Рабочая программа "Мир во мне и вокруг меня" (внеурочная деятельность)
Оценка 4.6
Документация
docx
воспитательная работа
7 кл
01.02.2018
Программа внеурочной деятельности “Мир во мне и вокруг меня ” по духовно-нравственному направлению разработана для учащихся 7 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.Задачи:
1. Расширить представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседникаРабочая программа "Мир во мне и вокруг меня" (внеурочная деятельность; духовно-нравственное воспитание школьников). Программа для 7 класса.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУР. ДЕЯТ. 7 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 72 имени Героя РФ Гануса Ф.Г. г. Липецка
Рассмотрено на заседании МО
Протокол от _____________
№_____________________
Курса внеурочной деятельности (духовнонравственное направление)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Мир во мне и вокруг меня»
7 класс
2017 – 2018 уч. год
(является составной частью основной образовательной программы
основного общего образования)
Составитель программы Гаврилова О.Н.
1 Программа внеурочной деятельности “Мир во мне и вокруг меня ” по духовно
нравственному направлению разработана для учащихся 7 класса в соответствии с
новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной
частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного
времени учащихся. Актуальность программы заключается в усилении внимания
на развитие и воспитание личности учащихся, обеспечивающих формирование основ
гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка,
освоения основных социальных ролей, норм и правил. Программа обеспечивает
овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте
необходимых для гармоничного развития личности, а также реализацию одного из
направлений духовнонравственного воспитания и развития:
воспитание
нравственных чувств и этического сознания школьника. В Концепции духовно
нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный
национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач
образования в настоящее время является освоение учащимися духовных ценностей,
накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его
поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными
взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек
составляет сущность нравственного воспитания. Программы направлена
на
поддержку становления и развития высоконравственного,
творческого,
компетентного гражданина России.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у
школьников.
Задачи:
1.
Расширить
представления о моральных нормах и правилах
нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между
поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями
социальных групп.
2.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном
учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на
природе.
3.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений
между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано
высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
2 Сроки реализации программы «Мир во мне и вокруг меня»
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю.
Всего: 35 часов.
Планируемые результаты освоения учащимися программы.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как
направление духовнонравственного развития и воспитания учащихся должно
обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний,
опыта эмоциональноценностного постижения действительности и общественного
действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (о
нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в
обществе и∙т.∙п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
учащегося со своими учителями
как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение учащимися опыта переживания и
позитивного отношения к ценностям общества, ценностного отношения к социальной
реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного
учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает
первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их
ценить.
Третий уровень результатов — получение учащимися начального опыта
самостоятельного общественного действия, формирование у школьника среднего
возраста социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном
общественном действии человек действительно становится
гражданином,
социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с представителями
различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в
открытой общественной среде.
В результате учащиеся должны знать:
1. Правила этики и этикета.
2. Об источниках наших нравственных знаний.
3. О совести как основе нравственности.
4. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих
поступков.
5. О толерантности.
Уметь:
1.
2.
Различать хорошие и плохие поступки.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в
привычках.
3 3.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и
младшим.
4.
5.
Исполнять заповеди.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и
сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
Формирование универсальных учебных действий, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков,
так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата, использовать запись
(фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной
звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том
числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
4 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО
НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Программа духовнонравственного развития и воспитания реализуется по
нескольким направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к
правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и
этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению,
труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях. Каждое направление раскрывает одну из сторон
развития личности и основано на системе базовых национальных ценностей.
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека: элементарные представления о политическом устройстве
Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его
важнейших законах; представления о символах государства — Флаге, Гербе России,
о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится
образовательное учреждение; представления об институтах гражданского общества,
о возможностях участия граждан в общественном управлении; представления о
правах и обязанностях гражданина России; интерес к общественным явлениям,
понимание активной роли человека в обществе; ценностное отношение к своему
национальному языку и культуре; начальные представления о народах России, об их
общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; элементарные
представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её
народов; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни
России, субъекта Российской Федерации, своей области, города. стремление активно
участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
любовь к
образовательному учреждению, своему городу, народу, России; уважение к
защитникам Родины; умение отвечать за свои поступки; негативное отношение к
нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих
обязанностей.
2) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования,
представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и
5 значении творчества в жизни человека и общества; уважение к труду и творчеству
старших и сверстников; элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; роль знаний,
науки, современного производства в жизни человека и общества; навыки
коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно
трудовых проектов; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и
настойчивость в выполнении учебных и учебнотрудовых заданий; умение соблюдать
порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда
других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательное
отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к
результатам труда людей.
3) Воспитание нравственных чувств и этического сознания: представления о базовых
национальных российских ценностях; различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице,
в населённом пункте, в общественных местах, на природе; элементарные
представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии
Российского государства, в истории и культуре нашей страны; уважительное
отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и
младшим; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на
взаимопомощи и взаимной поддержке; бережное, гуманное отношение ко всему
живому; знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться
«волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; стремление избегать
плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом
поступке и анализировать его; представления о возможном негативном влиянии на
моральнопсихологическое состояние человека компьютерных игр,
кино,
телевизионных передач, рекламы; отрицательное отношение к аморальным
поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в
содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи,
педагогов, сверстников; элементарные представления о единстве и взаимовлиянии
различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного),
социальнопсихологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его
здоровья и здоровья окружающих его людей; понимание важности физической
культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарногигиенических правил, соблюдение здоровье
сберегающего режима дня; интерес к прогулкам на природе, подвижным играм,
участию в спортивных соревнованиях;
первоначальные представления об
оздоровительном влиянии природы на человека; первоначальные представления о
возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на
6 здоровье человека; отрицательное отношение к невыполнению правил личной
гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде: развитие
интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной
роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности; бережное отношение к
растениям и животным.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений
об эстетических идеалах и ценностях: представления о душевной и физической
красоте человека; формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного;
умение видеть красоту природы, труда и творчества; интерес к чтению,
произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному
внешнему виду; отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
В основе программы духовнонравственного развития и воспитания учащихся
лежат следующие принципы.
Принцип ориентирования на личность школьника. Реализуется через учёт
особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его
интересов, этических норм и ценностных ориентаций.
Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно
значимым ценностям. Реализуется через демократический стиль общения учащихся
и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.
Принцип нравственных ценностей. Реализуется через тематику часов общения и
внеурочной деятельности, направленную на осмысление учащимися нравственного
выбора, оценки положительных и отрицательных поступков.
Принцип учёта потребностей учащихся. Реализуется через процесс воспитания,
где дети осваивают социальные роли: «ученик», «член классного (школьного)
коллектива», «одноклассник», «участник деятельности»;
Принцип гуманизма. Реализуется через нравственный выбор учащихся.
МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
В ходе реализации Программы ведущими являются следующие методы работы:
личностнонаправленные, когда содержание становится актуальным для каждого
учащегося; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода
высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у учащихся интереса к
7 нравственным
мнения;
развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие
способности личности, его эмоциональную сферу.
общественного
созданию
проблемам
и
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Форма организации работы по программе в основном коллективная, а также
используется групповая и индивидуальная формы работы, а также: беседы, лекции,
час общения,
творческие
конкурсы, викторины,
обсуждение,
обыгрывание проблемных ситуаций; заочные путешествия, творческие проекты,
презентации и др. Данные формы способствуют развитию у учащихся навыков
общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
просмотр и обсуждение видеоматериала,
интеллектуальнопознавательные игры,
№ п/п
1.
2.
3.
4.
Итого
№
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16
17
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов
Всего часов
Введение.
Мир во вне.
Мир вокруг меня.
Обобщение.
2
16
16
1
35
КАЛЕНДАНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМА
Введение.
