Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)
Оценка 5
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
4 кл
29.11.2018
Программа курса «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования..
Программа курса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» общеинтеллектуального направления.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
умники и умницы 4 класс.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
кружок
«Умники и умницы»
(наименование курса)
(срок реализации программы)
1 год
1011 лет
(возраст обучающихся)
Программа курса «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями
1. Пояснительная записка.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на
основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А.
Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием
методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга,
2011 г.
Программа курса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» общеинтеллектуального
направления.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы
развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности:
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и
опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои
мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать
свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в
коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою
работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных
дисциплин и в практической деятельности. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие
познав
ательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение какихто
конкретных знаний и умений.
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума,
понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но
свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в
любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Участники образовательной программы: учащиеся 4 класса школы.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 34 занятия . Занятия проводятся 1 раз в неделю.
2.Тематический план программы.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Тема
Выявление уровня развития внимания, воображения,
памяти и мышления (вводный урок).
Развитие и тренировка внимания и видов памяти.
Развитие воображения и творческого мышления.
Развитие мышлений, речи и творческих способностей.
Логические задачи.
Тренировка памяти.
Развитие мыслительных операций.
Тренировка внимания.
Развитие концентрации внимания.
Логические задачи.
Тренировка внимания, всех видов памяти, мышления,
творческого воображения. Логические задачи.
Количество часов
аудиторное
1
внеаудиторное
4
2
4
5
3
3
3
4
2
2 8.
Итоговое занятие «Конкурс эрудитов».
ИТОГО:
1
23
11 №
Дата
План
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10
23.10
30.10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Календарнотематического планирования занятий кружка «Умники и умницы» на 4 класс
Все
го
ча
сов
Основные виды деятельности обучающихся
Тема
Количество
часов
Ауди
торны
е
1
Внеауд
иторны
е
Выявление уровня развития
детей
Развитие концентрации
внимания. Развитие
мыслительных операций..
Тренировка внимания.
Учимся находить общие и
отличительные признаки.
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления. Сравнение.
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления.
Классификация.
Развитие произвольного
внимания.
Развитие мышления. Описание
предметов.
Развитие речи и творческого
воображения.
Развитие внимания.
Развитие мышления. Поиск
закономерностей.
Развитие речи и творческого
мышления. Учимся
придумывать сказки.
Читать и составлять графы. Проверять полноту решения задачи
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения
задачи при решении математического ребуса.
Прогнозировать результат решения ребуса
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль
правильности и полноты выполнения алгоритма арифметических 10
13.11
11
12
20.11
27.11
13
04.12
14
11.12
15
18.12
16
25.12
17
15.01
18
22.01
19
29.01
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Развитие речи и творческого
мышления. Учимся
придумывать сказки.
Развитие мышления и речи.
Классификация.
Тренировка зрительной памяти.
Развитие воображения,
мышления.
Развитие слуховой памяти.
Развитие речи и мышления.
Задачи.
Развитие слуховой памяти.
Развитие речи и мышления.
Задачи.
Развитие концентрации
внимания.
Развитие мышления.
Классификация.
Тренировка внимания.
Развитие внимания и мышления.
Развитие речи и творческих
способностей.
Развитие речи и творческого
воображения.
Тренировка слуховой памяти.
Развитие речи и мышления.
действий
Конструировать модели геометрических фигур, преобразовывать
модели. Сравнивать геометрические фигуры по форме, величине,
размеру.
Составлять алгоритм,
Действовать в соответствии с алгоритмом
Вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения
задачи при решении математического ребуса.
Прогнозировать результат решения ребуса
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль
правильности и полноты выполнения алгоритма арифметических
действий
Уметь ориентироваться в тексте математической задачи.
Выполнять краткую запись разными способами.
Планировать решение задачи.
Выбирать наиболее целесообразны способ решения задачи.
Объяснять выбор арифметических действий для решения.
Работать с моделью задачи
Уметь задавать вопросы на основе полученной из текста задачи
информации. Выдвигать гипотезы и проверять их
Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану
решения задачи.
Презентовать различные способы рассуждения ( по вопросам, с
комментированием, составлением выражения).
Выбирать самостоятельно способ решения задачи.
Использовать геометрические образы в ходе решения задачи. 20
21
05.02
12.02
22
19.02
23
24
26.02
04.03
25
11.03
26
18.03
27
01.04
28
08.04
29
15. 04
30
22.04
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тренировка слуховой памяти.
Развитие речи и мышления.
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мыслительных
операций.
Тренировка памяти и развитие
артикуляции. Заучивание
чистоговорок .
Развитие слуховой памяти.
Развитие речи и внимания.
Тренировка внимания. Поиск
закономерностей.
Логические задачи.
Развитие речи и творческого
мышления.
Обогащение словаря.
Развитие концентрации
внимания.
Поиск закономерностей.
Развитие двигательной памяти и
внимания.
Классификация понятий.
Развитие памяти, внимания,
совершенствования навыков
техники чтения.
Тренировка слуховой памяти.
Определение понятий.
Логические задачи.
Тренировка слуховой памяти.
Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее
условия (вопроса)
Обнаруживать и устранять ошибки логического и
арифметического характера
Понимать учебную задачу
Анализировать информацию, представленную сжато в буквенном
лото Осуществлять контроль
Работать самостоятельно
Оценивать результативность своей работы
Планировать свою деятельность
Представлять результаты поиска необходимой информации в
справочной литературе.
Выполнять задания творческого характера
Оценивать результативность своей работы и работы товарищей на
основе предложенных критериев
Составлять алгоритм, 31
29.04
32
06.05
33
34
13.05
20.05
Итого:
1
1
1
1
34
1
1
23
1
1
11
Определение понятий.
Логические задачи
Развитие мышления и
творческого воображения.
Сравнение.
Тренировка концентрации
внимания.
