Рабочая программа курса «Занимательная математика» для 1,2,3,4 классов

  • Разработки курсов
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 14.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Иконка файла материала 1234 ПРОГРАММА ПО КУРСУ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКАdocx.docx
Пояснительная записка Рабочая   программа   курса   «Занимательная   математика»   составлена группой учителей начальных классов ГБОУ школы № ___ на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1­4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2012 Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового   характера   будут   проходить   более   успешно,   если   урочная деятельность   дополнится   внеурочной   работой.  В   этом   может   помочь   курс «Занимательная   математика»,   расширяющий   математический   кругозор   и эрудицию   учащихся,   способствующий   формированию   познавательных универсальных учебных действий. Курс   «Занимательная   математика»   предназначен   для   развития математических   способностей   учащихся,   для   формирования   элементов логической   и   алгоритмической   грамотности,   коммуникативных   умений младших   школьников   с   применением   коллективных   форм   организации занятий   и   использованием   современных   средств   обучения.   Создание   на занятиях  ситуаций активного поиска, предоставление возможности  сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение   элементарными   навыками   исследовательской   деятельности позволят   обучающимся   реализовать   свои   возможности,   приобрести уверенность в своих силах. Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения   анализировать,   догадываться,   рассуждать,   доказывать,   решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Общая характеристика курса Курс   «Занимательная   математика»   придерживается   направления «Общеинтеллектуальное   развитие   личности».   Программа   предусматривает включение   задач   и   заданий,   трудность   которых   определяется   не   столько математическим   содержанием,   сколько   новизной   и   необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений   работать   в   условиях   поиска   и   развитию   сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать   изменения,  выявлять   причины   и   характер   изменений   и   на   основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу   —   это   возможность   научить   ученика   рассуждать,   сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход­ответ.Курс   «Занимательная   математика»   учитывает   возрастные   особенности младших   школьников   и   поэтому   предусматривает   организацию   подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в курс включены подвижные математические игры, последовательная смена одним   учеником   «центров»   деятельности   в   течение   одного   занятия;   что приводит   к   передвижению   учеников   по   классу   в   ходе   выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми   (возможность   подходить   друг   к   другу,   переговариваться, обмениваться   мыслями).   При   организации   факультатива   целесообразно использовать   принципы   игр   «Ручеёк»,   «Пересадки»,   принцип   свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Место факультатива в учебном плане. Программа рассчитана на учащихся 1­4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся  один раз в неделю. Во 2­4 классах всего 34 часа в год.  1 классе всего 33 часа в год. Содержание курса отвечает требованию к организации   внеурочной   работы:   соответствует   курсу   «Математика»   и   не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся   полезная   и   любопытная   информация,   занимательные математические факты, способные дать простор воображению.  Ценностными ориентирами содержания факультатива являются: —   формирование   умения   рассуждать   как   компонента   логической грамотности; — освоение эвристических приёмов рассуждений; — формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; — развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; —   формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать, находить   простейшие   закономерности,   использовать   догадки,   строить   и проверять простейшие гипотезы; —формирование   пространственных   представлений   и   пространственного воображения; — привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Календарное планирование по урокам 1 класс№ урока № урока по теме Дата Тема контроля Коррекция Вид 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Математика – это интересно. Танграм: древняя китайская  головоломка. Путешествие точки. Игры с кубиками Танграм: древняя китайская  головоломка. Волшебная линейка Праздник числа 10 Конструирование многоугольников из  деталей танграма Игра­соревнование «Весёлый счёт» Игры с кубиками Конструкторы лего Конструкторы лего Весёлая геометрия Математические игры Спичечный» конструктор Спичечный» конструктор Задачи­смекалки Прятки с фигурами Математические игры Числовые головоломки Математическая карусель Математическая карусель Уголки Игра в магазин. Монеты Конструирование фигур из деталей  танграма Игры с кубиками Математическое путешествие Математические игры Секреты задач Математическая карусель Числовые головоломки Математические игры Математические игры 2 класс № урока Дата Тема контроля Коррекция Видпо теме 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 «Удивительная снежинка» Крестики­нолики Математические игры Прятки с фигурами Секреты задач «Спичечный» конструктор «Спичечный» конструктор Геометрический калейдоскоп Числовые головоломки «Шаг в будущее» Геометрия вокруг нас Путешествие точки «Шаг в будущее» Тайны окружности Математическое путешествие «Новогодний серпантин» «Новогодний серпантин» Математические игры «Часы нас будят по утрам…» Геометрический калейдоскоп Головоломки Секреты задач «Что скрывает сорока?» Интеллектуальная разминка Дважды два — четыре Дважды два — четыре Дважды два — четыре В царстве смекалки Интеллектуальная разминка Составь квадрат Мир занимательных задач Мир занимательных задач Математические фокусы Математическая эстафета 3 класс № урока № урока по теме Дата Тема контроля Коррекция Вид1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Интеллектуальная разминка.  «Числовой» конструктор  Геометрия вокруг нас.  Волшебные переливания.  В царстве смекалки.  В царстве смекалки.  «Шаг в будущее»  «Спичечный» конструктор  «Спичечный» конструктор  Числовые головоломки  Интеллектуальная разминка  Интеллектуальная разминка  Математические фокусы.  Математические игры.  Секреты чисел  Математическая копилка.  Математическое путешествие.  Выбери маршрут  Числовые головоломки  В царстве смекалки.  В царстве смекалки.  Мир занимательных задач.  Геометрический калейдоскоп.  Интеллектуальная разминка.  Разверни листок  От секунды до столетия  От секунды до столетия  Числовые головоломки  Конкурс смекалки  Это было в старину  Математические фокусы.  Энциклопедия математических  развлечений.  Энциклопедия математических  развлечений.  Математический лабиринт.  4 класс № урока № урока по теме 1 2 1 2 Дата Тема контроля Коррекция Вид Интеллектуальная разминка  Числа­великаны3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Мир занимательных задач  Кто что увидит?  Римские цифры.  Числовые головоломки  Секреты задач  В царстве смекалки.  Математический марафон.  «Спичечный» конструктор  «Спичечный» конструктор  Выбери маршрут  Интеллектуальная разминка  Математические фокусы.  Занимательное моделирование  Занимательное моделирование  Занимательное моделирование  Математическая копилка.  Какие слова спрятаны в таблице?  «Математика – наш друг!»  Решай, отгадывай, считай.  В царстве смекалки.  В царстве смекалки.  Числовые головоломки  Мир занимательных задач  Мир занимательных задач  Математические фокусы.  Интеллектуальная разминка.  Интеллектуальная разминка.  Блиц­турнир по решению задач  Математическая копилка.  Геометрические фигуры вокруг нас.  Математический лабиринт  Математический праздник  Содержание программы Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение   и   вычитание   чисел   в   пределах   100.   Таблица   умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа­великаны   (миллион   и   др.).   Числовой   палиндром:   число,   которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск   и   чтение   слов,   связанных   с   математикой   (в   таблице,   ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения — математические игры: — «Весёлый счёт» — игра­соревнование; игры с игральными куби­ ками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; — игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; — игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; — игры с набором «Карточки­считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ; — математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; — работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.; — игры: «Крестики­нолики», «Крестики­нолики на бесконечной доске»,   «Морской   бой»   и   др.,   конструкторы   «Часы»,   «Весы»   из электронного учебного пособия «Математика и конструирование» Универсальные учебные действия: — сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; — моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; — применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; — анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; —выполнять   пробное   учебное   действие,   фиксировать   индивидуальное затруднение в пробном действии; —   аргументировать   свою   позицию   в   коммуникации,   учитывать   разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результатс заданным условием; —контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Мир занимательных задач Задачи,   допускающие   несколько   способов   решения.   Задачи   с недотаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные   задачи.   Логические   задачи.   Задачи   на   переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково­символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной   записи:   СМЕХ   +   ГРОМ   =   ГРЕМИ   и   др.   Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Универсальные учебные действия: — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); — искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в   тексте   задачи,   на   рисунке   или   в   таблице,   для   ответа   на   заданные вопросы; —моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково­символические средства для моделирования ситуации; — конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; — объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; —воспроизводить способ решения задачи; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; — оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; — конструировать несложные задачи. Геометрическая мозаика Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1  → 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические   узоры.   Закономерности   в   узорах.   Симметрия.   Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение   деталей   фигуры   в   исходной   конструкции   (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Форма организации обучения — работа с конструкторами: —моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; —танграм:   древняя   китайская   головоломка.   «Сложи   квадрат»1. «Спичечный» конструктор; —конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; —конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Универсальные учебные действия: —ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; — ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1  → 1  ↓ и др., указывающие направление движения; —проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; —анализировать расположение деталей (танов, треугольников, угол­ ков, спичек) в исходной конструкции; — составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; —выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; — анализировать предложенные возможные варианты верного решения; —моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; — осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. Планируемые результаты Личностными результатами изучения данного курса являются: — развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; — развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; — воспитание чувства справедливости, ответственности; —   развитие   самостоятельности   