Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы
Оценка 4.6

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
история +1
1 кл
25.04.2018
Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы
Уровень образования 1-4 базовый. Количество часов 135. Программа разработана на основе. авторской программы «Основы православной культуры»: программа культурологического курса для общеобразовательных школ: начальная школа/А.В.Бородина. -изд.3-е, перераб.-М.:МОФ «ОПК»,2016. 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Православная культура» для 1-4 классов разработана на основе программы Бородиной А.В. «История религиозной культуры. ... Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: ОПК, 2008
ВНЕУР ОПК.doc
Пояснительная записка Основные идеи программы Духовно­нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. [17, с.23]. В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное  единство народа и объединяющие нас моральные ценности ­­ это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая  стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система  нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям,  к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для  укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических  отношений». Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию  российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. [17,  с.23]. Основным содержанием духовно­нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности,  хранимые в социально­ исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к  поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. [17, с.18].  Таким образом, духовно­нравственное развитие и воспитание должно стать основой для организации образовательного процесса в школе. Целью образовательного процесса должен стать национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий,  компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее  своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Основной целью курса внеурочной деятельности Основы православной культуры является воспитание духовно­нравственной личности  ребёнка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия. В настоящее время в образовательном процессе реализуется  достаточное количество авторских программ по Основам православной  культуры. Программа протоиерея Виктора Дорофеева  и О. Л. Янушкявичене имеет достаточный срок апробации в системе образования,  хорошие результаты реализации, преподаётся в большинстве школ Ногинского района. Нами эта программа реализуется в образовательном  учреждении 7 лет. Общая характеристика курса Педагогические технологии, применяемые при освоении обучающимися программы. При работе по программе следует внимательно отнестись к выбору педагогических технологий работы со школьниками. На современном этапе модернизации школьного образования приоритетными становятся технологии, применение которых позволяет достичь главного  результата образовательной деятельности – формирование активного, желающего и умеющего действовать в современном мире человека с  активной, сориентированной на нравственные идеалы и ценности, жизненной позицией. Педагогические технологии, с помощью которых  педагог будет достигать образовательных результатов, соответственно должны быть сориентированы, прежде всего, на активную деятельность самого ребёнка. Планируемые результаты освоения программы только тогда будут достигнуты, когда педагог будет отбирать для занятия  соответствующие технологии. Кроме того, следует помнить, что ребёнок младшего школьного возраста, а тем более находящийся на этапе  перехода от одной возрастной ступени   к другой – человек действия, с хорошо развитым наглядно­образным мышлением и формирующимся – словесно­логическим.  Наиболее эффективными технологиями, работающими на  присвоение содержания, заложенного в программе, можно назвать следующие. 1. Игровые технологии. Для начальной школы эта технология не нова. Игра – один из основных видов деятельности человека, в дошкольном возрасте – ведущий.  Но и в школе при опоре на этот вид деятельности можно достичь хороших результатов. Когда мы определяем, что в какой­то момент занятия  используем игровую технологию, следует учесть основные черты игры:  Свободная деятельность, приносящая удовольствие  Творчество, импровизация  Эмоциональная приподнятость  Наличие правил Если же мы организовываем игру как деятельность на занятии, следует помнить, что:  Должны быть определены цели, выбор способов действия, анализ результатов  Игроки принимают на себя роли и производят игровые действия как реализацию этих ролей. 2. Технология проблемного обучения.  Основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859­1952). Сегодня под  проблемным обучением понимается создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению, в  результате чего и происходит творческое овладение знаниями, развитие и воспитание личности ребёнка.  Условиями успешности применения данной технологии являются:  Проблематизация  материала (Знания – дети удивления и любопытства (Луи де Бройль))  Активность ребёнка (знания должны усваиваться «с аппетитом»)  Связь обучения с жизнью ребёнка 3. Групповые технологии.  