Пояснительная записка
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение
учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и
удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении, формировать у
учащихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, экологическую
культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование
оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития
личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленный на формирование у
школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов
окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, который предполагает логическое включение
и объединение знаний различных наук: биологии, экологии,
географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов
к отражению экологических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психологовозрастным
потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных
базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура
учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе,
обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь
между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать
новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития
нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности ,
познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои
успехи.
При разработке программы учитывались психологопедагогические
закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень
предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы,
отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и
экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее
природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития
умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов,
проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко
выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают
условия для принятия конкретных решений.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе
школьников. Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся,
вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов,
формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к
природе.
Задачи:
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в
реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы родного края.
Развитие познавательного интереса учащихся к природе
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного
отношения к окружающей среде.
Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – до 15
человек.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Наша планета Земля (22 ч.)
Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему
бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание
проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на
глобусе и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут
реки?
Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.
Земля – наш общий дом (12 ч.)
Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная
книга. Жизнь леса.
Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в
горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки.
Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом.
Проект «Всемирная выставка»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или
плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных
ценностей).
правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать
проблему совместно с учителем .
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану,
использовать необходимые
средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна
дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
решения учебной задачи.
предложенных учителем словарях и энциклопедиях
разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию:
самостоятельные выводы.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в
Делать предварительный отбор источников информации для
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в
наблюдать и делат ь
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
Коммуникативные УУД:
письменной речи
критика).
ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная,
парная, групповая, работа над проектом.
1. Индивидуальная работа
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету.
Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
выявить уровень знаний учащихся о природе;
выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно
следственные связи и закономерности;
формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2. Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих
ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и
деятельность товарища. Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая
данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные
мнения по проверенной работе.
3. Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу,
прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает
возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
распределение работы между участниками;
умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать
гипотезы;
владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем
мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы,
викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития
умений школьников применять полученные знания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Содержание программы «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг
вопросов. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их
неразрывном, органичном единстве.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в
природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных,
географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина
действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов
человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической
направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших
школьников с природным многообразием, рассматривая его и как
самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно
существование человека, удовлетворение его материальных и духовных
потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной
идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея
экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных
экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой
природы, между природой и человеком.
В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в
жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие
человека на эти компоненты.
Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и
общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей
имеет также включение в программу элементарных сведений из области
экономики. Учебный курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных
предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой»,
поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками
урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный
курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Рабочая программа кружка Я ПОЗНАЮ МИР
Рабочая программа кружка Я ПОЗНАЮ МИР
Рабочая программа кружка Я ПОЗНАЮ МИР
Рабочая программа кружка Я ПОЗНАЮ МИР
Рабочая программа кружка Я ПОЗНАЮ МИР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.