Рабочая программа предназначена для учащихся 5-9классов общеобразовательных школ(авторы Сухова Т.С., Исакова С.Н.; издательство Вентана-Граф) . В ней представлены: краткая пояснительная записка, содержание программы, планируемые результаты освоения учебного предмета, календарно-тематическое планирование для 5 класса. Для изучения учебного предмета биология на этапе основного общего образования федеральный учебный базисный учебный план отводит: в 5 классе 35 часов, из расчета 1 час в неделю; в 6 классе 35 часов, из расчета 1 час в неделю; в 7 классе 35 часов, из расчета 1 час в неделю; в 8 классе 35 часов, из расчета 1 час в неделю; в 9 классе 35 часов, из расчета 1 час в неделю.Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 94»
Ленинского района г. Саратова
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
МОУ «СОШ № 94»
__________/О.А.Журавлева /
Протокол № ____
от «___» августа 2018г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
МОУ «СОШ № 94» г. Саратова
________________Г.К.Савушкина
«___» августа 2018 года
«Утверждаю»
Директор МОУ«СОШ № 94»
города Саратова
_________________ Г.В.Карпова
Приказ № ___ от __.08.2018 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет: биология
59 классы
Составитель:
Гренкова С.В.
г. Саратов
20182019 учебный годДанная рабочая программа предназначена для учащихся 59классов общеобразовательных
школ.
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативноправовых
документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании»
1.
2.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897.
3.
4.
С.Н. Биология, программы 511 класс – М.: ВентанаГраф, 2014
Для изучения учебного предмета биология на этапе основного общего образования федеральный
учебный базисный учебный план отводит:
в 5 классе 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
в 6 классе 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
в 7 классе 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
в 8 классе 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
в 9 классе 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Примерная образовательная программа основного общего образования
Авторская программа по биологии для общеобразовательных школ Сухова Т.С. Исакова
Курс предусматривает последовательное изучение разделов со следующим распределением
часов:
5 класс
№
1
2
3
4
Название темы
Количество часов
(1 час в неделю)
По рабочей программе
Биология – наука о живом
Особенности живых организмов
Единство живой и неживой природы
Резерв
ИТОГО
9
22
2
2
35
Глава 1. Биология – наука о живом (9ч)
Земля – планета жизни. Как отличить живое от неживого? Клеточное строение – общий признак
живых организмов. Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов.
Как человек изучает живую природу? Прибор, открывающий невидимое
Живое и неживое под микроскопом. Одноклеточные и многоклеточные организмы под
микроскопом. Подведем итоги. Что вы узнали о строении и свойствах живых организмов?
Экс №1. Живая и неживая природа
П/р №1. Уход за комнатными растениями
П/р №2. Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке
Л/р №1. Знакомство с микроскопом
Л/р №2. Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и
плесени
Л/р №3. Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов
К/ работа №1 «Биология – наука оживом»
Глава 2. Особенности живых организмов (22ч)Как размножаются живые организмы? Как размножаются животные? Как размножаются
растения? Могут ли растения производить потомство без помощи семян? Почему всем хватает
места на Земле? Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?
Подведем итоги. Размножение – общее свойство всех живых организмов. Правда ли, что
растения кормят всех, даже хищников? Как питаются разные животные? Как питается растение?
Только ли лист кормит растение? Как питаются паразиты? Подведем итоги. Одинаково ли
питаются разные живые организмы? Нужны ли минеральные соли животным и человеку? Можно
ли жить без воды? Можно ли жить не питаясь? Как можно добыть энергию для жизни? Зачем
живые организмы запасают питательные вещества? Можно ли жить и не дышать? Возвращают ли
живые организмы вещества в окружающую среду? Является ли человек частью живой природы?
Подведем итоги. Какие условия необходимы для жизни?
Экс №2. Живые организмы зимой.
Экс №3. Живые организмы весной
Экс №4. Звуки в живой природе
Л/р №4. Изучение строения семени
Л/р №5. Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа
Л/р №6. Рассматривание корней растений
П/р №3 Подкармливание птиц зимой.
к/ р №2 Размножение – общее свойство всех живых организмов
к/р №3 Одинаково л питаются разные живые организмы?
к/р №4 Какие условия необходимы для жизни?
Глава 3. Единство живой и неживой природы (2ч)
Земля наш общий дом. Все ли мы знаем о жизни на Земле?
Резерв (2ч)
6 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Название темы
Количество часов
(1 час в неделю)
По рабочей программе
Введение
Древние обитатели Земли — бактерии
Грибы и лишайники — кто они?
