Рабочая программа по биологии 5 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 5 класс

Оценка 4.8
Документация +1
docx
биология
5 кл
09.05.2019
Рабочая программа по биологии 5 класс
Данная программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана МБОУ «Ярцевская школа № 1», примерной авторской программы по биологии И.Н. Пономарёва. В 5 классе биология изучается час в неделю. В программе указаны : 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 2. Содержание учебного предмета 3. Тематическое планирование
биология 5 фгос .docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1» ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Согласовано Заместитель директора_________Е.А. Якуничева «__» августа 2018года Утверждено Директор школы _________И.Л. Саленкова Приказ  № ___ от «     » августа 2018 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по  биологии для 5  класса Учитель:  Зорина Валентина Николаевна Квалификационная категория: высшая Программа рассмотрена на заседании РМО учителей биологии Протокол №  1  от «_____» августа 2018 г.  Руководитель РМО _____________      (Рященко И.В.) 2018/2019 учебный год 1 Содержание 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета………..стр. 3­5 2. Содержание учебного предмета…………………………………стр.6­7 3. Тематическое планирование……………………………………..стр.8­9 2 Рабочая программа разработана на основе федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана МБОУ  «Ярцевская школа № 1», примерной авторской программы по биологии И.Н .Пономарёва,  В.С. Кучменко, О.А .Корнилова, А.Г .Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5­9 классы:  программа­М.: Вентана­Граф, 2012г). Учебник: Авторы: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.Биология  (5 класс)  Москва Издательский центр «Вентана­Граф» 2016 год 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными   результатами  изучения   предмета   «Биология»   являются   следующие умения: Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать   потребность   и   готовность   к   самообразованию,   в   том   числе   и   в   рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других   людей   с   точки   зрения   сохранения   окружающей   среды  –  гаранта   жизни   и благополучия людей на Земле. Метапредметные Познавательные Анализировать,   сравнивать,   классифицировать   и   обобщать   факты   и   явления.   Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и   критерии   для   указанных   логических   операций;   строить   классификацию   на   основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь   определять   возможные   источники   необходимых   сведений,   производить   поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Регулятивные   3 Самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   учебную   проблему,   определять   цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать   версии   решения   проблемы,   осознавать   конечный   результат,   выбирать   из предложенных   и   искать   самостоятельно     средства   достижения   цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая   по   плану,   сверять   свои   действия   с   целью   и,   при   необходимости,   исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Предметные Предметными   результатами  изучения   предмета   «Биология»   являются   следующие умения: – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. –  приводить   примеры   приспособлений   организмов   к   среде   обитания   и   объяснять   их значение; –  находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. – перечислять отличительные свойства живого; –   различать   (по   таблице)   основные   группы   живых   организмов   (бактерии:   безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – определять основные органы растений (части клетки); – объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – понимать смысл биологических терминов; –  характеризовать   методы   биологической   науки   (наблюдение,   сравнение,   эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; –  проводить   биологические   опыты   и   эксперименты   и   объяснять   их   результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов. – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; В процессе изучения данного курса выпускник научится: • характеризовать   особенности   строения   и   процессов   жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; 4 • применять   методы   биологической   науки   для   изучения   клеток   и   организмов: проводить   наблюдения   за   живыми   организмами,   ставить   несложные   биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; • использовать   составляющие   исследовательской   и   проектной   деятельности   по изучению   живых   организмов   (приводить   доказательства,   классифицировать,   сравнивать, выявлять взаимосвязи); • ориентироваться   в   системе   познавательных   ценностей:   оценивать   информацию   о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. Ученик получит возможность научиться: • соблюдать   правила   работы   в   кабинете   биологии, с   биологическими   приборами   и инструментами; • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми   растениями,   укусах   животных;   работы   с   определителями   растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных; • выделять эстетические достоинства объектов живой природы; • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально­ценностное отношение к объектам живой природы); • находить   информацию   о   растениях   и   животных в   научно­популярной   литературе, биологических   словарях и   справочниках,   анализировать,   оценивать   её   и   переводить из одной формы в другую; • выбирать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих   действиях   и   поступках   по отношению к живой природе. 