Рабочая программа курса ВД "Казачата"
Оценка 4.8

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
23.01.2019
Рабочая программа курса ВД "Казачата"
Рабочая программа курса Внеурочной деятельности "Казачата" . Программа расчитана на обучающихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Программа включает 136 часов (1 час в неделю). Целью изучения курса является формирование начального представления о казачестве, ориентация в культурных традициях казачества, воспитания гражданственности и патриотизма.
ВД казачата.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края                                                                                                                                  Утверждаю                                                        Директор МБОУ СОШ №1                                                                                                                           Н.С.Исаева__________                                                                                                                     «02» сентября 2017г. Рабочая  программа курса «Казачата»  ( внеурочная деятельность) для обучающихся 1­4 классов Возраст обучающихся: 6­11 лет Срок реализации программы 4 года Программа составлена А.И.Шевченко Учитель начальных классов п. Хор 2017 ­2018 учебный год      1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА      Граница родила казачество, а казачество создало Россию.  Л.Н.Толстой          История   казачества   является   составной   частью   истории   нашего   общества   и государства.   Казаки   верно   служили   Отечеству,   сначала   по   договорам,   затем   ­   по присяге и, наконец, в составе вооруженных сил, как их неотъемлемая часть. Неизмерим взгляд многих поколений этого военного сословия в защиту интересов Российского государства   и общества.  Именно,  казаки  в числе   первых   стояли  прочным  заслоном врагу, на дальних окраинах, осваивали при этом земли и накопили огромный опыт в охране   и   защите   государственной   границы.   Их   воинские   подвиги   тесно   связаны   с именами   Дмитрия   Донского,   Петра   Румянцева,   Григория   Потемкина,   Александра Суворова, Михаила Кутузова и других.     Актуальность изучения курса     Во­первых, молодое поколение, должно хорошо знать свою историю хотя бы потому, что  там  кроются  ответы на многие  сложные вопросы  нынешнего  дня. Лучшие  умы России всегда связывали возрождение своей страны только с возрождением казачества. Во­вторых,   знакомство   с   традициями   и   культурой   казачества   призваны   помочь сформировать устойчивый интерес и уважение к достижениям народов, населяющих нашу страну. В – третьих, основываясь на том, что казачество всегда было сословием, являющимся   образцом   преданности   служения   Отечеству,   изучении   его   истории является   благодатным   материалом   для   воспитания   у   подрастающего   поколения чувства любви к своей Родине, стремление защищать её.       Программа курса «Казачата» является модифицированной и разработана с опорой на   авторскую   программу   кружка   О.А.Ширяевой   «Школа   казачьей   культуры»   и рассчитана на детей 7­11 лет (1­4 классы).   Программа включает 136 часов (1 час в неделю). Продолжительность занятий составляет 30 минут.   Цель данной программы  ­  формирование начального представления о казачестве, ориентация   в   многообразии   исторических   и   культурных   традиций   казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся. Задачи, решаемые данной программой: • помочь   учащимся   более   глубоко   изучить   историю   казачества,   уклад   жизни казаков, их культуру, ремесла;  2 • познакомить   с   основными   историческими   вехами   казачества,   приобщение учащихся к казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;  способствовать воспитанию патриотических качеств личности на примере  героического прошлого казаков и их роли в истории края и страны.  создать условия для развития навыков творческой исследовательской работы,  которая поможет подростку сформировать способность ориентироваться в  социуме.  содействовать в формировании понимания многообразия современного мира и    необходимости диалога между представителями разных культур.  Формы   организации   деятельности   учащихся  (индивидуальная,   групповая,   коллективная):  ­ эвристическая беседа,  ­ экскурсия,  ­ встреча с интересными людьми,  ­ творческая мастерская, викторины,  ­ самостоятельный поиск информации; ­ игра; ­ творческие задания, ­ просмотр фильмов, презентаций и др.  