Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"
Оценка 4.7

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
7 кл—8 кл
30.03.2018
Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"
Программа факультативного курса «Основы семейной жизни» направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи с учетом построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся. Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей. Программа курса рассчитана на 35 учебных часов. Реализуется в течении 2-х лет (7-8 класс).Режим занятий: 0,5 часа в неделю Курс состоит из мини-лекций, практических занятий с элементами ролевых игр.рабочая программа с календарно-тематическим планированием
КТП Этика и психология семейной жизни 16-17.docx
МКОУ «Болоховский центр образования №1» муниципального образования Киреевский район «Рассмотрен на заседании МО учителей естественнонаучного цикла, протокол   № 1 от  29.08.2016 года.» Руководитель МО____________  /Митяева Е.П. /  Зам.директора по УВР ________________/С.А. Жигулёва/ Утверждено на заседании педагогического совета, протокол   № 1 от 2016 года Утверждаю. приказ №_______от 2016 года Директор центра ___________________/Ю.Е. Ярошенко Рабочая программа  курса (факультатив) «Основы  семейной жизни» для 7­8 классов Составитель программы: Жигулёва Светлана Анатольевна учитель химии и биологии 1 Подготовка   молодёжи   к   жизни   в   сложившихся   социально­экономических условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. Пояснительная записка Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека   в   системе   межличностных   отношений   и   построение   долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника. Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания   за   школьной   партой.   При   этом   усвоение   образцов   полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются основными   условиями   успешной   адаптации   к   взрослой   жизни.   Вместе   с   тем социально­  психологическая  практика  показывает, что  многие  старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в области   семейной   сферы   жизнедеятельности   является   особенно   актуальным   в связи с тем, что одной из основных функций семьи как малой социальной группы, члены   которой   связаны   брачными   или   родственными   отношениями,   общностью быта, взаимной  помощью  и моральной  ответственностью, является  обеспечение развития   личности   в   течение   жизни   человека,   а   также   передача   духовно­ нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное   и   моральное   здоровье   во   многом   определяют   характер   человека, эффективность   воспитания   подрастающего   поколения   и   в   конечном   итоге развитие всего общества. Программа   факультативного   курса   «Основы     семейной   жизни» направлена на оказание психолого­педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации   семейного   самоопределения,   расширение   жизненной   перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей   семьи   с   учетом   построение   образовательного   процесса   с   учётом 2 индивидуальных,   возрастных,   психологических,   физиологических   особенностей обучающихся.  Курс   занятий   расширяет   кругозор   учащихся,   акцентирует   внимание   на важнейших   социально­психологических   явлениях   при   формировании   личности, актуализирует   вопросы   адаптированности,   жизненного   самоопределения   и саморазвития.   Предлагаемая   программа   построена   с   учетом   информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей. Программа курса рассчитана на 35 учебных часов. Реализуется в течении 2­х лет (7­8 класс).Режим занятий: 0,5 часа в неделю Курс состоит из мини­лекций, практических занятий с элементами ролевых игр. Цели   программы: сформировать   готовность   и   способность   к   творческой   и   ответственной   активизации   жизненного самостоятельной, самоопределения в соответствии с общечеловеческими ценностями, формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку. Задачи программы: 1 формировать у учащихся   нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 2 расширить   представления   учащихся   о   роли   семьи   в   формировании   и развитии личности;  3 формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям; 4 способствовать развитию толерантного сознание, эстетического отношения и поведение в поликультурном мире;  5 способствовать формированию ответственного отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально­ психологических   навыков   общения   и   взаимодействия,   практические   блоки   с элементами ролевых игр, самодиагностика, групповые дискуссии.  В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся   выполняют знакомятся   с   необходимыми   теоретическими   сведениями, практические задания (проблемно­поисковые задачи, ролевые игры, проблемные 3 ситуации,   упражнения,   направленные   на   развитие   рефлексии   и   навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, практический   семинар,   проблемное   изложение   учебного   материала.   