Растительный мир Земли
Системная организация растительного организма
Покрытосеменные — господствующая группа
растений современной планеты
Классификация отдела Покрытосеменные
Растения, живущие рядом с нами
ИТОГО
1
3
3
7
4
11
4
2
35
Введение (1 ч)
Л/р №1 «Рассматривание окаменелостей или отпечатков растений в древних породах»
Глава 1. Древние обитатели Земли — бактерии (3 ч)Приспособились ли потомки древних обитателей Земли — бактерии — к жизни на современной
планете? Можно ли бактерию назвать клеткой организмом? Можно ли уберечь себя и близких
от воздействия опасных бактерий?
П/р №1 «Составление схем возможной передачи болезнетворных бактерий».
П/р № 2 «Тренировочные упражнения по оказанию первой помощи при несложных травмах»
Глава 2. Грибы и лишайники — кто они? (3 ч)
Что такое гриб? Почему о грибах полезно знать всем? Лишайники — кто они?
Л/р №3 «Рассматривание плесневого гриба».
Л/р № 4 «Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами».
Глава 2. Растительный мир Земли (7 ч)
Растительный мир в истории нашей планеты. О близких и дальних «родственниках»
в царстве Растения. Водоросли — низшие растения. Размножение водорослей. Мхи — высшие
споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны — высшие споровые растения. Голосеменные
— высшие семенные растения. Покрытосеменные (Цветковые) — высшие семенные растения.
Л/р №5 «Сравнение внешнего строения папоротника (или хвоща) с внешним строением
мха».
П/р №3 «Красота и гармония в природе».
П/р № 4 «Размножение хвойных растений своей местности»
Глава 3. Системная организация растительного организма (4 ч)
Строение растительной клетки. Клетка — биологическая система. Что такое ткань. Ткани
растительного организма: образовательная, покровная, проводящая. Ткани растительного
организма: фотосинтезирующая, механическая, запасающая.
Л/р №6. «Изучение устройства микроскопа».
Л/р № 7 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы сочной чешуи лука».
Л/р № 8 «Изучение тканей растения под микроскопом»
Глава 4. Покрытосеменные — господствующая группа растений современной планеты
(11 ч)
Эволюционные «достижения» покрытосеменных растений. Разнообразие репродуктивных
органов покрытосеменных растений. Корень — вегетативный орган растения. Клеточное
строение корня. Побег — сложный орган высшего растения. Стебель — часть побега. Клеточное
строение стебля. Лист — часть побега. Клеточное строение листа. Процессы жизнедеятельности
единого организма. Внешнее строение и состав семян. Внутреннее строение семян однодольных
и двудольных растений.
Л/р №9 «Рассматривание готовых микропрепаратов клеточного строения корня, стебля,
листа».
Л/р № 10 «Внешнее строение семян».
Л/р № 11«Внутреннее строение семян».
Глава 5. Классификация отдела Покрытосеменные (4 ч)
Близкие и дальние «родственники» в отделе Покрытосеменные (Цветковые растения).
Признаки классов Однодольные и Двудольные. Разнообразие двудольных растений.
Семейство Бобовые. Разнообразие однодольных растений. Семейства Лилейные, Злаки.
Л/р № 12 «Определение принадлежности цветковых растений к классу Однодольные или
классу Двудольные по их признакам».
Экскурсия №1 «Знакомство с многообразием цветковых растений своей местности»
Глава 6. Растения, живущие рядом с нами(2 ч)
Природные сообщества. Единство живой и неживой природы. Влияние деятельности человека на
окружающую среду.
Экскурсия №2 «Выявление приспособлений цветковых растений к условиям обитания»7 класс
№
1
2
3
4
5
6
Название темы
Количество часов
(1 час в неделю)
По рабочей программе
Введение
Системная организация животного
Многообразие животного мира современной
планеты: одноклеточные животные
Многообразие животного мира современной
планеты: беспозвоночные животные
Многообразие животного мира современной
планеты: позвоночные животные
Происхождение животных. Единство и эволюция
животного мира Земли
ИТОГО
4
3
2
11
12
3
35
Введение (4 ч)
Какими свойствами обладают животные как живые организмы? Чем отличаются животные от
организмов других царств? Науки, изучающие животных.
Экскурсия №1 «Осенняя экскурсия в природу»
Глава 1. Системная организация животного (3 ч)
Роль животных в жизни человека. Клетка — единица строения и жизнедеятельности животного
организма. Ткани животного организма. Орган. Системы органов. Организм.
Л/р №1 «Сравнение соединительной и эпителиальной тканей»
Л/р № 2 «Строение мышечной и нервной тканей животных».
