РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Почитай-ка» для 1 – 4 классов
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
12.11.2017
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся 1-4 классов на основе следующих документов:
1.Закон об образовании РФ № 273 –ФЗ от 29.12.2012
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10 2009 года №373 (Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2011 N 19707);Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 N 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.12.2011 N 22540)
3. Положение о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ «Куйбышевская ООШ», п. Рассвет.
РП Почитай-ка.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куйбышевская основная общеобразовательная школа»
Рекомендована к реализации
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 30 августа 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы____________С.А.Третьяков
Приказ № 107 от 31 августа 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Почитайка»
для 1 – 4 классов 2017 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся
14 классов на основе следующих документов:
1.Закон об образовании РФ № 273 –ФЗ от 29.12.2012
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от
6.10 2009 года №373 (Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте
РФ 04.02.2011 N 19707);Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 N 2357 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте
РФ 12.12.2011 N 22540)
3. Положение о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ
«Куйбышевская ООШ», п. Рассвет.
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем
начальных классов стоит задача построить учебновоспитательный процесс таким образом,
чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных
граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми
качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с
первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного
круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но
сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские
пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научнотехнического
прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес
к чтению.
Мы наблюдаем:
преобладание «делового» чтения над «свободным»;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по
школьной программе;
в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой
введена в структуру уроков литературного чтения.
Актуальность выбора курса «Почитайка» определена следующими факторами:
педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения; многие родители не знают, что
читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем
большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Для решения данной
проблемы создана программа кружка «Почитайка»
духовнонравственной
направленности для учащихся 14 классов в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой,
обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир
нравственноэстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими
поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Программа нацелена на решение следующих задач: • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,
выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление
учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения,
развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух
детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности,
воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному
чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире
и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике
художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного
уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственноэстетический и познавательный опыт
ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые
умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений.
Для формирования интереса к чтению применяются разнообразные формы
организации занятий:
занятиедиспут,
занятиепраздник,
занятиеинтервью,
интегрированное занятие,
конференция,
устный журнал,
конкурсы,
литературные викторины,
литературная гостиная,
литературный ринг и т. д.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятие один раз в неделю (33 ч – 1 класс; 35 ч – 2 класс, 35 ч – 3 класс, 35 ч – 4 класс).
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Требования к знаниям и умениям учащихся
Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Регулятивные умения:
—уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
книги;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
—
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым биб
лиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями,
справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Личностные качества:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как
хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных
произведений, к их поступкам.
В результате реализации программы учащиеся должны знать:
1 класс Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ,
стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка,
прибаутка.
Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к
известным сказкам.
Отвечать на вопросы по содержанию текста
2 класс
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их
авторов;
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета
скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать
сказки народные и литературные;
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация,
аннотация).
3 класс
самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них
главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом;
составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью
учителя;
словесно рисовать картины к художественным текстам;
составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса;
самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор
для изображения действующих лиц, природы и описания событий;
сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и
мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя);
понимать образные выражения, используемые в книге;
ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его
названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике,
самостоятельное составление заданий к тексту.
4 класс
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно),
уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста;
определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать
содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с
изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
вводить в пересказыповествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным
действующим лицам произведения;
уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого
учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро
схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил
ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил
свой ответ;
давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Здравствуй, книга (3 ч). Вводное занятие. Правила работы с книгой. Экскурсия в
школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Элементы книги. Книга
произведение и книгасборник. Рассматривание книги, выделение понятий: автор,
обложка, страница, иллюстрация, заглавие.
Игры с буквами. (2 часа). Игровые занятия. Игровые упражнения с
помощью пальчиков.
Игра-инсценировка с помощью пальчиков.
Малые фольклорные жанры (3часа): народные песенки, потешки, весёлые
скороговорки, загадки, считалки. Творческая работа «Сочини загадку».
Стихи о детях и для детей (3 часа). Понятия «стихотворение», «рассказ». Понятие
о рифме. Чтение и слушание произведений А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака.
