Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС
Оценка 4.6

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русская литература
5 кл
30.01.2017
Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру
Лит.5 фгос.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Новоозерская средняя общеобразовательная школа» Тальменского района Алтайского края «Рассмотрено»   на заседании  методического  объединения учителей ­лингвистов Протокол № _____  от «__»  августа 2015 года Руководитель методического  объединения:  _________________Т.А. Ермакова «Утверждаю» Директор  школы ____________ Н.Г. Фогель Приказ №______ от «__»   августа   2015года Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса Срок реализации программы: 2015­2016 учебный год.                                                           Ермакова Т.А.­ учитель русского языка и литературы, Составители:                                                              Бершадская С.А.­ учитель русского языка и литературы Ст. Озерки 2015г.                                                    Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5­х классов и реализуется на основе следующих документов: 1. Федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего образования,             утвержденный   приказом   Министерства   образования   и   науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 2. Литература.   Рабочие   программы.   Предметная   линия   учебников     под   ред.   В.Я. Коровиной. 5­9 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций\ 3­е изд. ­М.: «Просвещение», 2016г. 3. Федерального  перечня  учебников,  рекомендуемых  к  использованию  при  реализации имеющих   государственную   аккредитацию   образовательных   программ   начального общего,   основного   общего,   среднего   общего   образования,   утвержденный   приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253. 4. Основной образовательной программы ООО ФГОС МКОУ «Новоозерская СОШ». 5. Учебного плана МКОУ «Новоозерская СОШ» на 2015­2016 учебный год. 6. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей  (ФГОС ООО) МКОУ     «Новоозерская средняя общеобразовательная школа».      Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует   формированию   разносторонне   развитой,   гармоничной   личности,   воспитанию гражданина,   патриота.   Приобщение   к   гуманистическим   ценностям   культуры   и   развитие творческих   способностей   –   необходимое   условие   становления   человека,   эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.     Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству  русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение  и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о  мастерах слова и историко­культурными фактами, необходимыми для понимания  включенных в программу произведений.       Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, изучение  предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей и   задач:   формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,  национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством  патриотизма;   развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для  успешной социализации и самореализации личности;   постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их  чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся  на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью,  историзма;   поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном  тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста,  представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;   овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями  (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая  Интернет и др.);   использование опыта общения с произведениями художественной литературы в  повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.         Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных  произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной  и письменной речи. В рабочей программе по литературе соблюдена системная  направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и  прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории  создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.            Для реализации программы используется учебно – методический комплект: 1.   Беляева Н.В. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы.­ М.: «Просвещение»,  2010г. 2. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие  для общеобразоват. организаций. – М.: «Просвещение», 2016г 3. Коровина В.Я., В.П. Журавлев, В.И. Коровин.  Фонохрестоматия к учебнику  «Литература. 5 класс»      (1 CD MP3). ­М.: «Просвещение», 2015г. 4. Коровина В.Я., В.П. Журавлев, В.И. Коровин. «Читаем, думаем, спорим…».  Дидактические  материалы по литературе. 5 класс. ­М.: «Просвещение», 2012г. 5. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на  электрон. носителе. В 2­х частях. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.­М.:  «Просвещение», 2015г. 6. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников  под ред. В.Я.  Коровиной. 5­9 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций\3­е изд. ­М.: «Просвещение», 2016г.  Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа Авторская программа по литературе для 5 класса рассчитана на 105ч. Согласно  учебному плану МКОУ «Новоозерская СОШ» на 2015 – 2016 учебный год на изучение курса  литературы в 5 классе отводится 3 часа в неделю (35 недель), всего 105 часов в год.  Изменений в РП нет. Педагогические технологии, использованные в образовательном процессе, ориентированные   на развитие:   Используемые технологии ­ общей культуры личности;   ­ самостоятельности и креативности мышления; ­ коммуникативной культуры.   