Данная программа реализуется в 7-х классах. В 7 классе учащиеся получают общие представления о структуре зоологической науки, ее истории и методах исследования, царстве животных, средах их обитания, нравственных нормах и принципах отношения к природе; узнают, как обезопасить себя от заражения паразитическими животными, как избежать укуса ядовитых животных, какую помощь необходимо оказывать до прибытия врача, как необходимо охранять животных, занесённых в Красную книгу. Учащиеся узнают о многообразии животного мира, расширяются их знания об условиях жизни и связи со средой обитания, о значении животных в природе и жизни человека. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.рабочая программа по биологии 7 класс линия В.В.Пасечника ФГОС
МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
СТАТУС ДОКУМЕНТА
Данная программа является рабочей программой по предмету «Биология. животные» для учащихся 7х классов МОУ
Синьковской средней школы № 1. Настоящая рабочая программа определяет содержание, объем и порядок изучения предмета «Биология» в
7х классах, в соответствии с которыми непосредственно осуществляется учебный процесс. Рабочая программа составлена учителем
биологии Парамоновой О.И. (высшая квалификационная категория) на основе программы авторского коллектива под руководством
В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» М.: Дрофа, 2014.).
соответствует
требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Стандарты второго поколения. Москва
программа
Рабочая
«Просвещение», 2010), Основной образовательной программе школы и Положению о рабочей программе.
Программа содержит следующие разделы:
СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА
пояснительную записку;
общую характеристику учебного предмета;
описание места учебного предмета в учебном плане;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета;
содержание учебного предмета;
описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса;
литературу.
1МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа реализуется в 7х классах. В 7 классе учащиеся получают общие представления о структуре зоологической
науки, ее истории и методах исследования, царстве животных, средах их обитания, нравственных нормах и принципах отношения к природе;
узнают, как обезопасить себя от заражения паразитическими животными, как избежать укуса ядовитых животных, какую помощь необходимо
оказывать до прибытия врача, как необходимо охранять животных, занесённых в Красную книгу.
Учащиеся узнают о многообразии животного мира, расширяются их знания об условиях жизни и связи со средой обитания, о значении
животных в природе и жизни человека.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об
ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и
жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических
систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области
природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической
работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации
опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память,
развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию
любознательности и интереса к предмету.
Исходя из вышеизложенного сформированы цель и задачи программы:
2МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
Цель данной программы: Формирование и развитие знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих
фундамент для практической деятельности учащихся, а так же формирование научного мировоззрения учащихся.
Задачи:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического
разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
2) формирование систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и
изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения
живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов
риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе,
здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов
растений;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального
природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи.
3МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об
отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного
мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание
уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и
коммуникативных качеств личности. Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной
естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как
умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную
деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать
в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану школы преподавание предмета «Биология» в 7м классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю при 35
учебных неделях).
4МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира,
показано практическое применение биологических знаний. Содержание данной программы учитывает культуросообразный подход, в
соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической
культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации
внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, личностнодеятельностного, историко
проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 7 классе являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения
окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
5МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу
в текст и пр.).
6МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг
с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3 использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные систематические категории животного мира;
7МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и
эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
5. понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь
элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных; опасных для человека животных;
– различать животных своей местности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (2 часа)
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и
ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Демонстрация
Царства живой природы. Структура науки зоологии. Красная книга.
8МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
Раздел 1. Простейшие (2 часа)
Жизнедеятельность простейших организмов, среда обитания. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с многообразием водных простейших.
Раздел 2. Многоклеточные животные (34 часа).
2.1. Беспозвоночные животные (16 часов)
Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение
в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические
особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Тип Плоские черви: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности;
значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности;
значение в природе и жизни человека.
Тип кольчатые черви: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические
особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности;
значение в природе и жизни человека.
9МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности;
значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности;
значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Видеофильм.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Разнообразных моллюсков
и их раковин. Морских звёзд и других иглокожих.
