Рабочая программа по биологии (10 класс, биология)
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
биология
10 кл
11.03.2018
Программа курса включает в себя полностью вопросы программы общеобразовательной школы для 9 класса. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлены лабораторные работы, демонстрации и экскурсии, облегчающие восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.
Программа10 класс 2017-18 г.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школаинтернат для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» городского округа Подольск
Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор____________
«____»___________________2017
Рабочая программа
по биологии
для 10 класса
на 2017/2018 учебный год
Составитель Молоканова Лариса Владимировна
учитель высшей категории
2017 год Пояснительная записка
10 класс
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004
№1089.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Программы основного общего
образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В. Пасечника,
В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Она полностью отражает содержание Примерной программы
с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся. Программа
адаптирована для обучающихся. В соответствии с учебным планом МКОУ "Школаинтернат
для обучающихся с ТНР" на изучение биологии в 10 классе отводится 2 часа в неделю, 70
часов в год.
Рабочая программа в 10 классе разработана в соответствии с базисным учебным планом
для ступени основного общего образования.
Данная рабочая программа обобщает знания о жизни и уровнях её организации, раскрывает
мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщает и
углубляет понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания
служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы.
Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на
Земле.
Цели и задачи программы: обобщение знаний о жизни и уровнях ее организации,
раскрытие мировоззренческих вопросов о происхождении и развитии жизни на Земле,
обобщение и углубление понятия об эволюционном развитии организмов.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса
биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности,
владеющей основными научными знаниями, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и
способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и
общечеловеческими нравственными ценностями. Решать задачи экологического,
эстетического, патриотического, воспитания школьников.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени
основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе
по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом
формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков. Принципы отбора основного и
дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных
ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными
особенностями развития учащихся.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью
соответствуют стандарту, приведены в разделе «Требования к уровню подготовки
выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к
каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для
приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу
включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены
контрольнообобщающие уроки с проверочными работами. Курс завершают уроки,
позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения,
приобретенные при изучении биологии.
2 Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на
формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей
достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску,
отбору, анализу и использованию информации.
Отбор содержания этой программы проведен с учетом культуросообразного подхода, в
соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для
формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья,
востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение
учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов биологии с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся, определяет минимальный набор лабораторных работ, выполняемых
учащимися в классе.
Данная рабочая программа
обеспечивает общекультурный уровень подготовки учащихся;
создает условия для ознакомления учащихся с биологией как наукой, чтобы
обеспечить им возможность осознанного выбора профессии и дальнейшего обучения;
создает условия для формирования научного миропонимания и развития мышления
учащихся.
Учитывая психофизические особенности: специфику школы интерната для обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи, программный материал спланирован таким образом, что
прохождение его сводится к 10 годам вместо 9 лет основной общеобразовательной школы.
Распределение часов по темам составлено по авторской программе с небольшой
корректировкой:
• 1 час добавлен в раздел «Введение» из темы 5.
Обоснование: учебник содержит большой объем информации, много специальных терминов,
которые требуют время на их изучение и закрепление знаний.
Тема 4 « Популяционновидовой уровень» сокращена на 1ч.
Обоснование: достаточно понятно и просто изложен материал в тексте двух параграфов.
Тема 5 « Экосистемный уровень» сокращена на 3ч.
Обоснование: материал об экосистемах, экологических закономерностях раскрыт объемно в
тексте параграфов и этот материал знаком учащимся, так как понятия о биоценозе,
экосистеме и биогеоценозе изучается в 8 классе.
В 7 классе учащиеся изучали природные сообщества, их основные свойства и важнейшие
компоненты экосистем, их классификацию. Имеют представление о совокупности природных
экосистем Земли.
Тема 6 «Биосферный уровень» сокращена на 1ч.
Обоснование: объёмно изложен материал в учебнике.
В раздел 3 « Возникновение и развитие жизни на Земле» добавлен 1ч.
Обоснование: на проведение экскурсии в краеведческий музей.
Выделены 3часа на обобщение материала и резервное время.
Обоснование: в авторской программе не предусмотрен резерв времени, а корректировка
количества уроков происходит каждый учебный год. На обобщение пройденного материала не
выделяются часы.
Все демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия взяты из примерной и
авторской программ, с некоторой корректировкой.
Так как в 2017/2018 учебном году 34 учебных недели, а тематическое планирование
3 составлено на 68 часов, то сокращение часов произведено за счет 2х часов из резервного
времени. Изменения отражены в календарно тематическом плане.
