Программа внеурочной деятельности “Мир во мне и вокруг меня ” по духовно-нравственному направлению разработана для учащихся 7 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у  школьников.Задачи:
1.	Расширить  представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2.	Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3.	Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседникаРабочая программа "Мир во мне и вокруг меня" (внеурочная деятельность; духовно-нравственное воспитание школьников). Программа для 7 класса.
            
        
        
        
                    
                
                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 средняя школа  № 72 имени Героя РФ Гануса Ф.Г. г. Липецка
Рассмотрено на заседании МО
Протокол от _____________
№_____________________
Курса внеурочной деятельности (духовнонравственное направление)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 
«Мир во мне и вокруг меня»
7 класс 
2017 – 2018 уч. год
(является составной частью основной образовательной программы
основного общего образования)
Составитель программы Гаврилова О.Н. 
1Программа внеурочной деятельности “Мир во мне и вокруг меня ” по духовно
нравственному направлению разработана для учащихся 7 класса в соответствии с
новыми   требованиями   ФГОС   ООО. Внеурочная   деятельность   является   составной
частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного
времени   учащихся.   Актуальность   программы   заключается   в   усилении   внимания
на развитие и воспитание личности учащихся, обеспечивающих формирование основ
гражданской   идентичности:   чувства   сопричастности   и   гордости   за   свою   Родину,
уважения   к   истории   и   культуре   народа,   воспитания   нравственности   ребенка,
освоения   основных   социальных   ролей,   норм   и   правил.   Программа   обеспечивает
овладение   ключевыми   компетенциями   школьников   в   воспитательном   аспекте
необходимых для гармоничного развития личности, а также  реализацию одного из
направлений   духовнонравственного   воспитания   и   развития:
  воспитание
нравственных  чувств и  этического  сознания  школьника.    В  Концепции    духовно
нравственного   развития   и  воспитания   гражданина   России   определён   современный
национальный   воспитательный   идеал.   Это  высоконравственный,   творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных   и   культурных   традициях   многонационального   народа   Российской
Федерации. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач
образования в настоящее время является освоение учащимися  духовных ценностей,
накопленных  человечеством.  Уровень нравственности  человека  отражается  на  его
поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными
взглядами   и   убеждениями.   Выработка   таких   взглядов,   убеждений   и   привычек
составляет   сущность   нравственного   воспитания.   Программы   направлена  
  на
поддержку   становления   и   развития   высоконравственного,
  творческого,
компетентного гражданина России. 
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у
школьников.
Задачи:
1.
Расширить  
  представления   о   моральных   нормах   и   правилах
нравственного   поведения,  об   этических   нормах   взаимоотношений   в  семье,  между
поколениями,   этносами,   носителями   различных   убеждений,   представителями
социальных групп.
2.
Способствовать   усвоению   правил   поведения   в   образовательном
учреждении,   дома,   на   улице,   в   населённом   пункте,   в   общественных   местах,   на
природе.
3.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений
между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4.
Научить   приемам   и   правилам   ведения   дискуссии,   аргументировано
высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
2Сроки реализации программы «Мир во мне и вокруг меня»
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. 
Всего: 35 часов.
Планируемые результаты  освоения учащимися программы.
Воспитание нравственных чувств и этического  сознания   у школьников как
направление   духовнонравственного   развития   и   воспитания   учащихся   должно
обеспечивать   присвоение   ими   соответствующих   ценностей,  формирование   знаний,
опыта   эмоциональноценностного   постижения   действительности   и   общественного
действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (о
нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в
обществе   и∙т.∙п.),   понимания   социальной   реальности   и   повседневной   жизни.   Для
достижения   данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет   взаимодействие
учащегося   со   своими   учителями  
  как   значимыми   для   него   носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов  — получение учащимися опыта переживания и
позитивного отношения к ценностям общества, ценностного отношения к социальной
реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного
учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает
первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их
ценить.
