«Золотые россыпи » по содержанию является лингвистической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации кружковой, по времени реализации краткосрочной. Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VIII классов посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др.
Предметом рассмотрения являются исконно русские и заимствованные слова, слова, отражающие национально-культурные особенности народа, поэтические, сказочные слова, пословицы, поговорки, формулы речевого этикета, фразеологизмы, крылатые выражения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Золотые россыпи » по содержанию является лингвистической, по
по форме
функциональному предназначению учебнопознавательной,
организации кружковой, по времени реализации краткосрочной. Программа
разработана с учетом программы по русскому языку для
общеобразовательных учреждений и реализует преемственность с основным
содержанием учебной программы по русскому языку для VVIII классов
посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его
функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок,
крылатых выражений, формул речевого этикета и др.
Предметом рассмотрения являются исконно русские и заимствованные слова,
слова, отражающие национальнокультурные особенности народа,
поэтические, сказочные слова, пословицы, поговорки, формулы речевого
этикета, фразеологизмы, крылатые выражения.
Новизна программы состоит в том, что в изучение материала сравнении с
известными аналогами внесен при разработке региональный компонент, а
именно изучение говоров и диалектизмов Ульяновской области области,
исследование исторических сведений об известных писателях и знатоках
русского языка, таких как Карамзин и др.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время утрачен
интерес к родному языку, к звучащему слову, к сохранению, сбережению
чистоты русского языка. К числу наиболее актуальных проблем относится
развитие любви к русскому языку приобщение детей к языковым ценностям,
интеллектуальное и духовное развития личности ребенка, интерес к истории
и традициям родного края.
.
Педагогическая целесообразность.
Программа рассчитана на детей 1115 лет, потому как наиболее действенные
формы работы предлагаются увлекательные путешествия в слово, основанные
на использовании разнообразного занимательного материала по лексике,
фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно
популярной литературе по русскому языку;
индивидуальная и групповая поисковоисследовательская деятельность,
ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение
разнообразного лексического материала;
занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания,
выступают с сообщениями;
викторины на лучшего знатока русского слова;конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы,
демонстрируют умения выразительного чтения;
литературномузыкальные мероприятия,
историческим датам.
посвящённые литературно
Рекомендованы следующие виды учебных заданий:
– нахождение пословиц, поговорок, формул речевого этикета,
фразеологизмов в фольклорных текстах и произведениях художественной
литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте;
– анализ эмоциональнообразной насыщенности слов в пословицах,
сказках,
поговорках, формулах речевого этикета, фразеологизмах,
стихотворениях, прозаических текстах;
– подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, аналогичных
высказываниям писателей, цитатам из произведений художественной
литературы;
– моделирование речевых ситуаций (одобрения или осуждения
действий и поступков человека, признания его заслуг, предупреждения от
воэможных ошибок и др.) с использованием пословиц, поговорок, формул
речевого этикета, фразеологизмов, крылатых выражений;
– наблюдения за использованием изобразительновыразительных
возможностей слова в реальном процессе восприятия и порождения речи;
– составление текстов, рассказов, сочинение загадок, сказок,
стихотворений.
Учебный материал на занятиях может быть предъявлен учащимся в
форме серии вопросов для любознательных, вопросовшуток, словесных игр,
лингвистических задач, занимательного материала, пословиц и поговорок,
высказываний, познавательных текстов, интересных рассказов из жизни слов,
презентаций и тестов.
Цел программы: обобщение, систематизация и расширение представлений
учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла
в языке и речи;
Задачи:
1. Овладевать изобразительновыразительными возможностями и
культурным значением слов во фразеологизмах, пословицах и
поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях,
формулах речевого этикета;2. Обогащать и активизировать словарный запас учащихся на основе
формирования внимательного отношения к слову, его правильному
употреблению в устной и письменной речи в составе фразеологизмов,
пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул
речевого этикета, в поэтической речи;
3. Формировать
культуру речевого поведения учащихся,
произносительных, лексических, грамматических и орфографических
норм;
4. Развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно
расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой
интерес к русскому языку через чтение научнопопулярной и
художественной литературы, словарей, справочников и других
источников информации.