Глава 2. Многообразие животного мира современной планеты: одноклеточные
животные (2 ч)
Животные, состоящие из одной клетки. Многообразие простейших.
Л/р № 3 «Строение клетки простейшего (на примере обыкновенной амебы, инфузориитуфельки
и эвглены зеленой)»
Глава 3. Многообразие животного мира современной планеты: беспозвоночные
животные (11 ч)
Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные. Особенности жизнедеятельности и
многообразие кишечнополостных.
Тип Плоские черви. Общая характеристика, многообразие. Тип Круглые черви. Общая
характеристика, многообразие. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика, многообразие.
Тип Моллюски. Общая характеристика, многообразие. Тип Членистоногие (общая
характеристика). Класс ракообразные. Класс паукообразные. Класс Насекомые.
Л/р № 4 «Внешнее строение, поведение и движение дождевого червя».
Л/р № 5 «Разнообразие раковин моллюсков»
Глава 4. Многообразие животного мира современной планеты: позвоночные животные
(12 ч)
Тип Хордовые. Общая характеристика. Рыбы — обитатели водоемов. Внешнее строение рыб.
Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Земноводные
(или амфибии) — обитатели воды и суши. Многообразие земноводных.Пресмыкающиеся (или рептилии) — завоеватели суши. Многообразие пресмыкающихся.
Птицы — покорители наземновоздушной среды. Особенности строения в связи со средой
обитания. Внутреннее строение птиц. Многообразие птиц. Экологические группы птиц.
Каких животных называют зверями? Многообразие млекопитающих: Первозвери, Сумчатые,
Плацентарные (отряд Грызуны). Многообразие млекопитающих: Плацентарные (отряды Хищные,
Парнокопытные). Многообразие млекопитающих: отряд Приматы. Значение млекопитающих.
Л/р № 6 «Внешнее строение рыбы. Наблюдение за движением рыбы».
Л/р № 7 «Внешнее строение лягушки».
Л/р № 8 «Внешнее строение птицы как обитателя наземновоздушной среды».
П/р № 1 «Подкармливание птиц зимой».
П/р № 2 «Изучение строения яйца птицы».
П/р № 3 «Контроль роста и развития млекопитающего»
Глава 5. Происхождение животных. Единство и эволюция животного мира Земли (3 ч)
Заключение.
К/р (итоговое тестирование)
8 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Название темы
Количество часов
(1 час в неделю)
По рабочей программе
Введение
Нервная система
Эндокринная система. Регуляция функций в
организме
Опорнодвигательная система
Внутренняя среда организма
Кровеносная система
Дыхательная система
Пищеварительная система
Обмен веществ. Выделение продуктов обмена
Кожные покровы человека
Органы чувств. Анализаторы
Учение о высшей нервной деятельности
Размножение и развитие человека
ИТОГО
1
2
2
3
3
2
2
2
2
2
3
8
2
35
Введение (1ч)
Глава 1. Организм человека: общий обзор (2 ч)
Человек — часть живой природы. Организм человека — биологическая система. Ткани:
строение и функции.
К/р №1 Организм – единое целое.
Л/р №1 «Изучение строения клеток и тканей под микроскопом»
Глава 2. Нервная система (2 ч)
Строение и функции нервной системы. Понятие о рефлексе. Спинной мозг. Головной мозг,
строение и функции его отделов. Вегетативная нервная система и ее роль в регуляции функций
организма. Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.К/р №2 Строение и функции нервной системы.
Глава 3. Эндокринная система. Регуляция функций в организме (2 ч)
Железы внутренней секреции: строение и функции. Регуляция функций в организме.
К/р №3 Регуляция организменных функций.
Глава 4. Опорнодвигательная система (3 ч)
Состав и строение костей. Развитие скелета. Виды костей и их соединений. Скелет человека, его
функции и строение. Мышцы, их строение и функции. Утомление мышц. Значение физических
упражнений для формирования опорнодвигательной системы. Нарушение опорнодвигательной
системы.
К/р №4 Строение и функции опорнодвигательной системы.
Л/р №2 «Виды костей».
П/р №1 «Проверка правильности своей осанки».
П/р № 2 «Определение наличия плоскостопия».
Глава 5. Внутренняя среда организма (3 ч)
Внутренняя среда организма. Кровь: состав и функции. Форменные элементы крови.
Свертывание крови. Группы крови. Иммунитет. Нарушение иммунитета.
К/р №5 Кровь как внутренняя среда организма.