Нравственность. Духовность.
Это высокое звание – человек.
Быть личностью.
Человеческие чувства.
Познать самого себя
Вот человек, что скажешь ты о нем?
Береги честь смолоду
Иду дорогою добра
Моральный выбор.
Что такое гуманизм.
Правила твоей жизни.
Долг и совесть.
Быть терпимым.
Прекрасное рядом.
Человек и его деятельность.
Пока не меркнет свет, пока горит свеча.
Часы
План
Факт
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8 18
19.
20
21.
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31.
32.
33.
34.
35.
Воспитывая характер.
Это Родина моя.
Мы – многонациональный народ.
Традиции моего народа.
Герои России
Святые заступники Руси
Листая страницы истории.
«Родному краю я желаю»
Общество, которое меня окружает.
Жить в социуме.
Человек среди людей.
СемьЯ.
Семейные ценности
Человек. Это звучит гордо.
Учимся общаться.
Мир, который нас окружает.
Мой выбор – будущее России.
Обобщение.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итоговая работа «Наследие и наследники» защита проектов
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Анкета 1(7класс)
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании, цель которого – лучше узнать об уровне
воспитанности Вашего ребенка, и предложить меры по его совершенствованию. Просим Вас четко и
правдиво ответить на вопрос анкеты. Для этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов
или дописать то, что считаете необходимым.
Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в исследовательских целях.
Оцените, пожалуйста, в какой степени проявляются у Вашего ребенка ниже перечисленные
качества личности
2 – высокая степень развития данного качества
1 – частичная степень развития данного качества
0 –данное качество не развито
ФИО ребенка, класс, ФИО родителя
2
2
1
1
0 Мужество
0 Обидчивость
9 2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Гражданственность
0
0 Патриотизм
0 Скромность
Тщеславие
0
0 Справедливость
0 Уважение к окружающим
0 Бережливое отношение к природе
0 Доброта
0
0 Совесть
0 Негативное отношение к вредным привычкам
0 Милосердие
0 Смелость
0
0 Благодарность
Вежливость
Зависть
Анкета 2(7 класс)
Ребята!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании, цель которого – лучше узнать об уровне
воспитанности гимназистов, и предложить меры по его совершенствованию. Просим Вас четко и
правдиво ответить на вопрос анкеты. Для этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов
или дописать то, что считаете необходимым.
Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в исследовательских целях.
Оцените, пожалуйста, в какой степени воспитаны у Вас ниже перечисленные качества личности
2 – высокая степень развития данного качества
1 – частичная степень развития данного качества
0 –данное качество не развито
ФИО, класс
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
Гражданственность
0 Мужество
0 Обидчивость
0
0 Патриотизм
0 Скромность
0
Тщеславие
10 2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Вежливость
0 Справедливость
0 Уважение к окружающим
0 Бережливое отношение к природе
0 Доброта
0
0 Совесть
0 Негативное отношение к вредным привычкам
0 Милосердие
0 Смелость
0
0 Благодарность
Зависть
11
Рабочая программа "Мир во мне и вокруг меня" (внеурочная деятельность)
Рабочая программа "Мир во мне и вокруг меня" (внеурочная деятельность)
Рабочая программа "Мир во мне и вокруг меня" (внеурочная деятельность)
Рабочая программа "Мир во мне и вокруг меня" (внеурочная деятельность)
Рабочая программа "Мир во мне и вокруг меня" (внеурочная деятельность)
Рабочая программа "Мир во мне и вокруг меня" (внеурочная деятельность)
Рабочая программа "Мир во мне и вокруг меня" (внеурочная деятельность)
Рабочая программа "Мир во мне и вокруг меня" (внеурочная деятельность)
Рабочая программа "Мир во мне и вокруг меня" (внеурочная деятельность)
Рабочая программа "Мир во мне и вокруг меня" (внеурочная деятельность)
Рабочая программа "Мир во мне и вокруг меня" (внеурочная деятельность)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.