Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

  • Разработки курсов
  • docx
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа факультативного курса «Основы семейной жизни» направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи с учетом построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся. Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей. Программа курса рассчитана на 35 учебных часов. Реализуется в течении 2-х лет (7-8 класс).Режим занятий: 0,5 часа в неделю Курс состоит из мини-лекций, практических занятий с элементами ролевых игр.рабочая программа с календарно-тематическим планированием
Иконка файла материала КТП Этика и психология семейной жизни 16-17.docx
МКОУ «Болоховский центр образования №1» муниципального образования Киреевский район «Рассмотрен на заседании МО учителей естественнонаучного цикла, протокол   № 1 от  29.08.2016 года.» Руководитель МО____________  /Митяева Е.П. /  Зам.директора по УВР ________________/С.А. Жигулёва/ Утверждено на заседании педагогического совета, протокол   № 1 от 2016 года Утверждаю. приказ №_______от 2016 года Директор центра ___________________/Ю.Е. Ярошенко Рабочая программа  курса (факультатив) «Основы  семейной жизни» для 7­8 классов Составитель программы: Жигулёва Светлана Анатольевна учитель химии и биологии 1Подготовка   молодёжи   к   жизни   в   сложившихся   социально­экономических условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. Пояснительная записка Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека   в   системе   межличностных   отношений   и   построение   долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника. Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания   за   школьной   партой.   При   этом   усвоение   образцов   полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются основными   условиями   успешной   адаптации   к   взрослой   жизни.   Вместе   с   тем социально­  психологическая  практика  показывает, что  многие  старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в области   семейной   сферы   жизнедеятельности   является   особенно   актуальным   в связи с тем, что одной из основных функций семьи как малой социальной группы, члены   которой   связаны   брачными   или   родственными   отношениями,   общностью быта, взаимной  помощью  и моральной  ответственностью, является  обеспечение развития   личности   в   течение   жизни   человека,   а   также   передача   духовно­ нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное   и   моральное   здоровье   во   многом   определяют   характер   человека, эффективность   воспитания   подрастающего   поколения   и   в   конечном   итоге развитие всего общества. Программа   факультативного   курса   «Основы     семейной   жизни» направлена на оказание психолого­педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации   семейного   самоопределения,   расширение   жизненной   перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей   семьи   с   учетом   построение   образовательного   процесса   с   учётом 2индивидуальных,   возрастных,   психологических,   физиологических   особенностей обучающихся.  Курс   занятий   расширяет   кругозор   учащихся,   акцентирует   внимание   на важнейших   социально­психологических   явлениях   при   формировании   личности, актуализирует   вопросы   адаптированности,   жизненного   самоопределения   и саморазвития.   Предлагаемая   программа   построена   с   учетом   информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей. Программа курса рассчитана на 35 учебных часов. Реализуется в течении 2­х лет (7­8 класс).Режим занятий: 0,5 часа в неделю Курс состоит из мини­лекций, практических занятий с элементами ролевых игр. Цели   программы: сформировать   готовность   и   способность   к   творческой   и   ответственной   активизации   жизненного самостоятельной, самоопределения в соответствии с общечеловеческими ценностями, формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку. Задачи программы: 1 формировать у учащихся   нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 2 расширить   представления   учащихся   о   роли   семьи   в   формировании   и развитии личности;  3 формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям; 4 способствовать развитию толерантного сознание, эстетического отношения и поведение в поликультурном мире;  5 способствовать формированию ответственного отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально­ психологических   навыков   общения   и   взаимодействия,   практические   блоки   с элементами ролевых игр, самодиагностика, групповые дискуссии.  В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся   выполняют знакомятся   с   необходимыми   теоретическими   сведениями, практические задания (проблемно­поисковые задачи, ролевые игры, проблемные 3ситуации,   упражнения,   направленные   на   развитие   рефлексии   и   навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, практический   семинар,   проблемное   изложение   учебного   материала.   