Л/р №3 «Сравнение строения эритроцитов крови человека и лягушки»
Глава 6. Кровеносная система (2 ч)
Сердце: его строение и работа. Сосуды. Круги кровообращения. Регуляция кровотока.
Первая помощь при травмах и кровотечениях. Гигиена сердечнососудистой системы.
К/р №6 Сердечнососудистая система человека и здоровье.
Л/р №4 «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки».
Глава 7. Дыхательная система (2 ч)
Общие сведения о дыхании. Органы дыхания. Дыхательные движения. Жизненная емкость
легких. Заболевания органов дыхания и их предупреждение.
К/р №7 Строение, функции и гигиена дыхательной системы.
П/р №3 «Измерение объема грудной клетки во время вдоха и выдоха».
Глава 8. Пищеварительная система (2 ч)
Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения.
Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
К/р №8 Строение, функции и гигиена пищеварительной системы.
Глава 9. Обмен веществ. Выделение продуктов обмена (2 ч)
Обменные процессы в организме. Роль ферментов и витаминов в обмене веществ. Нарушения
обмена веществ. Мочевыделительная система.
К/р №9. Обмен веществ — основа жизни.
П/р №4 «Составление рациона питания с включением продуктов, содержащих витамины»
Глава 10. Кожные покровы человека (2 ч)
Строение и функции кожи. Гигиена кожи. Помощь при повреждениях кожи. Значение
закаливания.
К/р №10 Строение, функции и гигиена кожи.
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (3 ч)
Как мы воспринимаем мир. Орган зрения. Зрительный анализатор. Как видит глаз. Нарушения
зрения. Орган слуха. Слуховой анализатор. Вестибулярный аппарат. Мышечное чувство
и кожная чувствительность. Органы обоняния и вкуса.
К/р №11. Строение и функции органов чувств и анализаторов.
П/р №5 «Выяснение роли кожномышечного чувства».
Глава 12. Учение о высшей нервной деятельности (8 ч)
И. М. Сеченов и И. П. Павлов — создатели учения о высшей нервной деятельности.Безусловные и условные рефлексы. Образование и торможение условного рефлекса.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Личность. Интеллект. Память.
Эмоции. Сон и бодрствование.
К/р №12. Особенности высшей нервной деятельности человека.
П/р №6 «Проверка кратковременной памяти».
Глава 13. Размножение и развитие человека (2ч)
Генетика человека. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рост и развитие ребенка после
рождения.
К/р №13. Размножение и развитие организма человека.
9 класс
№
1
2
3
4
Название темы
Количество часов
(1 час в неделю)
По рабочей программе
Земля — планета жизни
Системная организация живого
Эволюционные изменения биологических систем
Многообразие живого мира — результат эволюции
ИТОГО
5
10
10
10
35
Глава 1. Земля — планета жизни (5 ч)
Земля — наш космический дом. Сферы Земли. Биосфера и ее связь с другими сферами Земли.
Изменение облика Земли и живых организмов. Следы далеких геологических эпох. Науки,
изучающие условия сохранения жизни на Земле.
К/р №1 Земля — планета, несущая жизнь.
Л/р №1 «Знакомство с горными породами биогенного происхождения и ископаемыми
остатками вымерших организмов»
Глава 2. Системная организация живого (10 ч)
Химические соединения, обеспечивающие функционирование живой системы. Клетка —
единица строения живого организма. Клетка — единица жизнедеятельности живого организма.
Деление клетки — процесс, обеспечивающий рост и развитие организмов. Участие соматических
и половых клеток в процессе размножения организмов. Сравнительная характеристика клеток
одноклеточных организмов разных царств живой природы. Клетка — единица строения
многоклеточного организма. Ткани. Взаимосвязь их строения с выполняемой
функцией. Ткани растительного и животного организмов. Организм — единое целое.
Экспериментальное доказательство целостности организма. Сообщества живых организмов.
Экологические системы. Биосфера — глобальная экосистема.
К/р №2 Уровни организации жизни.
Л/р №2 «Изучение поведения и движения дождевого червя».
Глава 3. Эволюционные изменения биологических систем (10 ч)
Все течет, все изменяется. Основные положения теории Ч. Дарвина. Современное
эволюционное учение. Выявление модификационной (ненаследственной) изменчивости
организмов. Популяция — элементарная единица эволюции. Эволюционные изменения в царстве
Растения. Цветок, плод, семя — генеративные органы покрытосеменных растений современной
планеты. Эволюционные изменения в царстве Животные. Сравнительноанатомическиедоказательства общности происхождения хордовых животных. Доказательства биологической
природы человека. Биологические и социальные факторы становления человека.
К/р №3. Движущие силы и результат эволюции.
