Программа факультативного курса «Основы семейной жизни» направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи с учетом построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.
Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей.
Программа курса рассчитана на 35 учебных часов. Реализуется в течении 2-х лет (7-8 класс).Режим занятий: 0,5 часа в неделю
Курс состоит из мини-лекций, практических занятий с элементами ролевых игр.рабочая программа с календарно-тематическим планированием
МКОУ «Болоховский центр образования
№1»
муниципального образования Киреевский
район
«Рассмотрен на заседании МО учителей
естественнонаучного цикла,
протокол № 1 от 29.08.2016 года.»
Руководитель МО____________ /Митяева
Е.П. /
Зам.директора по УВР
________________/С.А. Жигулёва/
Утверждено на заседании
педагогического совета,
протокол № 1 от 2016 года
Утверждаю.
приказ №_______от 2016 года
Директор центра
___________________/Ю.Е. Ярошенко
Рабочая программа курса
(факультатив)
«Основы семейной жизни»
для 78 классов
Составитель программы:
Жигулёва Светлана Анатольевна
учитель химии и биологии
1Подготовка молодёжи к жизни в сложившихся социальноэкономических
условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы.
Пояснительная записка
Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого
человека в системе межличностных отношений и построение долговременной
перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из
главных мест в развитии личности старшеклассника.
Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период
пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов полоролевого
поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются
основными условиями успешной адаптации к взрослой жизни. Вместе с тем
социально психологическая практика показывает, что многие старшеклассники
испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных
отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на
будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в
области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальным в
связи с тем, что одной из основных функций семьи как малой социальной группы,
члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью
быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, является обеспечение
развития личности в течение жизни человека, а также передача духовно
нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее
духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека,
эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге
развитие всего общества.
Программа факультативного курса «Основы
семейной жизни»
направлена на оказание психологопедагогической поддержки старшеклассникам в
ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы
личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа
будущей семьи с учетом построение образовательного процесса с учётом
2индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей
обучающихся.
Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на
важнейших социальнопсихологических явлениях при формировании личности,
актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и
саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной
нагрузки школьников и возрастных особенностей.
Программа курса рассчитана на 35 учебных часов. Реализуется в течении 2х
лет (78 класс).Режим занятий: 0,5 часа в неделю
Курс состоит из минилекций, практических занятий с элементами ролевых
игр.
Цели программы: сформировать готовность и способность к
творческой и ответственной активизации жизненного
самостоятельной,
самоопределения в соответствии с общечеловеческими ценностями, формирование
личностно значимой позиции по отношению к семье и браку.
Задачи программы:
1 формировать у учащихся нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей;
2 расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и
развитии личности;
3 формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;
4 способствовать развитию толерантного сознание, эстетического отношения и
поведение в поликультурном мире;
5 способствовать формированию ответственного отношение к созданию семьи
на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально
психологических навыков общения и взаимодействия, практические блоки с
элементами ролевых игр, самодиагностика, групповые дискуссии.
В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся
выполняют
знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями,
практические задания (проблемнопоисковые задачи, ролевые игры, проблемные
3ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков
социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается
также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа,
практический семинар, проблемное изложение учебного материала. Каждое
занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами
лекционного и практического блоков.
Задача педагога, ведущего этот курс, состоит в том, чтобы ориентировать
учащегося на осознание и принятие традиционных ценностей семьи, российского
гражданского общества, многонационального российского народа, человечества,
осознающего свою сопричастность судьбе Отечества.
Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса.
Курс “Основы семейной жизни” может стать средоточием духовно
нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным
задачам юношества. Ведь семья это жизненный центр, взращивающий в душе
человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.
Содержание разделов курса.
В первом разделе “Семья в свете духовнонравственных и культурных
традиций общества” раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения
ею традиционных норм нравственности. Рассматриваются негативные последствия
разрушения традиционных устоев семьи.
Задача второго раздела “Психология личности” состоит в том, чтобы
дать учащимся представление о строении личности, ее направленности,
индивидуальных особенностях и способностях.
Третий раздел “Особенности межличностных отношений
юношества” раскрывает понятия о психологии межличностных отношений, о
нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о
товариществе, дружбе и любви, о культуре их поведения
Раздел “Брак и семья” начинается с раскрытия понятия “готовность к
браку”, затем дается характеристика основных функций семьи, раскрываются
особенности молодой семьи.
4Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Формы промежуточного контроля: наблюдение активности на занятии,
беседа с учащихся, анализ творческих, исследовательских работ, результатов
выполнения диагностических заданий.
Формы итогового контроля: презентация проектов, совокупности
самостоятельно выполненных работ по программе. Оценка выставляется в форме
«зачтено» или «незачтено». Возможно использование и балльной шкалы. В таком
случае итоговая оценка является накопительной, когда результаты выполнения
всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по
окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг.
Предполагаемый результат.
повышение психологической информированности учащихся в области
полоролевого взаимодействия и семейной жизни,
формирование ценностей семьи и личностного роста;
первичное самоопределение в семейной сфере;
повышение социальнопсихологической компетентности учащихся.
В рамках курса школьники получат представление о происхождении семьи,
ее структуре, правовом статусе, функциях и значении в жизни общества, семейных
ценностях; научатся составлять свою родословную, планировать семейный
бюджет, познакомятся с основами ведения семейного хозяйства. Отдельное
внимание уделяется созданию психологического микроклимата семьи, специфике
семейного общения и разрешения семейных конфликтов.
Изучение данного курса научит ученика думать о своем будущем и принимать
ответственные решения. Занятия планируется проводить в форме дискуссий,
бесед. Это будет способствовать выработке умения вести диалог и
договариваться, что особенно ценно в семейной жизни.
5Учебнотематическое планирование факультативного курса
«Основы семейной жизни»
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
7 класс
Введение. Цели и задачи факультативного курса «Основы
жизни»
Семья в свете духовно – нравственных и культурных
традиций общества
Семья в различных культурах
Нравственные нормы брака в христианской культуре
Личность и семья
Психология личности
Роль семьи в воспитании личности
1
I
1
2
II
1
2
1 час
3 часа
2 часа
1 часа
3 часа
1 час
2 часа
III
Особенности межличностных отношений юношества
10 часов
1
2
3
4
5
Психология межличностных отношений
2 часа
Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек
3 часа
Культура воздержания
О товариществе и дружбе
Любовь как высшее человеческое чувство
1 час
2 часа
2 часа
6IV
1
2
3
4
5
6
7
V
8
9
Всего 17 часов
8 класс
Брак и семья
Что такое готовность к браку
Здоровье супругов и будущего потомства
Семья и ее функции
Особенности молодой семьи
Этапы развития семьи
Бюджет семьи
Семейные конфликты и пути их решения
16 часов
2 часа
3часа
4 часа
2 часа
3 час
1 час
1 час
Итог «Значение семьи в жизни человека и смысл жизни»
2 часа
Значение семьи в жизни человека и смысл жизни
Итоговое занятие
1 час
1 час
Всего 18 часов
Итого:
35 часов
Содержание тем курса
Введение
Содержание, цели и задачи курса “Этика и психология семейной жизни”.
Связь курса с другими учебными предметами.
Раздел первый
7Семья в свете духовно нравственных и культурных традиций общества.
1. Семья в различных культурах.
Прочность семьи, основанной на традиционных духовнонравственных
ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных
духовнонравственных ценностей. Предназначение семьи. Функции семьи:
репродуктивная,
эмоциональная,
духовная, социокультурная. Отчий дом. Передача культурного наследия,
традиций. Родословная.
хозяйственнобытовая,
воспитательная,
Знаменитые благочестивые семьи: Ярослав Мудрый, Хомяковы, Киреевские,
Аксаковы, Третьяковы, семья Николая II и др.
2. Нравственные нормы брака в христианской культуре.
Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные
нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских
уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и
воспитание детей как цель брака; семья “малая Церковь”, глава которой муж.
Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия
девальвации норм христианского брака.
«Традиция» как значимое понятие общественной жизни. Семья как основная
традиция в истории человечества. Народные традиции русской православной
семьи. Религиозные ценности в семейных традициях народов России. Первообраз
семьи в религиозной традиции.
Традиции воспитания детей у русского народа.
Воспитание чести и долга в семье. Понятие чести и долга. Честность. Честь
семьи и рода. Чин и бесчинство. Благочестие. Благородство. Честь юноши и девушки
– сходство и различия.
