Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Берегиня"

  • Разработки курсов
  • doc
  • 05.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала я-гражданин.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           Рабочая программа учебного курса  «Я – гражданин России» составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.               Духовно­нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Воспитание  гражданина  страны ­ одно из  главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин ­ это человек, любящий   Родину,   умеющий   реагировать   на   изменения   в   обществе,   защищать   свое человеческое   право.   Понятие   ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ   предполагает   освоение   и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.    «Родной   край,   его   история»   –   писал   академик   Дмитрий   Сергеевич   Лихачев,   – «основа,   на   которой   только   и   может   осуществляться   рост   духовной   культуры   всего общества». В основу  программы   положена духовно­нравственная концепция «Гражданин»:      Я, гражданин России, ­ патриот, которому небезразлична судьба   страны, в которой живу. Я,  гражданин  России,   ­ труженик  в  учебном  кабинете  школы,   в кружке,  в творческом коллективе. Я, гражданин России, ­ достойный человек, духовно богатый, воспитанный, культурный, добрый. Я, гражданин России, ­ значит, образованный, просвещенный человек, хорошо знающий историю своего Отечества, культуру, традиции. Я, гражданин России, ­ защитник своей чести, достоинства, родных, слабого, природы, которая меня окружает, и, конечно, своего Отечества.                  Цель :  создание условий для   формирования личности гражданина и патриота России с присущими   ему   ценностями,   взглядами,   ориентациями,   установками,   мотивами деятельности   и   поведения;  совершенствование   системы   патриотического   воспитания, формирование   у   учащихся   гражданственности   и   патриотизма   как   качествконкурентоспособной   личности,   воспитание   любви   к   Отечеству,   духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Задачи: ­   создавать   условия   для   эффективного   гражданского   и   патриотического   воспитания школьников; ­ формировать эффективную работу по   патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные   условия   развития   у   каждого   ученика   верности   Отечеству,   готовности приносить пользу обществу и государству; ­   утверждать   в   сознании   и   чувствах   воспитанников   гражданских   и   патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;  ­   развивать   системы   гражданского   и   патриотического   воспитания   через   интеграцию урочной   и   внеурочной   деятельности,   обновление   содержания   образования,   переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;  ­ воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково­краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда; ­   повышать   качества   патриотического   воспитания   через   организаторскую   и пропагандистскую   деятельность   с   целью   дальнейшего   развития   патриотизма   как стержневой духовной составляющей гражданина России. Общая характеристика курса Программа   учебного   курса  “Я   –   гражданин   России”    предполагает   формирование патриотических  чувств и сознания на основе исторических  ценностей и роли  России  в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина –   патриота   России,   способного   встать   на   защиту   интересов   страны;   формирование комплекса   нормативного,   правового   и   организационно­методического   обеспечения   Любовь   к   Родине, функционирования   системы   патриотического   воспитания. патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.  2Программа   учебного   курса  “Я   –   гражданин   России”  включает     шесть     направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России. 1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.  2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.  3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству. 4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.  5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.  6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.  Описание места курса в учебном плане Духовно   ­   нравственное   направление   внеурочной   деятельности   реализуется   через работу   курса   «Я­гражданин   России».   Программа   курса   рассчитана   для   учащихся   1   ­4 классов. На работу курса  отводится 1 час  в неделю (всего 135 часов.) Описание ценностных ориентиров содержания программы                 Воспитание   гражданина   страны   –   одно   из   главных   условий   национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих   прав   и   обязанностей   по   отношению   к   себе   самому,   своей   семье,   коллективу,   к родному краю, Отечеству, планете Земля. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть   в   нем   человека.   Поэтому   гражданин   с   педагогической   точки   зрения   –   это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно – нравственного и правового долга.                 Главное   в   программе   «Я­гражданин»   ­   системный   подход   к   формированию патриотических  чувств и сознания на основе исторических  ценностей и роли  России  в судьбах мира, развитие чувства сопричастности и гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;   формирование   комплекса   нормативного,   правового   и   организационно­ методического   обеспечения   функционирования   системы   патриотического   воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления   знаний   и   представлений   об   окружающем   мире,   об   истории   и   традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.  3Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа   –  всё  это  становится   частью  его  судьбы.   Осознание   малой   родины   –  главный методологический   принцип   духовно­нравственного   воспитания   учащихся.   В   программе значительное место уделяется изучению родного края.  Преподавание прав человека ­ это решение не только правовых, но и нравственных, психологических   и   педагогических   проблем.   Исходя   из   этого,   в   программе   отражена взаимосвязь   правового,   нравственного   воспитания   с   психолого­педагогическими   осо­ бенностями развития личности младших школьников.  Чем   сознательнее   ребенок   усвоит   определенный   минимум   историко­ обществоведческих   знаний,   тем   быстрее   он   займет   необходимую   каждому   личностно­ гражданскую позицию. Тем адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложных, противоречивых, заранее далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир».  