Рабочая программа по биологии
Оценка 5

Рабочая программа по биологии

Оценка 5
Образовательные программы
docx
биология
5 кл—6 кл
25.08.2019
Рабочая программа по биологии
Рабочая программа учебного курса"Я познаю мир"является практическим дополнением к реализуемым учебным программам по биологии в 5-6 классах. Программа предполагает практическое закрепление ,изученного на уроках, теоретического материала, способствует расширению кругозора обучающихся, приобретению дополнительных знаний о строении и жизнедеятельности растений, животных и человека.
рабочая программа учебного курса по биологии Я познаю мир5-6класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Славгородская средняя общеобразовательная школа» Комитет администрации г. Славгорода Алтайского края по образованию Рассмотрено на заседании                     Согласовано                                                              Утверждено ШУМО учителей                                                  Зам. директора по УВР                                             Директор школы Естественнонаучного цикла                                     /______________/                                                         /________     /                            /     Руководитель ШМО                            «_____» ___________2017г                                           ______________  /                   / Протокол № _____  От «____» ___________ 2017 г. Рабочая программа учебного курса по биологии «Я познаю мир» (Образовательная область «Естественно  – научные дисциплины») Программа разработанав соответствии с программой «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5­9 классы:  пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. ­ Москва: Просвещение, 2011.                                                                                                              Класс: 5­6                                                                                                                                       Разработчик программы                                                                                                            Василенко Н.В. – учитель биологии                                                                                                                                                                           высшая квалификационная категория с. Славгородское, г.Славгород, Алтайский край 2019 Пояснительная записка В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения биологии. Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способностьучиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения. На биологию в 5­6 классе выделен всего 1 час, и этого порой не хватает для проведения лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому возникла идея создания учебного курса, в который включеныразличные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся. Ученики 5  ­6 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью. Данный учебный курс разработан составлена   на   основе   Федеральногогосударственного   образовательного   стандарта   общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программыосновного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, рабочих программ по биологии; предметной линией учебников «Сферы» 5­9 классы. Авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко,пособием для учителей   общеобразовательных учреждений.   Москва «Просвещение» 2011, Сухорукова Л.Н Биология,   рабочей   программы   ­   Предметная   линия   учебников   «Сферы».   5­9   классы:   пособие   для   учителей   общеобразовательных учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, ­ М.: Просвещение, 2011. – 144 Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. он подготавливает учащихся к изучению биологии в 7 классе. В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии. Изучение курса на этой ступени должно быть направлено на решение следующих задач:  • формирование системы научных знаний о системе живой природы, закономерностях ее развития, исторически Кроме того, быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе; • формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере; • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ним; • формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений; • освоение приемов выращивания и размножения растений в домашних условий и ухода за ними. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: с помощью различных опытов отвечают на вопросы, приобретают не только умение работать с лабораторным оборудованием, но и умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы. Программа  курса  разработана в соответствии с  основнойобразовательнойпрограммойосновногообщегообразования  МБОУ «Славгородская СОШ». Данная программа рассчитанана 2 года – 5 ­ 6класс.