Патриотическое воспитание в семье. Патриотизм. Особенности воспитания
патриотизма в семье. Служение юноши – создание семьи и защита Отечества.
Служение девушкихранение семьи, рождение и воспитание детей. Родовые традиции
служения Отечеству.
Трудовое воспитание в семье. Труд как служение. Труд семейный и
общественный. Отношение к домашнему хозяйству, собственности и материальным
ценностям. Мотивация труда. Меркантильная мотивация труда. Духовно
нравственная мотивация. Радость труда.
Половое воспитание в семье. Воспитание будущего семьянина. Особенности
воспитания мальчиков и девочек. Ошибки полового воспитания.
Традиционные праздники и их влияние на процесс социализации ребенка.
Устои и обряды народной жизни. Устроение домашнего очага. Жизненный
круг в преданиях и обычаях наших предков.
. Личность и семья
Раздел второй
1. Психология личности.
Иерархическое строение личности. Дух, душа, тело. Направленность
8личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви.
Самосознание личности.
Жизненные смыслы,
идеалы,
убеждения,
мировоззрение. Вера.
Индивидуальность личности.
Возможные
психологические различия между юношами и девушками. Способности.
Творческая индивидуальность.
Типологии личности.
Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной
самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть
как побудители духовнонравственного развития личности. Различение добра и
зла. Свобода выбора.
2. Роль семьи в воспитании личности.
Важнейшая задача семьи формирование личности, раскрытие лучших ее
способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у
подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей.
Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки
ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно
нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в
семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности
старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье
нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно
нравственного и физического здоровья.
Раздел третий
.Особенности межличностных отношений
юношества
1. Психология межличностных отношений.
Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные.
Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и
сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.
Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов,
мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого
человека, прощать его недостатки.
Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные
способы их разрешения.
2. Нравственные основы взаимоотношений юношей н девушек.
Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные.
Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и
сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.
Культура общения. Умение слушать человека, уважение к его взглядам,
способность и стремление понимать его мысли и переживания, прощать
недостатки. Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные
способы их разрешения.
9Нравственные нормы взаимоотношений. Воспитанность, благородство и
самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное
отношение к окружающим, старшим, самоотверженность и т.д.
Современный юноша. Понятие о мужественности. Искаженные представления о
мужественности. Долг юноши – оберегать и охранять достоинство и честь
девушки.
Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности
женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в
создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности.
Этические нормы и правила хорошего тона во взаимоотношениях юношей и
девушек. Девушка и юноша – будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители
семейного очага.
3. Культура воздержания.
Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и
переживаний. Принцип доминанты как психофизиологическое обоснование
культуры воздержания. Необходимость преобладания духовного общения над
физическим.
Стыд и совесть как свидетели ненормальности внебрачных половых связей.
Их пагубное влияние на телесное и душевное здоровье человека и на здоровье его
потомства.
Добрачное целомудрие как основа духовного и физического здоровья
человека.
4. О товариществе и дружбе.
Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные
ценности. Товарищ человек, близкий по сходству взглядов, по совместной
деятельности. Дружба высшая степень товарищества. Общность интересов,
убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу,
разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием
и др.
Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и
ложная.
Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками.
5. Любовь как высшее человеческое чувство.
Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность
любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего
уровня развития личности.
Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое
чувство между членами семьи и близкими людьми.
Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности
юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение.
Умение различать любовь и другие чувства симпатию, интерес, влюбленность,
увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака.
10Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую
индивидуальность любимого человека.
Воспитание культуры чувств дружбы и любви. Духовная ранимость
друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви.
Стремление к полноте единства. Целомудрие полнота мудрости.
Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами,
самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое
чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего
любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется,
честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих.
Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость.
Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями,
близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного
отношения к выбору будущего супруга (супруги).
Предложение о вступлении в брак. Гражданский брак. Обручение и
венчание; благословение нерасторжимости брака.
Раздел четвертый
.Брак и семья
1. Что такое готовность к браку.
Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на
себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую
семью, будущих детей. Понимание духовнонравственной и правовой основы
брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и
воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.
Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих
супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности.
Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья.
Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить
оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности.
Направленность на другого человека,
способность считаться с его
индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления.