Каждое занятие   по   дидактической   задаче   является   комбинированным   с   элементами лекционного и практического блоков.   Задача педагога, ведущего этот курс, состоит в том, чтобы ориентировать учащегося  на осознание и принятие традиционных ценностей семьи, российского гражданского   общества,  многонационального  российского   народа,  человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества. Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса.  Курс   “Основы   семейной   жизни”   может   стать   средоточием   духовно­ нравственного   образования   и   воспитания,  обращенного   к   насущным   жизненным задачам  юношества.  Ведь   семья  ­  это  жизненный   центр,  взращивающий   в  душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви. Содержание разделов курса. В первом разделе “Семья в свете духовно­нравственных и культурных традиций общества” раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности. Рассматриваются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи.   Задача  второго раздела “Психология личности”  состоит в том, чтобы дать   учащимся   представление   о   строении   личности,   ее   направленности, индивидуальных особенностях и способностях.  Третий   раздел   “Особенности   межличностных   отношений юношества”  раскрывает   понятия   о   психологии   межличностных   отношений,   о нравственных   основах   взаимоотношений   между   юношами   и   девушками,   о товариществе, дружбе и любви, о культуре их поведения   Раздел “Брак и семья”  начинается с раскрытия понятия “готовность к браку”,   затем   дается   характеристика   основных   функций   семьи,   раскрываются особенности молодой семьи.  4 Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Формы промежуточного контроля: наблюдение активности на занятии, беседа   с   учащихся,   анализ   творческих,   исследовательских   работ,   результатов выполнения диагностических заданий. Формы   итогового   контроля:  презентация   проектов,   совокупности самостоятельно выполненных работ по программе. Оценка выставляется в форме «зачтено» или «незачтено». Возможно использование и балльной шкалы. В таком случае   итоговая   оценка   является   накопительной,   когда   результаты   выполнения всех   предложенных   заданий   оцениваются   в   баллах,   которые   суммируются   по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг. Предполагаемый результат.  повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни,  формирование ценностей семьи и личностного роста;  первичное самоопределение в семейной сфере;  повышение социально­психологической компетентности учащихся.           В рамках курса школьники получат представление о происхождении семьи, ее структуре, правовом статусе, функциях и значении в жизни общества, семейных ценностях;   научатся   составлять   свою   родословную,   планировать   семейный бюджет,   познакомятся   с   основами   ведения   семейного   хозяйства.   Отдельное внимание уделяется созданию психологического микроклимата семьи, специфике семейного общения и разрешения семейных конфликтов. Изучение данного курса научит ученика думать о своем будущем и принимать ответственные   решения.   Занятия   планируется   проводить   в   форме   дискуссий, бесед.   Это   будет   способствовать   выработке   умения   вести   диалог   и договариваться, что особенно ценно в семейной жизни. 5 Учебно­тематическое планирование факультативного  курса  «Основы семейной жизни»  № п/п Наименование разделов и тем Всего часов 7 класс Введение. Цели и задачи факультативного курса «Основы  жизни» Семья в свете духовно – нравственных и культурных традиций общества Семья в различных культурах Нравственные нормы брака  в христианской культуре Личность и семья Психология личности Роль семьи в воспитании личности 1 I 1 2 II 1 2 1 час 3 часа 2 часа 1 часа 3 часа 1 час 2 часа III Особенности межличностных отношений юношества 10 часов 1 2 3 4 5 Психология межличностных отношений 2 часа Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек 3 часа Культура воздержания О товариществе и дружбе Любовь как высшее человеческое чувство 1 час 2 часа 2 часа 6 IV 1 2 3 4 5 6 7 V 8 9 Всего                                      17 часов 8 класс Брак и семья Что такое готовность к браку Здоровье супругов и будущего потомства Семья и ее функции Особенности молодой семьи Этапы развития семьи Бюджет семьи Семейные конфликты и пути их решения 16 часов 2 часа 3часа 4 часа 2 часа 3 час 1 час 1 час Итог «Значение семьи в жизни человека и смысл жизни» 2 часа Значение семьи в жизни человека и смысл жизни Итоговое занятие 1 час 1 час                                                                   Всего                                      18 часов Итого: 35 часов Содержание тем курса Введение Содержание, цели и задачи курса “Этика и психология семейной жизни”. Связь курса с другими учебными предметами. Раздел первый      7 Семья в свете духовно ­ нравственных и культурных традиций общества.      1. Семья в различных культурах.       Прочность   семьи,   основанной   на   традиционных   духовно­нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно­нравственных   ценностей. Предназначение   семьи.   