Методы   обучения   и   воспитания:  наглядный,   словесный,   частично­поисковый, практический.  В   результате   реализации   данной   программы   планируется   формирование   у учащихся ключевых компетенций.          Осознание своей включенности в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно­ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своего региона. Ценностные ориентиры содержания программы внеурочной деятельности «Казачата» Одним из результатов программы  является осмысление и  присвоение учащимися  системы ценностей.  Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены  бесчисленными связями, в том числе с помощью фольклора; осознание постулатов  3 нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).  Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни  общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры  человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в  основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого  познания как ценности.  Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих  корней; формирование эмоционально­позитивного отношения к семье, близким,  взаимной ответственности; уважение к старшим, их нравственным идеалам.  Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие  организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности,  ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.  Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества,  народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и  будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и  её народу. Содержание программы 1­й год обучения  (1 класс ­ 34 часа) Вводное занятие  (1 час). Знакомство учащихся с понятиями «казачество» и «казак». Конкурс рисунков «Как я  представляю себе казака». Казачий фольклор (2 часа). Знакомство с понятием «казачий фольклор». Разнообразие фольклорных жанров. 3. Казачьи сказки (15 часов). Сущность жанра сказки. Её роль в жизни ребёнка. Тематические группы сказок.  Ребёнок как герой народной сказки. Сказки казаков. Их особенности. Неповторимый  казачий говор в сказках. Показ различных человеческих качеств в сказках: доброта, взаимовыручка друзей в  сказках «Бисеринка», «Танюша и мачеха»,  зло в сказке «Иван Светильник», умение  4 казака держать своё слово в сказке «Свадебный каравай», хитрость в сказке «Кот и  лиса», жадность и глупость в сказке «Глупец и жеребец», казачья мудрость в сказке  «Горе – Злосчастие», казачья сметливость и терпение в сказке «Лихо Одноглазое».  Беседа о патриотизме и любви казака к Родине в сказках «Митяй – казак  бесстрашный», «Казак Чигин». Проведение викторины по сказкам. 4.Пословицы и поговорки казаков (5 часов). Знакомство с понятиями «пословица» и «поговорка». Тематическое разнообразие  пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки казачьего народа. Раскрытие  различных человеческих качеств в процессе изучения пословиц и поговорок. Знакомство с  пословицами и поговорками об атамане и верном казачьем друге – коне. Проведение  турнира «Знатоки пословиц и поговорок». 5. Казачий музыкальный фольклор (10 часов). Знакомство с понятием «музыкальный фольклор». Разнообразие форм музыкального  фольклора: колыбельные  песни, хороводные песни, плясовые песни. Колыбельные  песни – первые фольклорные тексты в жизни человека. Знакомство с колыбельными  песнями казаков. Прослушивание и разучивание колыбельной песни. Хоровод. Быстрые и  забавные хороводные песни, медленные и спокойные. Разнообразные движения в  хороводе: притоптывания, прихлопывания, движения влево, вправо, к центру хоровода. Разучивание хороводных и плясовых песен. Изучение элементов казачьей пляски.  6.Итоговое занятие­праздник «Казачьи  посиделки» (1 час). №  п/п 1 2 3 4 Учебно­тематический план (1 класс). Наименование раздела, темы занятия Количество часов Дата факт Теория Прак тика  0,5   0,5 Всег о  1 План 1­а, 1­б Вводное занятие Понятия «казачество» и  «казак» Казачий фольклор  0,5  1 Устное народное творчество  казаков. Разнообразие фольклорных жанров 0,5 0,5 Казачьи сказки. Сказка, как основной жанр   фольклора для детей. Особенности 7,5 1 0,5 1 0,5 0,5 7,5 1 2 1 1 15 1 4.09 5.11 11.09 12.09 18.09 19.09 25.09 25.09 5 казачьих сказок. Казачья сказка «Бисеринка».  Доброта и взаимовыручка донских  казаков, воспетые в сказке. Неповторимый казачий говор в  сказке «Ванюша и Баба Яга». Умение казака держать своё слово  в сказке «Свадебный каравай». Добро и зло в сказке «Иван  Светильник». 