5. Культивировать у учащихся эстетичесий вкус, интерес к фольклору
родного края.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже
существующих в этой области заключаются в том, что она реализует
преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому
языку для VVIII класса посредством разностороннего изучения значения
слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов,
пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого
этикета и др. Также тем, что предметом рассмотрения являются слова,
отражающие национальнокультурные особенности народа, в частности
народа, проживающего в Волгоградской области, казаков.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы: от 11 до 15 лет.
Ведущая деятельность этого возраста личностное общение в процессе
общественно полезной деятельности и обучения. Развивается
критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа,
стремление к самостоятельности, что соответствует избранным формам и
методам освоения материала данной программы.
Сроки реализации образовательной программы 70 часов.
Формы занятий:
увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании
разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии,
грамматике, орфографии, широко представленного в научнопопулярной
литературе по русскому языку;
– индивидуальная и групповая поисковоисследовательскаядеятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и
обобщение разнообразного лексического материала;
– занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания,
выступают с сообщениями;
– викторины на лучшего знатока русского слова;
– конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы,
демонстрируют умения выразительного чтения,
концерты, фольклорные праздники.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 70 часов
Ожидаемые результаты освоения программы.
В результате изучения материалов программы обучающиеся должны
понимать:
назначение слов и фразеологизмов в речи, особенности употребления
однозначных и многозначных слов, слов в прямом и переносном значении,
исконно русских и заимствованных слов, синонимов, антонимов;
формулы и правила речевого этикета, основные речевые этикетные ситуации;
выразительные возможности слов и фразеологизмов, их роль в сохранении и
передаче культурного наследия народа;
правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний в пределах
орфографической нормы, установленной учебной программой по русскому
языку для VVIII классов;
постановку знаков препинания в простом и сложном предложении в пределах
пунктуационной нормы, установленной учебной программой по русскому
языку для V VIII классов;
уметь:
находить в фольклорных текстах, в текстах художественной, научной, научно
популярной и занимательной литературы лексикофразеологические единицы
с культурным компонентом значения, разъяснять их смысл и роль в тексте;
•правильно и уместно использовать в устной и письменной речи
однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении,
исконно русские и заимствованные слова, синонимы и антонимы;
выбирать, анализировать и правильно употреблять в устной и
письменной речи формулы речевого этикета в соответствии с речевыми
этикетными ситуациями и правилами;
разъяснять написание слов, постановку знаков препинания в простых
и сложных предложениях в соответствии с изученными орфографическими и
пунктуационными правилами; находить нужные слова и фразеологизмы в толковых словарях,
словарях иностранных слов, синонимов, антонимов, многозначных слов и др.,
извлекать нужную информацию из словарной статьи.
Способы проверки результатов освоения программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
может быть в форме защиты проектов по выбранной тематике либо во время
проведениявнеклассного мероприятия,
во время которых будут
задействованы работы детей по конкретным темам.
Календарно – тематическое планирование (70 часов)
№
Тема
1
3
2
Вглубь слова.
Есть в осени
первоначальной…..
Слова родные и слова
гости.
Кол
во
часо
в
4
6
2
Форма занятия
Деятельность
обучающихся
Лекция презентация с
элементами беседы
«Путешествие в слово».
Заполнение таблицы,
работа со словарем.
Конкурс чтецов.
Бал поэтов.
Практическая работа
Поиск стихотворений,
посвящённых осенней
поре, проза.
Сообщения учащихся.
Составление текста с
использованием слов
исконно русских и
заимствованных.
Дискуссия «Нужны или
не нужны
заимствованные слова?»
Работа с текстом,
нахождение в тексте
национально окрашенных
слов, использование
национально окрашенныхслов в речи.
Просмотр эпизодов из
фильма С.Герасимова
«Тихий Дон», анализ
звучащей в фильме речи
(фонетические и
лексические
особенности), сравнение
с современным
литературным языком.
Поиск и анализ
крылатых выражений из
басен Крылова И.А.,
индивидуальная
творческая работа
«Зачем нужны крылатые
слова и выражения».
