Рабочая программа по биологии 5 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 5 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
13.11.2018
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе УМУ Н.И. СОНИНА в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Дана общая характеристика предмета, личностные, метапредметнве и предметных результаты освоения курса биологии 5 класса, тематические планирование, поурочное планирование, содержание учебного предмета.Рабочая программа по биологии 5 класс
БИОЛОГИЯ 5 2015.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Биология 5 класс Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,   Примерная программа основного общего образования по биологии,   Программа основного общего образования. Биология. 5­9 классы. Концентрический курс. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров  Программа регионального компонента общего образования Архангельской области; составители Лавринова А.П., Нехорошкова С. И.,  Департамент образования и науки  администрации Архангельскойобласти – АО ИППК РО, 2006 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;  формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни.  формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;  воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления. Изучение курса «Биология» в 5 классе направлено на достижение следующих целей:  Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека. Основными задачами реализации курса являются:   осознание учащимися целостности и многообразия окружающего мира     Задачи дополнительного обучения В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение.  При этом ведущую роль играют познавательные ценности. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании: ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; ценности биологических методов исследования живой и неживой природы. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют: правильному использованию биологической терминологии и символики; развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических  ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в  контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты. Общая характеристика учебного предмета В 5 классе учащиеся узнают об отличии живой и неживой природы, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляют знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Уделяется внимание знаниям о распространении и значении бактерий, грибов растений и животных.            Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.  Система уроков ориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными  навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводят дидактические и ролевые игры,  учебные диалоги, моделирование объектов природы. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, классификация,  наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал. Эти умения ведут к формированию познавательных  потребностей и развитию познавательных способностей. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно­ познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью: Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова  «Биология. Введение в биологию. 5 класс» / Н.И.Сонин. – 2­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. В рабочую тетрадь включены вопросы и задания, которые позволяют диагностировать  сформированности умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока.  Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. Для осуществления  контроля с целью проверки усвоения знаний в программе предусмотрены тестирования к каждому разделу. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.  Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.  Таким образом, в рабочей программе обозначено целеполагание на разных уровнях: на уровне целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных  результатов; на уровне учебных действий. Место предмета в базисном учебном плане Авторская программа по биологии рассчитана на  35 часов, в связи с тем, что в БУП образовательного учреждения на изучение предмета отводится 34 часа, рабочая программа  рассчитана на 34 часа учебного времени  из расчёта ­ 1 час в неделю за счет сокращения резервного времени на 1 час (с 2 до 1 часов).  Краеведческий материал (Региональный компонент) 10% от общего времени изучения предмета (3 часа, 135 минут).  Материал распределяется в соответствии с содержанием предмета федерального компонента «География» в течение всего времени изучения предмета    в 5 классе и является составной частью уроков по темам предмета. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии 5 класса  Личностными результатами являются следующие умения:   Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.    Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.    Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.    Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.    Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.    Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и  благополучия людей на Земле.  Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).  Регулятивные УУД:   Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.   Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.    Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).    Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.    В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.  Познавательные УУД:    Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.    Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе    дихотомического деления (на основе отрицания).   Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей.    Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.    Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).    Вычитывать все уровни текстовой информации.    Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.  Коммуникативные УУД:    Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).  Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:   определять роль в природе различных групп организмов;    объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.    приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;    находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;    объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.    объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.    перечислять отличительные свойства живого;    различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи,  хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);    определять основные органы растений (части клетки);    объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);    понимать смысл биологических терминов;    характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;    проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и  изучения препаратов.    использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;    различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.                Введение­ 1 час Содержание учебного предмета Биология. Введение в биологию. 5 класс. Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч) Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение,   рост   и   развитие,   раздражимость,   движение,   размножение.   Биология   —   наука   о   живых   организмах.   Разнообразие   биологических   наук.   Методы   изучения   природы: наблюдение,   эксперимент   (опыт),   измерение.   Оборудование   для   научных   исследований   (лабораторное   оборудование,   увеличительные   приборы,   измерительные   приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели. Лабораторные и практические работы:  Знакомство с оборудованием для научных исследований.  Устройство ручной лупы, светового микроскопа. Строение клеток кожицы чешуи лука. Определение состава семян пшеницы. Развитие  жизни на  Земле:   жизнь  в  Древнем  океане;   леса  каменноугольного   периода;   расцвет  древних   пресмыкающихся;   птицы   и звери  прошлого.  Разнообразие  живых организмов.   Классификация   организмов.   Вид.   Царства   живой   природы:   Бактерии,   Грибы,   Растения,   Животные.   Существенные   признаки   представителей   основных   царств,   их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы. Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч) Наземно­воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч) Лабораторные и практические работы:  Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.                Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей,                   чучел, гербариев и др.). Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность   жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности. Лабораторные и практические работы: Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)              Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.              Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.              Демонстрация              Ядовитые растения и опасные животные своей местности Изменения, внесенные в программу 1 час резервного времени используется на Введение. Для инструктажа по технике безопасности при работе в биологическом кабинете. Правила пожарной безопасности. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Для проведения вводной диагностики. Практическая работа № 2 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения» перенесена из Раздела 3. Среда обитания живых организмов в  Раздел 4. Человек на Земле для более глубокого понимания проблемы охраны окружающей среды и связанной с ней деятельности человека.  Название темы Введение Раздел 1. Живой организм: строение и изучение Раздел 2. Многообразие живых организмов. Раздел 3. Среда обитания живых организмов. Раздел 4. Человек на Земле. Всего Тематическое планирование. Количество часов Лабораторные работы Практические работы 1 8 14 6 5 34 № 1,2,3,4 № 5 5 № 1 № 2,3 3 Региональный компонент 3 (135 минут) Перечень оцениваемых лабораторных и практических работ. Лабораторная работа 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»  Лабораторная работа 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа» Лабораторная работа 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»  Лабораторная работа 4 Определение состава семян пшеницы.  Лабораторная работа 5«Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»  Практическая работа 1 «Определение наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации» Практическая работа 2 «Знакомство с экологическими проблемами местности и путями их решения»  Практическая работа 3  «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи». Тематика проектов для учащихся 5 классов. Значение водорослей в природе и жизни человека. 1. Создание модели аппликации «Строение клетки». 2. Живые «чудовища» ­ многообразие глубоководных живых организмов. 3. 4. Как образовался каменный уголь. 5. Растения Красной книги, которые обитают в нашей местности. 6. Моё любимое животное. 7. Животные Красной книги, которые обитают в нашей местности. 8. Экологические проблемы нашего края. 9. Животные, спасённые человеком. 10. Составление режима дня в соответствии с принципами здорового образа жизни. Тематика исследовательских работ для учащихся 5 классов. 1. Фенологические наблюдения в природных лесах. 2. Фенологические наблюдения в искусственных лесопосадках. 3. Фенологические  наблюдения  в  степных сообществах. 4. 5. Водоросли, живущие в необычных условиях. 6. Как человек использует хвойные растения? 7. Значение простейших в природе и жизни человека. Заболевания, вызываемые бактериями. УУД: регулятивные (Р). личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (П) 5 класс Планируемые результаты освоения материала № урока Пор ядк овы й  По теме 1 1 2 1 Тема урока Виды учебной деятельности Личностные УУД Метапредметные УУД Введение Инструктаж по технике безопасности  при работе в биологическом кабинете.  Правила пожарной безопасности. Вводная диагностика. Умение использовать речевые  средства для аргументации своей  позиции, точки зрения. Формирование  познавательных  интересов и  мотивов,  направленных на  изучение живой  природы.  Что такое живой  организм. Раздел 1. Живой организм: строение и изучение  (8 ч) Сравнивают разные живые организмы Формируют понятие «живой  организм» Выделяют и обобщают  существенные признаки живых  организмов; обобщает новые и  полученные на уроке знания о живых  организмах Доказывают  связь живой и неживой  природы Формирование  познавательного  интереса Умение доказывать  единство строения  растительных и  животных  организмов. Р – корректировать свои знания;  контролировать, оценивать разницу  между живыми организмами; П – анализирует полученные  знания; структурирует полученные  знания, устанавливает связь между  живым и не живым организмом; К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися  их ответы. Предметные УУД Знание и  соблюдение  правил работы в  кабинете  биологии, техника  безопасности. Выделять  существенные  признаки живых  организмов;  обобщать новые и  полученные на  уроке знания о  живых организмах Домашн ее задание Дата 1­3 стр. § 1 Наука о живой  природе Методы изучения  природы. 3 2 4 3 5 4 Увеличительные  приборы.    методы Дают определение науки биологии.  Показывают рисунки, связанные  с природой, Противопоставляют различные  науки о природе Запоминают, какая наука, с чем  связана, что она изучает  Распознают объекты изучения  естественных наук, сравнивает  науки о природе Осмысливают разнообразие наук  о природе  Знакомятся с  методами изучения  природы Исследуют различные изучения природы,  Знакомятся с оборудованием для научных исследований. Проводят   наблюдения,   опыты   и измерения   с   целью   конкретизации знаний   о   методах   изучения природы. Моделируют изучение природы,  анализирует полученные знания; Осмысление методов изучения  природы Изучают и соблюдают  правила   работы с биологическими  приборами и инструментами,  правила поведения и работы в  кабинете биологии  Лабораторная работа № 1   «Знакомство с оборудованием для  научных исследований» Знакомятся с работой лупы и  светового микроскопа, историей их открытия Формировать  навыки осознания  ценности живых  объектов Р – осуществлять самопроверку,  оценивать значение каждой науки о  природе; П – логически сравнивать науки  друг с другом, преобразовывать  полученную информацию, искать  необходимую информацию; К – выражать свои мысли в  заданиях, ставить вопросы для  обсуждения Распознавать  объекты изучения  естественных наук, сравнивать науки о природе. Знать науки о  природе. Р – планировать свою работу в  группе, контролировать работу  других, искать необходимую  информацию; П – исследовать различные методы  изучения природы, моделировать  изучение природы, анализировать  полученные знания; К – планировать работу со  сверстниками, управлять  поведением партнера Знать  характеристику  методов  биологических  исследований. Ознакомление с методами  исследования  живой природы и приобретение  элементарных навыков их  использования Понимание значимости научного  исследования  природы   Соблюдение правил  работы с  биологическими  приборами и  инструментами  Формировать  ответственное  отношение к  обучению.   Принятие правил  работы в кабинете  биологии во время  проведения  лабораторной  работы § 2 § 3 Соблюдение правил  работы с  биологическими  приборами и  Р – ставить перед собой цель,  научиться делать микропрепарат,  осуществлять самопроверку; § 4 Знакомиться с  работой лупы и  светового  микроскопа, 6 5 Живые клетки.  П – моделировать работу с лупой и  световым микроскопом,  приготавливать микропрепарат,  преобразовывать полученную  информацию; К – разрешать конфликты, ставить  вопросы распознавать части светового  микроскопа,  знакомиться с  микропрепаратами Знать устройство  светового  микроскопа, лупы. § 5 Р – корректировать  знания,  оценивать собственные результаты; П – предлагать способы решения,  анализировать полученные знания,  выделять главное и второстепенное, моделировать строение клеток,  преобразовывать информацию; К – выражать свои мысли,  планировать свою работу в группе  со сверстниками Знакомиться с  новыми  понятиями,  распознавать части клетки,  структурировать  знания Знать  основные  органоиды клетки. Изучают устройства  увеличительных приборов и  правила работы с микроскопом Распознают части светового  микроскопа,  Знакомятся с методикой  приготовления микропрепаратов Демонстрируют приготовление  микропрепарата, оценивает  приготовление микропрепаратов Соблюдают правила работы в  кабинете, обращения с лабораторным  оборудованием.  