Эта технология требует разделения группы детей на подгруппы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается  обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать, представить найденный совместно результат. Эта работа лучше, чем фронтальная,  обеспечивает учёт индивидуальных особенностей, открывает большие возможности для кооперирования усилий, обладает мощным  воспитательным потенциалом.  При применении технологии важно учесть, что  руководители групп и их состав подбираются по принципу  объединения школьников разного уровня обученности, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно обогащать и дополнять друг  друга. Разумеется, традиционные методы, такие как рассказ учителя, просмотр визуального ряда, иллюстрирующего материал, фронтальная  беседа на повторение усвоенного содержания, тоже могут быть достаточно эффективны. Сегодня они объединяются специалистами в общую  группу, относящуюся к понятию «традиционное обучение». Но при умелом сочетании инновационных технологий и традиционных методов  планируемые результаты вполне достижимы. Задачи курса, заявленные в авторской программе 1. Ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви,  раскрытие содержания и смысла православного искусства. 2. Изложение православной точки зрения на все вопросы Бытия, знакомство с системой нравственных норм Православия. 3. Объяснение с позитивных позиций различия разных религий, воспитание толерантности, веротерпимости, уважения к другим  народам и религиям. Задачи  программы 1. Формирование первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах  взаимоотношений между людьми, закреплённых в традиционной культуре. 2. Развитие нравственных качеств и эмоционально­ценностного отношения к нравственным поступкам в повседневной жизни. 3. Развитие умения поступать в повседневной жизни с ориентацией на духовно­нравственные ценности, анализировать свои поступки в части их нравственной составляющей. 4. Развитие креативности мышления, воображения, памяти, формирование словесно­логического компонента мышления,  коммуникативных навыков. 5. Развитие эстетических чувств, эмоционально ­ ценностного отношения к  произведениям православного искусства, лучшим  образцам народной  сказки,  художественным образам и художественным средствам выразительности, представленным в них. 6. Развитие практических творческих способностей школьников. Программа Основы православной культуры  составлена на основе идей Концепции духовно­нравственного развития и воспитания школьников  [14], Приложения к Письму Министерства Образования РФ от 22.10.2002 № 14­52­876 ин/16 «Примерное содержание образования по  учебному предмету «Православная культура» [12], педагогической и методической литературы, подготовленной издательством  «Просвещение» в рамках введения ФГОС [1, 2, 3, 7] с использованием дополнительной педагогической литературы по проблемам духовно­ нравственного развития и воспитания личности.  Требования к уровню усвоения предмета  Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному  предмету «Православная культура»» (Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 №14­52­876 ин / 16) Программа рассчитана на 34 занятия в течение одного года обучения (2 класс) 1 раз в неделю. Место в образовательном процессе Ценностные ориентиры содержания курса Программа составлена на основе  следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания: 1. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая  Принцип ориентации на идеал.  норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то,  ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно­нравственного  и социального развития личности.  Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру.  2. Ценности определяют основное содержание духовно­нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.  3. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеурочной и внешкольной деятельности должно быть  наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить  его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы  ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.  4. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном  возрасте преобладает образно­эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к  идентификации.  Принцип диалогического общения.  5. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками,  родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы  ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. Принцип полисубъектности воспитания. 6.  В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно­деятельностный характер.  Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых  присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.  Принцип системно­деятельностной организации воспитания.  7. Воспитание, направленное на духовно­нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно­нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.  Планируемые результаты  освоения обучающимися программы  Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление духовно­нравственного развития и  воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных  представлений, опыта эмоционально­ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления  идентичности гражданина России. В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьниками социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не  одобряемых формах поведения в обществе, традиционных, закреплённых в культурных и религиозных традициях, нормах поведения и образа  мыслей  и∙т.