Рабочая программа по биологии
Оценка 5

Рабочая программа по биологии

Оценка 5
Образовательные программы
doc
биология
5 кл
11.02.2017
Рабочая программа по биологии
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5-9 классе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №4 п. Псебай Программа разработана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования; основной образовательной программы основного общего образования гимназии, утвержденной решением педагогического совета гимназии от 29.08.2013 г., пр №1; примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы – М., «Просвещение», 2011 г. (Стандарты второго поколения), авторской программы И.Н. Пономарёвой и др. Биология: 5-9 классы – М., Вентана-Граф, 2012 г.
биология 5-9 кл.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 4 поселка Псебай Муниципального образования Мостовский район, Краснодарского края УТВЕРЖДЕНО  решением педагогического совета  от   29 августа 2013  года протокол № 1 Председатель ___________С.А. Мартынчук РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  По    биологии Уровень образования  (класс)  основное общее   (  5­9 классы)   Количество часов  272                                                                                                                                                              Учитель    Гришина Галина Анатольевна Программа разработана и составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе Примерных программ  по биологии 5­9  класс ­ М.: Просвещение, 2011 и авторской программы И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко и др. – М. Вентана – Граф,  2012. Пояснительная записка Настоящая   рабочая   программа   по   биологии   разработана   как   нормативно­правовой   документ   для   организации учебного процесса в 5­9 классе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии  №4 п. Псебай Программа   разработана   на   основе   федерального   государственного   стандарта   основного   общего   образования; основной образовательной программы основного общего образования гимназии, утвержденной решением педагогического совета гимназии от 29.08.2013 г., пр №1; примерной программы по учебным предметам. Биология. 5­9 классы – М., «Просвещение», 2011 г. (Стандарты второго поколения), авторской программы И.Н. Пономарёвой и др. Биология: 5­9 классы – М., Вентана­Граф, 2012 г.  Цели  биологического   образования   в   основной   школе   формулируются   на   нескольких   уровнях:   глобальном, метапредметном,   личностном   и   предметном,   а   также   на   уровне   требований   к   результатам   освоения   содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:  социализацию  обучаемых   как   вхождение   в   мир   культуры   и   социальных   отношений,   обеспечивающее включение   учащихся   в   ту   или   иную   группу   или   общность   –  носителя   ее   норм,  ценностей,  осваиваемых   в   процессе знакомства с миром живой природы;  обществом в сфере биологической науки. приобщение  к   познавательной   культуре   как   системе   познавательных   (научных)   ценностей,   накопленных Биологическое образование призвано обеспечить:  ориентацию  в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;  развитие  познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;  овладение  ключевыми компетентностями: учебно­познавательными,  информационными, ценностно­смысловыми, коммуникативными;  формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально­ценностному отношению к объектам  Требования к  результатам освоения учебного предмета биология в 5­9 классах Личностные результаты обучения  знание основных принципов и правил отношения к живой природе;  сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,   овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать  выводы и др.);  сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.  реализация установок здорового образа жизни;  сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;  интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);  эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты обучения:  овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и  планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить  самооценку личных учебных достижений;  освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта,  наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов,  формулировка выводов по результатам исследования;  формирование приемов работы с разными источниками информации: находить биологическую информацию в  различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в  другую форму;  способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой  природе, здоровью своему и окружающих;  развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение  диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.       Предметные результаты обучения:  В ценностно­ориентационной сфере – формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как  важнейшем элементе культурного опыта человечества.  В познавательной сфере  ­  расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о  связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов и процессов;  ­ определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, сравнение  биологических объектов и процессов;  ­ объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места  и роли человека в природе, роли  организмов в жизни человека;   ­ различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов растений, съедобных и ядовитых грибов;  ­ формирование элементарных исследовательских умений, применение полученных знаний и умений для решения  практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в  природной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи.  В ценностно­ориентационной сфере – знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий  деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.   В сфере трудовой деятельности – знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил  работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы),  формирование навыков ухода за комнатными и культурными растениями.  В сфере физической деятельности – освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми  грибами, растениями, при простудных заболеваниях.  В эстетической сфере – овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Общая характеристика курса биологии           Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание,   значимое   для   формирования   познавательной,   нравственной   и   эстетической   культуры,   сохранения окружающей среды и  собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.          Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает: •формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира; •овладение научным подходом к решению различных задач; •овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные  результаты; •овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; •воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого  развития; •формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных  измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач. Рабочая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии: многообразие и эволюция органического мира; биологическая природа и социальная сущность человека; структурно­уровневая организация живой природы; ценностное и экокультурное отношение к природе; практико­ориентированная сущность биологических знаний. Место курса биологии в учебном плане Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования  МБОУ гимназия №4 п. Псебай . Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 272, из них 34 (1чв неделю) в 5 классе, 34 (1ч в неделю) в 6  классе, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах. В соответствии с учебным общеобразовательным планом школы курсу биологии на ступени основного общего  образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.        