Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Берегиня"
Оценка 4.9

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Берегиня"

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
воспитательная работа
5 кл
05.02.2017
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Берегиня"
Публикация является частью публикации:
Раб. пр. Берегиня.doc
Планируемые результаты освоения учебного курса «Берегиня»   Личностные результаты освоения курса: повышение уровня мотивации к познанию окружающего мира; готовность   к   самопознанию   и   саморазвитию   посредством   погружения   в   культуру прошлого; повышение уровня самостоятельности в суждениях; развитие умения творчески подходить к решению поставленных задач; принятие различных форм взаимодействия с окружающими;  формирование ценностных ориентиров и способности их отстаивать;     формирование основ патриотизма и гражданской идентичности;  формирование представлений об экологической культуре;          Метапредметные результаты освоения курса: Регулятивные: умение ставить перед собой цель в изучении курса, планировать своё обучение и достигать поставленной цели; умение соотносить  свою деятельность с запланированными результатами; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности других; способность к саморегуляции как к волевому усилию в достижении цели. Коммуникативные: умение   успешно   сотрудничать   как   с   педагогом,   так   и   со   сверстниками,     находить рациональные способы разрешения конфликтных ситуаций; умение работать как индивидуально, так и в группах;  умение аргументированно  отстаивать своё мнение; умение строить диалогическую и монологическую речь в соответствии с поставленными задачами и требованиями стилистики; умение работать с текстом, смысловое чтение. Познавательные: умение строить логическое рассуждение, строить аналогии, делать выводы; умение обобщать, анализировать и классифицировать объекты изучения;    формирование и развитие ИКТ­компетенции;  формирование экологического мышления и умения применять его в социальной практике. Содержание учебного курса «Берегиня» (у истоков русского фольклора) Раздел программы Введение Фольклор   как часть   народной Содержание Виды деятельности Формы организации  Особенности   культуры   и   быта славян,   отраженные   в   сказках. Основные праздники, особенности 2 Познакомиться   укладом русской деревни, с жизни   Подготовка презентаций Подбор культуры  Славянская мифология  Высшие мужские божества славян Высшие   женские божества Низшие божества славян   как костюма, жилища. Отражение быта славян  в сказках. Сказители хранители произведений   устного   народного творчества.   Гусляры     и   калики перехожие   в   Древней   Руси. Сказители в XIX – XX вв.    Знакомство   с   целями   и   задачами изучения курса. Жизнь и верования первобытных людей. Знакомство  с понятиями   «миф»,   «стихия»,   «обряд», «предки», «жертва»,   История зарождения славянских племён, их жизнь,   быт,   культура,   верования. Язычество.   Фольклор   как   способ передачи   древних   знаний   в закодированном виде.   «обычай»,   «культ».     Род   –   древний   повелитель   небес. Род и Рожаницы.Сварог и создание земли.   Велес   –   покровитель сказителей   и   поэтов.Велесова ночь.Сварожичи: Даждьбог, Семаргл, Стрибог и Перун. Хорс – бог   всего   хорошего.   Ярило­   бог пробуждающейся природы. Крышень   и   его   победа   над Чернобогом.   Коляда   и   поворот солнца   с   зимы   на   лето.   Овсень   – брат Коляды. Легенда о Купале и Костроме.   Святогор   –   защитник славян. Мать   Слава   и   рождение народов.Лада и Афродита. Жива – это сама жизнь. Доля и Недоля – две   силы,   влияющие   на   человека. Мокошь прядильщица судьбы.Мокошь и мойры.Берегиня и   «обереги».   Морана   и   её воплощение в русском фольклоре. Духи   –   спасители   и   помощники.   Славянские духи. Славянские   духи. Славянские   духи   воздушных стихий.   Славянские   домашние духи.   Славянские   полевые   духи. лесные водяные     –     3 иллюстративного материала и комментариев   к ним   в   Эвристическая беседа,  Работа микрогруппах  (составление перечня богов). Представление разработанного материала. Презентация.  Беседа. Особенностями народных   обрядов. Собрать материал об известных   русских сказителях. Познакомиться   с   их творчеством.   