∙п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое  значение имеет взаимодействие обучающегося с руководителем занятий  как значимыми для него носителями положительного социального  знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,  ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет  взаимодействие детей  между собой в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение  приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов — получение школьниками начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у  младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Достижения третьего уровня результатов является прогностическим в  рамках реализации программы ОПК и будет продолжено на занятиях духовно­нравственного цикла в последующие годы обучения детей  в  школе. Но и на занятиях по данной программе следует стремиться к переходу на  третий уровень результатов как закономерно завершающий  триаду системы воспитательных результатов и эффектов.  Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно­нравственного развития и  воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие  нравственного самосознания, укрепление духовного и социально­психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к  людям и обществу. 1. 2. 3. 4. Усвоение основных понятий православной культуры (14, с.17) Умение увидеть проявление названных христианских  категорий в  повседневной жизни. Умение отнести проявления  душевной и духовной жизни человека к той или иной этической категории. Умение «примерять» на свою жизнь христианские  этические категории , о которых говорилось на уроках, руководствоваться в  Предметные результаты освоения программы. своей жизни знаниями категорий христианской этики. Личностные результаты освоения программы 1. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении этическим  христианским  нормам. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально­нравственная отзывчивость. Личная ответственность за свои поступки, анализ их с точки зрения христианской нравственности. Метапредметные результаты освоения программы Самостоятельное выделение  и формулирование проблемы, которую необходимо решить. Самостоятельное выстраивание  алгоритмов деятельности при решении проблем различного характера. Рефлексия способов и условия действий, достигнутых результатов Использование знаково­символических средств при решении проблем (в том числе схем, моделей) Моделирование, то есть выделение и обобщённое фиксирование групп существенных признаков объектов с целью решения  конкретных задач. 6. Умение мыслить логически: анализировать объекты, стороны социальной и предметной действительности, сравнивать,  обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно­следственные связи. 7. 8. 9. 10. Построение рассуждений на основе произведенных логических действий. Проявление активности во взаимодействии для решения познавательных и практических задач. Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество. Содержание тем учебного курса Представлено в авторской программе «Основы православной культуры».  Тематическое планирование По учебному плану школы на изучение программы внеурочной деятельности «Основы православной культуры» во 2 классе отводится 1 час в  неделю, 34 уч. часа в год, что совпадает с количеством часов, соотнесённых с годовым календарным учебным графиком. Автором программы обозначены содержательные линии программы. Эти линии реализуются через материал конкретных занятий, при этом на  одном занятии может быть рассмотрен материал, раскрывающий содержание разных линий. Для удобства представления рабочей программы в тематическом планировании отдельные занятия соотнесены с содержательными линиями по принципу наиболее полного соответствия той или иной линии. п/п Наименование тематических блоков в соответствии с авторской программой Всего часов Примечание 1 2 3   Православная картина мира  История православной религии и культуры  Письменная культура Православия Православный образ жизни Нравственная культура Православия Художественная культура Православия Православие – традиционная культура русского народа Итого: 5 19 2 4 3 1 1 34 Занятие 3, 5 – 6, 33­34  Занятие 7­11, 13­15, 18­21,  23­26, 28­30 Занятие 4, 31 Занятие 2, 16, 22, 27 Занятие 1, 12, 17 Занятие 2 Занятие 32 Календарно­поурочное планирование Дата проведе ния № 1 Тема занятия Решаемые проблемы Понятия  Введение в курс.  Чем мы  будем  заниматься на занятиях  Добро­ зло Предметные результаты Знания о том, что в  мире есть добро и  зло. Умение  приводить примеры  из жизни. 2 Что мы будем  изуча ть Что значит  название  курса Основы православной  Основы,  православ ное  христианс Понимание термина  культура. Умение  раскрыть смысл  названия курса. Планируемые результаты УУД П.: осознанно и  произвольно строить  высказывания в устной  форме, формулировать  своё мнение,  моделировать  Р.: ставить учебные  задачи, сотрудничать К.: проявлять активность  во взаимодействии для  решении  коммуникативных и  познавательных задач П.: гражданская  идентичность в форме  осознания «Я» как  гражданина России Корректир овка Личностные результаты Целостный,  социально  ориентированный взгляд на мир в  его единстве,  разнообразии и  неоднозначности Мотивация  учебной  деятельности культуры тво,  культура Прекрасный Божий мир. Кто создал окружающий нас мир? Какого цвета  красота? Кто  создал  красоту  вокруг нас? Красота,  Бог­ Творец Как люди узнали о Боге? Библия. Бог­Троица.  