При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно­ исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.  В   соответствии   с   возрастными   особенностями   младших   школьников   историко­ обществоведческие   знания   формируются   в   виде   минимума   определенных   фактов   и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов   общественно­исторических   знаний   (понятий,   причинно­следственных   связей, закономерностей). Максимальное   использование   игровых,   занимательных,   активных   форм   работы   при изучении курса ­ благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА 1 год обучения:  ­ сформировано представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива,  правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей;  ­ учащиеся имеют представления о традициях и культурном достоянии своего  края;  4­ учащиеся имеют представление о культуре поведения в школе; ­ учащиеся знают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой  членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют  держать данное слово, заботятся о своей семье. Планируемые результаты формирования УУД к концу 1 – го класса            В области общих учебных действий обучающиеся научатся:    ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить  выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте  учебника; находить нужную дидактическую иллюстрацию; первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие   знаки и группы знаков (буквы) находятся  в его начале, конце, середине; работать с двумя  источниками информации: сопоставлять условные обозначения   учебника  и тетради.             В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:     работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой  и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы,  выполненную соседом; выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия:    видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и  понимать необходимость присоединиться только к одной из них.            В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся:   понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками; выполнять работу над ошибками с помощью взрослого. 2 год обучения: ­ сформированы понятия “родня”, “дружба”, “Отечество”; ­ сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей  Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение  мира на Земле, готов к защите своей Родины; ­ сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов  семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное  слово, заботятся о своей семье; ­ сформировано ценностное отношение к государственной символике; ­ учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения  гражданского и патриотического долга; Планируемые результаты формирования УУД к концу 2 – го класса            В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся,  получат возможность научиться:  инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных  словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи; 5   ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить  нужный текст утверждения, нужные правило или таблицу; быстро находить  выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;  работать с несколькими  источниками информации; работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.             В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся, получат  возможность научиться: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:     работать с соседом по парте: распределять работы между собой и соседом,  выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия:     видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и  понимать необходимость присоединиться только к одной из них; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или  высказанных героями точек зрения.            В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся,  получат возможность научиться:   понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или  того решения, с которым он соглашается; научиться проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также  самостоятельно выполнять работу над ошибками. 3 год обучения:  ­ сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально­значимых акциях,  направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;  ­ сформировано представление о моральных нормах и правилах поведения;  ­ сформировано ценностное отношение к старшему поколению ; ­ учащиеся обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека,  гражданина, семьянина, эстетического отношения к окружающему миру; ­ сформировано осознание ответственности за судьбу страны, своей малой родины. 4 год обучения:  ­ сформировано ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно­историческому   наследию,   государственной   символике,   русскому   и   родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;  ­ учащиеся имеют элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;  ­   имеют   начальные   представления   о   правах   и   обязанностях   человека,   гражданина, семьянина, товарища;  ­   имеют   начальные   представления   о   моральных   нормах   и   правилах   нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье;  ­   учащиеся   имеют   способность   эмоционально   реагировать   на   негативные   проявления   в детском   обществе   и   обществе   в   целом,   анализировать   нравственную   сторону   своих поступков и поступков других людей;  6­   имеют   почтительное   отношение   к   родителям,   уважительное   отношение   к   старшим, заботливое отношение к младшим;  ­ имеют знания о  традициях своей семьи и школы, бережное отношение к ним.  Планируемые результаты формирования УУД к концу 4 – го класса             В области познавательных общих учебных действий выпускник научится: свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную  аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект  рассмотрения в зависимости от учебной задачи; свободно ориентироваться  в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать её в  разных учебных целях; свободно работать с разными видами информации(представленными в текстовой  форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций).                В области коммуникативных учебных действий  а) в рамках коммуникации как сотрудничества:    освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в  большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнения); б) в рамках коммуникации как взаимодействия:                 В области регулятивных учебных действий: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, позициями  и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или  аргументировано высказывать собственную точку зрения; уметь корректно  критиковать альтернативную позицию; использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной  точки зрения (словари, таблицы, языковые модели и схемы). осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного  результата. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 класс   «Маленькие Россияне»       ­ 33ч 1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.  Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать.  2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.     Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.      3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени. История моего города.   7Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.   4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе. Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.  Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор. 5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.  Мои права и обязанности.  Они   защищают   Родину.     Мои   родные   –   защитники   Родины.   Маленькие   герои   большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? 6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.  Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.   2 класс «Моя Малая Родина» ­ 34ч 1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.  2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Я помощник в своей семье.  Моя любимая мамочка.   Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. 3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству. Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.       Что посеешь, то и пожнешь.  Широкая Масленица.         4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика  в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка. 5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.  8Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.   Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.      След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.  6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.  Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников.  Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.   3 класс «Россия – Родина моя» ­ 34. 1.“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. 2.“Я и семья”(12ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.   Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.  3.“Я и культура”(3ч) – формирование отношения к искусству. Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.    Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.      Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами. Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.  Новогодняя сказка.   4.“Я и школа”(4ч) – формирование гражданского отношения к школе. Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. 9Вежливая улица.  По каким правилам мы живем.  Мастерская   по   изготовлению   сувениров.   Зеленые   ладошки   земли.   Десант   чистоты   и порядка. 5.“Я и мое Отечество”(5ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.  Урок  милосердия   и  доброты.  Знакомства   с  символами  Российского   государства.  Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России. Город,   в   котором   я   живу.   Наша   республика.   Дорогая   моя   столица.   Посмотри,   как   он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории  Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!  О подвигах женщин в военное время.  6.“Я и планета”(5ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе. Сад на окошке. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке. Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба.    4 класс «Я – гражданин России» ­ 34ч 1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.  Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов 2.“Я и семья”(7ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.  День пожилого человека. Песни  бабушек. Панорама добрых дел. Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша   домашняя   коллекция.   Игры   с   младшим   братом   (сестрой).   Мои   семейные обязанности.       3.“Я и культура”(2ч) – формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.  О красоте, моде и хорошем вкусе. 10Музыкальные   превращения.   Предметы   быта   в   роли   музыкальных   инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.  4.“Я и школа”(5ч) – формирование гражданского отношения к школе.  Продолжаем изучать Школьный Устав. Школьный двор. Десант чистоты и порядка.    Я   и   мой   класс.   Самое   сильное   звено.   Мой   лучший   школьный   друг.   Наши   классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. 5.“Я и мое Отечество”(12ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству. Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика   России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Права ребенка.  Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес. От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.   О   подвигах   женщин   в   военное   время.   Победа   деда   –   моя   победа.   Герои   Великой Отечественной войны. Память. Города – герои. 6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.     Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. Мой город. Знаешь ли ты страны мира?   Семь   чудес   света.   Новый   год   шагает   по   планете.     Я   ­   житель   планеты   Земля. Берегите природу.  Календарно­тематическое планирование курса «Я – гражданин России» Тема раздела Цель Планируемые результаты (задачи) в виде  характеристики  деятельности учащихся  Я и школа Способствовать  усвоению младшими  школьниками круга   обязанностей и правил Предметные (познавательные) результаты   Узнать об  обязанностях ученика.  Узнать о правилах  поведения во время  Личностные УУД Коммуникатив ные УУД  Ученик  осознает причины  появления  обязанностей  Работать в  паре,  выполнять  различные  11поведения во время  урока и перемены. Сформировать  понятия  «прилежный»,  «старательный». Приобщать к  изобразительному  искусству  как к  искусству кисти и  красок урока и перемены. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую:  подробно  пересказывать текст. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и  учителя ученика. Осознать  положительную  оценку данных  качеств.  Сопереживать за  своих  одноклассников Я и я Познакомить с  Узнать о правилах  режимом дня   правилами личной  поведения на дорогах  и улицах, на игровых  гигиены; правилами  здорового питания;  площадках; правилах  личной гигиены;  правилами поведения  на дорогах и улицах,  правилах здорового  питания. на игровых  площадках. Ученик  осознает для чего нужно  соблюдать  режим дня,  правила личной  гигиены, правила здорового  питания.  Я и семья.   Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую.  