Понимают  важность открытия  увеличительных приборов, в том  числе современных Лабораторная работа №2  «Устройство ручной лупы,  светового микроскопа». Знакомятся с историей открытия и  понятием «клетка» Доказывают, что они живые Изучают различные виды клеток Объясняют причину их отличия Распознают части клетки:  органоиды Сравнивают животную и  растительную клетки, находить их  различие. Осознают единство строения  клеток Моделируют строение клеток Понимают появление множества  клеток из одной   Изучабт строение клетки на  готовых микропрепаратах под  малым и большим увеличением  микроскопа.  Соблюдают правила работы в  инструментами  (препаровальные  иглы, скальпели,  лупы, микрскопы).  Формировать  навыки работы с  увеличительными  приборами, Принятие правил  работы в кабинете  биологии во время  проведения  лабораторной  работы Представление о  единстве живой  природы на основании знаний о клеточном  строении всех  живых организмов. Формировать  навыки сравнения  живых клеток. Соблюдение правил  работы с  биологическими  приборами и  инструментами  Принятие правил  работы в кабинете  биологии во время  проведения  лабораторной  работы Химический  состав клетки.  7 6 8 9 7 8 Вещества и  явления в  окружающем мире. Великие  естествоиспытател и кабинете, обращения с  лабораторным оборудованием. Лабораторная работа №3  «Строение клеток кожицы чешуи  лука» Перечисляют  химические  элементы, входящие в состав  живых организмов, Сравнивают химический состав  тел живой и неживой природы  Знакомятся с названиями  химических веществ клетки Приводят примеры органических  и неорганических веществ Понимают их роль в организме Изучают химический состав  семян Обобщают знания о клетки,  доказывает единство  происхождения клетки Осознают сложность строения клеток Наблюдают демонстрацию  опытов и понимать объяснение  учителя. Демонстрация /опыты по  обнаружению воды и органических  веществ в семенах./ Лабораторная работа№ 4  «Определение химического состава семян пшеницы».  Просмотр фильма о веществах и  явлениях.  Работа с дидактическими  карточками.  Анализируют информацию учителя о  выдающихся учёных­ естествоиспытателях.  Знакомятся с  именами  великих  естествоиспытателей и их  значением для истории биологии,  Р – определять цель важности  клетки для живого организма; П – анализировать знание о клетке,  её строение и составе,  структурировать полученные  знания; К – разрешаеть конфликты Знакомиться с  названиями  химических  веществ клетки,  обобщать знания о  клетке  Знать химический  состав клетки,  различать  органические и  неорганические  вещества. Сформировать  познавательный  интерес.  Сформировать  представление о  единстве живого. Соблюдение правил  работы с  биологическими  приборами и  инструментами  Принятие правил  работы в кабинете  биологии во время  проведения  лабораторной  работы Формировать  познавательный  интерес. Понимание роли  исследований и  открытий ученых ­ биологов в  развитии  Уметь систематизировать и  обобщать разные виды информации. Знать отличие  веществ и явлений. Р – корректировать свои знания и  допущенные ошибки; П – выбирать способы решения  задач, искать необходимую  информацию; К – выражать в ответах свои мысли, ставить свои вопросы на  Формулировать  оценку вклада  ученых­биологов в развитие науки,  знакомиться с  новыми понятиями Знать ученых  § 6 § 7 § 8 Как развивалась  жизнь на Земле 10 1 11 2 Разнообразие  живого обсуждение сделавших,  открытия. представлений о  живой природе   Формировать  познавательный  интерес. Запоминают имена ученых и их  значение для биологии, Формулируют  оценку вклада  ученых­биологов в развитие науки  и его значении для человечества. Понимают  роль исследований и  открытий ученых­биологов в  развитии представлений о живой  природе Раздел 2. Многообразие живых организмов. (14 ч.) Знакомятся с историей появления и  развития жизни на Земле Различают древних животных и  растений  по картинкам Комментируют первичность водных обитателей Объясняют необходимые изменения  у животных  при выходе на сушу, при  жизни вдали от воды, связанном с  полетом и с похолоданием. Объясняют необходимые изменения  у растений при выходе на сушу, вдали  от воды. Составляют геохронологическую  схему эволюции живых организмов Дают определение Эволюции  органического мира Приводят доказательства родства,  общности происхождения и эволюции  растений и животных. Объясняют сущность термина  «классификация».  Знать основные таксоны  классификации — «царство» и «вид».  Сравнивают представителей  царств живой природы Приводят примеры основных  представителей царств живой  природы Выявляют отличительные  признаки представителей царств  Знать основные  этапы развития  жизни на Земле. Понимание  этапов  формирования  жизни на Земле,  гипотез  возникновения  Земли. Формировать познавательный  интерес П: Уметь находить  закономерности Уметь работать с текстом,  выделять главное,  классифицировать объекты Л: уметь соблюдать дисциплину,  уважительно относиться к  учителю и одноклассникам,  Р: уметь организовывать свою  работу, планировать действия,  развивать навыки самооценки и  коррекции результатов  деятельности К: уметь слушать и вступать в  диалог, работать в группах и  высказывать свои мысли,  обсуждать вопросы с  одноклассниками Понимание  разнообразия живых организмов   Формирование  этического  отношение к живым  организмам П: уметь давать определениям  понятия, классифицировать  объекты. Уметь  систематизировать многообразие  живого Л: уметь соблюдать дисциплину  на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Р: уметь организовать выполнение заданий учителя. Развивать  навыки самооценки и самоанализа К: уметь воспринимать  информацию на слух, отвечать на  Определять предмет изучения  систематики,  выявлять  отличительные  признаки  представителей  царств жив.  природы Знать  отличия живых  организмов друг от  друга Знать основные  § 9 § 10 Бактерии 12 3 13 4 Грибы живой природы Определяют предмет изучения  систематики Классифицируют организмы по  правилам очередности таксонов  систематики Понимают принцип современной  классификации живых организмов Узнают о бактериях,  представителях отдельного царства живой природы. Характеризуют главное отличие  клетки бактерии от клеток других  царств Выделяют существенные  особенности строения и  функционирования бактериальных  клеток. Знают правила, позволяющие  избежать заражения  болезнетворными бактериями.  Приобретают  представление о  положительной и отрицательной роли  бактерий в природе и жизни человека  Знакомятся  с царством Грибов,  его особенностями Изучают строение гриба  (грибница (мицелий), гифы,  плодовое тело) Классифицируют грибы  (шляпочные грибы (съедобные,  ядовитые), дрожжевые грибы,  плесневые грибы, грибы­паразиты) Распознают шляпочные  съедобные грибы и ядовитые Объясняют «дружбу» некоторых  шляпочных грибов и деревьев  вопросы учителя, вступать в  диалог Представление о  положительной и  отрицательной роли  бактерий в природе  и жизни человека и  умение защищать  свой организм от  негативного влияния болезнетворных  бактерий. Потребность в  справедливом  оценивании своей  работы и работы  одноклассников. Формировать  познавательный  интерес Понимание роли  представителей  царства Грибы в  природе и жизни  человека. Осознание необходимости  оказания экстренной помощи при  отравлении  ядовитыми грибами. Умение оценивать уровень  опасности ситуации  для здоровья,  понимание важности сохранения  здоровья. П: умение работать с различными  источниками информации ,  преобразовывать ее из одной  формы  в другую, выделять  главное в тексте, структурировать учебный материал Уметь дать  характеристику, объяснять роль  бактерий в природе и жизни  человека Л: потребность в справедливом  оценивании своей деятельности и  работы одноклассников Р: уметь организовать выполнение заданий учителя. Развивать  навыки самооценки и самоанализа К: уметь эффективно строить  взаимодействие с  одноклассниками П: Уметь дать характеристику  съедобных и ядовитых грибов Уметь выделять главное в тексте,  структурировать учебный  материал, грамотно  формулировать вопросы, работать с различными источниками  информации Л: уметь оценить уровень  опасности ситуации для здоровья,  понимание важности сохранения  здоровья Р: уметь организовывать  выполнение задания  учителя,  развивать навыка самооценки и  самоанализа систематические  единицы в  классификации  живых организмов.  Понимать принципы современной  классификации  организмов Выделение  существенных  особенностей  строения и  функционирования  бактериальных  клеток. Знать  правила,  позволяющие  избежать заражения  болезнетворными  бактериями. Выделять  существенные  особенности  представителей  царства Грибы.   