5 2. Содержание учебного предмета «Биология» «БИОЛОГИЯ­НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ» 5­й класс 34 ч. Часть  1. Биология ­ наука о живом мире (10 ч) Биология   –   наука   о   живом.   Причины   многообразия   организмов:   различная   роль   в круговороте   веществ,   различия     среды   обитания   и   образа   жизни,   многообразие   планов строения организмов, стратегий их размножения. Живой   организм   и   его   свойства:   обмен   веществ,   рост,   индивидуальное   развитие, размножение, раздражимость, приспособленность. Возникновение приспособлений – результат эволюции. Примеры приспособлений. Экосистема   –   единство   живых   организмов   разных   «профессий»   и   неживой   природы. Производители, потребители и разрушители, особенности их обмена веществ. Круговорот веществ в экосистеме и его роль в  поддержании постоянства условий. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Наличие или отсутствие ядра в клетке.   Безъядерные   и   ядерные   организмы.   Тип   питания:   автотрофы   и   гетеротрофы. Сравнительная характеристика царств растений, грибов и животных. Роль живых организмов и биологии в жизни человека. Создание окружающей среды для жизни людей. Обеспечение пищей человечества. Здоровый образ жизни и роль биологии в его обосновании.  Гармония человека и природы: эстетический аспект. Наблюдение   –   начало   всякого   изучения.   Факт.   Сравнение   и   его   роль   в   оценке воспроизводимости результатов. Эксперимент – важнейший   способ проверки гипотез и создания теорий. Приборы и инструменты и их роль в науке. Измерение. Лабораторные работы: Изучение строения живых клеток кожицы лука, клеток листьев . Часть 2. Многообразие живых организмов. (10 ч.) Разнообразие   организмов.   Принципы   их   классификации.   Отличительные   признаки представителей разных царств живой природы. Систематика   –   наука   о   многообразии   живых   организмов.   Важнейшие   систематические группы. Основные царства живой природы:  растения, грибы, животные. Бактерии – мелкие одноклеточные организмы, обитающие в однородной среде. Строение и обмен веществ бактериальной клетки. Как происходит наследование, роль молекулы ДНК в   размножении   организмов.   Размножение   микробов.   Роль   бактерий   в   нашей   жизни 6 (болезнетворные,   используемые   в   производстве,   редуценты   в   природных   экосистемах, полезная микрофлора организма: на коже, во рту, в кишечнике). Многообразие и значение грибов. Их   роль   в природе и в жизни человека. Строение, жизнедеятельность грибов. Размножение грибов. Роль грибов в биосфере и в жизни человека. Практическое значение грибов. Съедобные и ядовитые грибы своей местности. Фотосинтез. Хлорофилл. Строение и функции растительной клетки. Хлоропласт. Вакуоль. Обмен веществ растения: фотосинтез и дыхание растений. Минеральное питание растений. Лишайники – симбиотические организмы. Строение и жизнь лишайников. Экологическая роль лишайников. Многообразие лишайников. Хозяйственное значение лишайников. Лабораторные работы: Изучение строения лишайников. Часть 3. Жизнь организмов на планете земля  (8 ч.) Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Приспособленность организмов к условиям обитания. Влияние   экологических   факторов   на   организмы.   Факторы   не   живой   природы, факторы живой природы. Примеры экологических факторов. Понятие природные зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды. Часть 4. Человек  на планете Земля  (6 ч.) Когда   и   где   появился   человек.   Предки   Человека   разумного.   Орудия   труда   человека разумного. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе и наши дни . Особенности поведения человека. Речь. Мыщление. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Изменение человеком окружающей среды. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Проявление современным человеком заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. 7 3. Тематическое планирование по курсу биологии 5 класс Тема Дата № п/п 1. 2. Тема 1. Биология ­ наука о живом мире (10 ч). Наука о живой природе. Свойства живого. 3. Методы изучения природы. 4. 5. Экскурсия в природу «Методы изучения живых организмов». Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных  приборов». 6. Строение клетки.  Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений». 7. 8. 9. Ткани Химический состав клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. 10. Подведем итоги. Защита проектов. Контрольная работа  №1  Тема 2. Многообразие живых организмов (10ч)  11. Царства живой природы. 12. Бактерии: строение и жизнедеятельность. 13. Значение бактерий в природе и для человека. 14. Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением  8 05.09 12.09 19.09 26.09 03.10 10.10 17.10 24.10 31.10 07.11 14.11 28.11 05.12 12.12 растения». 15. Животные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением  животных». 16. Грибы. 17. Многообразие и значение грибов. 18. Лишайники. 19. Значение живых организмов в природе и жизни человека. 20. Подведем итоги. Контрольная работа № 2. Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)  21. Среды жизни планеты Земля. 22. Экологические факторы среды. 23. Приспособления организмов к жизни в природе. 24. Природные сообщества. 25. Природные зоны России. 26. Жизнь организмов на разных материках. 27. Жизнь организмов в морях и океанах. 28. Подведем итоги. Контрольная работа  № 3. Тема 4. Человек на планете Земля (6ч) 29. Как появился человек на Земле. 30. Как человек изменял природу. 31. Важность охраны живого мира планеты. Защита проектов «Человек и природа». 32. Контрольная работа № 4   итоговая контрольная работа на  промежуточной аттестации 33. Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых  9 19.12 26.12 09.01 16.01 23.01 30.01 06.02 13.02 27.02 06.03 13.03 20.03 27.03 03.04 17.04 24.04 08.05 15.05 22.05 организмов». 34. Итоговый урок. Летние задания 29.05 10

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2019