Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-6 класс
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
религиоведение
5 кл
31.10.2019
Актуальность программы состоит в том, что современное время обуславливает обеспечить, в соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6) , духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника», — говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа курса ориентирована на развитие психических сил обучающегося и его социального развития.
Автором реализуется важная составляющая - приобщать школьников к базовым национальным ценностям, определённым Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ПРОГРАММА ОПК 2016.docx
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №19
имени В.П.Стрельникова
____________Г.А.Селезнева
Протокол пед.совета от 30.08.2016г. № 1
Согласовано:
Протокол МО учителей истории и обществознания
От 27.08.16 г.№ 1
Руководитель: Пиулькина Е.Г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬЛАБИНСКИЙ РАЙОН
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.П.СТРЕЛЬНИКОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС)
«Основы православной культуры»
Автор: А.В. Бородина
на основе авторской программы культурологического
курса для общеобразовательных школ;
основная школа (56 классы)
20162017 учебный год
Составитель:
Кулагина Л.В., Лабынцева С.А.,
преподаватели ОПК СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного курса……..… 3
2. Содержание курса………………………………….……….… 5
3. Тематическое планирование………………………………... 13
3 1. Планируемые результаты освоения учебного курса
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего
образования, Концепцией духовнонравственного развития и воспитания гражданина России
преподавание учебного курса «Основы православной культуры» ориентировано на получение
следующих результатов.
Личностные результаты.
Курс способствует становлению следующих личностных
характеристик ученика:
осознающий свою российскую гражданскую идентичность;
сознающий свою национальную принадлежность;
патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества России и
умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе
религиозные), национальную культуру, родной язык;
обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и
Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой
личности, семьи, Родины;
обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;
обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь,
благожелательность;
имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религии;
понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;
умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;
доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;
владеющий навыками социальнокультурной адаптации и культурой потребления
информации;
отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих
людях;
имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
имеющий представления о традиционных нравственных установках;
имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, проявляющий
осознанное бережное отношение к здоровью, природе, всему живому;
обществом;
уважительно относящийся к святыням;
владеющий основами умения учиться, нравственного относящийся к знанию;
способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и
способный к творческому труду;
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты. Курс способствует формированию метапредметных умений
4 и навыков, характеризующих ученика следующим образом:
владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;
умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; способный
конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;
умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных
учебных действий;
умеющий использовать знаковосимволические средства информации;
активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и
интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и соблюдающий
нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений
с аудио, видео и графическим сопровождением);
овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к
слову;
овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов,
установления причинноследственных связей, построения рассуждения;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;
умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности,
адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.
Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов,
владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в
характеризующих ученика:
имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивациик
нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
выстраиваниикоструктивных отношений в семье и обществе;
понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
знающий историю формирования отечественной культуры;
имеющий представления о духовных основах русского (государственного) языка, о его
истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских
народов, языке богослужения Русской Православной Церкви, как источнике русского и иных
славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко
культурные традиции, как языке народного просвещенияна протяжении более чем тысячелетней
истории русского православия;
овладевший в наиболее общем объёме, необходимом для чтения, перевода и понимания
текстов, церковнославянским языком: графическими, лексическим, грамматическими и другими
особенностями с целью повышения качества знаний русского языка и литературы, понимания
корневых смыслов слов, высокого литературного стиля, понимания надписей на иконах,
исторических, летописных, библейских, молитвенных, богослужебных
текстов на
церковнославянском языке;
5 овладевший навыками чтения и понимания церковнославянских текстов;
владеющий духовной и историкокультурологической лексикой;
овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного
вероучения;
имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере
в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной
культуры, объединении многочисленных народов России;
имеющий знания о христианстве как самой распространенной мировой религии, его роли во
всемирной истории, о влиянии на формирование западной культуры; об основных направлениях
в христианстве, их истории,мировоззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на
культуру и быт;
имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской
нравственности, о святости, святых, известных монастырях,
чудотворных иконах, об
историческом событии Крещения Руси;
имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов
священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;
знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в
контексте отечественной истории;
знающий основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования;
имеющий представления о таинствах Церкви;
понимающий религиознофилософские основания православной культуры;
понимающий религиознофилософские основания православной культуры;
знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе,
живописи.архитектуре, скульптуре, музыке, декоративноприкладном искусстве (зодчество,
иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитьё и др.);
протестанизме);
имеющий установку поступатьсогласносвоей совести и убеждениям и соответствии с нормами
поведения в обществе и правовыми нормами;
осознающий ценность человеческой жизни;
нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероисповедания, на отечественных
духовных традициях.
