Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
города Севастополя «Общеобразовательная школа-интернат № 6 имени И.Е.Петрова»
СОГЛАСОВАНО Председатель МО учителей естественно- математического цикла Протокол № 1 от «____» _______ 2018 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
_________ О.Ю. Седнева «____» _________2018 г. |
РАССМОТРЕНО «УТВЕРЖДАЮ» На заседании ГБС(к)ОУ «ОШИ № 6 имени И.Е.Петрова» педагогического совета __________ С.А.Старостенко
Протокол № 1 приказ №___от_______2018 г. от ___августа 2018 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Занимательная математика»
Класс: 6
Количество часов в неделю: 1 час
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Учитель математики:
Старостенко Светлана Анатольевна
Категория: высшая
Стаж работы: 24 года.
г. Севастополь, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.………………………………………………….
2.Раздел1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности……………………………………………..
3. Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности…………………
4.Раздел 3. Тематическое планирование……………………………………
.
Пояснительная записка.
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Чтобы достичь современного уровня математического образования, необходимо принимать во внимание огромный потенциал внеклассной работы, так как в единстве с обязательным курсом внеурочная деятельность
создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей, интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики. Данная программа внеурочной деятельности школьников составлена на основе:
- «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителей»/ Д.В.Григорьева, П.В. Степанов. – М.: Просвещение,
2011.-223 с.- (Стандарты второго поколения);
-«Задачи на смекалку 5-6 классы»/И.Ф. Шарыгин, А.В.Шевкин.-М.: Просвещение, 2010
- Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения
учащихся 5-6 классов.
Цели курса:
1. в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2. в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3. в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи программы:
- формировать у учащихся навыки решения нестандартных задач;
- организовывать деятельность для овладения умением решать задачи, выбирать наиболее эффективные и рациональные способы их решения;
- создавать условия для овладения умением правильно, четко и однозначно выражать мысль, формулировать ответ на поставленный вопрос.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
1) регулятивные
учащиеся получат возможность научиться:
· определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
· предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
· концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
· адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
2) познавательные
учащиеся получат возможность научиться:
3) коммуникативные
учащиеся получат возможность научиться:
Предметные результаты:
учащиеся получат возможность научиться:
компьютера;
Содержание курса внеурочной деятельности
1. Математические игры (5 часов).
Разгадывание ребусов. Составление и расшифровка шифров. Задачи «сказочного» содержания. Задачи на перебор
(с практическим содержанием).
1. Числовые задачи (4 часа).
Задачи на целое и его части. Задачи про цифры. Задачи типа: «Что больше?», «Сколько же?». Числовые выражения.
1. Задачи на четность (4 часа). Задачи на свойства делимости. Четность и нечетность чисел. Задачи на доказательство.
2. Логические задачи (5 часов). Решение различных логических задач (в том числе - геометрического типа, с практическим содержанием).
3. Задачи на делимость чисел (4часа). Использование признаков делимости для решения задач. Простые и составные числа. Задачи на изображение фигур, не отрывая руки от бумаги.
4. Геометрия в пространстве (4 часа). Задачи со спичками. Задачи на разрезание и склеивание. Задачи типа: «Как сделать?». Задачи на кубы.
5. Текстовые задачи (5 часов).
Решение различных текстовых задач (разбор нескольких способов решения, поиск наиболее рациональных способов решения).
