Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"
Оценка 4.6

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
Междисциплинарный 5
8 кл—11 кл +1
17.04.2017
Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"
Рабочая программа научного общества "Родничок" имеет естественнонаучную направленность и предназначена для обучающихся среднего и старшего школьного возраста. Программа имеет практическую направленность. , содержит кроме лекционного материала серию практических работ по выбору самих обучающихся. Практические работы носят прикладной характер и доступны для выполнения школьниками во внеурочное время.
Рабочая программа НОУ Родничок.doc
Рабочая программа научного общества учащихся «Родничок» по естественнонаучному направлению Возраст: 13­15 лет 1. Пояснительная записка Направленность  образовательной   программы   научного   общества учащихся «Родничок» ­ естественнонаучная.  В настоящее время экология (с ее   практическим   применением   охраной   окружающей   среды)   стала интегральной   наукой,   связанной   почти   со   всеми   естественными   и техническими дисциплинами и преподавание основ экологии предусмотрено практически   во   всех   школьных   курсах   в   определенном   объеме.   Однако практические   занятия   предусмотрены   не   во   всех   предметах   или   в   очень незначительном объеме. Между тем овладение практическими навыками по экологии   и   охране   окружающей   среды   с   основами   исследовательской деятельности, а также умение применить свои знания на практике позволяет углубить познание предмета. В связи с этим программа носит в значительной степени   практический   характер,   позволяя   учащимся   углублять   и интегрировать свои знания в области естественнонаучных дисциплин. Программа   насыщена   практическими   работами.   Использование растений как биоиндикационных объектов более правомерно, чем животных, так как живое вещество наземных экосистем, в основном, сосредоточено в растениях. Для водных экосистем более целесообразно рассмотрение водных организмов.  Актуальность   программы  заключается  в  большой  востребованности специалистов   –   практиков   профессий   естественнонаучного   профиля, Теоретический   материал   ориентирован   на   формирование   научного мировоззрения,   единства   научно   –   практических     знаний,   целостного   и позитивного   отношения   к   природным   процессам   и   явлениям,   к   основам эколого  –  биологических  и химических  исследований,  результаты которых практически применяются в озеленении и ландшафтном дизайне территории. Практический материал направлен на развитие биологических, химических, экологических и прикладных знаний, умений и навыков. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она   дает   возможность   учащимся   второй   ступени   обучения   ближе познакомиться с основами практической деятельности профессий естественно – научной направленности, приобрести дополнительные знания по биологии, географии, химии, экологии. Получить консультации ведущих специалистов высших учебных заведений, на базе которых осуществляется теоретическая и углубляется   практическая   подготовка   и   проведение   практических   работ. Программа также имеет профориентационное значение для выбора будущей профессии выпускника. Цель программы: формирование   специалиста   –   практика   естественно   –   научной направленности,   выявляющего   и   исследующего   проблемы   экологии окружающей среды для дальнейшего прикладного использования полученных результатов   в   вопросах   охраны   окружающей   среды,   при   ландшафтном проектировании территории. Задачи программы:  сформировать   современные   представления   в   сфере     эколого   – биологических, химических исследований  природных комплексов и  их отдельных объектов,  научить   применять   в   практической   деятельности   методы моделирования,   прогнозирования,   картографирования,   использовать современные   научные   методики   исследования   живых   организмов, расширяющих границы иных школьных практикумов,  сформировать   навыки   практического   применения   полученных результатов   исследований   при   озеленении   и   благоустройстве территорий,   работать   со   справочной   литературой,   иллюстрациями, таблицами, схемами, компьютерными  программами:   Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher, Paint, Microsoft Office Power Point.  