2. Здоровье супругов и будущего потомства.
Генетические аспекты брака. Нравственные и физические последствия
добрачной половой распущенности. Значение целомудрия для здоровья будущего
потомства. Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей
на потомство. Выбор будущего супруга (супруги).
3. Семья и ее функции.
Основная функция семьи продолжение человеческого рода, рождение и
воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами
общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни
общества и укреплении государственности.
4. Особенности молодой семьи.
11Супружество новый этап межличностных отношений. Обязанности
молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и
близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие
гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость
душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного
климата.
Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни,
сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение вкусов,
особенностей и привычек друг друга. Проблема “главенства” в семье.
Сопереживание в трудностях и радостях.
Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и
знакомыми. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба
самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др. )
Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения
здорового ребенка, вредность алкоголя и никотина. Подготовка к принятию в
семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением
ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств.
Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни
ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия начало жизни человека.
Пробуждение чувства материнства и отцовства.
Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей.
Обогащение нравственноэмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием
детей.
5. Этапы развития семьи.
Средний и старший супружеский возраст. Эволюция отношений и чувств в
разные периоды супружества.
6 Бюджет семьи.
Экономические основы семейного бюджета.Составляющие семейного
бюджета. Планирование. Расходы. Накопления.
7 Семейные конфликты и пути их решения
Природа семейных конфликтов. Агрессивное поведение в семье. Причины и
последствия разлада семейных отношений. Пути их преодоления. Культура
общения в семье. Умение говорить и умение молчать. Умение слушать.
Уважительные отношения в семье.
Раздел пятый. Итог. «Значение семьи в жизни человека и смысл
жизни»
8 Значение семьи в жизни человека и смысл жизни.
Полнота жизни – в семье. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение.
Жизненный опыт. Самоактуализация. Самодостаточность. Потеря смысла жизни.
Новое обретение смысла жизни.
9 Итоговое занятие. Защита проектов «Моя семья».
1213Календарно-тематическое планирование уроков курса в 7 классе.
Составлен на основе рабочей программы С.А. Жигулёвой «Основы семейной жизни»
(0,5 часа в неделю /1 час через неделю, всего 17 часов)
Дат
а
№
п/п Тема урока
Основные вопросы темы,
вводимые понятия
Текущий
контроль
Часы
Д.З.
1
Введение
Введение.
( 1час )
Содержание, цели и задачи
курса “Основы семейной жизни”.
Связь курса с другими учебными
предметами.
Беседа.
Сам. работа
1
Раздел первый
. Семья в свете духовно нравственных и культурных традиций общества. (3 часа)
2
Семья в различных культурах.
Предназначение семьи.
традиционных
Прочность семьи, основанной
духовно
на
нравственных
ценностях.
Неустойчивость современной семьи
вследствие утраты традиционных
духовнонравственных ценностей.
1
Беседа.
Сам. работа
Знаменитые благочестивые
Мудрый,
семьи:
Хомяковы, Киреевские, Аксаковы,
Третьяковы, семья Николая II и др
Ярослав3
Семья в различных культурах.
Функции семьи.
Предназначение семьи.
семьи:
воспитательная,
Функции
репродуктивная,
хозяйственнобытовая,
эмоциональная,
духовная,
социокультурная.
Отчий дом.
Передача культурного наследия,
традиций. Родословная.
Беседа.
Сам. работа
4
Нравственные нормы брака в
христианской культуре.
«Традиция» как значимое понятие
общественной жизни
Традиции в семье. Понятие
чести и долга. Честность. Честь
семьи и рода. Чин и бесчинство.
Благочестие. Благородство. Честь
юноши и девушки – сходство и
различия. Патриотическое, трудовое,
половое воспитание в семье. Устои
и обряды народной жизни.
Заслушивание
сообщений.
Беседа.
Сам. работа
Раздел второй. Личность и семья (3 часа)
Подготовка
сообщений по
темам:
«Патриотическое
воспитание в
семье», Половое
воспитание в
семье»,
«Трудовое
воспитание в
семье», «Устои и
обряды народной
жизни».
1
15
Психология личности
Иерархическое
строение
самосознание,
личности,
индивидуальность личности.
Возможные психологические
различия между юношами и
девушками.
6
7
Роль семьи в воспитании личности.
Формирование личности в семье.
