Рабочая программа. Математика. 5 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа. Математика. 5 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
математика
5 кл
10.05.2018
Рабочая программа. Математика. 5 класс
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» определено место основной образовательной программы в системе деятельности школы: «К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится: разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации» (ст. 28, п.3 ч.6.). Под адаптированной основной образовательной программой (далее – образовательная программа) понимается нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Адаптированная основная образовательная программа определяет модель организации обучения, воспитания, развития и реабилитации, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая реализуется в специальных условиях, учитывающих в работе с обучающимися, их индивидуальные особенности, интересы, возможности и повышение мотивации к учебной деятельности. Адаптированная основная образовательная программа гарантирует введение в образовательное пространство всех детей с ограниченными возможностями здоровья, подлежащих обучению в 5 классе, вне зависимости от тяжести их проблем, обеспечение специального ППМС сопровождения, создание оптимальных условий реализации реабилитационного потенциала, развитие жизненного опыта (жизненных компетенций). Назначение адаптированной основной образовательной программы Адаптированная основная образовательная программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в МАОУ СОШ № 2, характеризующим содержание образования, особенности организации образовательного процесса, учитывающим образовательные потребности, возможности и особенности развития учащихся в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с задержкой психического развития» Цель реализации АООП образования обучающихся с задержкой психического развития — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Задачи: — овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций; — формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; — достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; — выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с задержкой психического развития, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (5-9 классы). АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО). Требования к структуре АООП НОО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют 12 федеральному государственному стандарту начального общего образования2 (далее — ФГОС НОО). Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО. Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является психолого- педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы. Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико- педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Нормативно-правовая база для разработки программы Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (АООП НОО) разработана в соответствии • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации" • Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с задержкой психического развития» • - Федеральный закон от 29 октября 2010г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; • - Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»; • - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; • - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»; • - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013г. №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; • - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; • - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2014г. №177 «Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующего уровня и направленности»; • - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» • Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья (проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015) • Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015 Заключение территориальной психолого-медико-педагогической комисии: Выводы: По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены трудности в обучении/воспитании/развитии, обусловленные задержкой психического развитию Нуждается в организации специальных образовательных условий. Нуждается в коррекции нарушений развития. Обучение в _____классе образовательной организации по основной адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития, которое может осуществляться как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах группах. Наиболее эффективным является очное обучение. Вероятностный прогноз развития ребенка благоприятный при создании условий в образовательной организации. Рекомендации территориальной психолого -медико -педагогической комиссии города Покачи: 1.Осуществлять образование по основной адаптированной образовательной программа для детей с задержкой психического развития 2. Оказание психолого-педагогической, логопедической, дефектологической помощи педагогом-психологом, учителем-логопедом. 3.Выстраивание коррекционно-развивающей работы с опорой на выявленные ресурсные возможности ребенка. 4.Использование специальных педагогических методов ,подходов и приемов обучения, воспитания ребенка с ОВЗ. 5.Динамическое наблюдение специалистами ПМП(к) ОО. 6. Разработать индивидуально-ориентированную систему оценивания, адекватную возможностям. 7. Соблюдать охранительный педагогический режим. 8. Разработать систему мероприятий по социализации ребенка. Повторное обращение в ПМПК при необходимости уточнения/корректировки рекомендаций или в случае стабильно положительной или отрицательной динамики в течении 2 года. Цель рабочей программы: обучение математическим представлениям с учетом психофизических особенностей обучающихся. Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются: Коррекционно-образовательная: • формирование знаний о математических представлениях; • формирование доступных обучающимся с ЗПР математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; Коррекционно-развивающая: • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств, обучающихся с ЗПР средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; Коррекционно-воспитательные: • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, формировать умение контролировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца. Данная рабочая программа по предмету «Математика» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального компонента государственного образовательного стандарта (от 29.12.2012 №273). Составлена на основе: 1. Виленкин Н. Я. Математика. 5 класс: учебник / Н.Я. Виленкин В.И. Жохов А.С. Чесноков С.И. Шварцбург. -М.: Мнемозина, 2014. 2. Жохов В. И. Математика, 5-6 классы. Программа. Планирование учебного материала / В.И. Жохов. –М.: Мнемозина, 2013. 3. Жохов В. И. Математика, 5 класс. Контрольные работы для учащихся / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. –М.: Мнемозина, 2013. 4. Попова Л. П. Поурочные разработки по математике. 5 класс. К учебному комплекту Н.Я Виленкина (в помощь школьному учителю) – М.: ВАКО, 2014. 