В   качестве   педагогических   технологий     и   подходов   обучения     по   данной   рабочей программе используется  системно­деятельностный подход, реализовать который помогают следующие виды  педагогических технологий:  технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным   текстом,   опираться   на   жизненный   опыт,   визуализировать   учебный   материал, анализировать проблемы современности);  технология проблемного обучения  (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);    технология   коллективного   способа   обучения,   технология   обучения   в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в   разных   группах   за   короткий   промежуток   времени,   работать   в   системе «взаимоконсультаций»);  метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно­ значимую информацию и дифференциацию домашних заданий); компьютерных технологий (использование CD­дисков по предмету;   технология личностно­ориентированного обучения;  здоровьесберегающая технология;  технологии дифференцированного обучения. Формы, методы, средства работы с детьми с ОВЗ, детьми­инвалидами и детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы Изучение курса  литературы в 5 классе, такими учащимися,  направлено на достижение следующих целей:  продолжить овладевать системой литературных знаний и умений, необходимых для   применения   в   практической   деятельности,   изучения   смежных   дисциплин, продолжения образования; продолжить   интеллектуальное   развитие, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе;  формирование   качеств   личности, продолжить   формировать   представление  об   идеях   и   методах   литературы   как универсального языка межнационального общения продолжить воспитание  культуры личности, отношения к литературе как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. При   составлении   программы   учитывались   следующие   особенности   детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи. Процесс   обучения   таких   школьников   имеет   коррекционно­развивающий   характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью. Психолого­педагогическое обеспечение: ........  обеспечение дифференцированных  условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии; ........  обеспечение   психолого­педагогических   условий   (коррекционная   направленность учебно­воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного   психоэмоционального   режима;   использование   современных   педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности); ........использование   специфических   средств   обучения,   современных   коррекционных технологий; ........обеспечение специализированных условий  (выдвижение комплекса специальных задач обучения,   ориентированных   на   особые   образовательные   потребности   обучающихся   с ограниченными   возможностями   здоровья;   введение   в   содержание   обучения   специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования   нормально   развивающегося   сверстника;   использование   специальных   методов, приёмов,   средств   обучения,   специализированных   образовательных   и   коррекционных программ,   ориентированных   на   особые   образовательные   потребности   детей; дифференцированное   и   индивидуализированное   обучение   с   учётом   специфики   нарушения развития   ребёнка;   комплексное   воздействие   на   обучающегося,   осуществляемое   на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях); ........ обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических  перегрузок  обучающихся,  соблюдение   санитарно­гигиенических   правил   и норм); ........обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от   степени   выраженности   нарушений   их   развития,   вместе   с   нормально   развивающимися детьми   в   проведении   воспитательных,   спортивно­ оздоровительных и иных досуговых мероприятий.   культурно­развлекательных, проявление  терпения, сочувствия и гуманности;  использование обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений  педагогические игры; развивающие упражнения; привлечение к участию в школьных мероприятиях. Методы, способы, приемы работы:   ребенка;    Средства обучения:  тетради);  мультимедийные универсальные энциклопедии );    печатные   (учебники и   учебные   пособия,   книги   для   чтения, хрестоматии,   рабочие электронные   образовательные   ресурсы   ( сетевые   образовательные   ресурсы, аудиовизуальные (видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы);  наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации настенные); демонстрационные (стенды) Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения Личностные результаты:  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к  Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального  народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;  усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального  российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе  ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых  познавательных интересов;  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню  развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,  духовное многообразие современного мира;  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому  человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к  истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;  готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём  взаимопонимания;  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и  сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном  самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом  региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе  личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,  осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со  сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,  учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности;  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех  её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России­ и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты:  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для  себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;   умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,  осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных  задач;   умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль  своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в  рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с  изменяющейся ситуацией;   умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её  решения;   владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления  осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;   умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,  классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,  устанавливать причинно­следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для  решения учебных и познавательных задач;   смысловое чтение;   умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать  конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,  аргументировать и отстаивать своё мнение;   умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,  для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей  деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;   формирование и развитие компетентности в области использования информационно­ коммуникационных технологий.  