Знать особенности  строения и  жизнедеятельности  грибов, их значение   в природе и жизни  человека Знать  правила оказания  первой помощи при  отравлении  ядовитыми грибами. Знать правила сбора съедобных грибов. § 11 § 12 Общая  характеристика  растений.  Водоросли 14 5 15 6 Мхи (симбиоз – взаимовыгодное  сожительство) Описывают значение основных групп  грибов  для человека и для природы. Обсуждают правила сбора и  использования грибов. Объясняют принципиальное отличие  растений от других живых существ  (фотосинтез) Приводят примеры  систематических групп растений Узнают особенности строения  и  жизнедеятельности водорослей Сравнивают строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их  размножение Описывают значение водорослей в  природе и для человека Понимание  строения  водорослей  связанные со средой обитания. Формировать  познавательный  интерес Понимание  строения мхов  связанные со средой обитания. Формировать  познавательный  интерес Выявляют существенные признаки   строения и жизнедеятельности мхов  (появление органов и спор) Сравнивают строение водоросли и  мха Понимают причину их отличия  (растения суши) Описывают строение и особенности  произрастания кукушкиного льна и  сфагнума  Объясняют  значение   представителей данного царства в  природе и жизни человека Формировать  познавательный  интерес К : уметь работать в составе  творческих групп Выделение  существенных  особенностей в  строении  водорослей их  значение в природе  и жизни человека. Знать особенности  строения и  жизнедеятельности  водорослей Сравнивают  строение  водорослей и мхов. Сфагнум ­  торфообразующий  мох. Значение мхов в  природе и жизни  человека. Знать особенности  строения мхов § 13 § 14 П: Уметь дать характеристику  водорослям Уметь выделять главное в тексте,  структурировать учебный  материал, грамотно  формулировать вопросы, работать с различными источниками  информации Л: потребность в справедливости  оценивания своей работы,  эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к  учителю и одноклассникам Р: уметь организовывать свою  работу по выполнению заданий  учителя, развивать навыки  самооценки, коррекции  результатов К: ументь эффективно строить  взаимоотношения с  одноклассниками, вступать в  диалог, высказывать свое мнение П: Уметь дать характеристику  мхам, различать виды мхов  Уметь выделять главное в тексте, структурировать учебный  материал, грамотно  формулировать вопросы, работать с различными источниками  информации Л: потребность в справедливости  оценивания своей работы,  эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к  учителю и одноклассникам Р: уметь организовывать свою  работу по выполнению заданий  учителя, развивать навыки  самооценки, коррекции Папоротники 16 7 17 8 Голосеменные  растения Знакомятся с папоротниками  (особенностями строения и  размножения) Распознают листья со спорами  папоротника в гербарии  представителей папоротников, хвощей  и плаунов Объясняют, почему сейчас на  планете не осталось гигантских  папоротниковых лесов Рассматривают отпечатки древних  папоротников на каменном угле Понимают происхождение  каменного угля и нефти Объясняют, почему невозможно  найти цветущий папоротник  Объясняют  значение   представителей данного царства в  природе и жизни человека. Знакомится с многообразием  голосеменных Приводят доказательства наличия  прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по  сравнению со споровыми. Выясняют отличие споры от семени Объясняют преимущества семенного  размножения перед размножением с  помощью спор. Изучают расположение семян на  шишках, хвоинки – видоизмененные  листья Сравнивают ель и сосну  (теневыносливое и светолюбивое  растения) Объясняют  значение   представителей данного царства в  природе и жизни человека. Понимают  необходимость воды для размножения  папоротников.  Выполняют ТБ Удовлетворяют  потребность в  справедливом  оценивании своей  работы и работы  одноклассников  Формировать  познавательный  интерес Представление о  голосеменных, как о более  прогрессивных  представителях  растительного мира  по сравнению со  споровыми  растениями. Умеют  применять  полученные на  уроке знания на  практике. Формировать  познавательный  интерес результатов К: уметь эффективно строить  взаимоотношения с  одноклассниками, вступать в  диалог, высказывать свое мнение П: Уметь дать характеристику  папоротников Уметь выделять  главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно  формулировать вопросы, работать с различными источниками  информации Л: потребность в справедливости  оценивания своей работы,  эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к  учителю и одноклассникам Р: уметь организовать свою  работу по выполнению заданий  учителя, развивать навыка  самооценки, корректировать  результаты К: уметь эффективно строить  взаимоотношения с  одноклассниками, вступать в  диалог, высказывать свое мнение П: Уметь дать характеристику голосеменных Уметь выделять  главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно  формулировать вопросы, работать с различными источниками  информации Л: потребность в справедливости  оценивания своей работы,  эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к  учителю и одноклассникам Р: уметь организовывать свою  работу по выполнению заданий  учителя, развивать навыки  самооценки, коррекции  результатов К: уметь эффективно строить  взаимоотношения с  одноклассниками, вступать в  § 15 § 16 Распознавать части  папоротника,  отличать на  гербарии  представителей  папоротников,  хвощей и плаунов. Знать особенности  строения  папоротников,  Значение  папоротников в  образовании  каменного угля. Знать особенности  строения органов  голосеменных на  примере сосны и  ели. Приводить  доказательства  наличия  прогрессивных  особенностей  строения,  жизнедеятельности  голосеменных по  сравнению со  споровыми. 18 9 19 10 Покрытосеменные  (Цветковые)  растения Называют и сравнивают  представителей разных классов  покрытосеменных растений.  Выявляют черты более высокой  организации у покрытосеменных чем у  голосеменных (цветок, плод) Применяют знания о движущих  силах эволюции, сравнивая внешнее  строение от водорослей до цветковых Различают органы цветковых  (вегетативные и генеративные).  Выделяют  и сравнивают  особенности разных жизненных форм  покрытосеменных и сред их обитания  Объясняют  значение   представителей данного царства в  природе и жизни человека.  Представляют  преимущества  покрытосеменных  растений,  позволившие им  занять  господствующее  положение в  современном мире  растений. Формировать  познавательный  интерес Значение растений  в природе и жизни  человека Осознание значимост и растений в природе  и жизни человека,  необходимости  охраны растений  Формирование  навыков  поведения в  природе Выстраивают эволюционное  направление развития растений Понимают причины изменения в  филогенезе (от воды на сушу) Отличают по картинкам древние  вымершие или редкие растения  (псилофиты, риниофиты, древовидные  папоротники, хвощи, плауны,  секвои…) Приводят примеры  роли растений  в природе и хозяйственной  деятельности человека Классифицируют растения на  дикорастущие икультурные (пищевые,  технические, декоративные, кормовые, лекарственные) Доказывают, что в природе не  существует абсолютно вредных  растений Приводят примеры растений,  занесенных в Красную книгу Формулируют правила поведения в  лесу Знать особенности  строения органов и  тканей  покрытосеменных  растений. Различать  органы цветковых  на таблицах и  рисунках. Выделять  и сравнивать  особенности  строения растений  класса Однодольные и Двудольные. Знать  отличительные  признаки цветковых  растений Знать роль растений  в природе и  хозяйственной  деятельности челове ка. Уметь приводить  примеры  дикорастущих и  культурных рас­ тений § 17 § 18 диалог, высказывать свое мнение П: Уметь дать характеристику  покрытосеменным Уметь выделять главное в тексте,  структурировать учебный  материал, грамотно  формулировать вопросы, работать с различными источниками  информации Л: потребность в справедливости  оценивания своей работы,  эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к  учителю и одноклассникам Р: уметь организовывать свою  работу по выполнению заданий  учителя, развивать навыки  самооценки, коррекции  результатов К: уметь эффективно строить  взаимоотношения с  одноклассниками, вступать в  диалог, высказывать свое мнение П: Уметь узнавать изучаемые  объекты в природе , различать  лекарственные и ядовитые  растения Самостоятельно сравнивать и  анализировать информацию,  давать определения понятиям Л: способность выбирать целевые  и смысловые установки в своих  действиях и поступках  по  отношению к живой природе Р: уметь планировать свою работу при выполнении заданий учителя,  делать выводы по результатам и  проводить коррекцию К: уметь слушать учителя,  одноклассников, высказывать свое мнение Общая  характеристика  животных.  