Каждое занятие   по   дидактической   задаче   является   комбинированным   с   элементами лекционного и практического блоков.   Задача педагога, ведущего этот курс, состоит в том, чтобы ориентировать учащегося  на осознание и принятие традиционных ценностей семьи, российского гражданского   общества,  многонационального  российского   народа,  человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества. Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса.  Курс   “Основы   семейной   жизни”   может   стать   средоточием   духовно­ нравственного   образования   и   воспитания,  обращенного   к   насущным   жизненным задачам  юношества.  Ведь   семья  ­  это  жизненный   центр,  взращивающий   в  душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви. Содержание разделов курса. В первом разделе “Семья в свете духовно­нравственных и культурных традиций общества” раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности. Рассматриваются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи.   Задача  второго раздела “Психология личности”  состоит в том, чтобы дать   учащимся   представление   о   строении   личности,   ее   направленности, индивидуальных особенностях и способностях.  Третий   раздел   “Особенности   межличностных   отношений юношества”  раскрывает   понятия   о   психологии   межличностных   отношений,   о нравственных   основах   взаимоотношений   между   юношами   и   девушками,   о товариществе, дружбе и любви, о культуре их поведения   Раздел “Брак и семья”  начинается с раскрытия понятия “готовность к браку”,   затем   дается   характеристика   основных   функций   семьи,   раскрываются особенности молодой семьи.  4Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Формы промежуточного контроля: наблюдение активности на занятии, беседа   с   учащихся,   анализ   творческих,   исследовательских   работ,   результатов выполнения диагностических заданий. Формы   итогового   контроля:  презентация   проектов,   совокупности самостоятельно выполненных работ по программе. Оценка выставляется в форме «зачтено» или «незачтено». Возможно использование и балльной шкалы. В таком случае   итоговая   оценка   является   накопительной,   когда   результаты   выполнения всех   предложенных   заданий   оцениваются   в   баллах,   которые   суммируются   по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг. Предполагаемый результат.  повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни,  формирование ценностей семьи и личностного роста;  первичное самоопределение в семейной сфере;  повышение социально­психологической компетентности учащихся.           В рамках курса школьники получат представление о происхождении семьи, ее структуре, правовом статусе, функциях и значении в жизни общества, семейных ценностях;   научатся   составлять   свою   родословную,   планировать   семейный бюджет,   познакомятся   с   основами   ведения   семейного   хозяйства.   Отдельное внимание уделяется созданию психологического микроклимата семьи, специфике семейного общения и разрешения семейных конфликтов. Изучение данного курса научит ученика думать о своем будущем и принимать ответственные   решения.   Занятия   планируется   проводить   в   форме   дискуссий, бесед.   Это   будет   способствовать   выработке   умения   вести   диалог   и договариваться, что особенно ценно в семейной жизни. 5Учебно­тематическое планирование факультативного  курса  «Основы семейной жизни»  № п/п Наименование разделов и тем Всего часов 7 класс Введение. Цели и задачи факультативного курса «Основы  жизни» Семья в свете духовно – нравственных и культурных традиций общества Семья в различных культурах Нравственные нормы брака  в христианской культуре Личность и семья Психология личности Роль семьи в воспитании личности 1 I 1 2 II 1 2 1 час 3 часа 2 часа 1 часа 3 часа 1 час 2 часа III Особенности межличностных отношений юношества 10 часов 1 2 3 4 5 Психология межличностных отношений 2 часа Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек 3 часа Культура воздержания О товариществе и дружбе Любовь как высшее человеческое чувство 1 час 2 часа 2 часа 6IV 1 2 3 4 5 6 7 V 8 9 Всего                                      17 часов 8 класс Брак и семья Что такое готовность к браку Здоровье супругов и будущего потомства Семья и ее функции Особенности молодой семьи Этапы развития семьи Бюджет семьи Семейные конфликты и пути их решения 16 часов 2 часа 3часа 4 часа 2 часа 3 час 1 час 1 час Итог «Значение семьи в жизни человека и смысл жизни» 2 часа Значение семьи в жизни человека и смысл жизни Итоговое занятие 1 час 1 час                                                                   Всего                                      18 часов Итого: 35 часов Содержание тем курса Введение Содержание, цели и задачи курса “Этика и психология семейной жизни”. Связь курса с другими учебными предметами. Раздел первый      7Семья в свете духовно ­ нравственных и культурных традиций общества.      1. Семья в различных культурах.       