Рабочая программа учебного предмета «Общая биология» составлена на основе обязательного минимума содержания для средней (полной) школы на основе положения о рабочей программе в МКОУ Мазунинской СОШ. Используется УМК А.А.Каменский, Е.А.Крикскунов, В.В.Пасечник. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МКОУ Мазунинской СОШ, из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 2 часа в неделю (68 ч. в год), из них 8 ч. НРК. Тематическое планирование разработано в полном соответствии с данной программой, но учитель оставляет за собой право корректировать порядок учебных часов (от 2 до 4-х) по причинам праздничных дней, больничного листа и попадания контрольных работ на дни, которые по СанПину не рекомендованы.
биология 11 класс.doc
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Общая биология» составлена на основе обязательного
минимума содержания для средней (полной) школы на основе положения о рабочей программе в
МКОУ Мазунинской СОШ. Используется УМК А.А.Каменский, Е.А.Крикскунов, В.В.Пасечник. В
соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования
программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 1 час в неделю. В
соответствии с учебным планом МКОУ Мазунинской СОШ, из компонента общеобразовательного
учреждения добавлен 1 час. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе
в объеме 2 часа в неделю (68 ч. в год), из них 8 ч. НРК. Тематическое планирование разработано в
полном соответствии с данной программой, но учитель оставляет за собой право корректировать
порядок учебных часов (от 2 до 4х) по причинам праздничных дней, больничного листа и попадания
контрольных работ на дни, которые по СанПину не рекомендованы.
Обязательный минимум содержания
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая
организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий,
идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания
живой природы.
КЛЕТКА
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория.
Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме
человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки.
Вирусы – неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной
информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.
Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под
микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и
животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
ОРГАНИЗМ
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.
Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое
размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов.
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя,
никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях
наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология
и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория
наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека.
Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и
профилактика. Селекция.
Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения
культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в
биотехнологии (клонирование человека).
Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и
других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде
(косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление
простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических
аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
ВИД
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной
теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной
картины мира. Вид, его критерии. Популяция структурная единица вида, единица эволюции.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции.
Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов
на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.
Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому
критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез
происхождения жизни и человека.
ЭКОСИСТЕМЫ
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура
экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины
устойчивости и смены экосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере . Роль
живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические
проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей
среде. Правила поведения в природной среде.
Цели обучения по курсу «Общая биология»:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории
развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в
биологической науке; роли биологической науки в формировании современной
естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами
с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и
анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных
и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций,
различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными
источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного
отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при
обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и
собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил
поведения в природе. Изучение предмета «Общая биология» способствует решению следующих задач:
формирование поэтапного усвоения особенностей организации живой материи на всех уровнях;
систематизации знаний о живых организмах;
выработать биологическое мышление;
стимулировать процесс познания биологических дисциплин;
развить склонность к анализу;
планомерно познавать процессы происходящие в живой природе;
узнать о роли химических и физических процессов в живых системах различного иерархического
уровня;
познакомиться с сущностью эволюционных процессов в органическом мире;
выделить основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства и
ряде отраслей промышленности, охране окружающей среды.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина);
учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей
изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и
естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ
и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических
теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и
неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека,
экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины
эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний,
мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и
схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей
среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу,
зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей
местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и
делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и
человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной
деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах,
справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и
критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных
привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми
продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,
искусственное оплодотворение).
Учебнотематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Тема
Основы учения об эволюции.
Основы селекции и
биотехнологии.
Антропогенез
Основы экологии
Эволюция биосферы и человек
«Роль биологии в будущем».
Обобщение и повторение
материала за курс
Итого:
Колво
часов
(всего)
20
8
7
19
11
1
2
68
НРК
Лаб.раб.
Контроль
экскурсии
Л.р. – 3
Эк. 1
Л.р. – 1
Эк. 1
6
4
1
2
1
8
2
1
1
1
1
6 №
п/
п
1.
