Примерная программа
Авторская программа
Природа — это то, что нас окружает,
но не создано человеком. Природные
объекты и предметы, созданные
человеком. Неживая и живая природа.
Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры и др.).
Примеры явлений природы: смена
времен года, снегопад, листопад,
перелеты птиц, смена времени суток,
рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — то, из чего состоят все
природные объекты и предметы.
Разнообразие веществ в окружающем
мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода,
природный газ. Твердые тела, жидкости,
газы, их свойства. Звезды и планеты.
Солнце — ближайшая к нам звезда,
источник света и тепла для всего живого
на Земле. Земля — планета; общее
представление о форме и размерах Земли.
Глобус как модель Земли.
Географическая карта и план. Материки и
океаны, их названия, расположение на
глобусе и карте. Важнейшие природные
объекты своей страны, района.
Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение
Земли как причина смены дня и ночи.
Времена года, их особенности (на основе
наблюдений). Обращение Земли вокруг
Солнца как причина смены времен года.
Смена времен года в родном крае на
основе наблюдений. Погода, ее
составляющие (температура воздуха,
облачность, осадки, ветер). Наблюдение
за погодой своего края. Измерение
температуры воздуха. Предсказание
погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины,
горы, холмы, овраги (общее
Человек и природа
1 класс.
Зависимость человека от природы. Живые
природные богатства: животные и растения.
Неживые природные богатства: воздух,
почва, вода, запасы подземных кладовых.
Силы природы – ветер, солнечный свет,
течение рек. Роль природных богатств в
хозяйстве человека. Бережное отношение к
природным богатствам. Твердые, жидкие,
газообразные тела, их отображение в
русском языке. Три состояния воды:
твердое (лед, снег), жидкое (вода),
газообразное (пар).
Растения, грибы, животные, человек – живые
организмы. Рост, дыхание, питание,
размножение – свойства живых организмов.
Бережное отношение к живым обитателям
Земли.
Сходство растений и животных: дыхание,
питание, рост, развитие, размножение.
Растения кормят всех обитателей Земли и
насыщают воздух кислородом. Растения –
«кормильцы». Животные чаще подвижны,
ищут добычу, поедают пищу. Их профессия
– «едоки». Охрана живых организмов в
природе – важнейшая забота человека.
Многообразие растений (цветковые и
нецветковые растения). Грибы.
Многообразие животных. Связь живых
организмов разных «профессий» друг с
другом. Их приспособленность к своему
месту жизни.
Культурные растения и домашние животные
– наши друзья. Забота человека о них.
Собаки – помощники человека.
Происхождение и породы собак.
Комнатные растения – пришельцы из
разных стран. Уход за растениями
(регулярный полив, свет). Сельский дом и
его обитатели – животные, их
использование человеком. Забота о
домашних животных. Культурные представление, условное обозначение
равнин и гор на карте). Особенности
поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море,
река, озеро, пруд); использование
человеком. Водоемы родного края
(названия, краткая характеристика на
основе наблюдений). Воздух — смесь газов.
Свойства воздуха. Значение воздуха для
растений, животных, человека. Вода.
Свойства воды. Состояния воды, ее
распространение в природе, значение для
живых организмов и хозяйственной
жизни человека. Круговорот воды в
природе. Полезные ископаемые, их
значение в хозяйстве человека,
бережное отношение людей к полезным
ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2—3 примера). Почва, ее
состав, значение для живой природы и
для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части
растения (корень, стебель, лист, цветок,
плод, семя). Условия, необходимые для
жизни растения (свет, тепло, воздух,
вода). Деревья, кустарники, травы.
Дикорастущие и культурные растения.
Роль растений в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к
растениям. Растения родного края,
названия и краткая характеристика на
основе наблюдений. Грибы: съедобные и
ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия,
необходимые для жизни животных
(воздух, вода, тепло, пища). Насекомые,
рыбы, птицы, звери, их отличия.
Особенности питания разных животных
(хищные, растительноядные, всеядные).
Размножение животных (насекомые,
рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние
животные. Роль животных в природе и
жизни людей, бережное отношение
человека к животным. Животные
родного края, названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем — единство живой и
растения. Садовые, огородные и полевые
растения – кормильцы человека. Фрукты
и овощи. Съедобные части растений.
Человек, как и животное: дышит, питается и
рождает детенышей. Сходство человека с
животными. Знакомство с различным
назначением частей тела человека.
Человек – разумное существо.
Изготовление вещей. Поступки,
свойственные разумному существу. Забота
о природе.
