Рабочая программа "Окружающий природный мир" 1 класс
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
естествознание
1 кл
29.08.2017
Рабочая программа "Окружающий природный мир" по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) 1 класс. Программа содержит тематическое планирование для надомного обучения, планируемые результаты обучения в соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
Окружающий природный мир.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сычевская средняя общеобразовательная школа имени К. Ф. Лебединской»
«Принято»
Руководитель МО
________________/Нечаева Н. И./
«___» ____________ 2016 г.
«Утверждаю»
Директор школы
____________/Никонова И. В./
Приказ №________ от
«___» ___________ 2016 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий природный мир»
для начальной ступени обучения
33 часа
1 класс
составлена на основе программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
под редакцией В.В. Воронковой
Составитель:
Кудина Вера Александровна,
учитель начальных классов, высшей квалификационной категории Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» составлена на основании следующих нормативно – правовых
20162017 учебный год
Пояснительная записка
документов:
Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 14 классы/ под
редакцией В.В. Воронковой – 8ое изд. – М.; Просвещение, 2013.
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Кудрина С.В. Окружающий мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М.: ВЛАДОС,2014
Кудрина С.В. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
Программа обеспечена учебно методическим комплектом:
М.:ВЛАДОС,2013
Цель:
формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
формирование временных представлений;
формирование представлений о растительном и животном мире.
Наряду с вышеуказанными задачами решаются и специальные коррекционные задачи:
развивать наблюдательность и любознательность;
формировать нравственное поведение детей в природе;
воспитать эстетическое отношение к природе, способность видеть красоту родной природы;
учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы; развивать ощущения, восприятия, представления;
создать у детей предпосылки к развитию речи;
формировать умение высказывать свои потребности с помощью жестов и мимики;
формировать навыки адекватного реагирования на речь взрослого;
побуждать к эмоциональнозвуковому выражению чувств;
учить пониманию речи и жестов;
развивать мышление и память в процессе общения с взрослым на основе обогащения представлений об окружающем.
Общая характеристика учебного предмета
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный
программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её
многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения
ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается
отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений
и навыков.
При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционноречевой направленности, воспитывающий и развивающий
принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип
индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования развитию жизненной
компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми
обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Так как дети затрудняются, а чаще и вовсе не отождествляют изображения с реальной действительностью, занятия проводятся
поэтапно: от изучения конкретных предметов, реальных жизненных ситуаций до их изображений.
Занятия проводятся в форме игры, беседы, наблюдения, экскурсии.
Ознакомление с окружающим природным миром обогащает чувственный опыт ребёнка. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с
развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений.
игровые,
Технологии, используемые в образовательном процессе здоровьесберегающие,
личностноориентированные,
дифференцированного обучения,
ИКТ
Виды деятельности обучающейся на уроке
игровая (сюжетноролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра);
элементарная трудовая (хозяйственнобытовой и ручной труд);
изобразительная (рисование, раскрашивание)
Место предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что
подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 33 часов, 1час в неделю, 33 учебные недели.
Изменения в авторскую программу не внесены.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей
психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования
должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы для
обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. В 1 классе работа ученика поощряется
качественной оценкой, в этот период оценивается появление значимых предпосылок учебной деятельности.
Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения
(полнота и надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов.
Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками следующим образом: Оценочное суждение
Усвоил
Не усвоил
Баллы
118
75
42
1
Содержание
Знает хорошо, может применить на практике самостоятельно.
Знает, усваивает и применяет с помощью.
Знает фрагментарно, усваивает с трудом, помощь принимает частично.
Не знает, не усваивает, помощь не принимает.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:
личностные
освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и
находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социальноэмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
предметные
узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить
простейшую классификацию изученных объектов природы;
использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
осознавать свою неразрывную связь с природой;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения с
взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к уровню подготовки учащихся
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей
психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам
освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предполагаемые знания и умения учащихся:
Учащиеся должны уметь:
Проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт).
Проявлять интерес к объектам живой природы.
Соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
Различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
Заботливо и бережно относиться к растениям и животным, уметь ухаживать за ними.
