Рабочая программа по биологии (10 класс, базовый уровень) составлена на основании следующих документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования»;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта ,
утвержденного приказом № 1089 от 05.03.2004г.
- Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ « Победненская школа» Джанкойского района республики Крым на 2017-2019г. ФК ГОС.
- Предметной линии учебников «Биология 10 -11 класс. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень) – М.:Просвещение,2014»
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, факультативам в том числе внеурочной деятельности в МОУ « Победненская школа» Джанкойского района Республики Крым.
- Учебного плана МОУ « Победненская школа» на 2018-2019 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии (10 класс, базовый уровень) составлена на
основании следующих документов:
Федерального закона от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004
№1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего
образования»;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта ,
утвержденного приказом № 1089 от 05.03.2004г.
Основной образовательной программы среднего общего образования
МОУ « Победненская школа» Джанкойского района республики Крым на
20172019г. ФК ГОС.
Предметной линии учебников «Биология 10 11 класс. Сухорукова Л.Н.,
Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень) –
М.:Просвещение,2014»
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих
программ по учебным предметам, курсам, факультативам в том числе
внеурочной деятельности в МОУ « Победненская школа» Джанкойского
района Республики Крым.
Учебного плана МОУ « Победненская школа» на 20182019 учебный год.
Планируемые результаты освоения курса биологии
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках
(учебных текстах, справочниках, научнопопулярных изданиях,
компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний,
стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил
поведения в природной среде;
Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного,
практикоориентированного и личностно ориентированного подходов:
освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для
сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
2В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать:
• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная
теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов
Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и
экосистем (структура);
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
действие искусственного и естественного отбора, формирование
приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения
энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественнонаучной
картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых
организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических
веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм
человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и
окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений
развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и
смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные
схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи
питания);
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники
мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в
экосистемах своей местности;
• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и
неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные
экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и
искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на
основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни,
происхождения
жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения,
последствия собственной деятельности в окружающей среде;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
3• находить информацию о биологических объектах в различных источниках
(учебных текстах, справочниках, научнопопулярных изданиях,
компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний,
стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил
поведения в природной среде;
• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях,
отравлении пищевыми продуктами;
• оценки этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Основное содержание предмета, курса
10 КЛАСС ( 68 часов, из них 3 ч. резервное время)
Введение (5 ч.)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой
природы: уровневая организация и эволюция. Биологические системы и их
свойства. Основные уровни организации живой природы. Современная
естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез
в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы
познания живой природы
Вклад отечественных (в том числе крымских) ученых в развитие
биологических наук. Научноисследовательские учреждения Крыма и их
значение в решении актуальныхпроблем биологии
I. Клетка (15 ч.)
II Химический состав клетки (11ч.)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М. Шлейден и Т.Шванн).
Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении естественнонаучной
картины мира. Химический состав клетки. Роль воды и минеральных веществ
в клетке и организме человека. Роль углеводов и липидов в клетке и
организме человека. Роль белков в клетке и организме человека. Нуклеиновые
кислоты (ДНК, РНК). ДНК – носитель наследственной информации. Строение
и функции АТФ. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы
хромосом в клетках. Строение клетки. Общий план строения
эукариотической и прокариотической клеток. Основные части и органоиды
эукариотической клетки и их функции. Мембрана. Одномембранные
органоиды. Двумембранные и немембранные органоиды. Включения.
Особенности строения клеток растений и животных. Вирусы. Меры
профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика
СПИДа
4Демонстрации:
Строение молекулы белка, строение молекулы ДНК, строение молекулы РНК,
строение клетки, строение клеток прокариот и эукариот, строение вируса,
хромосомы, характеристика гена, удвоение молекулы ДНК.
Лабораторная работа
1. Наблюдение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах и их
сравнение
Практическая работа
1. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
Обобщение знаний
Химический состав и строение клетки. Контрольная работа №1
II. Организм единое целое (14 ч.)
III Размрожение и развитие организмов( 20 ч.)
Организм – единое целое. Многообразие организмов (одноклеточные,
колониальные, многоклеточные организмы). Ткани. Органы. Системы органов.
Обмен веществ и энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена
веществ у растений, животных. Бактерий. Энергетический обмен и его этапы.
Пластический обмен. Фотосинтез и его значение. К.А. Тимирязев о
космической роли фотосинтеза. Биосинтезбелка, его этапы и значение.
Решение элементарных задач по молекулярной биологии (репликация ДНК,
транскрипция, трансляция). Размножение – свойство организмов. Деление
клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Жизненный цикл
клетки. Митоз и его биологическое значение. Мейоз и его биологическое
значение. Бесполое размножение и его формы. Половое размножение.
Соматические и половые клетки. Гаметогенез. Оплодотворение, его значение.
Способы оплодотворения у животных. Искусственное оплодотворение у
животных. Особенности двойного оплодотворения цветковых растений.
Искусственное опыление у растений. Онтогенез. Эмбриональный период.
Особенности эмбрионального развития человека. Репродуктивное здоровье.
Причины нарушений развития организма. Влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша человека. Постэмбриональный
период. Типы развития (прямой, непрямой с полным и неполным
превращением). Жизненные циклы у разных групп организмов. Простой и
сложный жизненный цикл.
Обобщение знаний:
Обмен веществ и энергии – свойство живых организмов
Размножение – свойство живых организмов
Итоговая контрольная работа
Обобщение (3ч.)
5Тематическое планирование по биологии
Класс 10А 10Б
Количество часов по учебному плану
Всего 68 часов 2 часа в неделю
Плановых контрольных работ 4
Плановых лабораторных работ 2 практических работ 2
Учебник Биология Л.Н 1011 класс. Сухорукова
Издательство Просвещение 2014 год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Наименование разделов и
тем
Введение
Клетка
Химический состав
клетки
Организм единое целое
Размножение и развитие
организмов
Обобщение и повторение
Всего
Учебные часы Контрольные
работы
Практическая
часть
1
1
1
1
4
2
2
4
5
15
11
14
20
3
68
6