Сотворение Богом мира. Мир видимый и невидимый. Мир Откуда мы  узнаём о  Боге? Кто  написал  Священное  писание? Что  сам Бог  позволил  узнать о  Себе? Что  такое икона?  Что такое  молитва? Кто  «населяет»  невидимый  мир? Что мы  Понимание  стройности и  красоты устроения  мира. Знание теорий  происхождения  мира. Умение  приводить примеры  присутствия красоты в мире. Знания о Библии как  Священном писании¸ Бог­Пресвятая  Троица, молитва.  Библия,  Священно е писание, Пресвят  ая Троица, свойство  Бога –  любовь,  молитва  Невидимы й мир,  ангелы Знания о  существовании  «видимого мира» и  «невидимого»,  Р.: преобразовывать  практическую задачу в  познавательную К.: слушать собеседника,  вести диалог П.: узнавать, называть и  определять объекты  окружающей  действительности Р.: устанавливать  соответствие результата  полученной цели К.: работать в группах П.: самостоятельно  выделять и  формулировать  познавательную цель,  осознанно строить  сообщения, поиск и  выделение информации из  различных источников  Р.: выделять и  формулировать то, что  уже усвоено и предстоит  усвоить К.: осуществлять  взаимоконтроль П.: анализ информации,  передача информации Р.: определять  последовательность  Осознание  личной  ответственности  за общее  благополучие,  экологическое  сознание Осознание  личной  ответственности  за общее  благополучие,  целостный  социально  ориентированный взгляд на мир в  единстве и  разнообразии  народов и  культур Эстетические и  этические  ценности 3 4 5 прекрасных ангелов. Ангел­ хранитель. Совесть. Сотворение видимого вещества Вселенной. должны знать  об Ангеле­ хранителе?  От чего нас  хранит Ангел­ Хранитель?  Какой он? Первые пять дней творения. Тьма и свет. Свет добрых дел. Что такое  мир  видимый?  Как он  появился? Шестой день творения. Человек – венец творения. Душа человека. Сотворение человека по Образу и Подобию Божию. Благодать. Что такое  мир  видимый?  Как он  появился?  Что говорит  Библия о том, как  появился человек. Что  ангелах как  существах «мира  невидимого».  Умение раскрыть  значение слова  «ангел», «совесть».  Умение приводить  примеры объектов  «видимого мира».  Умение узнавать  ангелов на иконах,  знать отличительные  особенности их  изображения в связи  с особенностями  свойств. Знание особенностей  первых пяти дней  творения. Умение  перечислить дни  творения и объекты  творения. Знание особенностей  пятого и шестого   дней творения.  Умение перечислять  дни творения и  объекты творения,  объяснять их  последовательность  Знание библейской  Видимый  земной  мир,  сотворени е мира,  дни  творения Видимый  земной  мир,  сотворени е мира,  дни  творения  Первые  люди,  промежуточных действий  с ориентацией на  результат К.: умение работать в  парах, учитывать мнение  собеседника П.: использовать знаково­ символические средства Р.: формулировать и  удерживать учебную  задачу К.: умение работать в  парах П.: использовать знаково­ символические средства  самостоятельно выделять  и формулировать  познавательную цель,  осознанно строить  сообщения, поиск и  выделение информации из  различных источников Целостный,  социально  ориентированный взгляд на мир в  его единстве,  разнообразии и  неоднозначности Целостный,  социально  ориентированный взгляд на мир в  его единстве,  разнообразии и  неоднозначности 6 7 значит Образ  и Подобие  Бога? отличие  человека  от  животных, Рай,  Эдемский  сад,  безгрешно сть Кому Бог  отдал этот  прекрасный  мир? Каким  было общение человека с  Богом в Раю? Почему  человеку  оставлена  свобода  творить зло?  Катастрофа в  отношениях  человека и  Рай,  благодатн ое  общение с Богом,  наречение  имён  животным Грехопаде ние,  искушени е,  запретный плод,  заповедь  Свобода  истории сотворения  человека, имён  первых людей.  Умение объяснить  понятия Рай,  Эдемский сад,  назвать  отличительные  особенности  человека и животных (разум и речь,  свобода, любовь).   Знание о том, в чём  заключается образ  Бога и подобие Бога  в человеке Понятие о жизни  первых людей в Раю,  о главенстве  человека над  природой. Понятие  заботы. Знание библейской  истории  грехопадения, его  причины и повода.  Умение ответить на  вопрос, в чём  заключалась заповедь Бога первым людям  Р.: формулировать и  удерживать учебную  задачу К.: умение работать в  парах Осознание  ответственности  человека,  гуманистическое  сознание Самостоятельнос ть и личная  ответственность  за свои поступки П.: ставить и  формулировать проблемы Р.: составлять план и  последовательность  учебных действий К.: адекватно оценивать  собственное поведение и  поведение окружающих  П.: ставить и  формулировать проблемы, видеть недостаточность  данных в условиях  учебной задачи Р.: преобразовывать  практическую задачу в  познавательную 8 9 Жизнь Адама и Евы в Раю. Забота Божия обо всём мире и о нас. Грехопадение. Свобода человека творить добро и зло. Изгнание из Рая. Состояние человеческой природы до и после 10 11 грехопадения. Бога. Как  человек  сделал выбор. Ожидание Богом покаяния Адама. Исповедь. Рабство человека греху. Обетование Спасителя. Мог ли  человек  исправить  свою ошибку? Что для этого было нужно? выбора,  здоровье  как  цельность  человечес кого  существа. Раскаяние ,  покаяние,  прощение, греховнос ть,  склонност ь ко  греху,  обетовани е Рождество Богородицы. Семья Богородицы.  