Прочность   семьи,   основанной   на   традиционных   духовно­нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно­нравственных   ценностей. Предназначение   семьи.   Функции   семьи: репродуктивная,   эмоциональная, духовная,   социокультурная.   Отчий   дом.   Передача   культурного   наследия, традиций. Родословная.   хозяйственно­бытовая,   воспитательная, Знаменитые благочестивые семьи: Ярослав Мудрый, Хомяковы, Киреевские, Аксаковы, Третьяковы, семья Николая II и др. 2. Нравственные нормы брака в христианской культуре.       Десять   заповедей   как   основа   христианской   нравственности.   Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья ­ “малая Церковь”, глава которой ­ муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака.   «Традиция» как значимое понятие общественной жизни. Семья как основная традиция   в   истории   человечества. Народные   традиции   русской   православной семьи. Религиозные ценности в семейных традициях народов России. Первообраз семьи в религиозной традиции. Традиции воспитания детей у русского народа. Воспитание чести и долга в семье. Понятие чести и долга. Честность. Честь семьи и рода. Чин и бесчинство. Благочестие. Благородство. Честь юноши и девушки – сходство и различия.  Патриотическое   воспитание   в   семье.   Патриотизм.   Особенности   воспитания патриотизма   в   семье.   Служение   юноши   –   создание   семьи   и   защита   Отечества. Служение девушки­хранение семьи, рождение и воспитание детей. Родовые традиции служения Отечеству. Трудовое   воспитание   в   семье.   Труд   как   служение.   Труд   семейный   и общественный. Отношение к домашнему хозяйству, собственности и материальным ценностям.   Мотивация   труда.   Меркантильная   мотивация   труда.   Духовно­ нравственная мотивация. Радость труда. Половое   воспитание   в   семье.   Воспитание   будущего   семьянина.   Особенности воспитания мальчиков и девочек. Ошибки полового воспитания. Традиционные праздники и их влияние на процесс социализации ребенка. Устои и обряды народной жизни. Устроение домашнего очага. Жизненный круг в преданиях и обычаях наших предков.     . Личность и семья Раздел второй        1. Психология личности.   Иерархическое   строение   личности.   Дух,   душа,   тело.   Направленность 8личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви.  Самосознание   личности.   Жизненные   смыслы,   идеалы,   убеждения, мировоззрение. Вера.   Индивидуальность   личности.   Возможные психологические   различия   между   юношами   и   девушками.   Способности. Творческая индивидуальность.    Типологии   личности. Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как   побудители   духовно­нравственного   развития   личности.   Различение   добра   и зла. Свобода выбора.  2. Роль семьи в воспитании личности.   Важнейшая задача семьи ­ формирование личности, раскрытие лучших ее способностей.  Влияние   родителей   и  старших  членов  семьи  на  формирование   у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей.  Уклад   семейной   жизни,   сплоченность   семьи   как   основа   выработки ценностных   ориентаций   подрастающего   человека.   Хранение   семьей   духовно­ нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье.   Уважение   к   матери,   отцу,   дедушке   и   бабушке.   Обязанности старшеклассников   перед   младшими   членами   семьи.   Воспитание   в   семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно­ нравственного и физического здоровья. Раздел   третий       .Особенности   межличностных   отношений юношества 1. Психология межличностных отношений.  Понятие   о   межличностных   отношениях.   Отношения   деловые   и   личные. Черты   характера,   необходимые   для   полноценного   общения.   Тактичность   и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.       Культура   общения.   Умение   слушать   человека,   уважение   его   взглядов, мыслей,   способность   и   стремление   понимать   мысли   и   переживания   другого человека, прощать его недостатки.       Конфликтные   ситуации,   возникающие   в   процессе   общения,   возможные способы их разрешения.  2. Нравственные основы взаимоотношений юношей н девушек.                     Понятие о межличностных отношениях.  Отношения деловые и личные. Черты   характера,   необходимые   для   полноценного   общения.   Тактичность   и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.             Культура общения. Умение слушать человека, уважение к его взглядам, способность   и   стремление   понимать   его   мысли   и   переживания,   прощать недостатки. Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения. 9Нравственные нормы взаимоотношений. Воспитанность, благородство и самообладание,   скромность,   вежливость,   доброта,   отзывчивость,   уважительное отношение к окружающим, старшим, самоотверженность и т.д. Современный юноша. Понятие о мужественности. Искаженные представления о мужественности.   Долг   юноши   –   оберегать   и   охранять   достоинство   и   честь девушки.           Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского   характера.   Девичья   честь   и   достоинство.   