В целях обеспечения наибольшей активности учащихся (детей с тяжелыми
нарушениями речи, учитывая их индивидные особенности: память, внимание, воображение,
мышление, уровень работоспособности, темп деятельности, темперамент) и повышения
продуктивности курса рекомендуются следующие виды деятельности учащихся:
выписывание в тетрадь основных терминов и понятий;
работа с иллюстрацией учебника;
парная и групповая работа при выполнении лабораторных и практических заданий;
индивидуальные доклады и сообщения, в том числе подготовка презентаций,
фотоальбомов и виртуальных экскурсий по имеющимся
материалам и с
использованием близлежащих природных объектов;
проведение викторин и опросов;
заполнение таблиц и схем в тетради по материалу, приведенному в учебнике и
самостоятельно.
Предлагаемые формы контроля знаний и умений учащихся:
устный ответ учащегося у доски (рассказ на заданную тему);
решение биологической задачи (устно или письменно);
коллективное заполнение таблицы или схемы на доске;
устный ответ с указанием частей растения на таблице;
письменный ответ с указанием частей на рисунке;
сравнение признаков объекта;
индивидуальные сообщения учащихся (доклад, реферат, результаты опыта,
презентация и т.д.);
обсуждение индивидуального сообщения товарища;
письменный программированный опрос;
самостоятельное заполнение рабочей тетради;
письменный биологический диктант по терминам;
творческий отчет по экскурсии.
Коррекционноразвивающие задачи:
Корректировать и развивать мыслительную деятельность учащихся (операции анализа
и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно
следственных связей) при работе с дидактическим и наглядным материалом, работе с
учебником.
Корригировать внимание, переключение внимания, увеличение объема внимания путем
выполнения различных заданий, демонстрации видеоматериалов, живого объекта.
Корректировать и развивать связную устную речь учащихся (правильное
произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса,
развитие диалогической и монологической речи) через составление ответов на
вопросы, знакомство с новыми терминами и понятиями.
Коррекция и развитие зрительного и тактильного восприятия при наблюдении за
живым объектом природы.
Активизировать познавательную деятельность учащихся через использование
различных форм работы.
Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоциональноволевой сферы
(навыков самоконтроля, усидчивости, умение выражать свои чувства) при
самостоятельной работе и работе в парах.
4 Продолжать формировать организационные качества личности (выдержанность,
дисциплинированность).
Способствовать сохранению здоровья учащихся через проведение динамических пауз,
Уроки
Лабораторные и практические занятия
Исследовательская деятельность
Экскурсии
Проектная деятельность
осуществление контроля посадки учащихся, созданию оптимального воздушно
светового режима.
Формы организации образовательного процесса:
•
•
•
•
•
Технологии обучения:
1. Игровые.
2.ИКТ.
3.Тестовые.
4.Проблемное обучение.
5.Групповые.
6.Здоровьесберегающие технологии.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
устный опрос;
решение задач;
контрольная работа;
тестирование (биологический диктант);
творческая работа (доклад, реферат);
зачет;
экзамен.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология. Введение в
общую биологию 9 класс – M.:Дрофа, 2014
Авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Учебно тематический план:
Разделы/темы курса
Введение
Раздел 1. Уровни организации живой
природы
Тема 1 . Молекулярный уровень
Тема 2. Клеточный уровень
Тема 3. Организменный уровень
Тема 4. Популяционновидовой уровень
Тема 5. Экосистемный уровень
Рабочая программа
3ч(1ч из темы 1.5)
49ч
10 ч
15 ч
14 ч
2 ч (достаточно
изложен материал в
тексте двух параграфов
учебника)
5 ч (достаточно
изложен материал в
тексте пяти параграфов
учебника)
5 Тема 6. Биосферный уровень
Раздел 2. Эволюция органического
мира Эволюция.
Раздел 3. Возникновение и развитие
жизни на Земле
Обобщение и резервное время
Итого:
Лабораторные работы
Экскурсии
Обобщение
3 ч (достаточно
изложен материал в
тексте трех параграфов
учебника)
7 ч
8 ч(1ч из темы 5
добавлен на проведение
экскурсии в
краеведческий музей.)
1ч (из темы 5 на
обобщение) +2ч резерва
(1ч из темы 4 и 1ч из
темы 6) =3ч
70 часов
5
3
4+1
Рабочая программа составлена на основе авторской программы с внесенными в неё
изменениями. Произведенные изменения не затрагивают существенным образом структуру
авторской программы, порядок подачи учебного материала.
Основное содержание программы
Введение в общую биологию
(70 часов, 2ч. в неделю)
Введение (3 ч)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные
научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности
человека.
I. Уровни организации живой природы (49 ч)
Молекулярный уровень (10 ч)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные
системы. Катализаторы. Вирусы.