5. Учебно-методический комплект по математике. Математика 5-6 классы. (Электронное досье школьного учителя математики),2010. Уровень изучения программного материала - базовый стандарт. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок, создавать условия для математического развития обучающихся с ОВЗ, совершенствовать возможности и способности каждого ученика разного уровня обучения и интереса к математике. Одной из позиций оценки качества образования является оценка индивидуальных достижений обучающихся. Но у всех обучающихся разные возможности, склонности, потребности, поэтому у каждого ученика должен быть и индивидуальный образовательный маршрут, который может меняться в зависимости от динамики возникающих образовательных программ и в зависимости от развития психических процессов школьника. Образовательные программы, государственные стандарты и контрольные измерительные материалы ГИА по предметам позволяют учителю спланировать результаты обучения. Но для того чтобы планомерно управлять учебными действиями ученика, учителю необходимы и знания об индивидуальных особенностях ученика. Такие знания позволят не только увидеть стартовые возможности школьника, но и грамотно выстроить индивидуальный образовательный маршрут каждого ученика. Без этих знаний невозможно и личностно-ориентированное обучение. Поэтому реализация индивидуальных образовательных маршрутов требует особо подготовленного педагога, имеющего интегративные психолого-педагогические знания. Особое значение приобретает знание педагогом механизмов протекания основных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) у школьника. Только такие знания позволят не только диагностировать уровень их развития на разных этапах образовательного маршрута, но скорректировать его траекторию, целенаправленно осуществлять развитие учащегося. В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» выделены следующие важнейшие задачи образования: формирование у учащихся духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности и способности к самообразованию и саморазвитию, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Далее написано: «…образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен цели становления личности ребенка, становления его компетентности (коммуникабельной, интеллектуальной, …)». Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Отсутствие у отстающих учащихся минимального фонда знаний по математике, несформированность приемов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому традиционная программа по математике для общеобразовательных учреждений была пересмотрена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников. Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи— коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий. Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика. В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций. Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами. Математика, являясь одним из основных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни в социуме и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. 2.Содержательный раздел Курс математики 5 класса включает основные содержательные линии: 1. Арифметика; 2. Элементы алгебры; 3. Элементы геометрии; 4. Вероятность и статистика; 5. Математика в историческом развитии. «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных навыков, логического мышления, умения планировать и осуществлять практическую деятельность, необходимую в повседневной жизни. «Элементы алгебры» показывают применение букв для обозначения чисел, для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий, свойств арифметических действий, систематизируют знания о математическом языке. «Элементы геометрии» способствуют формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывают основы формирования правильной геометрической речи. «Вероятность и статистика» способствуют формированию у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, обогащается представление о современной картине мира. «Математика в историческом развитии» способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения математики. «Вероятность и статистика, «Математика в историческом развитии» изучаются сквозным курсом, отдельно на их изучение уроки не выделяются. Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие: -овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ; - развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления; -формирование предметных основных общеучебных умений; создание условий для социальной адаптации учащихся. Как уже отмечалось ранее, основой обучения в классах, где есть дети с ОВЗ, является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе. Особенности программы, следующие: -в основу положена программа по математике для общеобразовательных учреждений; -проведена корректировка содержания программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ; -реализовано систематическое включение блоков повторения изученного материала перед основными темами; -предусмотрено увеличение времени на итоговое повторение содержания курса; -пересмотрены требования к математической подготовке учащихся. В 5-м классе в начале учебного года проводится тест за курс начальной школы, чтобы выявить пробелы в знаниях учащихся и провести интенсивную коррекцию знаний. Ввиду излишней сложности некоторые темы из программы 5 класса можно изъять без ущерба для дальнейшего изучения курса математики. Учащиеся решают задачи на вычисление скорости, времени, расстояния без заучивания формул. Можно уменьшить количество часов на следующие темы: «длина отрезка», «шкалы», «переместительный и сочетательный законы умножения», «равные фигуры». Некоторые темы давать как ознакомительные: «куб», «прямоугольный параллелепипед», «среднее арифметическое». Изложение ведется с опорой на практические задачи, иллюстрирующие реальную основу математических абстракций, значимость изучения видимых математических понятий. Успешному формированию навыков и умений способствует алгоритмическая направленность, достаточное количество упражнений различной трудности, что позволяет выполнять дифференцированную работу с учащимися на уроке. Рабочая программа рассчитана на 175 часов (на 35 учебных недели по 5 часов в неделю) и составлена с учетом следующего учебно-методического комплекта: • Виленкин Н.Я., Математика 5 класс: учебник для общеобразоват. учрежд. / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2011 • Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике /Чесноков А.С., Нешков К. И. – М.: Просвещение, 2010. • Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5 класс / Сост.Л.П.Попова. – М.: ВАКО, 2010 • Жохов В.И. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы. М.: Мнемозина, 2009. • Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: Методические рекомендации для учителя к учебникам Н.Я.