3.
5.
6.
I. Основы учения об
эволюции. (20ч.)
Развитие эволюционного
учения Ч. Дарвина.
2. Чарльз Дарвин и основные
положения его теории.
Вид, его критерии.
Лабораторная работа №1
«Изучение
морфологического критерия
вида».
4. НРК Популяции.
Популяции растений и
животных Сарапульского
района
Генетический состав
популяций.
Изменения генофонда
популяций.
Разделы, темы, уроки
Наглядные и практические
методы
Знания, умения, навыки
ОУУН
Учебная программа
Таблицы по общей биологии,
иллюстрирующие систему живой
природы; портреты К. Линнея,
Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина
Географическая карта мира;
ксерокопии обложек книг Ч.
Дарвина.
Таблицы, иллюстрирующие
критерии видов растений и
животных, комнатные растения.
Таблицы, иллюстрирующие
популяции и виды, фотографии
представителей местной флоры и
фауны.
Таблицы, иллюстрирующие
примеры популяций и
генетические процессы в них,
уровневую организацию живой
природы.
Кинофильм «Современная теория
эволюции».
Эволюция. Систематические
категории, закон зародышевого
сходства
Уметь проводить самостоятельный
поиск биологической информации.
Эволюция, наследственная
изменчивость, естественный отбор,
борьба за существование.
Биологический вид, критерии вида:
морфологический, физиологический,
экологический, географический,
исторический.
Уметь раскрывать содержание основных
биологических понятий.
Устанавливать причинноследственные
связи, аналогии.
Пользоваться исследовательскими
умениями, проводить описание
биологических объектов, проводить
сравнение, формулировать выводы.
Популяции.
Примеры видов и популяций
Сарапульского района
Генофонд популяции.
Генетическое равновесие, случайные
изменения состава генофонда, дрейф
генов, направленные изменения
генофонда.
Многообразие видов
Уметь раскрывать содержание
основных
биологических понятий.
Устанавливать причинноследственные
связи, аналогии.
Уметь проводить самостоятельный
поиск биологической информации.
Пользоваться исследовательскими
7
НРК Экскурсия № 1.
Инструктивные карточки Многообразие видов.
Сезонные изменения в
природе (окрестности
школы).
Борьба за существование и
её формы.
Естественный отбор и его
формы.
8.
9.
10. НРК Приспособленность
организмов.
Л.р.
№2«Приспособленность
организмов обитающих на
территории УР к среде
обитания как результат
действия естественного
отбора»
11. Изолирующие механизмы.
12. НРК Видообразование.
Эндемичные и реликтовые
виды Сарапульского
района
Макроэволюция, её
доказательства.
13
14.
Таблицы и фотографии,
иллюстрирующие проявление в
органическом мире борьбы за
существование.
Диапозитивы «Эволюция
органического мира», таблица
«Естественный отбор»,
коллекции насекомых.
Диапозитивы «Эволюция
органического мира», таблица
«Естественный отбор»,
коллекции насекомых.
Борьба за существование, формы
борьбы за существование:
внутривидовая,
межвидовая, борьба с
неблагоприятными условиями.
Естественный отбор, биологические
адаптации, формы естественного
отбора: стабилизирующий, движущий,
дизруптивный,
полиморфизм, половой.
Естественный отбор, биологические
адаптации, формы естественного
отбора: стабилизирующий, движущий,
дизруптивный,
полиморфизм, половой.
умениями, проводить описание
биологических объектов, проводить
сравнение, формулировать выводы.
Уметь проводить самостоятельный
поиск биологической информации.
Примеры естественного отбора в
популяциях разных видов местной
флоры и фауны.
Уметь раскрывать
содержание основных
биологических понятий.
Устанавливать причинноследственные
связи, аналогии.
Таблицы, иллюстрирующие
проявления в живой природе
основных типов и различных
групп изолирующих механизмов.
Физическая карта Европы и Азии,
таблицы «Критерии вида»,
«Географическое
видообразование»,
«Экологическое
видообразование».