Клеточный уровень (15 ч)
Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и
функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки.
Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие
и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки.
Лабораторные работы
Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых
клетках.
Организменный уровень (14 ч)
6 Теории возникновения многоклеточных организмов.
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки.
Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности
передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни.
Закономерности изменчивости. Ритмичность в жизни организмов.
Лабораторная работа
Выявление изменчивости организмов.
Популяционновидовой уровень (2 ч)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция.
Лабораторная работа
Изучение морфологического критерия вида.
Экосистемный уровень (5ч)
Биоценоз и экосистема.
Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ,
поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы.
Экскурсия
В биогеоценоз.
Биосферный уровень (3 ч)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ энергии в
биосфере.
II. Эволюция (7ч)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции.
Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование
видов микроэволюция. Макроэволюция.
Экскурсия
Причины многообразия видов в природе.
III. Возникновение и развитие жизни (8 ч)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития
органического мира. Доказательства эволюции.
Лабораторная работа
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсия
В краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Резерв 3ч
Рабочая программа составлена на основе авторской программы с внесенными в неё
изменениями. Изменения внесены с учетом примерной программы по биологии и стандарта
основного общего образования по биологии.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса:
Знать:
Общие признаки живого организма.
Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы,
отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных.
Причины и результаты эволюции.
Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
7 Природные и искусственные сообщества.
Изменчивость, наследственность и приспособленность растений и животных к
среде обитания.
мира.
Наиболее распространенные виды и сорта растений, виды и породы животных.
Деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического
Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного,
животного организмов; организма человека, лишайника как комплексного организма.
Обмен веществ и превращение энергии.
Роль ферментов и витаминов в организме.
Особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов,
паразитов, симбионтов).
Дыхание,
жизнедеятельности в живом организме.
передвижение веществ,
выделение конечных продуктов
биотические, антропогенные).
жизни в сообществе.
сообществ.
Иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа.
Размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных,
особенности размножения и развития человека.
Вирусы как неклеточные формы жизни.
Среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические,
Природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к
Искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных
Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды.
Родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас.
Особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой
деятельностью.
человека.
Роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме
Особенности высшей нервной деятельности человека.
Влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического
труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя,
наркотиков, курения на организм человека и его потомство.
наркомания).
Меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм,
Влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных,
на среду их обитания, последствия этой деятельности.
Роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны
природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.
Уметь:
Распознавать
Организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных.
Клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека.
Наиболее распространенные виды растений и животных своего региона,
растения семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и
ядовитые грибы.
8 Сравнивать:
Строение и функции клеток растений и животных.
Организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы.
Семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы
хордовых, царства живой природы.
Применять знания:
приемов их выращивания, мер охраны.
О строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования
О строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования
здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний.
О строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования
приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний.
О видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их
охраны; О движущих силах эволюции для объяснения ее результатов:
приспособленности организмов и многообразия видов.
Делать выводы:
О клеточном строении организмов всех царств живой природы.
О родстве и единстве органического мира.
Об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о
происхождении человека от животных.
Сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных
рыб, домашних и сельскохозяйственных животных.
Результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.
Соблюдать правила:
Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом.
Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных,
поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменение среды
обитания под влиянием деятельности человека.
Проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений,
поведения животных.
Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам,
поведения в природе, здорового образа жизни человека, его личной общественной
гигиены и профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Календарно тематическое планирование уроков по биологии 10 класс
2 часа в неделю, 70 часов в год
Учитель Молоканова Лариса Владимировна
Учебник “Биология. Введение в общую биологию 9 класс” – M.:Дрофа, 2014
Авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник
№ урока
Название раздела/темы
Введение в общую биологию 3ч
1
2
3
Биология – наука о жизни.
Методы исследования в биологии.
Сущность жизни и свойства живого.
9
Плановые
сроки
проведения
Фактически
е
сроки
01.090209
04.0909.09
04.0909.09 11.0916.09
11.0916.09
18.0923.09
18.0923.09
25.0930.09
25.0930.09
02.1007.10
02.1007.10
09.1014.10
09.1014.10
16.1021.10
16.1021.10
23.1028.10
23.1028.10
Раздел I
Тема 1
Уровни организации живой природы
Молекулярный уровень 10ч
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Молекулярный уровень: общая характеристика.
Углеводы.
Липиды.
Состав и строение белков.
Функции белков.
Нуклеиновые кислоты.
АТФ и другие органические соединения клетки.
Биологические катализаторы. Л. р. №1 “Расщепление
Н2О2 с помощью ферментов, содержащихся в живых
клетках”.
