Рабочая программа Основы экономики, менеджмента и маркетинга разработана в соответствии с МС ИСО 9001:2008 в части требований к построению, изложению, оформлению, обозначению организационными нормативными документами системы менеджмента качества. Рабочая программа является частью основной профессиональной образовательной программы, разработана на основе Примерной программы профессионального модуля, входящего в примерную основную профессиональную образовательную программу в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.10 «Технология продукции общественного питания».
ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
Нормативный документ
ФГОС СПО ОПОП 19.02.10
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса»
________________ Д.А. Мартынов
«_____» ______________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Система менеджмента качества
ФГОС СПО ОПОП 19.02.10
Версия № 2
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И
МАРКЕТИНГА
в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008
Введено с
«01» сентября 2016 г.
НД
Количество листов: 16
специальности (специальностей) среднего профессионального образования
/профессии(профессий) начального профессионального образования
_ 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
код, наименование специальности(ей) / профессии2016 г.
Информационные данные
1.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА – преподавателем Сафиной В.Г
2. Программа соответствует МС ИСО 9001:2008, СТ СТОТиС 0612 в части
требований к построению,
обозначению
оформлению,
изложению,
организационными нормативными документами системы менеджмента
качества.
3. УПРАВЛЕНИЕ качеством выполнения программы в соответствии с
требованиями СТСТОТиС 0612.
4. СРОК ПЕРЕСМОТРА – ежегодно.
5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА является интеллектуальной собственностью
ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» и не
может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и
распространено в любом виде вне ГБПОУ «Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса» без разрешения высшего руководства
ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса».
Экз № 1
Экз № 2
Экз № 3
Экз № 4
ЦМК ОСГ И ЕН циклов
ЦМК профессионального цикла
Библиотека
Методический кабинет
.
23ОДОБРЕНА
цикловой комиссией
Протокол № ____ от
«__»_____________2016 г.
Председатель цикловой комиссии
__________________/Л.И.Давыденко/
РАЗРАБОТЧИК/И:
Рабочая программа разработана
на основе Федерального
государственного образовательного
стандарта по специальности 19.02.10
Технология продукции общественного
питания
Заместитель директора по учебной
работе:___________________
/Л.С.Панькова/
« ____ » ____________ 2016 г.
Панькова Людмила Станиславовна, кпн., зам. директора по УР ГБПОУ «СТОТиС»
ФИО, должность
Сафина Валентина Германовна, зам.директора по НМР ГБПОУ «СТОТиС»
ФИО, должность
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
_________________________________________________
ФИО, должность внутреннего рецензента
_________________________________________________
ФИО, должность, место работы внешнего рецензента с предприятия или организации
4Рабочая программа
является частью основной профессиональной
образовательной программы, разработана на основе Примерной программы
основную
профессионального модуля, входящего в
примерную
профессиональную образовательную программу в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 19.02.10 «Технология продукции общественного
питания».
Организацияразработчик: ГБПОУ «СТОТиС»
Разработчики:
Сафина Валентина Германовна, зам.директора по НМР ГБПОУ «СТОТиС»
Панькова Людмила Станиславовна, к.п.н., зам. директора по УР ГБПОУ
«СТОТиС»
5СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
(ВИДА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
стр.
4
6
10
12
6ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
1.1. Область применения примерной программы
Программа является частью основной профессиональной образовательной
программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности
19.02.10 Технология продукции общественного питания
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
относится к профессиональному циклу (общепрофессиональные дисциплины)
учебного плана по специальности 19.02.10 «Технология продукции
общественного питания».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
уметь:
рассчитывать основные технико – экономические показатели деятельности
организации;
применять в профессиональной деятельности приемы делового и
управленческого общения;
анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.
знать:
7 основные положения экономической теории;
принципы рыночной экономики;
современное состояние и перспективы развития отрасли;
роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
методы ценообразования на продукцию (услуги);
механизмы формирования заработной платы;
формы оплаты труда;
стили управления, виды коммуникации;
принципы делового общения в коллективе;
управленческий цикл;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с
менеджментом;
формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы:
Максимальная нагрузка 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 25 часов;
практическая работа – 32 часов.
82.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме:
Объем часов
75
50
32
25
зачёт
92.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и
маркетинга», 3 семестр
Наименование разделов
Содержание учебного материала, лабораторные работы и ,
Объем часов
и тем
1
Раздел 1.