Кинофильм «Эволюция и методы
изучения эволюции»;
коллекции «Гомология плечевого
и тазового пояса позвоночных»,
«Гомология строения
Репродуктивная изоляция,
изолирующие механизмы:
предзиготические, постзиготические.
Умение работать в группе.
Осуществлять самоконтроль и
самоанализ учебной деятельности.
Микроэволюция, аллопатрическое
(географическое) видообразование,
симпатрическое (экологическое)
видообразование.
Уметь самостоятельно
работать с текстом учебника, другими
источниками, выделять
главное и обобщать.
Макроэволюция, переходные формы,
Филогенетические ряды.
Уметь раскрывать
содержание основных
биологических понятий.
Устанавливать причинноследственные
связи, аналогии. конечностей позвоночных»,
«Рудиментарные органы
позвоночных»,
палеонтологические находки.
Таблицы, иллюстрирующие
систематические группы и общие
схемы с изображением
родословных древ растений и
животных, коллекции насекомых
разных видов.
Кинофильм «Основные
направления эволюции», таблицы
«Ароморфоз и идиоадаптация
растений», «Схемы
кровообращения позвоночных
животных», «Схемы головного
мозга позвоночных», «Развитие
органического мира».
Кинофильм «Основные
направления эволюции», таблицы
«Ароморфоз и идиоадаптация
растений», «Схемы
кровообращения позвоночных
животных», «Схемы головного
мозга позвоночных», «Развитие
органического мира».
Таблицы по общей биологии,
гербарные материалы растений,
рисунки и коллекции животных,
иллюстрирующие процессы
видообразования
Таблицы по общей биологии,
иллюстрирующие движущие силы
эволюции, «Биогеоценоз
дубравы», «Биосфера»,
диапозитивы «Эволюция
органического мира».
15. Система растений и
животных – отображение
эволюции.
16. Главные направления
эволюции органического
мира.
17. Главные направления
эволюции органического
мира.
Л.р.№3 «Выявление
ароморфозов и
идиоадаптаций у растений и
животных»
18. Синтетическая теория
эволюции и ее основные
положения.
19
20.
Зачётнообобщающий урок
по теме
«Основы учения об
эволюции».
II. Основы селекции и
биотехнологии. (8 ч.)
Биноминальное название видов,
естественная классификация.
Умение работать в группе.
Осуществлять самоконтроль и
самоанализ учебной деятельности.
Параллелизм, конвергенция,
дивергенция, ароморфоз,
идиоадаптация, общая дегенерация,
биологический прогресс,
биологический регресс.
Уметь раскрывать
содержание основных
биологических понятий.
Устанавливать причинноследственные
связи, аналогии.
Параллелизм, конвергенция,
дивергенция, ароморфоз,
идиоадаптация, общая дегенерация,
биологический прогресс,
биологический регресс.
Пользоваться исследовательскими
умениями, проводить описание
биологических объектов, проводить
сравнение, формулировать
выводы.
Основные положения (постулаты)
СТЭ
Уметь проводить самостоятельный
поиск биологической информации.
Термины и понятия темы
«Основы учения об эволюции».
Уметь пользоваться
исследовательскими умениями,
осуществлять самоконтроль и
самоанализ учебной деятельности 21. Основные методы селекции
и биотехнологии.
22. НРК Методы селекции
растений. Основные сорта
зерновых культур
выращиваемых на
территории УР
23. Методы селекции растений.
Таблицы, иллюстрирующие общие
методы селекции, использование
клеточной и генной и генной
инженерии, альбомы и
фотографии сортов растений и
пород животных, муляжи плодов
некоторых культурных растений.
Таблицы, иллюстрирующие закон
гомологических рядов в
наследственной изменчивости и
центры происхождения
культурных растений, муляжи
некоторых овощных, плодовых и
др. культур.
Таблицы, иллюстрирующие закон
гомологических рядов в
наследственной изменчивости и
центры происхождения
культурных растений, муляжи
некоторых овощных, плодовых и
др. культур.
