Рабочая программа курса "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)
Оценка 4.8

Рабочая программа курса "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
2 кл
29.11.2018
Рабочая программа курса  "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)
Многолетний опыт работы словесников убеждает, что развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает важной задачи – обучения общению. В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить, что и является предметом курса детской риторики со своим содержанием и логикой построения.
риторика.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  кружок (кружок, факультатив, научное объединение и пр.) «Риторика» (наименование курса) (срок реализации программы) 1 год  7­8 лет (возраст обучающихся) Пояснительная записка Многолетний опыт работы словесников убеждает, что развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает важной задачи – обучения общению.  В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определённым   запасом   информации,   сориентироваться   в   конкретной   речевой   ситуации, построить   своё   высказывание   в   соответствии   с   этой   ситуацией,   в   том   числе   со   своим замыслом. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить, что и является предметом курса детской риторики со своим содержанием и логикой построения.  Современная риторика учитывает достижения лингвистической науки, психологии восприятия и порождения речи, теории общения. Вместе с тем современная риторика – самостоятельная наука и самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи –   Обучение   умелой,   искусной,   а   точнее   –   эффективной   речи.   Поэтому   в   центре современной риторики – обучение эффективному общению, человек, который общается.   намерение, коммуникативная задача как практического, так и духовного плана. Программа кружка «Риторика» составлена на основе  Эффективное   общение   –   это   общение,   при   котором   реализуется   коммуникативное  Федерального   компонента   государственного   образовательного   стандарта,  утверждённого Приказом Минобразования РФ от 2010 г.; Закона   РФ   от   10.07.1992   №3266­1   «Об   образовании   (в   редакции   Федерального закона от 17.07 2009  №148­ФЗ)»  Базисного   учебного   плана   общеобразовательных     учреждений   Российской  Федерации, утверждённого  приказом Минобразования РФ. авторской   программы   «Детская   риторика»     коллектива   под   руководством   Т.А. Ладыженской. 1 Учебного   плана   муниципального   бюджетного   образовательного     учреждения   средней общеобразовательной школы №6 ст.Старотитаровской на 2013­2014 учебный год.  Цель:  – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.           Задачи:    формирование   универсальных действий на межпредметном уровне, развивать качества личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики,   задачам   построения   демократического   гражданского   общества   на   основе толерантности,   диалога   культур   и   уважения   многонационального   состава   российского общества». Программа   рассчитана на детей младшего школьного возраста. Во   втором   классе ведётся 2 часа в неделю, всего 68 часов.  Содержание программы. Наименование раздела Кол­во часов аудиторные внеаудиторные Общение  Виды общения  Речевой этикет  Этикетные речевые жанры  Вторичные речевые жанры  Типы текстов  Итого: 8  10  10 14 10 16 68 5 5 6 9 6 9 40 3 5 4 5 4 7 28 № п/п 1 2 3 4 5 6  Календарно­тематическое планирование по риторике. № п/п Разделы и темы уроков Количество часов аудиторные  внеаудиторые Характеристика деятельности учащихся. 1. 2. Проверь себя Наука риторика 1 четверть (18 часов) Общение (8 ч) 1 1 Повторить  изученное в 1 классе. Вспомнить чему учит риторика.  Познакомить с историей  возникновения науки РИТОРИКА. 2 3. 4. 5. 6. 7. 8. Кто – что ­ кому Правила разговора по телефону. Кому – кто. Адресат – адресанту Говорим­ слушаем, читаем­ пишем. Удивляемся, радуемся, огорчаемся. Давайте договоримся. 1 1 1 Виды общения (10 ч) 9.  Как мы говорим. Темп. 10. Медленно и быстро.  11. Тон речи. То же слово, да не так бы  молвить. 12. Какой окраски ваш голос. 13. Тихо, громко. 14. Настроение, чувства и тон  говорящего. 15. Сколько слов вы знаете? 16. Мимика, жесты, поза. Говорящий  взгляд. 17. Помощники  устного слова. 18. Подведём итоги. Обобщение по  теме «Виды общения» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Раскрыть перед учениками  основные функции речи Обратить внимание на воздействие художественной речи на чувства,  мысли, воображение людей. Анализировать примеры общения, когда слово по­разному влияет на людей, их мысли, чувства. Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы. Учить определять темп устного  высказывания, громкость речи,  оценивать соответствие темпа и  громкости речи определенной  ситуации общения Учить определять тон устного  высказывания, громкость речи,  оценивать соответствие тона и   окраски  речи определенной  ситуации общения Учить  правильно использовать  свой  словарный запас слов. Называть средства несловесного  общения, объяснять их значение при  устном общении. Демонстрировать уместное  использование изученных несловесных средств Научится подводить итоги  изученного. Потренируются в чтении  по ролям. 2 четверть (14 часов) Речевой этикет (10 ч) 19. Учусь слушать. Мы слушаем – нас  слушают. Что такое уметь слушать. 