Особая   роль   девушки   в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности.           Этические нормы и правила хорошего тона во взаимоотношениях юношей и девушек. Девушка и юноша – будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.   3. Культура воздержания.            Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и переживаний.   Принцип   доминанты   как   психофизиологическое   обоснование культуры   воздержания.   Необходимость   преобладания   духовного   общения   над физическим.           Стыд и совесть как свидетели ненормальности внебрачных половых связей. Их пагубное влияние на телесное и душевное здоровье человека и на здоровье его потомства.                    Добрачное целомудрие как основа духовного и физического здоровья человека.  4. О товариществе и дружбе.  Товарищество   и   дружба   как   человеческие   потребности   и   социальные ценности.   Товарищ   ­   человек,   близкий   по   сходству   взглядов,   по   совместной деятельности.   Дружба   ­   высшая   степень   товарищества.   Общность   интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др.  Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная.  Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками.  5. Любовь как высшее человеческое чувство.       Духовная   природа   любви.   Потребность   быть   любимым   и   способность любви,   бескорыстной   самоотдачи.   Способность   любви   как   выражение   высшего уровня развития личности.       Особенности   материнской   и   отцовской   любви.   Любовь   как   глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми.       Вдохновляющая,   творческая   сила   любви.   Первая   любовь.   Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства ­ симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. 10Мудрость   любви:   способность   видеть   незримую   для   других,   неповторимую индивидуальность любимого человека.       Воспитание   культуры   чувств   ­   дружбы   и   любви.   Духовная   ранимость друзей   и   любящих;   необходимость   бережного   отношения   к   дружбе   и   любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие ­ полнота мудрости.       Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием,   недоверием,   требованием   “доказательств”;   уметь   выразить   свое чувство   в   уважении,   внимании,   верности,   тактичном   предпочтении   своего любимого   (любимой)   всем   другим.   Быть   готовым   защищать,   если   потребуется, честь   и   достоинство   любимого   (любимой).   Взаимовоспитание   любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость.       Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).       Предложение   о   вступлении   в   брак.   Гражданский   брак.   Обручение   и венчание; благословение нерасторжимости брака. Раздел четвертый     .Брак и семья   1. Что такое готовность к браку.       Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью,   будущих   детей.   Понимание   духовно­нравственной   и   правовой   основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.   Психологическая   готовность   молодежи   к   браку.   Наличие   у   будущих супругов   глубокого   чувства   любви,   уважения,   доверия,   взаимной   преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение   ролей   и   обязанностей   в   семье.   Готовность   уступить,   простить оплошность,   помочь   супругу   (супруге)   достойно   преодолевать   трудности. Направленность   на   другого   человека,   способность   считаться   с   его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления.  2. Здоровье супругов и будущего потомства.  Генетические   аспекты   брака.   Нравственные   и   физические   последствия добрачной половой распущенности. Значение целомудрия для здоровья будущего потомства. Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство. Выбор будущего супруга (супруги).   3. Семья и ее функции.  Основная функция семьи ­ продолжение человеческого  рода, рождение и воспитание   детей.   Необходимость   сочетания   интересов   семьи   с   интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности.  4. Особенности молодой семьи.  11Супружество   ­   новый   этап   межличностных   отношений.   Обязанности молодых   супругов   друг   перед   другом,   перед   родителями,   родственниками   и близкими.   Сходство   основных   ценностных   ориентаций   супругов   как   условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного   труда   в   создании   семьи   и   сохранении   благоприятного   семейного климата.   Начальный   период   брака.   Изменение   привычного   образа   жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение вкусов, особенностей   и   привычек   друг   друга.   Проблема   “главенства”   в   семье. Сопереживание в трудностях и радостях.  Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми.   Типичные   причины   конфликтов   в   первые   годы   брака   (борьба самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др. )  Семья,   ждущая   ребенка.   