РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
физическая культура
10 кл—11 кл
09.06.2017
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе следующих нормативно-правовых, инструктивно-методических документов:
Государственные стандарты основного общего образования /Сборник нормативных документов по физической культуре. – М.: Дрофа, 2004.
Примерной программы курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования. Под редакцией Ю.Л. Воробьева – Дрофа -2014.
Приказа департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказа департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 30.08.2013 г. № 840 «О внесении изменений в приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 г. № 760».
Учебного плана школы на 2016-2017 учебный год.
Приказа МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказа МО РФ от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253».
Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования. Под редакцией Ю.Л. Воробьева – Дрофа -2010. Программа детализирует и раскрывает содержание государственного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОБЖ, которые определены стандартом.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей с учётом специфики учебного предмета:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе следующих нормативно-правовых, инструктивно-методических документов:
Государственные стандарты основного общего образования /Сборник нормативных документов по физической культуре. – М.: Дрофа, 2004.
Примерной программы курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования. Под редакцией Ю.Л. Воробьева – Дрофа -2014.
Приказа департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказа департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 30.08.2013 г. № 840 «О внесении изменений в приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 г. № 760».
Учебного плана школы на 2016-2017 учебный год.
Приказа МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказа МО РФ от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253».
Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования. Под редакцией Ю.Л. Воробьева – Дрофа -2010. Программа детализирует и раскрывает содержание государственного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОБЖ, которые определены стандартом.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей с учётом специфики учебного предмета:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Рабочая программа 10-11. ГОС.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Буравцовская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МКОУ «Буравцовская СОШ»
_________
Протокол № ___
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы ________ Т.А.Пронина
Приказ № _____
от «__»________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы безопасности жизнедеятельности»
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
для 1011 классов
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель: Бобкин Игорь Михайлович,
учитель первой квалификационной категории 2016 год
2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе
следующих нормативноправовых, инструктивнометодических документов:
Государственные стандарты основного общего образования /Сборник нормативных
документов по физической культуре. – М.: Дрофа, 2004.
Примерной программы курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности» для
образовательных учреждений среднего (полного) общего образования. Под редакцией
Ю.Л. Воробьева – Дрофа 2014.
Приказа департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской
области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана
и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области,
реализующих государственные образовательные стандарты начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказа департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской
области от 30.08.2013 г. № 840 «О внесении изменений в приказ департамента
образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 г. №
760».
Учебного плана школы на 20162017 учебный год.
Приказа МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования».
Приказа МО РФ от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253».
Рабочая программа составлена на основе
примерной учебной программы курса «Основы
безопасности жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего (полного) общего
образования. Под редакцией Ю.Л. Воробьева – Дрофа 2010. Программа детализирует и
раскрывает содержание государственного стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
ОБЖ, которые определены стандартом.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе
направлен на достижение следующих целей с учётом специфики учебного предмета:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о
государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об
обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к
героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по
защите Отечества;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов
терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в
чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Общая характеристика учебного предмета
3 Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и
сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы
обороны государства и воинская обязанность.
В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе
и качества личности, необходимые для ее прохождения. Девушки углубленно изучают основы
медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.
Место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» в 10 и 11 классах в программе предусмотрено 70 часов 1 час в неделю в 10
классе (включая сборы – 35 ч.) и 1 час в неделю в 11 классе. Этот объем для учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» определен на базовом уровне. Кроме того, после
окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с учащимися (гражданами мужского
пола), не имеющими противопоказаний по состоянию здоровья, учебных сборов в течение 5 дней
(35 часов). Для реализации программы на её изучение предусматривается по 1 часу в неделю в 10
и 11 классах – 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) представляет собой
междисциплинарную область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека
от опасных и вредных факторов (опасностей) среды обитания во всех сферах человеческой
деятельности. Курс ОБЖ, как и все другие учебные дисциплины, участвует в осуществлении
следующих функций: образовательной (вооружение учащихся системой знаний, навыков и умений),
воспитательной (формирование научного мировоззрения, активной социальной позиции), развивающей
(формирование творческого мышления, укрепление «социального иммунитета»), а также
психологической подготовки к успешной деятельности в современном мире. Кроме того, курс ОБЖ,
как никакая другая дисциплина в значительной мере способствует формированию и развитию навыков
оценки обстановки и принятия целесообразных решений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила
безопасного поведения
1.1.