Учится анализировать  ситуации, качества  человека. Ученик получит  представление о  своих предках, о  семейных  традициях.  Осознает роль  труда и  профессий в  современном  мире. Приобщать к  потребности знать  историю своей семьи,  формировать  уважение к членам  семьи, учить любить и беречь своих близких.  Познакомить с  понятием  «профессия».  Формировать  уважение к труду  своих родителей роли.  Вести диалог,  слушать и  понимать речь  других.  Совместно  договариваться о правилах  общения и  поведения в  школе и  следовать им. Совместно  договариваться о правилах  поведения на  дорогах и  улицах, на  игровых  площадках;  правилах  личной  гигиены;  правилах  здорового  питания. и следовать им. Вести диалог,  слушать и  понимать речь  других 12Я и Отечество. Знакомство: Что  такое отечество.  Страна, в которой я  живу. Символы  государства. История  появления символов.  Москва –столица  Российского  государства. Кто  управляет  государством и для  чего это нужно.  Государственные  праздники  Познакомить с  сезонными изменения  в природе. Почему  надо бережно  относиться к природе. Как человек  относится к природе.  С братьями нашими  меньшими. Учить делать анализ  литературных  произведений  (Маяковский В. В.  «Что такое хорошо и  что такое плохо?»,  рассказы В. Осеевой)   Находить  положительных  и  Я и планета. Я и культура. Осмыслить, что  каждый человек не  только сын или дочь  своих родителей, но и  гражданин своего  Отечества. Узнать об  истории появления  символов нашей  страны Ученик осознает, что он часть  своей Родины,  что он  гражданин,  патриот своего  Отечества.  Осознать роль  государственных символов Вести диалог,  слушать и  понимать речь  других.  Работать в  паре,  выполнять  различные роли Делать выводы в  результате совместной  работы класса и  учителя Вести диалог,  слушать и  понимать речь  других. В предложенных  ситуациях,  опираясь на  общие для всех  простые правила  делать выбор,  какой поступок  совершить. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и  учителя Оценивать  жизненные  ситуации  (поступки  людей) с точки  зрения  общепринятых  норм и  ценностей: в  предложенных  ситуациях  отмечать  конкретные  поступки,  Довести свою  позицию до  других:  оформить свою мысль в устной  и письменной  речи (на уровне предложения  или небольшого текста) 13которые можно  оценить как  хорошие и  плохие. отрицательных героев  сказок. Обсуждение  поступков,  соответствующих  понятиям «хорошо» и  «плохо». Знакомство  с произведениями  известных русских  художников и  композиторов.  Материально­техническое обеспечение курса 1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. –Тритон, 1997. 2.   Антошин,   М.К.   Герб,   флаг,   гимн   России:   изучение   государственных   символов   РФ   в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003. 3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004. 4.   Бродовска,   З.В.   В   стране   экологических   загадок   [Текст]   /   З.В.   Бродовская.   – Новосибирск, 2003. 5.  Внеурочная   деятельность   в   начальной   школе   [Электронный   ресурс]   –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru  6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. ­ М.: Новое педагогическое мышление, 1989. ­ 221с.  7.   Данилюк,   А.Я.   и   др.   Концепция   духовно   –   нравственного   развития   и   воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. ­ №17. ­  9 ­ 13с.    8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007 9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. ­ №1. – 147с. 1410. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с. 11.   Круглов,   Ю.Г.   Русские   народные   загадки,   пословицы,   поговорки   [Текст]   /   сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990. 12.   Кувашова,   И.Г.   Праздники   в   начальной   школе   [Текст]   /   сост.   И.Г.Кувашова   – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.   13.   Лизинский,   В.М.   Проект   программы   гражданского   и   патриотического   воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. ­ 2006. ­ №3. – 40с.  14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999. 15.   О   воспитательном   компоненте   Федерального   государственного   образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. ­ №8 – 10 ­16с. 16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.  17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст]  / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001. 18. Программа духовно­ нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального   общего   образования   [Текст]   /   авт.   –   сост.   Е.В.Богданова,   Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48­49с. 151617Материально­техническое обеспечение курса 1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997. 2.   Антошин,   М.К.   Герб,   флаг,   гимн   России:   изучение   государственных   символов   РФ   в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003. 3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004. 4.   Бродовска,   З.В.   В   стране   экологических   загадок   [Текст]   /   З.В.   Бродовская.   – Новосибирск, 2003. 5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru  6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. ­ М.: Новое педагогическое мышление, 1989. ­ 221с.  7.   Данилюк,   А.Я.   и   др.   Концепция   духовно   –   нравственного   развития   и   воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. ­ №17. ­  9 ­ 13с.    188. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007 9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. ­ №1. – 147с. 10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с. 11.   Круглов,   Ю.Г.   Русские   народные   загадки,   пословицы,   поговорки   [Текст]   /   сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990. 12.   Кувашова,   И.Г.   Праздники   в   начальной   школе   [Текст]   /   сост.   И.Г.Кувашова   – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.   13.   Лизинский,   В.М.   Проект   программы   гражданского   и   патриотического   воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. ­ 2006. ­ №3. – 40с.  14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999. 15.   О   воспитательном   компоненте   Федерального   государственного   образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. ­ №8 – 10 ­16с. 16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.  17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст]  / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001. 18. Программа духовно­ нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального   общего   образования   [Текст]   /   авт.   –   сост.   Е.В.Богданова,   Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48­49с. 19

Посмотрите также