развивать мотивации к творчеству и познанию нового,  воспитывать   чувство   коллективизма,   взаимопомощи,   жизненной целеустремленности. Программа предназначена для учащихся 11­15 лет. Количество часов –34 часа. Срок реализации программы –1год. Режим занятий ­ занятия проводятся по 1 часу в неделю, в кабинете № 209, по пятницам, с 14.30. Формы и методы работы:  Программа   предполагает   проведение   теоретических   занятий,   практических работ, круглых столов, организацию проектной деятельностми, экскурсий в природные объекты, соответствующие тематике занятия, на предприятия, в различные   типы   химических   лабораторий,   полевых   исследований.   Особой формой   занятий   научного   общества   «Родничок»   являются   выездные тематические конкурсные мероприятия областного и федерального значения по реализации результатов работы НОУ. 2. Содержание курса 2 Глобальные   природные   комплексы   и   их Раздел 1. Многообразие культурных растений (7 часов) Мир   живой   природы. функционирование. Многообразие   растений,   произрастающих   на   Земле.   Значение   растений   в природе. Растения дикорастущие и культурные. Природные комплексы. Фитосообщества и особенности их функционирования в   природе.   Устойчивость   природных   сообществ.   Биосфера   –   глобальная экосистема. Происхождение культурно­декоративных растений. Их роль  в ландшафтном дизайне. Систематика   растений.   Культурные   растения     в   мире   живой   природы. История   происхождения   культурных   растений.   Возникновение   и распространение культурно­декоративных растений на планете. Культурные растения и древние цивилизации. Сельскохозяйственные растения и путь их развития в истории человечества. Практическая работа:  Вариант   1.«Составление   карты   происхождения   культурно­декоративных растений». Вариант   2.   «Составление   карты   происхождения   сельскохозяйственных растений». Раздел   2:  Растения   и экологические  факторы  окружающей   среды   (12 часов) Растения   и   экологические   факторы   окружающей   среды.   Антропогенное воздействие. Методы   определения   степени   устойчивости   растений   к   различным экологическим факторам. Практическая работа: Вариант 1. «Определение устойчивости растений к высоким температурам». Вариант 2. «Определение   температурного   порога   выживаемости   растений   в   летний период на примере изучения процесса коагуляции белков цитоплазмы клеток разных растений».  Практическая работа: «Определение   устойчивости   температурам». Растения и водный режим. Устойчивость культурно­декоративных растений к обезвоживанию.   побегов   древесных   растений   к   низким 3 Практическая работа: «Определение устойчивости клеток различных растений к обезвоживанию». Растения   и   плодородие   почв.   Приспособленность   культурно­декоративных растений к различным типам почв. Растения и воздушный режим территории. Практическая работа: «Определение устойчивости растений к засолению почвы и воздуха». Составление ассортимента культурно­декоративных растений для озеленения территории с учетом действия экологических факторов. Ассортимент   декоративно­культурных   растений.   Многообразие   культурно­ декоративных растений, применяемых в озеленении территорий. Правила подбора ассортимента декоративно – культурных растений с учетом температурного   режима   местности   для   оформления   пришкольной территории. Ассортиментная ведомость в ландшафтном дизайне территории.  Практическая работа: Составление   ассортиментной   ведомости   культурно­декоративных   растений для озеленения пришкольной территории с учетом экологических факторов территории. Раздел 3: Мониторинг состояния окружающей среды (15 часов) Мониторинг   состояния   окружающей   среды.   Экологическое   состояние территории села Митрофановки. Зоны экологических бедствий. Практическая работа: «Составление экологической карты села». Многообразие древесных растений. Лес – зеленые легкие планеты. Древесные растения и факторы окружающей среды. Жизнь древесных растений в зоне активного развития промышленных предприятий. Дендроплан территории. Его значение в ландшафтном дизайне. Практическая работа:   «Составление   дендроплана   пришкольной   территории   с   учетом   действия экологических факторов и биологических особенностей растений». Экология лесных растений. Экология лесных животных Практическая природоохранная деятельность лесных массивов на территории Воронежской области. Практическая работа: «Методика посадки лесных деревьев». Методы биоиндикации в системе мониторинга окружающей среды. Практическая работа 1: (по выбору учеников) «Исследование состояния древесных растений по накоплению в них серы». Практическая работа 2: «Определение площади листьев у древесных растений в загрязненной и чистой зоне». Практическая работа 3: 4 «Построение карты загрязнений территории пылью. Токсичность пыли». Экскурсия: «Обследование состояния придорожных посадок на центральных улицах населенного пункта». Практическая работа: «Определения   качества   воды   прудов   с.   