8. Старинные задачи (3 часа). Решение старинных задач. Старинные меры веса и длины.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
из них теория |
из них практика |
1. |
Математические игры. |
5 |
1 |
4 |
2. |
Числовые задачи. |
4 |
1 |
3 |
3. |
Задачи на четность. |
4 |
1 |
3 |
4. |
Логические задачи. |
5 |
2 |
3 |
5. |
Задачи на делимость чисел. |
4 |
1 |
3 |
6. |
Геометрия в пространстве. |
4 |
1 |
3 |
7. |
Текстовые задачи. |
5 |
2 |
3 |
8 |
Старинные задачи |
3 |
1 |
2 |
Итого: |
34 |
10 |
24 |
Календарно – тематическое планирование
занятий внеурочной деятельности «Занимательная математика»
в 6 классах по ФГОС ОО (34 часа)
№ п/п |
Наименование изучаемой темы |
Основное содержание по теме |
Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
||||||||||||||||||
Тема 1: «Математические игры» Всего часов 5 |
|||||||||||||||||||||
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Элемент содержания |
Требования к результатам (предметным и метапредметным*) |
Контрольно-оценочная деятельность Вид Форма |
Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы |
|||||||||||||||
Учащийся научится |
Учащийся сможет научиться |
||||||||||||||||||||
1.1 |
04.09 |
Математические развлечения. Математический ребус |
1 |
Вводная беседа Решение занимательных задач на арифметические действия с натуральными числами. Решение простейших математических ребусов; |
Предметные Познакомятся историей возникновения занимательных задач. С понятием математического ребуса. Личностные УУД готовность и способность к преодолению трудностей для достижения целей. |
Личностные УУД сформировать интерес к дополнительным занятиям по математике Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи |
Входящий |
УО |
Слайд-презентация «Считалка» |
||||||||||||
1.2 |
11.09 |
Составление и разгадывание шифровок математического содержания |
1 |
Составление числовых закономерностей |
Предметные Повторить свойства сложения и умножения натуральных чисел. |
Предметные Записывать последующие и предыдущие элементы натурального ряда. Познавательные УУД осуществлять сравнение, сериализацию и классификацию |
Текущий |
МД |
Слайд-презентация «Математические ребусы» |
||||||||||||
1.3 |
18.09 |
Задачи «Сказочного содержания» |
1 |
Ввести задачи с интересной фабулой и использование старинных мер длины. |
Познавательные УУД Научиться строить схемы Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им |
Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения |
Первичная проверка знаний |
ПР |
Задания для устного счета/ Упр. 1. |
||||||||||||
1.4 |
25.09 |
Задачи на перебор (практического содержания) |
1 |
Решать задачи методом перебора вариантов. |
Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им |
Предметные Решать логические задачи на перебор. Регулятивные УУД прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей |
Тематический |
Демонстрационный материал «Натуральные числа» |
|||||||||||||
1.5
|
02.10 |
Итоговое занятие по теме «Математические игры» |
1 |
Решение занимательных задач |
Познавательные УУД Выделять характерные причинно-следственные связи |
Предметные Комбинировать известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач Познавательные УУД осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
Первичная проверка знаний |
Т |
Экран личных достижений |
||||||||||||
Тема 2 «Числовые задачи» Всего часов 4 |
|||||||||||||||||||||
2.1 |
09.10 |
Задачи на целое и части |
1 |
Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части. |
Познавательные УУД создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
Предметные При решении задач использовать математическую модель – неравенство Познавательные УУД основам реализации исследовательской деятельности |
Тематический |
КТ |
|||||||||||||
2.2 |
16.10 |
Задачи про цифры |
1 |
Применение законов сложения, вычитания и умножения для решения задач |
Предметные выполнять вычитание с помощью натурального ряда; вычитать натуральные числа.
|
Предметные комбинировать известные алгоритмы Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения |
Первичная проверка знаний |
УО |
Демонстрационный материал «Сложение и вычитание натуральных чисел» |
||||||||||||
2.3 |
23.10 |
Задачи типа «Что больше» «Сколько же» |
1 |
Решение нестандартных задач на сравнение |
Познавательные УУД использовать другие источники информации интернет Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им |
Познавательные УУД: строить схемы и модели для решения задач Коммуникативные УУД: сотрудничать с другими учащимися для решения общихзадач |
Обучающий |
ПР |
Интернет: поисковые системы |
||||||||||||
2.4 |
06.11 |
Числовые выражения |
1 |
Используя свойства арифметических действий, решать задачи связанные с числовыми выражениями. |
Предметные применять закон при устных вычислениях; раскрывать скобки; выносить множитель за скобки. Регулятивные УУД адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия |
Предметные владеть совместными действиями Коммуникативные УУД владеть устной и письменной речью |
Первичная проверка знаний |
Т |
Демонстрационный материал «составление выражений» |
||||||||||||
Тема 3 «Задачи на четность» всего 4 часа |
|||||||||||||||||||||
3.1 |
13.11 |
Задачи на свойства делимости чисел |
1 |
Свойства делимости и признаки. |
