Рабочая программа курса "Мир вокруг нас" по внеурочной деятельности (4 класс)

  • Разработки курсов
  • doc
  • 29.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Иконка файла материала Мир вокруг нас 4 класс.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  кружок (кружок, факультатив, научное объединение и пр.) «Мир  вокруг нас» (наименование курса) 1 год  (срок реализации программы) 10­11 лет (возраст обучающихся) 1.Пояснительная записка Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем  мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и  социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию  экологической культуры. Программа  имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на  окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.  Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание  элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание  правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с  современными требованиями дидактики начального обучения: учёт психологических  особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению  окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между  познанием природы, социальной жизни и истории страны, обеспечить реальную  преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для  более плавного и целесообразного формирования нравственно­этических установок.Основная идея – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром; Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в  повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести  дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности  детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека. Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий  характер.  Ценностными ориентирами содержания занятия в третьем классе являются: —развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира; —формирование представлений о природе как универсальной ценности; —изучение истории своей страны; —развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру; —развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод  познания, научные методы); —формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; —вовлечение учащихся в деятельность по изучению истории своей страны  и сохранению  ближайшего природного окружения. Основной акцент в содержании занятия сделан на развитии у младших школьников  наблюдательности, умения устанавливать причинно­следственные связи.  Содержание занятия строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в  разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний,  преобразования их в убеждения и умения, формирования  ответственности как черты  личности. Программа предусматривает проведение экскурсий. Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его  изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний,  создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного,  эстетического характера.         Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с  обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.  Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников  необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически  обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного  отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в  процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших  школьников, их способности к сопереживанию, состраданию. Природа и общество рассматривается в данной работе в их неразрывном, органичном  единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать  формирование у детей целостного представления о мире, о месте в нем человека. Во  внеурочной работе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи,  существующие в природе и общественной жизни. Идея «все связано во всем» как бы  цементирует разнообразные элементы содержания внеурочной работы, значительно  усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.Основное   направление  курса « Мир вокруг нас» ­исследовательская и  практическая  деятельность. Объектом этой деятельности становится окружающая действительность. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной  деятельности.  Ученики развивают наблюдательность, учатся проводить исследования,  сопоставлять факты.   Основными методами реализации программы являются изучение природы и истории  родного края, организация познавательной и творческой деятельности учащихся. Программа  способствует формированию у  младших школьников следующих качеств  личности: патриотизм; трудолюбие; настойчивость; дисциплинированность; любовь к  малой родине; неравнодушное отношение к экологическим нарушениям. Принципы Программы: * Принцип культуросообразности ­ развитие ребёнка на основе культурно­исторических  традиций народа. * Личностный – развитие личностных качеств, эстетических чувств, развитие готовности к  самостоятельной деятельности, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои  убеждения и реализовывать их. * Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с  возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.  * Принцип целостного представления о мире ­ поможет ребенку понять свое место в  обществе и мире. Формирование эстетической культуры на основе целостного  миропонимания.  * Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием  материала, понятного и доступного детям. * Принцип творчества – развитие творческих способностей  через художественную и  творческую деятельность.  * Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным,  наглядным. Этот принцип формирует у обучающихся стремление к прекрасному,  способствует желанию с радостью выполнять предлагаемые виды заданий и достичь  результата.  Рабочая программа  и календарно – тематическое планирование   курса  дополнительного  образования «Мир вокруг нас» составлено  на основе Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с Концепции  духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, согласно  учебному плану МБОУСОШ №6. Программа рассчитана на обучающихся 4  класса, является продолжением курса 4 класса  «Окружающий мир». Программа создавалась на основе авторской программы  А.