Экология – наука о том, как жить в мире
с природой, не нарушая ее законов. Правила
поведения в природе. Задания учащимся на
сообразительность: что можно, а чего
нельзя делать в природе. Бережное
отношение к окружающему миру.
Последовательность событий и ее
причины.. причины и следствие.
Осень. Признаки осени: похолодание,
короткий день, листопад, лед на лужах.
Окраска листьев. Подготовка животных
к зиме. Зима. Признаки зимы. Погода
зимой. Снег, снежинка, сосулька,
морозные узоры. Животные и растения
зимой. Помощь животным. Весна.
Признаки весны: ледоход, таяние снега,
распускание листьев, прилет птиц, начало
цветения растений, гнездование птиц.
Цветы – первоцветы. Птицы и их гнезда.
Лето. Признаки лета: длинный день,
короткая ночь, яркое солнце, гром (гроза,
молния). Народные приметы. Все живое
приносит потомство, созревание плодов.
Грибы. Путешествие воды. Правила
поведения при грозе. Гнезда и логова
животных.
Органы чувств человека. Глаза – орган
зрения, уши – орган слуха, нос – орган
обоняния, язык – орган вкуса, кожа –
орган осязания. Память – хранилище
опыта. Ум. Помощь родителей и
учителей детям в узнавании мира. Книга
хранит знания и опыт людей.
Энциклопедия
Устройство человека. Основные системы
органов тела человека и их роль в жизни
организма. Кожа. Строение кожи. Кожа
и ее роль в защите от холода и жары,
внешних воздействий, микробов неживой природы (солнечный свет, воздух,
вода, почва, растения, животные).
Круговорот веществ. Взаимосвязи в
природном сообществе: растения —
пища и укрытие для животных;
животные — распространители плодов
и семян растений. Влияние человека на
природные сообщества. Природные
сообщества родного края (2—3 примера на
основе наблюдений). Природные зоны
России: общее представление; основные
природные зоны (климат, растительный и
животный мир, особенности труда и
быта людей, влияние человека на природу
изучаемых зон, охрана природы). Человек
— часть природы. Зависимость жизни
человека от природы. Положительное и
отрицательное влияние деятельности
человека на природу (в том числе на
примере окружающей местности).
Правила поведения в природе. Охрана
природных богатств: воды, воздуха,
полезных ископаемых, растительного и
животного мира. Заповедники,
национальные парки, их роль в охране
природы. Красная книга России, ее
значение, отдельные представители
растений и животных, занесенных в
Красную книгу. Посильное участие в
охране природы (изготовление простейших
кормушек, подкормка птиц, уход за
растениями и животными). Общее
представление о строении тела человека.
Системы органов (опорнодвигательная,
пищеварительная, дыхательная,
кровеносная, нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности организма.
Гигиена систем органов. Измерение
температуры тела человека.
(бактерий). Непостоянство условий во
внешней среде и постоянство условий
внутри организма. Потоотделение и его
роль в поддержании температуры тела.
Правила гигиены. Мозоли – защита от
истирания кожи. Кожа – орган чувств.
Чувствительность пальцев. Узоры на
ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет,
его преимущества и недостатки.
Непрерывный рост костей. Кости и их
прочность. Подвижность в позвоночнике
и плечевом суставе. Переломы, вывихи.
Как оказать первую помощь? Мышцы –
движители тела и его скелета.
Мышцы и сустав. Функции мышцы:
сокращение и расслабление. Физическая
усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и
жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод,
желудок, кишечник, печень. Правила
здорового питания. Пищеварение и его
роль в превращении пищи в универсальный
источник энергии и строительный
материал, общий всем живым
существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении
вредных веществ и лишней воды из клеток.
Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость,
глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена
дыхания. Как мы дышим? Как мы
разговариваем? Чихание и кашель.
Трахеит, бронхит, воспаление легких.
Круги кровообращения. Сердце – насос.
Артерии, вены и капилляры. Артериальная
и венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и ее транспортная функция внутри
организма. Перенос питательных веществ
и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь
и ее красный цвет. Почему при ранении из
человека не вытекает вся кровь?
Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг – орган управления. Нервная
система: мозг и нервы. Функция нервной
системы – быстрая и точная передача
сигналов управления от мозга к органам и
осведомительной информации о
состоянии органов к мозгу. Головной и
спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием,
сердцебиением, перевариванием пищи.
Полушария – самая главная часть мозга
человека. Наши ощущения. Мышление.
