Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта по биологии, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Примерной программы основного общего образования по биологии для X-XI классов общеобразовательных учреждений, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, 2004 год.
- Программы курса биологии для 10 класса к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы / сост. И.Б. Морзунова.-3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта по биологии, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
2018 №1 р.пр 10кл.docx
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта по биологии,
утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
Примерной программы основного общего образования по биологии для XXI классов
общеобразовательных учреждений, составленной на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования, 2004 год.
Программы курса биологии для 10 класса к комплекту учебников, созданных под
руководством Н.И. Сонина. Биология. 511 классы / сост. И.Б. Морзунова.3е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
– «Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «СОШ №9»,
утвержденного приказом директора. № 77о от 31.08.2016 г.;
ООП ООО и учебного плана МБОУ «СОШ №9» на 2016/2017 учебный год;
– Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)
Цели и задачи программы
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на
понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как
части природы, продукта эволюции живой природы;
формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа
жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта
познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности
и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную
экологическую деятельность;
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной
траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в
соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента
экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных
связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального
биоразнообразия.
Программа по биологии для учащихся 1011 класса построена на важной содержательной
основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы,
2 ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме
явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как
науки и как явления культуры.
Программа курса «Биология» для учащихся 1011 классов ставит целью подготовку
высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных
способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в
образовательный процесс практического компонента учебного содержания лабораторных
и практических работ, экскурсий.
Личностноориентированный подход предполагает наполнение программ учебным
содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для
формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической
деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе
практической деятельности.
В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности
школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и
лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в
деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой,
природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного
мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской
ответственности.
Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой
МБОУ«СОШ №9» предполагается использование следующего учебнометодического
комплекта (УМК):
1 Программы курса биологии для 10 класса к комплекту учебников, созданных под
руководством Н.И. Сонина. Биология. 511 классы / сост. И.Б. Морзунова.3е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
2 Учебник Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология.10
М.: Дрофа, 2014
11кл.Уч.Баз.ур
.
3 Биология. Базовый уровень. 10 класс 11кл. Методическое пособие к учебнику В.И.
Сивоглазова, И.Б. Агафоновой М: Дрофа2006
4 Т. С. Сухова Биология Тесты 611 класс М: Дрофа 2002
5 Р.А. Петросова Основы генетики М: Дрофа 2004
Авторской программой Н.И. Сонина в 10 классе на учебный предмет «Биология»
отводится 35 часов (из расчета 1 часа в неделю). В соответствии с учебным планом МБОУ
«СОШ №9» рабочая программа по «Биологии» в 10 классе рассчитывается на 35 часов в
год, 1 часа в неделю, из которых 5часов лабораторные работы и 3 часа практические.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Индивидуальный подход
3
Личностноориентированная
Информационная
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Объяснительноиллюстративный
Частичнопоисковый
Формы и средства контроля
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся
и критерии оценки. В структуре программы проверочные средства находятся в логической
связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня
обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и
навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными
как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к
подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля
как самостоятельная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос,
тестирование, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ.
Регулярный тематический контроль с помощью разноуровневых тестов, биологических
задач, творческих заданий позволяет закреплять теоретические знания на высоком уровне,
а лабораторные и практические работы формируют основные биологические умения и
навыки, а также межпредметные компетенции, необходимые при подготовке ЕГЭ.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по деятельности)
Урочные традиционные:
Практические работы и лабораторные работы;
Тесты;
Самостоятельные задания;
Зачеты;
Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие);
Рефераты.
Защита рефератов.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по функциям)
Констатирующий отслеживание фактического усвоения материала.
Формирующий констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов
ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат.
Корректирующий исправление недостатков.