Предметные результаты:   понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора  других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX —XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;   понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;   умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к  одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,  нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять  героев одного или нескольких произведений;  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно­  выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно­ художественного  содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной  литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;   приобщение к духовно­нравственным ценностям русской литературы и культуры,  сопоставление их с духовно­нравственными ценностями других народов;   формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;   собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;  понимание авторской позиции и своё отношение к ней;   восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и  адекватное восприятие;   умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием  образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному  или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,  вести диалог;   написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой  изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на  литературные и общекультурные темы;   понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое  восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;   понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно­  выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных  произведений.  Таблица мониторинга «Уровни сформированности УУД» УУД Критерии Балл год 1 полуг одие Регулятивные УУД 1 Определять и  формулировать  цель деятельности  (понять  свои интересы,  увидеть  проблему,  задачу, выразить ее словесно)  на  уроках,  внеурочной  деятельности,  жизненных  ситуациях 2 Составлять план действий по  решению  проблемы  (задачи) на  уроках,  внеурочной  деятельности,  жизненных  ситуациях 3 Соотносить  результат своей  деятельности с  целью или с  образцом,  предложенным  учителем 4 Самостоятельно осуществлять  действия по  реализации  плана  достижения  цели, сверяясь с  результатом Умеет  самостоятельно    поставить   и сформулировать   задание,   определять   его цель Умеет  при помощи учителя   поставить и сформулировать   задание,   определять   его цель.   Иногда   выполняет   эти   действия самостоятельно, но неуверенно Не   способен  сформулировать   словесно задание, своей   деятельности. являются   Попытки единичными и неуверенными   определить   цель     составлять  самостоятельно  прогнозировать Умеет   самостоятельно алгоритм результат,    проблем деятельности   при   решении учебного,   творческого   и   поискового характера  прогнозировать Умеет результат в основном учебных (по образцу) заданий,   планировать   алгоритм   его выполнения   Не   умеет  самостоятельно  прогнозировать результат   даже   учебных   (по   образцу) заданий,   планировать   алгоритм   его выполнения   В процессе выполнения задания постоянно соотносит  промежуточные   и   конечные результаты своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем В процессе  выполнения  задания  соотносит конечные результаты своей деятельности с целью   или   с   образцом,   предложенным учителем   –   из­за   этого   теряет   много времени Выполняет   задания,  не   соотнося   с   целью или   с   образцом,   предложенным   учителем. Самостоятельно не может найти ошибку в своей деятельности Умеет работу по ходу выполнения задания Умеет   корректировать   работу   по   ходу выполнения задания  при указании ему на ошибки   извне или одноклассниками) Не умеет корректировать  работу по ходу выполнения   задания   при   указании   ему   на ошибки извне или одноклассниками)  самостоятельно  корректировать  (учителем       (учителем   2 1 0 2 1 0 2 1 0 2 1 0 2 1 0 2 1 0 2 1 0 2 1 0 Содержание учебного предмета ВВЕДЕНИЕ (1ч)                                                                                                                                   Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения  другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление);  создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и   работа с ним.  УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10ч) Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна­лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты­волшебницы.Иван­царевич – победитель житейских невзгод. Животные­ помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы­яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван ­ крестьянский сын и чудо­юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.   Тема   мирного   труда   и   защиты   родной   земли.   Иван   –   крестьянский   сын   как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в   оценке   автора­народа.   Особенности   жанра.   «Журавль   и   цапля»,   «Солдатская   шинель»   ­ народное   представление   о   справедливости,   добре   и   зле   в   сказках   о   животных   и   бытовых сказках. Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч) Начало   письменности   у   восточных   славян   и   возникновение   древнерусской   литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока­киевлянина и хитрость воеводы   Претича».   Отзвуки   фольклора   в   летописи.   Герои   старинных   «Повестей…»   и   их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальное представление). ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2ч) Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник,   гражданин.   «Случились   вместе   два   астронома   в   пиру…»   ­   научные   истины   в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория   литературы.   Роды   литературы:   эпос,   лирика,   драма.   Жанры   литературы   (начальное представление). ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (41ч) Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).  Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк   и   Ягненок»,   «Свинья   под   дубом».   Осмеяние   пороков   –   грубой   силы,   жадности, неблагодарности,   хитрости.   «Волк   на   псарне»   ­   отражение   исторических   событий   в   басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Теория   литературы.   Басня   (развитие   представления),   аллегория   (начальное   представление), понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.   «Спящая царевна». Сходные и различные   черты   сказки   Жуковского   и   народной   сказки.   Герои   литературной   сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» ­ поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» ­ собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок,   мотивы   и   сюжеты   пушкинского   произведения.   «Сказка   о   мертвой   царевне   и   семи богатырях» ­ её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория   литературы.   Лирическое   послание   (начальные   представления).   Пролог   (начальные представления). РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА Антоний   Погорельский.   «Черная   курица,   или   Подземные   жители».   Сказочно­условное, фантастическое и достоверно­реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Петр Павлович Ершов. «Конек­Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно­ фантастических ситуаций, художественного вымысла  с реалистической  правдивостью,  с  верным  изображением  картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка. Всеволод   Михайлович   Гаршин.   «Attalea   Princeps».   Героическое   и   обыденное   в   сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Теория   литературы.   Литературная   сказка   (начальные   представления).   Стихотворная   и прозаическая   речь.   Ритм,   рифма,   способы   рифмовки.   «Бродячие   сюжеты»   сказок   разных народов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» ­ отклик на 25­летнюю годовщину   Бородинского   сражения   (1837).   Историческая   основа   стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория   литературы.   Сравнение,   гипербола,   эпитет   (развитие   представлений),   метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» ­ повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной   жизни,   народных   преданий,   сочетание   светлого   и   мрачного,   комического   и лирического,   реального   и   фантастического.   «Ночь   перед   Рождеством».   (Для   внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил. Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения). «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет (развитие представлений). Иван   Сергеевич   Тургенев.   Краткий   рассказ   о   писателе   (детство   и   начало   литературной деятельности).   «Муму»   ­   повествование   о   жизни   в   эпоху   крепостного   права.   Духовные   и нравственные   качества   Герасима:   сила,   достоинство,   сострадание   к   окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория   литературы.   Портрет,   пейзаж   (начальное   представление).   Литературный   герой (начальное представление). Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» ­ радостная,   яркая,   полная   движения   картина   весенней   природы.   Краски,   звуки,   запахи   как воплощение красоты жизни. Лев   Николаевич   Толстой.   Краткий   рассказ   о   писателе.   «Кавказский   пленник». Бессмысленность   и   жестокость   национальной   вражды.   Жилин   и   Костылин   –   два   разных характера,   две   разные   удьбы.   Жилин   и   Дина.   Душевная   близость   людей   из   враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» ­ осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория   литературы.   Юмор   (развитие   представлений).речевая   характеристика   персонажей (начальные представления) . Речь героев как средство создания комической ситуации. РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ (3ч) Ф.И.   Тютчев   «Зима   недаром   злится»,   «Как   весел   грохот   летних   бурь»,   «Есть   в   осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29ч) Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ  о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое   и   этическое   в   рассказе.   Кровное   родство   героев   с   бескрайними   просторами русской     земли,   душевным   складом   песен   и   сказок.   Рассказ   «Косцы»   как   поэтическое воспоминание   о   Родине.   Рассказ   «Подснежник».   (Для   внеклассного   чтения.)   Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В  дурном обществе».  Жизнь  детей  из   благополучной  и  обездоленной  семей.  Их  общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ   серого   сонного   города.   Равнодушие   окружающих   людей   к   беднякам.   Вася,   Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория   литературы.   Портрет   (развитие   представлений).   Композиция   литературного произведения (начальное представление). Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» ­ поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор) Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и   талант   главного   героя.   Стремление   к   совершенному   мастерству.   Тайны   мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория   литературы.   Сказ   как   жанр   литературы   (начальное   представление).   Сказ   и   сказка (общее и различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» – пьеса­сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы­сказки. Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса­сказка. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный   герой   рассказа,   единство   героя   с   природой,   одухотворение   природы   в   его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие»   Васюткой   нового  озера.   Становление   характера   юного   героя  через   испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория   литературы. представление). «Ради жизни на Земле…» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.  К.М.Симонов  «Майор   привез   мальчишку   на   лафете»;  А.Т.Твардовский  «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. РУССКИЕ ПОЭТЫ XX ВЕКАО РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ (2ч) И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и   обобщенный   образ   России.   Сближение   образов   волшебных   сказок   и   русской   природы   в лирических стихотворениях. ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (2ч) Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь­Робинзон». Ю.Ч.Ким. «Рыба­кит» Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (15ч) Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Даниэль   Дефо.   Краткий   рассказ   о   писателе.   «Робинзон   Крузо».   Жизнь   и   необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл   фантастических   образов   и   художественных   деталей   в   сказке.   Кай   и   Герда.   Автобиографичность   литературного   произведения   (начальное Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления). Жорж Санд  «О чем  говорят цветы».  Спор героев  о прекрасном.  Речевая  характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе. Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения  Тома  Сойера».  Том  и  Гек.  Дружба  мальчиков.  Игры,  забавы,  находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Джек Лондон. Краткий  рассказ   о писателе.  «Сказание  о  Кише» ­  сказание  о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства   –   опора   в   трудных   жизненных   обстоятельствах.   Мастерство   писателя   в поэтическом изображении жизни северного народа. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» Для заучивания наизусть (9 стихотворений): И.А. Крылов. Басня – на выбор. А.С. Пушкин Отрывок из «Сказки о мертвой царевне…» М.Ю.Лермонтов «Бородино» (отрывок) Н.А.Некрасов. Одно стихотворение – по выбору. Одно стихотворение о русской природе поэтов 19 века. А.А. Блок. «Летний вечер». И.А.Бунин. Одно стихотворение – на выбор. С.А.Есенин. Одно стихотворение – на выбор. Одно стихотворение о русской природе поэтов ХХ века. Тематический поурочный план №  п/п I Наименование раздела, тема урока Всего часов Тип урока Формы контроля                                         Введение(1ч) Характеристика   основных   видов   деятельности   ученика   (на   основе   учебных действий): Наглядные пособия и ТСО:    Экран  М/М проектор  Компьютер  Комплект для моделирования (альбом, цветная бумага, картон,  клей, ножницы, пластилин).  карточки 1 Книга в жизни человека II Устное народное творчество(10ч) 2 3 4 5 6 7 8 9 Фольклор – коллективное устное народное творчество Малые жанры фольклора Русские народные сказки. «Царевна­лягушка» как волшебная  сказка «Царевна­лягушка». Василиса Премудрая и Иван­царевич «Царевна­лягушка». Поэтика волшебной сказки «Иван­крестьянский сын и чудо­юдо» ­ волшебная   богатырская сказка героического содержания «Иван­крестьянский сын и чудо­юдо»: система образов сказки Сказки о животных. «Журавль и цапля» 10 Бытовые сказки. «Солдатская шинель» 11 III 12 13 IV 14 Р.Р. Итоговый урок на тему «Русские народные сказки».  Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный  вопрос: «Мой любимый герой русской народной сказки». Из древнерусской литературы(2ч) «Повесть временных лет» как литературный памятник Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока­киевлянина и  хитрость воеводы Претича» Из литературы XVIII века Вн. Чт. Из литературы XVIII века. М.В. Ломоносов – ученый,  поэт, художник, гражданин. 15 М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…»  Изложение научных истин в поэтической форме Из русской литературы XIX века Вн.Чт. Жанр басни в мировой литературе V 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 УОНЗ УО УОНЗ УО УОНЗ УОНЗ УОУР УОУР УОНЗ УОУР УОНЗ УО УО УО УО УО УО УО УОНЗ УО УРК С УОНЗ УОУР УОНЗ УОНЗ УО УО УО УО УОНЗ УО 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 VI 31 32 И.А. Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом».  Краткий рассказ о баснописце. Развитие представлений о жанре басни. И.А. Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических  событий в басне. Патриотическая позиция автора Р.р. И.А. Крылов. Басни. Обобщение изученного о баснях В.А. Жуковский. «Спящая царевна». Краткий рассказ о поэте.  Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной  сказки В.А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои  баллады. Понятие о балладе. А.С. Пушкин. «Няне». Рассказ о детских годах жизни А.С.  Пушкина. Поэтизация образа няни поэта Арины Радионовны «У Лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и  Людмила» ­ собирательная картина сюжетов, образов и  событий народных сказок «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и  герои «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. Система образов сказки.  Противостояние добрых и злых сил «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки  сюжета. Поэтика сказки. Р.р. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».  Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Подготовка  к домашнему письменному ответу на вопрос: «Что помогло  королевичу Елисею в поисках невесты» Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А.  Жуковского, А.С. Пушкина Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А.  Жуковского, А.С. Пушкина Вн.чт. А.С. Пушкин. Сказки. Художественный мир пушкинских сказок. Их поэтичность и высокая нравственность Русская литературная сказка XIX века Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные  жители» как литературная сказка  «Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение. Нравоучительное содержание и причудливый  сюжет произведения. 33 М.Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25­летнюю  годовщину Бородинского сражения  «Бородино»: проблематика и поэтика Вн.чт. «Ашик­Кериб» как литературная сказка Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ  Диканьки».  «Заколдованное  место». Краткий рассказ о писателе.  Фольклорные традиции в создании образов «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести 34 35 36 37 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 УОНЗ УО УОНЗ УОУР УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОУР УО УО УО УО УО УО УО УО УОУР УО УРК С УРК УРК КР КР УОУР УО УОНЗ УОУР УОНЗ УОУР УОНЗ УОНЗ УО УО УО УО УО УО УОУР УО 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 Вн. Чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или  Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть».  Поэтизация картин народной жизни. Герои повестей Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…»  (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Краткий рассказ о  поэте. Поэтический образ русской женщины «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей «Крестьянские дети». Язык стихотворения И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве «Муму» как протест против рабства «Муму»: система образов. Р.Р. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Подготовка к  письменному ответу на вопрос: «Каковы друзья и враги  Герасима» А.А. Фет. Лирика Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену  у горцев «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин Р.Р. «Кавказский пленник». Подготовка к письменному ответу  на вопрос: «Почему у Жилина и Костылина разные судьбы» Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.  Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.  Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого А.П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ Р.Р. «Хирургия». Рассказ в актерском исполнении. Составление киносценария по рассказу Вн. Чт. Рассказы А.П. Чехова. Ранние юмористические  рассказы Антоши Чехонте. Юмор в рассказах Чехова. VII Русские поэты о родине и родной природе 55 56 57 Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени  первоначальной…». Краткий рассказ о поэте. Образ Родины в  пейзажной лирике поэта. А.Н. Майков «Ласточки»,  И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), И.З. Суриков «Зима» (отрывок), А.Н.  Плещеев «Весна» (отрывок). Урок­концерт. Р.