Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)
Оценка 5

Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Оценка 5
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
4 кл
29.11.2018
Рабочая программа курса  "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)
Программа курса «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.. Программа курса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» общеинтеллектуального направления. Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
умники и умницы 4 класс.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (кружок, факультатив, научное объединение и пр.)  кружок «Умники и умницы» (наименование курса) (срок реализации программы) 1 год  10­11 лет (возраст обучающихся) Программа курса «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями                                                  1. Пояснительная  записка.    Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на  основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А.  Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием    методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга,  2011 г.   Программа курса реализована в рамках «Внеурочной деятельности»  общеинтеллектуального  направления.    Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы  развивающих занятий.   Основные задачи курса:  развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности:  анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и  опровергать, делать несложные выводы;  развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,  зрительного восприятия, воображения;  развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои  мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать  свою точку зрения;  формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;  развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;  формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в  коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою  работу и деятельность одноклассников;  формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие  познав    ательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких­то  конкретных знаний и умений. Описание ценностных ориентиров содержания   курса внеурочной деятельности Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума,  понимания сущности бытия, мироздания.  Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и  самосовершенствованию.   Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.  Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,  представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в  любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.  Участники образовательной программы:    учащиеся  4 класса школы.  Сроки реализации образовательной программы:  один учебный год. Программа рассчитана на  34  занятия . Занятия проводятся 1 раз в  неделю. 2.Тематический план программы. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Тема Выявление уровня развития внимания, воображения,  памяти и мышления (вводный урок). Развитие и тренировка внимания и видов памяти. Развитие воображения и творческого мышления. Развитие мышлений, речи и творческих способностей. Логические задачи. Тренировка памяти. Развитие мыслительных операций. Тренировка внимания. Развитие концентрации внимания. Логические задачи. Тренировка внимания, всех видов памяти, мышления, творческого воображения. Логические задачи. Количество часов аудиторное 1 внеаудиторное 4 2 4 5 3 3 3 4 2 2 8. Итоговое занятие «Конкурс эрудитов».                                                    ИТОГО: 1 23 11 № Дата План Факт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 04.09 11.09 18.09 25.09 02.10 09.10 16.10 23.10 30.10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно­тематического планирования занятий кружка «Умники и умницы»  на 4 класс Все го  ча сов Основные виды деятельности обучающихся Тема Количество  часов Ауди торны е 1 Внеауд иторны е Выявление уровня развития  детей  Развитие концентрации  внимания. Развитие  мыслительных операций.. Тренировка внимания. Учимся находить общие и  отличительные признаки. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Сравнение. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.  Классификация. Развитие произвольного  внимания.  Развитие мышления. Описание  предметов. Развитие речи и творческого  воображения. Развитие внимания. Развитие мышления. Поиск  закономерностей. Развитие речи и творческого  мышления. Учимся  придумывать сказки. Читать и составлять графы. Проверять полноту решения задачи Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом  учебном материале в сотрудничестве с учителем; Вносить необходимые коррективы в действие после его  завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных  ошибок Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом  учебном материале в сотрудничестве с учителем; Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения  задачи при решении математического ребуса. Прогнозировать результат решения ребуса Контролировать и осуществлять пошаговый контроль  правильности и полноты выполнения алгоритма арифметических 10 13.11 11 12 20.11 27.11 13 04.12 14 11.12 15 18.12 16 25.12 17 15.01 18 22.01 19 29.01 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Развитие речи и творческого  мышления. Учимся  придумывать сказки. Развитие мышления и речи.  Классификация. Тренировка зрительной памяти. Развитие воображения,  мышления. Развитие слуховой памяти. Развитие речи и мышления.  Задачи. Развитие слуховой памяти. Развитие речи и мышления.  Задачи. Развитие концентрации  внимания. Развитие мышления.  Классификация. Тренировка внимания. Развитие внимания и мышления. Развитие речи и творческих  способностей. Развитие речи и творческого  воображения. Тренировка слуховой памяти. Развитие речи и мышления. действий Конструировать модели геометрических фигур, преобразовывать  модели. Сравнивать геометрические фигуры по форме, величине,  размеру. Составлять алгоритм, Действовать в соответствии с алгоритмом Вносить необходимые коррективы в действие после его  завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных  ошибок Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом  учебном материале в сотрудничестве с учителем; Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения  задачи при решении математического ребуса. Прогнозировать результат решения ребуса Контролировать и осуществлять пошаговый контроль  правильности и полноты выполнения алгоритма арифметических  действий Уметь ориентироваться в тексте математической задачи. Выполнять краткую запись разными способами. Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразны способ решения задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. Работать с моделью задачи Уметь задавать вопросы на основе полученной из текста задачи  информации. Выдвигать гипотезы и проверять их Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Презентовать различные способы рассуждения ( по вопросам, с  комментированием, составлением выражения). Выбирать самостоятельно способ решения задачи. Использовать геометрические образы в ходе решения задачи. 