Функции   семьи: репродуктивная,   эмоциональная, духовная,   социокультурная.   Отчий   дом.   Передача   культурного   наследия, традиций. Родословная.   хозяйственно­бытовая,   воспитательная, Знаменитые благочестивые семьи: Ярослав Мудрый, Хомяковы, Киреевские, Аксаковы, Третьяковы, семья Николая II и др. 2. Нравственные нормы брака в христианской культуре.       Десять   заповедей   как   основа   христианской   нравственности.   Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья ­ “малая Церковь”, глава которой ­ муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака.   «Традиция» как значимое понятие общественной жизни. Семья как основная традиция   в   истории   человечества. Народные   традиции   русской   православной семьи. Религиозные ценности в семейных традициях народов России. Первообраз семьи в религиозной традиции. Традиции воспитания детей у русского народа. Воспитание чести и долга в семье. Понятие чести и долга. Честность. Честь семьи и рода. Чин и бесчинство. Благочестие. Благородство. Честь юноши и девушки – сходство и различия.  Патриотическое   воспитание   в   семье.   Патриотизм.   Особенности   воспитания патриотизма   в   семье.   Служение   юноши   –   создание   семьи   и   защита   Отечества. Служение девушки­хранение семьи, рождение и воспитание детей. Родовые традиции служения Отечеству. Трудовое   воспитание   в   семье.   Труд   как   служение.   Труд   семейный   и общественный. Отношение к домашнему хозяйству, собственности и материальным ценностям.   Мотивация   труда.   Меркантильная   мотивация   труда.   Духовно­ нравственная мотивация. Радость труда. Половое   воспитание   в   семье.   Воспитание   будущего   семьянина.   Особенности воспитания мальчиков и девочек. Ошибки полового воспитания. Традиционные праздники и их влияние на процесс социализации ребенка. Устои и обряды народной жизни. Устроение домашнего очага. Жизненный круг в преданиях и обычаях наших предков.     . Личность и семья Раздел второй        1. Психология личности.   Иерархическое   строение   личности.   Дух,   душа,   тело.   Направленность 8 личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви.  Самосознание   личности.   Жизненные   смыслы,   идеалы,   убеждения, мировоззрение. Вера.   Индивидуальность   личности.   Возможные психологические   различия   между   юношами   и   девушками.   Способности. Творческая индивидуальность.    Типологии   личности. Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как   побудители   духовно­нравственного   развития   личности.   Различение   добра   и зла. Свобода выбора.  2. Роль семьи в воспитании личности.   Важнейшая задача семьи ­ формирование личности, раскрытие лучших ее способностей.  Влияние   родителей   и  старших  членов  семьи  на  формирование   у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей.  Уклад   семейной   жизни,   сплоченность   семьи   как   основа   выработки ценностных   ориентаций   подрастающего   человека.   Хранение   семьей   духовно­ нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье.   Уважение   к   матери,   отцу,   дедушке   и   бабушке.   Обязанности старшеклассников   перед   младшими   членами   семьи.   Воспитание   в   семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно­ нравственного и физического здоровья. Раздел   третий       .Особенности   межличностных   отношений юношества 1. Психология межличностных отношений.  Понятие   о   межличностных   отношениях.   Отношения   деловые   и   личные. Черты   характера,   необходимые   для   полноценного   общения.   Тактичность   и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.       Культура   общения.   Умение   слушать   человека,   уважение   его   взглядов, мыслей,   способность   и   стремление   понимать   мысли   и   переживания   другого человека, прощать его недостатки.       Конфликтные   ситуации,   возникающие   в   процессе   общения,   возможные способы их разрешения.  2. Нравственные основы взаимоотношений юношей н девушек.                     Понятие о межличностных отношениях.  Отношения деловые и личные. Черты   характера,   необходимые   для   полноценного   общения.   Тактичность   и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.             Культура общения. Умение слушать человека, уважение к его взглядам, способность   и   стремление   понимать   его   мысли   и   переживания,   прощать недостатки. Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения. 9 Нравственные нормы взаимоотношений. Воспитанность, благородство и самообладание,   скромность,   вежливость,   доброта,   отзывчивость,   уважительное отношение к окружающим, старшим, самоотверженность и т.д. Современный юноша. Понятие о мужественности. Искаженные представления о мужественности.   Долг   юноши   –   оберегать   и   охранять   достоинство   и   честь девушки.           Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского   характера.   Девичья   честь   и   достоинство.   