Как началось  Спасение  людей? От  чего нужно  было спасти  людей?  Почему  именно  Выбор  Матери  Спасителя ,  Богороди ца,  родители  Пресвято в Раю.Знание  последствий  грехопадения,  умение их  перечислить и  привести примеры из жизни их действия. Знание о том, как  Православная  Церковь трактует  возможность  воссоединения с  Богом – через  раскаяние и  покаяние, умение  привести примеры из своей жизни  необходимости  раскаяния и  покаяния как  условия  установления  мирных отношений  со своей совестью. Знание библейской  истории Рождества  Пресвятой  Богородицы, умение  пересказать  основные моменты  события. К.: слушать собеседника,  вести диалог П.: подведение под  понятие на основе  выделения сущ.  признаков, установление  аналогий, обобщение Р.: формулировать  учебную задачу К.: адекватно оценивать  собственное поведение и  поведение окружающих Самостоятельнос ть и личная  ответственность  за свои поступки, навыки  сотрудничества в различных  ситуациях,  этические  чувства П.: поиск информации,  формулировка учебной  задачи Р.: адекватно  воспринимать  предложение по  исправлению ошибок,  предвосхищение  Устойчивое  следование  этическим и  моральным  нормам,  усвоение  этических  ценностей 12 13 Введение Богородицы во храм. Жизнь Её при храме. Обручение Пресвятой Девы с Иосифом. Жизнь Святого Семейства. Наша семья. й  Богороди цы,  Рождеств о,  родительс кий обет Храм,  обет,  введение в храм,  первосвя щенник,  Святая  Святых,  добрые  дела Обручени е,  обручник,  семья,  семейные  обязаннос ти Мария была  выбрана для  дела  Спасения? Отличалось  ли детство  Марии от  детства  других детей? Как Она  проводила  время? Как  проводим  свою жизнь  мы?  Что означает  благодарност ь к  родителям,  любовь и  почтение?  Как  относиться  друг к другу в семье?  Хорошо ли,  когда семья  большая?  результата К.: умение донести своё  мнение и воспринять   мнение собеседника Знание истории  Введения  Богородицы в храм,  понятий храм ( и  смежных), обет,   понимание  особенностей  характеристики  детства Марии Знание библейской  истории обручения  мари Иосифу,  понимание  исторических и  духовных причин  этого события.  Понимание важности семейных отношений и несения  обязанностей в  семье. П.: поиск информации,  формулировка учебной  задачи Р.: адекватно  воспринимать  предложение по  исправлению ошибок,  предвосхищение  результата К.: умение донести своё  мнение и воспринять   мнение собеседника П.: формулировка  проблемы и способов её  разрешения, поиск  информации, её  интерпретация Р.: выбирать действия в  соответствии с  поставленной задачей К.: задавать вопросы,  необходимы для решения  учебной задачи Устойчивое  следование  этическим и  моральным  нормам,  усвоение  этических  ценностей,  историческое  сознание Устойчивое  следование  этическим и  моральным  нормам,  усвоение  этических  ценностей,  историческое  сознание 14 15 Благовещение Пресвятой Богородицы. Русские обычаи, связанные с этим праздником. Рождество Христово. Пастухи. Волхвы, их дары Богочеловеку. Благовещ ение,  смирение Какие  обязанности  есть в семье? Почему  Благовещение – начало  нашего  Спасения?  Как на Руси  празднуют  этот  праздник? Почему  Спаситель  родился в  пещере? В  чём смысл  Его  Рождества?  Почему Он  получил  земное имя –  Иисус  Христос?  Почему  простые  пастухи  первыми  узнали о  Рождеств о  Христово, вертеп,  ясли,  животные  Рождества , Иисус  Христос,  Мессия,  Помазанн ик,  пастухи –  пастыри,  ангелы,  славослов ие,  Знание истории  Благовещения  Пресвятой  Богородицы,  понимание  духовного смысла  этого события.  Знание традиций  празднования  Благовещения. Понимание  необходимости и  сущности Рождества  Спасителя, основных событий Рождества П.: поиск информации,  формулировка учебной  задачи Р.: адекватно  воспринимать  предложение по  исправлению ошибок,  предвосхищение  результата К.: умение донести своё  мнение и воспринять   мнение собеседника Познавательные: ставить  вопросы и формулировать проблемы Регулятивные:  планировать свою  деятельность, оценивать  свою работу.   Коммуникативные:  формулировать  затруднения,  осуществлять  взаимодействие при  выполнении учебной  задачи, слушать  собеседника, излагать  свое мнение Этические  чувства,  стремление к  духовному  совершенствован ию Эстетические  потребности и  чувства,  целостный,  социально  ориентированный взгляд на мир,  этические  чувства.  Уважительное  отношение к  истории и  культуре других Рождестве?  Почему  волхвы­ мудрецы были удостоены  известия о  Рождестве? 16 Подготовка к празднованию Рождества Христова. Что можем  подарить мы  Христу? поклонени е, волхвы,  мудрецы,  дары  волхвов,  Рождестве нская  Вифлеемс кая звезда Рождеств о  Христово, вертеп,  ясли,  животные  Рождества , Иисус  Христос,  Мессия,  Помазанн ик,  пастухи –  пастыри,  ангелы,  славослов ие,  поклонени е, волхвы,  мудрецы,  дары  волхвов,  Рождестве Понимание  необходимости и  сущности Рождества  Спасителя, основных событий Рождества Познавательные:  смысловое чтение, анализ  информации Регулятивные: ставить и  поддерживать учебную  задачу урока, выделять и  формулировать то, что  уже усвоенои и что  предстоит усвоить Коммуникативные:  работать в группах Уважительное  отношение к  истории и  культуре других  народов.  Этические  чувства.  