РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (профильный курс)
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (профильный курс)

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
биология
10 кл
18.02.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (профильный курс)
1. Планируемые результаты обучения В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен знать /понимать: • основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;; • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; • биологическую терминологию и символику;
1. Рабочая программа по биологии 10 класс базис. Шевцова С.Т. - профиль.doc
Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение  Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1                               «Рассмотрено»                            Руководитель ШМО                             _____________/Шевырева О.Д./                                                                 ФИО                             Протокол заседания ШМО № 1                              от «29» августа 2016г.                                 «Согласовано»                                 Заместитель директора по УВР                                 МКОУ  Калачеевская   СОШ  № 1                               _____________/_Гудова Г.Н./                                                                       ФИО                                  «30» августа 2016 г.                                          «Утверждаю»                                       Директор МКОУ                                        Калачеевская СОШ № 1                                       ____________________/Ивонина Т.В./                                                                                             ФИО                                        Приказ №  142 от «01»сентября 2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по  биологии,  10  класс (профильный курс) предмет, класс (параллель) Шевцова Светлана Тихоновна Ф.И.О. учителя учитель биологии, ВКК должность, категория                                                                                                                                                                                    Рассмотрено на заседании                                                                                            педагогического совета                                                                                                   протокол № 1                                                                                                   от «31» августа 2016 г. 1 2016 ­ 2017  учебный год 1. Планируемые результаты обучения В результате изучения биологии на базовом уровне  в 10 классе ученик должен   знать /понимать: основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;;  сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,  вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;  биологическую терминологию и символику; уметь объяснять:  роль   биологии   в   формировании   научного   мировоззрения;   вклад   биологических   теорий   в   формирование   современной естественнонаучной   картины   мира;   единство   живой   и   неживой   природы,   родство   живых   организмов;   отрицательное   влияние   алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,  решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания; выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;  анализировать и оценивать  глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; находить  информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно­популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).              2 Название раздела 1. Биология как  наука. Методы  научного познания. Кол­во  часов 4. 2. Клетка. 25. 2.   Содержание  учебного курса. Содержание по разделам. Основные виды деятельности  учащихся Инструктаж   по   технике   безопасности.   Биология   как   наука. Место   биологии   в   системе   наук.   Значение   биологии   для понимания   научной   картины   мира.   Связь   биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией,   астрономией   и   др.).   Роль   биологических   теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины   мира.   Объект   изучения   биологии   —   биологические системы.   Общие   признаки   биологических   систем.   Методы познания живой природы.   Предмет,   задачи   и   методы   исследования   современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.  Значение   клеточной   теории   для   развития   биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица   живого.  Химический   состав   клетки.   Вода   и   другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в   регуляции   процессов   жизнедеятельности.  Строение прокариотической   клетки.   