Особая   роль   девушки   в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности.           Этические нормы и правила хорошего тона во взаимоотношениях юношей и девушек. Девушка и юноша – будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.   3. Культура воздержания.            Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и переживаний.   Принцип   доминанты   как   психофизиологическое   обоснование культуры   воздержания.   Необходимость   преобладания   духовного   общения   над физическим.           Стыд и совесть как свидетели ненормальности внебрачных половых связей. Их пагубное влияние на телесное и душевное здоровье человека и на здоровье его потомства.                    Добрачное целомудрие как основа духовного и физического здоровья человека.  4. О товариществе и дружбе.  Товарищество   и   дружба   как   человеческие   потребности   и   социальные ценности.   Товарищ   ­   человек,   близкий   по   сходству   взглядов,   по   совместной деятельности.   Дружба   ­   высшая   степень   товарищества.   Общность   интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др.  Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная.  Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками.  5. Любовь как высшее человеческое чувство.       Духовная   природа   любви.   Потребность   быть   любимым   и   способность любви,   бескорыстной   самоотдачи.   Способность   любви   как   выражение   высшего уровня развития личности.       Особенности   материнской   и   отцовской   любви.   Любовь   как   глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми.       Вдохновляющая,   творческая   сила   любви.   Первая   любовь.   Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства ­ симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. 10 Мудрость   любви:   способность   видеть   незримую   для   других,   неповторимую индивидуальность любимого человека.       Воспитание   культуры   чувств   ­   дружбы   и   любви.   Духовная   ранимость друзей   и   любящих;   необходимость   бережного   отношения   к   дружбе   и   любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие ­ полнота мудрости.       Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием,   недоверием,   требованием   “доказательств”;   уметь   выразить   свое чувство   в   уважении,   внимании,   верности,   тактичном   предпочтении   своего любимого   (любимой)   всем   другим.   Быть   готовым   защищать,   если   потребуется, честь   и   достоинство   любимого   (любимой).   Взаимовоспитание   любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость.       Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).       Предложение   о   вступлении   в   брак.   Гражданский   брак.   Обручение   и венчание; благословение нерасторжимости брака. Раздел четвертый     .Брак и семья   1. Что такое готовность к браку.       Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью,   будущих   детей.   Понимание   духовно­нравственной   и   правовой   основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.   Психологическая   готовность   молодежи   к   браку.   Наличие   у   будущих супругов   глубокого   чувства   любви,   уважения,   доверия,   взаимной   преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение   ролей   и   обязанностей   в   семье.   Готовность   уступить,   простить оплошность,   помочь   супругу   (супруге)   достойно   преодолевать   трудности. Направленность   на   другого   человека,   способность   считаться   с   его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления.  2. Здоровье супругов и будущего потомства.  Генетические   аспекты   брака.   Нравственные   и   физические   последствия добрачной половой распущенности. Значение целомудрия для здоровья будущего потомства. Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство. Выбор будущего супруга (супруги).   3. Семья и ее функции.  Основная функция семьи ­ продолжение человеческого  рода, рождение и воспитание   детей.   Необходимость   сочетания   интересов   семьи   с   интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности.  4. Особенности молодой семьи.  11 Супружество   ­   новый   этап   межличностных   отношений.   Обязанности молодых   супругов   друг   перед   другом,   перед   родителями,   родственниками   и близкими.   Сходство   основных   ценностных   ориентаций   супругов   как   условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного   труда   в   создании   семьи   и   сохранении   благоприятного   семейного климата.   Начальный   период   брака.   Изменение   привычного   образа   жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение вкусов, особенностей   и   привычек   друг   друга.   Проблема   “главенства”   в   семье. Сопереживание в трудностях и радостях.  Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми.   Типичные   причины   конфликтов   в   первые   годы   брака   (борьба самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др. )  Семья,   ждущая   ребенка.   Здоровый   образ   жизни   как   условие   рождения здорового   ребенка,   вредность   алкоголя   и   никотина.   