Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
биология
Взрослым
03.11.2018
Данная рабочая программа предназначена для реализации образовательной программы ОУД.17 Биология для профессии Повар, кондитер в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Профиль обучения - естественнонаучный. Программа создана на основе Примерной рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины "Биология". С учетом требований ФГОС ООО.
Программа ОУД.17 Биология.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания»
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММА
ОУД.17 БИОЛОГИЯ
Профессия: 43.01.09 Повар, кондитер
Профиль: естественнонаучный
г. Хабаровск
2017 г. Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.17 Биология
составлена на основе Примерной программы общеобразовательной учебной
дисциплины «Биология», зарегистрированной в Федеральном реестре
примерных образовательных программ СПО от 20.06.2016, ООЦ16160620, с
учетом требований федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования в пределах основной образовательной программы
(ООП) по профессии среднего профессионального образования 43.01.09 Повар,
кондитер.
СОГЛАСОВАНО
с методической комиссией
общеобразовательной подготовки
__________________ Л.И.Бойчук
«_____» ___________________ 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель отделения ПКРС
__________ В.В.Константинова
«___»_________________2017 г.
Составитель программы учебной дисциплины
Преподаватель КГБ ПОУ ХКОТСО ____________ Горяева Н.П.
Рецензенты: _________________ ____________________
(подпись) (Ф.И.О.)
2 СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
7
9
19
25
27
3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы:
Программа общеобразовательной учебной дисциплины предназначена для
изучения биология в Краевом государственном бюджетном профессиональном
образовательном учреждении «Хабаровский колледж отраслевых технологий и
сферы обслуживания» (далее КГБ ПОУ ХКОТСО),
реализующем
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
основной образовательной программы (ООП) по профессии среднего
профессионального образования 43.01.09 Повар, кондитер на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования в соответствии с
ФГОС СОО.
Программа учебной дисциплины ОУД.17 Биология разработана на основе
Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология»,
рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением
«Федеральный институт развития образования» (далее ФГАУ ФИРО) (протокол
№ 3 от 21 июля 2015 г.) с учётом требований ФГОС среднего общего
образования.
В соответствии с учебным планом КГБ ПОУ ХКОТСО по профессии
43.01.09 Повар, кондитер, относящейся к естественнонаучному профилю,
биология является профильной общеобразовательной учебной дисциплиной и
изучается в объёме 72 часов.
Программа может быть использована другими образовательными
учреждениями СПО,
реализующими ООП по профессии среднего
профессионального образования. 43.01.09 Повар, кондитер.
1.2. Место учебной дисциплины:
Общеобразовательная учебная дисциплина «Биология» относится к
предметной области «Естественные науки». Учебная дисциплина ОУД. 17
Биология изучается в общеобразовательном цикле учебного плана КГБ ПОУ
ХКОТСО в пределах программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих (ППКРС) по профессии СПО 43.01.09 Повар, кондитер.
1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины –
требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы ОУД.17 Биология направлено на достижение
следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция,
Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой
природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической
науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о
методах научного познания;
4 овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль
биологических знаний в практической деятельности людей,
в развитии
современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить
наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и
антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых
объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений;
выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов,
идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни,
человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы,
необходимости рационального природопользования, бережного отношения к
природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к
мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в
повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и
деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью
других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер
профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению
правил поведения в природе.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями
среднего
федерального компонента государственного стандарта
профессионального образования базового уровня.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного
мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной
естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы,
родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие
человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние
мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и
взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы
эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов,
мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний;
устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения
многообразия видов;
5
решать элементарные биологические задачи; составлять
элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи
энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по
морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания,
источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно),
антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел
живой и неживой природы, зародышей человека и других животных,
природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы
(естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и
делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности,
происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и
их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных
источниках (учебниках, справочниках, научнопопулярных изданиях,
компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и
других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма,
наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и
других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные положения биологических теорий и закономерностей:
клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о
биосфере,
закономерностей изменчивости и
наследственности;
законы Г.Менделя,
строение и функционирование биологических объектов: клетки,
генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность
размножения,
оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора,
формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот
биологических процессов:
6
веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и
биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в
развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими
компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной
учебной дисциплины:
ОУД.17 Биология изучается как профильная общеобразовательная учебная
дисциплина при обучении профессии СПО 43.01.09 Повар, кондитер.