условиях.
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.
Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе.
1.2. Подготовка к проведению турпохода.
Практические занятия. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия
вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовка к безопасному
поведению в условиях автономного существования.
1.3. Обеспечение личной безопасности на дорогах.
Основные причины дорожнотранспортного травматизма. Роль человеческого фактора в
возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.
Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах.
1.4. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.
Практические занятия. Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при
встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома,
лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминальной опасностью: на рынке,
стадионе, вокзале и др.
1.5. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта.
Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности
взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение
4 безопасности при перестрелке.
1.6. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности
Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта
(совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей).
Уголовная ответственность за захват заложников, за заведомо ложное сообщение об акте
терроризма, за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем.
1.7. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний,
назначаемых несовершеннолетним.
Правила поведения в маршрутном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в
негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу
транспорта.
Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение
общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за
хулиганские действия и вандализм.
2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.
2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные
последствия. Рекомендации населению.
Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, оползни и обвалы, лесные пожары —
опасные чрезвычайные ситуации природного характера, приводящие к гибели людей.
Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных
ситуаций природного характера — геологического, метеорологического, гидрологического и
биологического происхождения.
2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и
возможные последствия. Рекомендации населению.
Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на
радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом
объектах.
2.3.
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, наиболее вероятных в Тамбовской области.
Практические занятия. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и
района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
3.1. Военные угрозы национальной безопасности России. Характер современных войн и
вооруженных конфликтов
Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в
военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности,
обеспечение условий для мирного, демократического развития государства. Вооруженный
конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.
3.2. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Виды
террористических актов, их цели и способы осуществления.
Терроризм: общие понятия и определения. Характеристика современной террористической
деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление. Основные виды
терроризма по средствам, используемым при осуществлении террористических актов, а также в
зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели.
Основные черты, которые характеризуют современный терроризм.
3.3.
Законы и другие нормативноправовые акты Российской Федерации в
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
области безопасности.
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.
Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие нрава и свободы человека и
гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на
5 обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной
безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.).
Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.
РСЧС, история её создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите
населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от
чрезвычайных ситуаций.
4. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
4.1. Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая часть подготовки человека к
профессиональной деятельности.
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и
общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние
окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость
сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.
4.2. Инфекционные заболевания, их классификация.
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций.
Классификация инфекционных заболеваний.
4.3 Передача инфекции и профилактика инфекционных заболеваний.
Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Наиболее
характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее
часто встречающихся инфекционных заболеваний.
Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ.
5. Основы здорового образа жизни
5.1.
Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека, направленная на
сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение
для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные
элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон,
питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий
уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека,
его физических и духовных качеств.
5.2.Биологические ритмы. Общие понятия. Влияние биоритмов на работоспособность.
Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на
уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в
процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
5.3.Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности.
Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для
обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.
Двигательная активность и её преимущества. Физическая культура и её положительное
влияние на здоровье человека.
5.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные
последствия.
5.5.5.6. Алкоголизм и курение, их профилактика.
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия
употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части.
Влияние курения на нервную и сердечнососудистую системы. Пассивное курение и его
влияние на здоровье.
5.7. Наркомания – прямая угроза жизни и здоровью человека.
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные
6 последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в
быту.
6. Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны
6.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
Гражданская оборона, история её создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты
населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих
действий.
6.2.6.3. Современные средства поражения, их поражающие факторы и мероприятия по
защите.
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие,
классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.
Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие
факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
6.4. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного и
мирного времени.
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала
«Внимание всем!» Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее
содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
6.5. Инженерная защита населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
военного и мирного времени
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных
сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных
сооружениях.
6.6.6.7. Средства индивидуальной защиты.
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты
кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.
6.8. Организация проведения аварийноспасательных и других неотложных работ в зоне
чрезвычайных ситуаций.
Предназначение аварийноспасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах
чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийноспасательных работ,
организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
6.9. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.
План гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Обязанности учащихся.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
11 КЛАСС
Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
1. Основы здорового образа жизни
1.1 Правила личной гигиены и здоровье
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей зубами и волосами. Гигиена
одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
1.2 Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.
Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию
совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор).
Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной
семьи.
1.3 Болезни, передаваемые половым путём. Меры профилактики
Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины,
способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за
7 заражение венерической болезнью.
1.4 СПИД и его профилактика.
ВИЧинфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД финальная
стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧинфекцией.
1.5 Семья в современном обществе. Законодательство и семья.
Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака.
Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов.
1.6
Права и обязанности родителей и несовершеннолетних детей.
Права и обязанности родителей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей. Права
и обязанности детей. Защита государства.
2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
2.1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности, инфаркте и
инсульте (практические занятия)
Сердечная недостаточность. Основные понятия и определения. Инфаркт. Инсульт, его
возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной
недостаточности, инфаркте и инсульте.
2.2. Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия)
Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи.
Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки.
Правила наложения жгута. Борьба с болью.
2.3. Первая медицинская помощь при травмах
занятия)
Первая медицинская помощь при травмах опорнодвигательного аппарата. Профилактика
травм опорнодвигательного аппарата.
(практические
Первая медицинская помощь при черепномозговой травме, травмах груди, живота,
позвоночника.
2.4 . Первая медицинская помощь при остановке сердца (практические занятия)
Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и её
признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких.
Правила сердечнолёгочной реанимации.
Раздел II. Основы военной службы
3 Воинская обязанность
3.1 Основные понятия о воинской обязанности
Воинская обязанность, определение воинской обязанности и её содержания. Воинский учет,
обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной
службы по призыву, пребывание в запасе, и прохождение военных сборов в период пребывания
в запасе.
3.2 Профессиональнопсихологический отбор в вооруженных силах РФ.
3.3 Обязательная подготовка граждан к военной службе
Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе.
Основные требования к индивидуальнопсихологическим и профессиональным качествам
молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные,
операторские, связи и наблюдения, водительские и др.).
3.4 Добровольная подготовка граждан к военной службе
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.
Занятие военноприкладными видами спорта. Обучение дополнительным образовательным
программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в
общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах и в
8 образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
освидетельствования
3.5 Организация
медицинского
и
медицинского
обследования граждан при постановке на воинский учет
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при
первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского
освидетельствования. Категории годности к военной службе.
3.6 Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных сил Российской Федерации, его
предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.
4 Особенности военной службы
4.1 Правовые основы военной службы
Военная служба особый вид федеральной государственной службы. Конституция
Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие
правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего.
Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные
аспекты международного права.
4.2 Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации
закон воинской жизни
Общевоинские уставы нормативноправовые акты, регламентирующие жизнь и быт
военнослужащих.
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и
караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав
Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской
Федерации, их предназначение и основные положения.
4.3
Военная присяга основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной
присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной
присяге. Значение военной присяги для
выполнения каждым военнослужащим воинского долга.
Военная присяга клятва воина на верность Родине России
4.4 Прохождение военной службы по призыву
Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва.
Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек.
Общие, специальные и должностные обязанности военнослужащих. Размещение
военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время
военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас.
Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная
форма одежды.
4.5 Прохождение военной службы по контракту
Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к
гражданам, поступающим на военную службу но контракту. Сроки военной службы. Права и
льготы, представляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
4.6 Права и ответственность военнослужащих
Общие права военнослужащих.
Виды
ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная,
гражданскоправовая, материальная, уголовная).
Общие обязанности военнослужащих.
Военная дисциплина, её сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на
солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.
Уголовная ответственность за преступления против военной службы (невыполнение приказа,
нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление
части и др.).
4.7 Альтернативная гражданская служба
9 Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская
служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства.
Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской
службой.
5. Военнослужащий защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина
Вооруженных Сил
5.1 Военнослужащий патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника
Отечества
Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить
своё воинское звание защитник Отечества; любовь к Родине, её истории, культуре, традициям,
народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и
военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости
конституционного строя России, народа и Отечества.
5.2
Военнослужащий специалист,
в совершенстве владеющий оружием
и военной техникой.
Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и
военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной
специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения.
Потребность постоянно повышать военнопрофессиональные знания, совершенствовать свою
выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в
условиях современного боя.
