Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
окружающий мир
4 кл
19.02.2018
Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс
Программа разработана на основе Федерального государ¬ственного образовательного стандарта начального общего обра¬зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи¬тания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир». Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на¬правлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание ме¬ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; -формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ¬ного многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса явля¬ются: 1) формирование уважительного отношения к семье, насе¬лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Рабочая программа_4 класс_окружающий мир.doc
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа   разработана   на   основе   Федерального   государственного   образовательного стандарта   начального   общего   образования,   Концепции   духовно­нравственного   развития   и воспитания   личности   гражданина   России,   Планируемых   результатов   начального   общего образования,   Примерных   программ   начального   образования   и   авторской   программы А.А.Плешакова «Окружающий мир». Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: ­ формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально­научного   познания   и   эмоционально­ценностного   осмысления   ребёнком   личного опыта общения с людьми и природой; ­формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде ­   духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   личности   гражданина   России   в   условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Освоение   курса   «Окружающий   мир»   вносит   существенный   вклад   в   достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1)   формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   чувства   гордости   за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;   формирование   ценностей   многонационального   российского   общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2)   формирование   целостного,   социально   ориентированного   взгляда   на   мир   в   его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4)   овладение   начальными   навыками   адаптации   в   динамично   изменяющемся   и развивающемся мире; 5)   принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов   учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8)   развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 2 Изучение   курса   «Окружающий   мир»   играет   значительную   роль   в   достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:  1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  определять наиболее  эф­ фективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  6)   использование   знаково­символических   средств   представления   информации   для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7)   активное   использование   речевых   средств   и   средств   информационных   и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8)   использование   различных   способов   поиска   (в   справочных   источниках   и  открытом учебном   информационном   пространстве   сети   Интернет),   сбора,   обработки,   анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9)   овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11)   определение   общей   цели   и   путей   её   достижения;   умение   договариваться   о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в   совместной   деятельности,   адекватно   оценивать   собственное   поведение   и   поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и   явлений   действительности   (природных,   социальных,   культурных,   технических   и   др.)   в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;  13)   овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями,   отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14)   умение   работать   в   материальной   и   информационной   среде   начального   общего образования   (в   том   числе   с   учебными   моделями)   в   соответствии   с   содержанием   учебного предмета «Окружающий мир». При   изучении   курса   «Окружающий   мир»   достигаются   следующие  предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3)   осознание   целостности   окружающего   мира,   освоение   основ   экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение  доступных  способов изучения  природы  и общества  (наблюдение,  запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных ар­ хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире. 3 Планируемые результаты базового уровня приводятся в блоке «Выпускник научится», планируемые   результаты  повышенного  уровня  –  в  блоке   «Выпускник  получит  возможность научиться». Человек и природа Выпускник научится:  узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;  описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;  сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;  проводить   несложные   наблюдения   в   окружающей   среде   и   ставить   опыты,   используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;  использовать  естественно­научные  тексты (на бумажных  и   электронных   носителях,   в   том числе в контролируемом Интернете) с целью  поиска  информации,  ответов  на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;  использовать   различные   справочные   издания   (словарь  по   естествознанию,   определитель растений и животных на основе иллюстраций,  атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;  использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;  обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой  природе;   использовать их для объяснения  необходимости бережного отношения  к природе;  определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;  понимать   необходимость   здорового   образа   жизни,   соблюдения   правил   безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник   в   совместной   деятельности   с   учителем   получит   возможность научиться:  использовать     при     проведении     практических   работ  инструменты       ИКТ (фото­   и   видеокамеру,   микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;  моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;  осознавать   ценность   природы   и   необходимость   нести   ответственность   за   её сохранение,   соблюдать   правила   экологичного   поведения   в   школе   и   в   быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;  пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять  режим  дня, правила рационального  питания и личной гигиены;  выполнять   правила   безопасного   поведения   в   доме,   на  улице,   природной   среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;  планировать,     контролировать     и   оценивать   учебные  действия   в   процессе познания   окружающего   мира   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и условиями её реализации. Человек и общество Выпускник научится:  узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности  столицы   и   родного   края;   находить   на   карте   мира   Российскую 4 Федерацию, главный город;   на   карте   России   —   Москву,   свой   регион   и   его  различать   прошлое,   настоящее,   будущее;   соотносить   изученные   исторические   события   с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;  используя   дополнительные   источники   информации   (на  бумажных   и   электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу   жизни,   обычаям   и   верованиям   своих   предков;   на   основе  имеющихся   знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;  оценивать   характер   взаимоотношений   людей   в   различных   социальных   группах   (семья, общество   сверстников,   этнос), в том числе  с позиции  развития  этических  чувств, доб­ рожелательности   и   эмоционально­нравственной   отзывчивости,   понимания   чувств   других людей и сопереживания им;  использовать   различные   справочные   издания   (словари,   включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации,   ответов   на   вопросы,   объяснений,   для   создания  собственных  устных  или письменных высказываний.  энциклопедии, Выпускник   в   совместной   деятельности   с   учителем   получит   возможность научиться:  осознавать   свою   неразрывную   связь   с   разнообразными   окружающими социальными группами;  ориентироваться   в   важнейших   для   страны   и   личности   событиях   и   фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;  наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной   деятельности  на   благо   семьи,   в   интересах   образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;  проявлять   уважение   и   готовность   выполнять   совместно   установленные договорённости и правила, в том числе     правила     общения     со     взрослыми     и сверстниками       в  официальной   обстановке,   участвовать     в   коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;  определять   общую   цель   в   совместной   деятельности   и  пути     её   достижения, договариваться     о   распределении   функций   и   ролей,   осуществлять   взаимный контроль   в   совместной   деятельности,     адекватно   оценивать   собственное поведение и поведение окружающих. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Земля и человечество (10 ч) Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы. Мир   глазами   географа.   Что   изучает   география.   Изображение   Земли   с   помощью   глобуса   и географической   карты.   Распределение   солнечного   тепла   на   земле   и   его   влияние   на   живую природу. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое   и   настоящее   глазами   эколога.   Представление   о   современных   экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами. 5 Природа России (11 ч) Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи   в   природе,   приспособленность   организмов   к   условиям   обитания   в   разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями.   Экологические   проблемы   каждой   из   природных   зон,   охрана   природы,   виды растений   и   животных,   внесенные   в   Красную   книгу   России.   Необходимость   бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление   об   экологическом   равновесии   и   необходимости   его   учета   в   процессе хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.  Родной край — часть большой страны (13 ч) Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы   земной   поверхности   в   нашем   крае.   Изменение   поверхности   края   в   результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные   ископаемые   нашего   края,  их   основные   свойства,   практическое   значение,   места   и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных   различных   сообществ.   Экологические   связи   в   сообществах.   