Митрофановки   химическим анализом». Практическая работа: «Составление экологической карты села». Экскурсия в лабораторию Митрофановской участковой больницы. Парад   ученических   мини   ­  проектов  «Мой   отчий   дом,  мой   край   родной». Защита проектов о прудах родного села. 3. Планируемые результаты Личностные   результаты   освоения   программы: включают   готовность   и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность   их   мотивации   к   обучению   и   целенаправленной познавательной   деятельности,   системы   значимых   социальных   и межличностных   отношений,   ценностно­смысловых   установок,   отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы. Основными  личностными результатами освоения курса  являются: 1. формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и способности   обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на основе   мотивации   к   обучению   и   познанию,   ведению   познавательной деятельности. Осознанный в перспективе выбор будущей профессии с учётом устойчивых познавательных интересов; 2. знание основных правил отношения к живой природе, основ здорового образа   жизни   в   современной   среде   с   имеющимися   экологическими проблемами. 3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на   изучение   живой   природы;   интеллектуальных   умений   (доказывать, строить   рассуждения,   анализировать,   делать   выводы);   эстетического отношения   к   живым   объектам;   информации:   находить   нужную информацию   в   различных   источниках,   анализировать   и   оценивать информацию; 4. умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том числе   альтернативные,   осознанно   выбирать   наиболее   эффективные способы решения учебных и познавательных 5. задач; 5 6. умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами, осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения результата,   определять   способы   действий   в   рамках   предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 7. владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и   познавательной деятельности; 8. способность   выбирать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих действиях и поступках по отношению к живой природе. 9. умение создавать, применять и преобразовывать различные  схемы для решения учебных и познавательных задач; 10.умение   осознанно   использовать   речевые   средства   для   дискуссии   и аргументации   своей   позиции,   сравнивать   разные   точки   зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; 11.умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать 12.конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; 13.формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 14.формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования информационно коммуникационных технологий. Метапредметные результаты освоения программы  состоят из освоенных обучающимися  межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности   их   использования   в   учебной,   познавательной   и   социальной практике,   самостоятельности   планирования   и   осуществления   учебной деятельности   и   организации   учебного   сотрудничества   с   педагогами   и сверстниками,   к   проектированию   и   построению   индивидуальной образовательной траектории. Основными метапредметныеми результатами обучения являются: 1. умение самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. овладение   составляющими   исследовательской   и   проектной деятельности,   включая   умения   видеть   проблему,   ставить   вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать,   проводить   эксперименты,   делать   выводы   и   заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 3. приобретение   опыта   использования   методов   естественных   наук   и проведения несложных экспериментов для изучения живых организмов; 4. понимание   возрастающей   роли   естественных   наук   и   научных исследований в современном мире,  6 5. формирование   основ   экологической   грамотности:   способности оценивать   последствия   деятельности   человека   в   природе,   