Рабочая программа Основы экономики, менеджмента и маркетинга

  • Документация
  • doc
  • 08.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа Основы экономики, менеджмента и маркетинга разработана в соответствии с МС ИСО 9001:2008 в части требований к построению, изложению, оформлению, обозначению организационными нормативными документами системы менеджмента качества. Рабочая программа является частью основной профессиональной образовательной программы, разработана на основе Примерной программы профессионального модуля, входящего в примерную основную профессиональную образовательную программу в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.10 «Технология продукции общественного питания».
Иконка файла материала РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МАРКЕТИНГ МЕНЕДЖМЕНТ ЭКОНОМИКА.doc
ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса Система менеджмента качества Нормативный документ ФГОС СПО ОПОП 19.02.10 УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ________________ Д.А. Мартынов «_____»  ______________ 2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Система менеджмента качества ФГОС  СПО  ОПОП 19.02.10 Версия № 2 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008 Введено с  «01» сентября 2016 г. НД Количество листов: 16 специальности (специальностей) среднего профессионального образования /профессии(профессий) начального профессионального образования               _               19.02.10 «Технология продукции общественного питания»                                код, наименование специальности(ей) / профессии2016 г. Информационные данные 1.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА – преподавателем Сафиной В.Г 2. Программа  соответствует МС ИСО 9001:2008, СТ ­ СТОТиС 06­12 в части требований   к   построению,   обозначению   оформлению,   изложению, организационными   нормативными   документами   системы   менеджмента качества. 3.   УПРАВЛЕНИЕ   качеством   выполнения   программы   в   соответствии   с требованиями СТ­СТОТиС 06­12. 4. СРОК ПЕРЕСМОТРА –  ежегодно. 5.   РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА     является   интеллектуальной   собственностью ГБПОУ     «Сахалинский   техникум   отраслевых   технологий   и   сервиса»   и   не может   быть   полностью   или   частично   воспроизведено,   тиражировано   и распространено   в   любом   виде   вне   ГБПОУ   «Сахалинский   техникум отраслевых   технологий   и   сервиса»   без   разрешения   высшего   руководства ГБПОУ   «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса». Экз № 1 Экз № 2 Экз № 3 Экз № 4 ­ ЦМК ОСГ И ЕН циклов ­ ЦМК профессионального цикла  ­ Библиотека  ­ Методический кабинет  . 23ОДОБРЕНА цикловой комиссией  Протокол № ____ от  «__»_____________2016 г. Председатель цикловой комиссии  __________________/Л.И.Давыденко/   РАЗРАБОТЧИК/И:    Рабочая программа разработана на основе Федерального  государственного образовательного  стандарта по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного  питания  Заместитель директора по учебной  работе:___________________ /Л.С.Панькова/ « ____ » ____________ 2016 г.  Панькова Людмила Станиславовна, кпн., зам. директора по УР ГБПОУ «СТОТиС»                                               ФИО, должность   Сафина Валентина Германовна, зам.директора по НМР ГБПОУ «СТОТиС»                                                 ФИО, должность         РЕЦЕНЗЕНТЫ:    _________________________________________________  ФИО, должность внутреннего рецензента    _________________________________________________  ФИО, должность,  место работы  внешнего рецензента с предприятия или организации  4Рабочая   программа     является   частью   основной   профессиональной образовательной программы, разработана на основе   Примерной программы   основную профессионального   модуля,   входящего   в     примерную   профессиональную образовательную программу   в соответствии с ФГОС по специальности   СПО   19.02.10   «Технология   продукции   общественного питания». Организация­разработчик: ГБПОУ  «СТОТиС» Разработчики: Сафина Валентина Германовна, зам.директора по НМР ГБПОУ  «СТОТиС» Панькова   Людмила   Станиславовна,   к.п.н.,   зам.   директора   по   УР   ГБПОУ «СТОТиС» 5СОДЕРЖАНИЕ  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ (ВИДА     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)              стр. 4 6 10 12 6ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА 1.1. Область применения примерной программы Программа является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания   1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»  относится к профессиональному циклу    (общепрофессиональные дисциплины) учебного   плана   по   специальности   19.02.10   «Технология   продукции общественного питания». 