Здоровый   образ   жизни   как   условие   рождения здорового   ребенка,   вредность   алкоголя   и   никотина.   Подготовка   к   принятию   в семью   нового   человека.   Психологические   проблемы,   связанные   с   рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств.   Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия ­ начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства.   Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно­эмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей. 5. Этапы развития семьи. Средний и старший супружеский возраст. Эволюция отношений и чувств в разные периоды супружества. 6 Бюджет семьи.                   Экономические   основы   семейного   бюджета.Составляющие   семейного бюджета. Планирование. Расходы. Накопления.  7 Семейные конфликты и пути их решения Природа   семейных   конфликтов.   Агрессивное   поведение   в   семье.   Причины   и последствия   разлада   семейных   отношений.   Пути   их   преодоления.   Культура общения   в   семье.   Умение   говорить   и   умение   молчать.   Умение   слушать. Уважительные отношения в семье.             Раздел пятый.  Итог. «Значение семьи в жизни человека и смысл жизни» 8 Значение семьи в жизни человека и смысл жизни. Полнота жизни – в семье. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Жизненный опыт. Самоактуализация. Самодостаточность. Потеря смысла жизни. Новое обретение смысла жизни. 9 Итоговое занятие. Защита проектов «Моя семья». 1213Календарно-тематическое планирование уроков курса в 7 классе. Составлен на основе рабочей программы С.А. Жигулёвой «Основы семейной жизни»  (0,5 часа в неделю /1 час через неделю, всего 17 часов) Дат а № п/п Тема урока Основные вопросы темы, вводимые понятия Текущий контроль Часы Д.З. 1 Введение Введение. ( 1час ) Содержание,   цели   и   задачи курса   “Основы   семейной   жизни”. Связь   курса   с   другими   учебными предметами. Беседа.  Сам.  работа 1  Раздел первый       . Семья в свете духовно ­ нравственных и культурных традиций общества. (3 часа) 2 Семья в различных культурах.  Предназначение семьи.   традиционных Прочность семьи, основанной   духовно­ на нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие   утраты   традиционных духовно­нравственных ценностей.    1 Беседа.  Сам.  работа Знаменитые   благочестивые   Мудрый, семьи: Хомяковы,   Киреевские,   Аксаковы, Третьяковы, семья Николая II и др   Ярослав3 Семья в различных культурах.  Функции семьи. Предназначение семьи.   семьи:   воспитательная, Функции репродуктивная, хозяйственно­бытовая, эмоциональная,   духовная, социокультурная.   Отчий   дом. Передача   культурного   наследия, традиций. Родословная. Беседа.  Сам.  работа 4 Нравственные нормы брака  в  христианской культуре.  «Традиция» как значимое понятие  общественной жизни Традиции   в   семье.  Понятие чести   и   долга.   Честность.   Честь семьи   и   рода.   Чин   и   бесчинство. Благочестие.   Благородство.   Честь юноши   и   девушки   –   сходство   и различия. Патриотическое, трудовое, половое  воспитание в семье. Устои и обряды народной жизни. Заслушивание  сообщений.  Беседа.  Сам.  работа Раздел второй. Личность и семья (3 часа) Подготовка  сообщений по  темам:  «Патриотическое воспитание в  семье», Половое  воспитание в  семье»,  «Трудовое  воспитание в  семье», «Устои и обряды народной жизни».  1 15 Психология личности Иерархическое   строение самосознание,   личности, индивидуальность личности.    Возможные   психологические различия   между   юношами   и девушками.  6 7 Роль семьи в воспитании личности. Формирование личности в семье.  Важнейшая   задача   семьи   ­ формирование личности, раскрытие лучших   ее   способностей.   Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека   смысла   и   цели   жизни, развитие его способностей.  Роль семьи в воспитании личности. Хранений семьёй духовно­ нравственных традиций. Уклад   семейной   жизни, сплоченность   семьи   как   основа выработки   ценностных   ориентаций подрастающего человека. Хранение духовно­нравственных семьей традиций предшествовавших поколений.   Воспитание   чувства долга   в   семье,   нравственной чистоты и целомудрия.     1 1 1 Беседа.  Сам.  работа Беседа. Сам.  работа Сообщение  «Личный  пример  родителей» Рассказ о  традициях в  своей семье Раздел третий       .Особенности межличностных отношений юношества (10 часов)8 9 Психология межличностных  отношений. Отношения деловые и  личные.   Черты   Понятие   о   межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. характера, необходимые   для   полноценного общения. и сдержанность. Искренность.   Принципиальность. Доброжелательность.  Тактичность     Беседа. Беседа. Сам.  работа Психология межличностных  отношений. Культура общения.  Конфликты в семье и способы их  решения. Культура   общения.   Умение слушать   человека,   уважение   его взглядов,   мыслей,   способность   и стремление   понимать   мысли   и переживания   другого   человека, прощать его недостатки.  Беседа. Сам.  работа 10 Нравственные основы  взаимоотношений юношей.  Мужественность и другие  мужские качества.        