5.3 Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально
психологическим и профессиональным качествам гражданина
Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и
их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и
родах войск
Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения
уровня подготовки молодёжи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и
моральноэтическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости
членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).
5.4 Военнослужащий подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы
Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и
начальников
Единоначалие принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность
соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, постоянно
поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в
себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои
обязанности, беспрекословно повиноваться своим командирам и начальникам, при выполнении
воинского долга проявлять разумную инициативу.
5.5. Как стать офицером Российской армии
Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.
Правила приёма граждан в военные образовательные учреждения профессионального
образования.
Организация подготовки военных кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.
5.6
Международная
(миротворческая)
деятельность
Вооруженных Сил
Российской Федерации
Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство
обеспечения национальной безопасности России
Нормативноправовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и
обучение военнослужащих миротворческого контингента.
10 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик
должен:
Знать/понимать
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность
жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения,
характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности
граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет,
освидетельствования, призыва на военную службу;
медицинского
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время
прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военнопрофессиональной деятельности; особенности прохождения
военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
Уметь
техногенного характера;
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение
по отношению к военной службе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы
экстренной помощи.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 КЛАСС
№ раздела
и
темы
Наименование раздела и темы
Количество часов
I
1
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях
Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в
повседневной жизни, и правила безопасного поведения
13
6
11 2
II
5
6
III
7
8
9
Гражданская оборона составная часть оборо
носпособности страны
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и профилактика
инфекционных заболеваний
Основы здорового образа жизни
Основы военной службы
Вооружённые Силы Российской Федерации – защитники
нашего Отечества
Боевые традиции Вооружённых Сил России
Символы воинской чести
Всего часов
7
10
3
7
12
6
3
2
34
12 УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
11 КЛАСС
№ раздела
и
темы
Наименование раздела и темы
Количество часов
I
1
2
3
4
5
II
6
7
Основы военной службы
История военной службы
Воинская обязанность
Особенности военной службы
Правовые основы военной службы
Военнослужащий защитник своего отечества. Честь и
достоинство воина Вооруженных Сил
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и профилактика
инфекционных заболеваний
Всего часов
27
4
7
5
6
6
8
4
2
34
13 КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
Тема урока
№
урока
Дата
проведения
урока
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (13 ч)
Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила
безопасного поведения (6 ч)
Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования
02.09.2016
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и тех
ногенного характера
Законы и другие нормативноправовые акты РФ по обеспечению безопас
ности
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрез
вычайных ситуаций, ее структура и задачи
Уголовная ответственность несовершеннолетних
09.09.2016
16.09.2016
23.09.2016
30.09.2016
07.10.2016
Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны (7 ч)
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской
обороны
Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия
по защите населения
Оповещение населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных
ситуациях военного и мирного времени
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС
мирного и военного времени
Средства индивидуальной защиты
Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применении современ
ных средств поражения
Организация гражданской обороны в образовательном учреждении
14.10.2016
21.10.2016
28.10.2016
11.11.2016
18.11.2016
25.11.2016
02.12.2016
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (3 ч)
Сохранение и укрепление здоровья важная забота каждого человека и всего
общества
Инфекционные заболевания, их классификация
09.12.2016
16.12.2016
Основные инфекционные заболевания, их профилактика
Здоровый образ жизни и его составляющие
Основы здорового образа жизни (7 ч)
Культура питания
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
14
23.12.2016
13.01.2017
20.01.2017
27.01.2017
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Режим труда и отдыха, хороший сон – составляющие здорового
образа жизни
Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья
человека
Вредные привычки, их влияние на здоровье
Профилактика вредных привычек
03.02.2017
10.02.2017
17.02.2017
24.02.2017
Основы военной службы (12 ч)
Вооруженные Силы Российской Федерации защитники нашего Отечества (6 ч)
Родина и ее национальная безопасность
03.03.2017
История создания Вооруженных Сил России
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации
10.03.2017
17.03.2017
Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение
Отдельные рода войск Вооруженных Сил и их предназначение
07.04.2017
14.04.2017
Другие войска, их состав и предназначение
21.04.2017
Боевые традиции Вооруженных Сил России (3 ч)
Патриотизм и верность воинскому долгу неотъемлемые качества русского
воина, основа героизма
Память поколений дни воинской славы России
28.04.2017
05.05.2017
Дружба, войсковое товарищество основа боевой готовности войск
12.05.2017
Символы воинской чести (2 ч)
Боевое знамя воинской части символ воинской чести, доблести и славы
Ордена почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной
службе. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
19.05.2017
26.05.2017
15 КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
урока
Тема урока
Основы военной службы
История военной службы
Войны в истории человечества и России
Военная служба — особый вид государственной службы.
