рабочая программа по биологии

  • Образовательные программы
  • doc
  • 08.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа реализуется в 7-х классах. В 7 классе учащиеся получают общие представления о структуре зоологической науки, ее истории и методах исследования, царстве животных, средах их обитания, нравственных нормах и принципах отношения к природе; узнают, как обезопасить себя от заражения паразитическими животными, как избежать укуса ядовитых животных, какую помощь необходимо оказывать до прибытия врача, как необходимо охранять животных, занесённых в Красную книгу. Учащиеся узнают о многообразии животного мира, расширяются их знания об условиях жизни и связи со средой обитания, о значении животных в природе и жизни человека. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.рабочая программа по биологии 7 класс линия В.В.Пасечника ФГОС
Иконка файла материала 7 класс.doc
МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова СТАТУС ДОКУМЕНТА Данная   программа   является   рабочей   программой   по   предмету   «Биология.   животные»   для   учащихся   7­х   классов   МОУ Синьковской средней школы № 1. Настоящая рабочая программа определяет содержание, объем и порядок изучения предмета «Биология» в 7­х   классах,   в   соответствии   с   которыми   непосредственно   осуществляется   учебный   процесс.   Рабочая   программа   составлена   учителем биологии  Парамоновой О.И. (высшая  квалификационная категория)   на основе   программы авторского коллектива  под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» ­ М.: Дрофа, 2014.).   соответствует требованиям   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   общего   образования   (Стандарты   второго   поколения.   Москва программа   Рабочая   «Просвещение», 2010), Основной образовательной программе школы и Положению о рабочей программе. Программа содержит следующие разделы:  СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА         пояснительную записку;  общую характеристику учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета; содержание учебного предмета; описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса;  литературу. 1МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа реализуется в 7­х классах. В 7 классе учащиеся получают общие представления о структуре зоологической науки, ее истории и методах исследования, царстве животных, средах их обитания, нравственных нормах и принципах отношения к природе; узнают, как обезопасить себя от заражения паразитическими животными, как избежать укуса ядовитых животных, какую помощь необходимо оказывать до прибытия врача, как необходимо охранять животных, занесённых в Красную книгу.  Учащиеся узнают о многообразии животного мира, расширяются их знания об условиях жизни и связи со средой обитания, о значении животных в природе и жизни человека. Полученные биологические  знания служат основой при рассмотрении  экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы  и об ответственности человека за жизнь на Земле. Учащиеся   должны   усвоить   и   применять   в   своей   деятельности   основные   положения   биологической   науки   о   строении   и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем,   их   изменении   под   влиянием   деятельности   человека;   научиться   принимать   экологически   правильные   решения   в   области природопользования. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов,   проведение   наблюдений.   Все   это   дает   возможность   направленно   воздействовать   на   личность   учащегося:   тренировать   память, развивать   наблюдательность,   мышление,   обучать   приемам   самостоятельной   учебной   деятельности,   способствовать   развитию любознательности и интереса к предмету.  Исходя из вышеизложенного сформированы цель и задачи программы: 2МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова Цель данной программы: Формирование и развитие знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, а так же  формирование  научного мировоззрения учащихся. Задачи: 1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира; 2) формирование   систематизированных   представлений   о   биологических   объектах,   процессах,   явлениях,   закономерностях,   об   основных биологических   теориях,   об   экосистемной   организации   жизни,   о   взаимосвязи   живого   и   неживого   в   биосфере,   о   наследственности   и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; 3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; 4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий  по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений; 5) формирование   представлений   о   значении   биологических   наук   в   решении   проблем   необходимости   рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 6) освоение приёмов оказания первой помощи. 3МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных   особенностях   объектов   живой   природы,   их   многообразии   и   эволюции.     Для   формирования   у   учащихся   основ   научного мировоззрения, развития интеллектуальных  способностей и познавательных интересов в процессе изучения  биологии основное внимание уделяется   знакомству   учащихся   с   методами   научного   познания   живой   природы,   постановке   проблем,   требующих   от   учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.  