Тематические сообщения
учащихся о пословицах и
поговорках, работа со
словарем В.И. Даля
«Пословицы русского
народа», дискуссия.
Подбор пословиц и
поговорок на заданную
тему.
3
4
Национально
окрашенные слова в
языке.
Словадиалектизмы
Ульяновской области.
Диалектные слова.
Говор донских казаков.
Казаки в
Новоспасском?!?
4
6
Работа с источниками –
словари и справочники.
Практическая работа.
Посещение музея.
Заочная экскурсия в
казачью станицу.
Беседа с
представителем
казачества
новоспасского.
5
Крылатые слова.
5
Слово учителя,
практическая работа.
6
Золотые россыпи
народной мудрости.
4
Семинарпрактикум.
Проба пера
придумываем
афоризмы.Подбор пословиц и
поговорок о языке (на
русском и латинском
языках). Объяснение
смысла понравившейся
пословицы.
Конкурс – аукцион.
Работа с
этимологическим
словарём. Этимология
слов ,алфавит, азбука,
букварь, грамота.
7
8
910
В каком значении
употребляется слово
грамота в наше время?
89
10
Жизнь слова во
фразеологизме.
11
13
Слово поэтическое.
4
2
2
3
8
2
2
Работа в парах со
словарем
фразеологизмов,
толковым словарем,
соревнование «Кто
больше?», составление
устного речевого
высказывания с
использованием
фразеологизмов.
Редактирование текстов,
творческая работа по
карточкам в группах,
поиск изобразительных
средств в текстах.
Творческие задания по
карточкам, работа с
текстом с ошибками,
работа с орфоэпическим
словарем. Защита
проектов.
Работа с текстом, работа
с орфографическим
словарем,
редактирование текста,
работа в парах по
заданию карточек,
индивидуальная работа,
игра «Кто быстрее?»
Инсценирование,
моделирование речевых
ситуаций,
Создание стенгазеты.
Моделирование речевых
ситуаций,
инсценирование, работа в
парах (выполнение
Игра «Путешествие в
страну Фразеологию»
Лекция с элементами
беседы.
Практикум
Игра «Приключения в
стране Орфоэпии»творческого задания).
Дискуссия, тематические
выступления
обучающихся.
Диспут. Просмотр
телепередач.
Знакомство с
тиранскрипцией.
4
2
4
2
Игра.
Практическая работа.
Что такое этикет?
Практическое занятие.
Инсценированиеучеба
для невежд или невеж?
Практическое занятие.
Заседание круглого
стола.
Работа с
орфоэпическими
словарями, изучение
норма произношения
Тестирование
14
Звучащее слово
15
16
17
Сквозь призму
написания.
Речевой этикет.
«Давайте говорить друг
другу комплименты…»
Орфоэпия и
нормы.Наблюдение за
речью дикторов
местного телевидения,
языком рекламы.
Обобщение и
систематизация
изученного материала.
Защита проектов.«Лингвистические детективы»,
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Вглубь слова.
Содержание материала: Назначение слов в языке и речи.
Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько.
Как и почему слово переносит своё значение: прямое и переносное значение
слов.
О взаимоотношениях между словами: словадрузья и словавраги.
Форма занятий: Лекция с элементами беседы «Путешествие в слово».
Методическое обеспечение: Орфографический и толковый словари, тетрадь,
ручка, пособие Н.М. Шанского
Э.
Вартаньяна «Путешествие в слово»
Тема 2. Слова родные и слова гости.
Содержание материала: Жизнь исконно русских слов в языке.
Как чувствуют себя в языке словапришельцы: заимствования в русском
языке.
Форма занятий: Практическая работа
Методическое обеспечение: Толковый словарь, словарь иностранных слов.
Тема 3. Национально окрашенные слова в языке.
Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного
быта: печь, изба, щи, каша, кисель, блины, сарафан, валенки, гармошка,
балалайка, хоровод, частушка, сени, коса, сноп и др.
Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа:
тройка – символ быстроты, простора, удали; берёза – символ
женственности; лебедь – символ красоты и верности и др.
Форма занятий: Практическая работа
Методическое обеспечение: карточки с текстами, содержащими диалектные
слова (9 шт.), иллюстративный материал.