Охрана   природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем   крае,   его   отрасли   (полеводство,   овощеводство,   плодоводство,   цветоводство).   Сорта культурных   растений.   Представление   о   биологической   защите   урожая,   ее   значении   для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Экскурсии:   знакомство   с   растениями   и   животными   леса,   их   распознавание   в   природных условиях с помощью атласа­определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание   в   природных   условиях   с   помощью   атласа­определителя;   знакомство   с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с по­ мощью атласа­определителя. Практические   работы:   знакомство   с   картой   края;   рассматривание   образцов   полезных ископаемых   своего   края,   определение   их   свойств;   рассматривание   гербарных   экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа­определителя; знакомство с культурными растениями края. Страницы всемирной истории (5 ч) Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний   мир;   древние   сооружения   —   свидетельства   прошлого.   Средние   века;   о   чем рассказывают  христианский   храм,   мусульманская   мечеть,   замок   феодала,   дом   крестьянина. Новое   время;     достижения   науки   и   техники,   объединившие   весь   мир;   пароход,   паровоз, железные   дороги,   электричество,   телеграф.   Великие   географические   открытия.   Новейшее 6 время. Представление о скорости перемен в  XX  в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. Страницы истории России (20 ч) Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо­ западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв. Наше   Отечество   в  XVI  —XVII  вв.   Патриотический   подвиг   Кузьмы   Минина   и   Дмитрия Пожарского.   Утверждение   новой   царской   династии   Романовых.   Освоение   Сибири.   Зем­ лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в  Россия в XVIII в. Петр Первый — царь­преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в  XIX  — начале  XX  в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь­освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX ­ начале XX в. Россия   в  XX  в.   Участие   России   в   Первой   мировой   войне.   Николай   Второй   —   последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30­е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник. Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90­е гг. XX в. Культура  России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия:   знакомство   с   историческими   достопримечательностями   родного   края   (города, села). Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах. Современная Россия (9ч) Мы   —   граждане   России.   Конституция   России   —   наш   основной   закон.   Права   человека   в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы   России:   Дальний   Восток,   Сибирь,   Урал,   Север   Европейской   России,   Центр Европейской   России,   Юг   Европейской   России.   Природа,   хозяйство,   крупные   города,   исто­ рические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.   7 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ I четверть – 17 час Тема Земля и человечество Природа России Кол­ во часов 10 7 № п/п 1. 2.  II четверть – 14 час Тема Природа России Родной край – часть  большой страны № п/п 1. 2. 3. 4. Тесты Проекты Проверочные работы 2 1 3 Тесты Проекты Экскурсии Кол­ во часов № п/п 1. 2. 3. 4. 4 10 4 1 1 III четверть ­20 час Тема Кол­ во часов № п/ п IV четверть ­17 час Тема Родной край – часть  большой страны Страницы всемирной  истории Страницы истории России Тесты Проекты Презентации Проверочные работы 3 5 12 5 1 1 3 1. Страницы истории России 2. Современная Россия Тесты Проекты Презентации Экскурсии ВПР Кол ­во час ов 8 9 2 2 1 1 1 9 10 № п/п 10 1 2 3 4 5 6 7 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДАТА План Факт  Название темы урока Основные виды деятельности Земля  и человечество 01.09 01.09   Мир астронома.  глазами 05.09 05.09 Планеты Солнечной системы.  08.09 08.09 Звёздное   небо   – Великая   книга Природы.  Проект 12.09 12.09   Мир географа.  глазами 15.09 15.09   Мир историка  глазами 19.09 19.09 Когда   и   где? Тестовая работа 22.09 22.09   Мир эколога.   глазами Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами   раздела.   Извлекать   из   текста   учебника   цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в   правильной   последовательности,   моделировать   строение Солнечной системы.  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. На   основе   схемы   строения   Солнечной   системы характеризовать   планеты,   перечислять   их   в   порядке увеличения   и   уменьшения   размеров,   осуществлять   Различать   планеты   и   их   спутники. самопроверку. Анализировать   схемы   вращения   Земли   вокруг   своей   оси   и обращения   вокруг   Солнца.   Устанавливать   причинно­ следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи,   сменой   времён   года.   Извлекать   из   Интернета информацию   об   исследованиях   астрономов   и   готовить сообщения  Изучать   по   учебнику   правила   наблюдения   звёздного   неба, соотносить   их   с   собственным   практическим   опытом, находить   на   карте   звёздного   неба   знакомые   созвездия. Моделировать   изучаемые   созвездия.   Выполнять   задания электронного   приложения   к   учебнику.   