Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 35
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
Директор Зам. директора по УВР на заседании МО учителей
МБОУ г. Иркутска СОШ № 35 ____________ 2016 г. _______________________
_________/Т.В.Большедворская/ /А.В. Щекодько/ протокол № _ от _____2016 г.
Руководитель МО
__________________
Зуевой Ларисы Николаевны учителя информатики и ИКТ, 1 КК
Русановой Любови Васильевны учителя информатики и ИКТ, ВКК
для 9 класса
Рабочая программа составлена на основе программы:
Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой «Программа курса информатики и ИКТ» для основной школы (8 - 9 классы), 2012 г.
2016 - 2017 учебный год
Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8 – 9 классы)
Программа по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов основной школы (далее – Программа) составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г.), примерной программы изучения дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также накопленный опыт преподавания информатики в школе.
В Программе представлен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
• совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
• воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учѐтом правовых и этических аспектов еѐ распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и всѐ возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики и ИКТ для 8 - 9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.
Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
• владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата,
его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебнопознавательная задача;
• опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
• владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
• широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
• формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Основное содержание (72 ч)
Повторение основных разделов 8 класса: «Представление информации», «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией», «Обработка графической информации».
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Аналитическая деятельность:
• анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
• определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении; анализировать логическую структуру высказываний;
• анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
• переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
• строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертѐж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Аналитическая деятельность:
• различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
• осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
• оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
• определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
• строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
• преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
• исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
• работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
• создавать однотабличные базы данных;
• осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
• осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертѐжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь.
Управление в живой природе, обществе и технике.
Аналитическая деятельность:
• приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
• придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
• выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
• определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
• анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
• определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
• осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
• исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
• преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
• составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
• составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем; строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
• строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Аналитическая деятельность:
• анализировать готовые программы;
• определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
• программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
• разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
• разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла; разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
• разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
– нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
– подсчѐт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
– нахождение суммы всех элементов массива;
– нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
– сортировка элементов массива и пр.
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчѐтов. Построение графиков и диаграмм.
Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Аналитическая деятельность:
• анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
• определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
• выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
• создавать электронные таблицы, выполнять в них расчѐты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
• строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Аналитическая деятельность:
• выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
• анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
• приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.
Практическая деятельность:
• осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
• определять минимальное время, необходимое для передачи известного объѐма данных по каналу связи с известными характеристиками;
• проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
• создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты;
• проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из моральноэтических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет:____Информатика и ИКТ_____
Класс: ____9____
Учитель:__Л.Н. Зуева, Л.В. Русанова__ Количество часов в неделю:_2 ч.; в год:_34 ч._
Плановых контрольных уроков _7_
Планирование составлено: на основе программы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика и ИКТ» для основной школы (8 – 9 классы), 2012 г.
Учебник: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика и ИКТ» 9 (1 и 2 части) Дополнительная литература: ТУСУР Школьный университет «Программирование в среде Pascal»; ЭОР сети Интернет - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/, http://fcior.edu.ru/
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
В результате освоения курса информатики в 9 классах учащиеся получат представление:
• об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
• о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
• об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
• о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
• о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых и этических норм;
• о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Учащиеся будут уметь:
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
• записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
• проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
• формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
• формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин; использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
• составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
• создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
• создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
• читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ;
переходить от одного представления данных к другому;
• использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
• проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
• искать информацию с применением правил поиска в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).
