Рабочая программа курса "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)
Оценка 4.9

Рабочая программа курса "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
окружающий мир
4 кл
29.11.2018
Рабочая программа курса  "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Мир вокруг нас 4 класс.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  кружок (кружок, факультатив, научное объединение и пр.) «Мир  вокруг нас» (наименование курса) 1 год  (срок реализации программы) 10­11 лет (возраст обучающихся) 1.Пояснительная записка Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем  мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и  социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию  экологической культуры. Программа  имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на  окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.  Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание  элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание  правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с  современными требованиями дидактики начального обучения: учёт психологических  особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению  окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между  познанием природы, социальной жизни и истории страны, обеспечить реальную  преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для  более плавного и целесообразного формирования нравственно­этических установок. Основная идея – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром; Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в  повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести  дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности  детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека. Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий  характер.  Ценностными ориентирами содержания занятия в третьем классе являются: —развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира; —формирование представлений о природе как универсальной ценности; —изучение истории своей страны; —развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру; —развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод  познания, научные методы); —формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; —вовлечение учащихся в деятельность по изучению истории своей страны  и сохранению  ближайшего природного окружения. Основной акцент в содержании занятия сделан на развитии у младших школьников  наблюдательности, умения устанавливать причинно­следственные связи.  Содержание занятия строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в  разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний,  преобразования их в убеждения и умения, формирования  ответственности как черты  личности. Программа предусматривает проведение экскурсий. Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его  изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний,  создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного,  эстетического характера.         Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с  обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.  Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников  необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически  обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного  отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в  процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших  школьников, их способности к сопереживанию, состраданию. Природа и общество рассматривается в данной работе в их неразрывном, органичном  единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать  формирование у детей целостного представления о мире, о месте в нем человека. Во  внеурочной работе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи,  существующие в природе и общественной жизни. Идея «все связано во всем» как бы  цементирует разнообразные элементы содержания внеурочной работы, значительно  усиливая его воспитательный и развивающий потенциал. Основное   направление  курса « Мир вокруг нас» ­исследовательская и  практическая  деятельность. Объектом этой деятельности становится окружающая действительность. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной  деятельности.  Ученики развивают наблюдательность, учатся проводить исследования,  сопоставлять факты.   Основными методами реализации программы являются изучение природы и истории  родного края, организация познавательной и творческой деятельности учащихся. Программа  способствует формированию у  младших школьников следующих качеств  личности: патриотизм; трудолюбие; настойчивость; дисциплинированность; любовь к  малой родине; неравнодушное отношение к экологическим нарушениям. Принципы Программы: * Принцип культуросообразности ­ развитие ребёнка на основе культурно­исторических  традиций народа. * Личностный – развитие личностных качеств, эстетических чувств, развитие готовности к  самостоятельной деятельности, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои  убеждения и реализовывать их. * Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с  возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.  * Принцип целостного представления о мире ­ поможет ребенку понять свое место в  обществе и мире. Формирование эстетической культуры на основе целостного  миропонимания.  * Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием  материала, понятного и доступного детям. * Принцип творчества – развитие творческих способностей  через художественную и  творческую деятельность.  * Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным,  наглядным. Этот принцип формирует у обучающихся стремление к прекрасному,  способствует желанию с радостью выполнять предлагаемые виды заданий и достичь  результата.  Рабочая программа  и календарно – тематическое планирование   курса  дополнительного  образования «Мир вокруг нас» составлено  на основе Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с Концепции  духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, согласно  учебному плану МБОУСОШ №6. Программа рассчитана на обучающихся 4  класса, является продолжением курса 4 класса  «Окружающий мир». Программа создавалась на основе авторской программы  А.