Профильная составляющая дисциплины реализуется через примеры, связанные с
содержанием профессиональной деятельности.
Количество часов,
1.5.
общеобразовательной учебной дисциплины, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа.
отведенное на освоение программы
1.6. Изменения, внесенные в программу учебной дисциплины
Программа ОУД.17 Биология полностью соответствует содержанию примерной
программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология»,
рекомендованной ФГАУ ФИРО.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.10 Биология
7 ОУД.17
Личностными результатами: изучения учебной дисциплины
Биология являются:
сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям
отечественной биологической науки; представления о целостной естественно
научной картине мира;
- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на
окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную
и этическую сферы деятельности человека;
способность использовать знания о современной естественнонаучной картине
мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности
информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу,
восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и
выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
способность руководствоваться в своей деятельности современными
принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к
взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий,
аварий, катастроф, стихийных бедствий;
обладание навыками безопасной работы во время проектноисследовательской
и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного
оборудования;
способность использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики
отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек
(курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других
заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
Метапредметными результатами изучения учебной дисциплины ОУД.17
Биология являются:
осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических
явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую
культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных
взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни,
человека) в ходе работы с различными источниками информации;
способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с
использованием современных информационнокоммуникационных технологий;
8 использованию информационных
- способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой
природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов,
способность к системному анализу глобальных экологических проблем,
вопросов состояния окружающей среды и рационального использования
природных ресурсов;
умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые
объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания
и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и
анализировать информацию о живых объектах;
способность применять биологические и экологические знания для анализа
прикладных проблем хозяйственной деятельности;
способность к самостоятельному проведению исследований, постановке
естественнонаучного эксперимента,
технологий для решения научных и профессиональных задач;
способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Предметными результатами изучения учебной дисциплины ОУД.17 Биология
являются:
сформированность представлений о роли и месте биологии в современной
научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и
функциональной грамотности для решения практических задач;
владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе,
ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической
терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием,
измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
сформированность умений объяснять результаты биологических
экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
сформированность собственной позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим
проблемам и путям их решения.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной
работы
9 Вид учебной работы
Объем
часов
Объём образовательной нагрузки нагрузка (всего)
в том числе:
46
теоретическое обучение
практические занятия
26
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
72
10 3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.17 Биология
Наименование
разделов и тем
1
Введение
(2 ч)
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия.
2
Содержание учебного материала
Объект изучения биологии живая природа. Признаки живых
организмов и их многообразием. Уровневая организация живой природы
и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности
биологии. Роль биологии в формировании современной естественно
научной картины мира
и в практической деятельности людей.
Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к
биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и
их охрана.
Демонстрации.
Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция,
экосистема, биосфера. Царства живой природы.
Содержание учебного материала
2
2
6
Объем
часов
3
Освоенные
компетенции
4
ОК 0105
ОК 0105
11 Тема 1. Учение о
клетке (10 ч)
Химическая организация клетки. Клетка – элементарная живая
система и основная структурнофункциональная единица всех живых
организмов. Химическая организация клетки. Органические и
неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы,
липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические
клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с
вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная
мембрана. Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и
энергетический обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной
информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном
организме. Клеточная теория строения организмов.
Митоз. Цитокинез.
Демонстрации.
Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК.
Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.
Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток
растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения
хромосом. Схема строения гена. Митоз.
Практическое занятие № 1
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых
микропрепаратах, их описание.
2
ОК 0107
12 Тема 2: Организм.
Размножение и
индивидуальное
развитие
организмов.