Гуманистические ценности 17 18 Красота в поведении человека В чём  заключается  красота? нская  Вифлеемс кая звезда Красота  внутрення я и  внешняя Понимание  относительности  понятия красоты,  умение показать  красоту души на  примерах Крещение Иисуса Христа. Крещение человека – рождение для новой жизни. Таинство исповеди. В чём смысл  Крещения  Господня?  Почему люди  продолжают  грешить? Понимание сущности события Крещения­ Богоявления, его  событийной стороны Крестител ь,  Крещение  как  символ  очищения, безгрешно сть,  Богоявлен ие,  фарисеи,  книжники, обличение 19 Христос и дети. Какие  Что такое  Чудо, брак,  Познавательные:  осознанно и произвольно  строить высказывания в  устной форме,  анализировать, обобщать Регулятивные: ставить и  поддерживать учебную  задачу урока Коммуникативные:  ставить вопросы, строить  монологическое  высказывание, вести  диалог Познавательные:  подводить под понятие на  основе распознавания  существенных признаков,  делать выводы Регулятивные:     оценивать свою  деятельность по решению  учебной задачи Коммуникативные:  слушать собеседника,  излагать свое мнение,  осуществлять совместную  деятельность. Знания о первом чуде,  Этические  чувства. Развитие навыков сотрудничества  со взрослыми и  сверстниками в  разных  ситуациях,  умений не  создавать  конфликтов и  находить выходы из спорных  ситуаций Целостный  социально  ориентированный взгляд на мир Познавательные:  Целостны Первое чудо поступки  Господа  радуют?  Какие  огорчают? милосердие,  заступничество  Божией Матери совершённом Иисусом  Христом, его значении для проповеди и дальнейшего  развития Библейских  событий, роли Божией  Матери в этом событии чудеса? В  чём смысл первого  чуда на  браке в  Кане  Галилейск ой? 20 Учение Иисуса Христа. Главная заповедь – о любви. Для чего  нужны  заповеди? Заповеди,  заповеди  блаженств , Нагорная проповедь Понимание  необходимости  заповедей в нашей  жизни для нашего  духовного  совершенствования,  знание основных  новозаветных  заповедей Познавательные:  самостоятельно  формулировать учебную  цель, подведение под  понятие, сравнение,  установление причинно­ следственных связей Регулятивные:     Анализировать  достигнутые результаты.    й  социально ориентир ованный  взгляд на  мир  в  единстве  и  разнообра зии  природы,  культур,  народов,  религий ставить и  формулировать  проблемы,  делать  логические  выводы Регулятивные:     формулировать  учебную задачу,  использовать  речь для  регуляции своего действия Коммуникативны е: слушать  собеседника,  излагать свое  мнение,  осуществлять  совместную  деятельность,  задавать вопросы Формирование  этических  потребностей,  ценностей и  чувств. Развитие навыков сотрудничества  со взрослыми и  сверстниками в  разных 21 22 Исцеление Иисусом Христом десяти прокажённых и другие события. О благодарении Бога. Для чего  Иисус  Христос  творил  чудеса? За  что нужно  быть  благодарными ? Чудеса,  сострадан ие,  укреплени е в вере,  поучение,  благодаре ние Понимание  необходимости и  сущности чудес,  сотворённых  Иисусом Христом и  благодарности  Господу Притчи Иисуса Христа. Великий пост. Притча о блудном сыне. Для чего  Иисус учил  притчами? В  чём смысл  притчи о  блудном сыне для нас? Для  чего нужен  пост? Притчи,  покаяние,  пост Освоение понятий  пост, притча. Умение объяснить смысл  поста, притчи о  блудном сыне Коммуникативные:  Формулировать  затруднения, предлагать  сотрудничество Познавательные:  подводить под понятие на  основе выделения  существенных признаков Регулятивные:     формулировать проблему, выполнять чебные  действия по её  разрешению Коммуникативные:  слушать собеседника,  излагать свое мнение,  осуществлять совместную  деятельность. Познавательные:  анализировать  информацию, полученную  от учителя, определять  уровень собственных  знаний Регулятивные:     устанавливать  соотвествие между  полученным результатом  и поставленной задачей ситуациях,  умений не  создавать  конфликтов и  находить выходы из спорных  ситуаций Гуманистические ценности  общества,  гуманистическое  сознание.  Целостный  социально  ориентированный взгляд на мир  в  единстве и  разнообразии  природы,  культур,  народов, религий Уважительное  отношение к  истории  и  культуре других  народов.  Эмпатия как  сопереживание.  Целостный  социально  ориентированный взгляд на мир 23 24 Преображение Господне.  Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресенье. Для чего  Иисус  Христос  преобразился  перед  учениками?  Как достичь  Преображени я? В чём смысл  главного  чуда,  совершенного Иисусом  Христом?  Почему  Иисус был  грустен,  въезжая в  Иерусалим? 25 Тайная Вечеря. Таинство В чём смысл  Тайной  Преображ ение,  Фаворски й свет,  пророки Знание  последовательности  и сущности события  Преображения  Господня Воскреше ние,  погребени е,  укреплени е в вере,  Вход в  Иерусали м, Осанна, ликование , вайи,  Вербное  воскресен ие Трапеза,  Пасха,  Знание события  Воскрешения Лазаря, его значение для  проповеди и  дальнейших событий  земной жизни Иисуса Христа. Понимание  сущности и значения  события Входа  Господня в  Иерусалим, знание  православных  традиций Вербного  Воскресения Знание  последовательности  Коммуникативные:  формулировать  собственные затруднения,  оказывать помощь Познавательные:  Поиск и выделение  необходимой информации Регулятивные:  формулировать задачи,  анализировать пути  достижения.   