Общеечислоучебныхчасов за 2 года обучения — 70, из них 35 (1 ч внеделю) в 5 классе, классе. Освоениеданногокурсацелесообразно проводить параллельно с изучением теоретического материала биологии в 5-6 классах. На уроках биологии в 5 ­6  классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Этим обусловлена актуальность подобного курса, изучение содержания которого важно для дальнейшего освоения содержания программы по биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках биологии в 5 ­6 классе достаточно велико, поэтому введение учебного курса «Я познаю мир» будет дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений учащимися в процессе обучения. Учебный курснаправлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках биологии, на отработку практических умений учащихся, а также на развитие кругозора учащихся. Формы   и   методы   работы,   которые   используются   для   реализации   программы: лабораторные работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты; мини-конференции с презентациями, использование проектного метода, активное вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным являетсясоздание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс по биологии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии формирует не только определенную неделю) 35 в   в   6   (1   ч систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравненияобъектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования в ресурсах Интернет, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. «Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям‚ умениям  и навыкам учащихся по биологии. Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы    научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный. Отметка «5»:  Отметка «4»: Отметка «3»:             раскрыто содержание материала, правильно  даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения  понятийнеполные,   допущены  незначительные   нарушения   последовательности   изложения,   небольшие   неточности   при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов. усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии. Отметка «2»  ­ основное содержание учебного материала не  раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;  допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии. Отметка «1» ­ ответ па вопрос не дан. Отметка «5»:  Оценка практических умений учащихся Оценка умений ставить опыты правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логичноописаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта. правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются; 1­2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные. правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов. не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении. полное неумение заложить и оформить опыт. Оценка умений проводить наблюдения. Учитель должен учитывать: правильность проведения;  умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах. Отметка «4»:  Отметка «3»:  Отметка «2»: Отметка «1» Отметка «5»: Отметка «4»: Отметка «3»: Отметка «2»:                  правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы. правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов. допущены неточности, 1 ­ 2  ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1­2) в оформлении наблюдение и выводов. допущены ошибки (3­4) в проведении наблюдение по заданию учителя; неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3­4) в оформлении наблюдений и выводов. УМК, используемый для реализации данной программы: 1. Учебник:     Биология.   Живой   организм.   5­6   классы:   учебник   для   общеобразовательных   учреждений   с   приложением   на электронном носителе: / Сухорукова Л.Н.,Кучменко В.С., Колесникова И.Я. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.: ил. 2. Сухорукова   Л.Н   Биология.   Рабочие   программы.   Предметная   линия   учебников   «Сферы».   5­9   классы:   пособие   для   учителей общеобразовательных учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, ­ М.: Просвещение, 2011. – 144с. 3. Сухорукова Л.Н., В.С. Кучменко Биология. Живой организм. 5­6 класс. Тетрадь – тренажер. – М.: Просвещение, 2014. 4. Сухорукова Л.Н., В.С. Кучменко Биология. Живой организм. 5­6 класс. Тетрадь – практикум. – М.: Просвещение, 2014. 5. Сухорукова Л.Н., В.С. Кучменко Биология. Живой организм. 5­6 класс. Тетрадь – экзаменатор. – М.: Просвещение, 2014. Тематический поурочный план №п/ п 1 2. Тема , раздел Количес тво часов Введение  Разнообразие живых организмов. Среды жизни  3 12 3.  Клеточное строение растительных организмов 8 Лабораторные, практические работы и экскурсии Л.р «Рассматривание представителей различных царств под  микроскопом» П.р. «Работа с определителем растений и животных. Определение  растений и животных Алтайского края» Проект «Влияние человека на биосферу» Биологическое исследование «Наличие полостей, наполненных  воздухом у водных растений» П.р. «Изготовление модели природного сообщества» Проект «Роль животных, бактерий и грибов в жизни человека» П.р. «Составление простейших схем цепей питания» П.р. «Порядок работы с микроскопом. Знакомство с  увеличительными приборами» Пластилиновый практикум «Строение клетки» Биологическое исследование «Значение кипячения молока» П.р. «Сравнительная характеристика клеток растений, грибов и  животных» Пластилиновый практикум «Разнообразие одноклеточных 4. Ткани живых организмов Урок ­ зачет Резерв 8 1 3 1. Органы и системы органов живых организмов 12 2. Строение и жизнедеятельность организмов 19 Итоговое повторение Резерв 1 3 организмов» Биологическое исследование «Изучение покровной ткани ветки  липы» Бумажное моделирование «Строение покровной ткани листа» Л.Р. «Проведение органических и минеральных веществ по стеблю» Л.Р. «Определение запасающей ткани в клубнях картофеля» Бумажное моделирование Соединительные ткани животных» 6 класс Л.Р. «Рассматривание сосудисто – волокнистых пучков о  однодольных и двудольных растений» П.р. « Изучение форм листьев по очертанию и изрезанности края  листовой пластинки» П.р «Определение типа корневых систем у различных растений по  гербарным экземплярам» П.