рабочая программа кружка "Золотые россыпи

  • Образовательные программы
  • docx
  • 07.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Золотые россыпи » по содержанию является лингвистической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации кружковой, по времени реализации краткосрочной. Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VIII классов посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др. Предметом рассмотрения являются исконно русские и заимствованные слова, слова, отражающие национально-культурные особенности народа, поэтические, сказочные слова, пословицы, поговорки, формулы речевого этикета, фразеологизмы, крылатые выражения.
Иконка файла материала программа кружка Золотые россыпи.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   «Золотые  россыпи »  по  содержанию является  лингвистической, по  по   форме функциональному   предназначению учебно­познавательной, организации  кружковой, по времени реализации  краткосрочной.  Программа разработана   с   учетом   программы   по   русскому   языку   для общеобразовательных учреждений и   реализует преемственность с основным содержанием   учебной   программы   по   русскому   языку   для  V­VIII  классов посредством   разностороннего   изучения   значения   слова   и  особенностей   его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др.  Предметом рассмотрения являются исконно русские и заимствованные слова,  слова, отражающие национально­культурные особенности народа,  поэтические, сказочные слова, пословицы, поговорки, формулы речевого  этикета, фразеологизмы, крылатые выражения. Новизна программы состоит в том, что в изучение материала  сравнении с  известными аналогами  внесен при разработке региональный компонент, а  именно изучение говоров и диалектизмов Ульяновской области области,  исследование исторических сведений об известных писателях и знатоках  русского языка, таких как Карамзин и др. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время утрачен  интерес к родному языку, к звучащему слову, к сохранению, сбережению  чистоты русского языка.  К числу наиболее актуальных проблем относится   развитие любви к  русскому языку приобщение детей к языковым ценностям,  интеллектуальное и духовное развития личности ребенка, интерес к истории  и традициям родного края. .  Педагогическая целесообразность.  Программа рассчитана на детей  11­15 лет, потому как наиболее действенные формы работы предлагаются увлекательные путешествия в слово, основанные на   использовании   разнообразного   занимательного   материала   по   лексике, фразеологии,  грамматике,  орфографии,  широко   представленного   в  научно­ популярной литературе по русскому языку;  индивидуальная   и   групповая   поисково­исследовательская   деятельность, ориентирующая   учащихся   на   самостоятельный   поиск   и   обобщение разнообразного лексического материала;  занятия,   на   которых   учащиеся   выполняют   индивидуальные   задания, выступают с сообщениями;  викторины на лучшего знатока русского слова;конкурсы,   на   которых   учащиеся   защищают   свои   творческие   работы, демонстрируют умения выразительного чтения; литературно­музыкальные   мероприятия, историческим датам.   посвящённые   литературно­ Рекомендованы   следующие виды учебных заданий: –   нахождение   пословиц,   поговорок,   формул   речевого   этикета, фразеологизмов   в   фольклорных   текстах   и   произведениях   художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте; –   анализ   эмоционально­образной   насыщенности   слов   в   пословицах,   сказках, поговорках,  формулах   речевого   этикета,   фразеологизмах, стихотворениях, прозаических текстах; –   подбор   пословиц,   поговорок,   фразеологизмов,   аналогичных высказываниям   писателей,   цитатам   из   произведений   художественной литературы; –   моделирование   речевых   ситуаций  (одобрения   или   осуждения действий   и   поступков   человека,   признания   его   заслуг,   предупреждения   от воэможных   ошибок   и  др.)  с  использованием   пословиц,  поговорок,  формул речевого этикета, фразеологизмов, крылатых выражений; –   наблюдения   за   использованием   изобразительно­выразительных возможностей слова в реальном процессе восприятия и порождения речи;  –   составление   текстов,   рассказов,   сочинение   загадок,   сказок, стихотворений. Учебный материал на занятиях может быть предъявлен учащимся в форме серии вопросов для любознательных, вопросов­шуток, словесных игр, лингвистических   задач,   занимательного   материала,   пословиц   и   поговорок, высказываний, познавательных текстов, интересных рассказов из жизни слов, презентаций и тестов. Цел программы:  обобщение,  систематизация  и  расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи; Задачи:  