Тематическое планирование для 9 класса
№ п/п |
Дата |
Тема занятия (урока) |
Тип урока |
Практические работы, элементы |
Домашнее задание
|
Примечание (корректировка, структурные доработки) |
1 |
|
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. |
Комбинир. |
Распределить учащихся по рабочим местам |
Подготовить сообщение «Человек в информационном обществе». |
|
2 |
|
Повторение темы «Представление информации» |
Повтор. |
Перевод из одной ед. изм. в другую |
Выполнить задания для повторения |
|
3 |
|
Повторение темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» |
Повтор. |
АО, ПО |
Выполнить задания для повторения |
|
4 |
|
Повторение темы «Обработка графической информации» |
Повтор. |
Решение задач |
Выполнить задания для повторения |
|
Математические основы информатики (12 ч) |
||||||
5 |
|
Стартовый контроль. Общие сведения о системах счисления |
Комбинир. контр. |
ЭОР: урок 1.1. |
§1.1 (п.1), вопросы и задания № 1–10, 22 к параграфу; № 2–3, 9–10, 12 в РТ. № 15 или № 16 (по выбору ученика) |
|
6 |
|
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Стартовый контроль |
Комбинир. |
ЭОР: урок 1.1. |
§1.1 (п.2, 6), вопросы и задания 11, 19 к параграфу; № 20, 22, 23, 24, 29 и 30 в РТ. |
|
7 |
|
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления |
Комбинир. |
ЭОР: урок 1.1. |
§1.1 (п.3, 4), 12–13 к параграфу; № 26, 27 и 31 в РТ; выполнить № 19, 25 в РТ. Дополнительное задание: познакомиться с анимацией «Схема Горнера» |
|
8 |
|
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q |
Комбинир. |
ЭОР: урок 1.1. |
§1.1 повторить, задания 15–17 к параграфу; № 28, 33, 35 в РТ |
|
9 |
|
Представление целых чисел. Самостоятельная работа №1 |
Комбинир. |
ЭОР: урок 1.2. |
§1.2, познакомиться с информ. модулем «Дополнительный код. Алгоритм получения дополнительного кода отрицательного числа» |
|
10 |
|
Представление вещественных чисел |
Комбинир. |
ЭОР: урок 1.2. |
§1.2, задания 5–9 к параграфу; № 46, № 48– 50 в РТ |
|
11 |
|
Высказывание. Логические операции. |
Комбинир. |
ЭОР: урок 1.3. |
§1.3 (п. 1, 2); задания № 51, 52, 54, 55 в РТ |
|
12 |
|
Построение таблиц истинности для логических выражений |
Комбинир. |
ЭОР: урок 1.3. |
§1.3 (п. 3); №10 к параграфу; задание № 57 в РТ. Доп. зад.: работа практическим модулем «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке» |
|
13 |
|
Свойства логических операций. |
Комбинир. |
ЭОР: урок 1.3. |
§1.3 (п. 4); задание № 58, закончить № 60, 61 в РТ. Дополнительное задание: 59 |
|
|
14 |
|
Решение логических задач |
Закреплен ие умений |
ЭОР: урок 1.3. |
§1.3 (п. 5); задание № 12 к параграфу; № 63, 65 в РТ |
|
|
15 |
|
Логические элементы |
Комбинир. |
ЭОР: урок 1.3. |
§1.3 (п. 6); задание № 13 к параграфу; № 66, 67 в РТ, работа с тренажером «Логика». |
|
|
16 |
|
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Контрольная работа №1. «Математические основы информатики» |
Обобщени е, Контрольн . |
|
С. 42 – 46, №№ 1 – 20, подготовка к контрольной работе. Повторить вопросы к главе 1, решебник (задания для самоконтроля) |
|
|
Тема «Моделирование и формализация» (8 час.) |
|||||||
17 |
|
Моделирование как метод познания |
Комбинир. |
|
§2.1, вопросы № 1–3, 6–7 к параграфу; № 73, № 74 в РТ. Дополнительное задание: подготовить презентацию по одной из тем – «Когда используют модели?», «Для чего используют модели», «Этапы построения информационной модели» (на примере № 70 в РТ) |
|
|
18 |
|
Знаковые модели |
Комбинир. |
|
§2.2; вопросы № 1–3, 7, 8 к параграфу; № 68, 69, 70 в РТ |
|
|
19 |
|
Графические модели |
Комбинир. |
|
§2.3; вопросы и задания № 1–4, 7, 11 к параграфу; № 75, 76, 78, 80 в РТ. № 82 или № 83 на выбор |
|
|
20 |
|
Табличные модели |
Комбинир. |
|
§2.4; вопросы и задания № 1–4 к параграфу; № 93-95 в РТ, тренировочный тест |
|
|
21 |
|
База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. |