А.Плешакова, дополнена экскурсиями и проектной деятельностью и другими  внеаудиторными занятиями.Количество часов в неделю – 1 час. Курс рассчитан на 34 часа.  Таблица тематического распределения количества часов 2.Тематический план программы 1раздел «Планета Земля»   Тема 2 раздел «Человек и его место на Земле»   3раздел  «Путешествие в прошлое». 29 ч. Итого Количество часов Аудит. Внеауд. 2  3ч. 9ч. 14 20 20 Всего 2 3 29 34 Календарно­тематическое планирование. № Содержание  (Темы) Кол­во  часов Аудит . Внеауд . Всего Дата   проведения план факт Характеристика  деятельности   обучающихся Планета Земля»  1. Земля – планета  солнечной системы Изучение и освоение  космоса 2. Человек и его место на  Земле 3. Знакомство с  охраняемыми  растениями и  животными Поддержание порядка  на нашей планете  Глобальные  экологические  проблемы Земли Наш край. Поверхность нашего  края. 4. 5. 6. 2 1 1 6 1 1 1 1 2 1 1 6 1 1 1 1 03.09. 10.09. 17.09. 25.09. 01.10. 10.12 Исследовать  (на   основе непосредственных   наблюдений) вращение Земли вокруг Солнца и своей оси Проводить групповые  наблюдения во время экскурсии Различать космические тела,  используя информацию,  полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с  иллюстрациями. Группировать (классифициро­ вать) планеты, звёзды,  космические тела  по  отличительным признакам.   Знакомятся с содержанием  Красной книги. Работа в группах. Получают     информацию, анализируют,   ведут   диалог. Рассказывать  о   роли животных в природе и жизни людей   (на   примере   своей местности).  (по   заданию Извлекать учителя) необходимую информацию   из   учебника   и дополнительных   источников знаний   (словарей,   энцикло­Водные богатства  нашего края Наши подземные  богатства Путешествие в  прошлое Мир древности: далёкий и близкий. Из книжной  сокровищницы Древней  Руси. Трудные времена на  Русской земле. Патриоты России. Ломоносов. Екатерина Великая. Страницы истории XIX  века. Экскурсия в город  Новороссийск. Проект «Сохраним  историю родного края». Экскурсия в город  Керчь. ИТОГО: педий,   справочников)   о природных   сообществах   и обсуждать  полученные сведения. Моделировать  ситуации по сохранению   природы   и   ее защите.   Рассказывать  о прошлом и настоящем своей страны.  (по   заданию Извлекать учителя) необходимую информацию   из   учебника   и дополнительных   источников знаний   (словарей,   энцикло­ педий,   справочников)   о исторических   событиях   и обсуждать  полученные сведения. 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 14 1 1 17.12 24.12 18 28 14.01. 18.02 25.02 10.03 17.03 07.04 14.04 13.09.15 28.04 26.05.16 . 1 1 1 1 1 1 1 8 1 12 34 8 12 20 12. 13. Михаил Васильевич  7. 8. 9. 10. 11. 14. 15. 16. 17. 18. № п/п 1 2 График экскурсий в режиме интенсив. Название экскурсии Экскурсия  в город Новороссийск. Экскурсия в город Керчь. Итого: Кол­во часов 8 12 20 ч. Дата По плану По факту 05.09.15 26.05.16 13.09.15 3. Содержание программы. 1раздел «Планета Земля»  ­ 2ч 1.1 Земля – планета солнечной системы – 1ч.      Называть планеты солнечной системы и создавать модель.                                    1.2 Изучение и освоение космоса­1ч. Называть созвездия зодиака; определять космические тела; находить сведения о первых космонавтах и астронавтах. 2 раздел «Человек и его место на Земле»  ­ 6ч. 2.1 Знакомство с охраняемыми растениями и животными – 1ч.Знакомство с Красной книгой мира, с редкими охраняемыми животными, находящимися на грани вымирания.  2.2 Поддержание порядка на нашей планете – 1ч.  Изучение экологической проблемы, связанной с хозяйственной деятельностью человека.  2.3 Глобальные экологические проблемы Земли ­1 ч. Составление проектов по решению глобальной экологической проблемы Земли. 2.4. Наш край. Поверхность нашего края.­ 1ч. Изучение рельефа Краснодарского края, его особенностей. 2.5. Водные богатства нашего края.­ 1ч. Естественные и искусственные водоёмы края. 2.6. Наши подземные богатства. Практическая работа.­ 1ч. Полезные ископаемые Кубани. Минеральные источники и грязевые вулканы. 3раздел  «Путешествие в прошлое». 26 ч. 3.1. Мир древности: далёкий и близкий.1ч.   Изучение жизни древних славян. Древние поселения на Кубани. 3.2  Из книжной сокровищницы Древней Руси.1ч. Изучение истории создания славянской азбуки. 3.3. Трудные времена на Русской земле.1ч. Изучение истории XIII­ XV  века. Монголо­татарское иго. 3.4. Патриоты России. 1ч. Минин и Пожарский, Иван Сусанин, атаман Ермак – патриоты России. 3.5. Михаил Васильевич Ломоносов. 1ч. Великий учёный, историк, физик, химик, художник­ Михаил Васильевич Ломоносов. 3.6. Екатерина Великая. 1ч Великие дела Екатерины II: создание народных училищ, воспитательного дома; укрепление северных и южных границ. Великие военоначальники: Суворов А.В. и Ушаков Ф.Ф. 3.7. Страницы истории XIX века. 1ч. Отечественная война с Наполеоном. Бородинская битва. Ополчение. 3.8. Экскурсия в город Новороссийск.8 ч. Знакомство с историей города. Посещение планетария, исторического музея, крейсера  Кутузов.  3.9. Проект «Сохраним историю родного края». 1ч. Создание проекта по материалам, собранным во время экскурсий,  из словарей, бесед с  членами семьи. 3.10.  Экскурсия в город Керчь.10ч. Знакомство с древним городом, катакомбами, историческими памятниками. 4.   Предполагаемые  результаты.                                   Ученик научится: эмоционально ­ ценностно относиться к природе, человеку, обществу; проводить несложные наблюдения;использовать естественно ­ научные и художественные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных  устных высказываний; использовать различные справочные материалы для поиска необходимой информации; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в  живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к  природе; определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния  этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека; вести диалог, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении  прослушанного, прочитанного или увиденного; Ученик получит возможность научиться: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение,  соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе; осмысливать патриотические и нравственные ценности окружающей действительности и  высказывать собственное суждение; выполнять правила безопасного поведения, оказывать первую помощь при несложных  несчастных случаях; работать в группе, создавая   плакаты, проекты.                                                            Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты  : Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и  ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные  простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила  поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты  . Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять  ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности  выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему  совместно с учителем. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверкиРаботая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие  приборы и инструменты). Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая  информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди  предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,  таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;  определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно­ научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в  виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с  учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её  обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою  точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном  решении проблемы (задачи). Предметные результаты: усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и  явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах  изученного); сформированность целостного, социально­ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим  школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области  естественно­научных и социально­гуманитарных дисциплин; умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать,  ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в  открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять  характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных  духовных ценностей, идеалов, норм; владение навыками устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире природы и социума;овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в  природной и социальной среде; понимание роли и значения родного края в природе и историко­культурном наследии  России, в её современной жизни; понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре  России; понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров  национальных свершений, открытий, побед. 5.Формы контроля. Выступление перед одноклассниками со своими сообщениями, защита проектов. Работа в паре и группе. Участие в научно­практической конференции школьников. Конкурсы,  ребусы,  загадки. Тестирование  по  курсу. Самоконтроль и самооценка учащегося. 6. Методические рекомендации. Программа подготовлена на основе содержательного материала и с учётом целей и задач  базовых курсов предмета «Окружающий мир». Одновременно она готовит младших  школьников к усвоению курсов географии,  биологии и истории  средней школы.  Программой предусматривается формирование понятий: метеорологические наблюдения,  фенология и фенологические фазы, фенологические сигнализаторы, экология, история,  география. Расширяется представление о многообразии животных, полезных ископаемых. Приобретённые учениками  знания, с одной стороны, закрепляют знания, полученные на  уровне представлений на уроках в школе, а с другой имеют пропедевтический характер.  Сформированные у учеников умения наблюдения, анализа, предвидения будут   востребованы при изучении всех школьных курсов и, в первую очередь,  естественнонаучного направления 7. Описание материально­технического обеспечения  программы. Наименование объектов и средств материально­технического  обеспечения. Количество. № п/п Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).1. 2. 3. 4. 5. Энциклопедия «Всё обо всём» м.1998 г. А.А. Плешаков. От земли до неба. Атлас­определитель для учащихся  начальных классов. М.: Просвещение, 2008 г. «Биологический энциклопедический словарь.» —2–е изд., исправл. —  М.: Сов. Энциклопедия, 1986 Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В.  В. Щетинина. – М, Сфера, 2001. Плешаков  А. А.   Зеленый  дом.  От  земли  до  неба  А. А. Плешаков.  Москва .: Просвещение, 1998. Печатные пособия. 1. Наборы сюжетных картинок по тематике, определённой примерной  программой кружка. Толковые словари. 2. Репродукции картин. 3. 4. Справочная литература Технические средства обучения. 1 2 3 4 5 6 7 Экранно­звуковые пособия. 1 2 Классная магнитная  доска с набором магнитиков. Мультимедийный проектор .  Компьютер.  Интерактивная доска. Документкамера. Принтер. Интернет Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения . Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,  соответствующие содержанию обучения  Оборудование класса. 1 Гербарий  в картинках                  Д Д Д Д Д Д Ф Д  Д/К Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д                СОГЛАСОВАНО                                                                              СОГЛАСОВАНО                 Протокол заседания                                                                  Заместитель директора по УВР методического объединения                                                              ____________________________   учителей начальных классов                                                                подпись                                   Ф.И.О.         СОШ № 6 от______2015_ года № 1                                                     «___»_______________201__     ____________________________                                                                                    подпись руководителя МО