2 четверть Занятия казаков  в сказке  «Про  сына купца и дочь сапожника». Доброта в сказке «Танюша и  мачеха». Доброта и трудолюбие казаков  в  сказке «Чёрная коровушка и  Аннушка». Хитрость в сказке «Кот и лиса». Жадность и глупость в сказке  «Глупец и жеребец». Любовь казака к Родине в сказке  «Митяй – казак бесстрашный». Патриотизм казаков в сказке  «Казак Чигин». Казачья мудрость в сказке «Горе ­  Злосчастие» 3 четверть Казачья сметливость и терпение в  сказке «Лихо Одноглазое». Викторина «Сказка ­  ложь, да в  ней намёк, добрым молодцам  урок» Пословицы и поговорки казаков. Пословицы и поговорки о казачьей  дружбе и трудолюбии. Пословицы и поговорки о любви  казака к Отечеству и верном  служении ему. Пословицы и поговорки о семье,  счастье, казачьем добрососедстве.  Казачьи пословицы и поговорки об 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 3 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 2.10 3.10 9.10 10.10 16.10 17.10 23.10 24.10 6.11 7.11 13.11 14.11 20.11 21.11 27.11 28.11 4.12 5.12 11.12 12.12 18.12 19.12 25.12 26.12 15.01 16.01 22.01 23.01 29.01 30.01 5.02 6.02 12.02 13.02 19.02 6 атамане и верном друге­коне. Знатоки пословиц и поговорок Казачий музыкальный фольклор. Особенности казачьей  колыбельной песни. Казачья  колыбельная песня «Спи, младенец мой прекрасный» Народные песни казаков 4 четверть Частушки, припевки в  музыкальном фольклоре казаков 3,5 0,5 1 1 Хороводные песни казаков 0,5 23 24 25­ 26 27­ 28 29 30­ 31 32­ 33 34 1 6,5 0,5 1 1 0,5 2 1 10 1 2 2 1 2 2 1 20.02 26.02 27.02 5.03 6.03 12.03 13.03 19.03 20.03 2.04 3.04 9.04 10.04 16.04 17.04 23.04 24.04 30.04 3.05 7.05 8.05 14.05 15.05 21.05 22.05 Инсценирование казачьей  хороводной песни «А я млада гуляла». Плясовые песни казаков. Элементы казачьей пляски. Итоговое занятие­праздник  «Казачьи посиделки» Итого: 0,5 1,5 1 19,5 34 Ожидаемые результаты (1 класс) 14,5 Личностные УУД: выражать своё отношение к героям казачьих сказок; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных  целей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; формировать чувства уважения к казачьему фольклору, к казачьим традициям; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД: планировать свою деятельность при выполнении заданий; выбирать необходимые средства для решения поставленных учебных задач;  7 контролировать результаты собственной деятельности; адекватно воспринимать предложения и оценки педагога, товарищей, родителей и  других людей; уметь самостоятельно работать с новым произведением. Познавательные  УУД: оценивать тексты сказок на наличие необходимой информации для решения  поставленной задачи урока; выявлять последовательность действий героев в  произведении; различать фольклорные жанры; развивать умение извлекать нужную информацию из произведений казачьего  фольклора; уметь классифицировать казачьи сказки и обобщать их по признакам; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текстовую в рисунок и  наоборот). Коммуникативные УУД: стремиться к совершенствованию собственной речи; формировать умение оформлять свою мысль в устной и письменной речи; совершенствовать умение слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию; развивать умение работать в парах, в малых группах; участвовать в беседе о прочитанном произведении, выражать своё мнение и  аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую  позицию; активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах  уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; выразительно читать и пересказывать текст. 8 Содержание программы 2­й год обучения (2 класс – 34 часа) Вводное занятие (1 час). Повторение  и закрепление понятий «казачество» и «казак». Истоки казачества. 2. Традиционная культура казаков (8 часов). Игра в традиционной культуре казаков. Виды игр. Знакомство с историей казачьих игр.  Игровой фольклор: считалки, дразнилки, игровые припевки. Казачьи народные игры «Чехарда», «Надень папаху», «Иголка, нитка и узелок».  Игрушка в традиционной культуре. Виды кукол, их использование в играх. Обрядовые  куклы: куклы – обереги, кукла Здравница, кукла Масленка, кукла Берегиня и т.д. Практическая работа. Изготовление куклы по народным образцам, зарисовкам, фото.  3. Семейные традиции казаков (5 часов). Уважение и почитание  родителей у казаков. Рождение казака в семье. Обряд пострига мальчика в 1 год. Праздник первых штанов. Строгость воспитания.   