24. Методы селекции животных. Таблицы и схемы,
иллюстрирующие применение
различных методов в селекции
животных; альбомы и
фотографии с изображением
разных пород с/х животных.
Таблицы с изображением
прокариотических и
эукариотических организмов,
таблицы и схемы,
иллюстрирующие методы
селекции микроорганизмов и
технологию генной инженерии.
Таблицы и схемы,
иллюстрирующие обязательные
этапы биотехнологических
процессов.
Таблицы по строению костей ,
25. Селекция микроорганизмов.
26. Современное состояние и
перспективы биотехнологии.
27. Бионика
Селекция, порода, сорт, штамм,
аутбридинг, инбридинг, гетерозис,
биотехнология, клеточная инженерия;
гибридизация близкородственная,
неродственная и отдалённая.
Уметь раскрывать содержание
основных
биологических понятий.
Устанавливать причинноследственные
связи, аналогии.
Центры происхождения культурных
растений, закон гомологических
рядов наследственной изменчивости,
протопласт.
Уметь работать терминами, текстом
учебника, составлять обобщающие
таблицы. Проводить сравнение.
Центры происхождения культурных
растений, закон гомологических
рядов наследственной изменчивости,
протопласт.
Уметь работать терминами, текстом
учебника, составлять обобщающие
таблицы. Проводить сравнение.
Полиэмбриония, генетическое
клонирование.
Уметь работать терминами, текстом
учебника, составлять обобщающие
таблицы. Проводить сравнение.
Клон, штамм.
Уметь работать терминами, текстом
учебника, составлять обобщающие
таблицы. Проводить сравнение.
Биологические удобрения, биогумус,
культура тканей, экологические виды
топлива.
Уметь проводить самостоятельный
поиск биологической информации.
Бионика
Анализ, синтез, сравнение, 28. Обобщающий урок по теме
«Основы селекции и
биотехнологии».
III. Антропогенез (7 ч.)
29. Положение человека в
системе органического
мира.
30. Основные стадии
антропогенеза.
31. Основные стадии
антропогенеза.
32. Движущие стадии
антропогенеза.
33. Прародина человека.
34. Расы и их происхождение.
стеблей злаков, коллекции: сот
пчёл, стрекоз и СD «Кирилла и
Мефодия»
Таблицы по теме, альбомы с
изображением пород с/х
животных, муляжи сортов с/х
растений.
Таблицы «Родословное древо
животного мира», «Приматы»,
модель «Происхождение
человека», научнопопулярная
литература по проблеме
происхождения человека.
Таблицы с изображением
ландшафта кайнозойской эры,
«Стадии эволюции человека»,
модель «Происхождение
человека».
Таблицы с изображением
ландшафта кайнозойской эры,
«Стадии эволюции человека»,
модель «Происхождение
человека».
Таблицы с изображением всех
предковых форм человека, бюсты
древних и современного человека.
Таблицы, иллюстрирующие
гипотезы происхождения
человека, географическая карта
мира.
Таблица «Человеческие расы»,
бюсты людей различных рас.
Термины и понятия уроков темы
«Основы селекции и биотехнологии».
Антропология, Человек разумный
(Homo sapiens).
Парапитеки, дриопитеки,
палеоантропы, неоантропы,
питекантропы, неандертальцы,
кроманьонцы, человек умелый,
человек прямоходящий.
Парапитеки, дриопитеки,
палеоантропы, неоантропы,
питекантропы, неандертальцы,
кроманьонцы, человек умелый,
человек прямоходящий.
Социальные факторы антропогенеза:
трудовая деятельность, общественный
образ жизни, речь и мышление.
Прародина человека, молекулярно
генетические методы исследования.
Человеческие расы: европеоидная,
негроидная, монголоидная, расогенез,
расизм.
35. Обобщающий урок по теме
«Антропогенез».
Бюсты древних людей и
представителей современных рас,
модель «Происхождение
человека», скелет человека и
Понятия и термины темы
«Антропогенез».