р. «Определение видоизменных корней и надземных побегов» П.р. «Типы соединения костей» Биологическое исследование «Защитные приспособления у листьев  к испарению воды» Л.Р «Влияние температуры и света на жизнедеятельность бактерии  гниения» Л.р. «Рассматривание клеток крови» П.р. «Вегетативное размножение комнатных растений» П.р. «Составление формул и диаграмм представленных растений» П.р. «Определение способов распространения плодов и семян у  цветковых растений» отношения эстетического Планируемые образовательные результаты обучающихся Изучение биологии на этом этапе основного общего образования направлено на достижение следующих  результатов обучения: Личностные результаты: • знания основных принципов и правил отношения к живой природе; • сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), к живым объектам. Метапредметные результаты: • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; • умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение); • необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; постановка биологических • выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей; • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно-ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. 3. В сфере трудовой деятельности: • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами Требования к результатам освоения содержания учебного курса Личностными результатами являются следующие умения:   ∙ Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  ∙ Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.  ∙ Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.  ∙ Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.  ∙ Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.  ∙   Формировать   экологическое   мышление:   умение   оценивать   свою   деятельность   и   поступки   других   людей   с   точки   зрения   сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.  ∙ Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: 5–6­й классы ∙ Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. ∙ Выдвигать   версии   решения   проблемы,   осознавать   конечный   результат,   выбирать   из   предложенных   и   искать   самостоятельно   средства достижения цели.  ∙ Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).  ∙ Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.  ∙ В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.  Познавательные УУД: 5–6­й классы  ∙ Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты иявления. Выявлять причины и следствия простых явлений.  ∙ Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).  ∙ Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. ∙ Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.  ∙ Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).  ∙ Вычитывать все уровни текстовой информации.  ∙   Уметь   определять   возможные   источники   необходимых   сведений,   производить   поиск   информации,   анализировать   и   оценивать   ее достоверность.  Коммуникативные УУД: 5–6­й классы Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).  Предметными результатами изучения курса являются следующие умения: 5­й класс – определять роль в природе различных групп организмов;  – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.   – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.  – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.  – перечислять отличительные свойства живого;   – различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);  – определять основные органы растений (части клетки);  –   объяснять   строение   и   жизнедеятельность   изученных   групп   живых   организмов   (бактерии,   грибы,   водоросли,   мхи,   хвощи,   плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);  – понимать смысл биологических терминов;  –   характеризовать   методы   биологической   науки   (наблюдение,   сравнение,   эксперимент,   измерение)   и   их   роль   в   познании   живой природы;проводитьбиологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов. – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;  – различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности. Основные предметные результаты изучения курса 6 класс: ­ Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание,   выделение,   транспорт   веществ,   рост,   развитие,   размножение,   регуляция   жизнедеятельности   организма;   круговорот   веществ   и превращение энергии в экосистемах);  приводить доказательства (аргументацию) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний,   вызываемых   растениями,   животными,   бактериями,   грибами   и   вирусами,   травматизма,   стрессов,   ВИЧ­   инфекции,   вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;   классифицировать — определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;   объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции   растений   и   животных   (на   примере   сопоставления   отдельных   групп);   роли   различных   организмов   в   жизни   человека;   значения биологического   разнообразия   для   сохранения   биосферы;   механизмов   наследственности   и   изменчивости,   проявления   наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;  различать на таблицах части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;   сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;   выявлять изменчивость организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;    овладеть   методами   биологической   науки:   наблюдение   и   описание   биологических   объектов   и   процессов;   постановка   биологических экспериментов и объяснение их результатов;  знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни;   анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;   соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы):  освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма:  овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.              