Тема 4.Диалектные слова. Говор казаков.
Содержание материала: Фонетические особенности: аканье и яканье табе,
нясу и др. Фрикативный звук [г], смягчение согласных, употребление одних
звуков вместо других: освободить – ослобонить, вишня – вышня и др.
Особенности лексики: карша, шумнуть, башлык, грубка, патлы и др.
Форма занятий: Заочная экскурсия в казачью станицу
Методическое обеспечение: фрагменты фильма С. Герасимова «Тихий Дон»
(эпизод сватовства), иллюстративный материал.
Тема 5. Крылатые словаСодержание материала: Крылатые слова в языке и речи. Высказывания
писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле.
Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые
выражения из басен И. А. Крылова: А ларчик просто открывался. А Васька
слушает да ест. Без драки попасть в большие забияки. Да только воз и
ныне там. Слонато я и не приметил. Хоть видит око, да зуб неймёт и др.
Форма занятий: Слово учителя, практическая работа
Методическое обеспечение: «Крылатые слова» Н.С. Ашукин, М.Г.Ашукин,
басни И.А. Крылова.
Тема 6. Золотые россыпи народной мудрости.
Содержание материала:Отражение в пословицах и поговорках нравственных
ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта,
разнообразных сфер и аспектов жизнедеятельности.
Уместность употребления пословиц в речи. Советы, разумные наставления,
подсказки в пословицах об учении, слове, языке, речи.
Выразительность, образность, яркость, богатство языка, глубина содержания и
лаконичность формы пословиц и поговорок. Поучительный смысл пословиц о
родной земле, труде, счастье, качествах людей.
Форма занятий: Семинар
Методическое обеспечение: сборники, содержащиепословицы и поговорки
русского народа,
Даль «Пословицы русского народа»
Тема 7. Жизнь слова во фразеологизме.
Содержание материала: Культурный смысл фразеологизмов.
Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным
значением.Фразеологизмы с постоянными сравнениями: как с гуся вода; как
рыба в воде; как грибы после дождя; льёт как из ведра; видно как на
ладони и др. Фразеологизмы с названиями животных:
заячья душа,
медвежья услуга, не в коня корм, волчий аппетит, куриная память,
собачий холод, пуганая ворона и др.Форма занятий: Игра «Путешествие в
страну Фразеологию»
В.И.
Методическое обеспечение: Словарь фразеологизмов, толковый словарь.
Тема 8. Слово поэтическое.
Содержание материала: Образность и вдохновенность поэтического слова.
Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты,
меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке.Форма занятий: Лекция с элементами беседы, практикум
Методическое обеспечение: карточкитексты для творческой работы,
поиска изобразительных средств, редактирования 17 штук).
Тема 9. Звучащее слово.
Содержание материала: Правильность и интонационная выразительность
звучащего слова. Произношение звуков и их трудных сочетаний.
Как нельзя говорить: о наиболее распространённых случаях неправильной
постановки ударения в словах: квартал, средства, каталог, свекла, арбуз,
эксперт, досуг, обеспечение, щавель, сироты, звонит, красивее и др.
Форма занятий: Игра «Приключения в стране Орфоэпии»
Методическое обеспечение: Орфоэпический словарь, карточки – задания
для орфоэпической работы ( 9 штук).Тема 10. Слово сквозь призму
написания.
Содержание материала: Зри в корень: загадки правописания в корне слова.
Постоянство и непостоянство приставок.
Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы.
Форма занятий: Игра. Практическая работа.
Методическое обеспечение: Орфографические словари (5 штук), карточки с
текстами для орфографической правки ().Тема 11. Речевой этикет.
Содержание материала: Речевой этикет – гарант доброжелательного
общения и коммуникативного успеха. Отражение в речевом этикете
богатейших языковых и культурных традиций народа.
Вежливость как нравственноценностная основа культуры речевого
поведения. Проявление средствами речевого этикета уважительности,
почтения, приветливости, радушия, учтивости, доброжелательности,
обходительности, признания достоинств и значимости человека в обществе.