4 Критерии и нормы оценивания образовательных результатов по предмету определяются
локальным нормативным актом школы «Положение о критериях оценки знаний, умений и
навыков обучающихся в МБОУ «СОШ №9»
Работа с обучающимися, испытывающими трудности в освоении программы
учебного предмета
Основные задачи, решаемые учителем при обучении учащихся:
создание комфортных условий на уроке;
обеспечение учащихся алгоритмом выполнения всех видов письменных заданий,
работы с книгой по заданию учителя, устного ответа;
осуществление контроля за организацией рабочего места в учебное время
Этап урока
1. В процессе контроля
подготовленности учащихся
2. При изложении нового материала
5
Деятельность учителя
Специально
контролировать
усвоение
обычно
вызывающих у учащихся наибольшие
затруднения;
вопросов,
Тщательно
анализировать
и
систематизировать
ошибки,
допускаемые учениками в устных
ответах,
письменных работах,
выявить типичные для класса и
концентрировать внимание на их
устранении;
Контролировать усвоение материала
пропустившими
учениками,
предыдущие уроки;
По окончании изучения темы или
раздела, обобщать итоги усвоения
основных понятий, законов, правил,
умений и навыков школьниками,
выявлять причины отставания
Обязательно проверять в ходе урока
степень понимания учащимися
основных элементов излагаемого
материала;
Стимулировать вопросы со стороны
учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала;
Применять средства поддержания
интереса к усвоению знаний;
Обеспечивать разнообразие методов
позволяющих всем
обучения,
учащимся активно усваивать ма
териал
меньшим
Подбирать для самостоятельной
работы задания по наиболее
существенным, сложным и трудным
разделам учебного материала,
стремясь
числом
но поданных в
упражнений,
определенной системе,
достичь
большего эффекта; Включать в
содержание самостоятельной работы
упражнения по устранению ошибок,
допущенных при ответах и в
письменных работах;
выполнения работы;
Инструктировать
порядке
Стимулировать постановку вопросов
к учителю при затруднениях в
самостоятельной работе
Умело оказывать помощь ученикам в
всемерно развивать их
о
работе,
самостоятельность;
Учить умениям планировать работу,
выполнять ее в должном темпе и
осуществлять контроль
Обеспечить в ходе домашней работы
повторение работы пройденного,
концентрируя внимание на наиболее
существенных элементах программы,
вызывающих обычно наибольшие
затруднения;
Систематически давать домашние
задания по работе над типичными
ошибками;
Четко инструктировать учащихся о
порядке выполнения домашних
работ, проверять степень понимания
этих инструкций слабоуспевающими
школьниками;
Согласовывать объем домашних
заданий с другими учителями класса,
исключая
перегрузку,
слабоуспевающих учеников
3. В ходе самостоятельной работы
учащихся на уроке
4. При организации самостоятельной работы
вне класса
6 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
знать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория
Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя,
закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем
(структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие
искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование
видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
Деятельностнокоммуникативная составляющая образованности:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние
алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние
мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи
организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений
развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены
экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в
окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,
зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы
своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое
размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения
жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия
собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных
текстах, справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных базах данных,
ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
7 Ценностноориентационная составляющая образованности:
соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной
среде;
оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми
продуктами;
оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение)
Содержание программы
Раздел №1 БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3 часа)
Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии Роль
биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной
системы мира Система биологических наук. Сущность жизни Основные свойства живой
материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система,
существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни
организации живой материи. Методы познания живой природы.
Демонстрации
Портреты ученых. Схемы: « Связь биологии с другими науками», « Система биологических
наук»
Основные понятия. Биология. Жизнь.
Схемы «Уровни организации живой материи», « Свойства живой материи»
Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой материи
Методы познания живой материи
Раздел №2 КЛЕТКА (10 ч)
Тема 2.1История изучения клетки. Клеточная теория ( 1 час)
Развитие знаний о клетке Работы Р.Гук, А. ванн Левенгука, К.БэраР Броуна, Р. Вирхова.
Клеточная теория М Шлейдена и Т.Шванна. Основные положения клеточной теории Роль
клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Демонстрация Схема « Многообразие клеток»
Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории
Тема 2.2 Химический состав клетки.( 4 часа)
Органогены,
макроэлементы,
Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство
единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне
химических элементов.
ульт
рамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические
вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства.
Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.
микроэлементы,
Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения.
Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы:
моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение моле
кулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в
организме человека.
8 ■ Демонстрация. Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе»,
«Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица
элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК»,
«Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».
■ Основные
микроэлементы,
ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды,
липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК.
макроэлементы,
понятия.
Органогены,
Тема 2.3
Строение эукариотической и прокариотической клеток(3 часа)
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая
сеть,
аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей
и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.
Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы
хромосом в клетках.
Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в
природе. Строение бактериальной клетки.
Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение
животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение
прокариотической клетки».
Лабораторные и практические работы.
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.
«Сравнение строения клеток растений, животных( в форме таблицы)
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
Основные понятия. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма,
ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток.
Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Прокариотическая
клетка, бактерия.
Тема 2.4
Реализация наследственной информации в клетке
(1 час)
ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген.
Биосинтез белка.
■ Демонстрация. Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка».
■ Основные понятия. Генетический код, триплет, ген. Транскрипция, трансляция,
матричный синтез.
Тема 2.5 Вирусы (1 час)
Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в
природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.
Профилактика СПИДа.
■ Демонстрация. Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа».
■ Основные понятия. Вирус, бактериофаг.
9 Организм (18 час)
Тема 3.1
Организм как единое целое Многообразие живых организмов
1 час
Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии
одноклеточных организмов.
■ Демонстрация. Схема «Многообразие организмов».
■ Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные организмы.
Тема 3.2.Обмен веществ и превращение энергии(2 часа)
Энергетический обмен— совокупность реакций расщепления сложных органических
веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий Типы питания.
Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и
бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.
■ Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке».
Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ.
Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез
Тема 3.3. Размножение (4 часа)
Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого
размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.
Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у
животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление
у растений и оплодотворение у животных.
■ Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого
размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».
■ Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы
бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение.
Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез.
Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное
оплодотворение у растений.
Тема 3.4
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
(2 часа)
Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития.
Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений
людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.
■ Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое
развитие». Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие
последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.
10 ■ Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с
метаморфозом). Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития.
Вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и
продолжительность жизни.
Тема 3.5
Наследственность и изменчивость (7 часов)
Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о
закономерностях наследственности и изменчивости.
Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные
Г Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон
доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет.
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования.
Анализирующее скрещивание.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.
Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола.
Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.
Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации.
Типы мутаций. Мутагенные факторы.
Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека.
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
■ Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания;
сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с
полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние
мутагенов на организм человека.
■
«Составление простейших схем скрещивания»
«Решение элементарных генетических задач»
«Изучение изменчивости»
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных
Лабораторные и практические работы
последствий их влияния на организм
Наследственность и изменчивость.
■ Основные понятия.
фенотип.
Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели.
Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещива
ние. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы,
половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная
изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медикогенетическое
консультирование.
Тема 3.6
Основы селекции. Биотехнология (2 часа
Генотип,
Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции.
Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных
растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные
достижения и направления развития современной селекции.
11 Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование.
Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых
исследований в биотехнологии (клонирование человека).
■ Демонстрация. Картасхема «Центры многообразия и происхождения культурных
растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы:
«Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания
генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы,
иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.
■ Экскурсия
Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма,
селекционная станция, сельскохозяйственная выставка).
■ Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в
биотехнологии.
■ Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм.
Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные
организмы
Номер темы и ее название
Всего часов
на тему по рабочей программе
Практические
и
лабораторные
работы
Количество
часов по
методическому
пособию
Раздел №1
Биология как наука. Методы
научного познания.
Раздел №2
Клетка
Раздел №3 Организм.
Повторение
Итого:
3
10
20
2ч
35
3
5
8
3
10
20
2
33+2 резерв
Учебнотематический план рабочей программы учебного курса 10 класс составлен на
основе Биология. Базовый уровень. 10 класс 11кл. Методическое пособие к учебнику В.И.
Сивоглазова, И.Б. Агафоновой М: Дрофа,2006
12 Календарно тематическое планирование составлено на основе Биология. Базовый
уровень. 10 класс 11кл. Методическое пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б.
Агафоновой М: Дрофа,2006
13 Тематический поурочный план по биологии 10 класс
№
урока
Тема урока
Дата
по
плану/факт
Раздел №1 Биология как наука. Методы научного познания.
3ч
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Краткая история развития биологии.
Сущность жизни. Свойства живого
Уровни организации и методы познания живой природы.
Раздел №2 Клетка
10ч
История изучения клетки. Клеточная
теория
Химический состав живой природы. Неорганические вещества
клетки
Органические вещества. Общая характеристика. Липиды..
Органические вещества. Углеводы.
Белки
.
Органические вещества. Нуклеиновые кислоты
14
1н09
2н09
3н09
4н09
1н10
2н10
3н10
4н10
2н11 Эукариотическая клетка Цитоплазма. Органоиды Л/Р №1
«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом»
Клеточное ядро.Хромосомы
П/Р №1 «Сравнение клеток растений и животных.»
Прокариотическая клетка.
Л/Р №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток
растений»
Реализация наследственной информации в клетке
Неклеточные формы жизни вирусы
Раздел №3 Организм 20ч
Организм единое целое. Многообразие живых организмов
Энергетический обмен .
Пластический обмен. Фотосинтез.
Деление клетки. Митоз
Размножение: бесполое и половое.
Образование половых клеток. Мейоз
Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма
15
3н11
4н11
5н11
1н12
2н12
3н12
4н12
2н01
3н01
4н01
5н01
1н02
2н02
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22 23
24
25
26
27
28
29
30
31
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и
изменчивости. Г. Мендель основоположник генетики
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание
Л/р №3 «Составление простейших схем скрещивания»
Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание
Л/р№4 «Решение элементарных генетических задач»
Хромосомная теория наследсвенности. Сцепленное
наследование .
Современные представления о гене и геноме.