(8ч)
Практическое занятие № 2
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Практическое занятие № 3
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым
микропрепаратам.
Содержание учебного материала
Размножение организмов. Организм – единое целое. Многообразие
организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов.
Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток
и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма.
онтогенеза.
Постэмбриональное развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как
свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в
развитии организмов.
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ,
загрязнения среды на развитие человека.
Эмбриональный этап
эмбрионального развития.
стадии
Основные
Демонстрации
1
1
7
ОК 0107
ОК 0107
ОК 0105
13 Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в
клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение
организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у
растений.
Типы
постэмбрионального развития животных.
Индивидуальное
развитие
организма.
Практическое занятие № 4
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других
позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
Содержание учебного материала
1
9
ОК 0109
ОК 0105
14 Тема 3: Основы
генетики и
селекции.
(16 ч)
Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика –
наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.
Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и
символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и
дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности.
.Генетика пола. Сцепленное с полом
Взаимодействие генов
наследование. Значение генетики для селекции и медицины.
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая
изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика человека.
Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и
изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика
– теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и
выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение
Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных
растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный
отбор. Основные достижения современной селекции культурных
растений, домашних животных и микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.
Демонстрации.
15 Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом.
Сцепленное наследование.
Центры многообразия и
происхождения
культурных растений и домашних животных.
Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека.
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Мутации.
Практическое занятие № 5
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного
скрещивания.
Практическое занятие № 6
Решение генетических задач.
Практическое занятие № 7
Анализ фенотипической изменчивости.
Практическое занятие № 8
Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка
возможного их
влияния на организм.
Содержание учебного материала
2
2
2
1
ОК 0107
ОК 0107
ОК 0107
ОК 0107
11
ОК 0105
16 Тема 4:
Происхождение и
развитие жизни на
Земле.
Эволюционное
учение.
(16 ч)
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей
возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение
живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на
Земле и современная его организация.
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.
Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное
учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в
формировании современной естественнонаучной картины мира.
Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии.
Популяция —структурная единица вида и эволюции. Движущие силы
эволюции.
Микроэволюция.
Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И.
И.Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции.
Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного
прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс
Демонстрации.
Критерии вида. Структура популяции.
Адаптивные особенности организмов, их относительный характер.
Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо
животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и
животных.
Синтетическая теория эволюции.
Практическое занятие № 9
Описание особей одного вида по морфологическому критерию.
Практическое занятие № 10
2
2
ОК 0107
ОК 0107
17 Тема 5:
Происхождение
человека (6 ч)
Приспособление организмов к разным средам обитания (водной,
наземновоздушной, почвенной).
Практическое занятие № 11
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Эволюция приматов. Современные гипотезы о
Доказательства родства человека с
Содержание учебного материала
Антропогенез.
происхождении человека.
млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.
Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих
рас. Критика расизма.
Демонстрации.
Черты сходства и различия человека и животных. Черты сходства
человека и приматов. Происхождение человека. Человеческие расы.
Практическое занятие № 12
Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.
Содержание учебного материала
1
5
1
6
ОК 0107
ОК 0105
ОК 0107
ОК 0105
18 Тема 6: Основы
экологии (12 ч)
конкуренция,
симбиоз,
хищничество,
Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и
окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни
организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная
структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и
превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в
экосистеме:
паразитизм.
Искусственные сообщества — агроэкосистем и урбоэкосистемы.
Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о
биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот
важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в
биосфере.
Изменения в биосфере. Последствия
Биосфера и человек.
Воздействие
деятельности человека в окружающей среде.
производственной деятельности на окружающую среду в области своей
будущей профессии.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования
и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей
природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам
(растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
Демонстрации.
19 Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые
отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность
растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Экологические пирамиды.
Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в
экосистеме.
Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема
агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.
Практическое занятие № 15
Описание антропогенных изменений в естественных природных
ландшафтах своей местности.
Практическое занятие № 16
Сравнительное описание одной из естественных природных систем
(например: леса, водоема)
Практическое занятие № 17
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в
природной
экосистеме и в агроценозе.