Коммуникативные:  слушать собеседника,  излагать свое мнение,  осуществлять совместную  деятельность. Познавательные:  Самостоятельное  выделение и  формулирование  познавательной цели Регулятивные:оценивание  качества усвоения  информации.   Коммуникативные:  слушать собеседника,  излагать свое мнение,  осуществлять совместную  деятельность. Этические  чувства, эмпатия как понимание  чувств других  людей  Формирование  этических  потребностей,  ценностей и  чувств, эмпатии,  личностной  самоиндентифик ации Познавательные:  подводить под понятие на  Развитие навыков сотрудничества Причащения. 26 Распятие Христа ради людей. Христос­ Спаситель. Крест. со взрослыми и  сверстниками в  разных  ситуациях,  умений не  создавать  конфликтов и  находить выходы из спорных  ситуаций Эмпатия,  чувство  сострадания Вечери с  учениками?  Урок  смирения.  Для чего  нужно  Причастие  Святых  Христовых  Таин?  Причастие  как дар Бога  человеку. Значение слов Крестный  путь и  Несение  Креста  Почему  безгрешный  Христос  страдал?  Почему  христиане  носят  нательные  крестики?  Почему  Спасение  могло  произойти  только через  и сущности события Тайной Вечери,  сущности и значения  установления  Таинства Причастия Великий  Четверг,  омовение  ног,  Таинство  Причасти я Понимание значения  Крестного Пути  Господа и Несения  Им Креста для Его  земной жизни и для  жизни современного  человека­ христианина. Знание  последовательности  события Распятия  Господа и его  значения для  Спасения  человечества от  первородного греха Крест,  Крестный  путь,  несение  Креста,  Голгофа,  Спасение,  Распятие,  Великая  Пятница  Покаяние, праведный ,  неправедн ый  разбойник , снятие с  Креста,  Погребени основе выделения  существенных признаков  Регулятивные:  устанавливать  соответствие между  полученным результатом  и поставленной задачей Коммуникативные:  слушать собеседника,  излагать свое мнение,  осуществлять совместную  деятельность. Познавательные:  исследовать проблему,  правильно поставить  вопрос и наметить путь  разрешения ,  выстраивание логической  цепочки событий Регулятивные: ставить  новые учебные задачи,  анализировать полноту  ответа на вопрос, оценивать свою работу на  уроке Коммуникативные:  слушать собеседника,  излагать свое мнение,  осуществлять совместную  деятельность. 27 Воскресение. Пасхальные обычаи. 28 Вознесение Иисуса Христа. е, Гроб  Господень Воскресен ие, Гроб  Господень , Пасха,  плащаниц а, жены­ мироноси цы,  традиции,  Светлая  заутреня,  кулич,  пасха,  писанки,  крашенки, колокольн ый звон,  Пасхально е  приветств ие Вознесени е,  обетовани е  Утешител я Распятие?  Значение  Христова  Воскресения.  Кто первый  встречает  Христа?  Какая жизнь  будет  ответом на  то, что  Христос  сделал для  нас?  Что делал  Христос ещё  40 дней на  земле? Что  будет после  «скончания  века»? Что  такое вечная  жизнь? Какой  Знание  последовательности  события  Воскресения Христа, его значения, знание  традиций  празднования Пасхи,  умение рассказать о  праздновании Пасхи  в семейном кругу Знание  последовательности  и сущности события  Вознесения Познавательные:  установление причинно­ следственных связей,  находить необходимую  информацию по теме   самостоятельно    Регулятивные:  формулировать и  удерживать учебную  задачу, ставить цель  проекта, составлять план  работы, распределять  роли, оценивать свою  работу.    Коммуникативные:  слушать собеседника,  излагать свое мнение,  осуществлять совместную  деятельность. Познавательные:  смысловое чтение Регулятивные: оценивать  свою работу.   Коммуникативные:  слушать собеседника,  излагать свое мнение,  осуществлять совместную  деятельность Нравственно­ этическое  оценивание,  чувство  сопричастности  своей истории,  культуре Развитие навыков сотрудничества  со взрослыми и  сверстниками в  разных  ситуациях 29 30 31 она может  быть? Как можно  стать  последовател ем Христа? Сошествие Святого Духа и образование Церкви. Христиане Путешествие апостолов. Распространение Христианской Церкви. Как  христианство  стало  мировой  религией? Христиан е,  благодать  Святого  Духа,  дары  Святого  Духа,  Церковь  как семья. Апостолы, проповедь ,  христианс кие  общины Понимание  огромного значения  Сошествия Святого  Духа на апостолов в  деле устроения  земной Церкви  Христа Знания о  путешествиях  апостолов, их  деяний, понимание  значения в деле  устроения земной  Церкви Христа Путешествие апостола Андрея Первозванного. Церковнославянск ий язык. Как Бог  благословил  Русские  земли. На  каком языке  Апостольс кое  служение,  благослов ение,  Знание основных  событий земной  жизни апостола  Андрея и их  значения для  Познавательные: искать  нужную информацию по  теме урока Регулятивные:  ставить цель проекта,  составлять план работы,  распределять роли,  оценивать свою работу.   Коммуникативные:  слушать собеседника,  излагать свое мнение,  осуществлять совместную  деятельность Познавательные:  анализировать объём  информации, полученный  из разных источников Регулятивные: составлять  план работы, следовать  плану, оценивать  результат своей работы.   