Р. Русские поэты XIX века о Родине,  родной природе и о  себе. Подготовка к письменному ответу на вопрос: «Какой я  вижу свою Родину и русскую природу в поэзии XIX века?» VIII Из литературы XX века 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 УОНЗ УО УОНЗ УО УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНЗ УРК УОНЗ УОНЗ УОНЗ УРК УРК УРК УОНЗ УОНЗ УОНЗ УО УО УО УО УО С УО УО УО С КР КР УО УО УО УОНЗ УО УОНЗ УО УРК С 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 И.А. Бунин. «Косцы». Краткий рассказ о писателе. Восприятие  прекрасного героями рассказа. Вн. Чт. И.А.Бунин. «Подснежник». Тема исторического  прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети.  «В дурном обществе»: семья Тыбурция «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела» Р.Р. «В дурном обществе». Подготовка к письменному ответу  на проблемный вопрос: «Мои ровесники в повести В.Г.  Короленко «В дурном обществе» С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с  голубыми ставнями…». Краткий рассказ о поэте. Особенности  поэтического языка Есенина. П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и  Хозяйки Медной горы. «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки.   «Теплый хлеб»: язык сказки Вн. Чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы. Природа и человек в  сказках К.Г.Паустовского.  Нравственные проблемы  произведений о природе и о  животных. Вн. Чт. С.Я.Маршак. Сказки для детей «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. «Двенадцать месяцев»: пьеса­сказка и ее народная основа Р.Р. «Двенадцать месяцев». Подготовка к домашнему  письменному ответу на вопрос: «Почему в пьесе­сказке  «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?» А.П. Платонов. «Никита»: человек и природа. «Никита»: быль и фантастика В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в  экстремальной ситуации «Васюткино озеро»: становление характера главного героя 78­79 Подготовка к классному письменному ответу: «Какой  изображена русская природа в творчестве Есенина, Бажова,  Паустовского, Астафьева?» «Ради жизни на Земле…» IX 80 А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Стихотворные  произведения о войне. Патриотические подвиги детей в годы  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНЗ УРК УО УО УО УО УО С УОНЗ УО УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНЗ УО УО УО УО УО УОНЗ УО УОНЗ УОУР УРК УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНЗ УРК УО УО С УО УО УО УО С УОНЗ УО Великой Отечественной войны. 81 X 82 83 XI К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…»  Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Война и  дети. Русские поэты  XX века о родине и родной природе И.А. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…», Дон­Аминадо.  «Города и годы». Д. Кедрин. «Аленушка»; А. Прокофьев. «Аленушка»;  Н.Рубцов. «Родная деревня». Образ  родины в стихах о природе Писатели улыбаются 84 Саша Черный. «Кавказский пленник». Краткий рассказ о поэте. Образы детей в рассказе Саша Черный. «Игорь­Робинзон». Образы и сюжеты  литературной классики. Юмор и его роль в рассказе 86 Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба­кит» как юмористическое  85 произведение XII Из зарубежной литературы 87 88 89 90 91 92 93 94 Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед»: верность традициям  предков. Д.Дефо «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя Д.Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя Д.Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа Х.­К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика Х.­К.Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе  любви Х.­К. Андерсен «Снежная королева»: «что есть красота?» Вн. Чт. Х.­К. Андерсен. Сказки. Волшебные сказки. Сказки о  предметах окружающего мира 95­96 Р.Р. Х.­К. Андерсен. Сказки. Устный и письменный ответ на  один из проблемных вопросов: «Почему Герда победила  Снежную королеву?», «О чем мечтал Андерсен в своих  сказках?» 97 М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир  детства 98 М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев 99 100 Р.Р. «Приключения Тома Сойера» ­ любимая книга многих  поколений читателей.. Подготовка к письменному ответу на  проблемный вопрос: «Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера» на моих сверстников?» Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 УОНЗ УО УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОУР УОУР УОНЗ УОНЗ УОНЗ УОНЗ УРК УОНЗ УОНЗ УРК УО УО УО УО УО УО УО УО УО УО УО УО УО С УО УО С УОНЗ УО 101 Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя 102­ 103 104­ 105 Итоговая контрольная работа по литературе. Выявление  уровня литературного развития учащихся. Р.Р.Литературный праздник «Путешествие по стране  Литературии 5 класса». Повторительно­обобщающий урок­ праздник. 1 1 1 УОНЗ УРК УО КР УОУР УО Планируемые образовательные результаты     Устное народное творчество Выпускник научится: • осознанно   воспринимать   и   понимать   фольклорный   текст;   различать   фольклорные   и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным   фольклорным   приёмам   в   различных   ситуациях   речевого   общения, сопоставлять   фольклорную   сказку   и   её   интерпретацию   средствами   других   искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок; • учитывая   жанрово­родовые   признаки   произведений   устного   народного   творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; • выразительно   читать   сказки,   соблюдая   соответствующий   интонационный   рисунок устного рассказывания; • пересказывать   сказки,   чётко   выделяя   сюжетные   линии,   не   пропуская   значимых композиционных   элементов,   используя   в   своей   речи   характерные   для   народных   сказок художественные приёмы; • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;  Выпускник получит возможность научиться: • сравнивая   сказки,   принадлежащие   разным   народам,   видеть   в   них   воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор; • сочинять сказку (в том числе и по пословице), придумывать сюжетные линии;         • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX— XX вв. Зарубежная литература Выпускник научится: • осознанно   воспринимать   художественное   произведение   в   единстве   формы   и содержания;   адекватно   понимать   художественный   текст   и   давать   его   смысловой   анализ; интерпретировать   прочитанное,   устанавливать   поле   читательских   ассоциаций,   отбирать произведения для чтения; • воспринимать   художественный   текст   как   произведение   искусства,   послание   автора читателю, современнику и потомку; •  выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать   и   