Доклад на конференции "Познавательные логические универсальные учебные действия: сравнение, сериация и классификация"
Оценка 4.9
Семинары
docx
биология
5 кл—6 кл
13.10.2017
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно - деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.
В своей работе хочу показать, как можно формировать познавательные универсальные учебные действия на разных этапах урока биологии в 5 и 6 классе.Познавательные логические универсальные учебные действия:
сравнение, сериация и классификация
на конкурс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 91»
п. Комарихинский
Познавательные логические универсальные учебные действия:
сравнение, сериация и классификация
Учитель биологии и химии,
Лукина Валентина Валентиновна 2017год
Познавательные логические универсальные учебные действия:
сравнение, сериация и классификация.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного
совершенствования образовательного пространства, определения целей
образования, учитывающих государственные, социальные и личностные
потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением
становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных
стандартов. Системно деятельностный подход, лежащий в основе разработки
стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты
обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных
учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.
В своей работе хочу показать, как можно формировать познавательные
универсальные учебные действия на разных этапах урока биологии в 5 и 6
классе.
Познавательные
универсальные учебные действия.
Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на
установление связей и отношений в любой области знания. В рамках
школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается
способность и умение учащихся производить простые логические действия
(анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические
операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как
построение рассуждения с использованием различных логических схем
индуктивной или дедуктивной). Логические действия включают:
сравнение конкретночувственных и иных данных (с целью выделения
и логические
действия включают
общеучебные
тождеств различия, определения общих признаков и составления
классификации);
опознание конкретночувственных и иных объектов (с целью их
включения в тот или иной класс);
анализ выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение целого
на части;
синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельно
достраивая, восполняя недостающие компоненты;
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
классификация отнесение предмета к группе на основе заданного
признака;
обобщение генерализация и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
доказательство установление причинноследственных связей,
построение логической цепи рассуждений, доказательство;
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение
существенных признаков и их синтез;
вывод следствий;
установление аналогий.
Внутри логических приемов мышления существует последовательность, при
которой один прием строится над другим. Исходными, входящими в состав
остальных приемов являются сравнение анализ, синтез.
К.Д. Ушинский считал, что «Сравнение есть основа всякого понимания и
всякого мышления».
Сравнение – это логический прием, лежащий в основе суждения о сходстве
и различии объектов. С помощью сравнение выполняются количественные и
качественные характеристики объектов, классификации, упорядочивание.
Сравнивая, например, прилагательное и глагол, операции умножения и
деления, объекты живой и неживой природы, ученик глубже познает
особенности данных предметов и явлений.
Наблюдения показали, что школьники более успешно находят сходство между
предметами, если при сравнении им давать дополнительный предмет,
отличный от сравниваемых. Если продемонстрировать три картинки – корову,
овцу и собаку, то учащиеся находят гораздо больше сходных признаков у
коровы и овцы.
Обобщенное умение применять знания в новой учебной ситуации у младшего
школьника характеризуется такими поисковыми действиями: распознавание
объекта по признакам;
в форме сопоставления и
противопоставления; выделение главного; установление взаимосвязей;
использование аналогии как средства переноса способа действия;
конструирование, доказательство.
Развитию этих умений способствуют задания:
Пример. Если взять снежок в руки, ощутишь холод. Почему же под снегом
растения не замерзают? Птицы могут летать. Стрекоза тоже летает. К каким
животным она относится? Почему?
сравнение – логический прием,
Используется сериация
заключающийся в упорядочении предметов по степени интенсивности
выделенного признака.
( упорядочение)
Сравнение предметов позволяет установить уровень развития у учащихся
умения сравнивать объекты природы.
Пример. Назовите общие признаки: ели и сосны; березы и осины; ромашки и
гвоздики.
Чем отличается: лето от зимы; дерево от кустарника; лиственное дерево от
хвойного.
Работа по формированию логических умений должна быть организована на
протяжении всего обучения в начальных классах и каждая дисциплина должна
вносить в этот процесс свой вклад. Только в этом случае она будет
результативна.
Практика утверждает, что нельзя достигнуть высоких результатов в развитии
интеллектуальных способностей обучающихся, не изучив предварительно
состояние процессов мыслительной деятельности школьников,
не
осуществляя системную диагностику достижения учеников при последующем
обучении. Показателем эффективности обучения является положительная
динамика развития мыслительной деятельности каждого ребенка.
Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к
раскрытию объективно более существенных для предмета признаков. Более
высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию
классификация которая предполагает отнесение объекта к группе на основе
видо родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы
связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний
об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки.