Постриг в 7 лет. Обучение казачат. Обряд «Смывания с дочушки тягостей и забот».  Девичьи праздники на женской половине дома в семейном кругу. Работа по дому, уход  и присмотр за младшими детьми. Приданое для девушки. Отношение к женщине у  казаков. Семейный спортивный конкурс «Казачьи потехи». 4. Казачий быт (9 часов). Знакомство с жилищами казаков. Курень. Разделение комнат куреня: комната  родителей, куда вход детям был запрещен; кунацкая, где хранилось оружие;  территория для женщин и малых детей. Быт. Домашняя утварь. Названия предметов  обихода. Рисование на тему «В казачьей хате». Казак в быту. Рисование на тему «Казак в быту». Честь для казака дороже жизни.  Значение и роль коня в жизни казака. Знакомство с историей мужского и  женского  казачьих костюмов, их особенностями. Тайны  и загадки казачьей кухни. Рецепты  приготовления национальных блюд. Турнир «Лучшие знатоки казачьей кухни».   5. Казачество и вера (6 часов). Вера в бога и казак. «Казак без веры не казак» ­ одна из главных заповедей казака. 9 Знакомство с основными православными праздниками казаков: Рождество Христово,  Светлая Пасха, Троица, Крещение Господне. Молитва в жизни казаков.  6. Казак – воин (4 часа). Воинская слава казака. Пластуны. Разновидности военной формы в зависимости от  рода войск. Оружие казаков: шашка, нагайка, кинжал. Встреча с атаманом, с казаками  хутора Могилевский. Казачьи полки. Особенности отбора  казаков на военную службу.  Боевые приемы с шашками и саблями.  Казачьи чины. 7. Итоговое занятие «Славим казачество» (1 час). Итоговое занятие с элементами казачьего народного фольклора. Учебно­тематический план (2 класс). Наименование раздела, темы занятия Количество часов Дата  Вводное занятие. Происхождение казачества. Традиционная культура  казаков Игра в традиционной культуре  казаков. Виды игр. Из истории казачьих игр. Игровой фольклор: считалки,  дразнилки, игровые припевки Казачьи народные игры  «Чехарда», «Надень папаху»,  «Иголка, нитка и узелок». Игрушка в традиционной  культуре. Виды кукол, их  использование в играх. Обрядовые куклы. Практическая работа.  Изготовление куклы по  образцам, зарисовкам.  Теори я 1 1 4,5 0,5 1 0,5 0,5 1 1 Практи ка 3,5 0,5 0,5 0,5 2 2 четверть Семейные традиции казаков Казак и родители. 1,5 3,5 1 Всег о 1 1 8 1 1 1 1 1 1 2 5 1 План  Факт  6.09 13.09 20.09 27.09 4.10 11.10 18.10 25.10 8.11 15.11 №  п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 11 Воспитание детей в казачьей  семье. 1 12 Отношение к женщине у казаков. 1 13 0,5 Семейные традиции и праздники  казаков. Семейный спортивный конкурс  «Казачьи потехи». Казачий быт 14 15 Жилища казаков. 16 Рисование на тему «В казачьей  хате». 3 четверть Костюм казачек. 17 18 Мужской казачий костюм. 19 20 Казачья пища. Турнир «Лучшие знатоки  казачьей кухни». Казак в быту. Рисование на тему «Казак в  быту» Конь – верный друг казака. Казачество и вера 24 «Казак без веры не казак» 25 Православные праздники  21 22 23 26 27 28 29 30 31 казаков. Рождество Христово. Светлая Пасха. 4 четверть Троица. Крещение Господне. Роль молитвы для казака. Казак ­ воин Воинская слава казака. Встреча с атаманом, казаками  хутора Могилевский. Военная форма. Оружие. Казачьи чины. 32 33 34 Итоговое занятие «Славим  казачество» Итого: 22.11 29.11 6.12 13.12 20.12 27.12 17.01 24.01 31.01 7.02 14.02 21.02 28.02 7.03 14.03 21.03 4.04 11.04 18.04 25.04 5.05 12.05 16.05 23.05 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 34 0,5 1 4 1 0,5 1 0,5 1 0,5 0,5 2,5 0,5 1 1 1 13 5 1 1 1 0,5 0,5 1 5,5 1 1 0,5 1 1 1 1,5 0,5 1 21 Ожидаемые результаты 11 Личностные УУД: проявлять интерес к базовым ценностям  казачьего общества (человек, природа, мир,  знания, труд, культура) и его истории; осваивать гуманистические традиции и ценности казачьего общества; проявлять  чувство патриотизма и гордости, ответственности за судьбу Отечества; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам;  проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных  целей; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД: определять и формулировать цели деятельности на занятии с помощью учителя; уметь сравнивать и анализировать с помощью учителя; составлять план ответа, письменного сообщения, памятки, инструкции под  руководством учителя;  строить  логические   рассуждения; планировать свою деятельность при выполнении заданий; выбирать необходимые средства для решения поставленных