В соответствие с ФГОС дошкольного образования, Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с трех до семи лет в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально¬-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-¬эстетическому.
Цель программы: проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи программы
1.2. Принципы и подходы к организации образовательного процесса
1.3. Значимые характеристики
1.3.1. Характеристика возрастных особенностей развития детей от 3 до 7 лет
1.3.2. Характеристика контингента детей групп
1.3.3. Сведения о семьях воспитанников групп
1.4. Планируемые результаты освоения программы детьми 3 – 7 лет
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти модулях образовательной деятельности.
2.1. Образовательная область «Социальнокоммуникативное развитие»
2.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
2.3. Образовательная область «Речевое развитие»
22.4. Образовательная область «Художественноэстетическое развитие»
2.5. Образовательная область «Физическое развитие»
2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
2.7. Часть, формируемая участниками образовательного процесса
2.8. Взаимодействие с социумом
2.9. Годовое комплексно тематическое планирование
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально технического обеспечения Программы
3.2. Организация режима пребывания детей в ДОУ
3.3. Расписание образовательной деятельности
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.5. Особенности организации, развивающей предметно пространственной среды
3.6. Список литературы для чтения детям
ПРИЛОЖЕНИЕ
3I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализаций Программы
В соответствие с ФГОС дошкольного образования, Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного
возраста с трех до семи лет в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально¬
коммуникативному, познавательному, речевому, художественно¬эстетическому.
Цель программы: проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметнопространственной
среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение,
игру, познавательноисследовательскую деятельность и другие формы активности.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства
независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
4– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими
детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и
социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психологопедагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
– Воспитание любви к малой Родине, осознание ее многонациональности, многоаспектности.
Особое внимание в Программе уделяется физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья детей,
развитию личности ребенка, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
патриотизм;
активная жизненная позиция;
творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
5 уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной,
познавательноисследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и
элементов трудовой деятельности, конструирования и изобразительной деятельности, музыкальной и двигательной
деятельности.
Часть, формируемая, участниками образовательных отношений предусматривает выполнение следующих целей и
задач:
Цель: создание условий для разностороннего и гармонического развития воспитанников, укрепление их физического и
психического здоровья, развитие двигательной активности и физических качеств, формирование привычки к
здоровому образу жизни.
Задачи:
Сохранять, укреплять и охранять здоровье детей.
Формировать у детей привычку здорового образа жизни.
Создавать условия для осознания воспитанниками своих физических возможностей на основе развития
представлений о своем теле.
Обеспечивать гармоничное физическое развитие, совершенствовать умения и навыки в основных видах движений,
воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений, формировать правильную осанку.
Развивать инициативу, самостоятельность и творчество в двигательной активности, способность к самоконтролю,
самооценке при выполнении движений.
6 Развивать интерес к спорту, к участию в подвижных играх и физических упражнениях.
Формировать устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их
в самостоятельной двигательной активности.
Воспитывать волевые качества, целеустремленность, выносливость, настойчивость, через участие в спортивных играх
и соревнованиях.
Вовлекать семьи воспитанников в образовательное пространство дошкольной образовательной организации,
посредством участия в спортивных мероприятиях.
Для достижения целей и задач Программы первостепенное значение имеют:
•
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что
•
позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к
самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения
•
эффективности воспитательнообразовательного процесса;
•
творческая организация (креативность) воспитательнообразовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с
•
интересами и наклонностями каждого ребенка;
•
уважительное отношение к результатам детского творчества;
7•
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и
•
физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления
предметного обучения.
Образовательная деятельность включает в себя такие виды деятельности:
– игровая (сюжетноролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
– познавательноисследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения
и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
– восприятие художественной литературы и фольклора,
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические
движения, игры на детских музыкальных инструментах),
– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
8