Календарно тематическое планирование учебного курса «Я познаю мир» 5 кл ­ 35 ч (1ч в неделю)                                                                                    Введение (3 часа) №  п/ п Название темы Содержание Ко лич ест во час ов 1  1 2 1. Разнообразие  живых существ и их  основные  потребности П.р. «Наблюдение за  живыми существами,  Живые существа на планете Земля.  1 Основные свойства и  признаки живых существ Деятельность учеников (основные формы, виды, способы действий) Дата проведени я Анализ признаков живых и неживых объектов, сравнение живых существ и неживых объектов..   Подведение под понятие.   Первичная   классификация   живых   существ: разделение на царства.  Выявление важнейших свойств и признаков живых  существ в наблюдении и эксперименте. Характеристика выделение их  существенных  признаков» Условия жизни  организмов 3 1 Систематика живых  организмов 2. 3. Практическое занятие «Систематика  растений и животных» Среда обитания .  Экологические  факторы.  Деятельность  человека как  экологический  1 1 1 1 живого в отличие от неживого.Подготовка  в группе  аргументированного выступления перед классом Анализ условий, необходимых для живых существ  (систематизация имеющихся у учеников представлений и составление общей схемы).Первоначальная  схематизация; постановка целей своего обучения путем  формирования списка вопросов; составление  письменных текстов Преобразование солнечной  энергии растениями.  Температура поверхности  Земли. Наличие жидкой воды  — основа жизнедеятельности  организмов. Биосфера.  Значение озонового экрана и  магнитного поля Земли.  Природное окружение и  здоровье человека Разнообразие живых организмов. Среды жизни  (12 ч ) Четыре царства живой  природы: растения,  животные, грибы и бактерии. Основные систематические  категории: вид, род,  семейство, отряд, класс, тип,  отдел, царство Абиотические и биотические  факторы среды. Свет,  температура и влажность –  ведущие абиотические  факторы. Биотические связи.  Антропогенный фактор. Первичная классификация живых существ: разделение  на царства.. Анализ признаков представителей различных царств,  составление сравнительной таблицы. Организация  лабораторной работы «Рассматривание представителей  различных царств под микроскопом» Работа с классификацией, выбор критериев для  классификации. Самооценка; формулирование и аргументация и своего  мнения; установление причинно­следственных связей,  построение  умозаключений.  Работа с информационным текстом, решение задач,  выдвижение и анализ гипотез. Выпуск информационного  листа, отражающего влияние человека на биосферу. 4. 5 6 7 фактор Адаптация  организмов к водной  среде обитания Наземно – воздушная  среда жизни.  Биологическое  исследование  «Наличие полостей,  наполненных  воздухом  у водных  растений» Наземно – воздушная  среда жизни.  Свойства воздуха.  Дыхание как способ  получения энергии. Роль тепла в жизни  живых существ 1 1 1 1 8 Организменная среда  жизни. Цикла  1 Форма тела, образ жизни  представителей водной среды обитания Особенности наземно­ воздушной среда.  Приспособленность живых  организмов к наличию влаги в окружающей среде.  Влаголюбивые растения. Смысловое чтение. Опыт учебного сотрудничества и  совместной деятельности с учителем и сверстниками;    опыт поиска общего решения и согласования позиций и  учёта интересов. Составление плана рассказа. Планирование и проведение эксперимента, фиксация  хода эксперимента, его результата и вывода; анализ  схематического рисунка.   Особенности наземно­ воздушной среда. Состав и значение   воздуха.  Горение как   аналог   дыхания.   Виды энергии.   Превращения энергии.  Энергетический смысл  дыхания Температура — важнейший  экологический фактор.  Тепловой  режим. Тепло  в  жизни наземных растений и  животных. Теплолюбивые и  морозостойкие растения.  Животные с постоянной и  непостоянной температурой  тела.  Общее с паразитическими   червями. знакомство     Преобразование схем; планирование и проведение эксперимента, фиксация  хода эксперимента, его результата и вывода; анализ  схематического рисунка и диаграммы; постановка новых целей обучения ­ формулировка вопросов. Сравнение  дыхания и горения;  работа с цифровыми ресурсами Преобразование,   анализ   применимости,   использование готовых   схем.   Рисование   и   анализ   готовых схематических рисунков Выдвижение   гипотез.   Работа   с   информационным текстом, подготовка выступления, критический анализ выступлений. Чтения   схем   циклов   развития,   изображение развития  паразитических  червей. 9 Пр. работа  «Изготовление  модели природного  сообщества» 10 Урок –конференция  «Роль животных,  бактерий и грибов в  жизни человека» 11 Пр. работа  «Составление  простейших схем  цепей питания» 1 1 1   циклов Разнообразие развития. Правила гигиены.  Профилактика гельминтозов. Роль растений в сообществе.  Взаимосвязь растений и  животных Грибы и бактерии как  разрушители органических  остатков. Разнообразие  бактерий и грибов по способу питания. Пищевые цепи. Роль  бактерий и грибов в пищевых  цепях.  Отношения хищник­жертва.  Отношения паразит­хозяин.  Конкурентные отношения.  