овладевший основными понятиями сравнительного богословия (о католицизме,
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Часть II (основная школа)
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА»
5 класс
РАЗДЕЛ 5. «ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ ЯЗЫКА» — 34 часа
Тема 1. «ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ» — 4 ч.
Назначение языка. Внешняя и внутренняя речь, Духовность и язык. Священное писание о
языке. Язык и речь. Взаимосвязь: речь – интеллект – воспитание. Философы и народная
мудрость о языке, слове, речи.
Происхождение языков. Библейская концепция происхождения языка. Научные гипотезы
происхождения языка. Религия и языки. Многообразие языков. Язык и религия – факторы
единства и своеобразия. Пророческие, апостольские, святоотеческий языки.
Тема 2. «РОДНОЙ ЯЗЫК – ОТЕЧЕСТВУ ОСНОВА» —6ч.
Сила и красота русского языка. Писатели о красоте, богатстве и неисчерпаемых
возможностей русского языка. Русский язык в поэзии. Священное Писание в нашей речи. Формы
6 духовности мудрости в речи. Фразеологизмы. Крылатые выражения из Старого Завета и Нового
Завета в русском языке и их значение. Словарный запас русского языка. Духовная русская
лексика.
Тема 3. «ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА» — 6 ч.
История русского языка и происхождение духовной лексики. Греческий язык как язык
посредник. А.С. Пушкин о роли греческого языка в судьбе русского языка. Грецизмы.
Латинизмы. Церковнославянский язык в истории славянскихнародов и русской культуре.
Понятие литературного языка. Славянизмыи русизмы. Высокий литературный стиль.
Святые равноапостольные учителя словенские Мефодий и Кирилл. Византия. Первые
миссионерские путешествиясвятых братьевМефодия и Кирилла. Славянская миссия учителей
словенских Мефодия и Кирилла. Славянские народы. Славянские языки. История создания
славянской письменности. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Назначение
славянской азбуки. Кончина и прославление святых равноапостольных учителей словенских
Мефодия и Кирилла. Почитаниесвв. Мефодия и Кирилла в мире и в России. Кириллица,
глаголица и русский алфавит. Судьба кириллицы до наших дней. Распространение кириллицы в
мире.
Тема 4. «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» — 18 ч.
Церковнославянская азбука. Азбука и алфавит. Назначение церковнославянского языка. Для
чего изучают церковнославянский язык сегодня. Гражданская азбука и основные изменения в
ней. Общее понятие о развитии языка, об орфографической и фонетической эволюции
древнеславянского – церковнославянского – русского языка. Современный русский алфавит.
Правила чтения поцерковнославянски. Буквы ер и ерь.
Дублетные буквы. Буквы есть и ять. Буквы юс малый и я.
Буквы иже и и. Буквы он и омега.
Буквы иже и земля. Буквы ферт и фита.
Буквы ук и ижица. Буквы кси,пси, от.
Понятие о Псалтыри и псалмах. Церковнославянские тексты псалмов. Переложения псалмов
русскими поэтами.
Надстрочные знаки. Титла. Ударение тупое (тяжелое) и ударение острое. Облегченное
ударение. Придыхание, ерок.
Знаки препинания.
Читаем поцерковнославянски и переводим. Прописные буквы в церковнославянском языке.
Евангельские притчи. Символ веры. Звательный падеж. Молитвы на церковнославянском языке.
Обозначение чисел в церковнославянском языке. Читаем: Десять Заповедей Божиих.
Спаситель о двух наибольших заповедях; заповеди Блаженства.
Обозначение чисел второго десятка. Обозначение десятков, сотен, тысяч.
