Занятия по данной программе помогут обучающимся освоить метапредметные понятия и сформировать универсальные учебные действия и способность их использования в учебной. познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории
Рабочая программа
метапредметного курса «Учусь учиться»
6 класс
Учитель: Киселева Татьяна Николаевна
____с.Сосновый Бор, Зейского района, Амурской области___
Местонахождение образовательного учреждения
2017 – 2018 учебный годАннотация
Основу для разработки рабочей программы элективного курса «Учусь учиться» для 5 составляют следующие
нормативные документы:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897)
Примерная программа и тематическое планирование метапредметного курса «Сам себе учитель» профессора
МПГУ, кандидата биологических наук Галеевой Н.Л.
Учебный план МОУ Сосновоборская СОШ
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к метапредметным результатам
освоения обучающимися основной образовательной программы.
Метапредметные результаты включают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных
действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и
социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений,
возможно только в деятельности (Л.С. Выготский).
Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:
1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД
(или структуры учебной деятельности в целом);
3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном
содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;
4) организовать диагностику уровня сформированности данного УУД.
Практический курс «Учусь учиться», кроме обучения учеников навыкам успешного учения, интегрирует необходимые и
достаточные теоретические знания из разных наук для осознанной самооценки учеником своих учебных возможностей и –
в случае высокой мотивации учащихся к обучению – для проектирования им самим программы собственного развития.
Формы организации учебной работы по программе представляемого курса разнообразны и определяются возможностями
и ресурсами школы и особенностями контингента учащихся школы.
Требования к результатам изучения курсаЛичностные результаты:
1) в ценностноориентационной сфере – чувство принадлежности к коллективу школы, субъектная позиция ученика;
целеустремленность, активность, решительность, ответственность, инициативность, проявляемые в учебной и внеучебной
деятельности.
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, уважительное
отношение к труду;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью,
высокая учебная мотивация, стремление к освоению новых знаний и применению их на практике.
Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной
деятельности и житейской практике
6) смысловое чтение;
7) умение выделять главное, составлять простой план;
8) умение самостоятельно выбирать основания для классификации и сравнения и на основе их классифицировать и
сравнивать объекты, делать обобщение, умозаключение и выводы;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий
(далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации.Предметные результаты курса реализуются в процессе обучения учащихся всем дисциплинам школьного курса
Содержание курса
Курс состоит из трёх последовательных содержательнометодических блока:
Регулятивные УУД.
На вводном занятии реализуются следующие цели: объяснить учащимся цели и задачи данного курса и оценить, насколько
они готовы к данному курсу.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности
учащимися; дают четкое представление о цели и результате учебной деятельности. УУД как средство достижения
учебного успеха.
Умение формулировать проблему; фиксировать своё затруднение; обдумывать; анализировать его причины. Постановка
цели как путь решения проблемы. Планирование действий по достижению цели, решению проблемы. Осуществление
деятельности как реализация созданного плана, корректировка осуществляемой деятельность на основе плана.
Самоконтроль и самооценка своих действий, сравнение полученных результатов с поставленной целью, анализ
допущенных ошибок. Самооценивание и рефлексия. Умение управлять временем как ресурсом для успешной работы.
Познавательные УУД.
Познавательные универсальные учебные действия как инструмент учения.
Учебноинформационные УУД обеспечивают нахождение, переработку и использование информации для решения
учебных задач. Учебнологические УУД обеспечивают четкую структуру процесса постановки и решения учебных задач.
Организация саморазвития познавательных процессов. Умение работать с учебником, дополнительной литературой,
интернетресурсами.
Умение выделять главное в информации, представленной в разных формах (текст, таблица, график, рисунок).
Умение составлять план.
Определение признаков для сравнения объектов и осуществление сравнения по этим признакам.
Установление признаков для классификации объектов и их классификация.
Умение формулировать выводы и делать обобщения.
Коммуникативные УУД.
Учебнокоммуникативные универсальные учебные действия позволяют школьнику организовать сотрудничество со
старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными
людьми, высказывать суждения, задавать вопросы, слушать и слышать друг друга, продолжить и развить мысль
собеседника. Распределять работу при совместной деятельности, участвовать в учебном диалоге. Использовать
структурирующие фразы, кратко формулировать свои мысли. Подведение итогов в форме интерактивной игры, дающейвозможность учащимся применить сформированные УУД в модельных условиях, а учителю продиагностировать уровень
сформированности УУД.
дата
Календарно – тематический план
№
уроков
Колво
часов
Название темы и количество часов
1
2
3
45
6
7
8
9
10
11
12
1314
1517
1819
2021
2223
24
25
26
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
3
2
2
2
1
1
1
Регулятивные УУД
Вводное. Секреты профессии «школьник»
Цель – это то, что придает жизни смысл .
Кто ничего не планирует, тот планирует свой провал
Таймменеджмент: учимся управлять временем
Играпроект «Мы строим дом»
Коммуникативные УУД
Правила оратора
Работаем в команде
Тезисаргументиллюстрация
Публичное выступление
Учимся задавать вопросы
Подведем итоги
Познавательные УУД
Введение. Рациональная работа с текстом. Выделение главного
Составление плана
Преобразование информации из текста в таблицы, схемы, графики
Алгоритм
Инструкция
Преобразование информации из таблиц, схем, графиков в текст
Сравнение
Анализ
Синтез27
28
29
3032
33
34
1
1
1
3
1
1
Обобщение
Вывод (умозаключение)
Подготовка доклада
Что такое проект?
Портфолио проекта. Презентация проекта.
Итоговое. Подводим итоги, проверяем себя и друг друга