Причем, чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем более
точное обобщение он делает. Ребенок прежде всего выделяет группы
предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель,
посуду, одежду. С возрастом возникает дифференциация смежных
классификационных групп: дикие и домашние животные, чайная и столовая
посуда, зимующие и перелетные птицы.
Хорошими упражнениями для развития логических умений являются задания
на классификацию природоведческих понятий, построение цепей питания.
В частности, для формирования умения делить объекты на классы по
заданному основанию, можно использовать такие упражнения
Пример. Распредели названия следующих животных на группы, дай название
каждой группе. Объясните свое решение.
Кот, собака, заяц, лиса, дятел, муравей, медведь, мышь, овца, коза, клёст,
шмель.
Репа, ромашка, лук, картофель, осина, черника, осот, подорожник, ель, роза,
лиственница, смородина, берёза При этом важно показать многомерность понятий, систематизировать
накопленные знания:
а) культурные растения – дикорастущие растения – сорные растения;
б) кустарничек кустарник дерево;
в) овощи – цветы.
Пример. «Найди пару» (цель: развивать умение учащихся находить предметы
логически подходящие друг другу).
А) Сирень насекомое
кукушка кустарник
шмель птица
Б) Восстанови цепи питания.
Развитию логических умений способствуют упражнения, направленные на
узнавание предмета по заданным признакам.
Пример. Какому времени года соответствует следующее описание: В это
время дует холодный ветер, на небе тучи, часто идет дождь. В деревне
убирают овощи. Птицы улетают в теплые страны. День становится короче.
Листва на деревьях становится желтой и осыпается.
Пример. Для учащихся 5го класса при изучении растений можно
рекомендовать следующий планы для описания свойств растения:
1. Как называется растение?
2. Что это – трава, кустарник, дерево?
3. Где растет – в лесу, в поле, на болоте, в водоеме?
4. Какой корень?
5. Какой величины и формы стебель, цветки, листья?
6.Для чего используется это растение?
В процессе работы с объектами природы необходимо развивать умение
школьников дифференцировать объекты по родовому и видовому
признаку:
Пример. «Кто лишний?»
А) Земляника, арбуз, черника, клубника
Б) Вычеркни те растения, которые не растут в:
лиственном лесу: дуб, сосна, каштан, береза, кедр, липа;
хвойном лесу: лиственница, осина, береза, сосна, каштан, можжевельник, дуб;
в смешанном лесу: вяз, клен, сосна, тополь, пихта.
Какие растения встречаются повсеместно? Почему?
5й класс
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и
объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по
сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии:
безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы
растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и
цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых
организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники,
голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение,
эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их
результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные
навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной
гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Примеры:
Классификация – это распределение предметов по группам.
1.Укажите, по какому признаку данные понятия разделены на группы
А)Ухо, глаз, нос, рот
Б)кот, лось, рысь, вол
2.Подбери к каждому столбику слов обобщающие понятие
А)берёза, клён, тополь
Б)ель, сосна, лиственница
В)шиповник, орешник, боярышник
С)одуванчик, колокольчик, ландыш
3.Проведите классификацию следующих понятий
Снег, Марс, дождь, круг, Земля, Венера, квадрат, град, треугольник,
Юпитер, куб, шар, метель
4.Представители растительного и животного мира природных зон России
распределены на следующие группы
А) Шалфей, дуб, ель, лось
Б) Ковыль, кулан
В) Саксаул, тушканчик
С) Полярный мак, ягель, северный олень
Выбери из каждой группы из предложенных ниже:
А) растения и животные леса;
Б) растения и животные степи;
В)растения и животные пустыни; Г)растения и животные тундры.
5.Прочитайте перечень понятий и выпишите название планет:
Термометр, линейка, Марс, Венера, весы, Юпитер, стакан, компьютер,
Земля, палетка, силометр.
Сравнение – установление сходства или различия предметов по
существенным и несущественным признакам. Сравнить пары понятий – значит
найти общие признаки и различия.
1.В чём сходство и различия следующих понятий?
Ручка и карандаш
Солнце и Луна
Круг и шар
Лето и зима
Мензурка и химический стакан
2.Сравните данные понятия, найдите и укажите общие признаки.
Парлёд
Лугболото
Западвосток
Берёзаосина
ЕвропаАзия
3.Проведи сравнение следующих понятий:
А)чем похожи данные понятия?
термометр, барометр
ложь, рожь, мышь
Б)Назови общие признаки следующих понятий:
солнце и апельсин
ромб и квадрат
4.Сравните пары понятий и укажите их наиболее общие признаки.