Взаимовыгодные отношения.  Значение разных типов  взаимоотношений между  организмами для устойчивого и длительного существования сообщества. схематических рисунков;  вычитывание информации из текста, составление плана  текста; подготовка выступления перед классом;  проектная работа; работа с цифровыми ресурсами. Вычитывание, понимание и преобразование текстовой информации;   преобразование   схем   и   соотнесение текста со схемой; Составление простейшей модели экосистемы. Работа   с   информационным   текстом,   подготовка выступления, критический анализ выступлений. Соотнесение   своих   действий   с   планируемыми результатами,   определение   способов     действий   в рамках   предложенных   условий   и   требований, корректировка   своих   действий   в   соответствии   с изменяющейся ситуацией.   Создание,   применение   и   преобразование   схем   для решения учебных и познавательных задач. Использование   схем   (справочных   материалов)   для порождения новых вопросов и гипотез о конкретном живом   существе.   Фиксация   своих   предположений   и выводов. Смысловое чтение. 12 Обобщение по теме 1 Обобщение и систематизация  знаний по теме «Разнообразие живых организмов. Среды  Работа с заданиями в тетради – тренажере по данной  теме, с цифровыми ресурсами. 1 2 3. 4 5 6 1 1 1 1 1 История изучения  клетки Пр. работа «Порядок  работы с  микроскопом» Пластилиновый  практикум «Строение клетки» Бактерии.  Биологическое  исследование  «Значение кипячения  молока» Пр. работа  «Сравнительная  характеристика  клеток растений,  грибов и животных» Роль пластид в жизни  растений 1 жизни». Выявление уровня  сформированности основных  видов учебной деятельности.  Клеточное строение растительных организмов (8ч) Клеточное строение  организмов. История  изучения.  Этапы и правила работы с  микроскопом. Общие черты строения  клеток. Бактерии — древнейшие  организмы Земли. Форма и  размеры бактерий. Строение  бактериальной клетки.  Распространение бактерий и  их роль в природе. Общие черты строения  ядерных клеток. Особенности строения клеток растений.  Роль пластид в жизни  растений. Строение животной и грибной клеток. Сходство и различия ядерных клеток Виды пластид и их значение Вычитывание информации из текста, работа с таблицей. Знакомство с устройством и правилами работы с  микроскопом. Знакомство с правилами выполнения  технического рисунка. Моделирование строения клетки с помощью  пластилина.Анализ моделей. Самостоятельная работа по инструкции с  оборудованием и материалами; проведение  лабораторных исследований; анализа наблюдений;  использования справочных материалов для решения  задачи. Различение известного и неизвестного; самостоятельная  работа по составлению таблицы; составление  обобщенного схематического рисунка; использования  справочных материалов для решения задачи. Изготовление схематических рисунков; моделирование  связи функций пластид в организме растения ­ (групповая работа); составление текста­рассуждения; подготовка выступлений; обсуждение выступлений,  работа с цифровыми ресурсами. Анализ фотоизображений и рисунков; анализ  художественного текста с точки зрения  естественнонаучных представлений; вычитывание  информационного текста; работа с таблицами;  составления обобщающего текста. Использование   схем   (справочных   материалов)   для порождения новых вопросов и гипотез о конкретном живом существе. Работа со схематическим рисунком: фиксация своих предположений и выводов. Смысловое чтение. Парная   работа   по   анализу   жизнедеятельности одноклеточных. Создание плана рассказа.   Лепка Составление   сравнительной   таблицы. пластилиновых моделей амебы,  инфузории­туфельки. 7 Анализ схемы митоза 1 Процесс деления. Значение  деления клеток для роста и  развития организма. 1 8. Пр. работа  «Разнообразие  одноклеточных  организмов»,  «Колониальные и  многоклеточные  организмы»     Строение   и Общие признаки одноклеточных   организмов, признаки   колониальных   и многоклеточных организмов.  Относительные размеры   одноклеточных   и многоклеточных животных. жизнедеятельность инфузории­туфельки. Изучение инфузорий­ туфелек   под   микроскопом. Мембрана клетки ­ граница одноклеточного. Ее Газообмен, свойства. питание, выделение, отграничение   от   внешней среды, передвижение одноклеточных животных. Многообразие  одноклеточных животных           1. Биологические  исследования  1 Ткани. Покровные ткани  растений. Значение  Самостоятельная работа по инструкции с  оборудованием и материалами; анализ  Ткани живых организмов (9ч) 2 3 4 5 «Изучение покровной  ткани ветки липы» Бумажное  моделирование  «Строение покровной  ткани листа» Л.Р. «Проведение  органических и  минеральных веществ  по стеблю» Л.р «Определение  запасающей ткани в  клубнях картофеля» Соединительные  ткани животных.  Бумажное  моделирование 1 1 1 1 покровных тканей Взаимосвязь строения  кожицы листа с её  функциями. Проводящие ткани — древесина и луб, их  расположение,строение,  функции. Запасающая ткань: распо­ ложение, особенности  строения, функции. Общие признаки  соединительных тканей  животных. Виды  соединительных тканей  животных. Кровь — особая  соединительная ткань, её  функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая  ткань. Изучение клеток  крови. микроскопических срезов (работа в парах и общая  дискуссия). Моделирование строения кожицы листа, установление  взаимосвязи строения и функции  (работа в парах и  общая дискуссия Выдвижение гипотез о строении стебля; проведение наблюдений   и   анализ   результатов   наблюдений   и экспериментов; рисование продольного и поперечного среза (выполнение технического рисунка). Описание и интерпретации результатов опытов;  изготовление схематических рисунков; моделирование  связи функций в организме растения; составление  текста­рассуждения; планирование и реализация опытов  по доказательству запасающей ткани в клетках клубня  картофеля; подготовка выступлений; обсуждение  результатов опытов. Работа с информационным текстом: вычитывание  информации из таблиц, диаграмм, схематических  рисунков. Изготовление модели. 