Исполнение обязанности военной службы.
Организация обороны Российской Федерации
Основные сведения о воинской обязанности
Воинская обязанность
Организация воинского учета и его предназначение
Обязательная подготовка граждан к военной службе
Добровольная подготовка граждан к военной службе
Освидетельствование граждан и профессиональный психологический
отбор при первоначальной постановке на учёт. Психологическая
классификация воинских должностей
Организация призыва на военную службу
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11 Ответственность граждан по вопросам призыва. Прохождение военной
службы по призыву
Особенности военной службы
Дата
проведения
урока
02.09.2016
09.09.2016
16.09.2016
23.09.2016
30.09.2016
07.10.2016
14.10.2016
21.10.2016
28.10.2016
11.11.2016
18.11.2016
12
13
14
15
16
17
18
19
Общевоинские уставы Вооружённых сил РФ закон воинской жизни
25.11.2016
Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России
Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный
порядок
Воинские звания военнослужащих Вооружённых Сил Российской
Федерации
Военная форма одежды
Социальная защита военнослужащих
Правовые основы военной службы
Статус военнослужащего. Правовая защита военнослужащих и членов
их семей
Прохождение военной службы по контракту
02.12.2016
09.12.2016
16.12.2016
23.12.2016
13.01.2017
20.01.2017
27.01.2017
16 20 Альтернативная служба. Прохождение военной службы
военнослужащими – женщинами
Права и ответственность военнослужащих
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
21
22
23
24
25
26
03.02.2017
10.02.2017
17.02.2017
24.02.2017
03.03.2017
10.03.2017
17.03.2017
07.04.2017
Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина
Вооружённых Сил России
Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание
защитника Отечества.
Военнослужащийспециалист, в совершенстве владеющий оружием и
военной техникой
Требования, предъявляемые к моральноэтическим, психологическим и
профессиональным качествам военнослужащих.
Взаимоотношение в воинском коллективе. Воинская дисциплина. Её
суть и назначение
27 Офицер Российской армии. Требования, предъявляемые к офицеру
военной службы. Подготовка офицерских кадров
28 Международная миротворческая деятельность Вооруженных сил
14.04.2017
Российской Федерации
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Правила личной гигиены и здоровье. Нравственность и здоровье.
Заболевания, передаваемые половым путем.
Психологическое состояние человека и причины самоубийств
Семья в современном обществе. Законодательство о семье
21.04.2017
28.04.2017
05.05.2017
12.05.2017
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и
инсульте
Первая медицинская помощь при ранениях, травмах
19.05.2017
26.05.2017
29
30
31
32
33
34
17 СПИСОК УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебники:
1. ОБЖ. 10кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов.
А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2011. – 318 с.: ил.
2. ОБЖ. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов.
А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2011. – 318 с.: ил
Методическая литература:
1. Гражданская защита: энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К.
Шойгу]. — М., 2005.
2. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / под общ. ред. М. И.
Фалеева. — Калуга, 2001.
3. Катастрофы и человек: российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям /
под ред. Ю. Л. Воробьева. — М., 1997.Конституция Российской Федерации
(действующая редакция)
4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной
информации. — 2000. — № 2.
5. Макеева А. Г.
Все цвета, кроме черного: семейная профилактика наркотизма
школьников: кн. для родителей / А. Г. Макеева. — М., 2005.
6. Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма
школьников: метод, пособие для учителя: 7—9 кл. /А. Г. Макеева. — М., 2005.
7. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления / под общ. ред. А. Н.
Гаранского. — М., 2003.
8. Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ. – М.: Военное издательство, 1994.
9. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник/ [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,
Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М., 2007.
10. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно – справочный материал/ авт. – сост.
И.П. Иванов – Саратов: СарИПК и ПРО, 1995.
18 Лист
корректировки рабочей программы
Класс
Название раздела, темы
Дата
проведения по
плану
Причина
корректировки
Корректирующие
мероприятия
Дата
проведения
по факту
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.