что   такое Знать, мифология,   устное народное творчество; Уметь характеризовать произведения   УНТ, передать содержание текста.. Формулировать   цели деятельности свое выражать   мнение и   аргументировать его. Иметь представление и   уметь   отличать высшие   божества   от низших; знать основных   богов   и уметь   давать   им характеристику   Сообщение.  Проект. Иметь представление и   уметь   отличать высшие   божества   от низших; знать основных   богов   и уметь   давать   им характеристику     Знать происхождения некоторых   особенности функции   произведениях   истоки сил, их в Решение исследовательск ой задачи  Составление словаря Тотемические верования древних славян   о Духи мира животных. Тотемические   верования  древних славян и их отражение в народных сказках животных. Представление  о магической силе женщины, связующей мир природы и человеческое общество. Особое отношение древних людей к мертвым   Символика цвета,   числа   и пространства   в мифологии   и фольклоре Символическое значение красного, черного   и   белого,   зеленого   , золотого цветов. Число   как   символ.   Четные   и нечетные   числа.   Символическое значение чисел 1,2,3,4, 7,9,12.     фольклора Знать, как мифология связана с народными сказками. Уметь   проводить параллели   между славянскими   богами и сказочными персонажами. Находить обрабатывать материал   по   данной теме.  Иметь представление о   символическом значении пространства,   числа, цвета и   Праздники древних славян  Сказка   –   исток народной мудрости       праздники Древнейшие – отражение   смены   времён   года. Новый   год:   его   значение   и традиции празднования. Масленица и приход весны Речевое своеобразие текста сказки, художественные приемы в сказке, сказка   и   русский   быт, фантастический   мир   волшебной сказки   Иметь представление о календарных праздниках   ;   знать значение   и   традиции некоторых из них Знать   исторические русских корни сказок; уметь выделять   признаки волшебной сказки     Итоговые занятия Викторина  «Знатоки   славянской мифологии»  Анализ сказок и выявление мифологических прообразов Выразительное  чтение и  комментировани е  обрядовых  песен, небылиц,  загадок. Сообщение учащихся Анализ волшебной сказки. Просмотр презентации и ее обсуждение викторина Тематическое планирование курса «Берегиня» (у истоков русского фольклора) Раздел программы  Введение Фольклор как часть народной культуры  «Славянская мифология»  Высшие мужские божества славян Высшие женские божества Низшие божества славян Тотемические веровапния древних славян  4 Кол­во часов 1 5 5 10 9 8 7 Символика цвета ,числа и пространства в мифологии и фольклоре  Праздники древних славян  Сказка – исток народной мудрости  Итоговые занятия Резервные занятия  7 6 6 2 2 Пояснительная записка Воспитание человека, любящего свою родину, невозможно без изучения истоков духовной   культуры   его   народа.   В   современных   условиях   гуманизации   образования программа   учебного   курса  «Берегиня»   способствует   развитию   интереса   к   мифологии родного народа, к происхождению многих современных обрядов, подготавливает учащихся к освоению в дальнейшем произведений русской литературы и   изучению отечественной истории. Программа курса рассчитана на учащихся 5 класса и включает в себя 68 часов. Срок   реализации   –   1   учебный   год.   Данная   программа   может   использоваться   для проведения занятий кружкового или клубного типа. Цель курса ­ дать обучающимся представление о жизни и мировоззрении древних славян,   познакомить   с   языческими   верованиями   и   пантеоном   древнеславянских   богов. Исходя из основной  цели, будут решаться следующие задачи:  формирование представления о жизни и мировоззрении древних славян;  знакомство с язычеством и рождением мифов как с попыткой древних  объяснить явления природы и вписать себя в систему мироздания;  формирование  познавательного интереса к истории, обычаям и культуре своих предков;  формирование интереса к языкуи устному народному творчеству русского народа;  развитие речиобучающихся, пополнение словарного запаса и повышение уровня речевой культуры;  воспитание     уважения   к   традициям   предков   и   древнему   духовному   наследию   родного народа. Методы организации занятий: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, чтение произведений.); наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций); практический (выполнение