Работать   с терминологическим словариком  Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить   условные   знаки   на   карте   полушарий.   Обсуждать значение глобуса  и  карт в жизни человечества.  Составлять рассказ   о   географических   объектах   с   помощью   глобуса   и карты полушарий. Извлекать информацию о географических объектах   из   дополнительных   источников   и   Интернета   и готовить сообщения о них.  Составлять   рассказы   о   мире   с   точки   зрения   историка. Характеризовать   роль   исторических   источников   для понимания   событий   прошлого.   Обсуждать   роль   бытовых предметов   для   понимания   событий   прошлого.   Работать   с терминологическим   словариком.   Готовить   сообщение   о прошлом своего региона, города (села)  Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся   ранее   исторические   события.   Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую   карту,   рассказывать   по   ней   об  исторических событиях  Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать современные   экологические   проблемы,   предлагать   меры   по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения. 11 27.09 27.09 Природное сообщество «Водоем».     Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие    Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная   книга. Проверочная работа 8 9 10 29.09 29.09 04.10 04.10 11 11 06.10   Равнины   и   горы России.  12 11.10 13 13.10     Моря,   озёра   и реки России  Природные   зоны России.  Изучать экологический календарь  Наблюдать объекты и явления природы. Определять   природные   объекты   с   помощью   атласа­ определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать   результаты   наблюдений,   сделанных   в   разных природных сообществах  Рассказывать   о   причинах   появления   Списка   Всемирного наследия.   Различать   объекты   Всемирного   природного   и культурного   наследия.   Знакомиться   по   карте­схеме   с наиболее   значимыми   объектами   Всемирного   наследия, определять их по фотографиям. Читать в учебнике текст об одном   из   объектов   Всемирного   наследия,   использовать   его как образец для подготовки собственных сообщений. Извлекать   из   дополнительной   литературы,   Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и готовить о них сообщения  Знакомиться   по   рисунку   учебника   с   животными   из Международной Красной книги. Читать в учебнике текст о животном из Международной Красной книги и использовать его   как   образец   для   подготовки   собственных   сообщений. Извлекать   из   дополнительной   литературы,   Интернета информацию о животных из Международной Красной книги и готовить   о   них   сообщения.   Подготовка   сообщения   о животных из Международной Красной книги. Моделирование в виде схемы воздействие человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе  Природа  России Находить   и   показывать   на   физической   карте   России изучаемые  географические  объекты,   рассказывать  о  них  по карте. Различать   холмистые   и   плоские   равнины.   Характеризовать формы  земной  поверхности  России,  рассказывать  о  них по личным   впечатлениям.   Извлекать   из   дополнительной литературы,   Интернета   сведения   об   изучаемых географических объектах, готовить сообщения. Выполнять на компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Находить   и   показывать   на   физической   карте   России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте. Различать   моря   Северного   Ледовитого,   Тихого   и Атлантического   океанов.   Характеризовать   особенности изучаемых водных объектов. Находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями.  Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять на карте природные зоны   России,   высказывать   предположения   о   причинах   их смены, осуществлять самопроверку. Устанавливать   причинно­следственные   связи   между освещённостью   Солнцем   поверхности   Земли   и   сменой природных   зон;   работать   со   схемой   освещённости   Земли солнечными лучами. Находить   на   карте   природных   зон   области   высотной 12 14 15 16 18.10   Зона  арктических пустынь. Тестовая работа 20.10   Тундра.   25.10 17 27.10     Леса России.   Растения животные леса.     и поясности  Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку. Выявлять   взаимосвязь   природных   особенностей   зоны арктических пустынь и её оснащённости солнечными лучами. Определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях   в   изучаемой   природной   зоне,   моделировать характерные цепи питания. Рассказывать   об   освоении   природных   богатств   в   зоне арктических   пустынь   и   возникших   вследствие   этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону арктических пустынь по плану. Извлекать   из   дополнительной   литературы,   Интернета сведения   о   животном   мире   изучаемой   зоны,   готовить сообщения  Сравнивать   общий   вид   тундры   и   арктической   пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте   природных   зон   зону   тундры,   рассказывать   о   ней   по карте. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами. Рассматривать   в   гербарии   и   на   рисунке   растения   тундры, выявлять   черты   их   приспособленности   к   условиям   жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать   экологические   связи   в   зоне   тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания. Характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь. Изготавливать макет участка тундры. Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте. Устанавливать   зависимость   особенностей   лесных   зон распределения тепла и влаги. Знакомиться с природой лесных зон; определять с помощью атласа­определителя   растения   лесов;   моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу тундры и лесных зон. Находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения.  Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить. Развивать мышление, память.  Учить группировать предметы по признакам;   Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас. С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей. Обсуждать  экологические  проблемы  леса,   предлагать   меры по его охране. Обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне». существенным     13 Извлекать   из   дополнительной   литературы   и   Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России. Готовить сообщения. Совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный   парк   «Лосиный   остров»,   обсуждать экологические проекты этого парка. Характеризовать лесные зоны по плану  Находить и показывать на карте природных зон зону лесов, рассказывать о ней по карте. Сравнивать   общий   вид   леса   и   степи,   описывать   степь   по фотографиям. Устанавливать   зависимость   особенностей   степной   зоны   от распределения тепла и влаги. Знакомиться   с   растительным   и   животным   миром   степей, рассказывать об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения. Извлекать   из   дополнительной   литературы   и   Интернета информацию   о   растениях   и   животных   степей,   готовить сообщения. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные   заповедники,   обсуждать   экологические   проекты учёных в этих заповедниках  Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте. Устанавливать   зависимость   природы   полупустынь   от распределения тепла и влаги. Знакомиться   с   растительным   и   животным   миром   пустынь, рассказывать   об   экологических   связях   в   пустыне, моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения. Изготавливать макет участка пустынь  Находить   и   показывать   на   карте   природных   зону субтропиков, рассказывать о них по карте. Устанавливать субтропической зоны. Знакомиться   с   растительным   и   животным   миром Черноморского   побережья   Кавказа,   рассказывать   об экологических   связях.   Обсуждать   правила   безопасности   во время   отдыха   у   моря,   экологические   проблемы Черноморского побережья Кавказа. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий  г. Сочи, в национальный парк «Сочинский». Обсуждать   рассказ   «В   пещере»   из   книги   «Великан   на поляне». Работать с терминологическим словариком  Родной край ­ часть большой  страны своеобразия причины       природы 14 08.11   Лес и человек.   10.11   15.11     Зона Тестовая работа степей. Тестовая   работа (10 мин) Пустыни.  18 19 20 21 17.11   Тестовая   работа (10 мин) У Чёрного моря.   13 22.11 24.11     Родной   край   – часть   большой страны.     Наш Экскурсия край. 29.11   Поверхность нашего края  01.12   Водные богатства нашего края  06.12   Наши   подземные богатства. Проект. 22 23 24 25 26 27 08.12 28 13.12     Земля   кормилица. Тестовая работа – Жизнь леса   Наблюдать объекты и явления природы. Определять   природные   объекты   с   помощью   атласа­ определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать   результаты   наблюдений,   сделанных   в   разных природных сообществах  Знакомиться   с   политико­административной   картой   России; находить на политико­административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по предложенному плану  Описывать   по   своим   наблюдениям   формы   земной поверхности   родного   края;   находить   на   карте   региона основные   формы   земной   поверхности,   крупные   овраги   и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края. Интервьюировать  взрослых  о формах поверхности  рядом с городом   (селом),   о   наличии   оврагов   и   истории   их возникновения  Составлять   список   водных   объектов   своего   региона; описывать одну из рек по плану; составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда). Моделировать значение водных богатств в жизни людей. Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов. Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Определять   полезное   ископаемое,   изучать   его   свойства, находить   информацию   о   применении,   местах   и   способах добычи   полезного   ископаемого;   описывать   изученное полезное   ископаемое   по   плану;   готовить   сообщение   и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. Выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе. Извлекать   из   краеведческой   литературы   сведения   о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых  Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв   своего   региона;   изготавливать   макет   разреза   почвы; доказывать   огромное   значение   почвы   для   жизни   на   Земле, осуществлять самопроверку. Извлекать   из   краеведческой   литературы   информацию   об охране почв в регионе  Определять   с   помощью   атласа­определителя   растения смешанного   леса   в   гербарии;   узнавать   по   иллюстрациям   в учебнике   представителей   лесного   сообщества;   выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края. Моделировать   цепи   питания,   характерные   для   лесного 15 сообщества региона. Обсуждать   нарушения   экологических   связей   в   лесном сообществе   по   вине   человека,   предлагать   пути   решения экологических проблем. Характеризовать   лесное   сообщество   региона   по   данному   в учебнике плану. Наблюдать   за   жизнью   леса,   определять   его   обитателей   с помощью атласа­определителя  Описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии;   знакомиться   с   животными   луга   по   иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу. Рассказывать   по   своим   наблюдениям   о   луговых   растениях, животных и грибах своего региона. Моделировать   цепи   питания   на   лугу,   осуществлять взаимопроверку и коррекцию. Характеризовать луговое сообщество по плану. Сравнивать природные особенности леса и луга. Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по   вине   человека,   предлагать   пути   решения   экологических проблем. Составлять памятку «Как вести себя на лугу». Наблюдать   за   жизнью   луга,   определять   его   обитателей   с помощью атласа­определителя  Описывать   водоём   по   фотографии;   определять   с   помощью атласа­определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям   учебника   живые   организмы   пресных   вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме. Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края. Моделировать   цепи   питания   в   пресноводном   сообществе своего региона. Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по плану. Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде. Наблюдать   за   жизнью   пресного   водоёма,   определять   его обитателей с помощью атласа­определителя  Выявлять   зависимость   растениеводства   в   регионе   от природных условий. Знакомиться   по   материалам   учебника   и   краеведческой литературе   с   одной   из   отраслей   растениеводства,   готовить сообщения, представлять их классу. Определять   с   помощью   иллюстраций   учебника   полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур. Различать   сорта   культурных   растений   (на   примерах, характерных для региона)  Наблюдать   за   весенними   работами   в   поле,   огороде,   саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений  Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать   правильность/неправильность   предложенных ответов. Адекватно   оценивать   свои   знания   в   соответствии   с 16 29 30 31 15.12   Жизнь луга   20.12   Тестовая   работа (10 мин) Жизнь   в   пресных водах.   22.12 32 10.01     Растениеводство в нашем крае.   Проверим   себя   и оценим свои достижения. 12.01   Животноводство в нашем крае  33 34 17.01   Презентация проектов.   5 35    19.01   Начало   истории человечества. Тестовая работа 24.01   Мир   древности: далёкий и близкий    36 37 26.01   Средние   века: время   рыцарей   и замков  38 31.01   Новое время: встреча Европы и   набранными баллами  Выявлять   зависимость   животноводства   в   регионе   от природных условий. Знакомиться   по   материалам   учебника   и   краеведческой литературе   с   одной   из   отраслей   животноводства,   готовить сообщения, представлять их классу. Различать   породы   домашних   животных   (на   примерах, характерных для региона). Наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе   по   уходу   за   домашними   сельскохозяйственными животными  Извлекать информацию из дополнительных источников. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых. Готовить   иллюстрации   для   презентации   проекта (фотографии, слайды, рисунки). Готовить тексты сообщений. Выступать с сообщением в классе. Оценивать   свои   достижения   по   выполнению   проекта   и достижения товарищей  Страницы всемирной истории Знакомиться   с   разворотом   «Наши   проекты»,   выбирать проекты для выполнения. Определять   по   «ленте   времени»   длительность   периода первобытной истории. Обсуждать роль огня и приручения животных. Рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона  Определять по «ленте времени» длительность Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств. Извлекать   информацию   из   учебника,   анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе. Обобщать   сведения   о   древних   государствах,   их   культуре, религиях, выявлять общее и отличия. Понимать   роль   появления   и   развития   письменности   в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности  Сопоставлять   длительность   исторических   периодов   Древнего мира   и   средневековья,   определять   по   «ленте   времени» длительность средневековья. Находить   на   карте   местоположение   крупных   городов, возникших в средневековье. Описывать   достопримечательности современных городов. Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и средневековья. Развивать   воображение,   реконструируя   быт   и   рыцарские турниры средневековья. Сопоставлять   мировые   религии,   выявлять   их   сходство   и различия: место и время их возникновения, особенности храмов  Определять   по   «ленте   времени»   длительность   периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего   фотографиям средневековые   по 17 02.02   20 07.02   09.02   39 40 41 42 14.02 43 16.02     Америки  Новейшее   время: история продолжается сегодня. Проект. Жизнь   древних славян    Во Древней Руси  времена Страна городов  книжной   Из сокровищницы Древней Руси  мира и средневековья. Сопоставлять жизненную философию людей в средневековье и в Новое время. Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени. Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, средневековья и Нового времени. Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества. Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время  Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени. Характеризовать   значение   исследования   Арктики   и Антарктики для развития науки. Рассказывать о развитии парламентаризма и республиканской формы правления. Рассказывать   о   об   освоении   космоса,   об   изобретении ядерного оружия, Первой и Второй мировой войнах  Страницы истории  России Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян. Моделировать древнеславянское жилище  Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширении территории государства в IХ – ХI веках. Характеризовать систему государственной власти в  IХ – ХI веках в Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси.  Обсуждать   причину   введения   на   Руси   христианства   и значение Крещения. Анализировать   былину   об   Илье   Муромце   как   отражение борьбы Древней Руси с кочевниками  Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать   их   местоположение,   оборонительные сооружения,   занятия   горожан,   систему   правления,   находки берестяных грамот в Новгороде. Развивать   воображение,   реконструируя   жизнь   древних новгородцев. Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде. Характеризовать   значение   летописи   об   основании   Москвы как исторического источника  Обсуждать   роль   создания   славянской   письменности   для распространения культуры в Древней Руси. Характеризовать   состояние   грамотности   на   Руси   после создания славянской азбуки. Выявлять роль летописей для изучения истории России. Характеризовать   оформление   рукописных   книг   как памятников древнерусского искусства. Сопоставлять   оформление   древнерусских   книг   с современными. 18 44 45 46 47 48 49 50 21.02   Трудные   времена на Русской земле  28.02   Русь   расправляет крылья   02.03   Куликовская битва. 07.03     Третий. Иван Тестовая работа 14.03 16.03     Мастера печатных дел  Патриоты России  21.03   Пётр Великий  Обсуждать   роль   рукописной   книги   в   развитии   русской культуры  Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Обсуждать   причины   поражения   Древней   Руси   в   ходе монгольского нашествия. Описывать   по   иллюстрациям   учебника   вооружение древнерусских и монгольских воинов. Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. По иллюстрациям учебника сравнивать вооружение русских и немецких рыцарей. Выказывать своё отношение к личности Александра Невского Приводить   факты   возрождения   северо­восточных   земель Руси. Рассказывать о Москве Ивана Калиты. Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы. Обсуждать,   какие   личные   качества   Ивана   Калиты   сыграли роль в успехе его правления  Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск. Составлять план рассказа о Куликовской битве. Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы. Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского. Рассказывать о поединках богатырей  Рассказывать  об изменении  политики в отношении  Золотой Орды. Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы. Обсуждать значение освобождения от монгольского ига. Отмечать   на   «ленте   времени»   даты   освобождения   от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство  Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России. Сопоставлять   современные   и   первопечатные   учебники   по иллюстрациям. Развивать   воображение,   «обучая   грамоте»   учеников   ХVII века  Обсуждать   значение   организации   народного   ополчения   и освобождения Москвы от польской интервенции. Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы. Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения Извлекать   из   дополнительной   литературы   и   Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике. Описывать достопримечательности Санкт­Петербурга. Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим. Отмечать   на   «ленте   времени»   год   основания   Санкт­ Петербурга, год, когда Россия стала империей. Находить на карте приобретения города, основанные Петром I. Выказывать своё отношение к личности Петра Великого  19 51 52 53 54 55 23.03   Михаил Васильевич Ломоносов  04.04   Екатерина Великая.   06.04   Отечественная война 1812 года  11.04   Страницы истории века. работа   XIX   Тестовая 13.04 56 18.04     Россия вступает в XX   век. Страницы истории   1920   – 1930­х годов Великая   война   и великая Победа   почему   война   1812   года   называется Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове. Прослеживать по карте путь М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры Отмечать   на   «ленте   времени»   дату   основания   Московского университета. Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В. Ломоносова  Обсуждать,   заслуженно   ли   Екатерина   Вторая   стала называться Великой. Описывать достопримечательности Петербурга. Сравнивать положение разных слоёв российского общества. Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва. Прослеживать по карте рост территории государства. Рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове. Извлекать   из   Интернета   сведения   о   Петербурге,   Москве, других городах России в ХVIII веке  Отмечать   на   «ленте   времени»   Отечественную   войну   1812 года. Обсуждать, Отечественной. Обсуждать,   почему   после   Отечественной   войны   1812   года был   воздвигнут   на   Красной   площади   памятник   Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Извлекать   из   Интернета   сведения   о   биографии   героев Отечественной   войны   1812   года,   готовить   доклады, презентовать их в классе  В   ходе   самостоятельной   работы   (по   группам)   над   темами «Декабристы»,   «Освобождение   крестьян»,   «Петербург   и Москва»   изучать   текст   учебника,   готовить   сообщения   и презентовать их на уроке. Работать   с   историческими   картами,   находить   на   карте Транссибирскую магистраль. Сопоставлять исторические источники. Извлекать   из   краеведческой   литературы   сведения   о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе  Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Составлять   план   рассказа   о   событиях   начала  XX  века   и рассказывать о них по плану. Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли   Октябрьская   революция   и   Гражданская   война   в судьбе семьи. Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с учёным, каким он видит наступивший век Знакомиться   по   карте   СССР   с   административно­ территориальным устройством страны. Сравнивать   гербы   России   и   СССР   по   иллюстрациям, знакомиться с символикой герба СССР. Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Знакомиться   по   фотографиям   в   Интернете   с   обликом 20 57 58 59 20.04   Великая   война   и великая Победа  25.04   Всероссийская проверочная работа. 27.04   Страна, открывшая путь в космос.   9 60 04.05   Основной   закон России   и   права человека  11.05   Мы   –   граждане России  61 62 16.05 63 18.05     Славные символы России    разные Такие праздники. Тестовая работа довоенных станций метро. Составлять   план   рассказа   о   ходе   Великой   Отечественной войны, рассказывать о ней по плану. Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны. Делиться   впечатлениями   от   фотографий   военных   лет   и   от картин на тему войны и Парада Победы  Выяснять   в   краеведческом   музее,   какой   вклад   внёс   город (село) в Победу. Интервьюировать   старших   членов   семьи   об   их   участии   в войне, как они встретили День Победы в 1945 году  Извлекать   из   дополнительной   литературы,   Интернета информацию об освоении космоса. Интервьюировать   старших   членов   семьи   о   том,   как   они запомнили день 12 апреля 1961 года. Прослушивать   в   записи   песни,   посвящённые   полёту   Юрия Гагарина. Знакомиться с репродукциями картин космонавта А..Леонова на космическую тему. Интервьюировать   старших   членов   своей   семьи   о послевоенной   истории   страны   и   их   участии   в   развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве   необходимые   фотографии,   готовить   сообщение   и презентовать его в классе  Современная  Россия Находить   на   политико­административной   карте   РФ   края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. Готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе  Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства. Следить   за   государственными   делами   по   программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации. Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры)  Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей,  символикой,  отличать герб России  от гербов других государств. Знакомиться   с   Государственным   флагом   России.   Его историей, с Красным знаменем Победы. Обсуждать, зачем государству нужны символы. Моделировать символы своего класса, семьи  Знакомиться   с   праздниками   и   Памятными   днями   России, обсуждать их значение для страны и каждого его гражданина. Выяснять,   используя   краеведческую   литературу,   какие 21 23.05 25.05 30.05 01.06         64 65 66 67 68   Проверим   себя   и свои оценим достижения   за второе полугодие.   Путешествие   по России (по Дальнему Востоку, просторах Сибири)  на     Путешествие   по России (по Уралу, по северу европейской России)    Путешествие   по России (по Волге, по югу России)  06.06   Презентация проектов    со   взрослыми: праздники отмечаются в крае. Работать   календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей  Выполнять задания; проверять свои знания    составлять Знакомиться   по   материалам   учебника   и   дополнительной литературе с регионами, городами, народами России. Совершать виртуальные экскурсии по Дальнему Востоку, по просторам   Сибири   с   помощью   Интернета,   посещать   музеи, осматривать памятники истории и культуры. Рассказывать   по   личным   впечатлениям   о   разных   уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры. Совершать   виртуальные   экскурсии   по   Уралу,   по   северу европейской   России   с   помощью   Интернета,   посещать   музеи, осматривать памятники истории и культуры. Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры. Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику. Совершать виртуальные экскурсии по Волге, по югу России с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Рассказывать   по   личным   впечатлениям   о   разных   уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры. Извлекать   информацию   из   дополнительных   источников   и Интернета. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий. Интервьюировать   старших   членов   семьи,   других   взрослых. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их   наглядными   материалами.   Обсуждать   выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся  22 23

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.