Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Мир фантазий»
Оценка 4.6
Документация
doc
изобразительное искусство
1 кл—4 кл
22.01.2018
Данная рабочая программа поможет учителю начальных классов в развитии творческих способностей детей во внеурочное время. Подразумевается работа с пластилином, бумагой, красками, карандашами. Путём работы с данными материалами развивается моторика рук, меткость, чёткость работы. В программе используются традиционные и нетрадиционные техники.Рабочая программа кружка "Мир фантазий"
программа.doc
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для начальных классов
«Мир фантазий»
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка по изобразительной деятельности «Мир фантазий» для основной
школы разработана для занятий с учащимися 14 классов во второй половине дня на основе:
*требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. №1897) ФГОС ОООМ.: «Просвещение». 2012год;
*норм федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ от 29
декабря 2012 года;
*примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена
Федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию, протокол № 1/15 от
8.04.2015 г.)
*Основной образовательной программы МАОУ СОШ № 14 от 31. 08. 2015 года), с учётом
планируемого к использованию УМК «Вертикаль» и примерной образовательной программы по
учебным предметам технология и изо.
Программа кружка составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего
образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, и требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
Предлагаемая программа обеспечивает дополнительную систему фундаментальных знаний
для обучающихся основной школы.
Кружковая программа в образовательных учреждениях основного общего направлена
на достижение следующих целей:
* гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального
развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной
культуры и семейных традиций своего народа;
* уважительного отношения к труду;
* освоение разнообразных технологий в соответствии с индивидуальными предпочтениями;
* развитие интеллектуальнотворческого потенциал ребёнка;
* освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в
условиях простора для свободного творчества;
* познание и развитие собственных способностей и возможностей;
* создание условий для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовнонравственное
воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия
для воспитания:
* патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего
народа;
* трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
* ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических
ценностях;
* ценностного отношения к природе, окружающей среде;
* ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами,
понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация
здорового созидательного досуга).
1 Наряду с реализацией концепции духовнонравственного воспитания, задачами привития
младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа
выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
* интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии
универсальных учебных действий;
* формирование информационной грамотности современного школьника;
* развитие коммуникативной компетентности;
* формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
* овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам, установление аналогий и причинноследственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Отличительные особенности программы
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия
Системнодеятельный и личностный подходы в начальном обучении предполагают
активизацию познавательной деятельности каждого обучающегося с учётом его возрастных и
индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника
реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Обучающийся всегда имеет выбор в
принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые
материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Занятия , аппликацией, рисованием, лепкой позволяют проявить себя детям с теми
особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных
предметах. Программа кружка «Мир фантазий» должна помочь стимулировать развитие
учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и
способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения
личности ребенка.
Недостаточно сформированное пространственное восприятие и зрительномоторная
координация являются причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом
классе).
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют
на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека,
непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления
многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей,
отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности
для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях
предметнопрактической деятельности развиваются тонкокоординированные движения:
точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет.
Поэтому занятия в кружке «Мир фантазий» дают возможность для развития зрительно
пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов
мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь
Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных
(рисование руками, метод чернильных пятен, метод раздувания, разбрызгивания, аппликации из
бумаг, картона, лепка из пластилина) техник. В план работы включены такие виды деятельности:
рисование, аппликация, коллаж, лепка.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ
педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы
2 детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и
проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Особенности возрастной группы учащихся начальных классов:
возраст детей и их психологические особен
Дети 710 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее
ности.
значимыми мотивами являются:
«потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого,
его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность,
выражающаяся в желании приобретать новые знания;
потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно
значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих
взрослых.
Ведущие виды деятельности:
игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетноролевая, драматизация.
Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых
общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного
возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 135 часов
Из расчёта:
1 час в неделю:
1 класс – 33 часа,
2 класс – 34 часа,
3 класс – 34 часа,
4 класс – 34 часа.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Мир фантазий»
Прогнозируемый результат:
скоординированы движения кистей рук обучающихся;
развито творческое воображение у обучающихся;
сформирован интерес к творческой деятельности;
развита культура общения у обучающихся: трудолюбие, усидчивость, терпение.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности,
как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
3 Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающиеся получат возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающиеся получат возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественнотворческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
Результаты ЗУН учащихся, посещающих кружок.