Подготовка   к   принятию   в семью   нового   человека.   Психологические   проблемы,   связанные   с   рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств.   Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия ­ начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства.   Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно­эмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей. 5. Этапы развития семьи. Средний и старший супружеский возраст. Эволюция отношений и чувств в разные периоды супружества. 6 Бюджет семьи.                   Экономические   основы   семейного   бюджета.Составляющие   семейного бюджета. Планирование. Расходы. Накопления.  7 Семейные конфликты и пути их решения Природа   семейных   конфликтов.   Агрессивное   поведение   в   семье.   Причины   и последствия   разлада   семейных   отношений.   Пути   их   преодоления.   Культура общения   в   семье.   Умение   говорить   и   умение   молчать.   Умение   слушать. Уважительные отношения в семье.             Раздел пятый.  Итог. «Значение семьи в жизни человека и смысл жизни» 8 Значение семьи в жизни человека и смысл жизни. Полнота жизни – в семье. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Жизненный опыт. Самоактуализация. Самодостаточность. Потеря смысла жизни. Новое обретение смысла жизни. 9 Итоговое занятие. Защита проектов «Моя семья». 12 13 Календарно-тематическое планирование уроков курса в 7 классе. Составлен на основе рабочей программы С.А. Жигулёвой «Основы семейной жизни»  (0,5 часа в неделю /1 час через неделю, всего 17 часов) Дат а № п/п Тема урока Основные вопросы темы, вводимые понятия Текущий контроль Часы Д.З. 1 Введение Введение. ( 1час ) Содержание,   цели   и   задачи курса   “Основы   семейной   жизни”. Связь   курса   с   другими   учебными предметами. Беседа.  Сам.  работа 1  Раздел первый       . Семья в свете духовно ­ нравственных и культурных традиций общества. (3 часа) 2 Семья в различных культурах.  Предназначение семьи.   традиционных Прочность семьи, основанной   духовно­ на нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие   утраты   традиционных духовно­нравственных ценностей.    1 Беседа.  Сам.  работа Знаменитые   благочестивые   Мудрый, семьи: Хомяковы,   Киреевские,   Аксаковы, Третьяковы, семья Николая II и др   Ярослав 3 Семья в различных культурах.  Функции семьи. Предназначение семьи.   семьи:   воспитательная, Функции репродуктивная, хозяйственно­бытовая, эмоциональная,   духовная, социокультурная.   Отчий   дом. Передача   культурного   наследия, традиций. Родословная. Беседа.  Сам.  работа 4 Нравственные нормы брака  в  христианской культуре.  «Традиция» как значимое понятие  общественной жизни Традиции   в   семье.  Понятие чести   и   долга.   Честность.   Честь семьи   и   рода.   Чин   и   бесчинство. Благочестие.   Благородство.   Честь юноши   и   девушки   –   сходство   и различия. Патриотическое, трудовое, половое  воспитание в семье. Устои и обряды народной жизни. Заслушивание  сообщений.  Беседа.  Сам.  работа Раздел второй. Личность и семья (3 часа) Подготовка  сообщений по  темам:  «Патриотическое воспитание в  семье», Половое  воспитание в  семье»,  «Трудовое  воспитание в  семье», «Устои и обряды народной жизни».  1 1 5 Психология личности Иерархическое   строение самосознание,   личности, индивидуальность личности.    Возможные   психологические различия   между   юношами   и девушками.  6 7 Роль семьи в воспитании личности. Формирование личности в семье.  Важнейшая   задача   семьи   ­ формирование личности, раскрытие лучших   ее   способностей.   Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека   смысла   и   цели   жизни, развитие его способностей.  Роль семьи в воспитании личности. Хранений семьёй духовно­ нравственных традиций. Уклад   семейной   жизни, сплоченность   семьи   как   основа выработки   ценностных   ориентаций подрастающего человека. Хранение духовно­нравственных семьей традиций предшествовавших поколений.   Воспитание   чувства долга   в   семье,   нравственной чистоты и целомудрия.     1 1 1 Беседа.  Сам.  работа Беседа. Сам.  работа Сообщение  «Личный  пример  родителей» Рассказ о  традициях в  своей семье Раздел третий       .Особенности межличностных отношений юношества (10 часов) 8 9 Психология межличностных  отношений. Отношения деловые и  личные.   Черты   Понятие   о   межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. характера, необходимые   для   полноценного общения. и сдержанность. Искренность.   Принципиальность. Доброжелательность.  Тактичность     Беседа. Беседа. Сам.  работа Психология межличностных  отношений. Культура общения.  Конфликты в семье и способы их  решения. Культура   общения.   Умение слушать   человека,   уважение   его взглядов,   мыслей,   способность   и стремление   понимать   мысли   и переживания   другого   человека, прощать его недостатки.  Беседа. Сам.  работа 10 Нравственные основы  взаимоотношений юношей.  Мужественность и другие  мужские качества.        Конфликтные   ситуации, возникающие   в   процессе   общения, возможные способы их разрешения.  