Учащиеся должны знать:
Объекты неживой природы (огне, почве, земле, воздухе, лесе, формах земной поверхности).
Временах года, характерные признаки времен года, погодных изменений, их влиянии на жизнь человека.
Животный и растительный мир, их значении в жизни человека.
Элементарные представления о течении времени.
Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.
Учебный предмет «Окружающий природный мир» содержит следующие разделы:
Содержание учебного предмета Сезонные изменения в природе (сезонные изменения в неживой природе; растения и животные в разное время года; одежда людей, игры
детей в разное время года);
Неживая природа;
Живая природа (растения; животные).
Раздел учебного курса
Сезонные изменения в природе
Живая природа
Неживая природа
Количество часов на изучение раздела
12
16
5
Всего
33
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.),
о цикличности в природе сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится
устанавливать общие закономерности природных явлений.
Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений,
учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка
обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит
семена растений и др.
Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия:
посадка, полив и другой уход за растениями, и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному
отношению к ней.
Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится
обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания
человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для
успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальные;
групповые;
коллективные (фронтальные).
Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и
индивидуального подхода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебни
ком, самостоятельная работа и др.
Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для
решения соответствующих возрасту житейских задач.
У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ,
синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать
имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ
ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не
только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать
знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.
№ п/п № в разделе
Тема
Примечания Дата
Тематическое планирование
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
Сезонные изменения в природе – 5 часов
Человек и природа
«Осень, в гости просим! »
Одежда и обувь человека осенью
Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)
Занятия и труд людей осенью
Живая природа – 7 часов
«Что нам осень принесла?». Экскурсия
Дары осени. Овощи. Фрукты
Что такое ягоды? Что такое грибы?
Какие бывают растения? Части дерева (лист)
А кто такие птички? (домашние и дикие) 11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
6
7
6
7
8
1
2
8
9
10
3
4
5
11
12
9
10
Перелетные и неперелетные птицы
В мире животных
Сезонные изменения в природе – 3 часа
"Здравствуй, зимушказима!"
Лес. Правила поведения в лесу
Зимние явления природы (снег, метель, лед)
Неживая природа – 2 часа
Новый год пришёл!
Зимние забавы. Одежда и обувь человека зимой
Живая природа – 3 часа
Животные и птицы зимой
Домашние животные. Кошка и собака. Уход
Дикие животные. Заяц. Волк. Лиса. Медведь
Неживая природа – 3 часа
Природа и рукотворный мир
Из чего что сделано? (Дерево, ткань, резина)
Воздух и вода. Значение для человека и животных
Живая природа – 2 часа
Комнатные растения. Уход
Кто живет в воде? Речные и морские рыбы
Сезонные изменения в природе – 2 часа
Оживает все кругом! (весна)
Одежда и обувь весной 28
29
30
31
32
33
13
14
15
16
11
12
Растения весной. Части растений (лист, ветки)
Живая природа – 4 часа
Труд людей весной
Животные весной
В гостях у Мухи Цокотухи (насекомые)
Сезонные изменения в природе – 2 часа
Части суток. Деньночь
Скоро лето! Викторина "Когда это бывает?"
Информационнообразовательный ресурс
Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 14 классы/ под
редакцией В.В. Воронковой – 8ое изд. – М.; Просвещение, 2013.
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Материальнотехническое обеспечение
объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с
детьми в ходе экскурсий);
наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);
муляжи овощей, фруктов;
пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными;
различные календари;
изображения сезонных изменений в природе;
рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;
аудио и видеоматериалы.
Рабочая программа "Окружающий природный мир" 1 класс
Рабочая программа "Окружающий природный мир" 1 класс
Рабочая программа "Окружающий природный мир" 1 класс
Рабочая программа "Окружающий природный мир" 1 класс
Рабочая программа "Окружающий природный мир" 1 класс
Рабочая программа "Окружающий природный мир" 1 класс
Рабочая программа "Окружающий природный мир" 1 класс
Рабочая программа "Окружающий природный мир" 1 класс
Рабочая программа "Окружающий природный мир" 1 класс
Рабочая программа "Окружающий природный мир" 1 класс
Рабочая программа "Окружающий природный мир" 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.