В познавательной сфере:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление,
творческие способности;
4
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для
прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми
функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Тематическое планирование
1 класс, 33 часа
№п/п Кво
часов
Тема
Материал.
1. Радужный мир 9 часов.
1
2
Организационное занятие.
Краски радуги.
1
1
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Холодные и тёплые тона.
Осень. Экскурсия в лес.
Листопад.
Грибы.
Грустный дождик.
Силуэт дерева.
Волшебная птица осени.
2. Домашние животные 5 часов.
Мой верный друг.
Кошка.
Лошадка.
Петушок.
Цыплёнок.
Карандаши,
акварель.
Карандаши. акварель, гуашь
Карандаши, акварель.
Гуашь
Карандаши,
акварель.
Карандаши.
Гуашь.
Акварель.
Карандаши.
Гуашь
Акварель.
Гуашь.
3. В чём красота зимы 8 часов
Красота снежинок.
Зимушказима.
Карандаши, акварель.
Гуашь.
5 1
1
1
1
1
3
4
5
6
7
8
Узоры на зимнем окне.
Ёлочка – красавица.
Снеговик.
Деревья зимой.
Акварель.
Карандаши. акварель.
Гуашь.
Карандаш, акварель.
Зимние гости. Снегирь.
Акварель.
Портрет папы.
Карандаши. акварель.
4. Встречаем весну 6 часов
1
Подарок маме.
1
Волшебная птица весны.
Встречаем птиц. Скворечник.
Ледоход.
Весенний букет.
Цветы и бабочки.
5. Красота в умелых руках
Жар птица
Акварель
Гуашь.
Каранлаши.
Акварель.
Гуашь.
Акварель.
Акварель
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Роспись посуды. Ваза.
Карандаши. гуашь
Расписной платок.
Подводное царство.
Акварель
Акварель.
Свободная тема. Выставка работ.
Карандаши, гуашь
ИТОГО 33 часа
Тематическоепланирование
2 класс, 34 часа
Кво
часов
№
п/п
1. Живопись 15 часов.
Тема
Материалы
6 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Организационный момент.
Холодные и тёплые краски.
Осень в деревне.
Иллюстрации к сказке «Гуси – лебеди»
Поняие о графике.
Создание образа природы: небо с облаками.
Рисование с натуры овощей ( морковь,
огурец).
Дкоративное рисование. История создания
русской матрёшки. Наряд русской
красавицы.
История войн, сражений, побед.
Изображение богатырей, их щитов.
Рисование лица человека.
Красота в умелых руках. Узор в круге,
полосе «Цветы и ягоды».
Волк.
Иллюстрации к произведению С. Есенина
« Берёза».
Иллюстрациик сказке» Маша и медведь».
Цветы нашей Родины.
2. Работа с бумагой 14 часов
Акварель, гуашь.
Карандаши, акварель.
Гуашь.
Карандаш.
Карандаши, акварель.
Фломастеры, карандаши.
Акварель.
Карандаш.
Карандаш.
Акварель.
Карандаш.
Акварель.
Акварель.
Гуашь.
Аппликация 5 часов.
1
2
Аппликация из обрывных бумаг. «Львёнок». Цветная бумага,клей.
В лес за грибами.
1
1
3
4
5
1
1
1
Декоративная аппликация « Букет».
Панно « Цветы».
Аппликация из геометрических фигур
«Цыплёнок»
Объёмная аппликация 3 часа
1
Дубрава.
1
2
3
1
1
Цветы на ветке.
Новогодняя сказка.
Оригами 6 часов
1
2
Курочка.
Волк.
1
1
3
4
5
1
1
1
Астра.
Ветка сливы.
Звёздное небо.
Картон, цветная бумага,
клей, ножницы.
Картон, цветная бумага,
клей, ножницы.
Цветная бумага, картон,
ножницы,клей.
Цветная бумага, шаблоны,
ножницы,клей.
Гофрированная бумага,
картон
Цветная бумага,
клей,ножницы.
Цветная бумага, картон,
ножницы, клей.
Цветная бумага
Цветная бумага, клей.
ножницы.
Цветная бумага,клей,
ножницы.
Цетная бумага, клей,
ножницы.