Конфликтные   ситуации, возникающие   в   процессе   общения, возможные способы их разрешения.  Воспитанность,   благородство   и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное   к старшим, окружающим, самоотверженность и т.д.   юноша. Понятие   о   мужественности. Искаженные   представления   о отношение   Современный   Беседа. Сам.  работа 1 1 1 Подготовить  сообщение  «Как  решаются  конфликты в  моей семье». Сочинение­ эссе «Каким  должен быть  современный  парень»11 12 Нравственные основы  взаимоотношений девушек.  Ценности женского характера. Нравственные основы  взаимоотношений юношей и  девушек. Этические нормы и  правила взаимоотношений. 13 Культура воздержания. Стыд и  совесть. Добрачное целомудрие. мужественности.   Долг   юноши   – оберегать и охранять достоинство и честь девушки   о Понятие   женственности. Непреходящие   ценности   женского характера.   Девичья   честь   и достоинство. Особая роль девушки в   создании   здорового   климата   в коллективе.   Ложное   отношение   к женственности.     тона Этические   нормы   и   правила хорошего во взаимоотношениях   юношей   и девушек.   Девушка   и   юноша   – будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.                    Духовные, нравственные и основы психологические сдержанности и   переживаний.   Необходимость преобладания   духовного   общения над   физическим.   Стыд   и   совесть. Добрачное   целомудрие   как   основа духовного и физического здоровья человека.  чувств     Сочинение­ эссе «Каким  должна быть  современная  девушка» Сочинение­ эссе «Каким я  буду  родителем» 1 1 1 Беседа. Сам.  работа Беседа. Сам.  работа Беседа. Сам.  работа14 Товарищество и дружба как  человеческие потребности и  социальные ценности. Беседа. Сам.  работа Товарищество   и   дружба   как человеческие   потребности   и социальные   ценности.   Дружба   ­ высшая   степень   товарищества. Общность   интересов,   убеждений, устремлений,   взаимная   симпатия, готовность   оказать   помощь   другу, разделить   радость   и   неудачу, поступиться друга собственным благополучием и др.  ради     15 О   товариществе   и   дружбе. Дружба истинная и ложная.  16 Любовь как высшее человеческое  чувство. Духовная природа любви. Дружба   как   школа   общения, самовоспитания   и   любви.   Дружба истинная и ложная.  Товарищеские   отношения   и дружба   между   юношами   и девушками.  Беседа. Сам.  работа Беседа. Сам.  работа Духовная   природа   любви. Потребность   быть   любимым   и способность   любви,   бескорыстной самоотдачи.   Способность   любви как   выражение   высшего   уровня развития личности.       Особенности   материнской и   отцовской   любви.   Любовь   как глубокое   чувство   между   членами 1 1 1 Подбор  примеров из  литературных  произведений Подбор  примеров из  литературных  произведенийсемьи и близкими людьми.  17 Любовь как высшее человеческое  чувство. Взаимовоспитание  любящих. Взаимовоспитание любящих. Круглый стол.  Беседа. Сам.  работа 1 Сочинение­ рассуждение  по теме  занятия. Календарно­тематическое планирование уроков курса в 8 классе. Составлен на основе рабочей программы С.А. Жигулёвой «Основы семейной жизни»  (0,5 часа в неделю /1 час через неделю, всего 18 часов) Дат а №  п/п Тема занятия Основные вопросы темы, вводимые понятия Текущий контроль Часы Д.З. Раздел четвёртый.  Брак и семья  (16 часов)1 2 3 4 Готовность к браку. Духовно­ нравственная и правовая основы  брака. Что такое готовность к браку.  Психологическая готовность к  браку. Роли и обязанности в семье. Здоровье супругов и будущего  потомства. Генетические аспекты  брака. Здоровье супругов и будущего  потомства. Половая  распущенность.  Брачный   возраст.   Осознание молодыми   людьми   того,   что   они берут   на   себя   определенные обязательства   друг   перед   другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Мотивы вступления в   брак:   любовь,   желание   создать семью, вырастить и воспитать детей как   ведущие   мотивы   заключения брака.      семейного Общность   взглядов   супругов на   содержание   семейной   жизни, идеал счастья. Готовность   достойно   преодолевать трудности.   Направленность   на другого   человека,   способность считаться   с   его   индивидуальными особенностями,   ценить   и   уважать его творческие стремления.  Генетические аспекты брака.  Беседа. Сам.  работа Беседа. Сам.  работа Беседа  Нравственные и физические  последствия добрачной половой  распущенности. Значение  целомудрия для здоровья будущего потомства.  Аборт. Последствия  Беседа. Сам.  работа 1 1 1 1 Подготовка  ролевых  сюжетов. Повторить  тему «Половая система» из  курса  биологии 8 кл. Выпуск  буклетов  (брошюр,  листовок) по  темеаборта. Здоровье супругов и будущего  потомства. Законы  наследственности. Наследственность. Влияние  предшествовавших половых связей  на потомство. Выбор будущего  супруга (супруги).  Беседа. Сам.  работа Семья и ее основные функции Основная функция семьи ­  продолжение человеческого рода,  рождение и воспитание детей.  