Содержание   курса   направлено   на   формирование   универсальных   учебных   действий,   обеспечивающих   развитие   познавательных   и коммуникативных   качеств   личности.   Особое   внимание   уделено   содержанию,   способствующему   формированию   современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.   Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал  и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану школы преподавание предмета «Биология» в 7­м классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю при 35 учебных неделях).  4МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано   практическое   применение   биологических   знаний.   Содержание   данной   программы   учитывает   культуросообразный   подход,   в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение   учебного   содержания   курса   осуществляется   последовательно   от   общего   к   частному   с   учётом   реализации внутрипредметных   и   межпредметных   связей.   В   основу   положено   взаимодействие   научного,   личностно­деятельностного,   историко­ проблемного, интегративного, компетентностного подходов. ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 7 классе являются следующие умения:  Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.   Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.  Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.   Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.   Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.   Формировать   экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. 5МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова  Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника. Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:  Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.  Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.  Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.  В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.  Средством   формирования   регулятивных   УУД   служат   технология   проблемного   диалога   на   этапе   изучения   нового   материала   и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:  Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.  Осуществлять   сравнение,   сериацию   и   классификацию,   самостоятельно   выбирая   основания   и   критерии   для   указанных   логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).  Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей.  Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.   Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). 6МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова  Вычитывать все уровни текстовой информации.   Уметь   определять   возможные   источники   необходимых   сведений,   производить   поиск   информации,   анализировать   и   оценивать   ее достоверность.  Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника. Коммуникативные УУД:  Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: 1. осознание роли жизни: – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. 2. рассмотрение биологических процессов в развитии: – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. 3 использование биологических знаний в быту: – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. 4. объяснять мир с точки зрения биологии: – перечислять отличительные свойства живого; – различать (по таблице) основные систематические категории животного мира; 7МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова  объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции   растений   (на   примере   сопоставления   отдельных   групп);   роли   различных   организмов   в   жизни   человека;   значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;  сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;  выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;  5. понимать смысл биологических терминов; – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; –   проводить   биологические   опыты   и   эксперименты   и   объяснять   их   результаты;   пользоваться   увеличительными   приборами   и   иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов. 6. оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни: – соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;  различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных; опасных для человека животных; – различать животных своей местности. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Введение (2 часа) Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.  Демонстрация  Царства живой природы. Структура науки зоологии. Красная книга. 8МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова Раздел 1. Простейшие (2 часа) Жизнедеятельность простейших организмов, среда обитания. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни  человека. Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших. Лабораторные и практические работы  Знакомство с многообразием водных простейших. Раздел  2. Многоклеточные животные  (34 часа).  2.1. Беспозвоночные животные (16 часов) Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Тип Плоские черви: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип круглые черви: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип кольчатые черви: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. 9МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип Членистоногие: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Демонстрация Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Видеофильм. Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Разнообразных моллюсков и их раковин. Морских звёзд и других иглокожих. Лабораторные и практические работы  Внешнее строение дождевого червя. Знакомство с ракообразными. Изучение представителей отрядов насекомых. 2.2 Тип Хордовые. Позвоночные (18 часов) Класс Ланцетники. Надкласс: Рыбы круглоротые. Среда обитания, образ жизни. Поведение. Биологические и экологические особенности.  Значение в природе и жизни человека. Классы рыб. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и  жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в  10МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в  природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и  жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Млекопитающие. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в  природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация Видеофильм о приматах Лабораторные и практические работы  Внешнее строение и передвижение рыб. Изучение внешнего строения птиц. Экскурсия Изучение многообразие местных видов птиц. Раздел  3 Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов) Эволюция покровов тела, опорно­двигательной системы животных, органов дыхания у позвоночных животных, пищеварительной системы  животных разных систематических групп, крови и кровеносной системы животных, выделительной системы животных, нервной системы и  органов чувств животных в ходе исторического развития, органов размножения. Обмен веществ. Способы размножения и периоды развития и  продолжительность жизни животных.  11МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова Демонстрация Покровов различных животных на влажных препаратах, скелетах и муляжах. Лабораторные и практические работы  Изучения особенностей различных покровов тела. Изучение способов передвижения животных. Изучение способов дыхания у животных. Изучение ответной реакции животных на раздражение. Изучение органов чувств животных. Определение возраста животных. Раздел 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 часов) Доказательства эволюции. Причины эволюции. Видообразование. Ареалы обитания. Миграции. Раздел  5. Биоценозы (6 часов) Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды. Цепи питания и поток энергии в биоценозах. Взаимосвязь компонентов биоценоза. Экскурсия Взаимосвязи организмов: межвидовые и внутривидовые и со средой обитания. Раздел  6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5часов) Человек и среда обитания. Одомашнивание. Промыслы. Законы об охране животного мира. Охраняемые территории. Красная книга.  Рациональное использование животных. Экскурсия Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных. 12МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (по расписанию уроки в 7«А», 7 «Б», 7 «В» календарно совпадают) Кол­во часов общее по разделу Тема  Формируемые УУД Введение (2 ч.) Сроки прохождения программы План. Факт. 13МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова 1 1 История развития зоологии 2 2 Современная зоология. Сентябрь Личностные: Развития познавательных  интересов, учебных мотивов;  развитие  доброжелательности,  доверия  и  внимательности к людям.  Регулятивные: Формулируют цели и  задачи уроков. Описывают и сравнивают   царства органического мира Отрабатывают  правила работы с учебником, работают с  рисунками и текстом учебника. Составляют схему «Структура науки зоологии» Предметные: Определяют понятия  «систематика», «зоология»,  «систематические категории». Описывают и сравнивают царства органического мира.  Характеризуют этапы развития зоологии.  Классифицируют животных,   отрабатывают правила работы с учебником. Определяют понятия «этология»,  «зоогеография», «энтомология»,  «ихтиология», «орнитология», «эволюция  животных». Составляют схему «Структура  науки зоологии». Коммуникативные: учатся применять  двойные названия животных в общении со  сверстниками, при подготовке сообщений,  докладов, презентаций. Используя  дополнительные источники информации,  14МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова раскрывают значение зоологических знаний, роль в жизни человека. Работают в паре и в  руппе.   Личностные: Развития познавательных  интересов, учебных мотивов;   экологическое воспитание. Регулятивные: Формулируют цели и  задачи уроков. Отрабатывают правила  работы с учебником и иллюстрациями.  наблюдают и описывают различных  представителей простейших. Сравнение и  поиск сходства и различий простейших с  растениями. Предметные: Определяют основные  термины и понятия. Классифицируют  животных,   отрабатывают правила работы с учебником. Работа с микроскопом. Коммуникативные: Сотрудничество с  одноклассниками при обсуждении  результатов самостоятельных наблюдений  простейших в культурах Многообразие животных (36 ч.) Глава 1. Простейшие (2 ч.) 3 1 Простейшие: корненожки,  радиолярии, солнечники,  споровики. Лабораторная работа №1  «Знакомство с многообразием  водных простейших» 4 2 Простейшие: жкутиконосцы,  инфузории. Глава 2. Многоклеточные животные (34 ч.).  