Третий   уровень   результатов  —   получение   учащимися   начального     опыта
самостоятельного общественного действия, формирование у   школьника среднего
возраста     социально   приемлемых   моделей   поведения.   Только   в   самостоятельном
общественном   действии   человек   действительно   становится  
  гражданином,
социальным   деятелем,   свободным   человеком.   Для   достижения   данного   уровня
результатов   особое  значение   имеет   взаимодействие   учащегося   с  представителями
различных   социальных   субъектов   за   пределами   образовательного   учреждения,   в
открытой общественной среде.
В результате  учащиеся  должны знать:
1.  Правила этики и этикета.
2. Об источниках наших нравственных знаний.
3. О совести как основе нравственности.
4. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих 
поступков.
5. О толерантности.
Уметь:
1.
2.
Различать хорошие и плохие поступки.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в 
привычках.
33.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и 
младшим.
4.
5.
Исполнять заповеди.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и 
сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
Формирование  универсальных учебных действий, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков,
так и поступков окружающих людей;
 знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
   развитие   этических   чувств   —   стыда,   вины,   совести   как   регуляторов
морального поведения;
 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 принимать и сохранять учебную задачу;
   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   новом   учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
   планировать   свои   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
   адекватно   воспринимать   предложения   и   оценку   учителей,   товарищей,
родителей и других людей;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для   создания   нового,   более   совершенного   результата,   использовать   запись
(фиксацию)   в   цифровой   форме   хода   и   результатов   решения   задачи,   собственной
звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных 
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников 
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том
числе контролируемом пространстве Интернета;
 строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для   решения   различных   коммуникативных   задач,   строить   монологическое
высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том   числе   не   совпадающих   с   его   собственной,   и   ориентироваться   на   позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
4 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО
НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Программа   духовнонравственного   развития   и   воспитания   реализуется   по
нескольким направлениям:  воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к
правам,   свободам   и   обязанностям   человека;   воспитание   нравственных   чувств   и
этического   сознания;   воспитание   трудолюбия,   творческого   отношения   к   учению,
труду, жизни;  формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни;   воспитание   ценностного   отношения   к   природе,   окружающей   среде;
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях. Каждое направление раскрывает одну из сторон
развития личности и основано на системе базовых национальных ценностей.
1)   Воспитание   гражданственности,   патриотизма,   уважения   к   правам,   свободам   и
обязанностям человека:    элементарные представления о политическом устройстве
Российского   государства,   его   институтах,   их   роли   в   жизни   общества,   о   его
важнейших законах; представления о символах государства — Флаге, Гербе России,
о   флаге   и   гербе   субъекта   Российской   Федерации,   в   котором   находится
образовательное учреждение; представления об институтах гражданского общества,
о   возможностях   участия   граждан   в   общественном   управлении;    представления   о
правах   и   обязанностях   гражданина   России;    интерес   к   общественным   явлениям,
понимание активной роли человека в обществе;    ценностное отношение к своему
национальному языку и культуре;  начальные представления о народах России, об их
общей   исторической   судьбе,   о   единстве   народов   нашей   страны;    элементарные
представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её
народов;    интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни
России, субъекта Российской Федерации, своей области, города.  стремление активно
участвовать   в   делах   класса,   школы,   семьи,   своего   города; 
  любовь   к
образовательному   учреждению,   своему   городу,   народу,   России;    уважение   к
защитникам Родины; умение отвечать за свои поступки;    негативное отношение к
нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих
обязанностей.
2)   Воспитание   трудолюбия,   творческого   отношения   к   учению,   труду,   жизни:
представления   о   нравственных   основах   учёбы,   ведущей   роли   образования,
представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и
5значении творчества в жизни человека и общества;  уважение к труду и творчеству
старших   и   сверстников;  элементарные   представления   об   основных   профессиях;
ценностное   отношение   к   учёбе   как   виду   творческой   деятельности;  роль   знаний,
науки,   современного   производства   в   жизни   человека   и   общества;    навыки
коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно
трудовых проектов;  умение проявлять дисциплинированность, последовательность и
настойчивость в выполнении учебных и учебнотрудовых заданий;  умение соблюдать
порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда
других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;  отрицательное
отношение   к   лени   и   небрежности   в   труде   и   учёбе,   небережливому   отношению   к
результатам труда людей.
3) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:  представления о базовых
национальных   российских   ценностях;    различение   хороших   и   плохих   поступков;
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице,
в   населённом   пункте,   в   общественных   местах,   на   природе;    элементарные
представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии
Российского   государства,   в   истории   и   культуре   нашей   страны;  уважительное
отношение   к  родителям,  старшим,  доброжелательное  отношение   к  сверстникам   и
младшим;  установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на
взаимопомощи   и   взаимной   поддержке;  бережное,   гуманное   отношение   ко   всему
живому;  знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться
«волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;  стремление избегать
плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом
поступке и анализировать его;  представления о возможном негативном влиянии на
моральнопсихологическое   состояние   человека   компьютерных   игр,
  кино,
телевизионных   передач,   рекламы;    отрицательное   отношение   к   аморальным
поступкам,   грубости,   оскорбительным   словам   и   действиям,   в   том   числе   в
содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
4)   Формирование   ценностного   отношения   к   здоровью   и   здоровому   образу   жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи,
педагогов, сверстников;    элементарные представления о единстве и взаимовлиянии
различных   видов   здоровья   человека:   физического,   нравственного   (душевного),
социальнопсихологического   (здоровья   семьи   и   школьного   коллектива);
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его
здоровья   и   здоровья   окружающих   его   людей;  понимание   важности   физической
культуры   и   спорта   для   здоровья   человека,   его   образования,   труда   и   творчества;
знание   и   выполнение   санитарногигиенических   правил,   соблюдение   здоровье
сберегающего  режима  дня;    интерес   к  прогулкам   на природе, подвижным   играм,
участию   в   спортивных   соревнованиях; 
  первоначальные   представления   об
оздоровительном влиянии природы на человека;    первоначальные представления о
возможном   негативном   влиянии   компьютерных   игр,   телевидения,   рекламы   на
6здоровье   человека;    отрицательное   отношение   к   невыполнению   правил   личной
гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5)   Воспитание   ценностного   отношения   к   природе,   окружающей   среде:    развитие
интереса   к   природе,  природным   явлениям   и  формам   жизни,  понимание   активной
роли человека в природе;  ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный   опыт   природоохранительной   деятельности;    бережное   отношение   к
растениям и животным.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений
об   эстетических   идеалах   и   ценностях:  представления   о   душевной   и   физической
красоте   человека;    формирование   эстетических   идеалов,   чувства   прекрасного;
умение   видеть   красоту   природы,   труда   и   творчества;    интерес   к   чтению,
произведениям   искусства,   детским   спектаклям,   концертам,   выставкам,   музыке;
интерес   к   занятиям   художественным   творчеством;    стремление   к   опрятному
внешнему виду;  отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
В   основе   программы   духовнонравственного   развития   и   воспитания   учащихся
лежат следующие принципы.
Принцип   ориентирования   на   личность школьника.   Реализуется   через   учёт
особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его
интересов, этических норм и ценностных ориентаций.
Принцип   соответствия   требованиям   современного   общества   и   общественно
значимым ценностям. Реализуется через демократический стиль общения учащихся
и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.
Принцип   нравственных   ценностей. Реализуется   через тематику   часов   общения   и
внеурочной деятельности, направленную на осмысление учащимися нравственного
выбора, оценки положительных и отрицательных поступков.
Принцип   учёта   потребностей учащихся.     Реализуется   через процесс   воспитания,
где   дети   осваивают   социальные   роли:   «ученик»,   «член   классного   (школьного)
коллектива», «одноклассник», «участник деятельности»;
Принцип гуманизма. Реализуется через нравственный выбор учащихся.
МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
В   ходе   реализации   Программы   ведущими   являются   следующие методы работы:
личностнонаправленные,  когда   содержание   становится   актуальным   для   каждого
учащегося;  стимулирующие,   когда   через   диалог   поддерживается   свобода
высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у учащихся интереса к
7нравственным  
  мнения;
развивающие нравственное   сознание;  активизирующие, пробуждающие   творческие
способности личности, его эмоциональную сферу.