Сравнение предметов.
Тренировка зрительной памяти.
Поиск закономерностей.
Заключительное занятие
«Конкурс эрудитов»
Действовать в соответствии с алгоритмом
Вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок
На основе данных положений составлять алгоритм определения
маршрута движения. Осуществлять пошаговый контроль.
Вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок Работать в группе, паре
Работать в группе
Применять полученные знания и умения в новой ситуации 3. Содержание программы.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческопоисковых задач.
При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по
сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие
пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа.
Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения.
Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные
упражнения и дидактические
восприятия и
игры по
развитию
наблюдательности.
материала.
воспроизведения
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой
памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению
объёма памяти, качества
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на
развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости,
концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов,
явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в
соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение
сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации,
обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и
упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью
органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять
загадки, небольшие рассказы описания, сочинять сказки. Формирование умения давать
несложные определения понятиям.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка
происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся,
исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к
данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы
тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На
занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения,
задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для
младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач.
Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать
решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного
вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных
действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой
трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка
решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех
детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные
процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например,
внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные
успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях,
могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото
рые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный
эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые
задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,
различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это
позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Рекомендуемая модель занятий такая:
«Мозговая гимнастика» (2 минуты)
Разминка (34 минут)
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных
способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут)
Гимнастика для глаз (12 минуты)
Логически – поисковые задания (9 минут)
Веселая переменка (12 минуты)
Нестандартные задачи (1012 минут)
4.Предполагаемые результаты.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей
тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт
и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические
объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические
фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и
задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные УУД
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование
следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
5. Формы контроля.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной
деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных
нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в
обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со
своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников
между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной
среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного
действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за
пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе
не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та
готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского
общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам
Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его
реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и
опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом
сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
• Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания незнания», своих
потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в
ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с
другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках
накопительной системы, создание портфолио
6. Методические рекомендации.
Особенность данной программы заключается в создании определённых условий для
развития личности ребёнка, мотивации личности ребёнка к познанию ценностей через систему
мероприятий учебной и внеурочной деятельности:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности:
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и
опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои
мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать
свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в
коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою
работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных
дисциплин и в практической деятельности. Методическое обеспечение
7. Описание материально –технического обеспечения программы.
Материальнотехническое обеспечение включает в себя дидактическое и методическое
обеспечение программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно
звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно
коммуникативных средств обучения.
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое
обеспечение
Истомина Н.Б., Виноградова Е.П.,
Редько З.Б. Учимся решать
комбинаторные задачи. Тетрадь
по математике для учащихся 1
(2,3,4)класса. Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2010.
Зак А. З. Развитие
интеллектуальных способностей у
детей 9 лет. Задания для
самостоятельной работы детей.
(Ксерокопии)
Зак А. З. Путешествие в
Сообразилию или как помочь
ребёнку стать смышленым. Поиск
девятого. Игра на поиск
закономерностей для детей 610
лет (Ксерокопии)
Айзенк Г. Проверьте свои способности. Рига: Виеда. 1992. Зак
А. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей
610 лет. М.: НПО «Перспектива», 1993.
А.З. Зак. 600 игровых задач для развития логического
мышления детей. Популярное пособие для родителей и
педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998г.
Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в
четвёртом классе. М.: Илекса. 2004.
Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. СПб:
Лань, МИК, 1996
Математика 24 классы: олимпиадные задания. Вып.1 /Сост.
Г.Т. Дьячкова. Волгоград: Учитель, 2011.
Мочалов Л.П. Головоломки: Кн. для учащихся. М.:
Просвещение: АО «Учеб. лит», 1996 Перельман Я.И.
Занимательная арифметика: Загадки и диковинки в мире чисел.
М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007 Соколовская С.М.
Словарь в ребусах и загадках. Учебное пособие по русскому
языку для учащихся 1 4 классов и учителей. Челябинск: ООО
«Издательский центр «Взгляд», 2002.
Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки,
ребусы, головоломки. М.: Омега, 1996.
Сухих И. Г. 800 новых логических и математических
головоломок. М.: АСТ: Астрель, 2008.
Наименования объектов и средств материально
технического обеспечения
Печатные пособия
Количество
Примечания
Демонстрационный материал (картинки предметные,
таблицы) в соответствии с основными темами
Карточки с заданиями для 1 — 4 классов
Компьютерные и информационнокоммуникативные средства
П
Д
Цифровые информационные инструменты и источники
(по основным темам программы): электронные
справочные учебные пособия, виртуальные
лаборатории (изучение процесса движения, работы;
Технические средства обучения
геометрическое конструирование и моделирование и
П
Многоразового
использования
При наличии необходимых
технических условии Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Классная доска с набором приспособлений для
крепления таблиц.
Магнитная доска
Мультимедийный проектор (по возможности).
Интерактивная доска
Компьютер
Принтер лазерный
Документкамера
Экранно звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты
(изображения, аудио и видеозаписи), отражающие
основные темы курса математики
Игры
Объёмные головоломки
Электронные игры развивающего характера
Информационно коммуникативные средства
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для
учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2х ч.
Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2 – е изд. – М.:
Просвещение, 2011.
О.Холодова «Юным умникам и умницам»: Задания по развитию познавательных
способностей/Методическое пособие 14 классы. М.: РОСТ книга.
Ф
Ф
При наличии технических
средств
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения ____________________________
учителей начальных классов подпись Ф.И.О.
СОШ № 6 от____2015 года № 1 «___»_______________201__г
____________________________
подпись руководителя МО
Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)
Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)
Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)
Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)
Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)
Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)
Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)
Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)
Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)
Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)
Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)
Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)
Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)
Рабочая программа курса "Умники и умницы" по внеурочной деятельности (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.