умение выбирать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих   действиях   и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний; 6. объяснение   роли   исследований   в   практической   деятельности   людей, места и роли человека в природе,  7. овладение   методами   биологической   науки;   наблюдение   и   описание биологических   объектов   и   процессов;   постановка   биологических экспериментов и объяснение их результатов; 8. формирование представлений о значении естественных наук  в решении локальных   и   глобальных   экологических   проблем,   необходимости рационального природопользования; Предметные результаты освоения программы: По окончании изучения курса «Родничок» учащиеся должны знать: 1. Многообразие   растений,   их   значение   в   природе.   Систематику, биологические   и   экологические   особенности   дикорастущих   и культурных растений своего края.  2. Основные этапы история происхождения культурных растений своего края 3. Этапы   возникновения   и   распространения   культурно­декоративных растений на Земле. 4. Роль   культурных   растений   в   развитии     древних   цивилизаций. Сельскохозяйственные   растения   и   путь   их   развития   в   истории человечества. 5. Классификацию природные комплексов своего края. Называть основные фитосообщества и особенности их функционирования в природе.  6. Характеризовать   условия   среды   обитания   растений.   Экологические факторы   и   их   многообразие,   характер   воздействия   на   организмы. Стрессовые экологические факторы. 7. Наиболее доступные методики исследования устойчивости растений к различным экологическим факторам.  8. Взаимосвязь   культурно­декоративных   растений   с   водным   режимом местности. Признаки  обезвоживания.  Степень  устойчивости   клеток  к обезвоживанию.  9. Основные   типы   почв,   их   распространение   на   территории   региона. Характеризовать черноземные почвы, уровень их плодородия.  10.Объяснять взаимосвязь развития культурно ­ декоративных растений и качества   почвы.   Приспособленность   растений   к   произрастанию   на различных   типах   почв.   Засоление   почв,   его   причины,   воздействие   на 7 рост растений. 11.Правила подбора ассортимента декоративно – культурных растений с учетом   температурного   режима   местности   для   оформления пришкольной территории. 12.Правила   составления   ассортиментной   ведомости   в   ландшафтном дизайне территории.  13.Экологическое   состояние   территории   села   Митрофановки.   Зоны экологических бедствий.  14.Древесные   растения   своего   края.   Объяснять   взаимосвязь   развития древесных растений и факторов окружающей среды.  15.Меры практической природоохранной деятельности лесных массивов на территории  Воронежской области. Роль лесничеств в восстановлении русского леса. Питомники   Воронежской области – ресурс посевного материала для восстановления лесных массивов. 16.Типичные   экологические   проблемы   окружающей   среды.   Источники загрязнения   воздуха,   воды,   почвы.   Основы   охраны   природы   и иррационального природопользования.  17.Различные виды мониторинговых исследований. 18.Состав   воздуха.   Основные   химические   загрязнители   воздуха   и   их источники. Порядок контроля  за состоянием воздуха. 19.Органолептические показатели качества воды:  20.(температура,   прозрачность,   цвет,   осадок,   пленка,   запах,   вкус, привкусы). 21.Показатели безвредности химического состава воды (активная реакция, сухой   остаток,   общая   жесткость,   содержание   ионов   хлора,   железа общего). 22.Показатели,   характеризующие   эпидемическую   безопасность   воды (перманганатная окисляемость, содержание ионов аммония, нитритного и нитратного азота, растворенного кислорода, поверхностно­активных веществ). 23.Методики водной биоиндикации. 24.Основные   виды  загрязнения   почв   и  источники   их  поступления.  ПДК химических   веществ   в   почвах.   Классификацию   почв   по   степени загрязнения. Должны уметь: 1. Составлять происхождения карту   культурно­     декоративных/сельскохозяйственных растений».  2. Определять устойчивость растений к высоким температурам. 3. Определять температурный порог выживаемости растений.  8 4. Определять   устойчивость     побегов   древесных   растений   к   низким температурам. 5. Определять устойчивость клеток различных растений к обезвоживанию. 6. Определять устойчивость растений к засолению почвы и воздуха. 7. Составлять   ассортиментные   ведомости   культурно­декоративных растений для озеленения территории с учетом экологических факторов. 