1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе:
требований Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной
программы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» с изменениями и дополнениями Приказом Минобрнауки России от 29
декабря 2014 г. № 1644);
примерной основной образовательной программы основного общего образования,
одобренной Федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15) http://www.fgosreestr.ru/reestr;
основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной
программы;
требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного
государственного экзамена по биологии.
основной образовательной программой МКОУ «Самохваловская СОШ»
авторской программы под руководством В.В. Пасечника (сборник «Биология. Рабочие
программы. 59 классы.» М.: Дрофа, 2013.);
Рабочая программа по биологии разработана/составлена в соответствии с положениемо
рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) МКОУ
«Самохваловская ООШ»
Целью биологического образования в основной школе является обеспечить
выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную
грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с
живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в
области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для
практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на
нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на
уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее
норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы:
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни
во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; вос
питание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой
природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний,
овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебнопознавательными, информационными,
ценностносмысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально
ценностному отношению к объектам живой природы.
Программа разработана с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития
обучающихся. Программа учитывает условия, необходимые для развития личностных и
2 познавательных качеств обучающихся. Программа составлена на основе модульного
принципа построения учебного материала. Программа учитывает возможность получения
знаний через практическую деятельность.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся
ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования
интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.
Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и
практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с
объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения
проводить исследования,
безопасно использовать лабораторное оборудование,
анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать выводы.
Цели реализации программы:
достижение обучающимися результатов изучения учебного предмета «Биология» в
соответствии с требованиями,
утвержденными Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования;
Задачами реализации программы учебного предмета являются:
освоение межпредметных понятий, универсальных учебных действий, обеспечивающих
успешное изучение данного и других учебных предметов на уровне среднего общего
образования, создание условий для достижения личностных результатов основного общего
образования;
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её
развитияисторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в
результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных
представлений окартине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем
необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях
быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание, взятое из авторской программы В.В. Пасечника, в тексте подчеркнуто.
Новизна
Новизна программы состоит во введении элементов краеведения непосредственно в
курс биологии с использованием материалов, накопленных учащимися школы, а также в
широком использовании таких форм обучения, как доклады и сообщения, подготовка
фотоальбомов, обсуждение индивидуального сообщения товарища, что повышает интерес к
учебе и проектной деятельности и способствует формированию информационной и
коммуникативной компетенций учащихся.
3 Технологии
Информационно коммуникационные технологии
Технология проблемного обучения
Технология разноуровневого обучения
Технология игрового обучения
Системно деятельностный подход
Проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного
проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и
моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;
Технология исследовательских методов
Методы
информационный;
исследовательский (организация исследовательского лабораторного практикума,
самостоятельных работ и т.д.);
проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на
уроке);
игровые методы (познавательные и ролевые игры);
использование ИКТ;
наблюдения, измерения, опыты, эксперимент
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет включает разделы: живые организмы, человек и его здоровье,
общие биологические закономерности.
Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного
материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом
учащихся.
Оно предполагает последовательное формирование и развитие
основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых
организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах,
бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого
эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в
изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на
раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции,
приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают
общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах
исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных
нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях
и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии,
распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в
природе и жизни человека.
В 6—7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и
многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с
эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их
систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о
практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы,
природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения,
биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических
4 систем.
строении человеческого организма,
В 8 классе в разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как
биосоциальном существе,
процессах
жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в
окружающей среде. В курсе уделяется большое внимание санитарногигиенической
службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии
позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и
отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают
мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и
углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получат знания
основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии
организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на
Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения
биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и
историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических
систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать
экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика»,
«Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык»,
«Литература» и др.
Основными формами организации учебной деятельности обучающихся
являются: урок, экскурсии, практические работы. Система уроков сориентирована на
формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей
достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску,
отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и
проектной деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня
знаний в рабочую программу
включены практические работы. Большая часть
практических работ являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по
усмотрению учителя.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков
предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки. При организации процесса
обучения в рамках данной программы
предполагается применением следующих
педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления,
учебноисследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки. Внеурочная
деятельность по предмету предусматривается в формах: экскурсии, индивидуально
групповые занятия.