20 21 05.02 12.02 22 19.02 23 24 26.02 04.03 25 11.03 26 18.03 27 01.04 28 08.04 29 15. 04 30 22.04 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тренировка слуховой памяти. Развитие речи и мышления. Тренировка зрительной памяти. Развитие мыслительных  операций. Тренировка памяти и развитие  артикуляции. Заучивание  чистоговорок . Развитие слуховой памяти. Развитие речи и внимания. Тренировка внимания. Поиск  закономерностей. Логические задачи. Развитие речи и творческого  мышления. Обогащение словаря. Развитие концентрации  внимания. Поиск закономерностей.  Развитие двигательной памяти и внимания. Классификация понятий. Развитие памяти, внимания,  совершенствования навыков  техники чтения. Тренировка слуховой памяти. Определение понятий.  Логические задачи. Тренировка слуховой памяти. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее  условия (вопроса) Обнаруживать и устранять ошибки логического и  арифметического характера Понимать учебную задачу Анализировать информацию, представленную сжато в буквенном  лото Осуществлять контроль Работать самостоятельно Оценивать результативность своей работы Планировать свою деятельность Представлять результаты поиска необходимой информации в  справочной литературе. Выполнять задания творческого характера Оценивать результативность своей работы и работы товарищей на  основе предложенных критериев Составлять алгоритм, 31 29.04 32 06.05 33 34 13.05 20.05 Итого: 1 1 1 1 34 1 1 23 1 1 11 Определение понятий.  Логические задачи Развитие мышления и  творческого воображения. Сравнение.  Тренировка концентрации  внимания.  Сравнение предметов.  Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей. Заключительное занятие  «Конкурс эрудитов» Действовать в соответствии с алгоритмом Вносить необходимые коррективы в действие после его  завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных  ошибок На основе данных положений составлять алгоритм определения  маршрута движения. Осуществлять пошаговый контроль. Вносить необходимые коррективы в действие после его  завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных  ошибок Работать в группе, паре Работать в группе Применять полученные знания и умения в новой ситуации 3. Содержание программы.                  В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо­поисковых задач.  При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по  сложности задач. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие  пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа.  Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения.  Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические восприятия и игры по развитию наблюдательности. материала. воспроизведения Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой  памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на  развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости,  концентрации внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов,  явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в  соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение  сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.  Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации,  обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и  упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять  загадки, небольшие рассказы­ описания, сочинять сказки. Формирование умения давать  несложные определения понятиям.  Особенности организации учебного процесса.              Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка  происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.  Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся,  исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к  данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На  занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения,  задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д.,  что привлекательно для  младших школьников.  Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач.  Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать  решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного  вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных  действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка  решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные  процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например,  внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные  успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью. В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях,  могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­ рые они могут решать успешно).    Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный  эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые  задания.       Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,  различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это  позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.      Рекомендуемая  модель  занятий  такая: «Мозговая  гимнастика»  (2   минуты) Разминка  (3­4  минут) Тренировка  и  развитие  психических  механизмов,  лежащих  в  основе  познавательных   способностей,  ­  памяти,  внимания,  воображения  (10  минут) Гимнастика  для  глаз  (1­2  минуты) Логически – поисковые  задания  (9  минут) Веселая  переменка  (1­2  минуты) Нестандартные  задачи  (10­12  минут) 4.Предполагаемые результаты. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей  тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку  деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью  учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на  развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы  всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические  объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические  фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических  рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей  (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на  уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные УУД Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование  следующих умений: определять виды отношений между понятиями; решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;  находить закономерность в окружающем мире и русском языке; устанавливать ситуативную связь между понятиями; рассуждать и делать выводы в рассуждениях; решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то». 5. Формы контроля. В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых  определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной  деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в  обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со  своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и  повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного  отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,  труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про­социальной  среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое  практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или  отвергает). Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного  действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за  пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.  Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та  готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского  общества. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам  Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); Текущий: ­прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его  реального выполнения; пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью  выполнения операций, входящих в состав действия; ­рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и  опирающийся на понимание принципов его построения; ­контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом  сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль в формах ­тестирование; ­практические работы; ­творческие работы учащихся; Контрольные задания. • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания ­ незнания», своих  потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в  ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление  индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках  накопительной системы, создание портфолио 6. Методические рекомендации. Особенность данной программы заключается в создании определённых условий для  развития личности ребёнка, мотивации личности ребёнка к познанию ценностей через систему  мероприятий учебной и внеурочной деятельности:  развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности:  анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и  опровергать, делать несложные выводы; развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,  зрительного восприятия, воображения; развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои  мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать  свою точку зрения; формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в  коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою  работу и деятельность одноклассников; формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных  дисциплин и в практической деятельности. Методическое обеспечение 7. Описание  материально –технического обеспечения программы. Материально­техническое обеспечение включает в себя дидактическое и методическое  обеспечение программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно­ звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно­ коммуникативных средств обучения.  Дидактическое и методическое обеспечение Дидактическое обеспечение Истомина Н.Б., Виноградова Е.П., Редько З.Б. Учимся решать  комбинаторные задачи. Тетрадь  по математике для учащихся 1  (2,3,4)класса. ­ Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2010. Зак А. З. Развитие  интеллектуальных способностей у детей 9 лет. Задания для  самостоятельной работы детей.  (Ксерокопии) Зак А. З. Путешествие в  Сообразилию или как помочь  ребёнку стать смышленым. Поиск девятого. Игра на поиск  закономерностей для детей 6­10  лет (Ксерокопии) Айзенк Г. Проверьте свои способности. ­ Рига: Виеда. 1992. Зак А. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей  6­10 лет. ­ М.: НПО «Перспектива», 1993. А.З. Зак. 600 игровых задач для развития логического  мышления детей. Популярное пособие для родителей и  педагогов. ­ Ярославль: «Академия развития», 1998г. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в  четвёртом классе. ­ М.: Илекса. 2004. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. ­ СПб:  Лань, МИК, 1996 Математика 2­4 классы: олимпиадные задания. Вып.1 /Сост.  Г.Т. Дьячкова. ­ Волгоград: Учитель, 2011. Мочалов Л.П. Головоломки: Кн. для учащихся. ­ М.:  Просвещение: АО «Учеб. лит», 1996 Перельман Я.И.  Занимательная арифметика: Загадки и диковинки в мире чисел. ­ М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007 Соколовская С.М.  Словарь в ребусах и загадках. Учебное пособие по русскому  языку для учащихся 1 ­4 классов и учителей. ­ Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2002. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки,  ребусы, головоломки. ­ М.: Омега, 1996. Сухих И. Г. 800 новых логических и математических  головоломок. ­ М.: АСТ: Астрель, 2008. Наименования объектов и средств материально­ технического обеспечения Печатные пособия Количество Примечания Демонстрационный материал (картинки предметные,  таблицы) в соответствии с основными темами  Карточки с заданиями для 1 — 4 классов Компьютерные и информационно­коммуникативные средства П Д Цифровые информационные инструменты и источники  (по основным темам программы): электронные  справочные учебные пособия, виртуальные  лаборатории (изучение процесса движения, работы;  Технические средства обучения геометрическое конструирование и моделирование и  П Многоразового  использования При наличии необходимых  технических условии Д Д Д Д Д Д Д Д Классная доска с набором приспособлений для  крепления таблиц. Магнитная доска Мультимедийный проектор (по возможности). Интерактивная доска Компьютер  Принтер лазерный  Документкамера Экранно ­ звуковые пособия Видеофрагменты и другие информационные объекты  (изображения, аудио ­ и видеозаписи), отражающие  основные темы курса математики Игры Объёмные головоломки Электронные игры развивающего характера Информационно ­ коммуникативные средства Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для  учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.  Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2­х ч.  Ч.1. / М.Ю. Демидова  ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. ­ 2 – е изд. – М.:  Просвещение, 2011.  О.Холодова «Юным  умникам  и  умницам»:  Задания  по  развитию  познавательных   способностей/Методическое  пособие  1­4  классы.­ М.:  РОСТ    книга. Ф Ф При наличии технических  средств                СОГЛАСОВАНО                                                                         СОГЛАСОВАНО                 Протокол заседания                                                                  Заместитель директора по УВР методического объединения                                                        ____________________________                      учителей начальных классов                                                         подпись                                   Ф.И.О.          СОШ № 6 от____2015  года № 1                                                 «___»_______________201__г ____________________________                                                                                    подпись руководителя МО

Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)

Рабочая программа курса  "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2018