Введение основ
экономики, маркетинга
и менеджмента, общих
понятий и показателей
работы предприятия.
Тема 1.1.
Предмет и метод
экономики, маркетинга
и менеджмента.
Тема 1.2.
самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
1.Понятие «экономика», «маркетинг», «менеджмент». История возникновения,
сущность, метод их взаимосвязь. Экономические процессы, происходящие в
современной России.
Базовые экономические понятия: потребности, блага, ресурсы.
2. Главные вопросы экономики, их решение в разных экономических системах.
Спрос и предложение – основа рыночных отношений. Понятие, сущность и
факторы формирования, эластичность. Равновесная цена на рынке товаров и
услуг.
Практические работы
1.
Соотношение спроса и предложения. Построение кривых спроса и
предложения. Определение равновесной цены на рынке товаров и услуг.
Определение коэффициента эластичности спроса на товар. Сравнение
товаров по эластичности цены.
Содержание учебного материала
2.
Уровень
освоения
4
1,2
3
34
4
4
3
10Производство товаров и
услуг на предприятиях
общественного питания.
Производство: понятие, сущность распределения, обмена и потребления. Виды
производства товаров и услуг: единичное, серийное, массовое – их
характеристика и отличительные особенности.
Общие сведения и классификация товаров и услуг.
Тема 1.3.
Основные
производственные
показатели деятельности
предприятия.
Практические работы
1. Изучение статей Закона РФ «О защите прав потребителей»: права и
обязанности производителя (продавца) товара (услуги). Решение
практических ситуаций.
Содержание учебного материала
1.Основные фонды предприятия: сущность и состав. Амортизация основных
фондов, ее начисление на предприятии. Показатели использования основных
производственных фондов.
Оборотные средства предприятия: состав и структура. Кругооборот оборотных
средств в процессе производства товаров и услуг. Показатели характеристики
оборачиваемости оборотных средств.
2.Объем производства и товарооборот на предприятиях общественного
питания: сущность и формирование. Цена товаров и услуг: понятие и основные
методы ценообразования. Издержки предприятий общественного питания:
понятие и состав издержек производства. Пути снижения издержек
производства. Прибыль предприятия: сущность и распределение. Формы и
системы оплаты труда на предприятиях общественного питания. Фонд оплаты
труда: сущность и распределение.
Налогообложение предприятий общественного питания. Виды налогов, сроки
уплаты и размер.
Практические работы
2
2
2
2
1,2
3
1, 2
1, 2
111. Расчет показателей использования основных фондов предприятия.
Расчет показателей использования оборотных средств предприятия
2. Расчет заработной платы при использовании различных форм оплаты
труда. Ценообразование товаров и услуг на предприятиях
общественного питания.
3. Деловая игра «Прибыльное производство»
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Учебник Основы экономики. Слагода В.Г., 2009. С. 7 – 14.
2. Учебник Основы экономики. Слагода В.Г., 2009. С. 26 40
3. Учебное пособие Экономика предприятия. Чечевицына Л.Н.,
Чечевицына Е.В., 2008.с. 6876
4. Решение ситуационных задач с использованием Закона РФ «О защите
прав потребителей».
5. Учебное пособие Экономика предприятия. Чечевицына Л.Н.,
Чечевицына Е.В., 2008.с. 8592; с. 128144; с. 216221.
6. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и
специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных
пособий).Подготовка к практическим работам с использованием
методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно
практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Раздел 2 .
Планирование и
организация
деятельности
предприятия.
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
6
3
12
1,2,3
39
12Предприятие как
основной субъект
хозяйствования
1. Сущность и функции предприятия. Формы собственности предприятий, их
основная характеристика.
Государственная регистрация предприятия.Уставной капитал и имущество
предприятий различных форм собственности.
Основные виды структур предприятия и органов его управления. Функции
управления предприятием. Внешняя и внутренняя среда предприятия:
понятие и факторы влияния.
Практические работы
1. Составление Устава предприятий различных форм собственности.
2.
Составление заданной организационной структуры предприятия (работа
в группах). Определение преимуществ и недостатков каждого типа
структур.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Менеджмент основа
управления
предприятием.
1.
Менеджмент: понятие и основные функции менеджмента.
Коммуникативность и ее виды. Уровни коммуникации Деловое
общение. Правила ведения бесед и совещаний. Типы собеседников.
Этапы и фазы делового общения.
