Основное содержание курса. Тематическое планирование учебного материала.Требования к результатам обучения и освоению содержания курса. Основные развивающие и воспитательные цели. Программа обеспечивает достижения результатов освоения образовательной программы основного общего образования.Изучение алгебры на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
фундаментального ядра содержания основного общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по математике БОУ г. Омска
«Лицей № 145»;
программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 79 классы.
Сост. Т.А. Бурмистрова М.:Просвещение ,2014.
учебного плана БОУ г. Омска «Лицей № 145» на 20172018 учебный год;
годового календарного учебного графика БОУ г. Омска «Лицей № 145» на 20172018 учебный год.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных
учреждений Российской Федерации на изучение алгебры на уровне основного общего образования отводится 3 ч в неделю с 7 по 9 класс, на
изучение алгебры в 8 классах отводится всего 102 часа в учебный год.
Изучение алгебры на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных
дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе,
свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования
явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в
общественном развитии.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных,
письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формальнооперативные алгебраические умения и научиться применять их к
решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функциональнографические представления для описания
и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с
простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях
выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить
примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных
процессов и явлений.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Математической речи;
Сенсорной сферы; двигательной моторики;
Внимания; памяти;
Навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений
и процессов.
Воспитание:
Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно
технического прогресса;
Волевых качеств;
Коммуникабельности; Ответственности.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования, осознанному построению
индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики;
3. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
4. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,
выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5. Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для
развития цивилизации;
6. Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7. Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;8. Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
9. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
1. Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижений целей, выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
2. Умение осуществлять контроль по результату и по способу действий на уровне произвольного внимания и вносить
необходимые коррективы;
3. Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и
собственные возможности ее решения;
4. Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установление аналогий, классификации на
основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установленных родовидовых связей;
5. Умение устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогиям) и вывод;
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
7. Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;8. Сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (ИКТ – компетентности);
9. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации;
10. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
11. Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
12. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения математических проблем;
13. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные :
1. Умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно
выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию символику, использовать
различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить
классификацию, доказывать математические утверждения;
2. Владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание
элементарных функциональных зависимостей; формирование представлений о статистических закономерностях в
реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный
характер;
3. Умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных
математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4. Умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между
величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;5. Умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства,
системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять
полученные умения для решения задач
из математики, смежных предметов, практики;
6. Овладение системой и функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики
функций, использовать функциональнографические представления для описания и анализа математических задач и
реальных зависимостей;
7. Овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение
частоты и вероятности случайных событий;
8. Умение применять изученные понятия, результаты и методы решения задач из различных разделов курса, в том числе задач,
не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.Основное содержание курса
Тематическое планирование учебного материала
№
Содержание обучения
Количество часов
Количество
контрольных
работ
1
2
3
4
5
Простейшие функции. Квадратные корни
Функции и графики
Функции y = x, y = x2,
y
1
x
Квадратные корни
Квадратные и рациональные уравнения
Квадратные уравнения
Рациональные уравнения
Линейная, квадратичная и дробно
линейная функции
Линейная функция
Квадратичная функция
Дробнолинейная функция
Системы рациональных уравнений
Системы рациональных уравнений
Графический способ решения систем
уравнений
Повторение
итого
25
9
7
9
29
16
13
23
9
9
5
15
8
7
10
102
2
2
1
1
61. Простейшие функции. Квадратные корни.(25 ч)
Числовые неравенства и их свойства. Множества чисел. Стандартные обозначения числовых множеств. Числовые промежутки.
Координатная ось. Модуль числа. Декартовы координаты на плоскости. Зависимость между величинами. Понятие функции. Область
определения и множество значений функции. Способы задания функции. График функции. Свойства функций, их отображение на графике.
, их свойства и графики. Квадратные корни.
Примеры графиков зависимости, отражающих реальные процессы. Функции y = x, y = x2,
y
1
x
Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям. Приближенное
вычисление квадратных корней.
2. Квадратные и рациональные уравнения.(29 ч)
Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения.
Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Примеры решения уравнений третьей и четвертой степеней.
Решение дробнорациональных уравнений.
3. Линейная, квадратичная и дробнолинейная функции.(23 ч)
Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики и свойства. Линейная функция, ее график и
свойства. Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными; угловой
коэффициент прямой; условие параллельности прямых. График функции
y =│x . Квадратичная функция, ее график и свойства.
│
4. Системы рациональных уравнений.(15 ч)
Система уравнений с двумя переменными. Равносильность систем. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными; решение
подстановкой и сложением.
Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Графическая интерпретация систем уравнений с двумя переменными.5. Повторение.(10 ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ АЛГЕБРЫ В 8 КЛАССЕ
Алгебраические выражения
Выпускник научится
Выполнять преобразования выражений,
Выпускник получит возможность научиться
Научиться выполнять многошаговые
содержащих квадратные корни;
Выполнять тождественные преобразования
рациональных выражений на основе правил
действий над многочленами и
алгебраическими дробями;
Выполнять разложение многочленов на
множители;
преобразования рациональных выражений,
применяя широкий набор способов и
приемов;
Применять тождественные преобразования
для решения задач из различных разделов
курса.
Уравнения
Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
Решать основные виды
Овладеть специальными приемами
рациональных уравнений с одной
решения уравнений и систем уравнений;переменной, системы двух
уравнений с двумя переменными;
Понимать уравнение как
важнейшую математическую модель
для описания и изучения реальных
ситуаций, решать текстовые задачи
алгебраическим методом;
Применять графические
представления для исследования
уравнений, исследования и решения
систем уравнений с двумя
переменными.
уверенно применять аппарат уравнений
для решения разнообразных задач из
математики, смежных предметов,
практики;
Применять графические представления
для исследования уравнений, систем
уравнений, содержащих буквенные
коэффициенты.
Неравенства
Выпускник научится
Понимать и применять терминологию и
символику, связанные с отношением
неравенства, свойства числовых
неравенств;
Применять аппарат неравенств для
решения задач из различных разделов
курса.
Выпускник получит возможность научиться
Разнообразным приемам доказательства
неравенств, уверенно применять аппарат
неравенств для решения разнообразных
математических задач и задач из смежных
предметов, практики;
Применять графические представления для
исследования неравенств, систем неравенств,
содержащих буквенные коэффициенты.
Основные понятия, числовые функции.Выпускник научится
Понимать и использовать функциональные
понятия и язык (термины, символические
обозначения);
Строить графики элементарных функций;
исследовать свойства числовых функций на
основе изучения поведения их графиков;
Понимать функцию как важнейшую
математическую модель для описания
процессов и явлений окружающего мира,
применять функциональный язык для
описания и исследования зависимостей между
физическими величинами.
Выпускник получит возможность научиться
Проводить исследования, связанные с
изучением свойств функций, в том числе с
использованием компьютера; на основе
графиков изученных функций строить более
сложные графики (кусочнозаданные, с
«выколотыми» точками и т.п.);
Использовать функциональные представления
и свойства функций для решения
математических задач из задач из различных
разделов курса.