Содержание курса биологии в основной школе является базой для изученияобщих биологических закономерностей,  законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой  базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и  профильной дифференциации. Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: 5–6 классы Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе  достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне  школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения  сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. 7–9 классы Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: – осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных  традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире; – с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы,  которые ставит личный жизненный опыт; – учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и  извлечения жизненных уроков. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий  отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей  профессии и соответствующего профильного образования. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение  здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и  здоровью. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая  противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования. Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.  Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных  установок. Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания  учебника, нацеленные на 5­ю и 6­ю линии развития – умение оценивать: – риск взаимоотношений человека и природы (5­я линия развития); – поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6­я линия развития). Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных  действий (УУД). Регулятивные УУД: 5–6­й классы Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать  тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать  самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 7–9­й классы Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать  самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя  самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет). Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев,  различая результат и способы действий. В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития  («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»). Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового  материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: 5–6­й классы Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых  явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных  логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в  другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и  оценивать ее достоверность. 7–9­й классы Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; – осуществлять логическую операцию установления родо­видовых отношений; – обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления  общих законов, определяющих данную предметную область. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления  информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,  аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое,  ознакомительное, поисковое), приемы слушания. Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и  правила информационной безопасности. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.  Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно­аппаратные средства и сервисы. Коммуникативные УУД: 5–6­й классы Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,  договариваться друг с другом и т.д.). 7–9­й классы Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных  замен). Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно  таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,  аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: 5­й класс – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им  объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. – перечислять отличительные свойства живого; – различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения,  животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – определять основные органы растений (части клетки); – объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи,  плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – понимать смысл биологических терминов; – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании  живой природы; – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов. – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; – различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности. 6­й класс – объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга; – приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им  объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. – объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и  лекарственные растения своей местности. – различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений (максимум – называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств); – определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень); – объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения; – понимать смысл биологических терминов; – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты. – соблюдать и объяснять правила поведения в природе. – различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности. 7­й класс – определять роль в природе изученных групп животных. – приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. – объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека; – приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека животных (обитателей жилищ,  паразитов, переносчиков болезней, насекомых­опылителей, общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье­промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей местности, объяснять их значение. – различать (по таблице) основные группы животных (простейшие, типы кишечнополостных, плоских, круглых и  кольчатых червей, моллюсков, членистоногих (в т.ч. классы ракообразных, насекомых, пауков), хордовых (в т.ч. классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих); – объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие, кишечнополостные, плоские,  круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие (в т.ч. ракообразные, насекомые, пауки), хордовые (в т.ч. рыбы,  земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие); – характеризовать основные экологические группы изученных групп животных; – понимать смысл биологических терминов; – различать важнейшие отряды насекомых и млекопитающих; – проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных, биологические опыты и эксперименты и объяснять их  результаты. – соблюдать и объяснять правила поведения в природе; – характеризовать способы рационального использования ресурсов животных на примере своего региона. – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; – осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими животными. 8­й класс – характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека. – объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме; – объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм; – характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем; – приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять причину этого явления; – характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной  теории наследственности; – характеризовать природу наследственных болезней; – объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, основные положения теории  естественного отбора Ч. Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса  А.Н. Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы); – характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни; – объяснять место человека среди животных и экологические предпосылки происхождения человека; – характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира. – характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством; – находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих  противоречий; – объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. – применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества. Содержание курса биологии Живые организмы       Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.       Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения  живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.       Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.       Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.       Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов  первой помощи при отравлении грибами.       Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.       Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии,  питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности.  Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации.       Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни  человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений.  Основные растительные общества. Усложнение растений в процессе эволюции.      Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и  развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых  животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких  и исчезающих видов животных. Лабораторные и практические работы Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Изучение органов цветкового растения. Изучение строения позвоночного животного. Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений. Изучение строения водорослей. Изучение строения мхов (на местных видах). Изучение строения папоротника (хвоща). Изучение строения голосеменных растений. Изучение строения покрытосеменных растений. Изучение строения плесневых грибов. Вегетативное размножение комнатных растений. Изучение одноклеточных животных. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения. Изучения строения моллюсков по влажным препаратам. Изучение многообразия членистоногих по коллекциям. Изучение строения рыб. Изучения строения птиц. Изучение строение куриного яйца Изучение строения млекопитающих. Экскурсии Разнообразие и роль членистоногих в природе. Разнообразие птиц и млекопитающих. Человек и его здоровье     Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.     Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия  человека и животных.     Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.      Опора и движение. Опорно­двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и  культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно­двигательной системы.      Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы.       Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные  прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи  при кровотечениях.      Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания.  Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом,  спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.      Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных  солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.      Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы  оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.      Выделение. Строение и функции выделенной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их  предупреждение.       Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым  путём, их профилактика. ВИЧ — инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико­генетическое консультирование.        Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.       Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение.  Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.       Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная  дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и  эндокринной систем и их предупреждение.      Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения  человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер.      Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики  человека.     Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно­гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление  здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы  органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия,переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их  влияние на состояние здоровья. Лабораторные и практические работы Строение клеток и тканей. Строение и функции спинного и головного мозга. Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия. Микроскопическое строение крови человека и лягушки. Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления. Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости легких. Строение и работа органа зрения. Экскурсия Происхождение человека. Общие биологические закономерности      Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и  органические вещества, их роль в организме.      Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма,  пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.      Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ,  удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.      Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.      Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.     Система и эволюция органического мира. Вид —основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин —  основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.      Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда —источник веществ, энергии и информации. Влияние  экологических факторов на организмы.       Экосистемная организация живой природы. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество,  симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы.         Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия  деятельности человека в экосистемах. Лабораторные и практические работы Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание. Выявление изменчивости у организмов. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Экскурсия Изучение и описание экосистемы своей местности. Планируемые результаты изучения курса биологии        Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями  стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно­познавательных и учебно­практических задач, выполнение  которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.        В структуре планируемых результатов выделяются: •ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как  формирование ценностно­смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие  познавательных потребностей и способностейобучающихся средствами предметов; •планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно­ познавательные и учебно­практические задачи в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность  научиться», приводятся к каждому разделу учебной программы. Планируемые результаты изучения биологии по разделам Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Живые организмы •характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; •применять методы биологической науки для изучения  клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми  организмами, ставить несложные биологические  эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; •использовать составляющие исследовательской и  проектной деятельности по изучению живых организмов  (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать,  выявлять взаимосвязи); •ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в  природе. •соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; •использовать приёмы оказания первой помощи при  отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями,  укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений,  домашних животных; •выделять