Рассматривание книг.
«Поляна сказок» (7 часов) Сказки народные и авторские.
Чтение сказок учителем. Слушание (аудиозапись).
Инсценировка сказки «Репка». Игры на основе сказок. Игра
«Театральная разминка».
Творческая игра «Что это за сказка?»
О защитниках Родины(3 часа). Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о
МальчишеКибальчише и его твёрдом слове».
«Поговорим о наших мамах» (3часа). Чтение стихов о маме.
«Книги о Родине и родной природе» (5 ч). Чтение стихов и рассказов о Родине и
родной природе. Проектные работы.
Книги о животных (3 ч).
Чтение и слушание рассказов о животных.
Рисование обложки для любимой книжки; рассказывание о
произведении по обложке.
Игры «Угадай героя», «Угадай рассказ». Загадки о животных.
Пантомима «Кто это»? (покажи животное)
Итоговое занятие (1 час)
2 класс Здравствуй, книга (3часа). Вводное занятие. Художественные книги. Художники
оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Роль книги в жизни
человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении».
По страницам любимых книг (2 часа). Книги, прочитанные летом.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и
поступкам героев).
Малые фольклорные жанры (5 часов).
Книгисборники малых жанров
Конкурс
фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки.
Скороговорки.
«Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Игра «Отгадай загадку».
Темы загадок.
«Поляна сказок» (6 часов) Писателисказочники. Выставка книг с литературными
сказками. Обзор выставки. Книги писателейсказочников. Поиск книги в открытом
библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Викторина « Герои сказок». Творческая
работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность)
Родину – мать учись защищать. (3 часа) С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания,
рисунки.
«Поговорим о наших мамах» (3 часа). Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка
забота»,
Емельянов « Рассказы о маме». Панькин « Легенда о матерях». Трутнева « Проталинки»
Сочинение стихов о маме и для мамы.
«Книги о Родине и родной природе» (6 ч). Е.Чарушин «Большие и маленькие»,
«Про Томку» Снегирев « Про пингвинов» Г.Скребицкий «Колючая семейка»
Чтение стихов и рассказов о Родине и родной природе. Проектные работы.
Книги о животных (4 ч).
Художникииллюстраторы книг о животных
Книги о твоих ровесниках (2часа) Книгисборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В.
Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Итоговое занятие (1 час)
3 класс
Здравствуй, книга (3 ч). Вводное занятие. История книги. Первопечатник Иван
Федоров. Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный
каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
По страницам любимых книг (2 часа). Книги, прочитанные летом.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и
поступкам героев).
Малые фольклорные жанры (2 часа). Потешки, шутки и считалки. Книги
сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».
«Поляна сказок» (4 часа) Сказки народные и литературные. Жанровое
разнообразие сказок: волшебные, бытовые, о животных. Чтение сказок, иллюстрирование
сказок. Сказки народов разных стран. Литературная викторина.
«Родные поэты» (3 часа) Стихи поэтов – классиков 19начала 20 века для детей:
В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н.
Некрасов,
С. Дрожжин и др. Литературная игра «Знаешь ли ты поэтовклассиков?»
Книги Л.Н. Толстого для детей (2 ч). Книги Л.Н. Толстого для детей. Л.Н. Толстой – сказочник и обработчик русских народных сказок
Родину – мать учись защищать. (3 часа) К.Ушинский «Александр Невский»,
А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей». А.Гайдар « Поход» и др.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания,
рисунки.
«Поговорим о наших мамах» (3 часа). А.Милн «Непослушная мама». Стихи и
рассказы о мамах.
Конкурс стихов.
«Книги о Родине и родной природе» (2 часа) Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин,
С.Есенин, А.Плещеев
Книги о животных (4 ч). М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса»
К.Ушинский. «Рассказы и сказки», «Орел» и др.
О героизме и трусости(3 часа) С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»
Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка»,
К.Ушинский «Трусливый Ваня»
Книги о детях войны(3 часа) Л. Воронкова «Девочка из города» и др.
Итоговое занятие (1час)
Здравствуй, книга (3 ч). Вводное занятие. История книги. Рукописные книги.