8. Составлять экологическую карту территории. 9. Составлять   дендрологический   план   территории   с   учетом   действия экологических факторов и биологических особенностей растений. 10.Уметь правильно осуществлять посадку саженцев древесных культур. 11.Пользоваться в практической деятельности методами биоиндикации. 12.Уметь   исследовать   состояние   древесных   растений   в   зависимости   от влияния факторов окружающей среды. 13.Уметь   строить   простейшие   карты   экологических   проблем   на территории. 14.Уметь презентовать результаты своей работы, защищать свой проект. Формы подведения итогов работы научного общества учащихся: 1. Защита тематических творческих работ. 2. Выставки – фотоотчеты: «Пруды моего села», «Результаты акции по озеленению   и   благоустройству   территории»,   «Моя   поездка   по   реке Дон», «Исследование лесных ресурсов моего села» и т.п. 3. Составление презентаций по темам программы ШНО в Microsoft Office Power Point. 4. Выполнение исследовательских работ по изучению экологии растений, животных, экологических проблем окружающей среды и представление их   на   областных   и   всероссийских   конкурсах   исследовательских проектов учащихся. 5. Выполнение   практических   работ   и   природоохранных   мероприятий (очистка родников, посадка деревьев и кустарников) на местности и представление их результатов по школьному телевидению. 6. Написание   статей   о   результатах   исследовательских   работ,   проектов школьников на страницах районной газеты «Кантемировский вестник». 7. Участие   в   научно   –   практических   конференциях   областного   и всероссийского уровня в г. Воронеже. 8. Выполнение   учащимися   на   практике   собственных   дизайнерских проектов   по   благоустройству   территории   на   основе   составленных дендропланов и ассортиментных ведомостей с учетом биологических особенностей растений и действия факторов окружающей среды. 9 10 4. Календарно­тематическое планирование Тематика занятий теория практика Форма проведения № Сроки проведен ия Раздел 1. «Многообразие культурных растений» ­ 7 часов. 1. 1 1 1 1 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ Вводное занятие Видеофильм Лекция Круглый стол Лекция видеофильмом   с – Занятие   «путешествие   в историю   прошлой эпохи» 11 2. 3. 4. 5. 6. 1   неделя сентября 2   неделя сентября 3   неделя сентября 4   неделя сентября 1   неделя октября 2   неделя октября Мир   живой   природы.   Глобальные   природные комплексы и их функционирование. Многообразие   растений,   произрастающих   на   Земле. Значение растений в природе. Растения дикорастущие и культурные. Природные   комплексы.   Фитосообщества   и особенности   их   функционирования   в   природе. Устойчивость   природных   сообществ.   Биосфера   – глобальная экосистема. Происхождение   культурно­декоративных   растений. Их роль  в ландшафтном дизайне. Систематика растений. Культурные растения  в мире живой природы. История происхождения культурных растений.   Возникновение   и   распространение культурно­декоративных растений на планете. Культурные   растения   и   древние   цивилизации. Сельскохозяйственные растения и путь их развития в истории человечества. 7. 3   неделя октября Практическая работа:  Вариант   1.«Составление   карты   происхождения культурно­декоративных растений». Вариант   2.   «Составление   карты   происхождения сельскохозяйственных растений». ­ Раздел 2. «Растения и экологические факторы окружающей среды» ­ 12 часов. 8. 1 4   неделя октября  1   неделя ноября 2   неделя ноября 3   неделя ноября 4   неделя ноября 1   неделя декабря 9. 10. 11. 12. 13. Растения   и   экологические   факторы   окружающей среды. Антропогенное воздействие. Методы определения степени устойчивости растений к различным экологическим факторам. Практическая работа: Вариант 1. «Определение   устойчивости   растений   к   высоким температурам». Вариант 2. «Определение температурного порога выживаемости растений   в   летний   период   на   примере   изучения процесса   коагуляции   белков   цитоплазмы   клеток разных растений».  Практическая работа: «Определение   устойчивости   растений к низким температурам». Растения и водный режим. Устойчивость культурно­ декоративных растений к обезвоживанию. Практическая работа: «Определение   устойчивости   клеток   различных   побегов   древесных 1 ­ ­ 1 ­ 1 ­ ­ 1 1 ­ 1 Практическая работа   по   выбору учащихся Лекция Практическая работа   по   выбору учащихся Практическая работа   Лекция с видеофрагментами Практическая работа 12 14. 