Комбинир. |
|
§2.5; вопросы № 1–7 к параграфу; № 96-98 в РТ |
|
|
22 |
|
Система управления базами данных |
Комбинир. |
|
§2.6 (1, 2, 3); вопросы № 1–4 к параграфу, разработка однотабличной базы данных по собственному замыслу |
|
|
23 |
|
Создание базы данных. Запросы на выборку данных. |
Закреплен ие умений |
|
§2.6; тестовые задания для самоконтроля к главе 2 учебника; № 99, 100 в РТ |
|
|
24 |
|
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа |
Обобщени е |
|
Составить кроссворд по одной из тем «Информационное моделирование», «СУБД и базы данных» |
|
|
Тема «Основы алгоритмизации» (10 час.) |
|||||||
25 |
|
Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов |
Комбинир. |
|
§3.1, §3.2; вопросы и задания 1–19 и 1 -7 к параграфам; № 105, 109 в РТ |
|
26 |
|
Объекты алгоритмов. Алгоритмическая конструкция «следование». |
Комбинир. |
ЭОР: |
§3.3; вопросы и задания 1–18 к параграфу; §3.4.1; вопросы и задания 1–9 к параграфу |
|
|
27 |
|
Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. |
Комбинир. |
ЭОР: |
§3.4.2; вопросы и задания 10–22 параграфу |
к |
|
28 |
|
Сокращѐнная форма ветвления. |
Комбинир. |
ЭОР: |
работа с модулем «Алгоритмы ветвящейся структурой» |
с |
|
29 |
|
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. |
Комбинир. |
ЭОР: |
§3.4.3; вопросы и задания 23–29 параграфу |
к |
|
30 |
|
Цикл с заданным условием окончания работы. |
Комбинир. |
ЭОР: |
§3.4.3(2); задания 30–31 к параграфу |
|
|
31 |
|
Цикл с заданным числом повторений. |
Комбинир. |
ЭОР: |
§3.4.3(3); задания 32–34 к параграфу, работа с модулем «Циклические алгоритмы с параметром» |
|
|
32 |
|
Конструирование алгоритмов |
Комбинир. |
|
§3.5; вопросы и задания 1–10 к параграфу |
|
|
33 |
|
Алгоритмы управления |
Комбинир. |
|
§3.6; вопросы и задания 1–6 к параграфу, №165–171 в РТ |
|
|
34 |
|
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Контрольная работа №2 |
Контрольн . |
|
Выполнить тренировочный тест к главе 5 «Управление и алгоритмы» |
|
|
Тема «Начала программирования» (16 час.) |
|||||||
35 |
|
Общие сведения о языке программирования Паскаль |
Комбинир. |
|
§4.1; вопросы и задания 1–11 к параграфу |
|
|
36 |
|
Организация ввода и вывода данных |
Комбинир. |
|
§4.2; вопросы и задания 1–10 к параграфу |
|
|
37 |
|
Программирование как этап решения задачи на компьютере |
Комбинир. |
|
§4.3; вопросы и задания 1–12 к параграфу |
|
|
38 |
|
Программирование линейных алгоритмов |
Комбинир. |
|
§4.4; №173 – 175 в РТ |
|
|
39 |
|
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. |
Комбинир. |
|
§4.5; №177, 179 |
|
|
40 |
|
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. |
Комбинир. |
|
Повторить §4.1 - 4.5; №180, 182, 183 в РТ |
|
|
41 |
|
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. |
Комбинир. |
|
§4.6; №190, 192 |
|
|
42 |
|
Программирование циклов с заданным условием окончания работы. |
Комбинир. |
|
§4.6; № |
|
|
43 |
|
Программирование циклов с заданным числом повторений. |
Комбинир. |
|
§4.6 |
|
|
44 |
|
Различные варианты программирования циклического алгоритма. |
Закреплен ие умений. |
|
§4.6 |
|
45 |
|
Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. |
Комбинир. |
|
§4.7 |
|
46 |
|
Вычисление суммы элементов массива |
Закреплен ие умений |
|
§4.7 |
|
47 |
|
Последовательный поиск в массиве |
Комбинир. |
|
§4.7; №201, 200 |
|
48 |
|
Сортировка массива |
Комбинир. |
|
§4.7; №203, 204 |
|
49 |
|
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль |
Закреплен ие умений |
|
§4.8; №206 – 208 |
|
50 |
|
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа. |
Контрольн . |
|
Выполнить индивидуальные проекты |
|
Тема «Обработка числовой информации в электронных таблицах» (6 час.) |
||||||
51 |
|
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. |
Комбинир. |
|
§5.1 |
|
52 |