6 Мышечная и нервная  1 ткани Мышечная ткань. Гладкая и  поперечнополосатая  скелетная мышечные ткани.  Анализ видеофрагментов; выявление значения мышц для совершения движений; конструирование простейшего  эффектора (уяснение механизма мышечного сокращения); работа с информационным текстом; анализ собственных движений. Различение известного и неизвестного; самостоятельная  работа по составлению таблицы; составление  обобщенного схематического рисунка; использования  справочных материалов для решения задачи. Работа с информационным текстом: вычитывание  информации из таблиц, диаграмм, схематических  рисунков. Работа с классификационными схемами.  Участие в дискуссии. Роль белков в мышечном  сокращении . Обобщение и  систематизация знаний по  темам «Клеточное строение  живых организмов» и «Ткани  живых организмов».  Выявление уровня  сформированности основных  видов учебной деятельности. Контроль и систематизация  знаний о признаках живых  организмов, царствах живой  природы, природных  сообществах и средах жизни,  деятельности человека в  природе. Выявление уровня  сформированности основных  видов учебной деятельности. 7 Сравнительная  характеристика  тканей растений и  животных 1 8 Обобщение знаний 1 9 Урок ­ зачет 1 Резерв 3ч Календарно тематическое планирование учебного курса «Я познаю мир» 6 кл ­ 35 ч (1ч в неделю) Содержание Деятельность учеников (основные формы, виды, способы действий) Дата проведения Органы и системы органов животных 12ч №  п/п Название темы 1 Взаимосвязь органов и  систем органов в живом  организме Ко ли че ст во ча со в 1 Организм как сложно  организованная структурно­ функциональная система. Подведение итогов изучения животных;  формулирование определения понятия,  позиционное рассмотрение объекта;   применение и преобразование схемы для  уточнения понимания процессов,  происходящих в организме; постановка  вопросов. Выдвижение   гипотез   о   строении   стебля;   наблюдений   и   анализ проведение 2­3  Видоизменения  стеблей 2 Функции стебля. Макроскопическое строение стебля. Микроскопическое Л.Р. «Рассматривание  сосудисто –  волокнистых пучков о  однодольных и  двудольных растений» строение   стебля.   Растительные ткани. Рост растений (в высоту и в ширину). результатов наблюдений и  экспериментов; рисование   поперечного   среза     Стебля двудольных и однодольных растений анализ микроскопических срезов.  П.р. 4­5  Лист­ орган цветкового растения.   « Изучение форм листьев по   очертанию   и изрезанности края листовой   пластинки» П.р.   «   Изучение   форм листьев по очертанию и изрезанности края листовой пластинки»     6­7  Корневая система.  Типы корневых  системП.р  «Определение типа  корневых систем у  различных растений по  гербарным  экземплярам» 8­9 Пр. р. «Видоизменения  корней, подземных и  надземных побегов,  2 2 2 Требования   к   конструкции   листа растения   в   соответствии   с осуществляемой   им   функцией фотосинтеза.   Строение   кожицы листа. Строение и работа устьиц. Микроскопическое   строение   листа. Ткани листа цветкового растения Морфология   .листа   цветкового растения.     Разнообразие   листьев. Листья деревьев родного края. Испарение воды листьями.  Макроскопическое   строение   корня. Главный,   боковые,   придаточные корни Видоизменения Видоизменения Видоизменения стебля (побега).     корня. листа. Изготовление   схематического   рисунка   по описанию;  морфологическое листа цветкового   растения   (работа   со справочными   материалами);   работа   с лупой. описание     Соотнесение   продольного   и   поперечных срезов;   анализ     масштаба   изображения; самостоятельная работа по инструкции с оборудованием   и   материалами;   анализ микроскопических срезов;  Анализ   фотоизображений   и   рисунков; вычитывание   информационного   текста; работа   с   разрезами   и   таблицами; составления обобщающего текста; анализа микроскопических срезов. 10 2. Мышцы и их работа  у животных 11  Скелет животных 12 Соединения костей.  СуставыП.р. «Типы  соединения костей» 13 Рост и движение  растений 14 Поглощение воды  корнем 1 1 1 1 1 Мышцы как составляющая опорно – двигательного аппарата. Мышечная  ткань. Гладкая и  поперечнополосатая скелетная  мышечные ткани. Роль белков в  мышечном сокращении.  Строение и работа скелетных мышц. Мышцы  противоположного действия  (мышцы ­ антагонисты).  Типы скелетов.  Отделы скелета  позвоночных (на примере собаки и  человека).  Строение и функции скелета  человека.  Типы соединения костей. Сустав,  его строение  и функции. Степени  свободы движений. Анализ видеофрагментов; работа с  информационным текстом; анализ  собственных движений. Выявление значения скелета для  совершения движений; обнаружение  функций отделов скелета позвоночных (на  примере человека); работа с  информационным текстом и схемами;  работа с муляжами. Анализ  видеофрагментов. Анализ   разных   типов   соединений   костей. Анализ зависимости между особенностями строения   сустава,   подвижностью   и прочностью   соединения   костей.   