Лабораторные и практические работы
Внешнее строение дождевого червя.
Знакомство с ракообразными.
Изучение представителей отрядов насекомых.
2.2 Тип Хордовые. Позвоночные (18 часов)
Класс Ланцетники. Надкласс: Рыбы круглоротые. Среда обитания, образ жизни. Поведение. Биологические и экологические особенности.
Значение в природе и жизни человека.
Классы рыб. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и
жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в
10МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в
природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и
жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Млекопитающие. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в
природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация
Видеофильм о приматах
Лабораторные и практические работы
Внешнее строение и передвижение рыб.
Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия
Изучение многообразие местных видов птиц.
Раздел 3 Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов)
Эволюция покровов тела, опорнодвигательной системы животных, органов дыхания у позвоночных животных, пищеварительной системы
животных разных систематических групп, крови и кровеносной системы животных, выделительной системы животных, нервной системы и
органов чувств животных в ходе исторического развития, органов размножения. Обмен веществ. Способы размножения и периоды развития и
продолжительность жизни животных.
11МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
Демонстрация
Покровов различных животных на влажных препаратах, скелетах и муляжах.
Лабораторные и практические работы
Изучения особенностей различных покровов тела.
Изучение способов передвижения животных.
Изучение способов дыхания у животных.
Изучение ответной реакции животных на раздражение.
Изучение органов чувств животных.
Определение возраста животных.
Раздел 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 часов)
Доказательства эволюции. Причины эволюции. Видообразование. Ареалы обитания. Миграции.
Раздел 5. Биоценозы (6 часов)
Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды. Цепи питания и поток энергии в биоценозах. Взаимосвязь компонентов биоценоза.
Экскурсия
Взаимосвязи организмов: межвидовые и внутривидовые и со средой обитания.
Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5часов)
Человек и среда обитания. Одомашнивание. Промыслы. Законы об охране животного мира. Охраняемые территории. Красная книга.
Рациональное использование животных.
Экскурсия
Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных.
12МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(по расписанию уроки в 7«А», 7 «Б», 7 «В» календарно совпадают)
Колво часов
общее
по
разделу
Тема
Формируемые УУД
Введение (2 ч.)
Сроки прохождения
программы
План.
Факт.
13МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
1
1
История развития зоологии
2
2
Современная зоология.
Сентябрь
Личностные: Развития познавательных
интересов, учебных мотивов; развитие
доброжелательности, доверия
и внимательности к людям.
Регулятивные: Формулируют цели и
задачи уроков. Описывают и сравнивают
царства органического мира Отрабатывают
правила работы с учебником, работают с
рисунками и текстом учебника. Составляют
схему «Структура науки зоологии»
Предметные: Определяют понятия
«систематика», «зоология»,
«систематические категории». Описывают и
сравнивают царства органического мира.
Характеризуют этапы развития зоологии.
Классифицируют животных, отрабатывают
правила работы с учебником.
Определяют понятия «этология»,
«зоогеография», «энтомология»,
«ихтиология», «орнитология», «эволюция
животных». Составляют схему «Структура
науки зоологии».
Коммуникативные: учатся применять
двойные названия животных в общении со
сверстниками, при подготовке сообщений,
докладов, презентаций. Используя
дополнительные источники информации,
14МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
раскрывают значение зоологических знаний,
роль в жизни человека. Работают в паре и в
руппе.
Личностные: Развития познавательных
интересов, учебных мотивов;
экологическое воспитание.
Регулятивные: Формулируют цели и
задачи уроков. Отрабатывают правила
работы с учебником и иллюстрациями.
наблюдают и описывают различных
представителей простейших. Сравнение и
поиск сходства и различий простейших с
растениями.
Предметные: Определяют основные
термины и понятия. Классифицируют
животных, отрабатывают правила работы с
учебником. Работа с микроскопом.