суждений,   независимости   и нестандартности мышления. Метапредметные результаты: ­   сравнивать   разные   приемы   действий,   выбирать   удобные   способы   для выполнения конкретного задания; ­   моделировать   в   процессе   совместного   обсуждения   алгоритм   решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; ­ применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками; ­ анализировать правила игры; ­ действовать в соответствии с заданными правилами; ­ включать в групповую работу; ­   участвовать   в   обсуждении   проблемных   вопросов,   высказывать собственное мнение аргументировать его; ­   выполнять   пробное   учебное   действие,   фиксировать   индивидуальное затруднение в пробном действии; ­   аргументировать   свою   позицию   в   коммуникации,   учитывать   разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;­ сопоставлять полученный результат с заданным условием; ­ контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки; ­ анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); ­ искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; ­ моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи; ­   использовать   соответствующие   знаково­символические   средства   для моделирования ситуации; ­ конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи; ­ объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; ­ воспроизводить способ решения задачи; ­ сопоставлять полученный результат с заданным условием; ­ анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные; ­ выбрать наиболее эффективный способ решения задачи; ­ оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); ­ участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; ­ конструировать несложные задачи;  ­ ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; ­ ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1­ 1/ т др, указывающие направления движения; ­ проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); ­ выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; ­ анализировать расположение деталей в исходной конструкции; ­   составлять   фигуры   из   частей.   Определять   место   заданной   детали   в конструкции; ­ выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; ­ сопоставлять полученный результат с заданным условием; ­ объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии; ­ анализировать предложенные возможные варианты верного решения; ­ моделировать объемные фигуры из различных материалов и из разверток; ­   осуществлять   развернутые   действия   контроля   и   самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.  Предметные результаты отражены в содержании программы. Материально­техническое обеспечение 1. Кубики (игральные) с точками или цифрами. 2. Комплекты карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. 3. «Математический веер» с цифрами и знаками. 4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100). 5. Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др. 6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения). 7. Математический набор «Карточки­считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. 8. Часовой циферблат с подвижными стрелками. 9. Набор «Геометрические тела». 10. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др. 11. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по  темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и  деление» и др. 12. Набор «Карточки с математическими заданиями и планшет»: запись стираемым фломастером результатов действий на прозрачной плёнке. 13. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 4  класса общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана­Граф, 2008. 14. Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев и др. — М. : Знаток, 2009. 15. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика  вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010. 16. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика  вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина,  С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010. Материалы для учащихся 1.Кочурова Е. Э. Я учусь считать: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся  общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана­Граф  2.Кочурова Е. Э. Дружим с математикой: комплект рабочих тетрадей для 2­4  классов.– М.: Вентана­Граф  3.Рудницкая В. Н. Математика: дидактические материалы. В 2 ч.: комплект  рабочих тетрадей для 1­4 классов. – М.: Вентана­Граф Литература для учителя1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития  логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7. 2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000. 3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001. 4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993. 5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006. 6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. —  СПб. : Союз, 2001. 7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. —  М.: АСТ, 2006. 8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе :  пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975. 9. Нестандартные задачи по математике: 1 класс/ Т. П. Быкова. – М.: Экзамен, 2012  10. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/ Т. П. Быкова. – М.:  Экзамен, 2012  11. Нестандартные задачи по математике: 3 класс/ Т. П. Быкова. – М.:  Экзамен, 2012  12. Нестандартные задачи по математике: 4 класс/ Т. П. Быкова. – М.:  Экзамен, 2012 13. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ Е. В. Языканова.  – М.: Экзамен, 2012  14. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова.  – М.: Экзамен, 2012  15. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/ Е. В. Языканова.  – М.: Экзамен, 2012  16. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс/ Е. В. Языканова.  – М.: Экзамен, 2012 Интернет­ресурсы 1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. 2. http://konkurs­kenguru.ru — российская страница международного  математического конкурса «Кенгуру». 3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени. 4. http://www.develop­kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.5. http://puzzle­ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

Посмотрите также