5.   «Давайте,   люди,   никогда   об   этом   не забудем!». 6. «Через века, через года помните…». 7. «Строки, опалённые войной». классные руководители учитель истории старший воспитатель учителя индивидуальных коррекционных занятий руководитель детского объединения «Вдохновение» 165.2. 8. «Он тогда не вернулся из боя». Акции: 1. 2. 3. 4. 5. 6. «Бессмертный полк». «Подарок ветерану». «Вахта памяти». «У мемориала Победы». «Живая память». «Георгиевская ленточка». 5.3. Исследовательские работы: «Мы помним Вас - герои Великой Отечественной войны». «Их имена навеки в нашей «Подвигу народа жить в 1. 2. 3. памяти». веках». 5.4. 5.5. Конкурсы, викторины: 1. 2. 3. слава». забыт». «Этих дней не смолкнет «Они сражались за Родину». «Ничто не забыто, никто не   культурно­  Мероприятия патриотической направленности: 1. 2. «Мы помним, мы гордимся». «Нам дороги эти позабыть нельзя». акции шествия митинги проекты конкурс презентаций выставочная экспозиция создание музейных экспозиций конкурс патриотической песни литературно­музыкальная  композиция библиотекарь старший воспитатель классные руководители учитель русского языка и литературы учитель истории учитель КТ библиотекарь классные руководители     воспитатели учитель истории  воспитатели руководитель детского объединения «Вдохновение» классные руководители мероприятия, направленные на формирование гражданской позиции и осознание прав и обязанностей перед 7.3. Гражданско­правовое воспитание государством и обществом тематические классные часы викторины дискуссия предметные недели единый классный час митинг игровая программа устный журнал конкурс презентаций познавательное занятие 7.3.1. Тематические мероприятия: 1.   «Права,   свободы   и   обязанности человека и гражданина». 2. «Быть гражданином». 3. «День Конституции РФ». 4. «Знаешь ли ты свои права?». 5.   «Обязанности   и   права   –   неразлучные друзья». 6. «Жить в мире с собой и другими». 7. «Кто такой президент». 8. «Если бы я был депутатом». 9. «Азбука закона». 10. «Избирательное право». 11. реализации». 12. «Ты и твоя ответственность».   «Ответственность   и   формы   её 17 классные руководители воспитатели социальный педагог старший воспитатель учитель КТ7.3.2.   «Конфликты   между   детьми   и 13. «Привычки хорошие и плохие». 14. «Я имею право…». 15. «Путешествие в страну закона». 16. «Мой паспорт – я гражданин». Работа с родителями: 1. родителями. Способы разрешения». 2. «Растим патриотов и граждан России!». 3. «Дисгармония семейных отношений». 4.   «Конституция   –   основной   закон государства». 5. «Задачи   и   трудности   подросткового возраста». Работа с коллективом: 1.   патриотизм, культура   межнациональных   общений   – российский путь развития». 2.   «Воспитание   гражданственности   и патриотизма у школьников». 3.   «Патриотическое   воспитание   как систематическая   и   целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания». 7.3.4. Конкурсы, викторины, выставки:   «Гражданственность,   педагогическим 7.3.3.   1. 2. 3. «Права ребенка». «Дела - человека красят». «Россия – Родина моя». конференция родительское собрание дискуссия консультации семинар для классных руководителей и воспитателей педагогический совет творческий конкурс рисунка выставка творческих работ выставочная экспозиция классные руководители социальный педагог зам. директора по УВР Зам. директора по УВР  руководитель МО классных руководителей учитель изобразительного искусства воспитатели классные руководители учитель трудового обучения учителя начальных классов Список литературы   Вырщикова   А.Н. 1.   Боголюбов   Л.Н.,   Кинкулькин   А.Т.,   Иванова   Л.Ф.,   Кишенкова   О.В., Виноградова Н.Ф., Козленко, Н.Н., Вяземский Е.Е. Концепция гражданского образования   в   общеобразовательной   школе   //   Преподавание   истории   и обществознания в школе. – 2009. – № 9. 2. обеспечение, механизм и структура управления. – Волгоград, 2008. 3.   Государственная   программа   «Патриотическое   воспитание   граждан Российской   Федерации   на   2016   ­   2020   годы». Постановление правительства РФ от 30 декабря 2015 г.  №  1493.   4.   Григорьев   Д.В.   Формирование   гражданской   идентичности   современного школьника   [Электронный   ресурс]   //   Интернет­конференция   «Перспектива   Патриотическое   воспитание:   организационное 18гражданско­патриотического   воспитания   в   системе   образования».   URL: http://proektpatriot2. jimdo.com/гражданская­идентичность/(18.10.2013). 5.   Данилюк   А.Я,   Кондаков   А.М.,   Тишков   В.А.   Концепция   духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России.   –   М.: Просвещение, 2009. 6.  Ефименко   В.Н.  Структурные   компоненты   и   содержательное   наполнение понятия  «гражданская   идентичность» //   Теория   и   практика   общественного развития. – 2013. – № 11. 7.   Кузнецова   Л.В.   Становление   и   развитие   гражданского   воспитания школьников в России: Цели, ценности, эффективность: Монография. – М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2000. 8.   "О   национальной   доктрине   образования   в   Российской   Федерации". Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751. 9.   Об   утверждении   межведомственного   плана   мероприятий   по   реализации государственной   программы   «Патриотическое   воспитание   граждан Российской   Федерации   на   2016­2020   годы»   на   территории   Кемеровской области.   10.   Письмо   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 12.07.2013   №   09­979   «О   направлении   рекомендаций   по   формированию перечня   мер   и   мероприятий   по   реализации   Программы   развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе». 11. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, конспекты уроков, разработки занятий. – Волгоград: Учитель, 2009. 12.  Федеральный   закон   «Об   образовании   в   Российской   Федерации» (от  29 декабря 2012г. № 273­ФЗ). 13.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   для   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья   (ФГОС   НОО   ОВЗ,   ФГОС   ООО ОВЗ). 14. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с. 19