Виды и формы контроля: контрольные, самостоятельные работы, практические
работы.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта на обязательное изучение биологии на уровне основного общего образования
отводится 280 часов.
Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы:
1) «Бактерии. Грибы. Растения» — 34 часов (5 класс);
5 2) «Многообразие покрытосеменных растений» — 34 часов (6 класс);
3) «Животные» — 68 часов (7 класс);
4) «Человек» — 68 часов (8 класс);
5) «Введение в общую биологию» — 68 часов (9 класс).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Личностные результаты
Российская гражданская идентичность. Осознание этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; воспитание гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах
светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории
России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека,
семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию
образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов
диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе
упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность
участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
6 продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований,
освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация
ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей
социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность
к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно
эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные
познавательные,
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система,
факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися
основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией,
участие в проектной деятельности. Обучающиеся овладеют чтением как средством
осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования,
осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе
досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет
сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного
будущего».
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
При изучении учебного предмета «Информатика» обучающиеся усовершенствуют
приобретённые на первом уровне обучения навыки работы с информацией и пополнят их.
Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в
них информацию, в том числе:
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения учебного предмета «Биология» обучающиеся приобретут опыт
проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности,
повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на
ответственности,
инициативности,
7 практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных
действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
Регулятивные УУД
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных
и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
8 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.Владение основами самоконтроля,
самооценки,
принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры
этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний
для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности),
эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации
(повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинноследственные связи,
строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
9 выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы
представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинноследственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;строить
модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научнопопулярный, информационный,
текст nonfiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
10 4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие
другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
6. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,
обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
7. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
11 (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
использовать
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
материалы,
невербальные
средства
наглядные
или
8. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание
писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТ
Живые организмы
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений,
животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений,
животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и
бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий,
грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической
группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных
организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и
животных на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде
обитания;
12 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или
их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы
жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно
популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов
различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи,
представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;
размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними
животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,
экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой
природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных,
бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов
и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Выпускник научится:
Человек и его здоровье
выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей,
органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для
организма человека;
аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды,
родства человека с животными;
аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
аргументировать,
приводить доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки,
зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических
объектов и других материальных артефактов;
13 выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека,
сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты
(клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные
признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы
жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их
результаты;
организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
научнопопулярной литературе,
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой
доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего, кровотечениях;
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно
популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернетресурсе,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
собственному здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной,
Интернетресурсах
информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и
докладов;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
факторов риска на здоровье человека.
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его
жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы,
биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды;
осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
14 возникновения
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических
объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для
сохранения биосферы;
объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления
особенностей их строения и функционирования;
объяснять механизмы наследственности и изменчивости,
приспособленности, процесс видообразования;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или
их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и
систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального
природопользования, и пути решения этих проблем;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния
факторов риска на здоровье человека;
находить информацию по вопросам общей биологии в научнопопулярной
литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет
ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой
ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально
ценностное отношение к объектам живой природы);
находить в учебной, научнопопулярной литературе, Интернет ресурсе информацию
о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в
области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности
аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии,
генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды,
планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно
оценивать собственный вклад в деятельность группы.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль осуществляется в виде тематического контроля, итогового контроля, в форме
контрольных работ, тестовых заданий, семинаров, зачётов, обобщающих уроков на
основании методических пособий:
15 1. Контрольноизмерительные материала. Биология. 5 класс / Сост.Н.А. Артемьева. – 2е
изд., перераб. – М: ВАКО, 2015. – 112 с.
2. Контрольноизмерительные материала. Биология. 6 класс / Сост.Н.А. Артемьева. – 2е
изд., перераб. – М: ВАКО, 2015. – 112 с.