Беседа. Семья и ее функции. Интересы  семьи и общества: связь или  расхождение. Семья и ее функции.  Репродуктивная функция семьи и  её значение для общества. Необходимость сочетания  интересов семьи с интересами  общества.  Важность наличия в каждой семье  нескольких детей. Репродуктивная  функция семьи.  Беседа. Сам.  работа Беседа.  Сам.работа Семья и ее функции. Роль семьи в  обществе. Роль семьи в жизни общества и  укреплении государственности.  Сам.  работа 5 6 7 8 9 10 Особенности молодой семьи.  Возникновение чувства “мы”.  Проблема “главенства” в семье. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед   родственниками   и родителями,   Беседа.  Сам.работа 1 1 1 1 1 1 «Профилактик а аборотов» Сообщения о  генетических  заболеваниях,  передающихся  по наследству. Подборка  статей из  СМИ,  интернет­ источников по  теме занятия Подборка  статей из  СМИ,  интернет­ источников по  теме занятия Эссе «Роль  семьи в  обществе». Сообщение по  теме  «Здоровыйблизкими.   Сходство   основных ценностных   ориентаций   супругов как условие гармонии супружеских отношений.  Вред   алкоголя   и   никотина. Подготовка   к   принятию   в   семью нового   человека.   Психологические проблемы,   связанные   с   рождением ребенка. 11 Особенности молодой семьи.   Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка. 12 Этапы развития семьи 13 Этапы развития семьи Средний и старший супружеский  возраст.  14 Этапы развития семьи. Эволюция  отношений в семье. Эволюция отношений и чувств в  разные периоды супружества. 15 Бюджет семьи 16 Семейные конфликты и пути их  решения   Экономические   основы   и составляющие   семейного   бюджета. Планирование. Расходы. Накопления.   Бюджет   средств семьи, имеющий детей. Природа   семейных   конфликтов. Агрессивное   поведение   в   семье. Причины   и   последствия   разлада семейных   отношений.   Пути   их Беседа. Сам.   работа Беседа. Сам.   работа Беседа. Сам.   работа Беседа. Сам.   работа Беседа. Сам.   работа Сам.работа 1 1 1 1 1 1 образ жизни  как условие  рождения  здорового  ребенка.» Проект  «Составление  (планирование ) семейного  бюджета» «Пути  решения  семейных  конфликтов»преодоления.  из опыта  работы Раздел пятый       . Итог: Значение семьи в жизни человека и смысл жизни. (2 часа) 17 Значение семьи в жизни человека и смысл жизни Полнота   жизни   –   в   семье. Жизненные   смыслы,   идеалы, мировоззрение. убеждения, Жизненный опыт.   Самоактуализация. Самодостаточность.    Беседа. Сам.   работа 18 Итоговое занятие Защита проектов   «Моя семья». Подготовка к  защите  проектов. 1 1Список литературы. 1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин­тов. – М.: Просвещение, 2005. 2. Истратова   О.Н.,  Эксакусто   Т.В.  Справочник   психолога   средней   школы (2­е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д: "Феникс", 2004. 3. Ковалев  С.В.  Психология  современной  семьи:  Информ.­метод.  материалы   к курсу   "Этика   и   психология   семейной   жизни":   Кн.   для   учителя.   –   М.: Просвещение,2008. 4. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009. 5. Малкина­Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд­во Эксмо, 2005. 6. Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/ Под ред.   И.   В.   Дубровиной,   Б.   С.   Круглова;   науч.­исслед.   ин­т   общей   и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988. 7. Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011. 8. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика, 2006. 9. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 10.Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005. 11.Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007. 12.Фридман   Л.М.,   Волков   К.Н.   Психологическая   наука   –   учителю.   –   М.: Просвещение, 2009. 13.Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008. Рекомендуемая литература для учащихся. 1 Анатолий   (Гармаев),   свящ.  Культура   семейных   отношений.­с. Решма   : Редакция «Свет православия», 2002.2 Александра   Феодоровна   (Романова),   императрица.   Дивный   свет.   –   М.: Русский паломник, 2004. 3 Домострой – М.: ОБРАЗ, 2007. 4 Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 5 Евмений,игумен.  Аномалии   родительской   любви.   –   2­е   изд.   с. Решма: Редакция «Свет православия», 2008. 6 Зеньковский В.В. На пороге зрелости. – М.: Редакция «Воскресение», 1991. 7 Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. М.: Издательский дом «Истоки», 2011. 8 Кравцова М. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. – М.: Благо, 2002. 9 Культура   семьи:   учеб.пособие   /   сост.   Н.Г. Храмова,   Г.Г. Алексеева, А.А. Сараева. – Кострома, 2005. 10 Кураев   А.В.  Основы   религиозных   культур   и   светской   этики.   Основы православной культуры. 4–5 классы: учеб.пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. 11 Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. М.: Школа Пресса, 2004. 12 Моисеев  Д.А., монахиня Нина (Крыгина).  Учебное пособие «Нравственные основы   семейной   жизни»   10  Екатеринбургской епархии, 2010г. класс,   Екатеринбург:   Издательство 13 Моисеев  Д.