Рабочая программа курса по выбору «Словари как средство познания мира»
Оценка 4.6

Рабочая программа курса по выбору «Словари как средство познания мира»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
6 кл
02.09.2017
Рабочая программа курса по выбору «Словари как средство познания мира»
Курс «Словари как средство познания мира» направлен на формирование у учащихся: • потребности в обращении к лингвистическим словарям и справочной литературе; • умения работать со справочной литературой. Цель курса – пополнение словарного запаса учащихся через работу с различными лингвистическими словарями, развитие речи. Задачи курса: 1) повышение общей эрудиции и культуры учеников; 2) отработка навыков грамотного пользования разными видами лингвистических словарей; 3) развитие интереса к научной деятельности; 4) воспитание любви к русскому языку.
рабочая программа словари как средство.docx
Пояснительная записка Программа курса по выбору «Словари как средство познания мира» для 6 класса составлена на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; 2. Примерной основной образовательной программы ООО, одобренной решением Федерального учебно­методического объединения по общему образованию (протокол №1/15 от 08.08.2015 г.); 3.   Основной   образовательной   программы   основного   общего   образования   муниципального общеобразовательного   учреждения   «Средняя   школа   №117   Красноармейского   района   Волгограда», введенной в действие Приказом МОУ СШ №117 №184­ОД от 31.08.2015 г. Курс «Словари как средство познания мира» направлен на формирование у учащихся:    потребности в обращении к лингвистическим словарям и справочной литературе; умения работать со справочной литературой. Цель курса – пополнение словарного запаса учащихся через работу с различными лингвистическими  словарями, развитие речи. Задачи курса: 1) повышение общей эрудиции и культуры    учеников;                          2) отработка навыков грамотного  пользования разными видами                             лингвистических словарей;                                                    3) развитие интереса к научной деятельности;                          4) воспитание любви к русскому языку. Курс рассчитан на 17  учебных часов. Ожидаемый результат:   в ходе изучения данного курса учащиеся научатся пользоваться разными видами лингвистических  словарей, пополнят знания об отечественных учёных­лексикографах, попробуют создать свою малую  энциклопедию и толковый словарь, проверят свои знания по орфографии, орфоэпии,  словообразованию, узнают, что такое паронимы, пополнят свой словарный запас и представят результат исследовательских работ. Личностные результаты :     осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним  языком общения ­ русским ; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное  слово; осмысление социально­нравственного опыта предшествующих поколений, способность к  определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей. Метапредметные результаты :     способность   сознательно   организовывать   и   регулировать   свою   деятельность:   учебную, общественную; владение   умениями   работать  с  учебной  и  внешкольной   информацией  (анализировать  тексты разных   стилей,   составлять   простой   и   развернутый   планы,   тезисы,   формулировать   и обосновывать выводы и составлять собственный текст ), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность   решать   творческие   задачи,   представлять   результаты   своей   деятельности   в различных формах (сообщение, эссе, презентация.); готовность   к   сотрудничеству   с   соучениками,   коллективной   работе;   освоение   основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты :           понимание роли русского языка как национального языка русского народа; знание основных единиц языка, их признаков; знание основных норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические,  грамматические, орфографические, пунктуационные); норм речевого этикета; умение опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анaлиза; умение объяснять с помощью словаря значение слов с национально­культурным  компонентом; читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее,  ознакомительное, просмотровое); извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;  свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями,  сферой и ситуацией общения; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические,  грамматические нормы современного русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности,  находить грамматические и речевые