1. Овладевать   изобразительно­выразительными   возможностями   и культурным   значением   слов   во   фразеологизмах,   пословицах   и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета;2. Обогащать   и   активизировать   словарный   запас   учащихся   на   основе формирования   внимательного   отношения   к   слову,   его   правильному употреблению в устной и письменной речи в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул речевого этикета, в поэтической речи; 3. Формировать   культуру   речевого   поведения   учащихся, произносительных,   лексических,   грамматических   и   орфографических норм; 4. Развивать   у   учащихся   языковое   чутьё,   стремление   самостоятельно расширять   и   углублять  знания  о   русском  языке,  удовлетворять   свой интерес   к   русскому   языку   через   чтение   научно­популярной   и художественной   литературы,   словарей,   справочников   и   других источников информации. 5. Культивировать   у   учащихся   эстетичесий   вкус,   интерес   к   фольклору родного края. Отличительные   особенности  данной   образовательной   программы   от   уже существующих   в   этой   области   заключаются   в   том,   что   она   реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку  для  V­VIII    класса посредством  разностороннего  изучения значения слова   и   особенностей   его   функционирования   в   составе   фразеологизмов, пословиц   и   поговорок,   загадок,   крылатых   выражений,   формул   речевого этикета  и  др.   Также  тем, что  предметом  рассмотрения  являются     слова, отражающие   национально­культурные   особенности   народа,   в   частности народа, проживающего в Волгоградской области, казаков.   Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной  программы: от  11 до 15 лет. Ведущая деятельность  этого  возраста ­ личностное общение в процессе  общественно ­   полезной     деятельности и обучения.  Развивается  критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к самостоятельности, что соответствует избранным формам и  методам освоения материала данной программы. Сроки реализации образовательной программы  70 часов. Формы занятий:                ­ увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного   занимательного   материала   по   лексике,   фразеологии, грамматике,   орфографии,   широко   представленного   в   научно­популярной литературе по русскому языку; –   индивидуальная   и   групповая   поисково­исследовательскаядеятельность,   ориентирующая   учащихся   на   самостоятельный   поиск   и обобщение разнообразного лексического материала; – занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями; – викторины на лучшего знатока русского слова; – конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы,  демонстрируют умения выразительного чтения, ­концерты, фольклорные праздники. Режим занятий: Программа рассчитана   на 70 часов Ожидаемые результаты освоения программы.  В результате изучения материалов  программы обучающиеся  должны понимать: назначение   слов   и   фразеологизмов   в   речи,   особенности   употребления однозначных и многозначных слов, слов в прямом и переносном значении, исконно русских и заимствованных слов, синонимов, антонимов; формулы и правила речевого этикета, основные речевые этикетные ситуации; выразительные возможности слов и фразеологизмов, их роль в сохранении и передаче культурного наследия народа; правописание   корней,   приставок,   суффиксов,   окончаний   в   пределах орфографической  нормы, установленной  учебной  программой  по   русскому языку для V­VIII  классов; постановку знаков препинания в простом и сложном предложении в пределах пунктуационной   нормы,   установленной   учебной   программой   по   русскому языку для V­  VIII классов; уметь: находить в фольклорных текстах, в текстах художественной, научной, научно­ популярной и занимательной литературы лексико­фразеологические единицы с культурным компонентом значения, разъяснять их смысл и роль в тексте;  •правильно   и   уместно   использовать   в   устной   и   письменной   речи однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, исконно русские и заимствованные слова, синонимы и антонимы;  выбирать,   анализировать   и   правильно   употреблять   в   устной   и письменной   речи   формулы   речевого   этикета   в   соответствии   с   речевыми этикетными ситуациями и правилами;  разъяснять написание слов, постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами; находить   нужные   слова   и   фразеологизмы   в   толковых   словарях, словарях иностранных слов, синонимов, антонимов, многозначных слов и др., извлекать нужную информацию из словарной статьи.   Способы проверки результатов освоения программы.   Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме  защиты проектов по выбранной тематике  либо во время проведениявнеклассного   мероприятия,     во   время   которых   будут задействованы  работы детей по конкретным темам. Календарно – тематическое планирование (70 часов) № Тема 1 3 2 Вглубь слова. Есть в осени  первоначальной….. Слова родные и слова  гости. Кол­ во  часо в 4 6 2 Форма занятия Деятельность  обучающихся Лекция ­презентация с  элементами беседы  «Путешествие в слово». Заполнение таблицы,  работа со словарем. Конкурс чтецов. Бал поэтов. Практическая работа Поиск стихотворений,  посвящённых осенней  поре, проза. Сообщения учащихся. Составление текста с  использованием слов  исконно русских и  заимствованных.  Дискуссия «Нужны или  не нужны  заимствованные слова?» Работа с текстом,  нахождение в тексте  национально окрашенных слов, использование  национально окрашенныхслов в  речи. Просмотр эпизодов из  фильма С.Герасимова  «Тихий Дон»,  анализ  звучащей в фильме речи  (фонетические и  лексические  особенности), сравнение  с современным  литературным языком.    Поиск и анализ  крылатых выражений  из  басен  Крылова И.А.,  индивидуальная  творческая работа  «Зачем нужны крылатые  слова и выражения». Тематические сообщения учащихся о пословицах и поговорках, работа со  словарем  В.И. Даля  «Пословицы русского  народа», дискуссия.  Подбор пословиц и  поговорок на заданную  тему. 3 4 Национально  окрашенные слова в  языке. Слова­диалектизмы  Ульяновской области. Диалектные слова.  Говор донских казаков. Казаки в  Новоспасском?!? 4 6 Работа с источниками – словари и справочники. Практическая работа.  Посещение музея. Заочная экскурсия в  казачью станицу.  Беседа с  представителем  казачества  новоспасского. 5 Крылатые слова. 5 Слово учителя,  практическая работа. 6 Золотые россыпи  народной мудрости. 4 Семинар­практикум. Проба пера­ придумываем  афоризмы.Подбор пословиц и  поговорок о языке (на  русском и латинском  языках). Объяснение  смысла понравившейся  пословицы. Конкурс – аукцион. Работа с  этимологическим  словарём. Этимология  слов ,алфавит, азбука,  букварь, грамота.  7 8 9­10 В каком значении  употребляется слово  грамота в наше время? 8­9 10 Жизнь слова во  фразеологизме. 11­ 13 Слово поэтическое. 4 2 2 3 8 2 2 Работа в парах со  словарем  фразеологизмов,  толковым словарем,  соревнование «Кто  больше?», составление  устного речевого  высказывания с  использованием   фразеологизмов.  Редактирование текстов,  творческая работа по  карточкам в группах,  поиск  изобразительных  средств   в  текстах. Творческие задания по  карточкам, работа с  текстом с ошибками,  работа с орфоэпическим  словарем. Защита  проектов. Работа с текстом, работа  с орфографическим  словарем,   редактирование текста,  работа в  парах по  заданию карточек,  индивидуальная работа,  игра «Кто быстрее?» Инсценирование,    моделирование речевых  ситуаций,  Создание стенгазеты. Моделирование речевых  ситуаций,  инсценирование, работа в парах (выполнение  Игра «Путешествие в  страну  Фразеологию» Лекция с элементами  беседы. Практикум Игра «Приключения в  стране Орфоэпии»творческого задания). Дискуссия, тематические выступления  обучающихся. Диспут. Просмотр  телепередач. Знакомство с  тиранскрипцией. 4 2 4 2 Игра. Практическая работа. Что такое этикет? Практическое занятие. Инсценирование­учеба  для невежд или невеж? Практическое занятие. Заседание круглого  стола. Работа с  орфоэпическими  словарями, изучение  норма произношения Тестирование 14 Звучащее слово 15 16 17 Сквозь призму  написания. Речевой этикет. «Давайте говорить друг другу комплименты…» Орфоэпия и  нормы.Наблюдение за  речью дикторов  местного телевидения,  языком рекламы.  Обобщение и  систематизация  изученного материала. Защита проектов.«Лингвистические   детективы»,   СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ                                                                          Тема  1.     Вглубь слова. Содержание  материала: Назначение слов в языке и речи. Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько. Как и почему слово переносит своё значение: прямое и переносное значение слов. О взаимоотношениях между словами: слова­друзья и слова­враги. Форма занятий: Лекция  с элементами беседы «Путешествие в слово». Методическое обеспечение: Орфографический и толковый словари, тетрадь, ручка,   пособие   Н.М.   Шанского     Э. Вартаньяна  «Путешествие в слово»    Тема   2. Слова родные и  слова ­гости. Содержание материала: Жизнь исконно русских слов в языке. Как   чувствуют   себя   в   языке   слова­пришельцы:   заимствования   в   русском языке. Форма занятий: Практическая работа Методическое обеспечение:  Толковый словарь, словарь иностранных слов. Тема   3. Национально окрашенные слова в языке. Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного  быта: печь, изба, щи, каша, кисель, блины, сарафан, валенки, гармошка,  балалайка, хоровод, частушка, сени, коса, сноп и др. Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа:  тройка – символ быстроты, простора, удали; берёза – символ  женственности; лебедь – символ красоты и верности и др.  Форма занятий: Практическая работа Методическое обеспечение: карточки с текстами, содержащими диалектные слова (9 шт.), иллюстративный материал. Тема   4.Диалектные слова.  Говор  казаков.  Содержание материала: Фонетические особенности:  аканье и яканье табе,  нясу и др. Фрикативный звук [г], смягчение согласных, употребление одних  звуков  вместо других: освободить – ослобонить, вишня – вышня и др. Особенности лексики: карша, шумнуть, башлык, грубка, патлы и др. Форма занятий: Заочная экскурсия в казачью станицу  Методическое обеспечение: фрагменты фильма С. Герасимова «Тихий Дон»  (эпизод сватовства), иллюстративный материал.  Тема   5. Крылатые словаСодержание   материала:  Крылатые   слова   в   языке   и   речи.   Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле.  Крылатые   слова   о   родине,   книге,   дружбе,   качествах   людей.   Крылатые выражения из басен И. А. Крылова: А ларчик просто открывался. А Васька слушает да ест. Без драки попасть в большие забияки. Да только воз и ныне там. Слона­то я и не приметил. Хоть видит око, да зуб неймёт  и др. Форма занятий: Слово учителя, практическая работа Методическое обеспечение: «Крылатые слова» Н.С. Ашукин, М.Г.Ашукин, басни И.А. Крылова.   Тема  6. Золотые россыпи народной мудрости. Содержание материала:Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта,  разнообразных сфер и аспектов жизнедеятельности.  Уместность употребления пословиц в речи. Советы, разумные наставления, подсказки в пословицах об учении, слове, языке, речи. Выразительность, образность, яркость, богатство языка, глубина содержания и лаконичность формы пословиц и поговорок. Поучительный смысл пословиц о родной земле, труде, счастье, качествах людей. Форма занятий: Семинар Методическое обеспечение:  сборники, содержащиепословицы и поговорки русского   народа,   Даль   «Пословицы   русского   народа» Тема   7. Жизнь слова во фразеологизме. Содержание материала: Культурный смысл фразеологизмов. Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением.Фразеологизмы с постоянными сравнениями: как с гуся вода; как рыба в воде; как грибы после дождя; льёт как из ведра;  видно как на ладони  и   др.   Фразеологизмы   с   названиями   животных:  заячья   душа, медвежья   услуга,   не   в   коня   корм,   волчий   аппетит,   куриная   память, собачий холод, пуганая ворона  и др.Форма занятий:  Игра «Путешествие в страну  Фразеологию»  В.И. Методическое   обеспечение:  Словарь   фразеологизмов,   толковый   словарь. Тема  8.  Слово поэтическое. Содержание материала: Образность и вдохновенность поэтического слова.  Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке.Форма занятий: Лекция с элементами беседы, практикум Методическое   обеспечение:  карточки­тексты   для     творческой   работы, поиска  изобразительных средств, редактирования 17 штук). Тема 9.  Звучащее слово. Содержание материала: Правильность и интонационная выразительность  звучащего слова. Произношение звуков и их трудных сочетаний. Как   нельзя   говорить:   о   наиболее   распространённых   случаях   неправильной постановки ударения в словах:  квартал, средства, каталог, свекла, арбуз, эксперт, досуг, обеспечение, щавель, сироты, звонит, красивее и др.  Форма занятий: Игра «Приключения в стране Орфоэпии» Методическое   обеспечение:  Орфоэпический   словарь,   карточки   –   задания для   орфоэпической   работы   (   9   штук).Тема     10.   Слово   сквозь   призму написания. Содержание материала: Зри в корень: загадки правописания в корне слова. Постоянство и непостоянство приставок.  Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы. Форма занятий: Игра. Практическая работа. Методическое обеспечение: Орфографические словари (5 штук), карточки с текстами для орфографической правки ().Тема  11.   Речевой этикет. Содержание   материала:  Речевой   этикет   –   гарант   доброжелательного общения   и   коммуникативного   успеха.   Отражение   в   речевом   этикете богатейших языковых и культурных традиций народа.  Вежливость как нравственно­ценностная основа культуры речевого  поведения. Проявление средствами речевого этикета уважительности,  почтения, приветливости, радушия, учтивости, доброжелательности,  обходительности, признания достоинств и значимости человека в обществе. Формулы   речевого     речевые ситуации:приветствия,   обращения   и   привлечения   внимания,   знакомства, просьбы, приглашения, благодарности, извинения, пожелания, поздравления, комплимента, одобрения, утешения, прощания и др.  