Коммуникативные: Сотрудничество с
одноклассниками при обсуждении
результатов самостоятельных наблюдений
простейших в культурах
Многообразие животных (36 ч.)
Глава 1. Простейшие (2 ч.)
3
1
Простейшие: корненожки,
радиолярии, солнечники,
споровики.
Лабораторная работа №1
«Знакомство с многообразием
водных простейших»
4
2
Простейшие: жкутиконосцы,
инфузории.
Глава 2. Многоклеточные животные (34 ч.).
Беспозвоночные (16 ч.)
5
Тип Губки.
1
6
2
Тип Кишечнополостные.
15МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
октябрь
7
8
9
10
11
12
13
3
4
5
6
7
8
9
Тип Плоские черви.
Тип Круглые черви.
Тип Кольчатые черви, или
Кольчецы. Класс
Многощетинковые, или
Полихеты.
Класс кольчецов:
Малощетинковые, или
Олигохеты, Пиявки.
Лабораторная работа № 2
«Внешнее строение дождевого
червя»
Тип Моллюски.
Лабораторная работа № 3
«Особенности строения и
жизни моллюсков»
Классы моллюсков: Брюхоногие,
Двустворчатые, Головоногие.
Тип Иглокожие.
Личностные: Развития познавательных
интересов, учебных мотивов. Умение
применять полученные знания в
практической жизни. Учатся получать
информацию из дополнительных
источников. Самооценка учащимися своей
экологической культуры. Аргументация
своей позиции. Самооценка усвоения
материала.
Регулятивные: Формулируют цели и
задачи уроков. Выявляют отличительные
признаки между представителями разных
классов. Отрабатывают правила работы с
учебником, наблюдают и описывают
различных представителей животного
мира. Учатся оформлять отчёт,
включающего описание и наблюдение, его
результаты и выводы. Презентация
изучаемого материала с помощью ИКТ.
16МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
Предметные: Определяют основные
понятия и термины. Описывают и
сравнивают различных представителей
животного мира. Классифицируют
животных. Дают характеристику каждому
типу животных. Работа с микроскопом.
Непосредственно наблюдают за
животными.
Коммуникативные: Учатся слушать,
совместно обобщать услышанное;
вырабатывают умение общаться и
взаимодействовать с одноклассниками,
учатся взаимоуважительному обсуждению
результатов исследования.
14
10
Тип Членистоногие. Классы:
Ракообразные, Паукообразные.
Лабораторная работа № 4
«Знакомство с
ракообразными»
15
16
17
18
19
11
12
13
14
15
Класс Насекомые.
Отряды насекомых: Таракановые,
Прямокрылые, Уховёртки,
Подёнки.
Отряды насекомых: Стрекозы,
Вши, Жуки, Клопы.
Отряды насекомых: Бабочки,
Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.
Отряды насекомых:
Перепончатокрылые.
Лабораторная работа № 5
«Изучение представителей
отрядов насекомых»
ноябрь
17МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
20
16
Обобщающий урок по теме
«Беспозвоночные животные»
Тип Хордовые. Позвоночные (18 ч.)
21
17
Тип Хордовые. Подтипы:
Бесчерепные и Черепные, или
Позвоночные.
Позвоночные. Классы рыб:
Хрящевые, Костные.
Лабораторная работа № 6
«Внешнее строение и
передвижение рыб»
Класс Хрящевые рыбы.
Класс Костные рыбы.
Класс Земноводные, или
Амфибии.
Класс Пресмыкающиеся, или
Рептилии. Отряд Чешуйчатые.
Класс Пресмыкающиеся:
Черепахи, Крокодилы.
Класс Птицы. Отряд Пингвины.
Лабораторная работа № 7
«Изучение внешнего строения
птиц»
22
18
23
24
25
26
27
28
29
19
20
21
22
23
24
25
Март
декабрь
Личностные: Развития познавательных
интересов, учебных мотивов. Умение
применять полученные знания в
практической жизни. Учатся получать
информацию из дополнительных
источников. Самооценка учащимися своей
экологической культуры. Аргументация
своей позиции. Самооценка усвоения
материала. Отрабатывают правила
поведения на экскурсии.