Простейшие 20 11 21 12 Беспозвоночные Знать особенности  строения Амебы,  инфузории, эвглены  и других  простейших.  Различать  простейших и  паразитических  простейших на  таблицах и  рисунках. Выделять  и сравнивать  особенностей  строения  представителей  разных классов. Знать  отличительные  признаки Знать основные  систематические  единицы царства  Животные  Знать  отличительные  признаки и значение  беспозвоночных § 19 § 20 Умение соблюдать  дисциплину на  уроке, уважительно  относится к  учителю и  одноклассникам.  Эстетическое  восприятие  природы. Понимание  строения  простейших. Формировать  осознание ценности  живых объектов Представление о  видах  беспозвоночных  животных.  Формировать  осознание ценности  беспозвоночных Приводят примеры животных Выделяют особенности  представителей царства животных Отличают клетку растения и клетку  животного  Называют основные части клетки  простейших.  Знакомятся с одноклеточными  животными – Простейшими Отличают Простейших от  бактерий Описывают некоторых  представителей Простейших  (амебу, инфузорию, малярийного  плазмодия) Объясняют  значение   представителей данного царства в  природе и жизни человека.  Понимают опасность заражения  человека малярийным плазмодием и  пути его заражения Делят животных на одноклеточных и  многоклеточных (беспозвоночных и  позвоночных) Понимают главный принцип деления животных на позвоночных и  беспозвоночных Знакомятся с особенностями  строения и образа жизни различных  типов беспозвоночных:  кишечнополостных, червей,  моллюсков, членистоногих, иглокожих Распознают беспозвоночных  животных по типам Определяют наиболее  распространенный тип  Объясняют  значение   представителей данного Подтипа в  природе и жизни человека  П: Уметь определять простейших  Уметь выделять главное в тексте, структурировать учебный  материал, грамотно  формулировать вопросы, работать с различными источниками  информации Готовить сообщения  и презентовать результаты своей  работы Л: уметь соблюдать дисциплину  на уроке, уважать учителя и  одноклассников, эстетическое  восприятие природы, осознание  ценности своего здоровья Р: уметь организовывать  выполнение заданий учителя  согласно установленным правилам работы в кабинете, развивать  навыки самооценки коррекции  результатов К: уметь работать в группах и  парах, вступать в диалог  совершать взаимоконтроль П: Уметь определять  беспозвоночных Уметь выделять главное в тексте,  структурировать учебный  материал, грамотно  формулировать вопросы, работать с различными источниками  информации Готовить сообщения и  презентовать результаты своей  работы Л: уметь соблюдать дисциплину  на уроке, уважать учителя и  одноклассников, эстетическое  восприятие природы, осознание  ценности своего здоровья Р: уметь организовывать  выполнение заданий учителя  согласно установленным правилам работы в кабинете, развивать  навыки самооценки коррекции Позвоночные 22 13 23 14 Значение  животных в  природе и жизни  человека Понимают главный принцип деления животных на позвоночных и  беспозвоночных Знакомятся с особенностями  строения и образа жизни различных  классов позвоночных: рыбы,  земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие в зависимости от  среды обитания. Распознают позвоночных животных  по классам Определяют наиболее  распространенный класс, наиболее  высокоорганизованный. Анализируют и моделируют очередность исторической  последовательности появления  классов животных в процессе  эволюции. Знакомятся с названиями вымерших  древних животных: стегоцефала,  динозавров, фороракоса,  археоптерикса, саблезубого тигра,  мамонта… Объясняют  значение   представителей данного Подтипа  в  природе и жизни человека  Характеризуют роль   животных   в природе   (цепи   питания)   и   жизни человека     служебно­ декоративные,  паразиты, ядовитые) Демонстрируют знания о существовании   различных   пород животных (домашние,   Представление о  видах позвоночных  животных.  Формировать  осознание ценности  позвоночных Умение применять  полученные знания в своей практической  деятельности. Осваивание навыков содержания  домашних животных Формирование    навыков поведения  в природе результатов К: уметь работать в группах и  парах, вступать в диалог  совершать взаимоконтроль П: Уметь находить на плакатах  и  систематизировать позвоночных  Уметь выделять главное в тексте,  структурировать учебный  материал, грамотно  формулировать вопросы, работать с различными источниками  информации Готовить сообщения и  презентовать результаты своей  работы Л: уметь соблюдать дисциплину  на уроке, уважать учителя и  одноклассников, эстетическое  восприятие природы, осознание  ценности своего здоровья Р: уметь организовывать  выполнение заданий учителя  согласно установленным правилам работы в кабинете, развивать  навыки самооценки коррекции  результатов К: уметь работать в группах и  парах, вступать в диалог  совершать взаимоконтроль П: Уметь находить изучаемые  объекты в природе Самостоятельно сравнивать и  анализировать информацию,  давать определения понятиям Л: способность выбирать целевые  и смысловые установки в своих  действиях и поступках  по  отношению к живой природе Р: уметь планировать свою работу при выполнении заданий учителя,  делать выводы по результатам и  проводить коррекцию К: уметь слушать учителя,  одноклассников, высказывать свое Знать основные  систематические  единицы царства  Животные. Знать  отличительные  признаки  позвоночных, их  систематику, и  значение Знать о  существовании  различных пород  животных, их  хозяйственном  значении. Знать значение  животных в природе и в жизни человека § 21 § 22 Раздел 3. Среда обитания живых организмов. (6 ч.) мнение Три среды  обитания. РК 20/ Жизнь на разных  материках. 24 1 25 2 26 3 Природные зоны  Земли.   средами Знакомятся с   тремя   обитания Характеризуют условия   каждой   из них Называют виды растений и животных населяющих их. Выявляют приспособления организмов к среде обитания. Соотносят виды конечностей  животных со средой их обитания РК Понимают  относительную  приспособленность организмов к  условиям внешней среды. Лабораторная работа № 5 «Исследо­ вание особенностей строения растений и  животных, связанных со средой обитания» Демонстрируют  элементарные  представления о животном и  растительном мире материков планеты Отличают представителей флоры и  фауны по полушариям, материкам Используют карту растений и  животных Земли Знают и умеют находить  материки  планеты на карте. Систематизируют информацию о  многообразии растительного и  животного мира материков.  Практическая работа № 1 «Опреде­ ление наиболее распространённых  растений и животных с использованием различных источников информации» Перечисляют природные зоны Земли Понимают причины их смены Характеризуют положение и условия основных природных зон:  (тундра, тайга, широколиственный и  смешанный  лес, травянистая равнина – степь и саванна, пустыня,  субтропический лес) Приводят примеры многообразия  растительного и животного мира в  связи с природными условиями    Умение   соблюдать дисциплину на уроке,   уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения. Р: уметь организовать выполнение заданий учителя согласно  установленным правилам работы в кабинете. П:уметь работать с текстом,  выделять в нем главное,  структурировать учебный  материал, классифицировать  объекты. К: уметь слушать учителя и  отвечать на вопросы, обсуждать  вопросы со сверстниками.     Знать среды обитания   и   их особенности.   Уметь различать на рисунках и таблицах организмы   разных сред  обитания   и  их приспособления   к разным средам   обитания.  Представление о  многообразии  растительного и  животного мира  планеты как  результате  приспособляемости  организмов к  различным  природным  условиям на разных  материках. Умение применять,  полученные на  уроке знания на  практике.  