Работа   с классификационными схемами. Строение и жизнедеятельность организмов 19 ч Ростовые движения растений.  Движения, связанные с изменением  тургора клеток. Растительные  гормоны. Постановка   проблемы   поглощения и   испарения   воды   растением. в Осмотические явления     Анализ и планирование опытов в парах и   общеклассной дискуссии; моделирование  процессов; работа с информационным  текстом; составление схемы движения;  составление определений терминов. Моделирование   процесса   поглощения   воды корнем (работа в парах и общая дискуссия). 15­ 16 Фотосинтез 2 растительной   клетке.   Механизм поглощения воды корнем. Корневое давление.   Силы,   обеспечивающие восходящий ток воды в растении. Жизнедеятельность организма растения ночью. Дыхание растений. Жизнедеятельность организма   Дыхание   и растения   днём. фотосинтез. Понятие фотосинтеза.       17 Испарение воды  листьями. Биологическое исследование «Защитные  приспособления у  листьев к испарению  воды» Типы пищеварительных  систем.  Пищеварительная  система человека 18 19 Питание бактерий и  грибов.Л.Р «Влияние  температуры и света на  жизнедеятельность  бактерии гниения» 1 1 1 Условия, влияющие на испарение.  Биологическая роль испарения.  Листопад — приспособление  растений к уменьшению испарения  осенью и зимой. Листопадные и  вечнозелёные растения. Разнообразие пищеварительных систем   животных   в   соответствии   с характером потребляемой пищи.    Грибы и бактерии как разрушители органического   вещества.   Грибы плесневые, шляпочные, одноклеточные.   Значение   грибов   в жизни человека.   Планирование   и   реализация   опытов   по доказательству   фотосинтеза;   подготовка выступлений;   обсуждение   результатов опытов   по   доказательству   фотосинтеза; работа с цифровыми ресурсами. Моделирование   (конструирование)   листа   – работа в парах; Конкретизация этапов питания на примерах  гидры, планарии, жука, рака, дождевого  червя, рыбы, лягушки, ящерицы, птицы.  Моделирование пищеварительной системы  млекопитающего в связи с характером  потребляемой пищи. Составление схем; вычитывание информации  из текста. 20 Дыхание растений.  21 Газообмен у  многоклеточных  животных. Типы  газообмена. Газообмен у  человека 22 Транспорт   у многоклеточных Типы животных.   транспортных   систем. Кровь и кровообращение.Л.р. «Рассматривание   клеток крови»   23 Выделение   у многоклеточных животных. Выделительная   система 1 1 1 1 Разрушители и процесс  почвообразования.   Жизнедеятельность организма растения ночью. Дыхание растений. Жизнедеятельность организма растения   днём.   Дыхание   и фотосинтез.  Соответствие газообменных структур среде обитания животного.    Транспорт   веществ   как   способ обеспечения   взаимосвязи   жизненных функций организма. Необходимость   удаления   избытка воды   и   минеральных   веществ, вредных обмена. продуктов Поверхности выделения.     Составление подготовка   выступлений; цифровыми ресурсами.   текста­рассуждения;  работа   с   на Конкретизация   процессов   дыхания   примерах   жука,   рака,   дождевого   червя, лягушки,   рыбы,   человека;    работа   с цифровыми ресурсами. Имитационное   моделирование   транспорта кислорода   и   углекислого   газа   у многоклеточных   животных.   Формирование списка   вопросов   о   переносе   веществ   по организму. Оценка эффективности работы транспортных систем (в зависимости от способов переноса кислорода,   замкнутых   и   незамкнутых кровеносных систем, строения сердца). Вычитывание   информации   из   текста   и схематических рисунков (парная работа). Работа с микропрепаратами. Выдвижение   гипотез   о   способах   удаления ненужных и вредных веществ из внутренней среды.  Работа   с   информационным   текстом, человека 24 Копирование ­ сущность 1 размножения 25 Вегетативное  размножение. П.р.  «Вегетативное  размножение комнатных  растений» 26 Цветок – орган  семенного размножения.  П.р. «Составление  формул и диаграмм  представленных  растений» 27  Опыление 1 1 1 (плоских Строение   выделительной   системы позвоночных на примере человека. Работа   почек.   Строение   нефрона. Фильтрация и обратное всасывание в нефроне. Выделение   у   беспозвоночных животных    червей, кольчатых   червей,   моллюсков   и насекомых). Процесс   копирования   информации, его   сущность   и   условия.    Вирусы ­неклеточная   форма   жизни. вирусов Размножение как "простейшее" копирование.   Ядро   клетки   как   место   хранения наследственной информации. Биологическое значение митоза.  Митоз как основа размножения и  регенерации.  Вегетативное размножение растений  и животных.     Жизненный   цикл   цветкового растения. Строение плода и семян. Строение Многообразие   цветков. опыления.   Соцветия.   Способы цветка.   подготовка выступления, критический анализ выступлений.   схемы   Составление простейшего копирования;   планирование   и   анализ опытов; чёрно­белого схематического рисунка (работа в парах и общая дискуссия);  вычитывание информации из текста. чтение     Рисования   по   описанию;   вычитывание информации из текста;  Выдвижение   гипотез   (работа   в   парах   и общая   дискуссия);   работа   по   письменной инструкции Вычитывание   информации   из   текста; изображение схематических рисунков;  соотнесение строения с функциями;  построение и проверка гипотез. опыления.Двойное Виды оплодотворение.   Развитие   плода   из   Вычитывание   информации   из   текста; изображение схематических рисунков; 1 2 1 1 семени. однодольных и двудольных.    