истолковывать   произведения   разной   жанровой   природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; • сопоставлять   произведение   словесного   искусства   и   его   воплощение   в   других искусствах; • работать   с   разными   источниками   информации   и   владеть   основными   способами   её обработки и презентации. Выпускник получит возможность научиться: • выбирать   путь   анализа   произведения,   адекватный   жанрово­родовой   природе художественного текста; • дифференцировать   элементы   поэтики   художественного   текста, художественную и смысловую функцию;   видеть   их • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под   выбирая   аспект   для   определяя   линии   сопоставления, руководством   учителя), сопоставительного анализа; • вести   самостоятельную   проектно­исследовательскую   деятельность   и   оформлять   её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект). Формы и критерии оценивания образовательных результатов обучающихся В   образовательной   программе   МКОУ   «Новозерская   СОШ»   выделяются пять уровней достижений учащихся, соответствующих отметкам от «5» до «1». «Базовый   уровень   достижений —   уровень,   который   демонстрирует   освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение   базовым   уровнем   является достаточным для   продолжения   обучения   на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»). Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый: • повышенный  уровень достижения   планируемых   результатов,   оценка   «хорошо» (отметка «4»); • высокий  уровень достижения   планируемых   результатов,   оценка   «отлично»   (отметка «5»). Повышенный   и   высокий   уровни   достижения   отличаются   по   полноте   освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области. Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий   уровни   достижений,   целесообразно   формировать   с   учётом   интересов   этих обучающихся   и   их   планов   на   будущее.   При   наличии   устойчивых   интересов   к   учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю. Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня: • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).                                              1.Оценка устных ответов                                                           При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными  критериями в пределах программы данного класса: знание   текста   и   понимание   идейно­художественного   содержания   изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев; понимание   роли   художественных   средств   в   раскрытии   идейно­эстетического содержания изученного произведения; знание теоретико­литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно; умение   анализировать   художественное   произведение   в   соответствии   с   ведущими идеями эпохи; уметь   владеть   монологической   литературной   речью,   логически   и   последовательно отвечать   на   поставленный   вопрос,   бегло,   правильно   и   выразительно   читать художественный текст.       Общие требования к устному ответу по литературе 1. Соответствие ответа формулировке темы.  2. Содержательность,  глубина  и  полнота  ответа.  Достоверность  излагаемого  материала. Хорошее знание текста художественного произведения. 3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа. 4. Достаточный интеллектуально­культурный и научно­теоретический уровень ответа. 5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание     основных     закономерностей     и     проблем     развития     литературы,     умение анализировать содержание и форму художественных произведений.  6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь. Критерии оценки  устных ответов по литературе Высокий уровень. Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста   изучаемого   произведения;   умение   объяснить   взаимосвязь   событий,   характер   и поступки   героев,   роль   художественных   средств   в   раскрытии   идейно­эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью. Повышенный уровень. Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и   достаточно   глубокое   понимание   текста   изучаемого   произведения;   за   умение   объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в   раскрытии   идейно­эстетического   содержания   произведения;   умение   привлекать   текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2­3 неточности в ответе. Базовый уровень. Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно­художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании   ответа,   недостаточно   свободное   владение   монологической   речью,   ряд недостатков   в   композиции   и   языке   ответа,   несоответствие   уровня   чтения   установленным нормам для данного класса. Пониженный уровень. Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания   произведения;   неумение   раскрыть   тему,   объяснить   поведение   и   характеры основных   героев   и   роль   важнейших   художественных   средств   в   раскрытии   идейно­ эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. Низкий уровень. Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или  непонимание материала                                                                                                                                                                                            2. Оценка сочинений Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании   сочинений   и   других   письменных   проверочных   работ   (ответ   на   вопрос   и   др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: ­ соответствие работы ученика теме и основной мысли; ­ полнота раскрытия темы; ­ правильность фактического материала; ­ последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического  строя речи;  стилевое  единство и  выразительность  речи;  число  языковых ошибок   и   стилистических   недочетов.   При   оценке   сочинения   необходимо   учитывать самостоятельность,   оригинальность   замысла   ученического   сочинения,   уровень   его композиционного   и   речевого   оформления.   Наличие   оригинального   замысла,   его   хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.  Критерии оценки сочинений по литературе: Высокий уровень. Отметка «5»: Содержание и речь 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно.  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических  конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1­2 речевых недочета. Грамотность Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. Повышенный уровень. Отметка «4»: Содержание и речь 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения  от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3­4 речевых  недочетов. Грамотность  Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.  