Регулятивные: Формулируют цели и задачи
уроков. Выявляют отличительные признаки
между представителями разных классов,
отрядов. Отрабатывают правила работы с
учебником, наблюдают и описывают
различных представителей животного мира.
Учатся оформлять отчёт, включающего
описание и наблюдение, его результаты и
выводы. Презентация изучаемого материала
с помощью ИКТ. Учатся находить
18МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
30
31
32
33
34
35
36
37
38
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Отряды птиц: Страусообразные,
Нандуобразные,
Казуарообразные, Гусеобразные.
Отряды птиц: Дневные хищники,
Совы, Куриные.
Отряды птиц:
Воробьинообразные, Голенастые
Экскурсия «Изучение
многообразия птиц».
Класс Млекопитающие, или
Звери. Отряды: Однопроходные,
Сумчатые, Насекомоядные,
Рукокрылые.
Отряды млекопитающих:
Грызуны, Зайцеобразные.
Отряды млекопитающих:
Китообразные, Ластоногие,
Хоботные, Хищные.
Отряды млекопитающих:
Парнокопытные,
Непарнокопытные.
Отряд млекопитающих:
Приматы.
Обобщающий урок по теме
«Хордовые животные»
взаимосвязи в природе. Иллюстрируют
примерами значение изучаемых животных в
природе и жизни человека.
Предметные: Определяют основные
понятия и термины. Описывают и
сравнивают различных представителей
животного мира. Классифицируют
животных. Дают характеристику каждому
типу, классу, отряду животных. Работают с
микроскопом. Непосредственно наблюдают
за животными.
Коммуникативные: Учатся слушать,
совместно обобщать услышанное;
вырабатывают умение общаться и
взаимодействовать с одноклассниками,
учатся взаимоуважительному обсуждению
результатов исследования. Сотрудничество
учащихся в группе при проведении
наблюдений, обсуждении их результатов и
объяснении методики подготовки отчёта,
включающего описание экскурсии, её
результатов и выводов.
январь
Глава 3. Эволюция строения и функций органов и их систем (14 ч.)
19МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
39
40
41
42
43
44
45
46
47
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Покровы тела.
Лабораторная работа №8
«Изучение различных покровов
тела»
Опорнодвигательная система
Способы передвижения
животных. Полость тела.
Лабораторная работа №9
«Изучение способов
передвижения животных»
Органы дыхания и газообмен.
Лабораторная работа №10
«Изучение способов дыхания
животных»
Органы пищеварения. Обмен
веществ и превращение энергии.
Кровеносная система. Кровь.
Органы выделения.
Нервная система. Рефлекс.
Инстинкт.
Лабораторная работа №11
«Изучение ответной реакции
животных на раздражение»
Органы чувств. Регуляция
деятельности организма.
Лабораторная работа №12
«Изучение органов чувств
животных»
Личностные: Развития познавательных
интересов, учебных мотивов. Умение
применять полученные знания в
практической жизни. Учатся получать
биологическую информацию из
дополнительных источников. Самооценка
учащимися своей экологической культуры.
Аргументация своей позиции. Самооценка
усвоения материала. Отрабатывают правила
поведения на экскурсии.
Регулятивные: Формулируют цели и задачи
уроков. Сравнивают сопоставляют
особенности строения и механизмов
функционирования различных систем
органов животных. Выявляют сходства и
различия в строении. Работают с текстом и
рисунками учебника. Устанавливают
зависимость скорости протекания обмена
веществ от состояния животного и внешних
факторов. Установление причинно
следственных связей процессов, лежащих в
основе регуляции деятельности организма.
Использование примеров о развитии
организмов для доказательства
взаимосвязей организма со средой обитания.
Презентация изучаемого материала с
помощью ИКТ. Доказывают пути эволюции
органов и их систем у животных разных
систематических групп.