Строение   эукариотической   клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции   ядра.   Химический   состав   и   строение   хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. 3     приборами   правила работы     с Соблюдать и биологическими инструментами,   правила   работы   в кабинете   биологии.   Знать   цели   и   задачи курса,   место   предмета   в   системе естественных наук, методы исследования в биологии.   Выделять   отличительные признаки живых организмов.    существенные Характеризовать   уровни   организации живой   природы,   сравнивать   химический состав живых организмов   и тел неживой природы,   делать   выводы     на   основе сравнения,  приводить примеры.   признаки Выделять строения   и   процессов   жизнедеятельности клетки.   Различать   на   таблицах   основные части   и   органоиды   клетки.   Выявлять взаимосвязи   между   строением   и   Наблюдать   и функциями   клеток. описывать готовых микропрепаратах. Выделять существенные признаки   процессов   обмена   веществ   и   клетки   на превращения энергии, питания,   дыхания, транспорта веществ в клетке и организме.   существенные Выделять   признаки процессов   роста,   развития,   размножения. Сравнивать   половое   и   бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост, развитие.  3. Организм. 26.   Генетический   код. Особенности   строения   клеток   бактерий,   грибов,   животных   и растений.   Вирусы   и   бактериофаги­Вирус   СПИДа.  Обмен веществ   и   превращения   энергии   в   клетке.   Каталитический характер   реакций   обмена   веществ.   Пластический   и энергетический   обмен.   Основные   этапы   энергетического обмена.   Отличительные   особенности   процессов   клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и   гетеротрофы.   Фотосинтез,   его   фазы,   космическая   роль   в биосфере.  Хемосинтез   и  его   значение  в  биосфере.  Биосинтез белков.   Понятие   о   гене.   ДНК   —   источник   генетической информации.   Матричный   принцип биосинтеза   белков.   Образование   иРНК   по   матрице   ДНК. Регуляция   биосинтеза.  Понятие   о   гомеостазе,   регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке. Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Митоз как основа   бесполого   размножения   и   роста   многоклеточных организмов,   его   фазы   и   биологическое   значение.   Формы размножения   организмов.   Бесполое   размножение   и   его   типы. Половое   размножение.   Мейоз,   его   биологическое   значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности опло­ дотворения   у   цветковых   растений.   Биологическое   значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогене­ за)   организмов.   Деление,   рост,   дифференциация   клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений.   Взаимовлияние   частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие   зародыша.   Рост   и   развитие   организма.   Уровни приспособления   организма   к   изменяющимся   условиям. Старение   и   смерть   организма.   Специфика   онтогенеза   при бесполом размножении.    Онтогенез   животных. 4 Объяснять механизмы наследственности и  изменчивости.   Множественные   аллели. История   развития   генетики.   Закономерности   наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения   наследственности.   Моногибридное   скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование.   Закон   чистоты   гамет   и   его   цитологическое обоснование.   Анализирующее скрещивание.   Дигибридное   и   полигибридное   скрещивание. Закон   независимого   комбинирования.   Фенотип   и   генотип. Цитологические основы генетических наследований. Генетическое   определение   пола.   Генетическая   структура половых   хромосом.   Гомогаметный   и   гетерогаметный   пол. Наследование   признаков,   сцепленных   с   полом.  Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление   генов.   Генетические   карты   хромосом.   Генотип   как   целостная   и   Хромосомная цитоплазматическая   наследственность.   Взаимодействие аллельных     неполное   доминирование, кодоминирование   и   сверхдоминирование)   и   неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков.   Плейотропия.   Основные   формы   изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и   геномные   мутации.   Соматические   и   генеративные   мутации. Полулетальные   и   летальные   мутации.   Причины   и   частота мутаций,   мутагенные   факторы.   Эволюционная   роль   мутаций. Комбинативная   изменчивость.   Возникновение   различных комбинаций   генов   и   их   роль   в   создании   генетического разнообразия   в   пределах   вида.   Эволюционное   значение комбинативной   изменчивости.   Закон   гомологических   рядов   в наследственной   изменчивости.    