Вирусы.
Обобщающий урок по теме: “ Молекулярный уровень
организации живой природы”.
Тема 2
Клеточный уровень 15ч
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Тема 3
29
30
31
32
33
Основные положения клеточной теории. Л. р. №2
“Рассматривание клеток растений, животных под
микроскопом”.
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.
Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.
ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи.
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.
Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные
включения.
Различия в строении клеток эукариот и прокариот.
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.
Энергетический обмен в клетке.
Фотосинтез и хемосинтез.
Питание клетки. Автотрофы. Гетеротрофы.
Синтез белков в клетке. Генетический код.
Транскрипция.
Синтез белков в клетке. Транспортные РНК.
Трансляция.
Деление клетки. Митоз.
Обобщающий урок по теме: “ Клеточный уровень
организации живой природы”.
Организменный уровень 14ч
Размножение организмов.
Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический
закон.
Закономерности наследования признаков,
установленных Менделем. Моногибридное
скрещивание.
Закон частоты гамет. Цитологические основы
закономерности наследования при моногибридном
скрещивании.
10 34
35
36
37
38
39
40
41
42
Тема 4
43
44
Тема 5
45
46
47
48
49
Тема 6
50
51
52
Раздел II
53
54
55
56
57
58
59
Раздел III
60
61
62
63
64
65
66
Неполное доминирование. Генотип и фенотип.
Анализирующее скрещивание.
Дигибридное скрещивание. Закон независимого
наследования признаков.
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
Решение генетических задач.
Модификационная изменчивость. Норма реакции. Л.
р. №3 “Выявление изменчивости организмов”.
Закономерности изменчивости: мутационная
изменчивость.
Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.
Основные методы селекции растений и животных,
микроорганизмов.
Обобщающий урок по теме: “Организменный уровень”.
Популяционновидовой уровень 2ч
Популяционно – видовой уровень: общая
характеристика. Л. р. №4 “Изучение
морфологического критерия вида”.
Популяции.
Экосистемный уровень 5ч
Сообщество, экосистема, биогеоценоз.
Состав и структура сообщества.
Потоки веществ и энергии в экосистеме.
Саморазвитие экосистемы.
Урокэкскурсия в биогеоценоз.
Биосферный уровень 3ч
Биосфера. Среды жизни.
Круговорот веществ в биосфере.
Обобщающий урок по темам:
“Экосистемный уровень”, “Биосферный уровень”.
Эволюция 7ч
Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин.
Изменчивость организмов.
Борьба за существование и естественный отбор.
Формы естественного отбора.
Видообразование.
Макроэволюция.
Урокэкскурсия “Причины многообразия видов”.
Возникновение и развитие жизни на Земле 9ч
Гипотезы возникновения жизни.
Гипотеза Опарина Холдейна.
Современные гипотезы развития жизни на Земле.
Основные этапы развития жизни.
Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Л. р. №5
“Изучение палеонтологических доказательств
эволюции”.
Развитие жизни в протерозое, палеозое.
Развитие жизни в мезозое и кайнозое.
11 67
68
69
70
Урокэкскурсия в краеведческий музей.
Обобщающий урок за год.
Резерв.
Резерв.
Итого
70ч
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебнометодический комплект для 10 класса
1.
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Введение в общую биологию
и экологию. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2011. 304 с;
В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов: «Введение в общую
биологию. 9 класс» М.: Дрофа, 2014;
В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»:
Тематическое и поурочное планирование к учебнику М.: Дрофа, 2009;
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г,
Аркадьев М ; Дрофа, 2006;
Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник
для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;
Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.:
«Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 611 классы: Справочное
пособие. М.: Дрофа, 2002;
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум»,
1998;
9.
Пименов А.В., Пименова И.И. Биология. Дидактические материалы к разделу
«Общая биология». М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;
Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
10.
11.
12.
М.: Просвещение, 1997;
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному
экзамену: Общая биология. М.: Дрофа, 2004. 216с;
В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая
тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. М.: Дрофа, 2006. 96 с.
12.Биология 5 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к
комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М.
Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009 92с.
MULTIMEDIA поддержка курса «Биология. Введение в общую биологию»
Лабораторный практикум. Биология 611 класс (учебное электронное
•
издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
•
Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа,
Физикон, 2006
Интернетресурсы.
•
Используемый учебнометодический комплект.
1.А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и
экологию. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2006. 304 с;
2.В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и
поурочное планирование к учебнику М.: Дрофа, 2005;
12 3.Дубинина Н.В.., Пасечник В.В. Биология, грибы, растения, 6класс: Тематическое и
поурочное планирование к учебнику. М.: Дрофа, 2001.