этикета   и   этикетные Правила речевого этикета. Учёт при выборе формул речевого этикета пола  собеседника, его возраста, служебного положения, профессии и др.  Форма занятий: Практическое занятие. Методическое обеспечение: опросники «Что следует говорить и что не  следует»Тема  12.  «Давайте говорить друг другу комплименты…» Содержание материала: Комплимент как форма этикета.  Значение комплимента в общении.  Как правильно сказать комплимент и как правильно его принять. Форма занятий: Практическое занятие. Методическое обеспечение: фрагмент песни Б.Окуджава «Давайте говорить друг   другу   комплименты»,   карточки   для   творческого   задания   (9   шт), материал   для   инсценирования.Тема   13.   Обобщение   и   систематизация изученного материала. Форма занятий: Заседание круглого стола. Методическое обеспечение:  компьютер, проектор.  Тема  14. Защита проектов. Форма занятий: Защита проектов. Методическое обеспечение: компьютер, проектор, доска. Тема 15.Работа со словарями МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие с учебного кабинета, оснащенного методической и справочной литературой по предметам русский язык и литература, так же  Из   дидактического кабинет,   оснащенный   компьютером,   проектором. обеспечения упражнений, индивидуальных карточек, текстов по тематике курса. наличиетренировочных Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, аудио­ и видеозаписи, тексты   художественных   произведений,  словари,  иллюстрации,  музыкальные записи, литературные произведения.     необходимо    Рекомендуемая литература Аникин, В. П. Долгий век  пословицы / в кн.: Русские  пословицы и поговорки / В. П. Аникин. – М., 1988. Фразеологический словарь в картинках, изд. «Капитал», 2017г. Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово: кн. для учащихся ст. классов / Э. А. Вартаньян. – М. : Просвещение, 1982.  Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М. : Просвещение, 1983.  Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб.: Просвещение. Санкт­Петербург. отд­ние, 1995.Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988.  Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2006.  Орлов Л.М. Русские говоры Волгоградской области. Волгоград, Изд­во ВГПУ, 1984. Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4­е. – Санкт­Петербург : Авалон; Азбука­классика, 2005.  Розенталь,   Д.  Э.   и   др.   Русский   язык   для   школьников   5­­9  классов. Путешествие в страну слов : учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : Изд. дом «Дрофа», 1995.  Успенский, Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. – Минск, 1989. Формановская,   Н.   И.   Культура   общения   и   речевой   этикет   /   Н.   И. Формановская. – М. : ИКАР, 2005.  Шанский, Н. М. Жизнь русского слова: кн. для старшеклассников / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Вербум­М, 2006.  Словари Ашукин,   С.   С.,   Ашукина,   М.   Г.   Крылатые   слова.   Литературные цитаты. Образные выражения / С. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М., 1986. Александрова,   З.   Е.   Словарь   синонимов   русского   языка   /   З.   Е. Александрова. – М., 1987. Ахманова, О. С. Словарь синонимов русского языка / О. С. Ахманова. – М., 1986. Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. –  М. : АСТ­ПРЕСС, 2001.  Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков (любое издание). Зимин,   В.   И.   Пословицы   и   поговорки   русского   народа:   Большой толковый   словарь   /   В.   И.   Зимин,   А.   С.   Спирин.   –   Ростов   н/Д   :   Феникс; Москва : Цитадель­трейд, 2005.  Иванова,   Т.   Ф.   Новый   орфоэпический   словарь   русского   языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.Культура русской речи: энциклопедический словарь­справочник / под ред. Л. Ю. Иванова [и др.]. – М.: Флинта; Наука, 2003.  Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов (любое издание). Новый краткий словарь иностранных слов / отв. ред. Н. М. Семёнова. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2005. Новый орфографический словарь­справочник русского языка / ред.­ сост. В. В. Бурцева. – М. : Рус.яз. – Медиа, 2005. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007. Розенталь,   Д.   Э.   Справочник   по   русскому   языку:   Правописание. Произношение.   Литературное   редактирование   /   Д.   Э.   Розенталь,   Е.   В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис­пресс, 2005. Тихонов,   А.   Н.   Школьный   словообразовательный   словарь   русского языка / А. Н. Тихонов. – М. : Просвещение, 1991 (и последующие издания). Этимологический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984 (и последующие издания).

Посмотрите также