или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии   и   проявлении   признаков   и   свойств.   Статистические закономерности   модификационной   изменчивости.   Управление Фенотипическая, (доминирование,   система. (ядерная) 5 Методы   изучения   наследственности   человека.   Характер наследования   признаков   у   человека.   Влияние   среды   на генетическое   здоровье   человека.   Генетические   болезни. Социальные проблемы генетики.  Обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу. 4. Заключение. 2. Знать методы  изучения наследственности  человека, характер наследования  признаков у человека, влияние среды на  генетическое здоровье человека. Использовать ранее полученные знания,  обобщать, анализировать, строить  обобщающие таблицы, схемы, работать с  разными источниками информации,  выполнять задания разного уровня. 3.  Учебно­тематическое  планирование.  «Общая биология». 10 класс. (68 часов, 2 раз в неделю). Тема учебного занятия        Виды деятельности. Дата Кол­во  часов 4. №  урока 1. Тема раздела  учебных занятий 1. Биология как  наука. Методы  научного  познания. 2.  Клетка. 25. 2 3 4 5. 6 7. 8 9. 10 Предмет   и   задачи   общей   биологии. Методы биологии. Инструктаж по  ТБ. Методы исследования в биологии. Свойства   живого.   Уровни   организации живой материи. Разнообразие   биологических   систем     и процессов Клеточная   теория.   Химического   состава клетки. Неорганические соединения. История открытия и изучения клетки. Углеводы и липиды. Углеводы и липиды Строение и функции белков. Свойства и функции белков   Лабораторная   работа   «Ферментативное расщепление   пероксида   водорода   в растительных и животных клетках» 11. Нуклеиновые кислоты. АТФ. 6 02.09. 07.09 09.09. 14.09 16.09. 21.09 23.09. 28.09 30.09. 05.10 07.10. 12 13.  14 15.  16 17.  18 19. 20 21. 22 23. 24 25 26 27 28 29 Зачет  № 1 по теме « Химия клетки» Цитология – наука о клетке. Клеточная теория. ядро.   Хромосомы,     одномембранные Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Наружная цитоплазматическая мембрана. Цитоплазма Полуавтономные органоиды клетки Строение   клетки: органоиды. Клеточное хромосомный набор. Строение   клетки:   двумембранные   и немембранные органоиды клетки. Прокариотическая  клетка. Различия   в   строении   клеток   эукариот   и прокариот.  Особенности клеток растений. Сравнение клеток растений, животных и грибов.  Особенности клеток грибов Неклеточные формы жизни. Вирусы – неклеточные формы жизни Урок консультация. Зачет   №   2   по   теме   «Клеточные структуры и их функции» Обмен веществ и энергии в клетке. 7 Лабораторная   работа   «Приготовление   и описание     микропрепаратов   клеток растений». Лабораторная   работа   «Плазмолиз   и деплазмолиз в клетках растений» Лабораторная   работа   «Строение   клеток эукариот и прокариот». Лабораторная работа  «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на  готовых микропрепаратах и их описание». Лабораторная работа  «Строение грибной  клетки» 12.10 14.10. 19.10 21.10. 26.10 28.10. 09.11 11.11. 16.11 18.11. 23.11 25.11.  30.11 02.12. 07.12 09.12. 14.12 16.12. 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41. 42 3.Организм. 26. Энергетический энергетического обмена  Фотосинтез. Хемосинтез.   обмен.   Стадии Значение фотосинтеза Синтез   белков   в   клетке.   Генетический код. Транскрипция. Брожение и дыхание Синтез   белков   в   клетке.   Транспортные РНК. Трансляция. Генетический код  Урок – практикум. Урок – практикум.  Зачет № 3 по теме «Основы цитологии». Урок – практикум. Клеточный цикл. Митоз. Амитоз. Митоз. Фазы митоза Практическая работа   «Решение задач по  молекулярной  биологии». Практическая работа   «Решение задач  по молекулярной  биологии». Разноуровневые тесты. Практическая работа   «Решение задач  по молекулярной  биологии». 43. Мейоз. Формы  размножения организмов. 44 45 46 Мейоз. Фазы мейоза     половых Развитие Оплодотворение. Сравнение   способов деления клеток и их  биологическая роль клеток. 8 21.12 23.12. 28.12 30.12. 18.01 20.01. 25.01 27.01. 01.02 03.02. 08.02 10.02. 15.02 17.02. 22.02 24.02. 01.03 47 48 49 50 51 Эмбриональный   и   постэмбриональный периоды развития организмов.  Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных Индивидуальное    развитие  организмов  – онтогенез. Вегетативное размножение. Бесполое и половое размножение. Генетика. Моногибридное скрещивание. 52 История развития  генетики как науки. 53 Множественные аллели.   Анализирующее скрещивание. Гибридологический   метод   изучения наследования признаков, разработанный Г. Менделем Дигибридное скрещивание.  54 55 56 57 58 59 Практическая   работа     «Решение генетических   задач   на   моногибридное скрещивание» Хромосомная  теория наследственности.  