3.Контрольноизмерительные материала. Биология. 7 класс / Сост.Н.А. Артемьева. – 2е
изд., перераб. – М: ВАКО, 2015. – 112 с.
4. Контрольноизмерительные материала. Биология. 8 класс / Сост.Н.А. Богданов. – М:
ВАКО, 2014. – 112 с.
5. Контрольноизмерительные материала. Биология. 9 класс / Сост.Н.А. Богданов. – М:
ВАКО, 2015. – 112 с.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Бактерии. Грибы. Растения.
1. Биология – наука о живых организмах. Многообразие организмов (5час)
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании
окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в
окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов их проявление у растений, животных, грибов и
бактерий. Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства живой природы.
2. Клеточное строение организмов (10 час)
Устройство увеличительных приборов. Клетка – основа строения и
жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки.
Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка.
Растительная клетка. Ткани организмов.
Практические работы
1. Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними;
2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
3. Царство Бактерии (2 час)
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни
человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р.
Коха и Л. Пастера.
4. Царство Грибы (5 час)
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе,
жизни человека. Шляпочные грибы. Грибыпаразиты. Съедобные и ядовитые грибы.
Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Первая помощь при отравлении грибами.
Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и
жизни человека.
Практическая работа
3. Изучение строения плесневых грибов;
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов.
Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
5. Царство Растения (5 час)
Ботаника – наука о растениях. Многообразие и значение растений в природе и жизни
человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы
16 растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение –
целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений.
Сезонные явления в жизни растений.
Практическая работа
4. Изучение органов цветкового растения;
6. Многообразие растений (7 час)
Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей.
Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие. Папоротникообразные,
отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные
особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные
особенности.
Практические работы
5. Изучение строения водорослей;
6. Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);
7. Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);
8. Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений;
9. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений;
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений
Отпечатки ископаемых растений.
Экскурсия
1.Весенние явления в жизни растений.
6 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Биология. Многообразие покрытосеменных растений.
1. Органы цветкового растения. Микроскопическое строение растений. (13час)
Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы.
Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги.
Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки.
Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование
листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия.
Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов.
Распространение плодов.
Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение
корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое
строение листа.
Практические работы
1. Изучение органов цветкового растения;
2. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений;
Демонстрация
Внешнее строения корня. Внутреннее строения корня.
Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.
Строение листа.
Строение стебля. Микроскопическое строение стебля.
Различные виды соцветий.
Сухие и сочные плоды.
Лабораторные работы
1.Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые
волоски.
2.Строение почек. Расположение почек на стебле.
3.Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица)
17 4.Строение цветка.
5.Различные виды соцветий.
6.Многообразие сухих и сочных плодов.
7.Внутреннее строение ветки дерева.
2. Жизнедеятельность цветковых растений.(10 час)
Процессы жизнедеятельности растений: обмен веществ и превращение энергии,
почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных
продуктов обмена веществ, транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение
растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений.
Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и
ухода за ними. Регуляция процессов жизнедеятельности. Космическая роль зеленых
растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян.
Питание проростков запасными веществами семени.
Получение вытяжки хлорофилла.
Поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету.
Образование крахмала.
Дыхание растений.
Испарение воды листьями.
Передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторная работа
8.Определение всхожести семян растений и их посев.
Практические работы
3. Выявление передвижение воды и минеральных веществ в растении;
4. Вегетативное размножение комнатных растений;
3. Многообразие растений (8 час)
Принципы классификации. Классификация растений. Классы Однодольные и
Двудольные. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4
семейств (с учетом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая
характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения,
биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Многообразие
цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных
растений.
Практические работы
5.Определение признаков класса в строении растений.
6.Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного двух
семейств.
4.Среды жизни. Природные сообщества (3 час)
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к
жизни в наземновоздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде.
Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к
жизни в организменной среде. Растительный мир родного края. Влияние деятельности
человека на растительные сообщества и влияние природной среды.