Л/р №3 «Строение генеративных органов цветкового растения».
П/р №1 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)».
Глава 4. Многообразие живого мира — результат эволюции (10 ч)
Систематика — наука о классификации живых организмов. Царство Бактерии. Царство Грибы.
Строение плесневых и шляпочных грибов. Царство Растения. Определение растений своего
региона. Царство Животные. Определение видов птиц. Царство Вирусы. Человек разумный и его
роль на Земле.
К/р №4 Многообразие живого мира — результат эволюции.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
5 класс
Личностные:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки
других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия
людей на Земле.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный
образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые
угрожают безопасности и здоровью.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно
живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию
рационального природопользования.
Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального
природопользования.
Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в
качестве одной из ценностных установок.Средством развития личностных результатов служат учебный материал и продуктивные
задания учебника, нацеленные на умение оценивать поведение человека с точки зрения
безопасности по отношению к человеку и природе.
Метапредметные:
Регулятивные:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Познавательные:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и продуктивные
задания учебника, нацеленные на:
осознание роли живой природы;
рассмотрение процессов жизнедеятельности ;
использование биологических знаний в быту;
объяснение мира с точки зрения биологии;
овладение основами методов естествознания.
Коммуникативные:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование на уроках
элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные:
– осознание роли живых организмов в окружающем мире
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях
– рассмотрение процессов жизнедеятельности
находить черты, свидетельствующие об общих признаках живых организмов и их различиях.
– использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.– объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живых организмов;
– различать основные процессы жизнедеятельности;
понимать смысл простейших биологических терминов.
– овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,
измерение) и их роль в познании природы;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
– умение оценивать поведение человека с точки зрения экологической безопасности по
отношению к человеку и природе:
использовать знания биологии при соблюдении правил поведения в природе
6 класс
Личностные:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости
и объяснимости на основе достижений науки
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и
благополучия людей на Земле.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие
безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки,
которые угрожают безопасности и здоровью.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе,
особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию
рационального природопользования.
Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального
природопользования.
Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в
качестве одной из ценностных установок.
Средством развития личностных результатов служат учебный материал и
продуктивные задания учебника, нацеленные на 6ю линию развития – умение оценивать
поведение человека с точки зрения безопасности по отношению к человеку и природе.
Метапредметные :
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и
продуктивные задания учебника, нацеленные на:
осознание роли живой природы;
рассмотрение процессов жизнедеятельности;
использование биологических знаний в быту;
объяснение мира с точки зрения биологии;
овладение основами методов естествознания .
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование
на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные:
– осознание роли живых организмов в окружающем мире
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях
– рассмотрение процессов жизнедеятельности
находить черты, свидетельствующие об общих признаках живых организмов и их
различиях.
– использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живых организмов;
– различать основные процессы жизнедеятельности;
понимать смысл простейших биологических терминов.
– овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,
измерение) и их роль в познании природы;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
– умение оценивать поведение человека с точки зрения экологической безопасности по
отношению к человеку и природе: использовать знания биологии при соблюдении правил поведения в природе
7 класс
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие
Личностные:
•
возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
•
материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
•
•
безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
•
особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию
рационального природопользования.
•
качестве одной из ценностных установок.
•
продуктивные задания учебника, нацеленные на умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы.
Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе,
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
•
учебной деятельности.
•
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
•
•
с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,
компьютер).
•
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
•
и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
•
•
выхода из ситуации неуспеха.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
Познавательные УУД:
•
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала;
– осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений.
•
связей.
•
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственныхПонимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
•
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной
форме в зависимости от адресата.
•
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать
различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы
слушания.
•
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно
аппаратные средства и сервисы.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
Коммуникативные УУД:
•
•
своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
•
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные:
определять роль в природе изученных групп животных.
– приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками, и
давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека;
– приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека животных
(обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомыхопылителей, общественных и
кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничьепромысловых птиц и зверей, домашних
животных и пр.) на примере своей местности, объяснять их значение.
– различать (по таблице) основные группы животных (простейшие, типы кишечнополостных,
плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, членистоногих (в т.ч. классы ракообразных,
насекомых, пауков), хордовых (в т.ч. классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и
млекопитающих);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие,
кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие (в т.ч.
ракообразные, насекомые, пауки), хордовые (в т.ч. рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы
и млекопитающие);
– характеризовать основные экологические группы изученных групп животных;
– понимать смысл биологических терминов;
– различать важнейшие отряды насекомых и млекопитающих;
– проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных, биологические опыты и
эксперименты и объяснять их результаты.