ошибки; недочеты, исправлять их; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной  жизни для:      осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей  личности, значения родного языка в  жизни человека и общества; развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языкy, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; удовлетворения коммуникативных потребностей в yчебных, бытовых, социaльно­культурных  ситуациях общения; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;  развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; использования родного языка как средства полyчения знаний по другим учебным предметам и  продолжения образования. Учебно­тематический план Номер п.п. 1.   Тема занятия Какие бывают  словари? Дата проведения план факт Кол­во часов 1 2­3 Словари и их  создатели 4­5 Толковые словари  6 Приключения слов 7­8 Заморские гости  9­10  11­12 Пишем и говорим   правильно Фразеологический словарь  13  14 Словари  синонимов и  антонимов Как же вас не  перепутать?  15­16  17 Тайны  словообразования Расскажи о слове 2 2 1 2 2 2 1 1 2 1 Формы работы Выставка  лингвистических  словарей, экскурсия в библиотеку, работа в  парах. Семинар. Творческие  работы «Энциклопедия  слова». Работа  в  группах  Беседа, Практикум,  Игра по  толковому словарю В.И.Даля «Усердней с  каждым днём гляжу в  словарь» Работа  в  группах Практикум­ исследование  этимологии слов, работа в парах. практикум Творческие  Задания (Сост. Кроссворда или сканворда). Практикум,  орфоэпический диктант, игра «Я – диктор» Творческие задания  (создание рисунка к  фразеологизму или  сочинение­миниатюра),  работа в парах и  группах. Групповая работа со  словарями Практикум по  узнаванию, различению и уместному  употреблению  паронимов Формы  контроля Опрос,  Сообщения об  отечественных  учёных­ лексикографах. Результаты  игры.  Коллективное  создание  толкового   словаря  ученического  сленга. Краткие  сообщения «А  знаете ли вы,  что…» Решение  кроссворда или  сканворда. тестирование Выставка  рисунков или  выпуск сборника миниатюр Краткие сообщения «А знаете ли вы, что…» Самостоятельна я работа практикум Тестирование  Презентация исследовательск их работ  «Энциклопедия  слова»                            Содержание обучения Какие бывают словари? Виды лингвистических словарей (одноязычные и переводные) и их структура. Справочная литература.  Энциклопедические словари. Способы расположения словарных статей (алфавитный, алфавитно­ гнездовой и др.). Наличие разных видов словарей в библиотечных фондах сельской и школьной  библиотек, а также в кабинете русского языка и литературы.  Словари и их создатели. История русской лексикографии. Известные отечественные учёные­лексикографы и их вклад в  развитие русской лексикографии.( В. И. Даль, Д. Н. Ушаков, В. В. Виноградов, С. И. Ожегов, Н. Ю.  Шведова, М. В. Ломоносов, Л. В. Щерба, А. А. Шахматов). Начало исследовательских работ  «Энциклопедия слова» (работы будут пополняться в ходе знакомства с новыми словарями). Толковые словари. Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля, его структура, содержание словарной  статьи. Тезаурус. Глоссарий. Толковый словарь С. И. Ожегова, структура, содержание словарной  статьи. Школьный толковый словарь. Различные способы толкования слов. Составление словарной  статьи для толкового словаря. Коллективное составление толкового словаря ученического сленга.  Игра. Приключения слов. Этимологический словарь, его структура, содержание словарной статьи. Исследование этимологии  слов с помощью этимологического словаря. Этимологическое родство. Краткие сообщения учащихся  «А знаете ли вы, что…» Заморские гости. Словарь иностранных слов. Основные признаки слов иностранного происхождения, их исконно русские синонимы. Выяснение значений недавно заимствованных слов. Составление кроссворда или сканворда  из слов иностранного происхождения.  Пишем и говорим правильно. Орфографический словарь. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. Орфоэпический  словарь. Практикум по запоминанию словарных слов, изучаемых в курсе русского языка в 6­7 классах.  Игра по орфоэпии «Я – диктор». Орфоэпический диктант. Фразеологический словарь. Фразеологический словарь. Школьный фразеологический словарь. Содержание словарных статей.  Значение и происхождение наиболее употребляемых фразеологизмов. Словари синонимов и антонимов. Синонимы. Антонимы. Синонимический ряд. Словари синонимов и антонимов русского языка. Роль  синонимов и антонимов в речи. Стилистическая окраска синонимов. Подбор синонимов и антонимов с  помощью словаря. Как же вас не перепутать? Паронимы, их стилистические и выразительные возможности. Смешение паронимов в речи. Словарь  паронимов русского языка. Состав и структура словаря. Практические задания. Тайны словообразования. Способы словообразования. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Структура и  содержание словарной статьи. Словообразовательное гнездо. Составление словообразовательных гнёзд, проверка по словарю. Тест по составу слова и способам словообразования. Расскажи о слове. Презентация исследовательских работ «Энциклопедия слова». К концу изучения элективного курса  учащиеся соберут материалы о выбранных словах и представят результаты своих исследований в виде  брошюр, а также поделятся впечатлениями об этой работе. Возможно иллюстрирование брошюр. Не  исключены групповые работы.                              Литература Большой орфографический словарь русского языка. – М. – ЮНВЕС. – 1999.       Краткий фразеологический словарь русского языка / Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М.  Шанский. – СПб.: Отделение издательства «Просвещение», 1992. Введенская Л. А.      Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. Издание второе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов  н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. Введенская Л. А., Колесников Н. П.      Учебный словарь паронимов русского языка. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский  центр «МарТ», 2005. Даль В. И.        Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1­4. – М.: Русский язык, 1978. Львов М. Р.        Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. – 2­е изд., перераб. – М.:  Просвещение,1987. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.       Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская  академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4­е изд., дополненное. – М.: ООО «А  ТЕМП», 2006. Потиха З. А.       Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. Рудишина Т. В.      Усердней с каждым днём гляжу в словарь…: Библиографическая игра для учащихся 7­9 классов //  Читаем, учимся, играем.—2001. ­­ №4. – С.33—38.      Система работы с паронимами / Юминова Е. В. // Русский язык: Издательский дом «Первое  сентября». – 2007. ­­ №20. – С.25­31.       Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. – 4­е изд., стер. – М.: Русский язык, 2001.       Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2001. Тихонов А. Н.       Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Цитадель­трейд, 2005.      Учебный словарь синонимов русского языка/ Авт. В. И. Зимин, Л. П. Алекторова и др. – М.: Школа­ Пресс, 1994. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е.      Орфографический словарь: Для учащихся сред. школы. – 37­е изд. – М.: Просвещение, 1982.       Фразеологический словарь русского языка / Сост. Л. А. Воинова и др.; Под. Ред. И с послесл. А. И.  Молоткова. – 6­е изд., испр. И доп. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»,  2001. Шанский Н. М. и др.       Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Под. Ред. С. Г.  Бархударова. – М.: Просвещение, 1975. Шанский Н. М.      Школьный фразеологический словарь русского языка. Значение и происхождение словосочетаний/  Н. М. Шанский, В. И. Зимин, А. В. Филиппов. – 10­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.      Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / В. В. Одинцов, В. В. Иванов, Г. П.  Смолицкая и др.; Под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1990. Шматкова Н. П.      Игра «Умники и умницы», посвящённая лингвистическим словарям // Русский язык: Издательский  дом «Первое сентября». – 2006. ­­ №18. – С.40­46

Рабочая программа курса по выбору «Словари как средство познания мира»

Рабочая программа курса по выбору «Словари как средство познания мира»

Рабочая программа курса по выбору «Словари как средство познания мира»

Рабочая программа курса по выбору «Словари как средство познания мира»

Рабочая программа курса по выбору «Словари как средство познания мира»

Рабочая программа курса по выбору «Словари как средство познания мира»

Рабочая программа курса по выбору «Словари как средство познания мира»

Рабочая программа курса по выбору «Словари как средство познания мира»

Рабочая программа курса по выбору «Словари как средство познания мира»

Рабочая программа курса по выбору «Словари как средство познания мира»

Рабочая программа курса по выбору «Словари как средство познания мира»

Рабочая программа курса по выбору «Словари как средство познания мира»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017