учебных задач;  контролировать результаты собственной деятельности; адекватно воспринимать предложения и оценки педагога, товарищей, родителей и  других людей. Познавательные УУД: осмысливать прочитанную или услышанную информацию; извлекать необходимую информацию из рассказа учителя; самостоятельно искать и находить информацию из различных источников; иметь представления об основных элементах казачьего быта, семейных традициях и  вере казака; расширять словарный запас при работе со словарями, энциклопедиями; 12 преобразовывать информацию из одной формы в другую (текстовую в рисунок и  наоборот). Коммуникативные УУД: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах  уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; стремиться к совершенствованию собственной речи; формировать умение оформлять свою мысль в устной и письменной речи; совершенствовать умение слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию; развивать умение работать в парах, в малых группах; участвовать в беседе о прочитанном произведении, выражать своё мнение и  аргументировать свою точку зрения; использовать  средства языка и речи для получения и передачи информации, участие в  продуктивном диалоге;    уметь  строить монолог; использовать технологии проблемного диалога. Содержание программы 3­й год обучения (3 класс – 34 часа) 1. Введение (2 часа). Понятия «казачество» и «казак». Истоки казачества.  2. Традиционная культура казаков (3 часа). Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков (пословицы, сказки, легенды,  колыбельные песни казаков). Знакомство с казачьими  заповедями. Упоминание о  казаках в художественной литературе и искусстве. 3. Казачество в моем крае  (3часа). 13 Происхождение казачества в нашем крае. Казачество сегодня. Хутор Могилевский.  Происхождение казачества в районе им. Лазо.4. Труд и быт казаков (4 часа). Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Традиционная казачья одежда. Казачьи станицы и хутора. История  образования п. Хор. 5. Семья – основа казачьего общества (3часа).  Семья ­ самое близкое окружение человека. Имена и фамилии членов семьи. Духовно­ нравственные ценности в семейной культуре казаков. Распределение обязанностей в  казачьей семье 6. Знаменитые люди казачества (3часа).  Знакомство учащихся с древними казаками: русским богатырём Ильёй Муромцем,  великим князем и полководцем Святославом  Игоревичем. Завоеватель Сибири ­  Ермак. Казак Богдан Хмельницкий.   7.  Основные памятные даты и знаменательные события из истории казачества (4часа) 1 сентября ­ праздник всего волжского казачества. Знакомство с историей  возникновения праздника. 14 октября ­ общевойсковой казачий праздник Покрова Пресвятой Богородицы.  История происхождения праздника. Роль и значение этого праздника в жизни  казачества. Проектная работа «Мы умеем предками гордиться».  Возложение цветов к Вечному Огню в своей местности. 8.  Православие и казачество (4 часа) Православная вера – основа казачьей семьи. Вера в народной жизни. Икона Донской  божьей матери – заступница всех волжских казаков. Религиозные традиции казаков.  Экскурсия в православный храм.  9. Казак­патриот (4 часа) Казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии. Казак – защитник Отечества.  Знакомство с войсковыми праздниками казаков.  Посещение музея воинской славы. 10. Подведение итогов, подготовка и проведение воспитательных мероприятий (4 часа) 14 Беседа «Казачьему роду нет переводу». Игра «Добро пожаловать в мир Хорских  казаков». Беседа «Казаки – защитники  Отечества». Викторина «Что мы знаем о  казачестве». Учебно­тематический план (3 класс) Наименование раздела, темы занятия Количество часов дата Теория Практи ка Всего план факт Введение  Что такое казачество и кто такой  казак? Истоки казачества. Традиционная культура казаков  Календарные обряды и обрядовый  фольклор казаков.  Казаки в художественной  литературе и искусстве.  Казачьи заповеди.  Казачество в моем крае  Происхождение казачества в  районе им. Лазо Казачество сегодня. Хутор  Могилевский. Встреча с казаками – носителями  традиций. 2 четверть Труд и быт казаков  Индивидуальный и коллективный  труд в жизни казаков. 1 0,5 0,5 1,5 0,5 0,5 0,5 1,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 1 0,5 0,5 1,5 0,5 0,5 0,5 1,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 2 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 4 1 7.09 14.09 21.09 28.09 5.10 12.10 19.10 26.10 9.11 №  п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 15 10 Традиционная казачья одежда. 