февраль
март
20МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
48
49
50
51
52
53
54
55
10
11
12
13
14
1
2
3
Продление рода. Органы
размножения.
Способы размножения животных.
Оплодотворение.
Развитие животных с
превращением и без превращения.
Лабораторная работа №13
«Определение возраста
животных»
Периодизация и
продолжительность жизни
животных.
Обобщающий урок по теме
«Эволюция строения и функций
органов и их систем»
Предметные: Определяют основные
понятия и термины. Описывают строение и
значение органов и их систем
одноклеточных и многоклеточных
животных, объясняют закономерности
строения. Работают с микроскопом.
Непосредственно наблюдают за животными.
Объясняют физиологический механизм
двойного дыхания у птиц. Различают на
муляжах и таблицах различные внутренние
органы животных.
Коммуникативные: Учатся слушать,
совместно обобщать услышанное;
вырабатывают умение общаться и
взаимодействовать с одноклассниками,
учатся взаимоуважительному обсуждению
результатов исследования. Сотрудничество
с учащимися класса при обсуждении
лабораторных работ, вопроса об усложнении
строения органов и их систем.
Глава 4. Развитие и закономерности размещение животных на Земле (4 ч.)
Доказательства эволюции
животных.
Чарлз Дарвин о причинах
эволюции животного мира.
Усложнение строения животных.
Многообразие видов как
результат эволюции.
Личностные: Развития познавательных
интересов, учебных мотивов. Умение
применять полученные знания в
практической жизни. Учатся получать
биологическую информацию из
дополнительных источников. Самооценка
апрель
21МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
56
4
Ареалы обитания. Миграции.
Закономерности размещения
животных.
учащимися своей экологической культуры.
Аргументация своей позиции. Самооценка
усвоения материала. Отрабатывают правила
поведения на экскурсии.
Регулятивные: Формулируют цели и задачи
уроков. Работают с текстом и рисунками
учебника. Презентация изучаемого
материала с помощью ИКТ. Анализируют
доказательства эволюции животных.
Выявляют факторы среды, влияющие на ход
эволюционного процесса. Доказывают
ведущую роль естественного отбора в
эволюции животных. Составляют сложный
план текста. Установление причинно
следственных связей при рассмотрении
дивергенции и процесса видообразования.
Предметные: Определяют основные
понятия и термины. Заполняют таблицы по
темам. Описывают и характеризуют
гомологичные, аналогичные и
рудиментарные органы, атавизмы.
Характеристика механизма
видообразования.
Коммуникативные: Учатся слушать,
совместно обобщать услышанное;
вырабатывают умение общаться и
взаимодействовать с одноклассниками,
учатся взаимоуважительному обсуждению
результатов исследования. Сотрудничество
с учащимися класса при обсуждении
значения наследственности, изменчивости и
22МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
57
58
59
60
61
1
2
3
4
5
Глава 5. Биоценозы (6 ч.)
Естественные и искусственные
биоценозы.
Факторы среды и их влияние на
биоценозы.
Цепи питания. Поток энергии.
Взаимосвязь компонентов
биоценоза и их
приспособленность друг к другу.
Экскурсия «Изучение
взаимосвязей животных с
другими компонентами
биоценоза»
Личностные: Развития познавательных
интересов, учебных мотивов. Умение
применять полученные знания в
практической жизни. Учатся получать
биологическую информацию из
дополнительных источников. Самооценка
учащимися своей экологической культуры.
Аргументация своей позиции. Самооценка
усвоения материала. Отрабатывают правила
поведения на экскурсии.
23МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
62
6
Обобщающий урок по теме
«Развитие и закономерности
размещения животных на Земле.
Биоценозы».
Регулятивные: Формулируют цели и задачи
уроков. Работают с текстом и рисунками
учебника. Презентация изучаемого
материала с помощью ИКТ. Составляют
сложный план текста. Анализируют
принадлежность биологических объектов к
экологическим группам.
Предметные: Определяют основные
понятия и термины. Изучают признаки
биологических объектов. Характеризуют
взаимосвязи организмов со средой обитания.