эстетические достоинства объектов живой  природы; •осознанно соблюдать основные принципы и правила  отношения к живой природе; •ориентироваться в системе моральных норм и ценностей  по отношению к объектам живой природы (признание  высокой ценности жизни во всех её проявлениях,  экологическое сознание, эмоционально­ценностное отношение к объектам живой природы); •находить информацию о растениях и животных в научно­ популярной литературе, биологических словарях и  справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из  одной формы в другую; •выбирать целевые и смысловые установки в своих  действиях и поступках по отношению к живой природе. •характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую •использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах,  Человек и его здоровье значимость; •применять методы биологической науки при изучении  организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить  несложные биологические эксперименты и объяснять их  результаты; •использовать составляющие исследовательской и  проектной деятельности по изучению организма человека:  приводить доказательства родства человека с  млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани,  процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; •выделять эстетические достоинства человеческого тела; ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов  риска на здоровье человека. обморожениях, травмах, спасении утопающего;  рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного  организма; •реализовывать установки здорового образа жизни; •ориентироваться в системе моральных норм и ценностей  по отношению к собственному здоровью и здоровью других  людей; •находить в учебной и научно­ популярной литературе  информацию об организме человека, оформлять её в виде  устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций; •анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния  факторов риска на здоровье человека. Общие биологические закономерности •применять методы биологической науки для изучения  общих биологических закономерностей: наблюдать и  описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности; •использовать составляющие проектной и  исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой  •выдвигать гипотезы о возможных последствиях  деятельности человека в экосистемах и биосфере; •аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по  обсуждению глобальных экологических проблем. природе; приводить доказательства необходимости защиты  окружающей среды; выделять отличительные признаки  живых организмов; существенные признаки биологических  систем и биологических процессов; •ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; •анализировать и оценивать последствия деятельности  человека в природе. Средства контроля         Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга  индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к  решению учебно­практических и учебно­познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная  аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является  внутренней оценкой.        Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения  предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего  образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой. Промежуточной Контрольно­оценочная самостоятельность, работа с моделями (графико­знаковыми формами), работа с чужими и  собственными текстами (письменная дискуссия) может быть проверена через разработку специальных предметных  контрольно­измерительных материалов. Умение работать в группе, в позиции «взрослого», способы учебного проектирования могут быть проверены с помощью  экспертных оценок в ходе встроенного наблюдения в разные виды и формы деятельности обучающихся. Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения  планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Текущий         Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный,  текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный  индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа,  тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль, анализ творческих, исследовательских  работ, проекты.      Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки­зачеты, контрольные  работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения,  приобретенные при изучении биологии.       В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и  регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой  проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации. Оценка  достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой  итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты  выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам. Система оценки предметных  результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение  базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной  работы с обучающимися.          Кроме того личностные достижения могут накапливаться в портфель достижений как инструменты динамики  образовательных достижений. Материально­ техническое обеспечение образовательного процесса, средства обучения Учебно­методическое обеспечение образовательного процесса Учебники Федерального перечня: 1. Биология. 5 класс (авт. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.); 2. Биология. 6 класс (авт. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.); 3. Биология. 7 класс (авт. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.); 4. Биология. 8 класс (авт. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.); 5. Биология. 9 класс (авт. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.). Дополнительная литература: Биология в таблицах, схемах, рисунках /Акимов С.С. Лист 2000 Тесты, зачеты, блицопросы: Мухамеджанов И.Р. ВАКО 2006 Биология. Ответы на вопросы. /Каменский А.А. Экзамен 1998 Предметные недели в школе. Биология, Экология, Здоровый образ жизни./ Балабанова В.В. Учитель 2007 Нетрадиционные уроки. Биология 5­11 классы./ Высоцкая М.В. Учитель 2008 Нестандартные уроки и мероприятия. Биология 6­7 классы./ КасаткинаН.А. Учитель 2008 Подготовка к олимпиадам по биологии 8­11 классы./ Ловкова Т.А. Айрес­пресс 2007 Подготовка к олимпиадам по биологии 6­9 классы./ Воронина Г.А. Айрес­пресс 2007 Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии 10­11 классы./  Боднарук М.М. Учитель 2007 Занимательные материалы и факты по анатомии человека. 8­11 классы./ Боднарук М.М. Учитель 2007 Перечень оснащения кабинета биологии МБОУ гимназия №4 п. Псебай: Микропрепараты Ботаника 1. Кожица лука 2. лист элодеи 3. кончик корня с корневым чехликом 4. лубяные волокна льна 5. поперечный срез стебля липы 6. пыльцевые зерна Зоология 1. Животная клетка 2. растительная клетка 3. кровь лягушки 4. сперматозоиды быка 5. Вольвокс 6. Рыба 7. Аскарида 8. Глаз крупного млекопитающего 9.Рак 10. Ротовой аппарат насекомого грызущий Анатомия 1. Железистый эпителий 2. кровь лягушки 3. кровь человека Модели: • Модель ДНК клетки • Кости скелета • Модель глаза • Модель сердца в разрезе • Модель уха • Модель почки в разрезе • Модель сердца  • Модель носа в разрезе • Гортань в разрезе • Модель части позвоночника человека • Модель мозга в разрезе • Модель мозга человека с выделенными чувствительными областями Коллекции • Лен и продукты его переработки •Шелк искусственный Набор муляжей: • Плоды с/х растений • Овощей  • Фруктов Мультимедийные средства обучения Интерактивное пособие Уроки биологии . Растения Интерактивное пособие Уроки биологии . Животные Интерактивное пособие Уроки биологии . Человек. Интерактивное пособие Общая биология. СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей биологии МБОУ гимназия № 4  от ___________ 20__  года № 1  ___________          Волкова Л.Н. Заместитель директора по УВР  _______________     ______                           подпись                             Ф.И.О. ______________ 20__  года

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017