Виленкина и др. М.: Мнемозина, 2001. Цели: • формирование представлений о математике как универсальном языке; • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры; • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне; • воспитание средствами математики культуры личности; • понимание значимости математики для научно-технического прогресса; • отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития. Задачи: • сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе; • предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти; • обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения; • обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования; • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету; • выявить и развить математические и творческие способности; • развивать навыки вычислений с натуральными числами; • учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями; • дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств; • учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения; • продолжить знакомство с геометрическими понятиями; • развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин. В течение года планируется провести 15 контрольных работ. Основные типы учебных занятий: • урок изучения нового учебного материала; • урок закрепления и применения знаний; • урок обобщающего повторения и систематизации знаний; • урок контроля знаний и умений. Основным типом урока является комбинированный, формы работы: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, дистанционные. При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией. Формы контроля: текущий и итоговый контрольных работ, Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения, изучаемого и проверяемого программного материала, в виде тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей, обучающихся класса. Итоговые контрольные работы, рассчитанные на 45 минут, проводятся после изучения каждой темы программы и в конце учебного года. Характеристики универсальных учебных действий, осваиваемых в рамках изучаемого предмета: Реализация программы способствует достижению следующих результатов: - в сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут следующие качества: - независимость и критичность мышления; - воля и настойчивость в достижении цели. Средством достижения этих результатов является: – система заданий учебников; – представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса; – использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системно- деятельностного подхода в обучении, технология оценивания. - в сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют следующими типами учебных действий: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; - выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполненияпроекта); - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); - в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология системно - деятельностного подхода на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). - в сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научаться: - преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область; - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников; - передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; - делать предложения об информации, которая нужна для решения учебной задачи; - строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника. – Использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов. – Совокупность умений по использованию доказательной математической речи. – Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами. – Умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений. – Независимость и критичность мышления. – Воля и настойчивость в достижении цели. - в сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научаться: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; – в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; - учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; - понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; - уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование на уроках технологии личностно - ориентированного и системно- деятельностного обучения. Предметными результатами изучения учебного предмета являются следующие умения: -правильно употреблять математические термины; -сравнивать натуральные числа, обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями или числителями, смешанные числа, десятичные дроби, упорядочивать наборы чисел; -выполнять арифметические числа с натуральными числами и десятичными дробями, находить значение степеней; сочетать при вычислениях устные и письменные приемы; -решать основные задачи, в том числе на проценты, арифметическим и алгебраическим способом; -округлять числа, производить прикидку результата; -составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; -решать линейные уравнения с одной переменной; -распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры; изображать указанные геометрические фигуры; -владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, для измерения длин отрезков и величин углов; -решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы. Содержание учебного предмета 1. Повторение(3ч) 2. Натуральные числа и шкалы (15 ч) Обозначение натуральных чисел. Отрезок, длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше. Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков 3.Сложение и вычитание натуральных чисел, (21 ч) Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Решение текстовых задач. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение. Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел. 4. Умножение и деление натуральных чисел (27 ч) Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа. Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами 5. Площади и объемы (12 ч) Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. Основная цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения. 6. Обыкновенные дроби (23 ч) Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел. Основная цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей. 7. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч) Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближённые значения чисел. Округление чисел. Основная цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. 8. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч) Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое. Основная цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями 9. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч) Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы. Основная цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов. 10. Повторение (18 ч) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ должен знать/понимать: • сущность понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов; • как используются математические формулы и уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач; • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа; • понятия десятичной и обыкновенной дробей, правила выполнения действий с десятичными дробями, обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, понятие процента; • понятия «уравнение» и «решение уравнения» • смысл алгоритма округления десятичных дробей; • переместительный, распределительный и сочетательный законы; • понятие среднего арифметического; • понятие натуральной степени числа, • определение прямоугольного параллелепипеда и куба, формулы для вычисления длины окружности и площади круга; должен уметь: • выполнять арифметические действия с десятичными дробями (в том числе устное сложение и вычитание десятичных дробей с двумя знаками); • выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей, имеющих общий знаменатель; • переходить из одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов, округлять целые числа и десятичные дроби; • выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений; • выполнять действия с числами разного знака; • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, выражать более крупные единицы через мелкие и наоборот; • находить значения степеней с натуральными показателями; • решать линейные уравнения; • изображать числа точками на координатной прямой; • решать текстовые задачи на дроби и проценты; • вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда и куба, находить длину окружности и площадь круга. Перечень контрольных работ 1. Стартовая контрольная работа 2. Контрольная работа №1 «Обозначение натуральных чисел» 3. Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» 4. Контрольная работа №3 по темам «Числовые и буквенные выражения», «Уравнение» 5. Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел» 6. Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений» 7. Контрольная работа № 6 по теме «Площади и объемы» 8. Контрольная работа №7 по теме «Доли. Обыкновенные дроби» 9. Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями и смешанных чисел» 10. Контрольная работа № 9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» 11. Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»12. Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»13. Контрольная работа №12 по теме «Проценты» 14. Контрольная работа №13 по теме «Измерение углов. Транспортир» 15. Контрольная работа №14 (итоговая) Критерии оценивания достижений обучающихся по видам деятельностии уровням освоения учебного материала. Учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. 1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. 2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос. 3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. 4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. 5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично). 6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий. Оценка устных ответов учащихся Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: 1. полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; 2. изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; 3. правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; 4. показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; 5. продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; 6. отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: 1) в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; 2) допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; 3) допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: 1. неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; 2. имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; 3. ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; 4. при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. Отметка «2» ставится в следующих случаях: 1. не раскрыто основное содержание учебного материала; 2. обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; 3. допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. 4. ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Оценка письменных работ учащихся Отметка «5» ставится, если: 1. работа выполнена полностью; 2. в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; 3. в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала). Отметка «4» ставится, если: 1. работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); 2. допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки). Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. Отметка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере. Отметка «1» ставится, если: работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно Нормы отметок по математике для обучающихся с ЗПР Негрубыми ошибками в работе считаются: • замена знаков, не влияющая на логику выполнения задания; • единичное отсутствие наименований; • отсутствие пояснений в задаче, неполный ответ; • незначительные расхождения при измерении; • замена цифр с последующим верным решением задания; • отсутствие проверки в уравнениях. Отметки за работу, содержащую примеры: «5» - без ошибок, 1-2 самостоятельных исправления; «4» - 1-2 вычислительные ошибки, 1-2самостоятельных исправления или 2 негрубые ошибки; «3» - 2-3 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления и 2 негрубые ошибки; «2» - выполнена 1\2 часть работы. «1»-полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме Отметки за работу, содержащую задачи: «5» - без ошибок; «4» - 1-2 негрубые ошибки; «3» - 2-3- ошибки (более 1\2 работы выполнено верно) «2» - выполнена 1\2 часть работы. «1»-полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме Особенности организации контроля по математике. Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий. С помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения. Тематический контроль по математике проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера. В этих работах сначала отдельно оценивается каждый вид задания, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. Для оценивания (и самооценивания) выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий. Проводим оценку развития ребенка: фиксируем изменения его состояния. Это способствует развивающему эффекту, стимулирует стремление к росту, т.к. сравниваем детей не друг с другом, а каждого с ним же вчерашним. Основные подходы к организации уроков в классе для детей особыми образовательными потребностями. 1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности. 2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с особыми образовательными потребностями. 3. Индивидуальный подход. 4. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий. 5. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий. 6. Использование многократных указаний, упражнений. 7. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы. 8. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы. 9. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций. Материально-техническое обеспечение: 1. Н.Х. Агаханов, Математика. для пятиклассников М.: Просвещение,2010 2. З.Н.Альхова, Тесты по математике.5 класс. Саратов: Лицей,2010. 3. Е.Б. Аратунян, Математические диктанты для 5-9 классов, книга для учителя.М.: Просвещение, 2012. 4. М.Б. Волович, Ключ к пониманию математики, 5-6 классы.М.: Аквариум, 2012. 5. А.С.Чесноков, Дидактические материалы по математике для 5 класса, М.: Классик стиль, 2012.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2018