Руководство: власть и партнерство. Основные стили руководства в
управлении, их характеристика.
Управление конфликтами и стрессами: виды конфликтов, методы
управления конфликтами. Сущность и природа стрессов. Методы
снятия стресса.
Контроль деятельности предприятия: сущность и виды контроля.
Управленческое решение: классификация, уровни и методы принятия
решений.
Практические работы
2
4
2
1,2
3
1,2,3
13Тема 2.3.
Маркетинг как
концепция управления
предприятием.
1 Использование приемов аттракции в управлении подчиненными (по
заданным преподавателем ситуациям – в группах или индивидуально).
2. Решение производственных ситуаций с позиции менеджеров различных
стилей управления (работа в группе или индивидуально).
3. Деловая игра «Как принимается управленческое решение»
Содержание учебного материала
1. Маркетинг: понятие, сущность, цели, принципы и функции.
Модель маркетинга Д. Маккарти «4Р»: составляющие, характеристика и
сущность.
План – программа маркетинговой деятельности предприятий
общественного питания.
Маркетинговые исследования: принципы, направления, методы, виды и
типы.
Поведение потребителей на рынке услуг предприятий общественного
питания. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение:
личностные и психологические.
Практические работы
1. Разработка и продвижение на рынок нового или усовершенствованного
имеющегося на рынке товара/услуги (работа в группах).
2. Создание рекламы для продвижения на рынок нового или
усовершенствованного имеющегося на рынке товара/услуги (работа в
группах).
3. Разработка плана – программы маркетинга собственного предприятия
общественного питания (в группах или индивидуально).
4. Составление схемы маркетинговых исследований.
Разработка анкет и опросников для клиентов предприятий
общественного питания.
6
2
2
3
3
1,2,3
10
3
145. Разработка ценовой политики предприятия общественного
питания, ее этапы и внедрение на рынке.
Самостоятельная работа:
1. Учебное пособие Экономика предприятия. Чечевицына Л.Н.,
Чечевицына Е.В., 2008.с. 850.
2. Учебник Маркетинг товаров и услуг. Лыгина Н. И., Лапина И. Р., 2005.с.
3. Учебник Менеджмент. Драчева Е.Л., 2008. с.411; 6587; 162201; 220
225; 236256.
4. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и
специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных
пособий).Подготовка к лабораторным и практическим работам с
использованием методических рекомендаций преподавателя,
оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Подготовка к дифференцированному зачету.
5.
Итоговый контроль знаний – дифференцированный зачет
Всего часов:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
13
1, 2, 3
2
75
153. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому
обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного
кабинета.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
комплект медиа – аппаратуры;
законодательные и нормативные акты;
комплект бланков технологической документации;
комплект учебнометодической документации.
Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:
1. Комплект учебнометодической литературы.
2. Информационных технологий в профессиональной деятельности:
компьютеры, принтер, сканер, модем (спутниковая система), проектор,
плоттер, программное обеспечение общего и профессионального назначения,
комплект учебнометодической документации.
3. Автоматизированного проектирования:
автоматизированное рабочее место преподавателя; автоматизированные
рабочие места учащихся; методические пособия по автоматизированной
разработке проектов, оценке экономической эффективности предприятий
общественного питания с мультимедийным сопровождением; интерактивная
доска.
163.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Интернетресурсов,
Основные источники:
Учебники:
1. Драчева Е.Л. Менеджмент: учебник для сред. проф. учеб. заведений/Е.Л.
Драчева, Л.И. Юликов. 10 е изд., стер.– М.: Издательский центр
«Академия», 2009.
2. Лыгина Н. И., Лапина И. Р. Маркетинг товаров и услуг: учебник /Н.И.
Лыгина, И.Р. Лапина. – М.: ФОРУМ – ИНФРА М, 2005.
3. Чечевицына Л.Н., Чечевицына Е.В.: учебное пособие. Экономика
предприятия. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Справочники и сборники:
1. Драчева Е.Л. Менеджмент. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений
среднего проф. образования/Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – М.: Издательский
центр «Академия», 2010.
2. Мурахтанова Н.М. Маркетинг: сборник практических задач и ситуаций:
учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Мурахтанова, Е.И.
Еремина. 5е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
3. Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Практическая экономика: методические
разработки экономических практикумов и деловых игр/ А.С. Прутченков,
Б.А. Райзберг. – М.: Малое предприятие «Новая школа», 1993.