Базовый уровень. Отметка «3»: Содержание и речь 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4.Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается  неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Грамотность Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки   и   5   пунктуационных   ошибок,   или   7   пунктуационных   при   отсутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. Пониженный уровень. Отметка «2»: Содержание и речь  Сочинение   обнаруживает   незнание   существенных   вопросов   содержания   произведения, неумение   раскрыть   тему,   серьёзные   нарушения   логики   повествования,   наличие   грубых фактических ошибок. Грамотность Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных   ошибок,   или   5   орфографических   и   9   пунктуационных   ошибок,   8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. Низкий уровень. Отметка «1»: работа не выполнена. 3.Оценка контрольных работ При проведении контрольных работ по литературе (зачёт, тест, т.п.) критерии оценок  следующие: Высокий уровень. «5» ­ 85 – 100 % верно выполненных заданий; Повышенный уровень. «4» ­ 60 – 84 % верно выполненных заданий; Базовый уровень. «3» ­ 30 – 59 % верно выполненных заданий; Пониженный уровень. «2»­ менее 30 % верно выполненных заданий.  Низкий уровень. «1»­ работа не выполнена 4.Оценка  ученических проектов. Общие  критерии  оценивания  проекта Максимальный  уровень  достижений  учащихся Критерии 1 Планирование  и  раскрытие  плана,  развитие  темы 4 2 Сбор  информации 4 4 3 Выбор  и  использование  методов  и  приемов 4 Анализ  информации 4 4 5 Организация  письменной  работы 6 Анализ  процесса  и  результата 4 7 Личное  участие ИТОГО 4 28   Общий  уровень  достижений  учащихся  переводится  в  отметку  по  следующей  шкале:  28­ 21  баллов:  «5»­ высокий уровень   20­16  баллов:  «4»­ повышенный уровень  15­8  баллов:  «3»­ базовый уровень  7­0  баллов:  «2»­ пониженный уровень Работа не выполнена:  «1» ­ низкий уровень 1.   Планирование   и   раскрытие   плана,   развитие   темы.   Высший   балл   ставится,   если  ученик   определяет   и   четко   описывает   цели   своего   проекта,   дает   последовательное  и полное   описание   того,   как   он   собирается   достичь   этих   целей,   причем   реализация  проекта  полностью  соответствует  предложенному  им  плану. 2.  Сбор   информации.   Высший   балл   ставится,   если   персональный   проект   содержит  достаточное   количество   относящейся   к   делу   информации   и   ссылок   на   различные  источники. 3.   Выбор   и   использование   методов   и   приемов.   Высший   балл   ставится,   если   проект  полностью   автором,   причем  выбранные   и   эффективно   использованные   средства   приводят   к   созданию   итогового  продукта  высокого  качества. 4.   Анализ   информации.   Высший   балл   по   этому   критерию   ставится,   если   проект  четко   отражает   глубину   анализа   и   актуальность   собственного   видения   идей  учащимся,  при  этом  содержит  по­настоящему  личностный  подход  к  теме. 5.  Организация  письменной  работы.  Высший  балл  ставится,  если  структура  проекта  и  письменной   работы   (отчета)   отражает   логику   и   последовательность   работы,   если  использованы   адекватные   способы   представления   материала   (диаграммы,   графики,  сноски,  макеты,  модели  и  т.  д.). 6.   Анализ   процесса   и   результата.   Высший   балл   ставится,   если   учащийся  последовательно   и   полно   анализирует   проект   с   точки   зрения   поставленных   целей,  демонстрирует  понимание  общих  перспектив,  относящихся  к  выбранному  пути. 7.   Личное   участие.   Считается   в   большей   степени   успешной   такая   работа,   в  которой наличествует   собственный   интерес   автора,   энтузиазм,   активное   взаимодействие  с            участниками   и   потенциальными   потребителями   конечного   продукта   и,   наконец,  если  ребенок  обнаружил  собственное  мнение  в  ходе  выполнения  проекта.  соответствует   целям   и   задачам,   определенным   Текущая  (четвертн ая) Промежут очная  (годовая) Отметка выставляется в классный журнал как среднее арифметическое текущих отметок по правилам математического округления в пользу ученика. Отметка выставляется в классный журнал как среднее арифметическое  четвертных отметок по правилам математического округления в пользу ученика Учебно ­ методическое обеспечение учебного процесса Основная учебная литература: 1.Беляева Н.В. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы.­ М.: «Просвещение», 2010г. 2.Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразоват. организаций. – М.: «Просвещение», 2016г 3.Коровина В.Я., В.П. Журавлев, В.И. Коровин.  Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»      (1 CD MP3). ­М.: «Просвещение», 2015г. 4.Коровина В.Я., В.П. Журавлев, В.И. Коровин. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 5 класс. ­М.: «Просвещение», 2012г. 5.Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2­х частях. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.­М.: «Просвещение», 2015г. 6.Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников  под ред. В.Я. Коровиной. 5­9 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций\3­е изд. ­М.: «Просвещение», 2016г. Интернет­ресурсы: 1.http://mega.km.ru – Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2.www.adv.ru/library Библиотека ADV ­ собрание художественной литературы современных и классических авторов. 3.http://public­library.narod.ru/ Публичная электронная библиотека. 4.http://www.museum.ru/mus/ Музеи России, включая Государственный музей­заповедник М.Ю. Лермонтова, Мемориальный музей А.С. Пушкина, Литературный музей Ф.И. Тютчева,  Музей А.К. Толстого и др. 5.http://www.museumpushkin.ru/ Всероссийский музей А.С.Пушкина. 6.http://www.tula.ru/Polyana/ Ясная поляна ­ дом­музей Л.Н.Толстого. 7.http://www.spasskoye­lutovinovo.ru/ Государственный литературный музей И.С.Тургенева в  его родовом имении Спасское­Лутовиново. 8.http://www.museumpushkin.ru/russian/nekrasov/?page1 Музей­квартира А.Н.Некрасова Оборудование. Информационно­коммуникативная среда  Ресурсы  библиотечно ­ информационного центра школы  АРМ учителя  Ноутбук  Принтер  Сканер  Мультимедийный проектор ЛИСТ ФИКСАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ № п/п Дата внесения  изменений и/или  дополнений Содержание Реквизиты документа

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС

Рабочая программа основного (общего) образования по литературе для 5 класса ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017