|
Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. |
Комбинир. |
|
§5.2 |
|
53 |
|
Встроенные функции. Логические функции. |
Комбинир. |
|
§5.2 |
|
54 |
|
Сортировка и поиск данных. |
Комбинир. |
|
§5.3 |
|
55 |
|
Построение диаграмм и графиков. |
Комбинир. |
|
§5.3 |
|
56 |
|
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Контрольная работа №3 |
Контрольн . |
|
Выполнить задания для самоконтроля |
|
Тема «Коммуникационные технологии» (10 час.) |
||||||
57 |
|
Локальные и глобальные компьютерные сети |
Комбинир. |
|
§6.1 |
|
58 |
|
Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера |
Комбинир. |
|
§6.2 |
|
59 |
|
Доменная система имѐн. Протоколы передачи данных. |
Комбинир. |
|
§6.2 |
|
60 |
|
Всемирная паутина. Файловые архивы. |
Комбинир. |
ЭОР: |
§6.3 |
|
61 |
|
Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. |
Комбинир. |
|
§6.3 |
|
62 |
|
Технологии создания сайта. |
Комбинир. |
|
§6.4 |
|
63 |
|
Содержание и структура сайта. |
Комбинир. |
|
§6.4 |
|
64 |
|
Оформление сайта. |
Комбинир. |
|
§6.4 |
|
65 |
|
Размещение сайта в Интернете. |
Комбинир. |
|
§6.4 |
|
66 |
|
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Контрольная работа №4 |
Контрол. |
|
|
|
Итоговое повторение (2 час.) |
||||||
67 |
|
Основные понятия курса. |
Закреплен ие умений |
|
|
|
68 |
|
Итоговое тестирование. |
Контрол. |
|
|
|
69 |
|
Резерв учебного времени |
Закреплен ие умений |
|
|
|
70 |
|
Резерв учебного времени |
Закреплен ие умений |
|
|
|
71 |
|
Резерв учебного времени |
Закреплен ие умений |
|
|
|
72 |
|
Резерв учебного времени |
Закреплен ие умений |
|
|
|
Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ для 9 класса:
1. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8–9 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса: в 2 ч., Ч. 1, Ч. 2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 8–9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
7. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
8. Коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/ )
9. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/ )
Формы и средства контроля
Важным компонентом учебного процесса является контроль, или проверка результатов обучения. Формы контроля разнообразны:
собеседование, экспресс-опрос, контрольная работа, зачет по опросному листу, тест (компьютерное тестирование), творческая работа и др. Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Виды контроля: вводный • текущий • тематический |
Формы контроля: • фронтальный опрос • индивидуальный опрос • самостоятельные работы • контрольные работы • тестирование • обобщение в игровой форме |
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка: «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей; «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
• «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
• «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в
полной мере (незнание основного программного материала):
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
• правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя: допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой; Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
• допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые
не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценок для тестирования:
Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:
• за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
• за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
• за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
• 50-70% — «3»;
• 71-85% — «4»;
• 86-100% — «5».
Критерии оценок для проекта:
• эстетичность оформления;
• содержание, соответствующее теме работы;
• полная и достоверная информация по теме; отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.