– соблюдать и объяснять правила поведения в природе;
– характеризовать способы рационального использования ресурсов животных на примере своего
региона.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими животными.
8 классПостепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения
Личностные:
•
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные
жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность
их изменения.
•
возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
•
материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
•
•
безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
•
которые угрожают безопасности и здоровью.
•
продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы;
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки,
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
•
учебной деятельности.
•
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
•
•
•
с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,
компьютер).
•
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
•
и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
•
•
выхода из ситуации неуспеха.
•
направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
Познавательные УУД:
•
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала.
•
связей.
•
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
•
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной
форме в зависимости от адресата.
•
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать
различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы
слушания.
•
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
•
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно
аппаратные средства и сервисы.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
Коммуникативные УУД:
•
•
механизмом эквивалентных замен).
•
своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
•
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
Предметные:
характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии
человека.
– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно
общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном
смысле).
– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,
раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;
– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют
координирующую функцию в организме;
– объяснять, какова роль опорнодвигательной системы в обеспечении функций передвижения и
поддержания функций других систем органов;
– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;
– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в
обеспечении нормальной жизнедеятельности;
– характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства
(гомеостаза);
– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом
играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
– характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;
– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;
– объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих
(соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);– характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин
и мужчин (максимум).
– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие
здоровье;
– понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма
(нарушение обмена веществ, координации функций);
– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
– оказывать первую помощь при травмах;
– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального
питания, поведения, гигиены;
– называть симптомы некоторых распространенных болезней;
– объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.
9 класс
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения
Личностные:
•
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных,
атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в
мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные
жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность
их изменения.
•
возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
•
материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
•
потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
•
•
безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
•
которые угрожают безопасности и здоровью.
•
особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию
рационального природопользования.
•
природопользования.
•
качестве одной из ценностных установок.
•
продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы;
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки,
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе,
Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального
Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего
Метапредметные:
Регулятивные УУД:Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду
•
учебной деятельности.
•
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
•
•
•
с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,
компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
•
•
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
•
и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
•
•
выхода из ситуации неуспеха.
•
•
направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
Познавательные УУД:
•
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала;
– осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим
объемом к понятию с большим объемом.
•
связей.
•
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
•
•
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной
форме в зависимости от адресата.
•
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать
различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы
слушания.
•
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
•
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно
аппаратные средства и сервисы.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
Коммуникативные УУД:
•
•
механизмом эквивалентных замен).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владениеУчиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
•
своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
•
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
•
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные:
объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
– характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток,
оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;
– объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза;
– приводить примеры приспособлений у растений и животных.
– использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными
заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
– пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних
животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
– соблюдать профилактику наследственных болезней;
– использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с
инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять
их;
– характеризовать основные уровни организации живого;
– понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем, а для
этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль в процессах
функционирования и развития живых организмов;
– перечислять основные положения клеточной теории;
– характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в
жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых
организмов;
– характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;
– характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;
– уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
– объяснять основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;
– объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
– различать основные факторы среды и характеризовать закономерности их влияния на
организмы в разных средах обитания;
– пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе, экосистеме,
биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах,
пищевой пирамиде, пищевых цепях;
– характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи
питания в экосистемах;
– характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;
– приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять
причину этого явления;
– характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы, основные
положения хромосомной теории наследственности;
– характеризовать природу наследственных болезней;
– объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции,
основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, учения о виде и видообразовании,о главных направлениях эволюционного процесса А.Н. Северцова, теорию искусственного
отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы);
– характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;
– объяснять место человека среди животных и экологические предпосылки происхождения
человека;
– характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира.
– характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;
– находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы
устранения этих противоречий;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
– применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового
образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания
человечества.
Календарнотематическое планирование по биологии 5а класс
Дата урока
факт
Наименование темы урока
Вид контроля и
практич. часть
Корректировка
Глава 1. Биология – наука о живом – 9ч.
Земля – планета жизни
№
п/п
1.
план
05.092.
3.
4.
5.
6.
7.
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
8.
24.10
9.
07.11
10.
11.
12.
13.
14.11
21.11
28.11
05.12
Как отличить живое от
неживого?
Клеточное строение –
общий признак живых
организмов
Деление живых организмов
на группы (классификация
живых организмов)
Как человек изучает живую
природу?