15. 16. 17. 18. 2   неделя декабря 3   неделя декабря 4   неделя декабря 3   неделя января 4   неделя января 19. 1   неделя февраля растений к обезвоживанию». Растения   и   плодородие   почв.   Приспособленность культурно­декоративных   растений   к   различным типам   почв.   Растения   и   воздушный   режим территории. Практическая работа: «Определение   устойчивости   растений   к   засолению почвы и воздуха». Составление   ассортимента   культурно­декоративных растений   для   озеленения   территории   с   учетом действия экологических факторов. Ассортимент   декоративно­культурных   растений. Многообразие   культурно­декоративных   растений, применяемых в озеленении территорий. Правила   подбора   ассортимента   декоративно   – культурных   растений   с   учетом   температурного режима   местности   для   оформления   пришкольной территории. Ассортиментная   ведомость   в   ландшафтном   дизайне территории.  Практическая работа: Составление   ассортиментной   ведомости   культурно­ декоративных растений для озеленения пришкольной территории   с   учетом   экологических   факторов территории. 1 1 ­ 1 1 ­ ­ ­ 1 ­ ­ 1 Лекция Практическая работа Практикум Лекция Теоретическое занятие   демонстрацией с Практическая работа 13 Раздел 3. «Мониторинг состояния окружающей среды» ­ 15 часов. 20. 2   неделя февраля 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 3   неделя февраля 4   неделя февраля 1   неделя марта 2   неделя марта 3   неделя марта 4   неделя марта 1   неделя апреля 2   неделя апреля Мониторинг   состояния   окружающей   среды. Экологическое   состояние   территории   села Митрофановки. Зоны экологических бедствий. Практическая   работа:   «Составление   экологической карты села». Многообразие   древесных   растений.   Лес   –   зеленые легкие   планеты.   Древесные   растения   и   факторы окружающей среды. Жизнь древесных растений в зоне активного развития промышленных предприятий. Дендроплан территории. Его значение в ландшафтном дизайне. Практическая работа:  «Составление дендроплана пришкольной территории с   учетом   действия   экологических   факторов   и биологических особенностей растений». Экология   лесных   растений.   Экология   лесных животных Практическая природоохранная деятельность лесных массивов на территории Воронежской области. Практическая   работа:   «Методика   посадки   лесных деревьев». Методы   биоиндикации   в   системе   мониторинга окружающей среды. 1 ­ 1 1 ­ 1 1 ­ 1 ­ 1 ­ ­ 1 ­ ­ 1 ­ Круглый стол Практическая работа Лекция, видеофильм Теоретическое занятие   демонстрацией Практическая работа с Игра ­ путешествие Круглый стол Практическая работа Лекция элементами видеодемонстраци   с 14 29. 3   неделя апреля 30. 31. 32. 33. 34. 4   неделя апреля 1   неделя мая 2   неделя мая 3   неделя мая 4 неделя мая Практическая работа 1: (по выбору учеников) «Исследование   состояния   древесных   растений   по накоплению в них серы». Практическая работа 2: «Определение площади листьев у древесных растений в загрязненной и чистой зоне». Практическая работа 3:   «Построение карты загрязнений территории пылью. Токсичность пыли». Экскурсия:   «Обследование   состояния   придорожных посадок на центральных улицах населенного пункта». Практическая работа: «Определения   качества   воды   прудов   с. Митрофановки химическим анализом». Практическая   работа:   «Составление   экологической карты села». Экскурсия   в   лабораторию   Митрофановской участковой больницы. Парад ученических мини ­ проектов «Мой отчий дом, мой край родной». Защита проектов о прудах родного села. ­ 1 ­ ­ 1 1 ­ 1 1 ­ 1 и Практическая работа   по   выбору учащихся Экскурсия Практическая работа Практическая работа Экскурсия Защита   творческих проектов 15 5. Учебно ­ методическое и материально­техническое обеспечение программы: Экологические исследования 1. Елекин   О.А.,   Семенов   А.Д.,   Скопинцев   Б.А.   Руководство   по химическому анализу вод  суши. – Л.: 1994. – 360с. 2. Артамонов   В.И.   Растения   и   чистота   природной   среды.   ­   М.:   Наука, 1980.­ 173 с. 3. Атлас   распределения   нитратов   в   растениях   /   Ин­т   почвоведения   и фотосинтеза РАН. –  Пущино, 1989 – 67 с. 4. Беспамятнов   Г.П.   Кротов   Ю.А.   предельно­допустимые   концентрации химических веществ в окружающей среде. – Л.: Химия, 1985. – 528 с. 5. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем: Пер. с нем. / Под ред. Р. Шуберта, ­ М.:   Мир, 1988. – 348 с. 6. Биохимические методы в физиологии растений. – М.: Наука, 1991. – 131с. 7. Веретенников А.