Понимание  важности бережного отношения к  природе. Р:Развитие навыков оценки и  самоанализа. П: уметь работать с различными  источниками информации и  преобразовывать ее из одной  формы в другую, работать с  текстом, выделять в нем главное. К: Овладение навыками  выступлений перед аудиторией. Знать  приспособления  разных организмов к обитанию в  различных средах.  Р: уметь организовать выполнение заданий учителя согласно  установленным правилам работы в кабинете. П:уметь работать с  дидактическими материалами,  классифицировать объекты,  давать определения понятиям. К: уметь слушать учителя и  отвечать на вопросы, работать в  составе творческих групп,  Знать материки  планеты и их  основные природные особенности. Уметь  находить материки  на карте. Общее  представление о  растительном и  животном мире  каждого материка. § 23 § 24 § 25 Умение   применять, полученные на уроке   знания   на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.   обсуждать вопросы со  сверстниками. Р: уметь организовать выполнение заданий учителя согласно  установленным правилам работы в кабинете. П:уметь работать с  дидактическими материалами,  классифицировать объекты,  давать определения понятиям. К: уметь слушать учителя и  отвечать на вопросы, работать в  составе творческих групп,  обсуждать вопросы со  сверстниками. Умение применять,  полученные на  уроке знания на  практике.  Понимание  важности бережного отношения к  природе. Р: уметь организовать выполнение заданий учителя согласно  установленным правилам работы в кабинете. П:уметь работать с  дидактическими материалами,  классифицировать объекты,  давать определения понятиям. К: уметь слушать учителя и  отвечать на вопросы, работать в  составе творческих групп,  обсуждать вопросы со  сверстниками. Природные зоны России. РК 25/ 27 4 28 5 Природные  сообщества. РК 20/ (абиотическими факторами). Распознают и характеризуют  природные зоны России по карте Понимают причины их смены Характеризуют положение и  условия основных природных зон:  (тундра, тайга, широколиственный  и смешанный  лес, степь, пустыня) Приводят примеры многообразия растительного и животного мира в связи   с   природными   условиями (абиотическими факторами). РК Понимают разнообразие  организмов своей местности.   Объясняют роль живых организмов и круговорота веществ в природном  сообществе.  Характеризуют значение  природного сообщества для жизни его  обитателей. Демонстрируют элементарные  представления о природных  сообществах планеты.  Различают естественные и  искусственные сообщества Составляют элементарные  пищевые цепи Понимают значение пищевых  связей в сообществах для  осуществления круговорота  веществ Делают вывод о круговороте  веществ в природе  РК Понимают связи живого и  неживого. Цепи питания. Пищевые  сети (на местных примерах) Знать типы природных зон России: тайга, тундра, широколиствен ный лес, степь, пустыня, их обитателей. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны. Знать о взаимодействии живых организмов между собой. Потоках веществ через живые организмы — пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество — совокупность организмов, Жизнь в морях и океанах 29 6 30 1 Как человек  появился на  Земле? связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.   Знать роль  Мирового океана  в формировании  климата на  планете. Различать на рисунках и  таблицах  организмов,  обитающих в  верхних слоях  воды, в ее толще и живущих на дне. Описывают разнообразие живого  мира в морях и океанах по рисункам  учебника.  Приводят примеры морских  обитателей Объясняют приспособления  живых организмов, обитающих в  разных частях и на разных глубинах океана.  Понимают рациональность  приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах Соотносят внешний вид морских  обитателей и природное  сообщество Осознают роль Мирового океана  на планете.  Осознание роли  Мирового океана на  планете. Понимание  рациональности  приспособлений  обитателей океана к разным условиям в  его пределах. Р:уметь организовать выполнение  заданий учителя согласно  установленным правилам работы в кабинете, развивать навыки  оценки и самоанализа П:уметь давать определения  понятиям. Развивать  элементарные навыки  устанавливания причинно­ следственных связей. Уметь  сравнивать и делать выводы на  основании сравнений. К: уметь слушать учителя и  одноклассников, аргументировать  свою точку зрения. Овладение  навыками выступлений перед  аудиторией. Раздел 4. Человек на Земле. (5 ч.) Представление   об эволюции   человека как   биологического и социального существа.   Р:уметь корректировать  собственные представления о  происхождении человека с  научным мировоззрением. П:уметь формулировать гипотезу  и находить аргументы для ее  доказательства. К:уметь обобщать информацию и  выстраивать доказательность  своих убеждений перед  одноклассниками. Осознание человека  разумного как  биологического  вида. Знать  основные этапы  антропогенеза. Знать характерные  особенности  предковых форм  Человека разумного. Выделяют три вида людей Характеризуют все три вида (Ч.  Умелого, Ч. Прямоходящего и Ч.  Разумного: неандертальца и  кроманьонца) Находят сходство и отличия  человекообразных обезьян и  современного человека Понимают роль  совместной охоты и трудовой деятельности в социализации предка человека Устанавливают связь между  развитием головного мозга и  поведением древних людей. Объясняют роль речи и общения в  формировании современного человека. Делают вывод о эволюции человека, § 26 § 27 Как человек  изменил Землю. РК 25/ 31 2 32 3 Жизнь под  угрозой. РК 20/ как биологического и социального  существа Прогнозируют дальнейший ход  эволюции человека Анализируют последствия  хозяйственной деятельности человека  в природе с древности Перечисляют и характеризуют  важнейшие экологические проблемы,  которые необходимо решить  человечеству(радиоактивные отходы,  озоновая дыра, кислотные дожди,  парниковый эффект) Предлагают пути выхода из  создавшейся ситуации  Осознают значимость знания законов  развития природы для охраны живого  мира на Земле. Объясняют причины   исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Определяют степень личного участия в природоохранной работе. Предлагают меры по уменьшению  опустынивания планеты РК Знакомство с экологическими  проблемами своей местности и  доступными путями их решения Называют исчезнувшие виды  растений и животных.  Обсуждают состояние редких видов  животных, занесённых в Красную  книгу.  Объясняют значение Красной книги,  заповедников.  Выясняют, какие редкие и  исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Понимают причины исчезновения  видов Обсуждают способы   биологического разнообразия  РК  Понимают  значимость   охраны растений   и   животных.   Красная   книга Архангельской области. Практическая работа № 2  сохранения Осознание влияния факторов среды на живые организмы   Осознание  необходимости  личного участия в  природоохранной  деятельности. Р: уметь планировать свою работу при выполнении заданий учителя,  делать выводы по результатам  работы.  П:уметь работать с различными  источниками информации,  самостоятельно оформлять  конспект урока в тетради,  сравнивать и анализировать  информацию, делать выводы,  давать определения понятиям.  К: уметь слушать одноклассников и учителя, высказывать свое  мнение. Осознание   степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны.   Принятие правил   поведения   в живой природе Р: уметь планировать свою работу при выполнении заданий учителя,  делать выводы по результатам  работы.  П:уметь работать с различными  источниками информации,  самостоятельно оформлять  конспект урока в тетради,  сравнивать и анализировать  информацию, делать выводы,  давать определения понятиям.  К: уметь слушать одноклассников и учителя, высказывать свое  мнение. § 28, 30 § 29 Понимать  закономерности  развития природной  среды и   соответствие  хозяйственной  деятельности  человека  законам  развития природы. Приведение  доказательств  необходимости  охраны окружающей природы.  Знать основные  правила поведения в природе. Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения Проявление современным человечеством заботы о живом мире. «Знакомство с экологическими  проблемами местности и путями их  решения»  Здоровье человека  и безопасность  жизни. РК 25/ 33 4 Промежуточная  аттестация 34 5 Формулируют понятие Здорового  образа жизни Запоминают ядовитые растения и  животные Осваивают приемы оказания первой  помощи пострадавшим при  отравлениях, кровотечениях,  растяжении связок, ударах молнии,  укусах животных Обосновывают необходимость  соблюдения правил поведения в  природе и выполнения гигиенических  требований и правил поведения,  направленных на сохранение здоровья. Демонстрация Ядовитые растения и  опасные животные своей местности Практическая работа № 3 Овладение  простейшими способами оказания  первой доврачебной помощи Проверка знаний по курсу биологии 5  класса.  