Прибор,
невидимое
открывающий
Живое и неживое под
микроскопом
Одноклеточные
и
многоклеточные организмы
под микроскопом
Подведем итоги. Что вы
узнали о строении и
свойствах живых
организмов?
Экс №1. Живая
и
неживая
природа
П/р №1. Уход за
комнатными
растениями
№2.
№2.
П/р
Изучение
состояния
деревьев
и
кустарников на
пришкольном
участке
Л/р
№1.
Знакомство с
микроскопом
Л/р
Приготовление
микропрепарата.
Рассматривание
под
микроскопом
пузырьков
воздуха
плесени
Л/р
№3.
Рассматривание
под
микроскопом
клеток одноклет
и
многоклет
организмов
к/ работа №1
и
Глава 2. Особенности живых организмов – 22ч.
Как размножаются живые
организмы?
Как
животные?
Как
растения?
размножаются
размножаются
ли
Могут
растения
производить потомство без
помощи семян?
№4.
Л/р
Изучение
строения семени14.
15.
12.12
19.12
16.
26.12
17.
18.
19.
20.
21.
22.
10.01
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
23.
20.02
24.
25.
26.
27.02
06.03
13.03
27.
20.03
28.
03.04
29.
10.04
30.
17.04
31.
24.04
Почему всем хватает места
на Земле?
Как живые организмы
переносят неблагоприятные
для жизни условия?
Подведем итоги.
Размножение – общее
свойство всех живых
организмов
Правда ли, что растения
кормят всех, даже
хищников?
Как питаются разные
животные?
Как питается растение?
Только ли лист кормит
растение?
Как питаются паразиты?
Подведем итоги. Одинаково
л питаются разные живые
организмы?
Нужны ли минеральные
соли животным и человеку?
Можно ли жить без воды?
Можно ли жить не питаясь?
Как можно добыть энергию
для жизни?
Зачем живые организмы
запасают питательные
вещества?
Можно ли жить и не
дышать?
Возвращают ли живые
организмы вещества в
окружающую среду?
Является ли человек частью
живой природы?
Подведем итоги. Какие
условия необходимы для
жизни?
Экс №2. Живые
организмы
зимой. П/р №3
Подкармливание
птиц зимой.
к/ работа №2
Л/р
№5.
Рассматривание
под
микроскопом
клеток зеленого
листа
Л/р
№6.
Рассматривание
корней растений
к/работа №3
Экс №3. Живые
организмы
весной
Экс №4. Звуки в
живой природе
к/работа №4
Глава 3. Единство живой и неживой природы – 2ч.32.
33.
34.
35.
08.05
15.05
22.05
29.05
Земля наш общий дом
Все ли мы знаем о жизни на
Земле?
Резерв
Резерв№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
план
05.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
8.
24.10
9.
07.11
Календарнотематическое планирование по биологии 5б класс
Дата урока
факт
Название темы урока
Вид контроля и
практич. часть
Корректировка
Глава 1. Биология – наука о живом – 9ч.
Земля – планета жизни
Как отличить живое от
неживого?
Клеточное строение –
общий признак живых
организмов
Деление живых организмов
на группы (классификация
живых организмов)
Как человек изучает живую
природу?
Прибор,
невидимое
открывающий
Живое и неживое под
микроскопом
Одноклеточные
и
многоклеточные организмы
под микроскопом
Подведем итоги. Что вы
узнали о строении и
свойствах живых
организмов?
Экс №1. Живая
и
неживая
природа
П/р №1. Уход за
комнатными
растениями
№2.
№2.
П/р
Изучение
состояния
деревьев
и
кустарников на
пришкольном
участке
Л/р
№1.
Знакомство с
микроскопом
Л/р
Приготовление
микропрепарата.
Рассматривание
под
микроскопом
пузырьков
воздуха
плесени
Л/р
№3.
Рассматривание
под
микроскопом
клеток одноклет
и
многоклет
организмов
к/ работа №1
и
Глава 2. Особенности живых организмов – 22ч.10.
11.
12.
13.
14.
15.
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
16.
26.12
17.
18.
19.
20.
21.
22.
10.01
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
23.
20.02
24.
25.
26.
27.02
06.03
13.03
27.
20.03
28.
03.04
Как размножаются живые
организмы?
Как
животные?
Как
растения?
размножаются
размножаются
ли
растения
Могут
производить потомство без
помощи семян?
Почему всем хватает места
на Земле?
Как живые организмы
переносят неблагоприятные
для жизни условия?
Подведем итоги.
Размножение – общее
свойство всех живых
организмов
Правда ли, что растения
кормят всех, даже
хищников?