практические выводы
Уметь пользоваться
исследовательскими умениями,
осуществлять самоконтроль и
самоанализ учебной деятельности
Уметь раскрывать
содержание основных
биологических понятий.
Устанавливать причинноследственные
связи, аналогии.
Уметь работать терминами, текстом
учебника, составлять обобщающие
таблицы. Проводить сравнение.
Уметь работать терминами, текстом
учебника, составлять обобщающие
таблицы. Проводить сравнение.
Умение работать в группе.
Осуществлять самоконтроль и
самоанализ учебной деятельности.
Уметь самостоятельно работать с
текстом учебника, другими
источниками, выделять главное и
обобщать.
Уметь самостоятельно работать с
текстом учебника, другими
источниками
Уметь пользоваться
исследовательскими умениями,
осуществлять самоконтроль и
самоанализ учебной деятельности IV.Основы экологии(19ч.)
36. Что изучает экология.
Среда обитания организмов
и её факторы.
37
38.
39. Местообитание и
экологические ниши.
40. Основные типы
экологических
взаимодействий.
41. Основные типы
экологических
взаимодействий.
42. Конкурентные
взаимодействия.
43. Основные экологические
характеристики популяции.
млекопитающих.
Таблицы и схемы
иллюстрирующие примеры
взаимоотношений организмов
друг с другом и с окружающей
средой, портрет Э. Геккеля,
научнопопулярная литература по
экологии.
Таблицы, иллюстрирующие
воздействие различных факторов
на организмы. СD «Кирилла и
Мефодия»
Таблицы, иллюстрирующие
местообитание и экологические
ниши некоторых видов растений,
животных, грибов.
Таблицы с изображением
основных типов экологических
взаимодействий организмов
разных видов.
Таблицы с изображением
основных типов экологических
взаимодействий организмов
разных видов. СD «Кирилла и
Мефодия»
Таблицы, иллюстрирующие
распространение в природе
конкурентных взаимодействий.
Таблицы, иллюстрирующие
основные экологические
характеристики популяции.
44. Динамика популяции.
Таблицы, схемы, графики,
иллюстрирующие все процессы
изменений биологических
Динамика популяции.
Экология: популяционная,
географическая, химическая,
промышленная, экология растений ,
животных, человека, глобальная
экология.
Умение работать в группе.
Осуществлять самоконтроль и
самоанализ учебной деятельности.
Среда обитания, экологические
факторы (абиотические, биотические,
антропогенные), толерантность,
лимитирующие факторы, закон
минимума.
Местообитание, экологическая ниша. Умение работать в группе.
Уметь раскрывать содержание основных
биологических понятий.
Устанавливать причинноследственные
связи, аналогии.
Экологическое взаимодействие,
нейтрализм, аменсализм,
комменсализм, протокооперация,
мутуализм, симбиоз, хищничество,
паразитизм, конкуренция.
Экологическое взаимодействие,
нейтрализм, аменсализм,
комменсализм, протокооперация,
мутуализм, симбиоз, хищничество,
паразитизм, конкуренция.
Внутривидовая конкуренция,
межвидовая конкуренция.
Демографические характеристики:
обилие, плотность, рождаемость,
смертность; возрастная структура.
Осуществлять самоконтроль и
самоанализ учебной деятельности.
Уметь работать терминами, текстом
учебника, составлять обобщающие
таблицы. Проводить
сравнение.
Уметь раскрывать
содержание основных
биологических понятий.
Устанавливать причинноследственные
связи, аналогии.
Уметь проводить самостоятельный
поиск биологической информации.
Уметь самостоятельно
работать с текстом
учебника, другими источниками,
выделять
главное и обобщать.
Уметь самостоятельно
работать с текстом
учебника, другими источниками, 45
46.
Экологические сообщества.
НРК Естественные и
искусственные экосистемы
с. Мазунино
47. Структура сообщества.
48. Взаимосвязь организмов в
сообществах.
49. Пищевые цепи.