Выявление уровня сформированности  основных видов учебной деятельности. Итоговая диагностика. Умение применять  полученные на  уроке знания на  практике. Представление о  существовании  живых организмов,  опасных для  здоровья и жизни  человека.  Понимание  необходимости  оказания экстренной первой помощи при  отравлениях  ядовитыми  растениями и  грибами, при укусах ядовитых животных. Умение применять  полученные знания и умения за курс  биологии 5 класса  на практике. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ. Освоение приемов  оказания первой  помощи  пострадавшим при  отравлениях,  кровотечениях,  укусах животных.  Приведение  доказательств  зависимости  здоровья человека  от его образа жизни  и состояния  окружающей среды.  § 31 Р: уметь планировать свою работу при выполнении заданий учителя,  делать выводы по результатам  работы.  П:уметь работать с различными  источниками информации,  самостоятельно оформлять  конспект урока в тетради,  сравнивать и анализировать  информацию, делать выводы,  давать определения понятиям.  К: уметь слушать одноклассников и учителя, высказывать свое  мнение. Систематизировать и обобщать  знания о многообразии живого  мира.. Развитие мотивации  к получению новых  знаний,  дальнейшему  изучению ест. наук. Учебно­методическое и материально техническое обеспечение Учебно­методический комплект:  Биология. 5­9 классы: рабочие программы: учебно­методическое пособие  (Программа основного общего образования. Биология. 5­9 классы. Концентрический курс. Авторы:  Н.И.Сонин, В.Б.Захаров)/ сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015    Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, «Вертикаль» 2015 г Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, «Вертикаль» 2014 Введение в естественно­научные предметы: Естествознание.. 5 класс: методическое пособие к учебнику Плешакова А.А.  Сонина Н.И. «Введение в естественно­научные  предметы. Естествознание.»/Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. – М.: Дрофа, 2014 Интернет­ресурсы: • • Программа по биологии. ­ Режим доступа :  http   /  teacher   Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. ­ Режим доступа : http   ://   www   .  ru   /  for   ­  users    .  drofa    /  vertical    ://   school  / programme  ­  collection      .  edu   .  ru • Электронные приложения к учебникам. ­ Режим доступа : http   ://   www   .  drofa    .  ru   /  catnews    /  dl   /   Планируемые результаты изучения курса «Биология» 5 класса В результате изучения БИОЛОГИИ ученик должен:  знать / понимать:  естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);   многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;  как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);   строение живой клетки (главные части);   царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);   беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);   среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);   природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);   как человек появился на Земле (на уровне представлений);   как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников­первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);   изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);   важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);   основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения. уметь:  узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды);   определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;  приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека; описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты; сравнивать природные объекты не менее чем по 3­4 признакам; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; находить значение указанных терминов в справочной литературе; кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль; использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2­3 минуты); пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; следовать правилам безопасности при проведении практических работ. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами; определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;  следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде; составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными; оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.               Критерии оценивания устных ответов Отметка «5», отлично, (высокий уровень достижений): ­ умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. ­ полно раскрывает содержание материала в объёме программы и учебника; ­ чётко и правильно даёт определения и раскрывает содержание понятий; верно использует научные термины; ­ для доказательства использует различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ­ даёт ответ самостоятельно, использует ранее приобретённые знания; ­ не допускает ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру устной речи. ­ умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов. ­ имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу. (Признаки творческой деятельности на уроках биологии: 1. Умение переносить знания в новую ситуацию. 2. Умение видеть функцию объекта. 3. Видеть в знакомой ситуации ­  новую ситуацию. 4. Комбинирование известных способов деятельности (решение генетических задач). 5. Видеть структуру объекта (соотносить часть и целое). 6. Выработка  альтернативного мышления. 7. Принципиально новый способ решения проблемы (истинное творчество). Отметка «4», хорошо, (повышенный уровень достижений): ­ умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; умеет применять полученные знания в видоизменённой ситуации, ­ в основном правильно даёт определения понятий и использует научные термины; ­ ответ самостоятельный; материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибка или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи учителя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя; ­ допускает незначительные нарушения последовательности изложения, есть небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; ­ не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно). Отметка «3», удовлетворительно, (базовый уровень достижений): ­ знает материал на уровне минимальных требований программы; ­ умеет работать на уровне воспроизведения, затрудняется при ответах на видоизменённые вопросы. и в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; ­ затрудняется при самостоятельном воспроизведении, испытывает необходимость незначительной помощи учителя; ­ отвечает неполно на вопросы учителя ­ основное содержание учебного материала излагает фрагментарно, не всегда последовательно; ­ даёт определения понятий недостаточно чёткие; ­ не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допускает ошибки при их изложении; ­ допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий; ­ незначительно не соблюдает основные правила культуры устной речи. Отметка «2», неудовлетворительно, (пониженный уровень достижений): ­ знает материала на уровне ниже минимальных требований программы; имеет отдельные представления об изученном материале; ­ нет умения работать на уровне воспроизведения, затрудняется при ответах на стандартные вопросы. не умеет применять знания при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу; ­ не даёт ответы на вспомогательные вопросы учителя; ­ допускает грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не может исправить даже при помощи учителя; ­ значительного не соблюдает основные правила культуры устной речи. Отметка «1», плохо, (низкий уровень достижений): ­ ответ на вопрос не дан. К(коэффициент усвоения) = А:Р,     где А ­ число правильных ответов в тесте, Р ­ общее число ответов Критерии оценки тестовых заданий Коэффициент К 0,9­1 0,8­0,89 0,7­0,5 Меньше 0,5 Отметка «5» «4» «3» «2» Отметка «5»: ­ ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка; ­ соблюдение культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «4»: Критерии оценки письменных работ ­ ответ неполный или допущено не более 2­х несущественных ошибок; ­ соблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «3»: ­ работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две­три несущественные; ­ незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «2»: ­ работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок; ­ значительное несоблюдения основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «1»: ­ обучающийся не приступил к работе. Критерии оценки лабораторных и практических работ Ометка «5»: 1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений. 2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее  точных результатов. 