Генетика пола
Изменчивость: наследственная и ненаследственная
Пр/р №2 «Изучение изменчивости»
Генетика и здоровье человека
Пр/р№3 « Выявление источников мутагенов в окружающей
среде(косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на
организм»
3н02
4н02
1н03
2н03
3н03
1н04
2н04
3н04
4н04
16 32
33
34
35
Селекция: основные методы и достижения
Биотехнология: достижения и перспективы развития Л/р №5
«Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых
исследований в биотехнологии»
Общебиологические закономерности, проявляющиеся на
молекулярногенетическом, клеточном и организменном уровне
Повторение2ч
Повторение по теме «Обмен веществ и превращение энергии»
Повторение по теме «Индивидуальное развитие организмов»
Итого: 35ч Л/р: 5 ПР/р:3
1н05
2н05
3н05
4н05
17 Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
№пп
Вид контроля
Тематический
1
2
3
4
5
6
7
Форма
контроля
Тесты
Тематический
Тесты
Тематический
Тесты
Тематический
Проверочная
работа
Тематический
Проверочная
работа
Тематический
Проверочная
работа
Тематический
Проверочная
работа
18
Дата
5н11
2н02
3н03
3н04
4н04
1н05
2н05
Источник
КИМ
Т. С. Сухова
Биология Тесты
611 класс М:
Дрофа 2002
Т. С. Сухова
Биология Тесты
611 класс М:
Дрофа 2002
Т. С. Сухова
Биология Тесты
611 класс М:
Дрофа 2002
Базовый
уровень. 10
класс 11кл.
Методическое
пособие к
учебнику В.И.
Сивоглазова,
И.Б.
Агафоновой М:
Дрофа2006(60)
Р.А. Петросова
Основы
генетики М:
Дрофа 2004(17
19)
Р.А. Петросова
Основы
генетики М:
Дрофа 2004(26)
Р.А. Петросова
Основы
генетики М:
Дрофа 2004(39) 8
При составлении перечня лабораторных и практических работ использовали:
1Программа курса биологии для 10 класса к комплекту учебников, созданных под
руководством Н.И. Сонина. Биология. 511 классы / сост. И.Б. Морзунова.3е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
2 Биология. Базовый уровень. 10 класс 11кл. Методическое пособие к учебнику В.Б.
Захарова, Н. И. Сонина М: Дрофа,2001
Перечень лабораторных и практических работ
Лабораторные и практические работы 10 класс
Источник
Лабораторная работа №1 «Наблюдение клеток
растений и животных под микроскопом»
Практическая работа №1 «Сравнение клеток растений
и животных.»
Лабораторная работа №2 «Приготовление и описание
микропрепаратов клеток растений»
Лабораторная работа №3 «Составление простейших
схем скрещивания»
Лабораторная работа№4 «Решение элементарных
генетических задач»
Практическая работа №2 «Изучение изменчивости»
Практическая работа №3 « Выявление источников
мутагенов в окружающей среде(косвенно) и оценка
возможных последствий их влияния на организм»
Лабораторная работа №5 «Анализ и оценка этических
аспектов развития некоторых исследований в
биотехнологии»
С 66
С 67
С 68
9495
104106
112113
125126
128129
Дата
2н11
3н11
4н11
4н02
1н03
1н04
2н04
4н04
19 Учебнометодическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование
УМК (учебнометодических комплексов) по биологии:
1 Программы курса биологии для 10 класса к комплекту учебников, созданных под
руководством Н.И. Сонина. Биология. 511 классы / сост. И.Б. Морзунова.3е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
2.Учебник Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология.10
М.: Дрофа, 2014
11кл.Уч.Баз.ур
.
3. Биология. Базовый уровень. 10 класс 11кл. Методическое пособие к учебнику В.И.
Сивоглазова, И.Б. Агафоновой М: Дрофа,2006
4 Т. С. Сухова .Биология Тесты 611 класс М: Дрофа, 2002
5.Р.А. Петросова Основы генетики М: Дрофа, 2004
6. Т. А. Козлова, Н. И. Сонин Общая биология Методическое пособие к учебнику Захарова
Е.Т. , Н. И. Сонина М: Дрофа,2001
Пособия для учащихся:
Т. С. Суханова, Т. А. Козлова, Н. И. Сонин Общая биология Рабочая тетрадь к учебнику
10 – 11 классы. М: Дрофа, 2004
20 МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов,
коллекции насекомых, скелеты животных, модель цветка.
2. Учебнопрактическое и учебнолабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование,
компьютер; проектор; микроскоп цифровой; скелет.
3 Демонстрационные таблицы.
клетка:
1 растительная
2 животная
Оснащение кабинета биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и
учителя, мультимедийнные средства обучения, компьютер, устройство для хранения
учебного оборудования. Учебное оборудование по биологии включает: живые растения,
влажные препараты, микропрепараты, коллекции, гербарии; приборы и лабораторное
оборудование, средства на печатной основе, муляжи и модели, пособия на
информационных носителях, компактдиски, проектор, учебнометодическую литературу
для учителя и учащихся: определители, справочные материалы, контрольно
диагностические тесты.
21 Лист внесения изменений
№пп
Дата занятия
по учебно
тематическом
у
планированию
Тема занятия по учебно
тематическому
планированию
Причина
корректировки
Способ
корректировк
и с указанием
фактической
даты занятия
22
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.