Цветная бумага, клей,
7 6
1
Лилии в пруду.
Лепка 5 часов
1
Космический корабль.
1
2
3
4
5
1
1
1
1
Лепка с натуры фруктов «Осенние подарки
природы»
Персонажи из сказки «Репка»
Лепка животных. Друг детства.
Персонажи из сказки «Колобок». Выставка
работ.
ИТОГО 34 часа
ножницы, картон.
Цветнаябумага. Клей,
ножницы.
Пластилин, тонкая
проволока,картон.
Картон,тпластилин, стека.
Картон, пластилин, стека.
Пластилин. Тонкая
проволока, картон.
Пластилин, стека, картон.
Тематическое планирование
3 класс, 34 часа
№п/п Кво
часов
Тема
Материалы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1. Живопиь 15 часов.
Организационный момент.
Холодные итёплые краски.
Осень. Листопад. Листья сложнойформы.
Иллюстрирование»Сказки о царе Салтане».
Избушка на курьих ножках.
Веточка яблони.
Осенний дождь.
Декоративный рисунок « Матрёшка в
осеннем уборе».
Дары осеннего сада
Труд людей осенью и весной
Красота в умелых руках. Украшение
скатерти.
Мой вернный пёс.
Ветка вербы.
Иллюстрации к произведению Н.А. Некрасоа
«Дедушка Мазай и зайцы».
Прздничный салют.
Карандаши. акварель.
Акварель.
Гуашь.
Карандаш.
Акварель.
Акварель
Карандаши, гуашь.
Карандаши.
Карандаши.
Акварель
Карандаш.
Акварель
Карндаши, фломастеры.
Гуашь.
Работа с бумагой 14 часов
Аппликация 5 часов.
1
Чебурашка.
2.
1
2
1
Орешки для белки
Цветная бумага, шаблоны,
клей, ножницы.
Цветная бумага, клей.
картон,ножницы.
8 Декоративная аппликация «Скатерть»
Панно «Ёжик и грибы»
Апплиация «Мама»
Цветная бумага, картон,
клей , ножницы.
Цветная бумага, клей,
ножницы.
Цветнная бумага, шаблоы,
клей, ножницы.
3.
Объёмная аппликация 3 часа.
3
4
5
1
2
3
1
1
1
1
1
1
Цветы на поляне.
Лебеди на озере.
Гусеница.
4. Оригами 6 часов
1
Медведь
1
2
3
4
5
6
1
1
1
1
1
Собачка
Кошечка
Лилии.
Звезда
Филин
5. Лепка5 часов.
1
2
3
4
5
Чудо дерево
Лепная картина «Овощи в корзинке»
Вишня на ветке.
Заяц и зайчата.
Персонажи из сказки «Кот, лиса и петух».
ИТОГО 34 ЧАСА.
1
1
1
1
1
Цветная бумага. Клей.
ножницы.
Цветная бумага, клй,
ножницы.
Цветная бумага. Клей,
ножницы.
Цветная бумага, клей,
ножницы.
Цветная бумага, клей,
ножницы.
Цветная бумага, клей,
ножницы.
Цветная бумага, клей.
Цветная бумага, клей,
ножницы.
Цветная бумага, клей,
ножницы.
Пластилин, картон, стека.
Стекло, пластилин.
Картон, пластилин,стека.
Пластилин, стека, картон.
Пластилин, стека, картон.
Тематическоепланированиеи 4 класс, 34 часа
№п/п К –во
часов
Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
1
1
1
1
1
1
1
1
Живопись 15 часов.
Оргнизационный момент.
Осенний пейзаж.
Рисованиеосенних листьев сложной формы.
Иллюстрирование сказки «По щучьему велению».
Рисование с натуры «Изба»
Рисование с натуры «Родной угол».
Ёжик на поляне.
Декоративное рисование «Буратино».
Материалы
Акварель.
Карандаши, фломастеры.
Акварель, карандаши.
Карандаш.
Гуашь.
Карандаши.
Карандаши, акварель.
9 9
10
11
1
1
1
Памятник.
Герои – защитники.
Красота в умелых руках. Роспись вазы в технике
гжели.
Женские образы в народных костюмах.
Народные праздники. Ярмарка.
Москва. Кремль.
Детство. Моя мечта.