Воспитанность,   благородство   и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное   к старшим, окружающим, самоотверженность и т.д.   юноша. Понятие   о   мужественности. Искаженные   представления   о отношение   Современный   Беседа. Сам.  работа 1 1 1 Подготовить  сообщение  «Как  решаются  конфликты в  моей семье». Сочинение­ эссе «Каким  должен быть  современный  парень» 11 12 Нравственные основы  взаимоотношений девушек.  Ценности женского характера. Нравственные основы  взаимоотношений юношей и  девушек. Этические нормы и  правила взаимоотношений. 13 Культура воздержания. Стыд и  совесть. Добрачное целомудрие. мужественности.   Долг   юноши   – оберегать и охранять достоинство и честь девушки   о Понятие   женственности. Непреходящие   ценности   женского характера.   Девичья   честь   и достоинство. Особая роль девушки в   создании   здорового   климата   в коллективе.   Ложное   отношение   к женственности.     тона Этические   нормы   и   правила хорошего во взаимоотношениях   юношей   и девушек.   Девушка   и   юноша   – будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.                    Духовные, нравственные и основы психологические сдержанности и   переживаний.   Необходимость преобладания   духовного   общения над   физическим.   Стыд   и   совесть. Добрачное   целомудрие   как   основа духовного и физического здоровья человека.  чувств     Сочинение­ эссе «Каким  должна быть  современная  девушка» Сочинение­ эссе «Каким я  буду  родителем» 1 1 1 Беседа. Сам.  работа Беседа. Сам.  работа Беседа. Сам.  работа 14 Товарищество и дружба как  человеческие потребности и  социальные ценности. Беседа. Сам.  работа Товарищество   и   дружба   как человеческие   потребности   и социальные   ценности.   Дружба   ­ высшая   степень   товарищества. Общность   интересов,   убеждений, устремлений,   взаимная   симпатия, готовность   оказать   помощь   другу, разделить   радость   и   неудачу, поступиться друга собственным благополучием и др.  ради     15 О   товариществе   и   дружбе. Дружба истинная и ложная.  16 Любовь как высшее человеческое  чувство. Духовная природа любви. Дружба   как   школа   общения, самовоспитания   и   любви.   Дружба истинная и ложная.  Товарищеские   отношения   и дружба   между   юношами   и девушками.  Беседа. Сам.  работа Беседа. Сам.  работа Духовная   природа   любви. Потребность   быть   любимым   и способность   любви,   бескорыстной самоотдачи.   Способность   любви как   выражение   высшего   уровня развития личности.       Особенности   материнской и   отцовской   любви.   Любовь   как глубокое   чувство   между   членами 1 1 1 Подбор  примеров из  литературных  произведений Подбор  примеров из  литературных  произведений семьи и близкими людьми.  17 Любовь как высшее человеческое  чувство. Взаимовоспитание  любящих. Взаимовоспитание любящих. Круглый стол.  Беседа. Сам.  работа 1 Сочинение­ рассуждение  по теме  занятия. Календарно­тематическое планирование уроков курса в 8 классе. Составлен на основе рабочей программы С.А. Жигулёвой «Основы семейной жизни»  (0,5 часа в неделю /1 час через неделю, всего 18 часов) Дат а №  п/п Тема занятия Основные вопросы темы, вводимые понятия Текущий контроль Часы Д.З. Раздел четвёртый.  Брак и семья  (16 часов) 1 2 3 4 Готовность к браку. Духовно­ нравственная и правовая основы  брака. Что такое готовность к браку.  Психологическая готовность к  браку. Роли и обязанности в семье. Здоровье супругов и будущего  потомства. Генетические аспекты  брака. Здоровье супругов и будущего  потомства. Половая  распущенность.  Брачный   возраст.   Осознание молодыми   людьми   того,   что   они берут   на   себя   определенные обязательства   друг   перед   другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Мотивы вступления в   брак:   любовь,   желание   создать семью, вырастить и воспитать детей как   ведущие   мотивы   заключения брака.      семейного Общность   взглядов   супругов на   содержание   семейной   жизни, идеал счастья. Готовность   достойно   преодолевать трудности.   Направленность   на другого   человека,   способность считаться   с   его   индивидуальными особенностями,   ценить   и   уважать его творческие стремления.  Генетические аспекты брака.  Беседа. Сам.  работа Беседа. Сам.  работа Беседа  Нравственные и физические  последствия добрачной половой  распущенности. Значение  целомудрия для здоровья будущего потомства.  Аборт. Последствия  Беседа. Сам.  работа 1 1 1 1 Подготовка  ролевых  сюжетов. Повторить  тему «Половая система» из  курса  биологии 8 кл. Выпуск  буклетов  (брошюр,  листовок) по  теме аборта. Здоровье супругов и будущего  потомства. Законы  наследственности. Наследственность. Влияние  предшествовавших половых связей  на потомство. Выбор будущего  супруга (супруги).  Беседа. Сам.  работа Семья и ее основные функции Основная функция семьи ­  продолжение человеческого рода,  рождение и воспитание детей.  Беседа. Семья и ее функции. Интересы  семьи и общества: связь или  расхождение. Семья и ее функции.  