Биология. Животные
7 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
1. Царство Животные (4 час)
Многообразие и значение животных в природе и жизни человека. Зоология – наука о
18 животных. Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов
животных. Организм животного как биосистема. Среды обитания животных. Сезонные
явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты).
Разнообразие взаимоотношений животных в природе.
Экскурсии
Многообразие животных;
Осенние (зимние, весенние) явления в жизни животных;
2. Одноклеточные животные или Простейшие (2час)
Общая характеристика простейших.
Происхождение простейших. Значение
простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных
паразитическими простейшими.
вызываемых
одноклеточными животными.
Демонстрация
Живые инфузории. Микропрепараты простейших.
Практическая работа
1. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных
Меры профилактики заболеваний,
3.Тип Губки (1 час)
Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
4. Тип Кишечнополостные (2 час)
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные.
Регенерация. Происхождение и значение. Кишечнополостных в природе и жизни человека.
Демонстрация
Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы.
5. Черви (4 час)
Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые.
Свободноживущие и паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и
животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Борьба с червями
паразитами. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Практическая работа
2. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и
реакциями на раздражения.
6. Тип Моллюски.(2час)
Общая характеристика типа Моллюски.
Многообразие Моллюсков.
Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Многообразие моллюсков и их раковин
Практическая работа
3. Изучение строения раковин моллюсков.
7. Тип Иглокожие (1час)
Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Морские звезды и другие иглокожие.
Общая характеристика типа Членистоногих. Среды жизни. Инстинкты.
8. Тип Членистоногие (10 час)
Происхождение членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их
значение в природе и жизни человека. Охрана Ракообразных.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их
19 значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний
животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Значение
насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые –
вредители. Меры по сокращению численности насекомыхвредителей. Насекомые,
снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей
и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела
и тутовый шелкопряд.
Практические работы
4. Изучение внешнего строения насекомого.
5. Изучение типов развития насекомых.
Экскурсия
Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;
9. Тип Хордовые (20 час)
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип
Черепные или Позвоночные. Общая характеристика рыб. Места обитания и внешнее
строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в
связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе.
Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.
Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и
распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни.
Внутреннее строение земноводных.
Размножение и развитие земноводных.
Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана.
Значение земноводных в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места
обитания, особенности внешнего и внутреннего строения Пресмыкающихся. Размножение
пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение
пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности
внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц.
Размножение и развитие птиц. Сальмонеллез – опасное заболевание, передающееся через
яйца птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение
птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние
птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды
жизни млекопитающих.
Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры
млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих,
рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение
млекопитающих Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики
возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и
первая помощь при укусах животных. Профилактика бешенства. Экологические группы
млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Их охрана. Виды и
важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за
домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Практические работы
6. Изучение строения позвоночного животного;
7. Изучение внешнего строения и передвижения рыб;
8. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;
9. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.
Экскурсия
20 Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания
10. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (9 часов)
Покровы тела. Опорнодвигательная система и способы передвижения. Полости тела.
Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение
энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.
Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация
Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.
11. Индивидуальное развитие животных (3 часа)
Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных.
Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без. Периодизация и
продолжительность жизни животных.
12. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 часа)
Доказательства эволюции:
эмбриологические,
палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение
строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания.
Миграции. Закономерности размещения животных.
сравнительноанатомические,
13. Биоценозы (3 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес,
населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток
энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
14. Животный мир и хозяйственная деятельность человека
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных
(4 часа)
животных.
Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории.
Красная книга. Рациональное использование животных.
8 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
1. Введение в науки о человеке (5 час)
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма
человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм
человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение,
эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и
животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного
человека. Расы.
Демонстрация
Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры человека
2. Общие свойства организма человека (4 час)
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение,
химический состав, жизненные свойства. Ткани, органы и системы органов организма
человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда
организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Рефлекторная регуляция органов и систем
организма.
Практическая работа
1. Выявление особенностей строения клеток разных тканей;
3. Опора и движение (7час)
Опорнодвигательная система: состав, строение, функции. Кость: состав, строение,
21
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Рабочая программа по биологии 5-9 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.