Как питаются разные
животные?
Как питается растение?
Только ли лист кормит
растение?
Как питаются паразиты?
Подведем итоги. Одинаково
л питаются разные живые
организмы?
Нужны ли минеральные
соли животным и человеку?
Можно ли жить без воды?
Можно ли жить не питаясь?
Как можно добыть энергию
для жизни?
Зачем живые организмы
запасают питательные
вещества?
Можно ли жить и не
№4.
Л/р
Изучение
строения семени
Экс №2. Живые
организмы
зимой. П/р №3
Подкармливание
птиц зимой.
к/ работа №2
Л/р
№5.
Рассматривание
под
микроскопом
клеток зеленого
листа
Л/р
№6.
Рассматривание
корней растений
к/работа №3
Экс №3. Живые
организмы
весной
Экс №4. Звуки в29.
10.04
30.
17.04
31.
24.04
32.
33.
34.
35.
08.05
15.05
22.05
29.05
дышать?
Возвращают ли живые
организмы вещества в
окружающую среду?
Является ли человек частью
живой природы?
Подведем итоги. Какие
условия необходимы для
жизни?
живой природе
к/работа №4
Глава 3. Единство живой и неживой природы – 2ч.
Земля наш общий дом
Все ли мы знаем о жизни на
Земле?
Резерв
Резерв№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
план
05.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
Календарнотематическое планирование по биологии 5в класс
Дата урока
факт
Название темы урока
Вид контроля и
практич. часть
Корректировка
Глава 1. Биология – наука о живом – 9ч.
Земля – планета жизни
Как отличить живое от
неживого?
Клеточное строение –
общий признак живых
организмов
Деление живых организмов
на группы (классификация
живых организмов)
Как человек изучает живую
природу?
Прибор,
невидимое
открывающий
Живое и неживое под
микроскопом
Экс №1. Живая
и
неживая
природа
П/р №1. Уход за
комнатными
растениями
№2.
П/р
Изучение
состояния
деревьев
и
кустарников на
пришкольном
участке
Л/р
№1.
Знакомство с
микроскопом
Л/р
Приготовление
микропрепарата.
Рассматривание
под
микроскопом
пузырьков
воздуха
плесени
№2.
и
8.
24.10
Одноклеточные
и Л/р
№3.многоклеточные организмы
под микроскопом
Подведем итоги. Что вы
узнали о строении и
свойствах живых
организмов?
Рассматривание
под
микроскопом
клеток одноклет
и
многоклет
организмов
к/ работа №1
Глава 2. Особенности живых организмов – 22ч.
Как размножаются живые
организмы?
Как
животные?
Как
растения?
размножаются
размножаются
ли
Могут
растения
производить потомство без
помощи семян?
Почему всем хватает места
на Земле?
Как живые организмы
переносят неблагоприятные
для жизни условия?
Подведем итоги.
Размножение – общее
свойство всех живых
организмов
Правда ли, что растения
кормят всех, даже
хищников?
Как питаются разные
животные?
Как питается растение?
Только ли лист кормит
растение?
Как питаются паразиты?
Подведем итоги. Одинаково
л питаются разные живые
организмы?
№4.
Л/р
Изучение
строения семени
Экс №2. Живые
организмы
зимой. П/р №3
Подкармливание
птиц зимой.
к/ работа №2
Л/р
№5.
Рассматривание
под
микроскопом
клеток зеленого
листа
Л/р
№6.
Рассматривание
корней растений
к/работа №3
9.
07.11
10.
11.
12.
13.
14.
15.
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
16.
26.12
17.
18.
19.
20.
21.
22.
10.01
16.01
23.01
30.01
06.02
13.0223.
20.02
24.
25.
26.
27.02
06.03
13.03
27.
20.03
28.
03.04
29.
10.04
30.
17.04
31.
24.04
32.
33.
34.
35.
08.05
15.05
22.05
29.05
Нужны ли минеральные
соли животным и человеку?
Можно ли жить без воды?
Можно ли жить не питаясь?
Как можно добыть энергию
для жизни?
Зачем живые организмы
запасают питательные
вещества?
Можно ли жить и не
дышать?
Возвращают ли живые
организмы вещества в
окружающую среду?
Является ли человек частью
живой природы?
Подведем итоги. Какие
условия необходимы для
жизни?
Экс №3. Живые
организмы
весной
Экс №4. Звуки в
живой природе
к/работа №4
Глава 3. Единство живой и неживой природы – 2ч.
Земля наш общий дом
Все ли мы знаем о жизни на
Земле?
Резерв
Резерв