50. Экологические пирамиды.
51. НРК Экологические
сукцессии. Вторичные
сукцессии с.Мазунино
показателей популяции.
Таблицы и схемы с изображением
основных компонентов любой
экосистемы, типов экологических
сообществ: естественных и
искусственных.
Таблицы и схемы,
иллюстрирующие состав и
структуру экосистемы; диафильм
«Природные сообщества»,
таблицы «Сообщество дубравы»,
«Сообщество водоёма».
Таблицы и схемы пищевых сетей
в некоторых экосистемах.
Таблицы с изображением
обитателей лесов, степей и вод,
таблицы, иллюстрирующие
пищевые связи и цепи в
экосистемах и круговорот
веществ и энергии в разных
биогеоценозах; гербарные
экземпляры растений леса, луга.
Таблицы и схемы,
иллюстрирующие примеры
экологических пирамид:
биомассы, численности, энергии;
а также экологических пирамид,
типичных для наземных и
морских экосистем.
Таблицы и схемы,
иллюстрирующие смену
сообществ и экологических
сукцессий; диафильм
«Природные сообщества» и
«Сезонные изменения в жизни
Биотические сообщества (биоценозы),
экосистема, биогеоценоз, биосфера,
искусственные (антропогенные
экосистемы), агробиоценоз.
выделять
главное и обобщать.
Умение работать в группе.
Осуществлять самоконтроль и
самоанализ учебной деятельности.
Структура сообщества, видовая
структура, морфологическая
структура, трофическая структура,
пищевая сеть.
Уметь раскрывать содержание основных
биологических понятий.
Устанавливать причинноследственные
связи, аналогии.
Пищевая сеть, автотрофные
организмы, гетеротрофные
организмы, продуценты, консументы,
редуценты.
Детрит, пастбищная пищевая сеть,
круговорот веществ, биогенные
элементы.
Уметь самостоятельно
работать с текстом
учебника, другими источниками,
выделять
главное и обобщать.
Умение применять полученные знания
на практике
Экологическая пирамида, пирамида
биомассы, пирамида численности.
Умение работать в группе.
Осуществлять самоконтроль и
самоанализ учебной деятельности.
Сукцессия, общее дыхание
сообщества, первичная и вторичная
сукцессия.
Приводить примеры экологических
сукцессий по Сарапульскому району 52. Влияние загрязнений на
живые организмы.
53. Основы рационального
природопользования.
54. Обобщающий урок по теме
«Основы экологии».
V. Эволюция биосферы и
человек (11 ч.)
55. Гипотезы о происхождении
жизни.
56. Современные представления
о происхождении жизни.
57. Основные этапы развития
жизни на Земле. Развитие
жизни в архейскую и
протерозойскую эры
растений».
Таблицы, схемы с изображением
путей передачи вредных,
токсичных веществ по пищевым
цепям; фотографии животных
или растений, находящихся под
воздействием различных
загрязнителей.
Картины или фотографии
иллюстрирующие рациональное
природопользование; таблицы с
изображением редких и
охраняемых видов; Красные
книги растений и животных,
видеофильм «Охрана природы»,
«Биосфера и человек».
Таблицы, схемы и оборудование
темы «Основы экологии».
Таблицы по общей биологии,
портреты учёных, научно
популярная литература и статьи
по проблеме возникновения
жизни на Земле.
Таблицы и схемы,
иллюстрирующие этапы
происхождения живых существ на
Земле, портреты учёных,
решающих вопросы
происхождения жизни на Земле;
кинофильм «Возникновение
жизни на Земле».
Таблицы по общей биологии,
иллюстрирующие основные этапы
формирования жизни.
Токсичные вещества, диоксины,
Предельно допустимая концентрация
(ПДК), соли тяжёлых металлов,
аллергены.
Уметь проводить самостоятельный
поиск биологической информации.
Природные ресурсы, экологическое
сознание.
Уметь проводить самостоятельный
поиск биологической информации.
Понятия и термины темы «Основы
экологии».