Строение   семени   Плод цветкового растения.  Распространение плодов и семян.  Виды плодов. соотнесение строения с функциями;  построение и проверка гипотез. Соотнесение строения с функциями;  построение и проверка гипотез. Разные   стратегии   размножения   и развития Забота   о   потомстве.   Типы   развития (метаморфоз и прямое развитие). Вычитывание, понимание и преобразование текстовой   информации;   преобразование схем и соотнесение текста со схемой; составление классификационных схем. Жизненный   цикл   цветкового растения. передачи   развитие   . Эмбриональное развитие.  Постэмбриональное   Забота о потомстве. видовой Способы   информации   в   ряду   поколений. Смена механизмов передачи видовой информации   от   поколения   к поколению   у   высших   животных (поведенческие образцы)   Вычитывание   информации   из   текста; изображение схематических рисунков;  соотнесение строения с функциями;  построение и проверка гипотез.   Вычитывание   информации   из   текста, чтение понимание и преобразование чёрно­белого схематического рисунка;  участие в дискуссии.   текста;       28 Оплодотворение. П.р.  29 «Определение способов  распространения плодов  и семян у цветковых  растений»  Циклы развития  многоклеточных  животных. Типы и  стратегии размножения и развит 30 Жизненный цикл  цветковых растений 31  Индивидуальное  развитие животных 32 Урок­зачет Резерв 3ч Учебно­методическое обеспечение реализации рабочей программы Для учителя: УМК «Сферы»  Биология. Живой организм. 5­6 классы включает основные ресурсы: 1. Примерные программы по учебным предметам. Биология. ­ 5­9 классы: проект. ­ М.: Просвещение, 2011.  2. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Сферы". 5­9 классы: пособие для 3. учителей общеобразовательных учреждений. ­ М.: Просвещение, 2011. – 144 с.    Сухорукова   Л.Н.,  Кучменко  В.С.,   Колесникова   И.Я.   Биология.   Живой   организм.   5­6  классы:   учебник   для   общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2013. – 143 с.  4. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм. 5­6 классы: Электронное приложение к учебнику.  М.: Просвещение, 2012. (1 DVD) 5. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. 5­6 классы. Поурочные методические рекомендации.– М.: Просвещение, 2012 . 6. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. Тетрадь­тренажёр. 5­6 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. (Сферы)  7. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. Тетрадь­тренажёр. 5­6 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. (Сферы)  8. Сухорукова   Л.Н.,   Кучменко   В.С.,   Биология.   Живой   организм.   Тетрадь­экзаменатор.   5­6   классы.   Пособие   для   учащихся общеобразовательных организаций. (Сферы)  9. Сухорукова   Л.Н.,   Кучменко   В.С.   Биология.   Живой   организм.   Тетрадь­практикум   5­6   классы.   Пособие   для   учащихся общеобразовательных организаций. (Сферы)  10. Рождественский В.П. Практические занятия по ботанике М:,Сельхозгиз       Дополнительные ресурсы: книги и журналы. Интернет – ресурсы. Для учащихся: УМК «Сферы»  Биология. Живой организм. 5­6 классы включает основные ресурсы: 1. Сухорукова   Л.Н.,   Кучменко   В.С.,   Колесникова   И.Я.   Биология.   Живой   организм.   5­6   классы:   учебник   для   общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2013. – 143 с. 2. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм. 5­6 классы: Электронное приложение к учебнику.  М.: Просвещение, 2012. (1 DVD) 3. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. Тетрадь­тренажёр. 5­6 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. (Сферы)  4. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А.   Биология. Живой организм. Тетрадь­тренажёр. 5­6 классы. Пособие для учащихся  общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. (Сферы)  5. Сухорукова   Л.Н.,   Кучменко   В.С.,   Биология.   Живой   организм.   Тетрадь­экзаменатор.5­6   классы.   Пособие   для   учащихся общеобразовательных организаций. (Сферы)  6. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Живой организм. Тетрадь­практикум 5­6 классы. Пособие для учащихся  общеобразовательных организаций. (Сферы)  Дополнительные ресурсы: книги и журналы. 1 Каменский А.А. и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом  «Университет», 1999. 2 Кириленко А.А. Биология. 9­й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА­9: учебно­методическое пособие / А.А. Кириленко,  С.И. Колесников. – Изд. 2­е – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 262 с. 3 Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МатТ», 2004. – 192с. 4 Лернер Г. И.  ГИА 2011. Биология: сборник заданий: 9 класс. М.: Эксимо, 2011. ­ 240с. 5 Лернер Г.И. Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / Г.И. Лернер. – М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2011. – 350 с  6. Оданович М. В. Биология 6 класс: тесты по всем программам/ авт.­сост. М. В.                                                       Оданович. – Волгоград:  Учитель, 2007. – 97с.  .  ru Интернет – ресурсы. www.spheres.ru www   .  shishlena   http: //bio.1september/ru http  http  http  http://www.bioloogyexpets.ru http: //vneuroka.ru  ://   lppbio  .  ucoz    ://   mirbiologii  ://   www   .  ru   /  index  /  ru  .  openclass    .  ru        /  botanika    /0­17 .  net  ://   biologiya  ://   edu   .  ru hhttp://www.biology.ru http  http  http:;//www.uchpooortal.ru http://school­collection.edu.ru  .  km

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2019