В. Практикум по физиологии   древесных растений. – Воронеж: ВГУ, 1993– 154с. 8. Викторов Д.П. Малый практикум по физиологии растений. – М: Высш. Шк., 1999. – 120с. 9. Елагин И.н. Лобанов А.И.  Атлас – определитель фенологических фаз растений. – М.: Наука, 1999.­ 95с. 10.Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. – М.: Гидрометеоиздат,1984. – 560 с. 11.Коростелев П.П. Лабораторная техника химического  анализа  . – М.: Химия, 2007. – 311с. 12.Методика   инспекторского   контроля   за   выбросами   веществ   с отработанными газами двигателей автотранспортных средств / ГГО им. Воейкова А.И. – Л., 1997. – 76с. 13.Методы   биотемтирования   качества   водной   среды   /   Под   ред.   О.Ф. Филенко. – М.: МГУ,  2000. ­ 106с. 14.Муравьева   С.И.,   Прохорова   Е.К.   Справочник   по   контролю   вредных веществ в воздухе. – М.: Химия. 2009. – 320с. 15.Новиков Ю.В., Ласточкина К.О., болдина З.Н. Методы исследования качества воды  водоемов. – М., Медицина, 2005.­ 399с. 16.Небел Б. Наука об окружающей среде: в 2 – х т. – М.: мир, 2003. – Т.1 – 2.  – 420с. 17.Одум Ю. Экология: Пер. с англ.: В 2 – т. – М.: Мир, 2006. – Т.1 – 2. 18.Практикум по микробиологии / Под ред. Проф. Н.С. Егорова. – М.: МГУ, 1996. – 306 с. 19.Практикум по почвоведению / под ред. И.С. Кауричева. – М.: Колос, 16 1998. – 271с. 20.Реймерс   Н.Ф.   Природопользование   (словарь   –   справочник).   –   М.: Мысль, 2001. – 638с. 21.Федорова   А.   И.,   Никольская   А.Н.   Практикум   по   экологии   охране окружающей среды. Воронеж: ВГУ, 2007, ­ 305с. 22.Химия окружающей среды: Пер. с англ. / Под ред. Бокриса Дж. О. М. – М.: Химия, 2004. – 671с. Как организовать работу и провести описание водоёма 1. Райков   Б.Е.,   Римский­Корсаков   М.Н.   Зоологические   экскурсии.   М.: Топикал, 1994. 2. Летние   школьные   практики   по   пресноводной   гидробиологии. Методическое    пособие /Составители С.М. Глаголев, М.В. Чертопруд. М.: МЦНМО, 1999. 3. Методы   гидробиологических   исследований:   проведение   измерений   и описание рек. М.: Экосистема, 1996. 4. Методы   гидробиологических   исследований:   проведение   измерений   и описание озёр. М.: Экосистема, 1996. 5. Липин А.Н. Пресные воды и их жизнь. М.: Учпедгиз, 1950. 6. Жизнь пресных вод СССР / Под ред. В.И. Жадина. Т.1. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1949. 7. Руководство по методам гидробиологического анализа поверхностных вод и донных отложений. Л.: Гидрометеоиздат, 1983. 8. Басс   М.Г.,   Еремеева   Е.Ю.,   Ляндзберг   А.Р.,   Нинбург   Е.А.,   Полоскин А.В., Черепанов И.В., Хайтов В.М. Проведение комплексной весенней учебной практики школьников. СПб.: Изд. СПбГДТЮ, 2001. Определители водных беспозвоночных 1. Хейсин Е.М. Краткий определитель пресноводной фауны. М.: Учпедгиз, 1962. 2. Хейсин Е.М. Краткий определитель пресноводной фауны. Специальный некоммерческий выпуск. СПб., 2001. 3. Полоскин   А.В.,   Хайтов   В.М.   Полевой   определитель   пресноводных беспозвоночных. СПб., 2000. 4. Мамаев В.М. Определитель насекомых по личинкам. М., 1972. 5. Определитель   пресноводных   беспозвоночных   Европейской   части СССР / Под ред. Л.А. Кутиковой и Я.И. Старобогатова. Л., 1977. 6. Определитель   пресноводных   беспозвоночных   России.   Под   ред.   С.Я. Цалолихина. Т.1–5. СПб.: Изд. ЗИН РАН, 1994–2001. О методах биоиндикации 1. Научные   основы   контроля   качества   поверхностных   вод   по гидробиологическим   2. показателям. Л.: Гидрометеоиздат, 1977 и 1981. 3. Абакумов В.А., Бубнова  Н.П. Контроль качества  поверхностных вод 17 СССР   по   Гидрометеоиздат, 1979.   гидробиологическим   показателям.   Обнинск: 4. Алимов   А.Ф.,   Финогенова   Н.П.   Оценка   степени   загрязнения   вод   по составу   донных   животных.   В   кн.:   Методы   биологического   анализа пресных вод. Л., Изд. ЗИН АН СССР, 1976. 5. Макрушин А.В. Биологический анализ качества вод. Л.: Изд. ЗИН АН СССР, 1974. Экология растений. Комнатные растения 1. Головкин Б.Н., Энциклопедия комнатного цветоводства,  Издательство «Колос», М, 1993. 2. Павлов С.А., Растения – целители. Пеларгония, Лениздат, 2005. 3. Павлов С.А., Растения – целители. Фикусы, Лениздат, 2005. 4. Павлов С.А., Растения – целители. Алоэ, Лениздат, 2005. 5. Певная   Т.К.,   Комнатные   растения.   Энергетические   защитники   или вампиры, РИПОЛ КЛАССИК, М, 2006.  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 12 марта 2003 г. N 15 "О введении в действие СанПиН 2.1.2.1199­03"  7. Серия   «Эрудит».   