письменных заданий, заполнение карточек и др.); Методы организации работы учащихся на занятиях: объяснительно­иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный – учащиеся воспроизводят в различной форме полученные знания; частично­поисковый – решение поставленной задачи совместно с педагогом; исследовательский   –   самостоятельная   творческая   деятельность   учащихся,   подготовка мультимедийных презентаций, театрализация. Формы  организации работы на занятиях: индивидуальная; 5           фронтальная;  групповая. Календарно­тематическое планирование курса «Берегиня» (у истоков русского фольклора) Тема занятия Введение Фольклор как часть народной культуры Сказители как хранители произведений устного народного творчества Особенности культуры и быта славян Представление о мировом дереве Славянская   мифология   как   основа   устного   народного творчества Что такое «мифология»? Жизнь первобытных людей и возникновение мифов Наши предки – древние славяне Особенности мифов древних славян Миф о сотворении мира Род и Рожаницы Сварог – бог небес Велес и закон движения жизни Сварожичи: Даждьбог, Семаргл, Стрибог. Грозный бог Перун. Подвиги Перуна Солнечные боги Хорс и Ярило Крышень – спаситель мира Коляда и Овсень. Колядки. Миф о Купале и Костроме. Купальская ночь  Святогор – хранитель Яви. Мать Слава – прародительница русского народа Богиня любви и красоты Лада Доля и Недоля Мать Мокошь – неутомимая труженица Берегиня Морана, мары  и Баба Яга. Проектная работа по теме «Высшие божества» Защита проектных работ. Духи дома и хозяйственных построек. Водяные духи. Духи воздуха. Лесные духи. Полевые духи. Духи мира животных. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Жива 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Раздел  программы  количество часов Введение Фольклор как  часть народной  культуры (5часов)  «Славянская  мифология» (5 часов) Высшие мужские  божества славян (10 часов) Высшие женские  божества (7 часов+2) Низшие божества славян (6 часов+2) Тотемические  веровапния  древних славян  (7часов) Проектная работа по теме «Низшие божества» Защита проектных работ 37 38 39 Животные­символы дня и ночи 40 41 Животные – души умерших 42 43 Медведь как тотемное животное Переправа через реку в фольклорном произведении Сверхъестественные   свойства   мельника, пасечника, гончара   кузнеца, 6 Дата Кол­ во час 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Анализ фольклорных произведений Защита проектных работ «Мое тотемное животное» Символическое   значение   красного,   черного,   белого, зеленого и золотого цветов Число как символ. Символика чисел . Пространственная символика Предметы­символы Практическая   работа   по   теме   «Анализ   произведения   с точки зрения символики цвета и числа» Практическая работа «Создание словаря­символов» Календарные праздники древних славян Рождество Новый год – древнейший праздник. Масленица широкая Защита проектных работ по теме «Славянские обряды» Речевое своеобразие текста сказки Художественные приемы в сказке Сказка и русский быт Русский этикет в сказках Фантастический мир волшебной сказки Викторина «Знатоки славянской мифологии». Презентация альбомов «Книга народной мудрости» 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 44 45 46 47­ 48 49 50 51 52 53­ 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63­ 64 65­ 66 67­ 68 Символика  цвета ,числа и  пространства в  мифологии и  фольклоре (7  часов) Праздники  древних славян  (6 ч.) Сказка – исток  народной  мудрости (6  часов) Итоговые  занятия  (2 часа) Резервные  занятия  (2 часа) 7

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Берегиня"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Берегиня"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Берегиня"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Берегиня"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Берегиня"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Берегиня"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Берегиня"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Берегиня"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Берегиня"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Берегиня"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Берегиня"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Берегиня"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017