Предметные Научаться применять свойства делимости для доказательства делимости числовых и буквенных выражений. Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи. |
Познавательные УУД: делать умозаключения и выводы на основе аргументации Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения, спорить. |
Текущий |
СР |
CD Математика 5-11 кл. Лаборатория «Делимость чисел» |
||||||||||||
3.2 |
20.11 |
Четность и нечетность чисел |
1 |
Сумма двух четных чисел. Четного и нечетного. Двух нечетных. |
Познавательные УУД делать умозаключения (по аналогии) и выводы на основе аргументации Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом |
Познавательные УУД: осуществлять сравнение, сериацию и классификацию Коммуникативные УУД: оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
Первичная проверка знаний |
ФО |
Задания «Четность» |
||||||||||||
3.3 |
27.11 |
Задачи на доказательства |
1 |
Применение законов четности для доказательства равенств |
Познавательные УУД делать умозаключения (по аналогии) и выводы на основе аргументации Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом |
Познавательные УУД: приводить примеры использования математических знаний Коммуникативные УУД: строить монологическое контекстное высказывание |
Тематический |
Т |
Слайд презентация «Задания на рисование фигур не отрывая руки» |
||||||||||||
3.4 |
04.12 |
Брейн -ринг |
1 |
Обобщить знания делимости чисел, свойств арифметических чисел. |
Предметные. применять закон при устных вычислениях; раскрывать скобки; выносить множитель за скобки; свойства делимости. Регулятивные УУД адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия |
Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом |
Итоговый |
ПР |
Экран личных достижений |
||||||||||||
Тема 4 «Логические задачи» всего 5 часов |
|||||||||||||||||||||
4.1 |
11.12 |
Способы оформления решений логических задач |
1 |
Схемы –рисунки и таблицы перебора вариантов. |
Предметные Методы решения логических задач Познавательные УУД создавать и преобразовывать модели и схемы для решения логических задач |
Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи; использовать схемы и таблицы |
Текущий |
ФО |
|||||||||||||
4.2 |
18.12 |
Задачи на верные и неверные утверждения |
1 |
Ввести способ решения задач от обратного |
Познавательные УУД строить схемы и модели для решения задач Предметные метод решения от обратного. |
Предметные Комбинировать известные алгоритмы Коммуникативные УУД: строить монологическое контекстное высказывание |
Тематический |
Т |
|||||||||||||
4.3 |
25.12 |
Графы и их помощь для решения задач. |
Построение графов |
Предметные Применение графов для решения логических задач Регулятивные УУД Основы самоконтроля |
Предметные Владеть совместными действиями Познавательные УУД приводить примеры использования математических знаний |
Обучающий |
МД |
Презентация «Графы» |
|||||||||||||
4.4 |
15.01 |
Метод упорядоченного перебора |
1 |
Решение геометрических задач методом упорядоченного перебора |
Предметные Выявлять особенности различных геометрических фигур Познавательные УУД основам исследовательской деятельности
|
Познавательные УУД осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
Обучающий |
ПР |
CD Математика 5 – 11 классы «геометрия вокруг нас». |
||||||||||||
4.5 |
22.01 |
Логические задачи. Малая олимпиада. |
1 |
Обобщить изученные методы решения логических задач. |
Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. |
Предметные Применять полученные знания при решении различного вида задач |
Итоговый |
КР |
Экран личных достижений |
||||||||||||
Тема 5 «Задачи на делимость чисел» всего 4 часа |
|||||||||||||||||||||
5.1 |
29.01 |
Признаки делимости натуральных чисел. |
Рассмотреть признаки делимости на 3, 9, 4, 6, 18 и др. |
Предметные Познакомятся с признаками делимости на 4. 6, 18, 15 Познавательные УУД Научиться устанавливать причинно-следственные связи |
Предметные Комбинировать известные алгоритмы Коммуникативные УУД строить монологическое контекстное высказывание |
Первичная проверка знаний |
МД |
Демонстрационный материал «признаки делимости» |
|||||||||||||
5.2 |
05.02 |
Решение задач на применение признаков делимости. |
Решение задач, с использованием признаков делимости. |
Предметные научиться применять признаки делимости для решения задач практического содержания Познавательные УУД создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач деление |
Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом |
Текущий |
КТ |
Устный счет упр. 10 CD Математика 5-11 кл. Лаборатория «Делимость чисел». |
|||||||||||||
5.3 |
12.02 |
Простые и составные числа |
Отработать понятие простого и составного числа. Умение пользоваться таблицей простых чисел. Применять данные понятия для доказательств высказываний. |
Предметные отработать понятия простого и составного числа. Познавательные УУД Научиться устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им |
Предметные Определять структуру числа, приводить примеры простых и составных чисел. Познавательные УУД строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом |
Обучающий |
ПР |
Таблица простых чисел |
|||||||||||||
5.4 |
19.02 |
Изображение фигур с секретом |
Задачи на изображение фигур не отрывая руки от листа. |