4 класс
Летописи.
«Где, что, как и почему?». Книгисправочники, энциклопедии
«Вчера и сегодня». Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых
изобретателях.
По страницам любимых книг (2 часа). Книги, прочитанные летом.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и
поступкам героев).
Чудесный мир классики (4 часа). Сказки А.С. Пушкина. Рассказы Л.Н.Толстого,
А.Чехова.
Поляна сказок. (3 часа) Литературные сказки.
«Обыкновенная биография в необыкновенное время» (2 часа). Художественные
произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А.
Гайдаре.
О детях и поступках». (3часа). Рассказы Н.Носова и др. писателей о детях.
Родину – мать учись защищать. (3 часа) Книги о далеких по времени событиях и
людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.
«Родные поэты» (3 часа) Знакомство со стихами Ф.Тютчева, А.Майкова,
А.Толстого, С.Есенина и др. рус. поэтами. Конкурс чтецов
«Поговорим о наших мамах» (1 час). Конкурс стихов о мамах.
«Страна фантазия» (2 часа) Книги о приключениях.
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?» (2
часа)
Книги о ребятахсверстниках, участниках ВОВ.
Сказки Г.Х.Андерсена (3 часа)
«От благодарных читателей» (2 часа) М.Твен «Приключения Тома Сойера»,
Д.Свифт «Путешествие Гулливера»
«О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать» (1 час) Составление выставки
книг «В помощь юному читателю» и «путешествие» по выставке книг.
Итоговое занятие. (1час) 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Раздел программы
Здравствуй, книга!
Игры с буквами
По страницам любимых книг
Чудесный мир классики
1.
2.
3.
4.
5. Малые фольклорные жанры
6.
Стихи о детях и для детей
«Поляна сказок»
7.
8.
Обыкновенная биография в
необыкновенное время
О детях и их поступках
Родину – мать учись защищать
Родные поэты
9.
10.
11.
12. Книги Л.Н. Толстого для детей
13. О защитниках Родины
14. Поговорим о наших мамах
15. Страна фантазия
Количество часов
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
3
2
3
3
7
3
3
3
2
5
6
3
3
3
2
2
4
3
2
3
3
3
2
4
3
2
3
3
3
1
2 16.
«Каким ты был, мой ровесник, в годы
Великой Отечественной войны?»
17. Сказки Г.Х.Андерсена
18.
19.
«От благодарных читателей»
«О чём можно, о чём нужно, о чём
хочется читать»
Книги о Родине и родной природе
Книги о животных
О героизме и трусости
Книги о детях войны
20.
21.
22.
23.
24. Книги о твоих ровесниках
25. Итоговое занятие.
итого:
5
3
1
33
6
4
2
1
2
4
3
3
1
35
35
2
3
2
1
1
35
4. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.: «Капельки солнца». Книга для чтения в первом классе.
Пособие для учащихся. М., «Синфо», «Баллас», 1994.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.: «Маленькая дверь в большой мир». Книга для чтения во
втором классе. Пособие для учащихся. В 2 частях. М., «Синфо», «Баллас», 1994.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.: «В одном счастливом детстве». Книга для чтения в
третьем классе. Пособие для учащихся. В 2 частях. М., «Синфо», «Баллас», 1994.
4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.: «В океане света». Книга для чтения в четвёртом классе.
Пособие для учащихся. В 2 частях. М., «Синфо», «Баллас», 1994.
5. Родничок: Книга для внеклассного чтения во 2 классе. Тула: ООО «Издательство
«Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
6. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 3 классе. «АРКТОУС», 1994.
7. Словари.
8. Справочники. 9. Детские книги для чтения.
10. Портреты детских поэтов и писателей.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Почитай-ка» для 1 – 4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Почитай-ка» для 1 – 4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Почитай-ка» для 1 – 4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Почитай-ка» для 1 – 4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Почитай-ка» для 1 – 4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Почитай-ка» для 1 – 4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Почитай-ка» для 1 – 4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Почитай-ка» для 1 – 4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Почитай-ка» для 1 – 4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Почитай-ка» для 1 – 4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Почитай-ка» для 1 – 4 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.