Василёк – ромашка
Лёд – пар
Метр – километр
Дождь – снег
Сериация умение распределить объекты по убыванию или по возрастанию
степени проявления признака
1.Распредели по признаку проявления
вода, лёд ,пар
молекула, атом, вещество
гидросфера, биосфера, атмосфера, литосфера
2.Расположите данные понятия в логической последовательности
(общее, менее общее, частное)
дождь, явление природы, осадки
созвездие, Малая Медведица, созвездие Северного полушария
3.Из предложенных слов выбери два, которые объединены общим понятием и
продолжи логическую последовательность кипение чайника, таяние снега, гром
смеси, растворы, молекулы
6й класс
– объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на
друга;
– приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и
объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по
сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека:
называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.
– различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить
примеры растений изученных семейств цветковых растений (максимум –
называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);
– определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);
– объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их
результаты.
– соблюдать и объяснять правила поведения в природе.
– различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.
Классификация
1.Исключите лишнее
озеро, море, океан, пустыня, река
дождь, ураган, смерч, шторм
корень, лист, луковица, стебель, цветок
2.Природа, окружающая нас, состоит из тел живой и неживой природы. Из
перечисленных примеров, определите: а)тела живой природы; б)тела неживой
природы:
Белка, железо, лягушка, человек, металл, камень, гриб, бактерия
а)тела живой природы
б)тела неживой природы
Сравнение
1.Исключите лишнее слово. Составьте комментарий к работе (определите
признак лишнего слова и признак объединения остальных слов).
семенные, споровые, голосеменные, покрытосеменные;
автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, хищничество;
морфология, анатомия, физиология, ботаника
Сериация 1.Определите, какие из перечисленных являются органами вегетативными и
генеративными
Семя, побег, стебель, корень, плоды, цветок, лист
2.Известно, что все организмы имеют клеточное строение. Установите
последовательность строения организма, используя слова:
1)ткань 2)орган 3)клетка 4)организм
Запишите в схему цифрами правильную последовательность строения
организма, начиная с её самой маленькой части.
?
?
?
?
3.Известно, что корень имеет определенное строение. Установите
последовательность строения корня, используя слова:
1) зона деления 2) зона всасывания 3) корневой чехлик 4) зона проведения
5) зона растяжения
? ? ? ?
Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения
Формирование познавательных УУД:
– классификация – объединение по группам;
– анализ – выделение признака из целого объекта (например, предмет
круглый, большой, объемный и т. д.);
– сравнение – выделение признака из ряда предметов, (например, умение
сравнивать предметы по форме, выделять знакомые геометрические фигуры в
предметах реального мира);
– обобщение – выделение общего признака из ряда объектов (например,
умение найти признак,
выделяющий треугольники из множества
многоугольников)",
– синтез – объединение в группы по одному (двум) признакам (например,
объединение в группы монет одного достоинства);
– сериация (установление последовательных взаимосвязей) – умение видеть
и называть соседний объект; умение распределить объекты по убыванию или
по возрастанию степени проявления признака.
Формирование опыта.
– ориентирование в окружающем пространстве, считая точкой отсчета себя
или другой предмет;
– ориентирование на плоскости листа в клеточку, на странице книги;
– определение временных отношений (день, месяц, год);
– определение цвета (красный; оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,
фиолетовый, белый, черный; коричневый);
– умение использовать в речи понятия: «сначала», «потом», «до», «после»,
«раньше», «позже», «в одно и то же время». Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»),
определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для
этого надо сделать»).
регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
5–6й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить
классификацию на основе деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно
следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и
пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
1. Воронина Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий.
Используемая литература
59 классы;пособие для учителей;под ред. Г.С.Ковалёвой,
О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение,2013, 160с. – (Работаем по новым
стандартам).
2. Трайтак Д.И. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6
класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Д. И. Трайтак, Н.Д.
Трайтак. – 8е изд. испр. – М. : Мнемозина, 2011. – 224с. : ил.
Доклад на конференции "Познавательные логические универсальные учебные действия: сравнение, сериация и классификация"
Доклад на конференции "Познавательные логические универсальные учебные действия: сравнение, сериация и классификация"
Доклад на конференции "Познавательные логические универсальные учебные действия: сравнение, сериация и классификация"
Доклад на конференции "Познавательные логические универсальные учебные действия: сравнение, сериация и классификация"
Доклад на конференции "Познавательные логические универсальные учебные действия: сравнение, сериация и классификация"
Доклад на конференции "Познавательные логические универсальные учебные действия: сравнение, сериация и классификация"
Доклад на конференции "Познавательные логические универсальные учебные действия: сравнение, сериация и классификация"
Доклад на конференции "Познавательные логические универсальные учебные действия: сравнение, сериация и классификация"
Доклад на конференции "Познавательные логические универсальные учебные действия: сравнение, сериация и классификация"
Доклад на конференции "Познавательные логические универсальные учебные действия: сравнение, сериация и классификация"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.