Мир   растений,   М.,   ООО   ТД   «Издательство   Мир книги», 2006. Вопросы ландшафтоведения 1. Николаев   В.   А.   Ландшафтоведение.   Семинарские   и   практические занятия. – М.: Изд­во Моск. ун­та, 2000. – 94 с. 2. Исаченко   А.  Г.  Основы   ландшафтоведения   и  физико­географическое районирование. – М.: Изд­во «Высшая школа», 1991. ­ 366 с. 3. Мильков   Ф.   Н.   Физическая   география:   учение   о   ландшафте   и географическая зональность. – Воронеж.: Изд­во ВГУ, 1986. – 328 с. 4. Арманд Д. Л. Наука о ландшафте, Москва, «Мысль», 1975, 288 с. 5. Житин Ю. И., Парахневич Т. М. Ландшафтоведение: Учебное пособие; Под ред. Ю. И. Житина. –ВГАУ, 2003. – 218 с. 6. Мильков,   «Физ.   Геогр.:   современное   состояние,   закономерности, проблемы», 1981 с. 14­15. 7. Снакин   В.   В.   Природные   ресурсы   и   окружающая   среда.   Словарь­ справочник/ Под ред. В. Н. Лопатина, Н. Г. Рыбальского. – М.: НИА – Природа, РЭФИА, 2001. – 568 с. Лесные ресурсы 1. Беккер И.Л.  Времена года. «ТЦ Сфера». М., 2001. 2. Горощенко В.П.  Природа и люди. «Просвещение». М., 1976. 3. Запортович Б.Б.  С любовью к природе. «Педагогика». М., 1976. 4. Колесов А.М.  Охрана животных в РСФСР. «Сельхозиздат».М., 1983 5. Корабельников В.А.  Краски природы. «Просвещение». М., 1989. 6. Петров В.В. Из жизни зелёного мира. «Просвещение», М., 1975. 7. Петров В.В. Лес и его жизнь. «Просвещение», М., 1986. 18 8. Реймерс Н.Ф.   Охрана живой природы. «Лесная промышленность».М., 1983. Интернет­ресурсы 1. Сайт  «Комнатное   цветоводство»   статья  «Растения   очищают   воздух»: http://www.floriculture.ru/rast/razn/rast_filtry.shtml 2. Сайт   «Приточная вентиляция» статья «Комнатные растения очищают воздух»:  http://www.oknoventil.ru/index75.html 3. Сайт   «Комнатные   растения»   статья   «Экология   жилища.   Факторы риска»: http://www.treeland.ru/article/home/plant/factor.htm 4. http://archives.maillist.ru/,  5. http://moizhivotnie.ru,  6. ht   tp://www.1september.ru/ 7. http://plant.geoman.ru/sitemap/ 8. http://archives.maillist.ru/ 9. http://moizhivotnie.ru 10.http://www.school.edu.ru/ 11.Энциклопедия   “Кругосвет”:   химия.   Научно­популярные   публикации      по   сайт http://www.krugosvet.ru/cMenu/23_00.htm Ни дня без химии: календарь­справочник по химической безопасности  http://www.seu.ru/cci/lib/books/calendar/  Путеводитель   по   поиску   химической   информации   в   интернете   для начинающих.  http://www.chemistry.bsu.by/abc/  Алхимик: химии  Сайт,   победитель   конкурса   образовательных   ресурсов   в   Рунете, проведенного   Фондом   Сороса:   о   химических   веществах   и   явлениях интересно,   содержательно,   доступно,   полезно   для   широкого   круга читателей,   от   самых   маленьких   до   студентов   и   учителей.  http://alhimik.ru/index.htm  Российские   научные   и   образовательные   публикации.   Электронные каталоги   библиотек   МГУ,   РАН,   Государственной   публичной   научно­ технической   библиотеки.   Мультимедиа­публикации.   Материалы   для школьников.  http://www.chem.msu.su/rus/  Центр знаний    Информация для специалистов и особо любознательных посетителей. Раздел посвящен качеству воды. Причем даны сравнительные данные о критериях характеристики параметров качества, принятых ВОЗ, США, ЕС Россией.  http://www.water.ru/bz/  Методики   http://kvaziplazmoid.narod.ru/praktika/  технологий: проведения некоторых   водных   база     опытов.      и   19 12.Cайт «Открытая химия».  (www.college.ru/chemistry/). 13.Электронная библиотека химического факультета МГУ. Она доступна на сервере факультета по адресу: www.chem.msu.su:8081/rus/elbibch 14.«Химия растительного сырья». Научный электронный журнал «Химия растительного   сырья»   издается   с   1997   г.   и   размещен   на   сервере Алтайского государственного университета.  15.«Химия   и   жизнь   –   XXI   век».   Электронный   журнал.   Размещен   по адресу: www.aha.ru/~hj/. Сайт «Алхимиков.нет» 16.http://www.alhimikov.net/  17.http://elkniga.ucoz.ru/publ/uchebniki/khimija/43  (Бесплатная электронная библиотека книг для школьников) 18.Библиотека электронных интерактивных игр  19.http://www.it­n.ru/communities.aspx? cat_no=4605&lib_no=260448&tmpl=lib 20.Библиотека   содержит   50   различных   интерактивных   игр,   викторин, игровых презентаций, мастер – классов и т.д.  20

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"

Рабочая программа научного общества учащихся "Родничок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2017