11 Казачьи промыслы и ремёсла. 12 Казачьи станицы и хутора.  История образования п. Хор Семья­основа казачьего  общества  13 Семья казака.  14 Духовно­нравственные ценности в  семейной культуре казаков.  15 Распределение обязанностей в  казачьей семье Выставка рисунков «Моя семья».  Знаменитые люди казачества  16 Древние казаки земли русской ­  Илья Муромец, князь Святослав  Игоревич.  3 четверть 17 Ермак­завоеватель Сибири.  18 Богдан Хмельницкий.  Основные памятные даты и  знаменательные события из  истории казачества  19 20 1 сентября ­ праздник  всего  волжского казачества.  14 октября ­ общевойсковой  казачий праздник Покрова  Пресвятой Богородицы. 0,5 0,5 0,5 1,5 0,5 0,5 0,5 1,5 0,5 0,5 0,5 1,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 0,5 0,5 0,5 1,5 0,5 0,5 0,5 2,5 0,5 0,5 21 Проектная работа «Мы умеем  0,5 0,5 предками гордиться».  22 Поход к Вечному огню.  1 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 1 16.11 23.11 30.11 7.12 14.12 21.12 28.12 11.01 18.01 25.01 1.02 8.02 15.02 16 Возложение цветов. Православие и казачество  23 Православная вера – основа  казачьей семьи. 24 Вера в народной жизни. Икона Донской божьей матери –   заступница казаков. 1,5 0,5 0,5 2,5 0,5 0,5 25 Религиозные традиции казаков.  0,5 0,5 26 Экскурсия в храм.  4 четверть Казак­патриот  27 Войсковые праздники казаков.  28 Казачье войско. Атаман.  29 Регалии казаков. 30 Посещение музея воинской славы. Подведение итогов, подготовка и проведение  воспитательных  мероприятий  2 0,5 0,5 0,5 0,5 1 31 «Казачьему роду нет переводу». 0,5 32 Игра «Добро пожаловать в мир  хорских казаков».  33 Казаки ­ защитники  Отечества.  0,5 34 Викторина «Что мы знаем о  казачестве». Итого: 15 1 2 0,5 0,5 0,5 0,5 3 0,5 1 0,5 1 19 22.02 1.03 15.03 22.03 5.04 12.04 19.04 26.04 3.05 10.05 17.05 24.05 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 34 Личностные: Ожидаемые результаты 17 выражать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к обучению; адекватно понимать причины успешности / неуспешности деятельности; проявлять устойчивый учебно­познавательный интерес  к новым общим способам  решения задач; развивать способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций  партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; иметь четкие установки на здоровый образ жизни и реализации их в реальном  поведении и поступках; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных  целей. Регулятивные: определять цель деятельности  с помощью учителя и самостоятельно; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условиями её  реализации; обнаруживать и формулировать нравственную проблему; высказывать свою версию разрешения проблемы; различать способ и результат действия; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их  выполнение; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и  других людей. Познавательные:  различать фольклорные традиции казачества; уметь выделять особенности проведения обрядовых праздников казаков; 18 знать уклад жизни, особенности числового состава и распределения обязанностей  традиционной казачьей семьи; распознавать основные ремёсла, технологические особенности изготовления отдельных изделий, основные памятные сооружения, связанные с историческими событиями  казачества; знать памятные события и даты, связанные с историческими событиями казачества; ориентироваться в основах духовной жизни казаков; различать структуру и направления деятельности казачьего войска. использовать, демонстрировать различные фольклорные формы казачества; Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и  письменной речи (в форме монолога или диалога); слушать и понимать речь других людей; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в  сотрудничестве; формулировать собственное мнение и свою позицию; договариваться и приходить к общему мнению; контролировать действия партнёра; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; совместно договариваться о  правилах общения и поведения в группе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Содержание программы 4­й год обучения (4 класс – 34 часа) Содержание программы 1. Вводное занятие – 1 ч. 2. История возникновения казачества. История казачества района имени Лазо – 2 ч.  3. Труд и быт казаков. Казачье подворье.  – 5 ч.  4. Православие и казачество ­ 2 ч. 19 5. Традиции казачьей семьи. Казаки и казачки – 4 ч. 6. Казак рождался воином. Казачьи символы и знаки – 4 ч. 7. Преданья старины глубокой – 6 ч.  8. Декоративно­прикладное искусство казаков– 5 ч.  9. Творческая мастерская. Защита творческих проектов – 5 ч.  1. Вводное занятия. Знакомство   учащихся   с   курсом,   причинами   обращения   к   нему.   Трактовка   термина «казак». 2. История возникновения казачества. История казачества района имени Лазо. 3. Первые упоминания о казаках в летописных документах. Зарождение казачества. XVII век – первые поселенцы – казаки на Волге. Роль казаков в возведении Хабаровска.  Практическая часть:  1) найти информацию о казаках основателях Хабаровска в разных источниках (сеть Интернет, энциклопедии, художественные произведения); 2) викторина   по   топонимическим   понятиям   (названия   сел,   поселков,   рек,   улиц Хабаровска, района им.Лазо, п.Хор).  4. Труд и быт казаков. Казачье подворье.    Основной   строительный   материал. Возникновение   станиц.   Типы   казачьего   жилища:   землянка,   курень,   холобуда. Разнообразие   куреней.   Правила строительства.   Резные   украшения   казачьей   постройки.  Планировка приусадебного участка. Традиционный   и   современный   быт   казачьей   семьи.   Внутреннее   убранство жилища казаков, домашняя утварь. Казачья кухня. Казачье подворье. Конь ­ верный друг казака. Практическая часть:   1) Рисунок казачьей избы или рисунок планировки усадьбы казака.  2) Составить   узор   резного   украшения   для   дома   казака   или   найти   рецепт старинного казачьего блюда к конкурсу «Веселый чугунок». 3) Лепка из глины или пластилина посуды казаков.  5. Православие и казачество.  Православие   –   духовно­нравственная   основа   казачества.   Истоки   православия   у казачества. Икона в казачьей семье. Казачьи церковные праздники. Святой покровитель казачьего войска ­ благоверный князь Александр Невский.  Практическая   часть:  составление   кластера   «Календарь   казачьих   церковных праздников» об особо почитаемых святых Георгии Победоносце, Сергии Радонежском, Александре Невском, Дмитрии Донском.  6. Традиции казачьей семьи. Казаки и казачки.  Традиции воспитания в казачьей семье. Домострой – основа семьи казака. Воспитание мальчиков ­ казаков и девочек – казачек. Одежда и украшение казаков. Отличительные 20 черты праздничной и будничной одежды. Влияние Европейской моды в начале ХХ века на одежду казаков.  Практическая часть:  1) зарисовка мужского или женского костюма, или пошив казачьей одежды для кукол; 2) создание коллажа «Одежда казаков». 7. Казак рождался воином.  Воинская   честь   и   доблесть   казаков.   Обычаи,   связанные   с   рождением   сына.   Обряд посвящения   в   казаки.  Нравственные   качества   ­   основа   патриотизма   казака.   Юные казаки ­ будущие защитники родной земли.  Проводы на службу. Обряд возвращения казаков со службы.  Казачьи заповеди. Казачьи символы и знаки.  Цвета казачьих войск России. Практическая часть:  1) Подобрать отрывок и художественного произведения с описанием подвига казаков в бою. 2) Рисунок казака в форме.  3) Презентация «Оружие казаков» или «История рукопашного казачьего боя».  8. Преданья старины глубокой. Памятники истории казачества. Культура казачества. Памятники истории казачества.  Казачье   народное   творчество:   песни,   танцы,   частушки,   сказки,   легенды,   приметы. Самобытность   казачьих   пословиц   и   поговорок.   Образность   языка   казаков.   Казачьи игры. Обряды казаков: казачья свадьба, колядки, масленица, праздник Ивана Купалы, новоселье.  Практическая часть:   1) Презентация о памятниках казачества в России и за рубежом; 2) Экскурсия в г. Хабаровск; 3) Викторина по УНТ казаков или создание мини­сборника диалектизмов казачества; 4) Игры казаков (на свежем воздухе); 5) Инсценировка обрядов казачества. 9. Декоративно­прикладное творчество казаков.  Возрождение казачьего декоративно­прикладного искусства казаков. Основные мотивы казачьего прикладного искусства. Семикаракорская белая керамика – художественный феномен. Окраска дома. Гармония цвета и природы. Зодчество казачества. Промыслы и ремесла казаков.  Практическая часть: 1) Создание рисунка – макета для Семикаракорской керамики. 2) Вышивка   и   резьба   по   дереву   (выпиливание   лобзиком)   узора   для   полотенца   или наличника (совместно с учителями технологии). 3) Сообщения учеников о промыслах казаков. 10.Творческая мастерская. Защита творческих проектов.  21 Макеты казачьей усадьбы. Народный костюм казака или казачки (модель). Презентация по   курсу.   