Важнейшая задача семьи
формирование личности, раскрытие
лучших ее способностей. Влияние
родителей и старших членов семьи
на формирование у подрастающего
человека смысла и цели жизни,
развитие его способностей.
Роль семьи в воспитании личности.
Хранений семьёй духовно
нравственных традиций.
Уклад семейной жизни,
сплоченность семьи как основа
выработки ценностных ориентаций
подрастающего человека. Хранение
духовнонравственных
семьей
традиций
предшествовавших
поколений. Воспитание чувства
долга в семье,
нравственной
чистоты и целомудрия.
1
1
1
Беседа.
Сам. работа
Беседа.
Сам. работа
Сообщение
«Личный
пример
родителей»
Рассказ о
традициях в
своей семье
Раздел третий
.Особенности межличностных отношений юношества (10 часов)8
9
Психология межличностных
отношений. Отношения деловые и
личные.
Черты
Понятие о межличностных
отношениях. Отношения деловые и
личные.
характера,
необходимые для полноценного
общения.
и
сдержанность.
Искренность.
Принципиальность.
Доброжелательность.
Тактичность
Беседа. Беседа.
Сам. работа
Психология межличностных
отношений. Культура общения.
Конфликты в семье и способы их
решения.
Культура общения. Умение
слушать человека, уважение его
взглядов, мыслей, способность и
стремление понимать мысли и
переживания другого человека,
прощать его недостатки.
Беседа.
Сам. работа
10
Нравственные основы
взаимоотношений юношей.
Мужественность и другие
мужские качества.
Конфликтные ситуации,
возникающие в процессе общения,
возможные способы их разрешения.
Воспитанность,
благородство и
самообладание,
скромность,
вежливость, доброта, отзывчивость,
уважительное
к
старшим,
окружающим,
самоотверженность и т.д.
юноша.
Понятие
о мужественности.
Искаженные представления о
отношение
Современный
Беседа.
Сам. работа
1
1
1
Подготовить
сообщение
«Как
решаются
конфликты в
моей семье».
Сочинение
эссе «Каким
должен быть
современный
парень»11
12
Нравственные основы
взаимоотношений девушек.
Ценности женского характера.
Нравственные основы
взаимоотношений юношей и
девушек. Этические нормы и
правила взаимоотношений.
13
Культура воздержания. Стыд и
совесть. Добрачное целомудрие.
мужественности. Долг юноши –
оберегать и охранять достоинство и
честь девушки
о
Понятие
женственности.
Непреходящие ценности женского
характера.
Девичья честь и
достоинство. Особая роль девушки
в создании здорового климата в
коллективе. Ложное отношение к
женственности.
тона
Этические нормы и правила
хорошего
во
взаимоотношениях юношей и
девушек. Девушка и юноша –
будущие мать и отец, воспитатели
детей, хранители семейного очага.
Духовные, нравственные и
основы
психологические
сдержанности
и
переживаний.
Необходимость
преобладания духовного общения
над физическим. Стыд и совесть.
Добрачное целомудрие как основа
духовного и физического здоровья
человека.
чувств
Сочинение
эссе «Каким
должна быть
современная
девушка»
Сочинение
эссе «Каким я
буду
родителем»
1
1
1
Беседа.
Сам. работа
Беседа.
Сам. работа
Беседа.
Сам. работа14
Товарищество и дружба как
человеческие потребности и
социальные ценности.
Беседа.
Сам. работа
Товарищество и дружба как
человеческие потребности и
социальные ценности. Дружба
высшая степень товарищества.
Общность интересов, убеждений,
устремлений, взаимная симпатия,
готовность оказать помощь другу,
разделить радость и неудачу,
поступиться
друга
собственным благополучием и др.
ради
15
О товариществе и дружбе.
Дружба истинная и ложная.
16
Любовь как высшее человеческое
чувство. Духовная природа любви.
Дружба как школа общения,
самовоспитания и любви. Дружба
истинная и ложная.
Товарищеские отношения и
дружба между юношами и
девушками.
Беседа.
Сам. работа
Беседа.
Сам. работа
Духовная природа любви.
Потребность быть любимым и
способность любви, бескорыстной
самоотдачи. Способность любви
как выражение высшего уровня
развития личности.