Беспозвоночные (16 ч.) 5 Тип Губки.  1 6 2 Тип Кишечнополостные.  15МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова октябрь 7 8 9 10 11 12 13 3 4 5 6 7 8 9 Тип Плоские черви.  Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви, или  Кольчецы. Класс  Многощетинковые, или  Полихеты. Класс кольчецов:  Малощетинковые, или  Олигохеты, Пиявки. Лабораторная работа № 2  «Внешнее строение дождевого  червя» Тип Моллюски. Лабораторная работа № 3  «Особенности строения и  жизни моллюсков» Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Тип Иглокожие. Личностные: Развития познавательных  интересов, учебных мотивов. Умение  применять полученные знания в  практической жизни. Учатся получать  информацию из дополнительных  источников. Самооценка учащимися своей  экологической культуры. Аргументация  своей позиции. Самооценка усвоения  материала. Регулятивные: Формулируют цели и  задачи уроков. Выявляют отличительные  признаки между представителями разных  классов.  Отрабатывают правила работы с  учебником,  наблюдают и описывают  различных представителей животного  мира. Учатся оформлять отчёт,  включающего описание и наблюдение, его  результаты и выводы. Презентация  изучаемого материала с помощью ИКТ. 16МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова Предметные: Определяют основные  понятия и термины. Описывают и  сравнивают различных представителей  животного мира. Классифицируют  животных. Дают характеристику каждому  типу животных. Работа с микроскопом.  Непосредственно наблюдают за  животными. Коммуникативные: Учатся слушать,  совместно обобщать услышанное;  вырабатывают умение общаться и  взаимодействовать с одноклассниками,  учатся взаимоуважительному обсуждению  результатов исследования. 14 10 Тип Членистоногие. Классы:  Ракообразные, Паукообразные. Лабораторная работа № 4  «Знакомство с  ракообразными» 15 16 17 18 19 11 12 13 14 15 Класс Насекомые. Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки,  Подёнки. Отряды насекомых: Стрекозы,  Вши, Жуки, Клопы. Отряды насекомых: Бабочки,  Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. Отряды насекомых:  Перепончатокрылые. Лабораторная работа № 5  «Изучение представителей  отрядов насекомых» ноябрь 17МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова 20 16 Обобщающий урок по теме  «Беспозвоночные животные» Тип Хордовые. Позвоночные (18 ч.) 21 17 Тип Хордовые. Подтипы:  Бесчерепные и Черепные, или  Позвоночные. Позвоночные. Классы рыб:  Хрящевые, Костные. Лабораторная работа № 6  «Внешнее строение и  передвижение рыб» Класс Хрящевые рыбы.  Класс Костные рыбы. Класс Земноводные, или  Амфибии. Класс Пресмыкающиеся, или  Рептилии. Отряд Чешуйчатые. Класс Пресмыкающиеся:  Черепахи, Крокодилы. Класс Птицы. Отряд Пингвины. Лабораторная работа № 7  «Изучение внешнего строения  птиц» 22 18 23 24 25 26 27 28 29 19 20 21 22 23 24 25 Март декабрь Личностные: Развития познавательных  интересов, учебных мотивов. Умение  применять полученные знания в  практической жизни. Учатся получать  информацию из дополнительных  источников. Самооценка учащимися своей  экологической культуры. Аргументация  своей позиции. Самооценка усвоения  материала. Отрабатывают правила  поведения на экскурсии. Регулятивные: Формулируют цели и задачи уроков. Выявляют отличительные признаки  между представителями разных классов,  отрядов.  Отрабатывают правила работы с  учебником,  наблюдают и описывают  различных представителей животного мира.  Учатся оформлять отчёт, включающего  описание и наблюдение, его результаты и  выводы. Презентация изучаемого материала  с помощью ИКТ. Учатся находить  18МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова 30 31 32 33 34 35 36 37 38 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Отряды птиц: Страусообразные,  Нандуобразные,  Казуарообразные, Гусеобразные. Отряды птиц: Дневные хищники,  Совы, Куриные. Отряды птиц:  Воробьинообразные, Голенастые Экскурсия «Изучение  многообразия птиц». Класс Млекопитающие, или  Звери. Отряды: Однопроходные,  Сумчатые, Насекомоядные,  Рукокрылые. Отряды млекопитающих:  Грызуны, Зайцеобразные. Отряды млекопитающих:  Китообразные, Ластоногие,  Хоботные, Хищные. Отряды млекопитающих:  Парнокопытные,  Непарнокопытные. Отряд млекопитающих:  Приматы. Обобщающий урок по теме  «Хордовые животные» взаимосвязи в природе. Иллюстрируют  примерами значение изучаемых животных в  природе и жизни человека. Предметные: Определяют основные  понятия и термины. Описывают и  сравнивают различных представителей  животного мира. Классифицируют  животных. Дают характеристику каждому  типу, классу, отряду животных. Работают с  микроскопом. Непосредственно наблюдают  за животными.  