Заполняют таблицы по темам.
Непосредственные наблюдения в природе.
Коммуникативные: Учатся слушать,
совместно обобщать услышанное;
вырабатывают умение общаться и
взаимодействовать с одноклассниками,
учатся взаимоуважительному обсуждению
результатов исследования. Сотрудничество
учащихся при обсуждении сообщений, а
также при составлении отчёта об экскурсии.
63
64
65
66
1
2
3
4
Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч.)
Воздействие человека и его
деятельности на животный мир.
Одомашнивание животных.
Законы России об охране
животного мира. Система
мониторинга.
Охрана и рациональное
использование животного мира.
Личностные: Развития познавательных
интересов, учебных мотивов. Умение
применять полученные знания в
практической жизни. Учатся получать
биологическую информацию из
дополнительных источников. Самооценка
учащимися своей экологической культуры.
Аргументация своей позиции. Самооценка
май
24МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
67
5
Экскурсия «Посещение выставки
сельскохозяйственных и
домашних животных».
усвоения материала. Отрабатывают правила
поведения на экскурсии. Изучают
законодательные акты РФ и местные законы
об охране животного мира.
Регулятивные: Формулируют цели и задачи
уроков. Работают с текстом и рисунками
учебника. Презентация изучаемого
материала с помощью ИКТ. Анализируют
условия содержания домашних животных.
Учатся составлять схемы мониторинга.
Предметные: Определяют основные
понятия и термины. Заполняют таблицы по
темам. Непосредственные наблюдения в
природе. Знакомятся с Красной книгой.
Коммуникативные: Учатся слушать,
совместно обобщать услышанное;
вырабатывают умение общаться и
взаимодействовать с одноклассниками,
учатся взаимоуважительному обсуждению
результатов исследования. Сотрудничество
учащихся при обсуждении методов селекции
и разведения домашних животных, при
обсуждении признаков охраняемых
территорий.
Резервное время – 3 ч.
25МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебник – Латюшин В.В., Шапкин В.А., Биология: Животные. 7 класс. М.: Дрофа, 2014. – 304с.: ил.
Рабочая тетрадь: Биология: Животные. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/
В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. 3е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2016. – 175, (1)с.: ил., 16 цв. вкл.
Программнометодические материалы :
1. Программа курса «Биология. Животные», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие
программы. 5—9 классы.» М.: Дрофа, 2012.
26МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
2. «Примерные программы по учебным предметам. Биология. 59 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго
поколения).
3. В. В. Латюшин, Г.А. Уфимцева, Методическое пособие к учебнику В. В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» М.:
Дрофа, 2016. – 186, (6)с.
4. Мультимедийное оборудование
5. Видеоуроки Беспозвоночные и позвоночные животные, ООО «КОМПЭДУ», 20142015 гг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рабочие программы. Биология 59 классы: учебнометодическое пособие/сост. Г.М. Пальдяева.3е изд., стереотип.М.:Дрофа, 2014.
2. Методические рекомендации по составлению программы по предмету, В.Ф. Солдатов, И.А.Фоменко
3. Справочник заместителя директора школы № 10 (октябрь), 12 (декабрь) 2013 года.
4. Журин А. А., Иванова Т.В., Рыжаков М.В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. — М., Дрофа, 2012.
Интернетресурсы:
. it n . ru,
. zavuch
. info
.1 september
:// school
www
www
www
http
. ru,
collection
. edu
. ru
СОГЛАСОВАНО
ШМО учителей естественнонаучного цикла
Протокол №_______
27МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
От «___»__________2016 г.
____________/О.И. Парамонова/
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по увр
____________/И.А. Воронкова/
Лист изменений и дополнений в рабочую программу
№
пп
Вид дополнений и изменений
Причина внесения изменений и дополнений.
Дата согласования с
заместителем директора по
УВР, подпись
Дата утверждения
и № приказа
директора,
подпись
28МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии, 7 класс
О.И.Парамонова
29