Железы внутренней секреции и выработка
гормонов, разносимых кровью по всему
организму. Гормон страха и опасности и
его действие.
Органы чувств. Глаза – органы зрения.
Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на
свету и в темноте. Восприятие глазами
движения. Защита зрения. Нос – орган
обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган
вкуса.
Кожа – орган осязания. Орган равновесия.
Боль – сигнал опасности.
Специфика чувствительных клеток и
отсутствие специфики проведения
сигнала по нервам.
Размножение – свойство живых
организмов. Эмбрион – орган матери.
Питание и дыхание эмбриона. Рождение.
Зависимость ребенка от матери.
Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы – возбудители болезней.
Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и
как он передается? Что такое простуда?
Почему корью, ветрянкой и скарлатиной
болеют один раз? Защита организма.
Высокая температура, ее причины.
Клетки крови – пожиратели микробов.
Прививки и их роль в спасении нас от
болезней. Медицина побеждает страшные
недуги. Болезни современного общества.
Физкультура – необходимый элемент
культуры цивилизованного человека.
Происхождение человека
Предки человека – человекообразные
обезьяны и их особенности.
Хорошо развитая рука, зрение и сложный
мозг. Двуногое передвижение,
вертикальная постановка тела,
освобождение рук от функций
передвижения и высоко посаженная
голова. Длительный период детства и
обучение. Основа выживания наших
предков – предвидение поведения врагов и
объектов питания в пространстве и
времени и коллективные действия.
Человек и его разум. Речь. Первобытное стадо как прообраз
человеческого общества. Обезьянолюди –
древнейшие люди нашей планеты.
Изготовление орудий труда. Хранение
орудий и изготовление их впрок – главная
предпосылка прогресса технологий.
Пользование огнем и разведение огня.
Коллективная охота на крупных зверей.
Разделение труда. Длительное обучение
детей и позднее их взросление.
Происхождение семьи.
Появление человека разумного.
Рукотворная природа.
Приручение и разведение домашних
животных, разведение культурных растений.
Породы и сорта. Искусственный отбор.
Животноводство и растениеводство, их роль
в хозяйстве человека. Вспашка,
севооборот, внесение удобрений, полив,
использование теплиц и ядохимикатов
позволяет увеличить урожай.
Изобретение рычага и его использование
для изготовления инструментов.
Наклонная плоскость и колесо и их
применение человеком. Клин, блок, ворот.
Вода, ее свойства (принимает форму
сосуда, выталкивающая сила, текучесть,
несжимаемость, способность
растворять). Изменение свойств воды при
нагревании и охлаждении. Сообщающиеся
сосуды – устройство водопровода.
Фильтрация. Устройство простейшего
парового двигателя, гидравлический пресс
и домкрат.
Воздух, его состав и свойства
(расширяется при нагревании, плохо
проводит тепло, малая плотность,
упругость). Воздушный шар. Обладает ли
воздух выталкивающей силой?
Горные породы и минералы, их
использование человеком. Свойства
горных пород и минералов (постоянная
форма, прочность, твёрдость).
Производство кирпича, цемента, бетона,
стекла. Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твердость,
пластичность, расширяются при
нагревании, проводят тепло и
электричество), добыча и использование.
Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование
различных металлов.
Торф, каменный уголь, нефть и природный
газ – ископаемое топливо, его
происхождение. Паровой двигатель.
Двигатель внутреннего сгорания,
ракетный двигатель.
Электричество в природе. Использование
электричества человеком. Магниты, их
особенности.
Звук, его свойства (высота звука и его
связь с вибрацией). Средства связи и
музыкальные инструменты. Свет, его
свойства (распространение по прямой,
преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у
человека. Изготовление синтетических
материалов. Искусственный спутник и
полет в космос. Изобретение
компьютеров, роботов и лазера и их роль в
жизни современного человека.
Присваивающее хозяйство наших предков.
Производящее хозяйство.
Создание искусственной экосистемы.
Нарушение круговорота веществ в
биосфере: накопление отходов
производства и жизнедеятельности,
загрязнение окружающей среды. Наша
Земля становится для нас все более
неожиданной и чужой. Экологическое
хозяйство будущего человека.
Человек и общество
Общество — люди, которых объединяет
общая культура и которые связаны друг с
другом совместной деятельностью во
имя общей цели. Человек — член
общества. Взаимоотношения человека с
другими людьми. Культура общения.
Уважение к чужому мнению. Человек
— создатель и носитель культуры.