12
13
14
15
Работа бумагой 14 часов
Аппликация 5часов
1
Колобок
1
1
1
1
1
2
3
4
5
1
1
1
1
Аппликация – мозаика «Бабочка»
Кукла – неваляшка.
Панно « На лесной полянке».
Аппликация «Бабушка».
Объёмнаяя аппликация 3 часа
1
Веточка мимозы.
1
1
1
Божьи коровки.
Лотосы на озере.
2
3
Оригами 6 часов.
1
Лиса.
1
2
3
4
5
6
1
1
1
1
1
Кошечка.
Хризантема.
Ветка рябины.
Грачи прилетели.
Сова.
Лепка 5 часов.
1
2
3
4
5
ИТОГО 34 часа.
Корзинка с овощами.
Лепная картина « Нарциссы в вазе»
Виноград на ветке
Курочка и цыплята.
Животные Африки.
1
1
1
1
1
Карандаши.
Карандаш.
Акварель.
Гуашь.
Карандаши, акварель.
Карандаши.
Акварель
Цветная бумага,картон,
шаблон, клей,ножницы.
Цветная бумага,
картон,клей, ножницы.
Цветная бумага, картон,
шаблоны,клей, ножницы.
Цветная бумага, клей,
картон.
Цветная бумага, клей,
картон.
Цветная бумага,
клей,ножницы.
Цветнаябумага, клей.
Цветная бумага, клей.
Цветная бумага,клей,
ножницы.
Цветная бумага, клей,
ножницы.
Цветная бумага, клей.
Цветная бумага, клей,
ножницы.
Цветная бумага, клей,
ножницы.
Цветная бумага, клей,
ножницы.
Пластилин, картон, стека.
Пластилин, стекло.
Пластилин, картон, стека.
Пластилин, картон,стека.
Пластилин, картон, стека.
10 Результаты ЗУН учащихся, посещающих кружок.
Впознавательной сфере:
* Приобретение и развитие практических навыков и умений художественном творчестве ;
* развитие художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать многообразие
видов и жанров исскуства;
* формирование целостного восприятия мира;
*овладение средствами и формами графического отображения объектов;
* формирование умений устанавливатьвзаимосвязь знаний по разным учебным предметам для
решенияприкладныхучебныхзадач;
* освоение понравившегося ремесла в изобразительно – творческой деятельности;
*развитиеткритического мышления, способностиаргументировать сою точку зрения поотношению
к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
* назначение материалов, инструментов и оборудования, применяемого при изготовлении
изделий;
освоение особенности художественно –выразительных средств, материалов и техник,
применяемых в изобразительном творчестве.
В трудовой сфере:
*планирование процесса выполнения изделия, подбор инструментов, бумаги, краски, пластилина с
учётом характера объекта;
* умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять производить анализ геометрической формы
предмета, изображать предметы различной формы, спользуя технику оригами;
* решение художественных задач с опорой на знание о цвете, правил композиций, усвоенных
способах действий;
*осуществление итогового и пошагового контроля в своей творческой деятельности;
осуществление поиска информации с использованием литературы и средств массовой
информации;
соблюдение трудовой дисциплины; соблюдение норм иправил безопасного труда, пожарной
безопасности, правил санитарии и гигиены.
В коммуникативной сфере:
формирование собственного мнения и позиции;
осуществлениесовместной продуктивной деятельности;
оказание взаимопомощи;
умение доброжелательно и уважительно строить своё общение со сверстниками и
взрослыми;
умение учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
организация собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
В эстетической сфере:
овладение методами эстетическогооформления изделий;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и
элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно – прикладного
творчества; в художественном оформлении объекта труда.
В фиизиолого – психологической сфере:
11
развитие моторики и координации движений рук при работе с пластилином, ножницами,
карандашами, красками;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных операций;
сочетание образного и логического мышления в изобразительной деятельности.
Список пособий:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство
«Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство
«Учебная литература», 2004.
5. Сайт Страна Мастеров
. ru
http
:// stranamasterov
6. Сайт Всё для детей
http
:// allforchildren
. ru
12
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Мир фантазий»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Мир фантазий»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Мир фантазий»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Мир фантазий»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Мир фантазий»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Мир фантазий»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Мир фантазий»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Мир фантазий»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Мир фантазий»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Мир фантазий»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Мир фантазий»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Мир фантазий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.