Практическое занятие № 18
Описание и практическое создание искусственной экосистемы
(пресноводный аквариум). Решение экологических задач.
Содержание учебного материала
1
2
1
2
2
Тема 7: Бионика
ОК 0107
ОК 0107
ОК 0105
20 (2 ч)
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики,
рассматривающее особенности морфофизиологической организации
живых организмов и их использование для создания совершенных
технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.
Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности
людей морфофункциональных черт организации растений и животных.
Демонстрации
Модели складчатой структуры, используемой в строительстве.
Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические
и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.
ВСЕГО: 72
21 Примерные темы рефератов, индивидуальных проектов
• Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
• Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
• Драматические страницы в истории развития генетики.
• Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
• История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
• «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
• Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
• Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения.
• Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
• Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
• Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
• Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
• Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
• Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
• Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере.
• Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
• Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
• Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
• Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
• Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
• Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).
• Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
• Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
22 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
№№
1
Содержание курса
Введение
УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ
Химическая организация
клетки
2
3
4
5
Характеристика учебных действий обучающихся
Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой,
организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли
биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира и практической деятельности людей.
Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к
биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их
охране
Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых
объектов.
Получение представления о роли органических и неорганических веществ в
клетке
Строение и функции клетки Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток
Обмен веществ и превращение
энергии в клетке
Жизненный цикл клетки
растений и животных с помощью микропрепаратов.
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых
микропрепаратах, их описание.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение
строения клеток
Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.
Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК
и РНК
Ознакомление с клеточной теорией строения организмов.
Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка —
элементарная живая система и основная структурнофункциональная единица
всех живых организмов
23 ОРГАНИЗМ.
РАЗМНОЖЕНИЕ И
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Размножение организмов
Индивидуальное развитие
организма
Индивидуальное развитие
человека
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И
СЕЛЕКЦИИ
Закономерности
изменчивости
6
7
8
9
Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых
организмов.
Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя
эволюционную роль этих видов деления клетки
Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития
позвоночных животных.
Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере
человека. Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов.
Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного
развития животного мира
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других
позвоночных как доказательства их эволюционного родства.
Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное
здоровье человека
Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее
биологической ролью в эволюции живого мира.
Получение представления о связи генетики и медицины.
Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и
профилактикой.
Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на
видеоматериале.
24 10
Основы селекции растений,
животных и микроорганизмов
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И
РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА
ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ
УЧЕНИЕ
Происхождение и начальные
этапы развития жизни на
Земле
11
12
История развития
эволюционных идей
Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей
среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм
Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции.
Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров
многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных,
открытых Н. И. Вавиловым.
Изучение методов гибридизации и искусственного отбора.
Умение разбираться в этических аспектах некоторых достижений в
биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека.
Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных
растений, домашних животных и микроорганизмов
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в
процессе эволюции.
Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности
организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми
представителями редких и исчезающих видов растений и животных.
Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при
выполнении лабораторной работы. Выявление черт приспособленности
организмов к разным средам обитания (водной, наземновоздушной,
почвенной)
Изучение наследия человечества на примере знакомства с историей развития
эволюционных идей К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч. Дарвина. Оценивание
роли эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной
25 13
Микроэволюция
и макроэволюция
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКА
Антропогенез
14
15
Человеческие расы
16
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Экология — наука о
взаимоотношениях
организмов между собой
и окружающей средой
картины мира.
Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически
обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения
собеседников, признавая право другого человека на иное мнение
Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что
популяция — структурная единица вида и эволюции.
Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами.
Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса
являются биологический прогресс и биологический регресс.
Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как
основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Умение
выявлять причины вымирания видов
Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.
Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной
характеристике человека и приматов, доказывая их родство.
Выявление этапов эволюции человека
Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и
единства происхождения.
Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях
Изучение экологических факторов и их влияния на организмы.
Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной
структурами. Умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем.
Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме:
конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом.
Умение строить ярусность растительного сообщества,
26 17
Биосфера — глобальная
экосистема
18
Биосфера и человек
пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды.
Знание отличительных признаков искусственных сообществ —
агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах
своей местности.
Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например,
леса) и какойнибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной
экосистеме и агроценозе
Ознакомление с учением В. И. Вернадского о биосфере как о глобальной
экосистеме.
Наличие представления о схеме экосистемы на примере биосферы,
круговороте веществ и превращении энергии в биосфере.
Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных
примерах
Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности
человека в окружающей среде.
Умение определять воздействие производственной деятельности на
окружающую среду в области своей будущей профессии.
Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и умение
определять пути их решения.
Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводного
аквариума). Решение экологических задач.
Демонстрирование умения постановки целей деятельности, планирования
собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения
возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки
полученных результатов.
Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к
27 19
БИОНИКА
Бионика как одно из
направлений биологии и
кибернетики
биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их
охране
Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности
людей морфофункциональных черт организации растений и животных при
создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми
системами.
Знакомство с трубчатыми структурами в живой природе и технике,
аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой природе и
технике.
Умение строить модели складчатой структуры, используемые в строительстве.
28 5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Требования к материальнотехническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия
учебного кабинета биологии;
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий;
комплект аудиовизуальных учебных пособий;
комплект учебнометодической документации.
Технические средства обучения:
Многофункциональный комплекс преподавателя,
Модели, приборы наборы для постановки демонстрационного и учебного
материала,
Средства новых информационных технологий.
5.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Основные источники:
Для студентов
ЛИТЕРАТУРА
Интернетресурсов,
1.
2.
Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый
уровень). 10 класс. — М: Просвещение, 2014.
Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М:
ЭксмоПресс, 2014.
3. Никитинская Т. В. Биология: карманный справочник. — М: Эксмо, 2015.
4. Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая
биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М.: Дрофа , 2014.
5. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый
уровень). 10—11 класс. — М: Просвещение, 2014.
Для преподавателей
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
29 2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования”.
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259
«Рекомендации по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования».
Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. — М: ГЭОТАР Медиа, 2010.
Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В.
Маркиной. — М: ГЭОТАР Медиа, 2010.
5.
6.
Интернетресурсы:
7. www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости,
библиотека).
8. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Интернета по биологии).
9. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу
биологии).
10.www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины
по биологии —экологии на сервере Воронежского университета).
11.www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит
электронный учебник по биологии, Online тесты).
12.www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет
ресурсов).
13.www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного
учебника, разработанного в Московском государственном открытом
университете).
14.www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект
Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
15.www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и
дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
16.www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).
30 17.www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная,
но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология»,
«Ботаника», «Зоология», «Человек»).
31 6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной
дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения
практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов,
исследований.
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Уметь:
Объяснять роль биологии в
формировании научного
мировоззрения;
вклад
биологических теорий в
формирование
современной естественно
научной картины мира;
единство живой и неживой
природы, родство живых
организмов; отрицательное
влияние
алкоголя,
никотина, наркотических
веществ на эмбриональное
постэмбриональное
и
развитие
человека;
влияние экологических
факторов на живые
организмы,
влияние
мутагенов на растения,
животных и человека;
взаимосвязи
и
взаимодействие
организмов и окружающей
среды; причины и факторы
изменяемость
эволюции,
нарушения в
видов;
развитии
организмов,
мутации и их значение в
возникновении
наследственных
Правильность,
полнота выполнения
заданий,
точность
формулировок,
точность расчетов,
соответствие
требованиям.
Адекватность,
оптимальность
выбора
способов
действий, методов,
техник,
последовательностей
действий и т.д.
Точность оценки.
Текущий контроль:
защита отчетов по
практическим/
лабораторным занятиям;
оценка заданий для
внеаудиторной
(самостоятельной) работы
экспертная оценка
демонстрируемых умений,
выполняемых действий в
процессе
практических/лабораторных
занятий
Промежуточная
аттестация:
экспертная оценка
выполнения практических
заданий на зачете.
32 заболеваний;
устойчивость, развитие и
смены
экосистем;
необходимость сохранения
многообразия видов.