4. Черняк В.З. Сборник задач по экономике/ В.З. Черняк. – М.: Издательство
«Экзамен», 2006.
17Дополнительные источники:
1. Алексунин В.А. Маркетинг: учебник/ В.А. Алексунин. – 4е изд., перераб. и
доп. – М.: Издательско – тоговая корпорация «Дашков и К», 2008.
2. Анопченко Т.Ю. и др. Основы менеджмента: учебно – методическое
пособие/ Т.Ю. Анопченко и др.; под общей редакцией проф. Чернышева. –
Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
Багаев А.Н.
3.
рекомендации/ А.Н. Багаев. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Как манипулировать покупателем: практические
4. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебник, практикум/
В.Д. Грибов, В.П.Грузинов. – 3е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и
статистика, 2006.
5. Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций: учебник/ Ю.Ф. Елизаров. – М.:
Издательство «Экзамен», 2005.
6. Жабина С.Б. Маркетинг продукции и услуг: Общественное питание: учеб.
пособие для сред. проф. образования/ С.Б. Жабина. – 2е изд., стер. – М.:
Издательский центр «Академия», 2007.
7. Захаров С.В. Маркетинг: учебник/ С.В. Захаров, В.И. Павленко, Б.Ю.
Сербиновский. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
8. Карпенко Е.А. и др. Экономика отрасли: торговля и общественное питание/
Е.А. Карпенко, В.А. Ларионова, Л.А. Ольхова и др.: учебное пособие. – М.:
ИНФРА – М, 2009.
9. Кузнецов И.Н. Деловая этика и деловой этикет/ И.Н. Кузнецов. – Ростов
н/Д: Феникс, 2007.
10. Репина Е.А. и др. Основы менеджмента: учебное пособие/ Е.А. Репина и
др. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2010.
1811. Рыкова Е.В. Как оценить работника за 15 минут? Методики подбора
персонала/ Е.В. Рыкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
12. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания
потребительского общества: учебник/ А.М. Фридман. – 3е изд. – М.:
Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2009.
Отечественные журналы:
«Финансы»
«Экономика в школе»
«Общественное питание»
«Информационные технологии»
Профессиональные информационные системы CAD и CAM.
194. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных и
практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
уметь:
рассчитывать основные технико –
экономические показатели деятельности
организации;
применять в профессиональной деятельности
приемы делового и управленческого общения;
анализировать ситуацию на рынке товаров и
услуг.
знать:
основные положения экономической теории;
принципы рыночной экономики;
современное состояние и перспективы
развития отрасли;
роль и организацию хозяйствующих
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
субъектов в рыночной экономике;
Практическое занятие
20Практическое занятие
Индивидуальные
Практическое занятие
методы ценообразования на продукцию
(услуги);
механизмы формирования заработной платы;
формы оплаты труда;
стили управления, виды коммуникации;
принципы делового общения в коллективе;
управленческий цикл;
особенности менеджмента в области
профессиональной деятельности;
сущность, цели, основные принципы и
его связь с
функции маркетинга,
менеджментом;
формы адаптации производства и сбыта к
рыночной ситуации.
Разработчики:
Зам.директора по НМР ГБОУ СПО «СТОТиС»,
Сафина В. Г.
Зам.директора по УР ГБОУ СПО «СТОТиС»,
.
Панькова Л.С.
21Лист согласования
Одобрено:
Согласовано:
Заведующая библиотекой
Заместитель директора по УР
Должность
Кошелева Н.Н.
Должность
Панькова Л.С.
Подпись
Ф.И.О.
Подпись
Ф.И.О.
«___»________20__г.
«____»________20__г.
Дата
Дата
Руководитель службы качества
Должность
Заместитель директора по НМР
Подпись
Ф.И.О.
Сафина В.Г.
«___»________20__г.
Дата
22Лист регистрации изменений
№
изменения
1
Измененны
х
2
Номера листов
Замененных Новых Аннулирован
3
4
ных
5
Ф.И.О. и подпись
лица,
внесшего
изменения
6
Дата
внесения
изменений
7
23Лист регистрации проверок
№
п/п
1
Дата
проверки
2
Ф.И.О. и должность
лица, выполнившего
проверку
3
Подпись лица,
выполнившего
проверку
4
Результаты
проверки
5
24Лист ознакомления
№
п/п
1
Ф.И.О.
2
Должность
3
Личная
подпись
4
Дата
5
Примечан
ия
6
25