Внутренний мир человека: общее
представление о человеческих свойствах
и качествах. Семья — самое близкое
окружение человека. Семейные
традиции. Взаимоотношения в семье и
взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым. Забота о
детях, престарелых, больных — долг
каждого человека. Хозяйство семьи.
школьник, его обязанности. Школа. Рука и
указательный палец простейший способ
общения. Рука. Указательный палец,
почему этот палец так называется? Речь
– основной способ общения людей.
Использование слова для называния
предмета, признака, действия.
Предметы, которые нельзя показать
пальцем (далекие, сказочные, предметы в
будущем).
Польза обмена знаниями между людьми.
Передача и накопление жизненного опыта
– основа благосостояния людей. Источник
жизненного опыта: собственный опыт,
знания других людей, «книги».
Понятия «справа», «слева», «посередине»,
«за», «перед», «спереди», «сзади»,
«вперед», «назад», «влево», «вправо», Родословная. Имена и фамилии членов
семьи. Составление схемы родословного
древа. Младший школьник. Правила
поведения в школе, на уроке. Обращение
к учителю. Классный, школьный
коллектив, совместная учеба, игры,
отдых. Друзья, взаимоотношения
между ними; ценность дружбы,
согласия, взаимной помощи. Правила
взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, культура поведения в
школе и других общественных местах.
Значение труда в жизни человека и
общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Транспорт
города или села. Наземный, воздушный и
водный транспорт. Правила пользования
транспортом. Средства связи: почта,
телеграф, телефон. Средства массовой
информации: радио, телевидение, пресса,
Интернет. Наша Родина — Россия,
Российская Федерация. Государственная
символика России: Государственный герб
России, Государственный флаг России,
Государственный гимн России; правила
поведения при прослушивании гимна.
Конституция — Основной закон
Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации — глава
государства. Праздник в жизни общества.
Новый год, День защитника Отечества, 8
Марта, День Победы, День России, День
защиты детей, День народного единства,
День Конституции. Россия на карте;
Государственная граница России. Москва
— столица России.
Достопримечательности Москвы:
Кремль, Красная площадь, Большой
театр и др. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с
Москвой (основание Москвы,
строительство Кремля и др.). Герб
Москвы. Расположение на карте. Города
России. СанктПетербург:
достопримечательности (Зимний дворец,
памятник Петру I — Медный всадник,
разводные мосты через Неву и др.), города
Золотого кольца России (по выбору).
Россия — многонациональная страна.
«выше», «ниже», «верх», «них». «раньше»,
«позже».
Предметы и их признаки. Признаки общие
с другими предметами и своеобразные.
Различение предметов по признакам.
Сравнение признаков данного предмета с
другими. Свойства предметов, их части и
действия с ними позволяют различать
предметы. Сочетания предметов.
Признаки сочетаний: предметы в
качестве признаков, предметы с
определенными признаками.
Твоя семья и ее состав. Взаимопомощь в
семье. Роль в семье каждого ее члена,
«профессии» членов ее семьи. Твоя помощь
семье. Какими качествами должна обладать
семья.
Друг и друзья. Общение как взаимодействие
людей, обмен мыслями, знаниями,
чувствами, взаимодействие друг на друга.
Значение общения в жизни человека. Умение
общаться. Роль вежливых слов в общении.
Улыбка и ее роль. Выражение приветствия и
прощания, благодарности, просьбы,
извинения, отказа, несогласия. Как нужно
слушать собеседника. Чудеса общения
(слушание, разговор, музыка, рисунки,
танцы и т.д.) Виды общение у человека и
животных, их сходство.
Город и его особенности. Жилой район:
дома, улицы, парки. Городской транспорт.
Взаимопомощь людей разных профессий –
основа жизни города. Путешествие по городу:
жилые районы, заводы и фабрики, деловой и
научный центр города, зона отдыха. Село, его
особенности. Жизнь людей в селах и деревнях.
Выращивание растений в огородах, садах и полях,
разведение домашних животных.
Взаимосвязь людей разных профессий в
процессе производства хлеба. Сказочный
герой Колобок и его путешествие.
Хозяйство человека. Роль природных богатств.
Добыча из подземных кладовых. Изготовление
вещей на заводах и фабриках.
Сельскохозяйственные растения и
животные, их помощь человеку. Сельское
хозяйство: растениеводство и животноводство.
Сфера обслуживания. Транспорт.
Человек и его внутренний мир
Человек – дитя природы и общества.