Формулы речевого
речевые
ситуации:приветствия, обращения и привлечения внимания, знакомства,
просьбы, приглашения, благодарности, извинения, пожелания, поздравления,
комплимента, одобрения, утешения, прощания и др.
этикета
и
этикетные
Правила речевого этикета. Учёт при выборе формул речевого этикета пола
собеседника, его возраста, служебного положения, профессии и др.
Форма занятий: Практическое занятие.
Методическое обеспечение: опросники «Что следует говорить и что не
следует»Тема 12. «Давайте говорить друг другу комплименты…»
Содержание материала: Комплимент как форма этикета.
Значение комплимента в общении.
Как правильно сказать комплимент и как правильно его принять.
Форма занятий: Практическое занятие.
Методическое обеспечение: фрагмент песни Б.Окуджава «Давайте говорить
друг другу комплименты», карточки для творческого задания (9 шт),
материал для инсценирования.Тема 13. Обобщение и систематизация
изученного материала.
Форма занятий: Заседание круглого стола.
Методическое обеспечение: компьютер, проектор.
Тема 14. Защита проектов.
Форма занятий: Защита проектов.
Методическое обеспечение: компьютер, проектор, доска.
Тема 15.Работа со словарями
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного
курса, предполагают наличие с учебного кабинета, оснащенного методической
и справочной литературой по предметам русский язык и литература, так же
Из дидактического
кабинет, оснащенный компьютером, проектором.
обеспечения
упражнений,
индивидуальных карточек, текстов по тематике курса.
наличиетренировочных
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, аудио и видеозаписи,
тексты художественных произведений, словари, иллюстрации, музыкальные
записи, литературные произведения.
необходимо
Рекомендуемая литература
Аникин, В. П. Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и
поговорки / В. П. Аникин. – М., 1988.
Фразеологический словарь в картинках, изд. «Капитал», 2017г.
Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово: кн. для учащихся ст. классов /
Э. А. Вартаньян. – М. : Просвещение, 1982.
Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М. : Просвещение, 1983.
Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э.
Розенталь. – СПб.: Просвещение. СанктПетербург. отдние, 1995.Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. –
Л., 1988.
Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С.
И. Львова. – М.: Дрофа, 2006.
Орлов Л.М. Русские говоры Волгоградской области. Волгоград, Издво
ВГПУ, 1984.
Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4е. –
СанктПетербург : Авалон; Азбукаклассика, 2005.
Розенталь, Д. Э. и др. Русский язык для школьников 59 классов.
Путешествие в страну слов : учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : Изд. дом
«Дрофа», 1995.
Успенский, Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. –
Минск, 1989.
Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И.
Формановская. – М. : ИКАР, 2005.
Шанский, Н. М. Жизнь русского слова: кн. для старшеклассников / Н.
М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : ВербумМ, 2006.
Словари
Ашукин, С. С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. Литературные
цитаты. Образные выражения / С. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М., 1986.
Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е.
Александрова. – М., 1987.
Ахманова, О. С. Словарь синонимов русского языка / О. С. Ахманова.
– М., 1986.
Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. –
М. : АСТПРЕСС, 2001.
Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.
П. Жуков, А. В. Жуков (любое издание).
Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа: Большой
толковый словарь / В. И. Зимин, А. С. Спирин. – Ростов н/Д : Феникс;
Москва : Цитадельтрейд, 2005.
Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка:
Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. – М. : Рус.
яз. – Медиа, 2005.Культура русской речи: энциклопедический словарьсправочник / под
ред. Л. Ю. Иванова [и др.]. – М.: Флинта; Наука, 2003.
Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р.
Львов (любое издание).
Новый краткий словарь иностранных слов / отв. ред. Н. М. Семёнова.
– М.: Рус.яз. – Медиа, 2005.
Новый орфографический словарьсправочник русского языка / ред.
сост. В. В. Бурцева. – М. : Рус.яз. – Медиа, 2005.
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический
справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007.
Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание.
Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В.
Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айриспресс, 2005.
Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского
языка / А. Н. Тихонов. – М. : Просвещение, 1991 (и последующие издания).
Этимологический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В.
Панов. – М.: Педагогика, 1984 (и последующие издания).