Репродуктивная функция семьи и  её значение для общества. Необходимость сочетания  интересов семьи с интересами  общества.  Важность наличия в каждой семье  нескольких детей. Репродуктивная  функция семьи.  Беседа. Сам.  работа Беседа.  Сам.работа Семья и ее функции. Роль семьи в  обществе. Роль семьи в жизни общества и  укреплении государственности.  Сам.  работа 5 6 7 8 9 10 Особенности молодой семьи.  Возникновение чувства “мы”.  Проблема “главенства” в семье. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед   родственниками   и родителями,   Беседа.  Сам.работа 1 1 1 1 1 1 «Профилактик а аборотов» Сообщения о  генетических  заболеваниях,  передающихся  по наследству. Подборка  статей из  СМИ,  интернет­ источников по  теме занятия Подборка  статей из  СМИ,  интернет­ источников по  теме занятия Эссе «Роль  семьи в  обществе». Сообщение по  теме  «Здоровый близкими.   Сходство   основных ценностных   ориентаций   супругов как условие гармонии супружеских отношений.  Вред   алкоголя   и   никотина. Подготовка   к   принятию   в   семью нового   человека.   Психологические проблемы,   связанные   с   рождением ребенка. 11 Особенности молодой семьи.   Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка. 12 Этапы развития семьи 13 Этапы развития семьи Средний и старший супружеский  возраст.  14 Этапы развития семьи. Эволюция  отношений в семье. Эволюция отношений и чувств в  разные периоды супружества. 15 Бюджет семьи 16 Семейные конфликты и пути их  решения   Экономические   основы   и составляющие   семейного   бюджета. Планирование. Расходы. Накопления.   Бюджет   средств семьи, имеющий детей. Природа   семейных   конфликтов. Агрессивное   поведение   в   семье. Причины   и   последствия   разлада семейных   отношений.   Пути   их Беседа. Сам.   работа Беседа. Сам.   работа Беседа. Сам.   работа Беседа. Сам.   работа Беседа. Сам.   работа Сам.работа 1 1 1 1 1 1 образ жизни  как условие  рождения  здорового  ребенка.» Проект  «Составление  (планирование ) семейного  бюджета» «Пути  решения  семейных  конфликтов» преодоления.  из опыта  работы Раздел пятый       . Итог: Значение семьи в жизни человека и смысл жизни. (2 часа) 17 Значение семьи в жизни человека и смысл жизни Полнота   жизни   –   в   семье. Жизненные   смыслы,   идеалы, мировоззрение. убеждения, Жизненный опыт.   Самоактуализация. Самодостаточность.    Беседа. Сам.   работа 18 Итоговое занятие Защита проектов   «Моя семья». Подготовка к  защите  проектов. 1 1 Список литературы. 1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин­тов. – М.: Просвещение, 2005. 2. Истратова   О.Н.,  Эксакусто   Т.В.  Справочник   психолога   средней   школы (2­е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д: "Феникс", 2004. 3. Ковалев  С.В.  Психология  современной  семьи:  Информ.­метод.  материалы   к курсу   "Этика   и   психология   семейной   жизни":   Кн.   для   учителя.   –   М.: Просвещение,2008. 4. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009. 5. Малкина­Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд­во Эксмо, 2005. 6. Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/ Под ред.   И.   В.   Дубровиной,   Б.   С.   Круглова;   науч.­исслед.   ин­т   общей   и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988. 7. Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011. 8. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика, 2006. 9. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 10.Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005. 11.Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007. 12.Фридман   Л.М.,   Волков   К.Н.   Психологическая   наука   –   учителю.   –   М.: Просвещение, 2009. 13.Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008. Рекомендуемая литература для учащихся. 1 Анатолий   (Гармаев),   свящ.  Культура   семейных   отношений.­с. Решма   : Редакция «Свет православия», 2002. 2 Александра   Феодоровна   (Романова),   императрица.   Дивный   свет.   –   М.: Русский паломник, 2004. 3 Домострой – М.: ОБРАЗ, 2007. 4 Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 5 Евмений,игумен.  Аномалии   родительской   любви.   –   2­е   изд.   с. Решма: Редакция «Свет православия», 2008. 6 Зеньковский В.В. На пороге зрелости. – М.: Редакция «Воскресение», 1991. 7 Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. М.: Издательский дом «Истоки», 2011. 8 Кравцова М. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. – М.: Благо, 2002. 9 Культура   семьи:   учеб.пособие   /   сост.   Н.Г. Храмова,   Г.Г. Алексеева, А.А. Сараева. – Кострома, 2005. 10 Кураев   А.В.  Основы   религиозных   культур   и   светской   этики.   Основы православной культуры. 4–5 классы: учеб.пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. 11 Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. М.: Школа Пресса, 2004. 12 Моисеев  Д.А., монахиня Нина (Крыгина).  Учебное пособие «Нравственные основы   семейной   жизни»   10  Екатеринбургской епархии, 2010г. класс,   Екатеринбург:   Издательство 13 Моисеев  Д.А., монахиня Нина (Крыгина).  