«Маугли» – человек, вне человеческого Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по
выбору). Уважительное отношение к
своему и другим народам. Родной край —
частица России. Родной город (село),
регион (область, край, республика):
название, основные
достопримечательности; музеи, театры,
спортивные комплексы и пр. Особенности
труда людей родного края, профессии.
Названия разных народов, проживающих
в данной местности, их обычаи,
характерные особенности быта.
Важные сведения из истории родного
края. История Отечества. Счет лет в
истории. Наиболее важные и яркие
события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические
периоды: Древняя Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР,
Российская Федерация. Картины быта,
труда, традиций людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди
разных эпох. Охрана памятников истории
и культуры. Посильное участие в охране
памятников истории и культуры своего
края. Страны и народы мира. Общее
представление о многообразии стран,
народов на Земле. Знакомство с 3—4
(несколькими) странами (с
контрастными особенностями): название,
расположение на политической карте,
столица, главные
достопримечательности.
общения. Основные психологические
отличия человека от животных.
Основные качества личности. Роль
сознания и воли в поведении человека.
Эмоции – их значение для человека и
правила их проявления.
Отличия чувств от эмоций. Роль
эмоциональных состояний в поведении
человека. Настроение. Тревожность.
Что такое характер. Черты характера
как устойчивые проявления
личности.
Человек и общество
Общество как взаимосвязь людей.
Конфликт. Причины и виды
конфликтов. Способы разрешения
конфликтов.
Правила поведения людей в обществе.
Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы.
Человечество – самая большая
социальная группа.
Права человека в обществе. Преступления
против личности. Права
ребенка. Защита прав ребенка.
Человек и история человечества
История человечества – возникновение и
изменения человеческого общества от
появления первых людей до наших дней.
Картина всемирной истории человечества
– смена нескольких эпох – «времен». Образ
развития общества как образ изменений в
технике, формах общества, правилах
морали: Первобытный мир, Древний мир,
Средние века, Новое время, Новейшее
время.
Человек и многоликое человечество
Единое человечество состоит из граждан
разных государств. Многообразие
государств планеты. Монархии и
республики. Демократические и
недемократические государства. Права
человека по участию в управлении
государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из разных
рас и разных народов. Национальность
человека. Права человека на развитие
своей народной культуры, равноправие
представителей разных рас и народов.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и
атеистов. Право человека на свободу
совести (выбрать любую религию или
быть атеистом). Религии мира – религии,
распространившиеся во многих народах
мира и ставшие частью мировой
общечеловеческой культуры.
Человек и единое человечество
Образ «мирового хозяйства»,
объединяющего все человечество.
Трудовая деятельность человека.
Собственность, доход, заработная
плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь
государств и народов планеты в
области производства и торговли.
Организация Объединенных Наций – как
сообщество почти всех государств
планеты. Задачи ООН, принципы
построения, практическая
работа на благо всего человечества. Один
из главных документов ООН –
«Декларация прав человека».
Общечеловеческие культурные
достижения и ценности, проблема их
сохранения и развития. Современное
олимпийское движение, значение для
современного человечества.
Все человечество объединяют глобальные
(всеобщие) проблемы
современности, которые угрожают
самому существованию человечества.
Путь человечества в XXI век. Будущее
зависит от каждого из нас.
Правила безопасной жизни
Режим дня школьника, чередование труда
и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Составление режима дня школьника.
Физическая культура, закаливание, игры
на воздухе как условие сохранения и
укрепления здоровья. Номера телефонов
экстренной помощи. Первая помощь при
легких травмах (ушиб, порез, ожог),
обморожении, перегреве. Дорога от дома
до школы, правила безопасного
поведения на улицах. Правила
дорожного движения. Поведение на
перекрестках, улицах, игровых
площадках. Знаки дорожного движения,
определяющие правила поведения
Загар и защита от солнечных лучей.
Переломы, вывихи. Как оказать первую
помощь?
Правила здорового питания.
Правила безопасного поведения в доме.
Опасные и ядовитые вещества. Как вести
себя на кухне, в ванне. Правила
использования электроприборов. Правила
противопожарной безопасности.
Осторожность при взаимоотношениях с
чужими и незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения на улице.
Светофор. Дорожные знаки. пешеходов, пассажиров. Правила
противопожарной безопасности,
основные правила обращения с газом,
электричеством, водой. Правила
безопасного поведения в природе в разное
время года.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬОРГАНИЗАТОР ОБЖ Дегтярёв А.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Окружающий мир
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.