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: уметь: ­  рассчитывать   основные   технико   –   экономические   показатели   деятельности организации; ­   применять   в   профессиональной   деятельности   приемы   делового   и управленческого общения; ­ анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг. знать: 7­ основные положения экономической теории; ­ принципы рыночной экономики; ­ современное состояние и перспективы развития отрасли; ­ роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; ­ методы ценообразования на продукцию (услуги); ­ механизмы формирования заработной платы; ­ формы оплаты труда; ­ стили управления, виды коммуникации; ­ принципы делового общения в коллективе; ­ управленческий цикл; ­ особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; ­   сущность,   цели,   основные   принципы   и   функции   маркетинга,   его   связь   с менеджментом; ­ формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы: Максимальная нагрузка ­ 75 часов, в том числе:    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 50 часов;    самостоятельной работы обучающегося – 25 часов;             практическая работа  – 32  часов. 82.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме: Объем часов 75 50 ­ 32 ­ ­ 25 зачёт 92.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Основы экономики, менеджмента и  маркетинга», 3 семестр Наименование разделов Содержание учебного материала, лабораторные работы и , Объем часов и тем 1 Раздел 1.  Введение основ экономики, маркетинга и менеджмента, общих понятий и показателей работы предприятия. Тема 1.1.  Предмет и метод экономики, маркетинга и менеджмента. Тема 1.2.  самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала 1.Понятие «экономика», «маркетинг», «менеджмент». История возникновения,  сущность, метод их взаимосвязь. Экономические процессы, происходящие в  современной России. Базовые экономические понятия: потребности, блага, ресурсы. 2. Главные вопросы экономики, их решение в разных экономических системах. Спрос и предложение – основа рыночных отношений. Понятие, сущность и  факторы формирования, эластичность. Равновесная цена на рынке товаров и  услуг. Практические работы 1. Соотношение спроса и предложения. Построение кривых спроса и  предложения. Определение равновесной цены на рынке товаров и услуг. Определение коэффициента эластичности спроса на товар. Сравнение  товаров по эластичности цены. Содержание учебного материала 2. Уровень освоения 4 1,2 3 34 4 4                       3                10Производство товаров и услуг на предприятиях общественного питания.  Производство: понятие, сущность распределения, обмена и потребления. Виды производства   товаров   и   услуг:   единичное,   серийное,   массовое   –   их характеристика и отличительные особенности. Общие сведения и классификация товаров и услуг. Тема 1.3.  Основные производственные показатели деятельности предприятия. Практические работы 1. Изучение статей Закона РФ «О защите прав потребителей»: права и  обязанности производителя (продавца) товара (услуги). Решение  практических ситуаций. Содержание учебного материала 1.Основные  фонды предприятия:  сущность и состав.  Амортизация  основных фондов, ее начисление на предприятии. Показатели использования основных производственных фондов. Оборотные средства предприятия: состав и структура. Кругооборот оборотных средств в процессе производства товаров и услуг. Показатели характеристики оборачиваемости оборотных средств. 2.Объем   производства   и   товарооборот   на   предприятиях   общественного питания: сущность и формирование. Цена товаров и услуг: понятие и основные методы   ценообразования.   Издержки   предприятий   общественного   питания: понятие   и   состав   издержек   производства.   Пути   снижения   издержек производства.   Прибыль   предприятия:   сущность   и   распределение.   Формы   и системы оплаты труда на предприятиях общественного питания. Фонд оплаты труда: сущность и распределение. Налогообложение предприятий общественного питания. Виды налогов, сроки уплаты и размер. Практические работы 2 2 2 2               1,2 3 1, 2 1, 2 111. Расчет показателей использования основных фондов предприятия. Расчет показателей использования оборотных средств предприятия 2. Расчет заработной платы при использовании различных форм оплаты  труда. Ценообразование товаров и услуг на предприятиях  общественного питания. 3. Деловая игра «Прибыльное производство» Самостоятельная работа обучающихся: 1. Учебник Основы экономики. Слагода В.Г., 2009. С. 7 – 14.  2. Учебник Основы экономики. Слагода В.Г., 2009. С. 26 ­40 3. Учебное пособие Экономика предприятия. Чечевицына Л.Н.,   Чечевицына Е.В., 2008.с. 68­76 4. Решение ситуационных задач с использованием Закона РФ «О защите  прав потребителей».  5. Учебное пособие Экономика предприятия. Чечевицына Л.Н.,   Чечевицына Е.В., 2008.с. 85­92; с. 128­144; с. 216­221. 6. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и  специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных  пособий).Подготовка к практическим работам с использованием  методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно­ практических работ, отчетов и подготовка к их защите.  Раздел  2 .   Планирование и организация деятельности предприятия. Тема 2.1.    Содержание учебного материала  6            3 12             1,2,3 39 12Предприятие как основной субъект хозяйствования 1. Сущность и функции предприятия. Формы собственности предприятий, их основная характеристика. Государственная регистрация предприятия.Уставной капитал и имущество предприятий различных форм собственности. Основные виды структур предприятия и органов его управления. Функции управления   предприятием.   