Чтение поцерковнославянски. Главные православные праздники: Светлое Христово
Воскресение и двунадесятые праздники. Тексты на церковнославянском языке о двунадесятых
праздниках и тропари праздникам. Рождество Пр. Богородицы: Введение во Храм Пр.
Богородицы. Благовещение Пр. Богородицы. Рождество Христово. Сретение Господне.
Преображение Господне. Вход Господень в Иерусалим. Воскресение Господне – праздников
Праздник. Пасха Христова. Вознесение Господне. Пятидесятница.Успение Пресвятой
Богородицы. Воздвижение Креста Господня.
6 класс
РАЗДЕЛ 6. «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» — 34 часа
Вводный урок. ПРЕДМЕТ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙКУЛЬТУРЫ — 1 ч.
О чем рассказывает история религиозной культуры.
Для чего нужно изучать историю религиозной культуры.
7 Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» — 6 ч.
Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии.
Государство и Церковь.
Возникновение Православной Церкви. Значение слов «православие» и «ортодоксия».
Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы. Борьба с еретическими учениями. Символ
веры.
Отделение Римской Церкви. Возникновение протестантской традиции.
Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы, понятие о тринитарном
учении и христологии.
Источники знаний о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир.
Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница.
Славянское язычество.Появление первых христиан на Руси.
Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав.
Первые христианемученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой равноапостольный князь
Владимир. Крещение Руси.
Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» — 8 ч.
Библия: история создания, композиция.
Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон.
Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный
потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем
Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета и Мессии.
Книги Нового Завета. Содержание Евангелия.
Тема 3. «ХРАМ — ДОМ БОЖИЙ» — 7 ч.
Храм как явление общественной жизни россиян.
Назначение храма. Разновидности храмов.
Прообраз храма — ветхозаветная Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге
«Исход».
Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, развитие зодчества после
крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся храмов в России. Особенности строительства
храмов; используемые материалы. Крестовокупольная система. Шатровый стиль в России.
Название основных частей храмового здания.
Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма. Алтарь.
Его устроение. Иконостас: расположение икон на иконостасе, Царские врата, диаконские врата,
ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение.
Святынихрамы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме.
Благодатный Огонь над Гробом Господним. Доставление Благодатного огня, в мае 1992 г. в
Россию.
Новый Иерусалим.
История возникновения выражения «сорок сороков» (о московских храмах). Храмы
Московского Кремля.
Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» — 10 ч.
Религиозная тематика в искусстве разных народов.
Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на
религиозные темы.
Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская икона, её
назначение, содержательные и изобразительные особенности.
Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций.
Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный.
8 Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв и другие. Особенности
иконотворчества. Представление об исихазме.
Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери.
Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса,
Панахранта, Агиосаритисса.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская и
Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская иконы Божией Матери.
Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение.
Символы православного искусства.
Тема 5. «АГИОГРАФИЯ» — 3 ч.
Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия
Победоносца.
Жития святого благоверного Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского.
Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.
№
п/п
Разделы программы
Количество
часов
Разделы программы
Количество
часов
Учебный план
5 класс
Основы духовности языка.
1. Язык и религия.
2.
Родной язык отечеству
основа.
3. Из истории русского языка.
4. Церковнославянский язык.
Итоговый урок.
Итого
№
п/п
6 класс
Основы православной
культуры.
Предмет основы
православной культуры.
Что мы знаем о православии.
Священное писание.
Храм – дом Божий.
Религиозное искусство.
Агиография.
4
6
6
18
1
34
1
6
8
7
10
3
34
Разделы программы
Количество
часов
Разделы программы
Количество
часов
Прохождение основной части программы.
часов по учебному плану
5 класс
6 класс
9 I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
За год
8
8
10
8
34
8
8
10
8
34
10 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
11 №
т
я
н
а
з
ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ ЯЗЫКА
Раздел, тема занятия
ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ
Количе
ство
34 ч
4ч
1.
2.
1.Для чего человеку дан язык?
2.От чего зависит язык и речь?
3.
4.
5.
6.
7.
8.
3.Происхождение языков
4.Религии и языки.
РОДНОЙ ЯЗЫК – ОТЕЧЕСТВУ ОСНОВА.
6 ч
1. О силе и красоте русского языка.
2. Священное писание в нашей речи.
3. Чтобы научиться читать, слышать, говорить.