Коммуникативные:  слушать собеседника,  излагать свое мнение,  осуществлять совместную  деятельность Познавательные: сбор  информации из разных  источников Регулятивные:  формулировать и  Социальная  компетентность  как готовность к  решению  нравственных  дилемм Развитие навыков сотрудничества  со взрослыми и  сверстниками в  разных  ситуациях,  умений не  создавать  конфликтов и  находить выходы из спорных  ситуаций Развитие навыков сотрудничества  со взрослыми и  сверстниками в  разных происходит  общение с  Богом 32 Крещение Руси. Как  христианство  пришло на  Русь Церковно славянски й язык,  старослав янский  язык,  буквицы,  списки  книг,  переписчи ки книг,  азбука Равноапос тольные  святые,  Крещение  народа,  Древняя  Русь,  летопись удерживать учебную  задачу Коммуникативные:  ставить вопросы,  обращаться за помощью,  работать в паре русских  православных  христиан, знание  некоторых  славянских букв,  значения  церковнославянского языка в современной  жизни русского  человека Знание события  Крещения Руси,  основных имён  исторических  деятелей, значения  события для русской истории и культуры Познавательные:  подведение под понятие  (равноапостольные) Регулятивные: адекватно  использовать речь для  планирования действий Коммуникативные:  оказывать сотрудничество и помощь 33 Обобщение за 1 год обучения Что мы  узнали? Чему  мы  научились?  Почему это  для нас  Умение назвать  основные вехи  библейской истории,  изученные в учебном  году. П.: развитие логических  операции (сравнение,  обобщение, анализ.  синтез) Р.: выделять и  формулировать известное  ситуациях,  умений не  создавать  конфликтов и  находить выходы из спорных  ситуаций.  Гражданская  идентичность в  форме осознания собственного  «Я» как  гражданина  России Развитие навыков сотрудничества  со взрослыми и  сверстниками в  разных  ситуациях,  умений не  создавать  конфликтов и  находить выходы из спорных  ситуаций Целостный,  социально  ориентированный взгляд на мир в  его единстве,  разнообразии и важно? 34 Урок­праздник «Что мы знаем о православной культуре» Умение назвать  основные вехи  библейской истории,  изученные в учебном  году. неоднозначности Целостный,  социально  ориентированный взгляд на мир в  его единстве,  разнообразии и  неоднозначности и неизвестное,  осуществлять прогноз  решения учебной задачи К.: умение вести диалог и  работать в группах П.: развитие логических  операции (сравнение,  обобщение, анализ.  синтез) Р.: выделять и  формулировать известное  и неизвестное,  осуществлять прогноз  решения учебной задачи К.: умение вести диалог и  работать в группах Материально­техническое обеспечение образовательного процесса 1. Книгопечатная продукция: 1. __________________________ Учебник 1. Основы православной культуры: Учебное пособие для 1 класса православных гимназий, воскресных и общеобразовательных школ. /  Протоиерей Виктор Дорофеев, О. Л. Янушкявичене – М.: Про­Пресс, 2008  Рабочие тетради 1. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для 1 класса православных гимназий, воскресных и общеобразовательных школ. ­ М.:  Про­Пресс, 2014  2. Информационно­коммуникативные средства 1. Самостоятельно разработанные электронные презентации 3. Технические средства обучения 1. телевизор 2. аудиопроигрыватель 3. DVD­проигрыватель с USB­входом 4. персональный компьютер 5. мультимедийный проектор 6. ксерокс 7. принтер 4. Оборудование класса: 1. ученические столы двухместные с комплектом стульев 2. стол учительский 3.  шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий Перечень дополнительной литературы  1. Афанасьева С. Ю. основы христианской культуры. – Калининград, 2002 2. Белоусова Т. Л., Бостанджиева Н. И., Казачёнок Н.В. и др. /Под ред. Данилюк А. Я. Духовно­нравственное   Методические       рекомендации.       развитие и       младших       школьников.     воспитание       В     2­х      ч.     ­ М.: Просвещение, 2011 3. Берсенева Т. А., Рычкова В. А. Духовно­психическая безопасность личности. Пособие для учителя. – СПб., 2004 4. Бородина А. В. Основы православной культуры. – М., 2004 5. Вертьянов С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, докозательства. Очерк естествознания. – М., 2003 6. Даули Т. Библейский атлас. – М.. 2002 7. Закон Божий для семьи и школы. Сост. Прот. Серафим Слободской. – М., 1991 8. Концепция федерального государственно стандарта общего образования /под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.:  Просвещение, 2010 9. Коротких Сергей, священник. Основы православной культуры и нравственности. – М.,2003 10. Макарова Е. В. Методические рекомендации к преподаванию церковно­славянского языка. – М., 2003 11. Основы православной культуры. Сост. Харитонова О.К. – М.,2002 12. Планируемые результаты начального общего образования. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010 13. Приложение к Письму Министерства Образования РФ от 22.10.2002 № 14­52­876 ин/16 «Примерное содержание образования по  учебному предмету «Православная культура» (ресурс: http://www.orthedu.ru/documents/letter_22_19_02.htm) 14. Протоиерей __________________________ 15. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998 16.  Склярова Т. В., Янушкявичене О. Л. Возрастная педагогика и психология. – М., 2004 17. Тишков В. А., Кондаков А. М., Данилюк А. Я. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  – М.: Просвещение, 2010. 18. Шевченко Л. Л,. Шестун Е., прот. Православная культура. Методические комплекты. – М., 2003 19. Я иду на урок в начальную школу: основы православной культуры. Книга для  учителя. – М., 2001

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы

Рабочая программа  основам православной культуры (базовый уровень) 1 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018