Особенности материнской
и отцовской любви. Любовь как
глубокое чувство между членами
1
1
1
Подбор
примеров из
литературных
произведений
Подбор
примеров из
литературных
произведенийсемьи и близкими людьми.
17
Любовь как высшее человеческое
чувство. Взаимовоспитание
любящих.
Взаимовоспитание любящих.
Круглый стол.
Беседа.
Сам. работа
1
Сочинение
рассуждение
по теме
занятия.
Календарнотематическое планирование уроков курса в 8 классе.
Составлен на основе рабочей программы С.А. Жигулёвой «Основы семейной жизни»
(0,5 часа в неделю /1 час через неделю, всего 18 часов)
Дат
а
№
п/п Тема занятия
Основные вопросы темы,
вводимые понятия
Текущий
контроль
Часы
Д.З.
Раздел четвёртый. Брак и семья (16 часов)1
2
3
4
Готовность к браку. Духовно
нравственная и правовая основы
брака.
Что такое готовность к браку.
Психологическая готовность к
браку. Роли и обязанности в семье.
Здоровье супругов и будущего
потомства. Генетические аспекты
брака.
Здоровье супругов и будущего
потомства. Половая
распущенность.
Брачный возраст. Осознание
молодыми людьми того, что они
берут на себя определенные
обязательства друг перед другом,
ответственность за будущую семью,
будущих детей. Мотивы вступления
в брак: любовь, желание создать
семью, вырастить и воспитать детей
как ведущие мотивы заключения
брака.
семейного
Общность взглядов супругов
на содержание семейной жизни,
идеал
счастья.
Готовность достойно преодолевать
трудности.
Направленность на
другого человека,
способность
считаться с его индивидуальными
особенностями, ценить и уважать
его творческие стремления.
Генетические аспекты брака.
Беседа.
Сам. работа
Беседа.
Сам. работа
Беседа
Нравственные и физические
последствия добрачной половой
распущенности. Значение
целомудрия для здоровья будущего
потомства. Аборт. Последствия
Беседа.
Сам. работа
1
1
1
1
Подготовка
ролевых
сюжетов.
Повторить
тему «Половая
система» из
курса
биологии 8 кл.
Выпуск
буклетов
(брошюр,
листовок) по
темеаборта.
Здоровье супругов и будущего
потомства. Законы
наследственности.
Наследственность. Влияние
предшествовавших половых связей
на потомство. Выбор будущего
супруга (супруги).
Беседа.
Сам. работа
Семья и ее основные функции
Основная функция семьи
продолжение человеческого рода,
рождение и воспитание детей.
Беседа.
Семья и ее функции. Интересы
семьи и общества: связь или
расхождение.
Семья и ее функции.
Репродуктивная функция семьи и
её значение для общества.
Необходимость сочетания
интересов семьи с интересами
общества.
Важность наличия в каждой семье
нескольких детей. Репродуктивная
функция семьи.
Беседа.
Сам. работа
Беседа.
Сам.работа
Семья и ее функции. Роль семьи в
обществе.
Роль семьи в жизни общества и
укреплении государственности.
Сам. работа
5
6
7
8
9
10
Особенности молодой семьи.
Возникновение чувства “мы”.
Проблема “главенства” в семье.
Обязанности
молодых
супругов друг перед другом, перед
родственниками и
родителями,
Беседа.
Сам.работа
1
1
1
1
1
1
«Профилактик
а аборотов»
Сообщения о
генетических
заболеваниях,
передающихся
по наследству.
Подборка
статей из
СМИ,
интернет
источников по
теме занятия
Подборка
статей из
СМИ,
интернет
источников по
теме занятия
Эссе «Роль
семьи в
обществе».
Сообщение по
теме
«Здоровыйблизкими.
Сходство основных
ценностных ориентаций супругов
как условие гармонии супружеских
отношений.
Вред алкоголя и никотина.
Подготовка к принятию в семью
нового человека. Психологические
проблемы, связанные с рождением
ребенка.
11
Особенности молодой семьи.
Здоровый образ жизни как условие
рождения здорового ребенка.
12
Этапы развития семьи
13
Этапы развития семьи
Средний и старший супружеский
возраст.
14
Этапы развития семьи. Эволюция
отношений в семье.
Эволюция отношений и чувств в
разные периоды супружества.