4. Знаем ли мы свой язык?
9.
10.
5. И обыденное – с основой духовной.
6. Духовная русская лексика.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
6
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
1.Заглянем в историю русского языка и религии.
2.Церковнославянский язык в истории и русской
культуре.
3.Святые равноапостольные учителя словенские
Мефодий и Кирилл. Византия.
4. Славянская миссия учителей словенских Мефодия
и Кирилла.
5.Кончина и прославление святых равноапостольных
учителей словенских Мефодия и Кирилла.
6. Кириллица, глаголица и русский алфавит
ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК
1. Церковнославянская азбука.
2. Буквы ер и ерь.
18
Характеристика деятельности
обучающегося
Приобретают представления о духовных основах русского
(государственного) языка.
Учатся устанавливать взаимосвязь между речью, интеллектом и
воспитание.
Знакомятся с библейской концепцией происхождения языка и
научной гипотезой происхождения.
Знакомятся с разнообразием языков, устанавливают факторы
единства и своеобразия языка и религии.
Получают представления о силе и красоте русского языка.
Знакомятся с высказываниями писателей о богатстве и
неисчерпаемых возможностях русского языка.
Узнают о Священном писании.
Знакомятся с крылатыми выражениями из Старого и Нового
завета и их значении.
Получают представление о духовной русской лексике.
Знакомятся с историей русского языка и происхождение духовной
лексики.
Узнают роль греческого языка в судьбе русского языка.
Знакомятся с понятием литературного языка.
Узнают о жизни святых равноапостольных учителей Мефодии и
Кирилле; об их миссионерских путешествиях, о создании
славянской азбуки и ее значении.
Закрепляют ранее полученные
глаголице и русском алфавите.
представления о кириллице,
12
Получают представление о церковнославянской азбуке. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
13 №
т
я
н
а
з
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
ВВОДНЫЙ УРОК.
1. Предмет истории религиозной культуры.
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ?
1.Роль православия в жизни российского общества.
2.Возникновение православной церкви.
3. Истоки и традиции православного вероучения.
4. Источники знаний о Боге.
5. Появление первых христиан на Руси.
6. Крещение Руси.
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ.
1. О Библии.
2. Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира, сотворение
человека грехопадение.
3. Сюжеты Ветхого Завета: первое братоубийство,
всемирный потоп, явление Святой Троицы Аврааму,
испытание Авраама.
4. Ветхозаветные пророки.
5. Сюжеты Нового Завета: рождение, детство и
крещение Иисуса Христа.
6. Чудеса и проповедь Христа.
7. Страдания, смерть и Воскресение Иисуса Христа.
8.Евангельские события после Воскресения Христа.
ХРАМ – ДОМ БОЖИЙ.
16. Для чего строят храмы.
17. Откуда взят образ храма?
18. Древнее культовое зодчество на Руси.
Раздел, тема занятия
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Количес
тво
34
Характеристика деятельности
обучающегося
1
6
8
7
Формируют представление об основах православной культуры.
Узнают о роли Православия в жизни российского общества, как о
культурообразующей религии.
Знакомятся со значением слов «православие» и «ортодоксия».
Формируют представление о символах веры, об истоках и традиции
православного вероучения.
Изучают источники знания о Боге.
Знакомятся с понятием религиозного чуда.
Формируют представление о славянском язычестве.
Узнают о первых христианах на Руси и христианахмучениках.
Знакомятся с Библией, с историей ее создания и составом
Священного Писания.
Формируют представление книгах Ветхого Завета и Нового Завета.
Узнают о сюжетах Ветхого Завета: сотворение мира и человека,
грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра,
Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем
Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета о Мессии. Изучают
содержание Евангелия.
Рассматривают храм как явление общественной жизни россиян.
Изучают назначение, разновидности храмов. Знакомятся с прообразом
храма – ветхозаветная Скиния собрания и откровения.
Получают представление о древнем культовом зодчестве на Руси, о
14 15
Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-6 класс
Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-6 класс
Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-6 класс
Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-6 класс
Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-6 класс
Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-6 класс
Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-6 класс
Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-6 класс
Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-6 класс
Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-6 класс
Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-6 класс
Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-6 класс
Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-6 класс
Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-6 класс
Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.