3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи,  графики, вычисления. 4. Проявляет организационно­трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности  при выполнении работ. Отметка «4»: 1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два­три  недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт. 2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении. Отметка «3»: 1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным,  принципиальным важным задачам работы. 2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует  выводы, обобщения. 3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок  (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на  результат выполнения. 4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя. Отметка «2»: 1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы. 2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно. Отметка «1»: обучающийся не приступил к работе.   ставится, если: «5»  1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя. 2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса. 3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы. Критерии оценки при наблюдении объектов ставится, если: «4»  1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя. 2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные. 3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений. «3»  1. Допускает одну­две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя. 2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них. 3. Допускает одну­две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов. «2»  1. Допускает три­четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя. 2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса. 3. Допускает три­четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов. «1»    ставится если обучающийся не приступил к выполнению работы.   ставится, если:   ставится, если: Критерии оценивания компьютерных презентаций обучающихся Отметка «5» Содержание 1. Работа полностью завершена. 2. Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов. 3. Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика. 4. Обучающийся предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии) 5. Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс. Дизайн 1. Дизайн логичен и очевиден. 2. Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание. 3. Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается). Графика хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание. Грамотность Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических. Отметка «4» Содержание  1. Почти полностью сделаны наиболее важные части работы. 2. Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются. 3. Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно. 4. Обучающийся в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы. 5. Почти везде выбирается более эффективный процесс. Дизайн 1. Дизайн есть. 2. Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию. 3. Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем. Графика соответствует содержанию. Грамотность Минимальное количество ошибок. Отметка «3» Содержание 1. Не все важнейшие компоненты работы выполнены. 2. Работа демонстрирует понимание, но неполное. 3. Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно. 4. Обучающийся иногда предлагает свою интерпретацию. 5. Обучающемуся нужна помощь в выборе эффективного процесса. Дизайн 1. Дизайн случайный. 2. Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию. 3. Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию. Графика мало соответствует содержанию. Грамотность Есть ошибки, мешающие восприятию. Отметка «2» Содержание 1. Работа сделана фрагментарно.. 2. Работа демонстрирует минимальное понимание. 3. Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов. 4. Интерпретация ограничена или беспочвенна. 5. Обучающийся может работать только под руководством учителя. Дизайн 1. Дизайн не ясен. 2. Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него. 3. Параметры не подобраны, делают текст трудночитаемым. Графика не соответствует содержанию. Грамотность Много ошибок, делающих материал трудночитаемым. Оценивание проектной работы по биологии Общие требования к проектной работе по биологии. Представляемый проект должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя (ей) проекта, название проекта, года написания работы, указанием целей и задач проектной работы. Содержание проектной работы должно включать такие разделы, как: введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы; место и время выполнения работы; краткое описание используемых методик с ссылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней); систематизированные, обработанные результаты исследований; выводы, сделанные после завершения работы над проектом; практическое использование результатов проекта; социальная значимость проекта; приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т.д. Критерии оценки проектов по биологии:                  четкость поставленной цели и задач; тематическая актуальность и объем использованной литературы; обоснованность выбранных методик для проведения исследований; полнота раскрытия выбранной темы проекта; обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам; уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости); анализ полученных данных; наличие в работе вывода или практических рекомендаций; качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.). Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта: обоснованность структуры доклада; вычленение главного; полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите; использование наглядно­иллюстративного материала; компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы, задаваемые комиссией (членами      жюри или экспертной комиссией);  ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме. уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и Общие требования к оформлению проекта по биологии:  которые помешают вычленить главное, основное или засоряющих работу.  быть четкими и выполненными, желательно печатным шрифтом, а также достаточно крупными и хорошо читаемыми. При оформлении работы следует соблюдать определенный стандарт, это позволит во многом, ограничить включение в работу лишних материалов второстепенного ранга, Для защиты проект может быть представлен как в печатном варианте, так и в рукописном, оформленном на белых плотных листах бумаги формата А­4. Все подписи должны Классификация ошибок При оценке знаний, умений, навыков учитываются ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом обучающихся. Грубыми считаются ошибки: ­ незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения,  наименований этих единиц; ­ неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения; ­ неумение применить знания для решения задач, объяснения явления; ­ неумение читать и строить графики, принципиальные схемы; ­ неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов; ­ неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником; ­ нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам. К негрубым относятся ошибки: ­ неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1­3 из этих признаков  второстепенными; ­ ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования; ­ ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика; ­ нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных  основных вопросов второстепенными); ­ нерациональные методы работы со справочной литературой; ­ неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде. Недочётами являются: ­ нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий; ­ арифметические ошибки в вычислениях; ­ небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц; ­ орфографические и пунктуационные ошибки.

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018