Уметь пользоваться
исследовательскими умениями,
осуществлять самоконтроль и
самоанализ учебной деятельности
Креационизм, самопроизвольное
зарождение, гипотеза панспермии,
гипотеза биохимической эволюции,
коацерваты, пробионты.
Уметь раскрывать содержание основных
биологических понятий.
Устанавливать причинноследственные
связи, аналогии.
Гипотеза абиогенного происхождения
жизни на Земле.
Уметь проводить самостоятельный
поиск биологической информации.
Гипотеза биопоэза, гипотеза
симбиотического происхождения
эукариотических клеток.
Уметь работать терминами, текстом
учебника, составлять обобщающие
таблицы. Проводить
сравнение. 57. Развитие органического
мира в палеозое
59. Развитие жизни на Земле в
мезозое
60. Развитие органического
мира в кайнозое
61. Эволюция биосферы.
62. Антропогенное воздействие
на биосферу.
63. Последствия деятельности
человека в окружающей
среде.
Л.р. № 4. «Анализ и оценка
последствий собственной
деятельности в окружающей
среде, глобальных
экологических проблем и
путей их решения»
64. НРК
Естественные
Экскурсия№2.
и
Табл. «Геохронологическая
таблица», таблицы с
изображением животных и
растений различных
систематических групп
Табл. «Геохронологическая
таблица», таблицы с
изображением животных и
растений различных
систематических групп
Табл. «Геохронологическая
таблица», таблицы с
изображением животных и
растений различных
систематических групп
Схемы круговорота углерода на
разных этапах эволюции жизни на
нашей планете, таблицы и схемы,
иллюстрирующие основные этапы
развития биосферы, последствия
безответственного отношения
человека к биосфере.
Таблицы, иллюстрирующие
состав и структуру биосферы,
фотографии, показывающие
антропогенное воздействие на
биосферу.
СD «Кирилла и Мефодия»
Основные ароморфозы растений,
переходные формы, риниофиты,
псилофиты, основные ароморфозы
животных, переходные формы,
стегоцефал, двоякодышащие рыбы,
латимерия
Динозавры, брахиозавры,
тираннозавры, ихтиозавры,
плезиозавры, птерозавры,
археоптерикс.
Уметь работать терминами, текстом
учебника, составлять
обобщающие таблицы. Проводить
сравнение.
Уметь работать терминами, текстом
учебника, составлять обобщающие
таблицы. Проводитьсравнение.
Мамонт, мастодонт, саблезубый тигр,
мегатерий
Уметь работать терминами, текстом
учебника, составлять обобщающие
таблицы. Проводить сравнение.
Биосфера, учение В.И. Вернадского.
Уметь раскрывать
содержание основных
биологических понятий.
Устанавливать причинноследственные
связи, аналогии.
Заповедники, заказники,
национальные парки, Конвенция о
биоразнообразии.
Умение работать в группе.
Осуществлять самоконтроль и
самоанализ учебной деятельности.
Экологические проблемы. Правила
поведения в природной среде.
Пользоваться исследовательскими
умениями, проводить описание
биологических объектов, проводить
сравнение, формулировать
выводы.
Инструктивные карточки
Умение работать в группе.
Осуществлять самоконтроль и искусственные экосистемы
(окрестности школы).
65. Обобщение темы «Эволюция
биосферы и человек»
Основные понятия и термины темы.
Таблицы и схемы,
иллюстрирующие проблемы
происхождения и развития жизни
на Земле, многообразие
антропогенного воздействия на
биосферу.
66. «Роль биологии в будущем». Таблица с перечнем профессий,
Бионика, ноосфера.
где необходимы
общебиологические знания,
таблицы, иллюстрирующие
использование
общебиологических знаний.
67
Обобщение и повторение
материала за курс
самоанализ учебной деятельности.
Уметь пользоваться
исследовательскими умениями,
осуществлять самоконтроль и
самоанализ учебной деятельности
Уметь самостоятельно
работать с текстом
учебника, другими источниками,
выделять
главное и обобщать.
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.