Предметные использовать делимость чисел при решении практических задач в том числе и геометрических Познавательные УУД осуществлять сравнение, классификацию |
Предметные Выполнять простейшие построения геометрических фигур. |
Тематический |
ПР |
||||||||||||||
Тема 6 «Геометрия в пространстве» всего 4 часа |
|||||||||||||||||||||
6.1 |
26.02 |
Понятия плоскости и пространства |
Дать представления о плоскости и нахождения фигур в одной плоскости. |
Предметные Ввести практическим путем понятия «лежать в одной плоскости». Познавательные УУД Развивать пространственное видение |
Предметные Решать задачи повышенной сложности по теме Параллелепипед. Познавательные УУД строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей |
Входящий |
Т |
Демонстрационный материал «Параллелепипед» |
|||||||||||||
6.2 |
05.03 |
Задачи с развертками |
Решение задач, с использованием практических моделей |
Познавательные УУД строить схемы и модели для решения задач |
Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи |
Обучающий |
ПР |
Презентация «Развертки геометрических фигур и тел» |
|||||||||||||
6.3 |
12.03 |
Задачи на разрезание и склеивание |
Предметные. Практические применения знаний на рисование не отрывая руки от бумаги. Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им |
Познавательные УУД осуществлять сравнение, сериацию и классификацию Коммуникативные УУД владеть устной и письменной речью |
Тематический |
ПР |
|||||||||||||||
6.4 |
19.03 |
Задачи со спичками. Геометрические фокусы. |
Различные системы счисления (нумерации). Решение занимательных задач. |
Предметные. Различные системы исчисления, различные методы решения задач. Познавательные УУД выделять характерные причинно-следственные связи |
Предметные. Комбинировать известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач Познавательные УУД осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
Входящий |
УО |
||||||||||||||
Тема 7 «Текстовые задачи» всего 5 часов |
|||||||||||||||||||||
7.1 |
02.04 |
Решение задач «на части». |
Решение задач. |
Предметные. Методы решения задач на части. Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им |
Предметные. Решать задачи на части с помощь схем и рассуждений Коммуникативные УУД основам коммуникативной рефлексии |
Обучающий |
СР |
||||||||||||||
7.2 |
09.04 |
Решение задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности. |
Решение задач. |
Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи |
Предметные. Решать задачи на нахождение чисел по их сумме и разности с помощь схем и рассуждений Коммуникативные УУД осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
Тематический |
ДКР |
Демонстрационный материал «решение задач» |
|||||||||||||
7.3 |
16.04 |
Несколько способов решения задач. |
Рассмотреть варианты решений одной и той же задачи . |
Предметные Понимание, что одна задача может решаться несколькими различными способами Познавательные УУД составлять схемы и математические модели при решении задач |
Познавательные УУД осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные УУД формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве |
Первичная проверка знаний |
УО |
||||||||||||||
7.4 |
23.04 |
Задачи, решаемые с конца |
Решение задач. |
Предметные решать задачи с конца. Познавательные УУД Приводить примеры математических моделей |
Познавательные УУД создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач Коммуникативные УУД работать в группе — устанавливать рабочие отношения |
Текущий |
ПР |
Задания для устного счета/ Упр. 7. |
|||||||||||||
7.5 |
30.04 |
Математическая регата |
Решение занимательных задач |
Предметные. Решать задачи различных видов и применять для этого разные способы. Коммуникативные УУД владеть устной и письменной речью |
Познавательные УУД осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные УУД организовывать способы взаимодействия |
Обучающий |
МД |
Экран личных достижений |
|||||||||||||
Тема 8 «Старинные задачи» всего 3 часа |
|||||||||||||||||||||
8.1 |
07.05 |
Решение старинных задач и задач в стихах, использование алгебраического метода |
Решение задач |
Предметные познакомятся с понятиями старинных задач .Некоторыми старинными единицами длины Познавательные УУД Приводить примеры математических моделей |
Предметные Решать задачи по теме с использованием схем и графов Коммуникативные УУД сотрудничать с одноклассниками при решении задач; уметь выслушать оппонента. |
Входящий |
МД |
Демонстрационный материал «Старинные задачи» |
|||||||||||||
8.2 |
14.05 |
Задачи сказочного содержания |
Решение задач нестандартного вида принципом Дирихле |
Предметные Решать нестандартные задачи с использованием принципа Дирихле. Регулятивные УУД Умение составлять конспект |
Познавательные УУД структурировать тексты, включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста |
тематический |
Конкурс на самую интересную задачу |
||||||||||||||
8.3 |
21.05 |
Старинные задачи - шутки |
Решение нестандартных старинных задач |
Предметные Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им |
Предметные Решать задачи по теме. Познакомиться со старинными мерами веса. Познавательные УУД Проводить исследование, устанавливать причинно – следственные связи |
Тематический |
СР |
||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.