элементарные
решать
задачи;
биологические
составлять элементарные
схемы скрещивания и
схемы переноса веществ и
передачи энергии в
экосистемах
(цепи
питания);
описывать
особенности видов по
морфологическому
критерию;
выявлять приспособления
организмов к среде
обитания,
источники и
наличие мутагенов в
окружающей
среде
(косвенно), антропогенные
изменения в экосистемах
своей местности;
сравнивать биологические
объекты:
химический
состав тел живой и
неживой
природы,
зародышей человека и
других
животных,
природные экосистемы и
своей
агроэкосистемы
процессы
местности;
(естественный
и
искусственный
отбор,
половое и бесполое
размножение) и делать
выводы и обобщения на
основе сравнения и
анализа;
и
анализировать
оценивать
различные
гипотезы о сущности,
33 происхождении жизни и
человека,
глобальные
экологические проблемы и
их решения, последствия
собственной деятельности
в окружающей среде;
изучать изменения в
экосистемах на
биологических моделях;
находить информацию о
биологических объектах в
различных источниках
(учебниках, справочниках,
научнопопулярных
изданиях, компьютерных
базах, ресурсах сети
Интернет) и критически ее
оценивать.
Знать:
основные положения
биологических теорий и
закономерностей:
клеточной теории,
эволюционного учения,
учения В.И.Вернадского о
биосфере, законы
Г.Менделя,
закономерностей
изменчивости и
наследственности;
строение и
функционирование
биологических объектов:
клетки, генов и хромосом,
структуры вида и
экосистем;
сущность биологических
процессов: размножения,
оплодотворения, действия
искусственного и
естественного отбора,
формирование
Полнота ответов,
точность
формулировок, не
менее 75%
правильных ответов.
Не менее 75%
правильных ответов.
Актуальность темы,
адекватность
результатов
поставленным целям,
полнота ответов,
точность
формулировок,
адекватность
применения
профессиональной
терминологии
Текущий контроль
при проведении:
письменного/устного
опроса;
тестирования;
оценки результатов
внеаудиторной
(самостоятельной) работы
(докладов, рефератов,
теоретической части
проектов, учебных
исследований и т.д.)
Промежуточная
аттестация
в форме
дифференцированного
зачета в виде:
письменных/ устных
ответов,
34 приспособленности,
происхождение видов,
круговорот веществ и
превращение энергии в
клетке, организме, в
экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том
числе отечественных)
ученых в развитие
биологической науки;
биологическую
терминологию и
символику.
знания и умения в
практической
деятельности и
повседневной жизни:
для соблюдения мер
профилактики отравлений,
вирусных и других
заболеваний, стрессов,
вредных привычек
(курения, алкоголизма,
наркомании); правил
поведения в природной
среде;
оказания первой помощи
при травматических,
простудных и других
заболеваниях, отравлениях
пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов
некоторых исследований в
области биотехнологии
(клонирование,
искусственное
оплодотворение).
тестирования.
Адекватность,
оптимальность
выбора способов
действий, методов,
техник,
последовательности
действий и т.д.
Точность оценки
Соответствие
требованиям
инструкций,
регламентов
Рациональность
действий
Текущий контроль
при проведении:
устный опрос
письменный опрос
защита реферата,
индивидуальные сообщения
создание презентаций по
заданным темам.
Промежуточная
аттестация
в форме
дифференцированного
зачета в виде:
письменных/ устных
ответов,
тестирования.
35 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММА
ОУД.17 БИОЛОГИЯ
для профессии: 43.01.09 Повар, кондитер
Профиль обучения: естественнонаучный
Составитель программы учебной дисциплины:
Горяева Надежда Павловна, преподаватель КГБ ПОУ ХК ОТСО
Компьютерный набор и вёрстка: Горяева Н.П.
КГБ ПОУ ХКОТСО
Адрес: 680011, г.Хабаровск, ул. Советская, 24
36 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ПРОГРАММУ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением
БЫЛО
Основание:
Подпись лица, внесшего изменения
СТАЛО
37
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Рабочая программа ОУД.17 Биология для профессии 43.01.09 Повар,кондитер (ТОП-50)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.