Сочинение   по   теме   «Надо   казаком   родиться,   чтоб   весь   век   судьбой гордиться» и др. №  п/п 1 2 3 Учебно­тематический план (4 класс) Наименование раздела, темы занятия Вводное занятие. Кол­во часов Из них: Теория Практи ка 1 1 История возникновения казачества.  История казачества района имени Лазо – 2 ч.  История возникновения казачества.  История   казачества   района   имени Лазо. 1 1 1 0,5 Труд и быт казаков. Казачье подворье – 5 ч.  4­5 Жилище   казаков.   Резные   украшения казачьей постройки. 6­7 Традиционный   и   семейный   быт казачьей семьи.  8 Казачье подворье. Конь – верный друг казака.  2 четверть 1 1 2 2 1 9­10 Православие – духовно­нравственная  основа казачества. Казачьи церковные  праздники. Православие и казачество – 2 ч.  0,5 2 0,5 1 1 1,5 Традиции казачьей семьи. Казаки и казачки – 4 ч. 1 2 1 Традиции воспитания в казачьей  семье. Воспитание мальчиков и  девочек.  Одежда и украшение казаков.  11­ 12 13­ 14 2 1 1 Дата проведения Факт План 8.09 15.0 9 22.0 9 29.0 9 6.10 13.1 0 20.1 0 27.1 0 10.1 1 17.1 1 24.1 1 1.12 8.12 15.1 2 22 15 Воинская честь и доблесть казаков.  Посвящение в казаки.  Казак рождался воином – 4 ч. 0,5 1 0,5 16 Юные казаки – будущие защитники  родной земли. Обряд проводов на  службу. 3 четверть Заповеди казаков. Казачьи символы и  знаки. Цвета казачьих войск России.  1 2 1 1 22.1 2 29.1 2 12.0 1 19.0 17­ 18 19­ 20 21­ 22 23­ 24 25 26 27 28­ 29 30 31­ 32 33­ 34 Памятники истории казачества.  1 Преданья старины глубокой. Памятники истории казачества – 6 ч. 26.0 1 2.02 9.02 16 2.03 9.03 Казачье народное творчество. Казачьи игры и обряды. 2 2 1 1 2 1 1 1 1 Декоративно­прикладное творчество казаков – 5 ч. Возрождение казачьего декоративно­ прикладного искусства казаков.  Семикаракорская белая керамика –  художественный феномен. 4 четверть Зодчество казаков Промыслы и ремесла казаков. 1 1 2 2 1 0,5 0,5 1 Творческая мастерская – 5 ч. Лепка из глины или пластилина  посуды казаков. Написание  сочинений, создание сборника  диалектизмов (по выбору учащихся). Вышивка или пошив одежды казаков  (девочки). Выпиливание узоров ставен (мальчики).  Защита проекта. 1 2 2 0,5 1,5 1 1 2 2 16.0 3 23.0 3 6.04 13.0 4 20.0 4 27.0 4 4.05 11.0 5 18.0 5 25.0 5 23 Список литературы для учителя Алмазов Б.А. Казаки /Б.А.Алмазов.­ С­Пб.: Золотой век, «Диамант», 1999. – 88с. Астапенко М.П. Атаман Платов. Историческое повествование/ М.П.Астапенко . –  Ростов­на­Дону: НПК «Гефест», 2003. – 320с. Бартенев А.Н. Старая вера казаков / А.Н.Бартенев. – М.: Сполохи, 2001. – 208с. Гордеев А.А. История Казачества/ А.А. Гордеев. – М.: Вече, 2006.­ 640с.: ил. Григорьев В.М. «Народные игры и праздники России.» Пособие. М., 1991. «Домоводство на Дону: дом, кухня, костюм. Казачье образование». Ростов­на­ Дону,2003. «Изучение этнокультурного казачьего компонента литературного образования:  Методическое пособие «/ Сост. Г.М.Вялкова. – Волгоград, 2007. Издательство ВГИПК  РО. – 188с. «Казаки. История. Нравы и обычаи. Расселение. Боевое искусство.» Ростов­на­Дону,  2005. «Литература с этнокультурным казачьим содержанием. Хрестоматия.»/Под ред .проф.  В.И.Супруна. Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2007. – 320 с. «Очерки традиционной культуры казачества России.»: ­ М. Краснодар, 2002. Т. 1; 2005. Сухарев Ю.Ф. «Казачья память России». ­ М.:Вече, 2012.­720 с. Харисов Ф.Ф. «Национальная культура в воспитательном процессе»:­М.  Педагогика,1999. Шибанов Н.С. «Российское казачество», Челябинск, 2006. Список литературы  для детей Алексеев С.П. Грозный всадник / С.П.Алексеев.– М.: Детская литература, 1971.– 128с.  «Детский игровой фольклор Волгоградской области». Репертуарно­методический  сборник. ОНПЦ «Культура». Волгоград ­ 1997, Н.Атанова. Васин К.К. «Сабля атамана» / К.К.Васин . ­ М.: Дет. Лит., 1964. – 144с 24 «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть»: Рус.дет. игровой фольклор: Кн.  Для учителя и учащихся / Сост. М.Ю.Новицкая, Науменко Г.М.. –М.: Просвещение,  1995. – 224 с. Энциклопедия “История России IX – XVII в.в.” “ОЛМА – ПРЕСС” 2004 г. Казачество. Энциклопедия. М, 2003; Российское казачество. Научно­справочное издание: РАН Институт этнологии и  антропологии. М, 2003; История казачества России. Учебное пособие. Ростов­на­Дону, 2001. 25

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"

Рабочая программа курса ВД "Казачата"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2019