А.Плешакова, дополнена экскурсиями и проектной деятельностью и другими  внеаудиторными занятиями. Количество часов в неделю – 1 час. Курс рассчитан на 34 часа.  Таблица тематического распределения количества часов 2.Тематический план программы 1раздел «Планета Земля»   Тема 2 раздел «Человек и его место на Земле»   3раздел  «Путешествие в прошлое». 29 ч. Итого Количество часов Аудит. Внеауд. 2  3ч. 9ч. 14 20 20 Всего 2 3 29 34 Календарно­тематическое планирование. № Содержание  (Темы) Кол­во  часов Аудит . Внеауд . Всего Дата   проведения план факт Характеристика  деятельности   обучающихся Планета Земля»  1. Земля – планета  солнечной системы Изучение и освоение  космоса 2. Человек и его место на  Земле 3. Знакомство с  охраняемыми  растениями и  животными Поддержание порядка  на нашей планете  Глобальные  экологические  проблемы Земли Наш край. Поверхность нашего  края. 4. 5. 6. 2 1 1 6 1 1 1 1 2 1 1 6 1 1 1 1 03.09. 10.09. 17.09. 25.09. 01.10. 10.12 Исследовать  (на   основе непосредственных   наблюдений) вращение Земли вокруг Солнца и своей оси Проводить групповые  наблюдения во время экскурсии Различать космические тела,  используя информацию,  полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с  иллюстрациями. Группировать (классифициро­ вать) планеты, звёзды,  космические тела  по  отличительным признакам.   Знакомятся с содержанием  Красной книги. Работа в группах. Получают     информацию, анализируют,   ведут   диалог. Рассказывать  о   роли животных в природе и жизни людей   (на   примере   своей местности).  (по   заданию Извлекать учителя) необходимую информацию   из   учебника   и дополнительных   источников знаний   (словарей,   энцикло­ Водные богатства  нашего края Наши подземные  богатства Путешествие в  прошлое Мир древности: далёкий и близкий. Из книжной  сокровищницы Древней  Руси. Трудные времена на  Русской земле. Патриоты России. Ломоносов. Екатерина Великая. Страницы истории XIX  века. Экскурсия в город  Новороссийск. Проект «Сохраним  историю родного края». Экскурсия в город  Керчь. ИТОГО: педий,   справочников)   о природных   сообществах   и обсуждать  полученные сведения. Моделировать  ситуации по сохранению   природы   и   ее защите.   Рассказывать  о прошлом и настоящем своей страны.  (по   заданию Извлекать учителя) необходимую информацию   из   учебника   и дополнительных   источников знаний   (словарей,   энцикло­ педий,   справочников)   о исторических   событиях   и обсуждать  полученные сведения. 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 14 1 1 17.12 24.12 18 28 14.01. 18.02 25.02 10.03 17.03 07.04 14.04 13.09.15 28.04 26.05.16 . 1 1 1 1 1 1 1 8 1 12 34 8 12 20 12. 13. Михаил Васильевич  7. 8. 9. 10. 11. 14. 15. 16. 17. 18. № п/п 1 2 График экскурсий в режиме интенсив. Название экскурсии Экскурсия  в город Новороссийск. Экскурсия в город Керчь. Итого: Кол­во часов 8 12 20 ч. Дата По плану По факту 05.09.15 26.05.16 13.09.15 3. Содержание программы. 1раздел «Планета Земля»  ­ 2ч 1.1 Земля – планета солнечной системы – 1ч.      Называть планеты солнечной системы и создавать модель.                                    1.2 Изучение и освоение космоса­1ч. Называть созвездия зодиака; определять космические тела; находить сведения о первых космонавтах и астронавтах. 2 раздел «Человек и его место на Земле»  ­ 6ч. 2.1 Знакомство с охраняемыми растениями и животными – 1ч. Знакомство с Красной книгой мира, с редкими охраняемыми животными, находящимися на грани вымирания.  2.2 Поддержание порядка на нашей планете – 1ч.  Изучение экологической проблемы, связанной с хозяйственной деятельностью человека.  2.3 Глобальные экологические проблемы Земли ­1 ч. Составление проектов по решению глобальной экологической проблемы Земли. 2.4. Наш край. Поверхность нашего края.­ 1ч. Изучение рельефа Краснодарского края, его особенностей. 2.5. Водные богатства нашего края.­ 1ч. Естественные и искусственные водоёмы края. 2.6. Наши подземные богатства. Практическая работа.­ 1ч. Полезные ископаемые Кубани. Минеральные источники и грязевые вулканы. 3раздел  «Путешествие в прошлое». 26 ч. 3.1. Мир древности: далёкий и близкий.1ч.   Изучение жизни древних славян. Древние поселения на Кубани. 3.2  Из книжной сокровищницы Древней Руси.1ч. Изучение истории создания славянской азбуки. 3.3. Трудные времена на Русской земле.1ч. Изучение истории XIII­ XV  века. Монголо­татарское иго. 3.4. Патриоты России. 1ч. Минин и Пожарский, Иван Сусанин, атаман Ермак – патриоты России. 3.5. Михаил Васильевич Ломоносов. 1ч. Великий учёный, историк, физик, химик, художник­ Михаил Васильевич Ломоносов. 3.6. Екатерина Великая. 1ч Великие дела Екатерины II: создание народных училищ, воспитательного дома; укрепление северных и южных границ. Великие военоначальники: Суворов А.В. и Ушаков Ф.Ф. 3.7. Страницы истории XIX века. 1ч. Отечественная война с Наполеоном. Бородинская битва. Ополчение. 3.8. Экскурсия в город Новороссийск.8 ч. Знакомство с историей города. Посещение планетария, исторического музея, крейсера  Кутузов.  3.9. Проект «Сохраним историю родного края». 1ч. Создание проекта по материалам, собранным во время экскурсий,  из словарей, бесед с  членами семьи. 3.10.  Экскурсия в город Керчь.10ч. Знакомство с древним городом, катакомбами, историческими памятниками. 4.   Предполагаемые  результаты.                                   Ученик научится: эмоционально ­ ценностно относиться к природе, человеку, обществу; проводить несложные наблюдения; использовать естественно ­ научные и художественные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных  устных высказываний; использовать различные справочные материалы для поиска необходимой информации; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в  живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к  природе; определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния  этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека; вести диалог, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении  прослушанного, прочитанного или увиденного; Ученик получит возможность научиться: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение,  соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе; осмысливать патриотические и нравственные ценности окружающей действительности и  высказывать собственное суждение; выполнять правила безопасного поведения, оказывать первую помощь при несложных  несчастных случаях; работать в группе, создавая   плакаты, проекты.                                                            Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты  : Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и  ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные  простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила  поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты  . Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять  ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности  выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему  совместно с учителем. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие  приборы и инструменты). Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая  информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди  предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,  таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;  определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно­ научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в  виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с  учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её  обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою  точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном  решении проблемы (задачи). Предметные результаты: усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и  явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах  изученного); сформированность целостного, социально­ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим  школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области  естественно­научных и социально­гуманитарных дисциплин; умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать,  ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в  открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять  характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных  духовных ценностей, идеалов, норм; владение навыками устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире природы и социума; овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в  природной и социальной среде; понимание роли и значения родного края в природе и историко­культурном наследии  России, в её современной жизни; понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре  России; понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров  национальных свершений, открытий, побед. 5.Формы контроля. Выступление перед одноклассниками со своими сообщениями, защита проектов. Работа в паре и группе. Участие в научно­практической конференции школьников. Конкурсы,  ребусы,  загадки. Тестирование  по  курсу. Самоконтроль и самооценка учащегося. 6. Методические рекомендации. Программа подготовлена на основе содержательного материала и с учётом целей и задач  базовых курсов предмета «Окружающий мир». Одновременно она готовит младших  школьников к усвоению курсов географии,  биологии и истории  средней школы.  Программой предусматривается формирование понятий: метеорологические наблюдения,  фенология и фенологические фазы, фенологические сигнализаторы, экология, история,  география. Расширяется представление о многообразии животных, полезных ископаемых. Приобретённые учениками  знания, с одной стороны, закрепляют знания, полученные на  уровне представлений на уроках в школе, а с другой имеют пропедевтический характер.  Сформированные у учеников умения наблюдения, анализа, предвидения будут   востребованы при изучении всех школьных курсов и, в первую очередь,  естественнонаучного направления 7. Описание материально­технического обеспечения  программы. Наименование объектов и средств материально­технического  обеспечения. Количество. № п/п Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). 1. 2. 3. 4. 5. Энциклопедия «Всё обо всём» м.1998 г. А.А. Плешаков. От земли до неба. Атлас­определитель для учащихся  начальных классов. М.: Просвещение, 2008 г. «Биологический энциклопедический словарь.» —2–е изд., исправл. —  М.: Сов. Энциклопедия, 1986 Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В.  В. Щетинина. – М, Сфера, 2001. Плешаков  А. А.   Зеленый  дом.  От  земли  до  неба  А. А. Плешаков.  Москва .: Просвещение, 1998. Печатные пособия. 1. Наборы сюжетных картинок по тематике, определённой примерной  программой кружка. Толковые словари. 2. Репродукции картин. 3. 4. Справочная литература Технические средства обучения. 1 2 3 4 5 6 7 Экранно­звуковые пособия. 1 2 Классная магнитная  доска с набором магнитиков. Мультимедийный проектор .  Компьютер.  Интерактивная доска. Документкамера. Принтер. Интернет Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения . Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,  соответствующие содержанию обучения  Оборудование класса. 1 Гербарий  в картинках                  Д Д Д Д Д Д Ф Д  Д/К Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д                СОГЛАСОВАНО                                                                              СОГЛАСОВАНО                 Протокол заседания                                                                  Заместитель директора по УВР методического объединения                                                              ____________________________   учителей начальных классов                                                                подпись                                   Ф.И.О.         СОШ № 6 от______2015_ года № 1                                                     «___»_______________201__     ____________________________                                                                                    подпись руководителя МО

Рабочая программа курса "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2018