15
Бюджет семьи
16
Семейные конфликты и пути их
решения
Экономические основы и
составляющие семейного бюджета.
Планирование.
Расходы.
Накопления.
Бюджет средств
семьи, имеющий детей.
Природа семейных конфликтов.
Агрессивное поведение в семье.
Причины и последствия разлада
семейных отношений. Пути их
Беседа. Сам.
работа
Беседа. Сам.
работа
Беседа. Сам.
работа
Беседа. Сам.
работа
Беседа. Сам.
работа
Сам.работа
1
1
1
1
1
1
образ жизни
как условие
рождения
здорового
ребенка.»
Проект
«Составление
(планирование
) семейного
бюджета»
«Пути
решения
семейных
конфликтов»преодоления.
из опыта
работы
Раздел пятый
. Итог: Значение семьи в жизни человека и смысл жизни. (2 часа)
17
Значение семьи в жизни человека и
смысл жизни
Полнота жизни – в семье.
Жизненные смыслы,
идеалы,
мировоззрение.
убеждения,
Жизненный
опыт.
Самоактуализация.
Самодостаточность.
Беседа. Сам.
работа
18
Итоговое занятие
Защита
проектов «Моя
семья».
Подготовка к
защите
проектов.
1
1Список литературы.
1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед.
интов. – М.: Просвещение, 2005.
2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2е
изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д: "Феникс", 2004.
3. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.метод. материалы к
курсу "Этика и психология семейной жизни": Кн. для учителя. – М.:
Просвещение,2008.
4. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,
2009.
5. МалкинаПых И.Г. Семейная терапия. – М.: Издво Эксмо, 2005.
6. Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/ Под
ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; науч.исслед. инт общей и
педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988.
7. Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,
2011.
8. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика, 2006.
9. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников:
Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
10.Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005.
11.Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.:
Просвещение, 2007.
12.Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.:
Просвещение, 2009.
13.Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося
и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
Рекомендуемая литература для учащихся.
1 Анатолий (Гармаев), свящ. Культура семейных отношений.с. Решма :
Редакция «Свет православия», 2002.2 Александра Феодоровна (Романова), императрица. Дивный свет. – М.:
Русский паломник, 2004.
3 Домострой – М.: ОБРАЗ, 2007.
4 Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
5 Евмений,игумен. Аномалии родительской любви. – 2е изд. с. Решма:
Редакция «Свет православия», 2008.
6 Зеньковский В.В. На пороге зрелости. – М.: Редакция «Воскресение», 1991.
7 Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных
учебных заведений. М.: Издательский дом «Истоки», 2011.
8 Кравцова М. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. –
М.: Благо, 2002.
9 Культура семьи: учеб.пособие / сост. Н.Г. Храмова, Г.Г. Алексеева,
А.А. Сараева. – Кострома, 2005.
10 Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы
православной культуры. 4–5 классы: учеб.пособие для общеобразовательных
учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
11 Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. М.: Школа
Пресса, 2004.
12 Моисеев Д.А., монахиня Нина (Крыгина). Учебное пособие «Нравственные
основы семейной жизни» 10
Екатеринбургской епархии, 2010г.
класс,
Екатеринбург: Издательство
13 Моисеев Д.А., монахиня Нина (Крыгина). Учебное пособие «Нравственные
Екатеринбург: Издательство
основы семейной жизни» 11
класс,
Екатеринбургской епархии, 2010г.
14 Мы и наша семья: книга для молодых супругов / сост. В.И. Зацепин,
В.Д. Цимбалюк. – М.: Молодая гвардия, 1983.
15 Половое развитие и воспитание: книга для учителя. Психологическая наука –
школе / Ю.М. Орлов. – Москва: Просвещение, 1993.
16 Скурат К.Е. Православные основы культуры в памятниках литературы
Древней Руси. – М.: Покров, 2003.17 Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М.: Просвещение, 1979.
18 Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: учеб.пособие для
учащихся ст. классов / сост. И.В. Гребенников, Л.С. Ковинько. – М.:
Просвещение, 1987.
19 Шугаев Илья,священник. Один раз на всю жизнь. Беседы со
старшеклассниками о браке, семье, детях. –5е изд. – М.: Издательский Совет
Русской православной церкви, 2007.
20 Янушкявичюс Р.В.,
Янушкявичене О.Л.