Сцепленное наследование. Практическая   работа     «Решение генетических   задач   на   дигибридное скрещивание» Взаимодействие   неаллельных   генов. Цитоплазматическая  наследственность. 9 Лабораторная работа  «Выявление  признаков сходства зародышей человека и  других млекопитающих как доказательство их родства». Практическая работа   «Составление простейших  схем скрещивания». Практическая генетических задач».   работа  «Решение 02.03. 08.03 09.03. 15.03 16.03. 22.03 23.03. 05.04 06.04. 12.04 13.04 19.04 20.04. 60 Практическая   работа     «Решение генетических   задач   на   сцепленное наследование» 61. Модификационная изменчивость. Обобщение знаний 62 63 Мутационная     изменчивость.   Значение генетики для медицины и селекции. Зачет  по теме «Решение генетических задач» Наследование признаков у человека.    Лабораторная   работа изменчивости   организмов. вариационного ряда». «Изучение   Построение   «Выявление Практическая   работа   источников   мутагенов     в   окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на организм». Практическая   работа     «Решение генетических   задач   на   сцепленное наследование с полом» Обобщающий урок за курс 10 класса. Резервный урок. Разноуровневые тесты . 26.04 27.04. 03.05 05.05 10.05 12.05 17.05. 19.05. 24.05. 64 65 66 67.     68. 6. Заключение 2.  УМК  для учителя.    Информационно – методическое  обеспечение. Приложение 1. Каменский А.А. Общая биология. 10­11 класс: учеб.  для  общеобразоват. учреждений  ­ 2­е изд., стереотип. ­ М.: Дрофа, 2007. ­367с. 2. Оданович М.В., Старикова Н.И., Гаджиева Е.М., Щелчкова Е.Ю.  5­11 классы: развернутое тематическое планирование. УМК «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника /авт.­сост. М.В. Оданович  и др. – Волгоград: Учитель, 2011.­ 168с. 3. Пальдяева Г. М. Биология 5 ­ 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010. – 92с. 4. Пименов А.В. Уроки биологии в 10­11 классах. Часть 1. Развернутое планирование. ­  Ярославль: Академия развития, 2006. – 224с. 5. Пименов А.В. Уроки биологии в 10­11 классах. Часть 2. Развернутое планирование. ­  Ярославль: Академия развития, 2006. – 288с 10 6.  Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10­11 кл.: тематическое и поурочное планирование/ В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. – М.: Дрофа,          2010. 7. Чередниченко И.П.. Оданович М.В. Рабочие программы по биологии (по  программам Н.И Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н.      Пономаревой). – М.: Глобус, 2009. – 464с. Дополнительная литература: 1. Адельшина Г.А., Адельшин Ф.К.генетика в задачах. – М.: Планета, 2011. – 174с. 2. Бодрова Н.Ф. Готовимся к ЕГЭ по биологии. – Воронеж: ВОИПКРО, 2006. – 158с. 3. Ващенко О.Л. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебникам В. К. Шумского, Г.М. Дымшица, А.О. Рувинского, В.Б. Захарова, С.Г.    4. Дудкина О. П. Биология. 6­11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания /авт.­сост. О.П. Дудкина. – Волгоград: Учитель. 2011. –          255с. 5. Тепаева Л.А. Биология. 10­11 классы: организация контроля на уроке. Контрольно­измерительные материалы. – Волгоград: Учитель, 2010. –       223с. 6. Лернер Г.И. ЕГЭ 2011. Биология: репетитор. – М.: Эксмо, 2010. – 320с. 7. Лернер Г.И. ЕГЭ 2011. Биология: сборник заданий. – М.: Эксмо, 2010. – 304с. 8. Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицвопросы: 10­11 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 224с. 9. Мамонтова, Н.И. Сонина. Профильный уровень. – Волгоград: Учитель, 2009. – 351с. 10. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 464с. 11. Пименов А.В., Пименова И.Н. биология для поступающих в вузы. Общая биология. Дидактические материалы. Ярославль: Академия развития,       2007. – 352с. Интернет­ресурсы: 1.       http://bio.1september.ru ­ газета «Биология» ­ приложение к «1 сентября». 2.       www.bio.nature.ru ­ научные новости биологии. 3.       www.edios.ru ­ Эйдос ­ центр дистанционного образования. 4.       www.km.ru/education ­Учебные материалы и        словари на сайте «Кирилл и Мефодий».       5.      www. (http://school­collection.–  «Единая коллекция Цифровых Образовательных   Ресурсов».       6.       http://bio.1september.ru/urok/ ­Материалы к уроку.        7.       http://ebio.ru/ ­ Электронный учебник «Биология».        8.       http://djvu­inf.narod.ru/­ электронная библиотека.   УМК для учащихся 1. Бодрова Н.Ф. Рабочая тетрадь по биологии. «Общая биология». 10 класс.­ Воронеж: ООО «Метода», 2014. 11 2. Каменский А.А. Общая биология. 10­11 класс: учеб.  для  общеобразоват. учреждений  ­ 2­е изд., стереотип. ­ М.: Дрофа, 2007. ­367с. 12

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (профильный курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (профильный курс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017