общественного
созданию  
проблемам  
и
 
 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Форма организации работы по программе в основном  коллективная, а также
используется групповая и индивидуальная формы работы, а также: беседы, лекции,
час   общения, 
 творческие
конкурсы, викторины, 
  обсуждение,
обыгрывание   проблемных   ситуаций;   заочные   путешествия,   творческие   проекты,
презентации     и   др.  Данные   формы способствуют   развитию   у   учащихся   навыков
общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
 просмотр   и   обсуждение   видеоматериала, 
 интеллектуальнопознавательные   игры,
№ п/п
1.
2.
3.
4.
Итого
№
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16
17
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов
Всего часов
Введение.
Мир во вне.
Мир вокруг меня.
Обобщение.
2
16
16
1
35
КАЛЕНДАНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМА
Введение.
Нравственность. Духовность.
Это высокое звание – человек.
Быть личностью.
Человеческие чувства.
Познать самого себя
Вот человек, что скажешь ты о нем?
Береги честь смолоду
Иду дорогою добра
Моральный выбор.
Что такое гуманизм.
Правила твоей жизни.
Долг и совесть.
Быть терпимым.
Прекрасное рядом.
Человек и его деятельность.
Пока не меркнет свет, пока горит свеча.
Часы
План
Факт
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
818
19.
20
21.
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31.
32.
33.
34.
35.
Воспитывая характер.
Это Родина моя.
Мы – многонациональный народ.
Традиции моего народа.
Герои России
Святые заступники Руси
Листая страницы истории.
 «Родному краю я желаю»
Общество, которое меня окружает.
Жить в социуме.
Человек среди людей.
СемьЯ.
Семейные ценности
Человек. Это звучит гордо.
Учимся общаться.
Мир, который нас окружает.
Мой выбор – будущее России.
Обобщение.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итоговая работа «Наследие и наследники»  защита проектов 
 
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Анкета 1(7класс)
Уважаемые родители!
Приглашаем   Вас   принять   участие   в   исследовании,   цель   которого   –   лучше   узнать   об   уровне
воспитанности Вашего ребенка, и предложить меры по его совершенствованию. Просим Вас четко и
правдиво ответить на вопрос анкеты. Для этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов
или дописать то, что считаете необходимым.
Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в исследовательских целях.
Оцените, пожалуйста, в какой степени проявляются у Вашего ребенка ниже перечисленные 
качества личности
2 – высокая степень развития данного качества
1 – частичная степень развития данного качества 
0 –данное качество не  развито
ФИО ребенка, класс, ФИО родителя
2
2
1
1
0 Мужество
0 Обидчивость
92
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Гражданственность
0
0 Патриотизм
0 Скромность
Тщеславие
0
0 Справедливость
0 Уважение к окружающим
0 Бережливое отношение к природе
0 Доброта
0
0 Совесть
0 Негативное отношение к вредным привычкам
0 Милосердие
0 Смелость
0
0 Благодарность
Вежливость
Зависть
Анкета 2(7 класс)
Ребята!
Приглашаем   Вас   принять   участие   в   исследовании,   цель   которого   –   лучше   узнать   об   уровне
воспитанности гимназистов, и предложить меры по его совершенствованию. Просим Вас четко и
правдиво ответить на вопрос анкеты. Для этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов
или дописать то, что считаете необходимым.
Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в исследовательских целях.
Оцените, пожалуйста, в какой степени воспитаны у Вас ниже перечисленные качества личности
2 – высокая степень развития данного качества
1 – частичная степень развития данного качества 
0 –данное качество не  развито
ФИО, класс
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
Гражданственность
0 Мужество
0 Обидчивость
0
0 Патриотизм
0 Скромность
0
Тщеславие
102
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Вежливость
0 Справедливость
0 Уважение к окружающим
0 Бережливое отношение к природе
0 Доброта
0
0 Совесть
0 Негативное отношение к вредным привычкам
0 Милосердие
0 Смелость
0
0 Благодарность
Зависть
11