1 Определять: что значит слушать и слышать. 20. Экскурсия в парк. Слушаем звуки. 1 Тренировать умение слушать. 3 21. Слушали и услышали. 22. Об одном и том же по разному. 23. Весело и грустно. 24. Знакомые незнакомцы. 25. Слушаем и стараемся понять. 26.  Слушаем и выделяем непонятное 27. Слушаем, как говорят. 28. Слушаем на уроке. Слушаем целый  день! 1 1 1 1 1 1 1 1 Оценивать   степень   вежливости собеседника при разговоре . Называть правила собеседника. Объяснять,   почему   их   следует соблюдать . Оценивать уместность  использования словесных и  несловесных форм прощания в  разных ситуациях.  Моделировать своё речевое  поведение в ситуации в  зависимости от условий общения Оценивать, как говорит собеседник. Оценивать, как говорит собеседник. Делать выводы  ­ как мы говорим, слушаем, умеем ли слушать. Текст. Речевые жанры.  Этикетные речевые жанры (14 ч) 29. Вежливая просьба. Просить –  умолять ­ требовать 30. Правила вежливого тона во время  разговора. 31. Прошу вас… Скрытая просьба 32. Благодарим за подарок, услугу. 1 1 1 3 четверть (20 часов) 33. История письменности. 34. Экскурсия в школьную библиотеку. 35. Учусь читать и писать. О чём нам  говорит шрифт? 36. Пишем письма 37 38 39. Экскурсия на почту. . Как  путешествуют письма. Рисунки, иллюстрации, таблицы,  схемы… 1 1 1 1 Оценивать уместность  использования словесных и  несловесных форм благодарности  в разных ситуациях.  Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей. Познакомятся с историей  возникновения письменности.  Познакомятся с литературой о  возникновении письменности. Учить выразительно читать.  Познакомить  с древней  письменностью. Познакомить с алгоритмом  написания письма. Проследят путь письма от  адресата к адресату. Узнают, как ещё можно   «Разговаривать». 4 1 1 2 40. Конкурс творческих работ.   (рисунков, иллюстраций, таблиц,  схем) 41. Тема и основная мысль Текст. Тема и заголовок текста 42. Основная мысль текста Опорные  слова 1 1 Вторичные речевые жанры (10 ч) 43. Пересказ 44. Подробный пересказ 45. Краткий пересказ 46. План. Картинный план. 47. Составление плана пересказа. 48. Согласие или отказ. Вежливый  отказ. 49. Отказывай, не обижая. Ответы на  отказ Экскурсия в детскую библиотеку. 50­ 52 1 1 1 1 1 1 4 четверть (16 часов) Типы текстов (16 ч) 1 1 1 53. Типы текстов 54. Рассуждение 55. Примеры в рассуждении.  56. Точные и неточные объяснения 57. Описание. Признаки предмета 58. Описание. Признаки погоды.   (экскурсия в парк) 1 3 1 1 1 Показать творческие работы,  представить свой проект. 1 Познакомить с понятием «текст».  Показать разницу между  отдельными предложениями и  текстом.  Дать представление о том, что  такое «опорные слова».  Потренировать учащихся в  определении основной мысли  высказывания. Дать понятие о видах пересказа,  учить делать краткий и подробный пересказ. Дать понятие о том, что план  отражает содержание, помогает  вспомнить то основное, о чем  говорится в тексте. Учить  давать согласие и делать  отказ вежливо, не обижая  собеседника. Приобщение к книге­источнику  знаний. Познакомить учеников с различными видами текстов. Познакомить учеников с рассуждением. Оценивать уместность речевых  средств обращения в разных  ситуациях. Познакомить учащихся с  описанием. Научить находить  признаки предмета. Развивать  умение сравнивать. 5 1 1 1 1 1 1 40 59. Описание в объявлении.  60. Загадки­описания 61. Сочиняем загадки 62. Невыдуманный рассказ 63. Части рассказа.  64. Хочу вам рассказать 65. Обращение. 66. Сочинение стихов на заданную тему. 67. Объясняем и доказываем. 68. Подводим итоги. Обобщающий  урок. Итого: Содержание программы. 2  класс (68 часов) Учить сочинять загадки по  признакам объекта загадки. Учить сочинять рассказы по серии  картинок. Познакомить учеников с элементарными сведениями о том, как строится рассказ. Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач. Познакомить с понятием «рифма». Учить сочинять стихи по заданной рифме. Развивать умение объяснять и доказывать своё мнение. Подвести итоги работы за год. 1 1 1 1 28 Виды общения.  Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три). Речевая   деятельность.  Четыре   вида   речевой   деятельности.   Говорить   –   слушать,   их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов. Говорение.  Основной   тон,   смысловое   ударение,   темп,   громкость   высказывания;   их соответствие речевой задаче. Чтение.  Изучающее   чтение.   Приёмы   чтения   учебного   текста:   постановка   вопроса   к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом). Письменная речь.  Способы правки текста. Вычёркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д. Правильная   и   хорошая   эффективная   речь.  Речь   правильная   и   неправильная   (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная). 6 ТЕКСТ.   РЕЧЕВЫЕ   ЖАНРЫ.  Тематическое   единство   как   признак   текста.   Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно­смысловые части в разных текстах. Типы текстов. Рассуждения  с   целью   объяснения   или   доказательства.   Основная   мысль   (тезис)   в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Описание  в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание­ загадка. Невыдуманный рассказ (о себе). Вторичные тексты. Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв­отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередачи. Речевой   этикет.  Способы   выражения   вежливой   речи.   Этикетные   средства   в   устной   и письменной речи. Этикетные   речевые   жанры.  Просьба.   Скрытая   просьба.   Приглашение.   Согласие. Вежливый отказ. Общая характеристика  предмета.            Являясь предметом  гуманитарного цикла, риторика даёт  возможность  младшему школьнику   познакомиться   с   закономерностями   мира   общения,   особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.        Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:        Первый блок – «Общение» даёт представление о  • сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; • компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).                Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения,   определять   речевую   задачу,   оценивать   степень   её   успешной   реализации   в общении.           Второй блок – «Речевые жанры» ­ даёт сведения о  •тексте   как   продукте   речевой   (коммуникативной)   деятельности,   его   признаках   и особенностях; 7 •типология текстов (повествование, описание, рассуждение); •речевых   жанрах   как   разновидностях   текста,   то   есть   текстах   определённой коммуникативной   направленности.   В   детской   риторике   изучаются   не   жанры художественной   литературы,   а   те   жанры,   которые   существуют   в   реальной   речевой практике:   жанр   просьбы,   пересказа,   вежливой   оценки,   сравнительного   высказывания, объявления и т. д.           Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.           Обучение риторики, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит пред школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.                  Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют   примеры   общения,   реализуют   свои   высказывания   в   соответствии   с изученными правилами. Описание ценностных ориентиров содержания курса.           Одним   из   результатов   обучения   риторике   является   решение   задач   воспитания   – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.             Ценность жизни и человека –  осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.        Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.                Ценность добра и истины –  осознание себя как часть мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни,   выраженных   в   заповедях   мировых   религий   и   некоторыми   атеистами   (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т. д.).        Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь   своим   родным;   осознание   своих   корней;   уважительное   отношение   к старшим, их опыту, нравственным идеалам.            Ценность труда и творчества  – признание труда как необходимой составляющей жизни   человека,   творчества   как   вершины,   которая   доступна   любому   человеку   в   своей области.               Ценность   социальной   солидарности  –   обладание   чувствами   справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.        Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание   служить   Родине,   своему   народу;   любовь   к   природе   своего   края   и   страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений. 8 Методы:  словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций). Формы   проведения   занятий:  беседа,   диалог,   речевая   игра,   ролевые   игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.  Предполагаемые результаты реализации программы.              Личностными результатам  изучения курса «Риторика» во 2­м классе является сформированность у обучающихся следующих умений:          •осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;         •осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;                 •оценивать  свои   и   чужие   высказывания   с   точки   зрения   их   эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;        •анализировать тактичность речевого поведения в семье;        •объяснять правила вежливого поведения в разных ситуациях.       Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» во 2­м классе является сформированность у детей следующих УУД:       •формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);            •пользоваться  приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;       •отличать подробный пересказ от краткого;            •знать  два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;      •пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;      •пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;         •реализовывать  устные   и   письменные   рассуждения   как   тексты   определённой   структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что   доказывается   или   объясняется)   и   приводить   в   качестве   доказательства   ссылку   на правило, закон;           •  реализовывать  устные   и   письменные   описания   хорошо   знакомых   предметов, животных,   подчиняя   описание   его   основной   мысли,  анализировать   и   учитывать особенности описания в учебно­научной речи;         •при   выполнении   некоторых   заданий   учебника   осознавать   недостаток  информации, использовать дополнительные сведения из словарей;     •делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.       