А., монахиня Нина (Крыгина).  Учебное пособие «Нравственные   Екатеринбург:   Издательство основы   семейной   жизни»   11  класс, Екатеринбургской епархии, 2010г. 14 Мы   и   наша   семья:   книга   для   молодых   супругов   /   сост.   В.И. Зацепин, В.Д. Цимбалюк. – М.: Молодая гвардия, 1983. 15 Половое развитие и воспитание: книга для учителя. Психологическая наука – школе / Ю.М. Орлов. – Москва: Просвещение, 1993. 16 Скурат К.Е.  Православные   основы   культуры   в   памятниках   литературы Древней Руси. – М.: Покров, 2003.17 Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М.: Просвещение, 1979. 18 Хрестоматия   по   этике   и   психологии   семейной   жизни:   учеб.пособие   для учащихся   ст.   классов   /   сост.   И.В. Гребенников,   Л.С. Ковинько.   –   М.: Просвещение, 1987. 19 Шугаев   Илья,священник.  Один   раз   на   всю   жизнь.   Беседы   со старшеклассниками о браке, семье, детях. –5­е изд. – М.: Издательский Совет Русской православной церкви, 2007. 20 Янушкявичюс   Р.В.,   Янушкявичене   О.Л.   Основы   нравственности: учеб.пособие для школьников и студентов. – М.: ПРО­ПРЕСС, 2000. Рекомендуемая литература для взрослых (педагогов, родителей). 1 Александра   Феодоровна   (Романова),   императрица.   Дивный   свет.   –   М.: Русский паломник, 2004. 2 Анатолий   (Гармаев),   свящ.  Культура   семейных   отношений.   –   с. Решма: Редакция «Свет православия», 2002. 3 Георгий (Шестун), игумен. Православная педагогика. – 4­е изд. – М.: ПРО­ ПРЕСС, 2010. (Часть третья «Православная семья»). 4 Домострой. – М.: ОБРАЗ, 2007. 5 Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 6 Евмений,   игумен.   Аномалии   родительской   любви.   –   2­е   изд.   с. Решма: Редакция «Свет православия», 2008. 7 Зеньковский В.В. На пороге зрелости. – М.: Редакция «Воскресение», 1991. 8 Зорин К.В. И будут два одной плотью. – М.: Русский хронограф, 2004. 9 Ильин И.А.  Путь духовного обновления: О семье: собр. соч.: в 10 т. / сост. Ю.Т. Лисица. – М.: Русская книга, 1996. – Т. 1. 10 Кравцова М. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. – М.: Благо, 2002. 11 Культура   семьи:   учеб.пособие   /   сост.   Н.Г. Храмова,   Г.Г. Алексеева, А.А. Сараева. – Кострома: Линия­График, 2005.12 Кураев   А.В.  Основы   религиозных   культур   и   светской   этики.   Основы православной культуры. 4–5 классы: учеб.пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. 13 Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. М.: Школа Пресса, 2004. 14 Моисеев  Д.А.,   монахиня   Нина   (Крыгина). «Нравственные   основы   семейной   жизни»10   класс,  Хрестоматия   для   учителя   Екатеринбург: Издательство Екатеринбургской епархии, 2010г.  15 Моисеев  Д.А.,   монахиня   Нина   (Крыгина).  Хрестоматия   для   учителя «Нравственные   основы   семейной   жизни»   11  класс,   Екатеринбург: Издательство Екатеринбургской епархии, 2010г.  16 Моисеев  Д.А., монахиня Нина (Крыгина).  Методические рекомендации  для учителя   «Нравственные   основы   семейной   жизни»   11  класс,   Екатеринбург: Издательство Екатеринбургской епархии, 2010г.  17 Моисеев  Д.А., монахиня Нина (Крыгина).  Методические рекомендации  для учителя   «Нравственные   основы   семейной   жизни»   11  класс,   Екатеринбург: Издательство Екатеринбургской епархии, 2010г. 18 Мы   и   наша   семья:   Книга   для   молодых   супругов   /   сост.   В.И. Зацепин, В.Д. Цимбалюк. – М.: Молодая гвардия, 1983. 19 Орлов Ю.М.  Половое развитие и воспитание: книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1993. 20 Половинкин А.И. Православная духовная культура. – М., Владос­Пресс, 2003. 21 Порфирий(Левашов),   иеромонах.  О   воспитании   девиц   в   духе   истинно христианском / под ред. д­ра пед. наук Н.В. Маслова. – М.: «Самшит­издат», 2005. 22 Розина О.В. Духовные основы русской культуры: пособие для учителей в 3 книгах со словарем и DVD диском. – М.: Наука и Слово, 2009. 23 Скурат К.Е.   Православные   основы   культуры   в   памятниках   литературы Древней Руси. – М.: ИД «Покров», 2003.24 Сурова   Л.В.  Открытый   урок:   Статьи   по   духовному   воспитанию.  –  Клин: Христианская жизнь, 2006. 25 Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М.: Просвещение, 1979. 26 Флоренская Т.А. Мир дома твоего: Этика и психология семейной жизни. – М.: Школа­Пресс, 1999. 27 Хрестоматия   по   этике   и   психологии   семейной   жизни:   учеб.пособие   для учащихся   ст.   классов   /   сост.   И.В. Гребенников,   Л.С. Ковинько.   –   М.: Просвещение, 1987. 28 Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14 лет. – Клин: Христианская жизнь, 2007. 29 Шугаев Илья,свящ. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке,   семье,   детях.   –   5­е   изд.   –   М.:   Издательский   Совет   Русской православной церкви, 2007. 30 Янушкявичене О.Л. Духовное воспитание: история и современность. – М.: ПРО­ПРЕСС, 2008. 31 Янушкявичюс Р.В Основы нравственности : учеб.пособие для школьников и студентов   /   Р.В. Янушкявичюс,   О.Л. Янушкявичене.   –   М.:   ПРО­ПРЕСС, 2000.