Коммуникативные: Учатся слушать,  совместно обобщать услышанное;  вырабатывают умение общаться и  взаимодействовать с одноклассниками,  учатся взаимоуважительному обсуждению  результатов исследования. Сотрудничество  учащихся в группе при проведении  наблюдений, обсуждении их результатов и  объяснении методики подготовки отчёта,  включающего описание экскурсии, её  результатов и выводов. январь Глава 3. Эволюция строения и функций органов и их систем (14 ч.) 19МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова 39 40 41 42 43 44 45 46 47 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Покровы тела. Лабораторная работа №8  «Изучение различных покровов тела» Опорно­двигательная система Способы передвижения  животных. Полость тела. Лабораторная работа №9  «Изучение способов  передвижения животных» Органы дыхания и газообмен. Лабораторная работа №10  «Изучение способов дыхания  животных» Органы пищеварения. Обмен  веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Нервная система. Рефлекс.  Инстинкт. Лабораторная работа №11  «Изучение ответной реакции  животных на раздражение» Органы чувств. Регуляция  деятельности организма. Лабораторная работа №12  «Изучение органов чувств  животных» Личностные: Развития познавательных  интересов, учебных мотивов. Умение  применять полученные знания в  практической жизни. Учатся получать  биологическую информацию из  дополнительных источников. Самооценка  учащимися своей экологической культуры.  Аргументация своей позиции. Самооценка  усвоения материала. Отрабатывают правила  поведения на экскурсии. Регулятивные: Формулируют цели и задачи уроков. Сравнивают   сопоставляют  особенности строения и механизмов  функционирования различных систем  органов животных. Выявляют сходства и  различия в строении. Работают с текстом и  рисунками учебника. Устанавливают  зависимость скорости протекания обмена  веществ от состояния животного и внешних  факторов. Установление причинно­ следственных связей процессов, лежащих в  основе регуляции деятельности организма.  Использование примеров о развитии  организмов для доказательства  взаимосвязей организма со средой обитания. Презентация изучаемого материала с  помощью ИКТ. Доказывают пути эволюции  органов и их систем у животных разных  систематических групп.  февраль март 20МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова 48 49 50 51 52 53 54 55 10 11 12 13 14 1 2 3 Продление рода. Органы  размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с  превращением и без превращения. Лабораторная работа №13  «Определение  возраста  животных» Периодизация и  продолжительность жизни  животных. Обобщающий урок по теме  «Эволюция строения и функций  органов и их систем» Предметные: Определяют основные  понятия и термины. Описывают строение  и  значение органов и их систем  одноклеточных и многоклеточных  животных, объясняют закономерности  строения. Работают с микроскопом.  Непосредственно наблюдают за животными.  Объясняют физиологический механизм  двойного дыхания у птиц. Различают на  муляжах и таблицах различные внутренние  органы животных.  Коммуникативные: Учатся слушать,  совместно обобщать услышанное;  вырабатывают умение общаться и  взаимодействовать с одноклассниками,  учатся взаимоуважительному обсуждению  результатов исследования. Сотрудничество  с учащимися класса при обсуждении  лабораторных работ, вопроса об усложнении строения органов и их систем. Глава 4. Развитие и закономерности размещение животных на Земле (4 ч.) Доказательства эволюции  животных. Чарлз Дарвин о причинах  эволюции животного мира. Усложнение строения животных.  Многообразие видов как  результат эволюции. Личностные: Развития познавательных  интересов, учебных мотивов. Умение  применять полученные знания в  практической жизни. Учатся получать  биологическую информацию из  дополнительных источников. Самооценка  апрель 21МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова 56 4 Ареалы обитания. Миграции.  Закономерности размещения  животных. учащимися своей экологической культуры.  Аргументация своей позиции. Самооценка  усвоения материала. Отрабатывают правила  поведения на экскурсии. Регулятивные: Формулируют цели и задачи уроков. Работают с текстом и рисунками  учебника. Презентация изучаемого  материала с помощью ИКТ. Анализируют  доказательства эволюции животных.  Выявляют факторы среды, влияющие на ход эволюционного процесса. Доказывают  ведущую роль естественного отбора в  эволюции животных. Составляют сложный  план текста. Установление причинно­ следственных связей при рассмотрении  дивергенции и процесса видообразования. Предметные: Определяют основные  понятия и термины. Заполняют таблицы по  темам. Описывают и характеризуют  гомологичные, аналогичные и  рудиментарные органы, атавизмы.  Характеристика механизма  видообразования. Коммуникативные: Учатся слушать,  совместно обобщать услышанное;  вырабатывают умение общаться и  взаимодействовать с одноклассниками,  учатся взаимоуважительному обсуждению  результатов исследования. Сотрудничество  с учащимися класса при обсуждении  значения наследственности, изменчивости и  22МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова 57 58 59 60 61 1 2 3 4 5 Глава 5. Биоценозы (6 ч.) Естественные и искусственные  биоценозы. Факторы среды и их влияние на  биоценозы. Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов  биоценоза и их  приспособленность друг к другу. Экскурсия «Изучение  взаимосвязей животных с  другими компонентами  биоценоза» Личностные: Развития познавательных  интересов, учебных мотивов. Умение  применять полученные знания в  практической жизни. Учатся получать биологическую информацию из  дополнительных источников. Самооценка  учащимися своей экологической культуры.  Аргументация своей позиции. Самооценка  усвоения материала. Отрабатывают правила  поведения на экскурсии. 23МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова 62 6 Обобщающий урок по теме  «Развитие и закономерности  размещения животных на Земле.  Биоценозы». Регулятивные: Формулируют цели и задачи уроков. Работают с текстом и рисунками  учебника. Презентация изучаемого  материала с помощью ИКТ. Составляют  сложный план текста. Анализируют  принадлежность биологических объектов к  экологическим группам. Предметные: Определяют основные  понятия и термины. Изучают признаки  биологических объектов. Характеризуют  взаимосвязи организмов со средой обитания. Заполняют таблицы по темам.  Непосредственные наблюдения в природе. Коммуникативные: Учатся слушать,  совместно обобщать услышанное;  вырабатывают умение общаться и  взаимодействовать с одноклассниками,  учатся взаимоуважительному обсуждению  результатов исследования. Сотрудничество  учащихся при обсуждении сообщений, а  также при составлении отчёта об экскурсии. 63 64 65 66 1 2 3 4 Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч.) Воздействие человека и его  деятельности на животный мир. Одомашнивание животных. Законы России об охране  животного мира. Система  мониторинга. Охрана и рациональное  использование животного мира. Личностные: Развития познавательных  интересов, учебных мотивов. Умение  применять полученные знания в  практической жизни. Учатся получать биологическую информацию из  дополнительных источников. Самооценка  учащимися своей экологической культуры.  Аргументация своей позиции. Самооценка  май 24МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова 67 5 Экскурсия «Посещение выставки  сельскохозяйственных и  домашних животных». усвоения материала. Отрабатывают правила  поведения на экскурсии. Изучают  законодательные акты РФ и местные законы  об охране животного мира. Регулятивные: Формулируют цели и задачи уроков. Работают с текстом и рисунками  учебника. Презентация изучаемого  материала с помощью ИКТ. Анализируют  условия содержания домашних животных.  Учатся составлять схемы мониторинга.  Предметные: Определяют основные  понятия и термины. Заполняют таблицы по  темам. Непосредственные наблюдения в  природе. Знакомятся с Красной книгой. Коммуникативные: Учатся слушать,  совместно обобщать услышанное;  вырабатывают умение общаться и  взаимодействовать с одноклассниками,  учатся взаимоуважительному обсуждению  результатов исследования. Сотрудничество  учащихся при обсуждении методов селекции и разведения домашних животных, при  обсуждении признаков охраняемых  территорий. Резервное время – 3 ч. 25МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова ОПИСАНИЕ УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебник – Латюшин В.В., Шапкин В.А., Биология: Животные. 7 класс. М.: Дрофа, 2014. – 304с.: ил. Рабочая тетрадь: Биология: Животные. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/  В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова.­ 3­е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2016. – 175, (1)с.: ил., 16 цв. вкл.                                                                                  Программно­методические материалы : 1. Программа курса «Биология. Животные», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие  программы. 5—9 классы.» ­ М.: Дрофа, 2012.  26МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова 2. «Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5­9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго  поколения). 3. В. В. Латюшин, Г.А. Уфимцева,  Методическое пособие к учебнику В. В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» ­ М.:  Дрофа, 2016. – 186, (6)с. 4. Мультимедийное оборудование 5. Видеоуроки Беспозвоночные и позвоночные животные, ООО «КОМПЭДУ», 2014­2015 гг. ЛИТЕРАТУРА 1. Рабочие программы. Биология 5­9 классы: учебно­методическое пособие/сост. Г.М. Пальдяева.­3­е изд., стереотип.­М.:Дрофа, 2014. 2. Методические рекомендации по составлению программы по предмету, В.Ф. Солдатов, И.А.Фоменко 3. Справочник заместителя директора школы № 10 (октябрь), 12 (декабрь) 2013 года.  4. Журин А. А., Иванова Т.В., Рыжаков М.В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. — М., Дрофа, 2012. Интернет­ресурсы:  .  it  ­  n  .  ru,   .  zavuch  .  info    .1   september  ://   school www  www  www   http       .  ru,  ­  collection    .  edu   .  ru СОГЛАСОВАНО ШМО учителей естественнонаучного цикла Протокол №_______ 27МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова От «___»__________2016 г. ____________/О.И. Парамонова/ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по увр ____________/И.А. Воронкова/ Лист изменений и дополнений в рабочую программу № пп Вид дополнений и изменений Причина внесения изменений и дополнений. Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись Дата утверждения и № приказа директора, подпись 28МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1                                                                                                                                                                                                                              Рабочая программа по биологии, 7 класс                                                                                                   О.И.Парамонова 29