Внешняя   и   внутренняя   среда   предприятия: понятие и факторы влияния. Практические работы 1. Составление Устава предприятий различных форм собственности. 2.  Составление заданной организационной структуры предприятия (работа в   группах).   Определение   преимуществ   и   недостатков   каждого   типа структур. Тема 2.2.  Содержание учебного материала  Менеджмент ­ основа управления предприятием. 1. Менеджмент: понятие и основные функции менеджмента. Коммуникативность   и   ее   виды.   Уровни   коммуникации   Деловое общение.   Правила   ведения   бесед   и   совещаний.   Типы   собеседников. Этапы и фазы делового общения. Руководство:   власть   и   партнерство.   Основные   стили   руководства   в управлении, их характеристика. Управление   конфликтами   и   стрессами:   виды   конфликтов,   методы управления   конфликтами.   Сущность   и   природа   стрессов.   Методы снятия стресса. Контроль деятельности предприятия: сущность и виды контроля. Управленческое решение: классификация, уровни и методы принятия решений. Практические работы 2 4 2 1,2 3 1,2,3 13Тема 2.3.  Маркетинг как концепция управления предприятием. 1 Использование приемов аттракции в управлении подчиненными (по  заданным преподавателем ситуациям – в группах или индивидуально). 2. Решение производственных ситуаций с позиции менеджеров различных  стилей управления (работа в группе или индивидуально). 3. Деловая игра «Как принимается управленческое решение» Содержание учебного материала 1. Маркетинг: понятие, сущность, цели, принципы и функции.  Модель маркетинга Д. Маккарти «4Р»: составляющие, характеристика и сущность.  План   –   программа   маркетинговой   деятельности   предприятий общественного питания. Маркетинговые   исследования:   принципы,   направления,   методы,   виды   и типы.  Поведение   потребителей   на   рынке   услуг   предприятий   общественного питания.   Факторы,   оказывающие   влияние   на   покупательское   поведение: личностные и психологические.    Практические работы 1. Разработка   и   продвижение   на   рынок   нового   или   усовершенствованного имеющегося на рынке товара/услуги (работа в группах). 2. Создание   рекламы   для   продвижения   на   рынок   нового   или усовершенствованного   имеющегося   на   рынке   товара/услуги   (работа   в группах). 3. Разработка   плана   –   программы   маркетинга   собственного   предприятия общественного питания (в группах или индивидуально). 4. Составление схемы маркетинговых исследований. Разработка анкет и опросников для клиентов предприятий общественного питания. 6 2 2 3 3 1,2,3 10 3 145. Разработка ценовой политики предприятия общественного питания, ее этапы и внедрение на рынке. Самостоятельная работа: 1. Учебное пособие Экономика предприятия. Чечевицына Л.Н.,   Чечевицына Е.В., 2008.с. 8­50. 2. Учебник Маркетинг товаров и услуг. Лыгина Н. И., Лапина И. Р., 2005.с. 3. Учебник Менеджмент. Драчева Е.Л., 2008. с.4­11; 65­87; 162­201; 220­ 225; 236­256. 4. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и  специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных  пособий).Подготовка к лабораторным и практическим работам с  использованием методических рекомендаций преподавателя,  оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.  Подготовка к дифференцированному зачету. 5. Итоговый контроль знаний – дифференцированный зачет Всего часов: Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:  1 ­ ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);  2 ­ репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);  3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)  13 1, 2, 3 2              75 153. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.  Требования к минимальному материально­техническому  обеспечению Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета.            Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:         ­ комплект медиа – аппаратуры;         ­ законодательные и нормативные акты; ­ комплект бланков технологической документации; ­ комплект учебно­методической документации. Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий: 1. Комплект учебно­методической литературы. 2. Информационных технологий в профессиональной деятельности: компьютеры, принтер, сканер, модем (спутниковая система), проектор, плоттер, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно­методической документации. 3. Автоматизированного проектирования: автоматизированное рабочее место преподавателя; автоматизированные рабочие   места   учащихся;   методические   пособия   по   автоматизированной разработке   проектов,   оценке   экономической   эффективности   предприятий общественного питания  с мультимедийным сопровождением; интерактивная доска. 163.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий, дополнительной литературы   Интернет­ресурсов, Основные источники: Учебники: 1. Драчева Е.Л. Менеджмент: учебник для сред. проф. учеб. заведений/Е.Л. Драчева,   Л.И.   Юликов.­   10   е   изд.,   стер.–   М.:   Издательский   центр «Академия», 2009.      2. Лыгина Н. И., Лапина И. Р. Маркетинг товаров и услуг: учебник /Н.И. Лыгина, И.Р. Лапина. – М.: ФОРУМ – ИНФРА ­ М, 2005.             3.  Чечевицына   Л.Н.,   Чечевицына   Е.В.:   учебное   пособие.   Экономика предприятия. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.     Справочники и сборники: 1. Драчева Е.Л. Менеджмент. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений среднего проф. образования/Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – М.: Издательский  центр «Академия», 2010. 2. Мурахтанова Н.М. Маркетинг: сборник практических задач и ситуаций:  учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Мурахтанова, Е.И.  Еремина.­ 5­е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 3. Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Практическая экономика: методические  разработки экономических практикумов и деловых игр/ А.С. Прутченков,  Б.А. Райзберг. – М.: Малое предприятие «Новая школа», 1993. 4. Черняк В.З. Сборник задач по экономике/ В.З. Черняк. – М.: Издательство  «Экзамен», 2006. 17Дополнительные источники: 1. Алексунин В.А. Маркетинг: учебник/ В.А. Алексунин. – 4­е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско – тоговая корпорация «Дашков и К», 2008. 2.   Анопченко   Т.Ю.   и   др.   Основы   менеджмента:   учебно   –   методическое пособие/ Т.Ю. Анопченко и др.; под общей редакцией проф. Чернышева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.   Багаев   А.Н. 3. рекомендации/ А.Н. Багаев. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.   Как   манипулировать   покупателем:   практические 4. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебник, практикум/ В.Д.   Грибов,   В.П.Грузинов.   –   3­е   изд.,   перераб.   и   доп.   –   М.:   Финансы   и статистика, 2006. 5.  Елизаров   Ю.Ф.  Экономика  организаций:  учебник/  Ю.Ф.  Елизаров. –  М.: Издательство «Экзамен», 2005. 6. Жабина С.Б. Маркетинг продукции и услуг: Общественное питание: учеб. пособие для сред. проф. образования/ С.Б. Жабина. – 2­е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 7.   Захаров   С.В.   Маркетинг:   учебник/   С.В.   Захаров,   В.И.   Павленко,   Б.Ю. Сербиновский. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 8. Карпенко Е.А. и др. Экономика отрасли: торговля и общественное питание/ Е.А. Карпенко, В.А. Ларионова,  Л.А. Ольхова и др.: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2009. 9. Кузнецов И.Н. Деловая этика и деловой этикет/ И.Н. Кузнецов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 10. Репина Е.А. и др. Основы менеджмента: учебное пособие/ Е.А. Репина и др. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2010. 1811.   Рыкова   Е.В.   Как   оценить   работника   за   15   минут?   Методики   подбора персонала/ Е.В. Рыкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 12.   Фридман   А.М.   Экономика   предприятий   торговли   и   питания потребительского   общества:   учебник/   А.М.   Фридман.   –   3­е   изд.   –   М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2009.   Отечественные журналы: «Финансы» «Экономика в школе» «Общественное питание» «Информационные технологии» Профессиональные информационные системы CAD и CAM. 194. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль   и   оценка  результатов   освоения   учебной   дисциплины осуществляется   преподавателем   в   процессе   проведения   аудиторных   и практических   занятий,   тестирования,   а   также   выполнения   обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) уметь: ­  рассчитывать   основные   технико   – экономические   показатели   деятельности организации; ­применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; ­ анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг. знать: ­ основные положения экономической теории; ­ принципы рыночной экономики; ­   современное   состояние   и   перспективы развития отрасли; ­   роль   и   организацию   хозяйствующих Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие субъектов в рыночной экономике; Практическое занятие 20Практическое занятие Индивидуальные Практическое занятие ­   методы   ценообразования   на   продукцию (услуги); ­ механизмы формирования заработной платы; ­ формы оплаты труда; ­ стили управления, виды коммуникации; ­ принципы делового общения в коллективе; ­ управленческий цикл; ­   особенности   менеджмента   в   области профессиональной деятельности; ­   сущность,   цели,   основные   принципы   и   его   связь   с функции   маркетинга, менеджментом; ­   формы   адаптации   производства   и   сбыта   к рыночной ситуации. Разработчики:  Зам.директора по НМР ГБОУ СПО «СТОТиС»,               Сафина В. Г.  Зам.директора по УР ГБОУ СПО «СТОТиС», .   Панькова Л.С. 21Лист согласования  Одобрено:  Согласовано: Заведующая библиотекой  Заместитель директора по УР Должность Кошелева Н.Н. Должность Панькова Л.С. Подпись Ф.И.О. Подпись Ф.И.О. «___»________20__г. «____»________20__г. Дата Дата Руководитель службы качества Должность  Заместитель директора по НМР Подпись Ф.И.О. Сафина В.Г. «___»________20__г. Дата 22Лист регистрации изменений № изменения 1 Измененны х 2 Номера листов Замененных Новых Аннулирован 3 4 ных 5 Ф.И.О.  и подпись лица, внесшего изменения 6 Дата внесения изменений 7 23Лист регистрации проверок № п/п 1 Дата  проверки 2 Ф.И.О. и должность  лица, выполнившего  проверку 3 Подпись лица, выполнившего проверку 4 Результаты проверки 5 24Лист ознакомления № п/п 1 Ф.И.О. 2 Должность 3 Личная подпись 4 Дата 5 Примечан ия 6 25