Учебное пособие «Нравственные   Екатеринбург:   Издательство основы   семейной   жизни»   11  класс, Екатеринбургской епархии, 2010г. 14 Мы   и   наша   семья:   книга   для   молодых   супругов   /   сост.   В.И. Зацепин, В.Д. Цимбалюк. – М.: Молодая гвардия, 1983. 15 Половое развитие и воспитание: книга для учителя. Психологическая наука – школе / Ю.М. Орлов. – Москва: Просвещение, 1993. 16 Скурат К.Е.  Православные   основы   культуры   в   памятниках   литературы Древней Руси. – М.: Покров, 2003. 17 Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М.: Просвещение, 1979. 18 Хрестоматия   по   этике   и   психологии   семейной   жизни:   учеб.пособие   для учащихся   ст.   классов   /   сост.   И.В. Гребенников,   Л.С. Ковинько.   –   М.: Просвещение, 1987. 19 Шугаев   Илья,священник.  Один   раз   на   всю   жизнь.   Беседы   со старшеклассниками о браке, семье, детях. –5­е изд. – М.: Издательский Совет Русской православной церкви, 2007. 20 Янушкявичюс   Р.В.,   Янушкявичене   О.Л.   Основы   нравственности: учеб.пособие для школьников и студентов. – М.: ПРО­ПРЕСС, 2000. Рекомендуемая литература для взрослых (педагогов, родителей). 1 Александра   Феодоровна   (Романова),   императрица.   Дивный   свет.   –   М.: Русский паломник, 2004. 2 Анатолий   (Гармаев),   свящ.  Культура   семейных   отношений.   –   с. Решма: Редакция «Свет православия», 2002. 3 Георгий (Шестун), игумен. Православная педагогика. – 4­е изд. – М.: ПРО­ ПРЕСС, 2010. (Часть третья «Православная семья»). 4 Домострой. – М.: ОБРАЗ, 2007. 5 Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 6 Евмений,   игумен.   Аномалии   родительской   любви.   –   2­е   изд.   с. Решма: Редакция «Свет православия», 2008. 7 Зеньковский В.В. На пороге зрелости. – М.: Редакция «Воскресение», 1991. 8 Зорин К.В. И будут два одной плотью. – М.: Русский хронограф, 2004. 9 Ильин И.А.  Путь духовного обновления: О семье: собр. соч.: в 10 т. / сост. Ю.Т. Лисица. – М.: Русская книга, 1996. – Т. 1. 10 Кравцова М. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. – М.: Благо, 2002. 11 Культура   семьи:   учеб.пособие   /   сост.   Н.Г. Храмова,   Г.Г. Алексеева, А.А. Сараева. – Кострома: Линия­График, 2005. 12 Кураев   А.В.  Основы   религиозных   культур   и   светской   этики.   Основы православной культуры. 4–5 классы: учеб.пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. 13 Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. М.: Школа Пресса, 2004. 14 Моисеев  Д.А.,   монахиня   Нина   (Крыгина). «Нравственные   основы   семейной   жизни»10   класс,  Хрестоматия   для   учителя   Екатеринбург: Издательство Екатеринбургской епархии, 2010г.  15 Моисеев  Д.А.,   монахиня   Нина   (Крыгина).  Хрестоматия   для   учителя «Нравственные   основы   семейной   жизни»   11  класс,   Екатеринбург: Издательство Екатеринбургской епархии, 2010г.  16 Моисеев  Д.А., монахиня Нина (Крыгина).  Методические рекомендации  для учителя   «Нравственные   основы   семейной   жизни»   11  класс,   Екатеринбург: Издательство Екатеринбургской епархии, 2010г.  17 Моисеев  Д.А., монахиня Нина (Крыгина).  Методические рекомендации  для учителя   «Нравственные   основы   семейной   жизни»   11  класс,   Екатеринбург: Издательство Екатеринбургской епархии, 2010г. 18 Мы   и   наша   семья:   Книга   для   молодых   супругов   /   сост.   В.И. Зацепин, В.Д. Цимбалюк. – М.: Молодая гвардия, 1983. 19 Орлов Ю.М.  Половое развитие и воспитание: книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1993. 20 Половинкин А.И. Православная духовная культура. – М., Владос­Пресс, 2003. 21 Порфирий(Левашов),   иеромонах.  О   воспитании   девиц   в   духе   истинно христианском / под ред. д­ра пед. наук Н.В. Маслова. – М.: «Самшит­издат», 2005. 22 Розина О.В. Духовные основы русской культуры: пособие для учителей в 3 книгах со словарем и DVD диском. – М.: Наука и Слово, 2009. 23 Скурат К.Е.   Православные   основы   культуры   в   памятниках   литературы Древней Руси. – М.: ИД «Покров», 2003. 24 Сурова   Л.В.  Открытый   урок:   Статьи   по   духовному   воспитанию.  –  Клин: Христианская жизнь, 2006. 25 Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М.: Просвещение, 1979. 26 Флоренская Т.А. Мир дома твоего: Этика и психология семейной жизни. – М.: Школа­Пресс, 1999. 27 Хрестоматия   по   этике   и   психологии   семейной   жизни:   учеб.пособие   для учащихся   ст.   классов   /   сост.   И.В. Гребенников,   Л.С. Ковинько.   –   М.: Просвещение, 1987. 28 Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14 лет. – Клин: Христианская жизнь, 2007. 29 Шугаев Илья,свящ. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке,   семье,   детях.   –   5­е   изд.   –   М.:   Издательский   Совет   Русской православной церкви, 2007. 30 Янушкявичене О.Л. Духовное воспитание: история и современность. – М.: ПРО­ПРЕСС, 2008. 31 Янушкявичюс Р.В Основы нравственности : учеб.пособие для школьников и студентов   /   Р.В. Янушкявичюс,   О.Л. Янушкявичене.   –   М.:   ПРО­ПРЕСС, 2000.

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"

Рабочая программа курса (факультатив) "Основы семейной жизни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018