Предметными   результатами  изучения   курса   «Риторика»   во   2­м   классе   является сформированность у обучающихся следующих умений:         •характеризовать  речь   (как   успешную   или   неуспешную)   с   точки   зрения   решения поставленной коммуникативной задачи;     •определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;     •планировать адекватный для данной ситуации вид речевой детельности;        •осознавать  значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения; 9 •продуцировать  уместные,   эффективные   жанры   просьбы   и   вежливого   отказа       •уместно  пользоваться  изученными   свойствами   устной   речи   для   реализации   задачи своего высказывания;       •оценивать  правильность   речи   с   точки   зрения   орфоэпических,   грамматических, лексических норм, известных ученикам, обращаться к нормативным словарям за справкой;       •анализировать  уместность,   эффективность   реализации   речевых   жанров   просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;   применительно к разным ситуациям общения;    •определять тему, основную мысль несложного текста;    •определять структурно­смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);     • подбирать заготовки к готовым и продуцируемым текстам ( в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);    •анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить их содержание и речевое оформление с задачей рассказчика;   •разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;   •сочинять продолжения диалогов разных персонажей, сказочных историй;   •давать оценку невежливому речевому поведению. Формы контроля и оценки планируемых результатов.         ­публичные выступления   ребёнка; ­участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах; ­иллюстрирование, выразительное чтение; ­сочинение  стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д. ­решение риторических задач; ­знание   норм   поведения   и   умение   их   соблюдать   (через   наблюдения   учителя     во внеурочное время)  Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания ­ незнания»,   своих   потенциальных   возможностей,   а   также   осознание   тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.                Содержательный контроль и оценка   результатов   учащихся предусматривает выявление   индивидуальной   динамики   качества   усвоения   предмета   ребёнком   и   не допускает  сравнения его с другими детьми. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Методические рекомендации. Изучение курса «Риторика» в начальной школе   важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.  Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Цели и задачи  риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить   младших   школьников   эффективно   общаться   в   разных   ситуациях,   решать 10 различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика         восполняет   очень   важную   область   школьного   образования,   её   отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).  Материально­техническое обеспечение программы. Наименование объектов и средств материально­технического обеспечения 1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Т. А. Ладыженская, Н. «Речь.речь.речь» Москва 2001  Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская Учебник: «Детская  риторика в рассказах и рисунках» в 2­х частях, М. «Баласс», 2008г. Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Т. М. Ладыженская, О. В. Марысева Детская риторика в рассказах и рисунках.  Методические рекомендации Л,Г. Антонова «Развитие речи. Уроки риторики» «Академия развития» Ярославль 2004. О.С. Богданова, О.Д. Калинина «Содержание и методика этических бесед с  младшими школьниками» Москва «Просвещение»  1995 Е.М. Тихомирова «Сценарии школьных праздников 1­4 класс» издательство  «Экзамен» 2007. 2. Печатные пособия О.В. Узорова, Е.Н. Нефёдова «Практическое пособие по развитию речи»Москва  «Аквариум» 1997 Стихи  для детей с картинками о правилах этикета Школа этикета, или Вы пришли в театр (приложение) 3. Технические средства обучения Компьютер  Интерактивная доска Проектор  № п/п 1 2 3 4 5 6 1 2 3 1 2 3 Количе ство 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 11 4 5. 1 2 1 2 3 4 Принтер  Документкамера 4. Экранно­звуковые пособия Приложение №2. (презентации) Музыкальные  физминутки. 6. Оборудование класса Набор сюжетных картинок. Магнитная доска. Набор картинок  героев сказок. Маски. 1 1 9 8 1 1 1 5 12

Рабочая программа курса "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса  "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса  "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса  "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса  "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса  "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса  "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса  "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса  "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса  "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса  "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса  "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)

Рабочая программа курса  "Риторика" по внеурочной деятельности (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2018