Основы нравственности:
учеб.пособие для школьников и студентов. – М.: ПРОПРЕСС, 2000.
Рекомендуемая литература для взрослых (педагогов, родителей).
1 Александра Феодоровна (Романова), императрица. Дивный свет. – М.:
Русский паломник, 2004.
2 Анатолий (Гармаев), свящ. Культура семейных отношений. – с. Решма:
Редакция «Свет православия», 2002.
3 Георгий (Шестун), игумен. Православная педагогика. – 4е изд. – М.: ПРО
ПРЕСС, 2010. (Часть третья «Православная семья»).
4 Домострой. – М.: ОБРАЗ, 2007.
5 Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
6 Евмений, игумен. Аномалии родительской любви. – 2е изд. с. Решма:
Редакция «Свет православия», 2008.
7 Зеньковский В.В. На пороге зрелости. – М.: Редакция «Воскресение», 1991.
8 Зорин К.В. И будут два одной плотью. – М.: Русский хронограф, 2004.
9 Ильин И.А. Путь духовного обновления: О семье: собр. соч.: в 10 т. / сост.
Ю.Т. Лисица. – М.: Русская книга, 1996. – Т. 1.
10 Кравцова М. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. –
М.: Благо, 2002.
11 Культура семьи: учеб.пособие / сост. Н.Г. Храмова, Г.Г. Алексеева,
А.А. Сараева. – Кострома: ЛинияГрафик, 2005.12 Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы
православной культуры. 4–5 классы: учеб.пособие для общеобразовательных
учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
13 Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. М.: Школа
Пресса, 2004.
14 Моисеев Д.А., монахиня Нина (Крыгина).
«Нравственные основы семейной жизни»10 класс,
Хрестоматия для учителя
Екатеринбург:
Издательство Екатеринбургской епархии, 2010г.
15 Моисеев Д.А., монахиня Нина (Крыгина).
Хрестоматия для учителя
«Нравственные основы семейной жизни» 11 класс, Екатеринбург:
Издательство Екатеринбургской епархии, 2010г.
16 Моисеев Д.А., монахиня Нина (Крыгина). Методические рекомендации для
учителя «Нравственные основы семейной жизни» 11 класс, Екатеринбург:
Издательство Екатеринбургской епархии, 2010г.
17 Моисеев Д.А., монахиня Нина (Крыгина). Методические рекомендации для
учителя «Нравственные основы семейной жизни» 11 класс, Екатеринбург:
Издательство Екатеринбургской епархии, 2010г.
18 Мы и наша семья: Книга для молодых супругов / сост. В.И. Зацепин,
В.Д. Цимбалюк. – М.: Молодая гвардия, 1983.
19 Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание: книга для учителя. – Москва:
Просвещение, 1993.
20 Половинкин А.И. Православная духовная культура. – М., ВладосПресс, 2003.
21 Порфирий(Левашов), иеромонах. О воспитании девиц в духе истинно
христианском / под ред. дра пед. наук Н.В. Маслова. – М.: «Самшитиздат»,
2005.
22 Розина О.В. Духовные основы русской культуры: пособие для учителей в 3
книгах со словарем и DVD диском. – М.: Наука и Слово, 2009.
23 Скурат К.Е. Православные основы культуры в памятниках литературы
Древней Руси. – М.: ИД «Покров», 2003.24 Сурова Л.В. Открытый урок: Статьи по духовному воспитанию. – Клин:
Христианская жизнь, 2006.
25 Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М.: Просвещение, 1979.
26 Флоренская Т.А. Мир дома твоего: Этика и психология семейной жизни. –
М.: ШколаПресс, 1999.
27 Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: учеб.пособие для
учащихся ст. классов / сост. И.В. Гребенников, Л.С. Ковинько. – М.:
Просвещение, 1987.
28 Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14
лет. – Клин: Христианская жизнь, 2007.
29 Шугаев Илья,свящ. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о
браке, семье, детях. – 5е изд. – М.: Издательский Совет Русской
православной церкви, 2007.
30 Янушкявичене О.Л. Духовное воспитание: история и современность. – М.:
ПРОПРЕСС, 2008.
31 Янушкявичюс Р.В Основы нравственности : учеб.пособие для школьников и
студентов / Р.В. Янушкявичюс, О.Л. Янушкявичене. – М.: ПРОПРЕСС,
2000.