Дополнительная литература.
1. Беркинблит М.Б., Чуб В.В. Биология. Экспериментальный учебник для учащихся 6
классов – М: МИРОС, 1992.
2. Сухова Т.С. Тесты по биологии 611 классы: Учебнометодическое пособие М.:
Дрофа, 2001.
3. Никишов А.И. Косорукова Л.С. Ботаника Дидактический материал – М: РАУБ –
«Илекса»,1998.
4. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 68кл.:
Методическое пособие – М: Дрофа, 1997.
5. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. Пособие
для учителей – Санкт – Петербург: «АКЦИДЕНТ», 1998.
6. Тесты. Биология. 9 класс варианты и ответы централизованного итогового тестирования.
М.: ОАО Московская типография № 6, 2007
Интернет ресурсы:
1. http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];
2. http://easyen.ru [Современный учительский портал];
3. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
4. http://indigomir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];
5. http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];
6. http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
7. www.pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];
8. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
9. http://pedsovet.org[Всероссийский интернетпедсовет];
10. www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
11. http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного
стандарта]
12. http://schoolcollection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
13. http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
14. http://www.методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал
Методкабинет.РФ»];
15. http://www.drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];
16. http://www.examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];
17. http://www.fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];
18. http://www.mioo.ru [Сайт Московского института открытого образования];
19. http://www.moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»];
13 20. http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];
21. http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];
22. http://www.schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];
23. http://www.uchportal.ru [Учительский портал];
24. http://w.school2100.ru/
25. http://wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];
26. http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам].
Сайты, содержащие учебные материалы по биологии
1. Научная сеть. www.nature.ru Научная информация по основным разделам биологии. Аннотации
книжных новинок, научные статьи, биографии ученых.
2. Тропинка в загадочный мир. www.biodan.narod.ru
Размещена информация по ботанике. зоологии, антропологии, юриспруденции в биологии. Здесь же
представлен каталоги сайтов по биологии и базы данных.
3. Государственный дарвиновский музей. http://www.darwin.museum.ru Можно познакомиться с
экспозициями музея, содержанием выставок, совершить виртуальную экскурсию, поучаствовать в
конференциях, узнать книжные новинки.
4. Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа» http://www.livt.net/ 4 862
фотографии, классификация живых существ
5. МПР России. http://www.mnr.gov.ru/ Сайт с государственной информацией Министерства
природных ресурсов РФ.
В качестве демонстрационного материала на уроках используются электронные пособия, имеющие
гриф «Допущено МОиН РФ»:
1. Биология. Лабораторный практикум. 611 класс (2 CD), 2004
2. Репетитор по биологии. Виртуальная школа « Кирилла и Мефодия»,2010
3. 1С: Репетитор. Биология + Варианты ЕГЭ
4. Интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ. Биология/ Новая школа, 2013
. 5. Основы общей биологии, 9 класс, серия 1С Школа.
Средства информационных и коммуникационных технологий
Компьютер учителя
Компьютер для учащихся
Телевизор
Видеомагнитофон
DVD – плеер
Флеш память
Акустическая система
Наглядные средства обучения
1. Демонстрационные презентации к урокам.
2.Таблицы «Уровни организации живой природы»:
Молекулярный уровень
Клеточный уровень
14 Организменный уровень
Популяционно видовой уровень
Экосистемный уровень
Биосферный уровень
3. Комплект таблиц: «Растения и окружающая среда»
4.Набор микропрепаратов по общей биологии
5.Гербарии растений
Дидактический материал по общей биологии
Дидактический материал по ботанике. Константинов В.М., Дорохина Л.Н., “Биология”
6 класс Демонстрационные таблицы”
Кроссворды
Тесты
Лабораторное оборудование
1. Чашки Петри
2. Пробирки
3. Химические стаканы
4. Пинцеты
5. Предметные стекла
6. Покровные стекла
7. Микроскопы
15
Рабочая программа по биологии (10 класс, биология)
Рабочая программа по биологии (10 класс, биология)
Рабочая программа по биологии (10 класс, биология)
Рабочая программа по биологии (10 класс, биология)
Рабочая программа по биологии (10 класс, биология)
Рабочая программа по биологии (10 класс, биология)
Рабочая программа по биологии (10 класс, биология)
Рабочая программа по биологии (10 класс, биология)
Рабочая программа по биологии (10 класс, биология)
Рабочая программа по биологии (10 класс, биология)
Рабочая программа по биологии (10 класс, биология)
Рабочая программа по биологии (10 класс, биология)
Рабочая программа по биологии (10 класс, биология)
Рабочая программа по биологии (10 класс, биология)
Рабочая программа по биологии (10 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.