Данная программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана МБОУ «Ярцевская школа № 1», примерной авторской программы по биологии И.Н. Пономарёва. В 5 классе биология изучается час в неделю. В программе указаны :
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2. Содержание учебного предмета
3. Тематическое планирование
биология 5 фгос .docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано
Заместитель директора_________Е.А. Якуничева
«__» августа 2018года
Утверждено
Директор школы _________И.Л. Саленкова
Приказ № ___ от « » августа 2018 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 5 класса
Учитель: Зорина Валентина Николаевна
Квалификационная категория: высшая
Программа рассмотрена на заседании РМО учителей биологии
Протокол № 1 от «_____» августа 2018 г.
Руководитель РМО _____________ (Рященко И.В.)
2018/2019 учебный год
1 Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета………..стр. 35
2. Содержание учебного предмета…………………………………стр.67
3. Тематическое планирование……………………………………..стр.89
2 Рабочая программа разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана МБОУ
«Ярцевская школа № 1», примерной авторской программы по биологии И.Н .Пономарёва,
В.С. Кучменко, О.А .Корнилова, А.Г .Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 59 классы:
программаМ.: ВентанаГраф, 2012г).
Учебник: Авторы: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.Биология (5 класс)
Москва Издательский центр «ВентанаГраф» 2016 год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие
умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения
безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки
других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и
благополучия людей на Земле.
Метапредметные
Познавательные
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Регулятивные
3 Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Предметные
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие
умения:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их
значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с
предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные,
ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи,
плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии,
грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,
измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и
изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
В процессе изучения данного курса выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности
биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
4 • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов:
проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические
эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по
изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать,
выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о
живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека
в природе.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;
выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое
сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научнопопулярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из
одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе.
5 2. Содержание учебного предмета «Биология»
«БИОЛОГИЯНАУКА О ЖИВОМ МИРЕ»
5й класс 34 ч.
Часть 1. Биология наука о живом мире (10 ч)
Биология – наука о живом. Причины многообразия организмов: различная роль в
круговороте веществ, различия среды обитания и образа жизни, многообразие планов
строения организмов, стратегий их размножения.
Живой организм и его свойства: обмен веществ, рост, индивидуальное развитие,
размножение, раздражимость, приспособленность.
Возникновение приспособлений – результат эволюции. Примеры приспособлений.
Экосистема – единство живых организмов разных «профессий» и неживой природы.
Производители, потребители и разрушители, особенности их обмена веществ. Круговорот
веществ в экосистеме и его роль в поддержании постоянства условий.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Наличие или отсутствие ядра в
клетке. Безъядерные и ядерные организмы. Тип питания: автотрофы и гетеротрофы.
Сравнительная характеристика царств растений, грибов и животных.
Роль живых организмов и биологии в жизни человека. Создание окружающей среды для
жизни людей. Обеспечение пищей человечества. Здоровый образ жизни и роль биологии в
его обосновании. Гармония человека и природы: эстетический аспект.
Наблюдение – начало всякого изучения. Факт. Сравнение и его роль в оценке
воспроизводимости результатов. Эксперимент – важнейший способ проверки гипотез и
создания теорий. Приборы и инструменты и их роль в науке. Измерение.
Лабораторные работы: Изучение строения живых клеток кожицы лука, клеток листьев .
Часть 2. Многообразие живых организмов. (10 ч.)
Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки
представителей разных царств живой природы.
Систематика – наука о многообразии живых организмов. Важнейшие систематические
группы. Основные царства живой природы: растения, грибы, животные.
Бактерии – мелкие одноклеточные организмы, обитающие в однородной среде. Строение и
обмен веществ бактериальной клетки. Как происходит наследование, роль молекулы ДНК
в размножении организмов. Размножение микробов. Роль бактерий в нашей жизни
6 (болезнетворные, используемые в производстве, редуценты в природных экосистемах,
полезная микрофлора организма: на коже, во рту, в кишечнике).
Многообразие и значение грибов. Их роль в природе и в жизни человека. Строение,
жизнедеятельность грибов. Размножение грибов.
Роль грибов в биосфере и в жизни человека. Практическое значение грибов. Съедобные и
ядовитые грибы своей местности.
Фотосинтез. Хлорофилл. Строение и функции растительной клетки. Хлоропласт. Вакуоль.
Обмен веществ растения: фотосинтез и дыхание растений. Минеральное питание растений.
Лишайники – симбиотические организмы. Строение и жизнь лишайников. Экологическая
роль лишайников. Многообразие лишайников. Хозяйственное значение лишайников.
Лабораторные работы: Изучение строения лишайников.
Часть 3. Жизнь организмов на планете земля (8 ч.)
Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Многообразие условий обитания на
планете. Среды жизни организмов. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Влияние экологических факторов на организмы. Факторы не живой природы,
факторы живой природы. Примеры экологических факторов.
Понятие природные зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический
лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь.
Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон,
требующие охраны.
Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной
Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Часть 4. Человек на планете Земля (6 ч.)
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Орудия труда человека
разумного. Биологические особенности современного человека.
Деятельность человека в природе и наши дни . Особенности поведения человека. Речь.
Мыщление.
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Изменение человеком окружающей
среды.
Причины исчезновения многих видов животных и растений.
Проявление современным человеком заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга.
7 3. Тематическое планирование по курсу биологии 5 класс
Тема
Дата
№
п/п
1.
2.
Тема 1. Биология наука о живом мире (10 ч).
Наука о живой природе.
Свойства живого.
3. Методы изучения природы.
4.
5.
Экскурсия в природу «Методы изучения живых организмов».
Увеличительные приборы.
Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных
приборов».
6.
Строение клетки.
Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений».
7.
8.
9.
Ткани
Химический состав клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки.
10. Подведем итоги.
Защита проектов.
Контрольная работа №1
Тема 2. Многообразие живых организмов (10ч)
11.
Царства живой природы.
12. Бактерии: строение и жизнедеятельность.
13.
Значение бактерий в природе и для человека.
14. Растения.
Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением
8
05.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
31.10
07.11
14.11
28.11
05.12
12.12 растения».
15. Животные.
Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением
животных».
16.
Грибы.
17. Многообразие и значение грибов.
18. Лишайники.
19.
Значение живых организмов в природе и жизни человека.
20. Подведем итоги.
Контрольная работа № 2.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)
21.
Среды жизни планеты Земля.
22. Экологические факторы среды.
23. Приспособления организмов к жизни в природе.
24. Природные сообщества.
25. Природные зоны России.
26. Жизнь организмов на разных материках.
27. Жизнь организмов в морях и океанах.
28. Подведем итоги.
Контрольная работа № 3.
Тема 4. Человек на планете Земля (6ч)
29.
Как появился человек на Земле.
30. Как человек изменял природу.
31. Важность охраны живого мира планеты.
Защита проектов «Человек и природа».
32. Контрольная работа № 4 итоговая контрольная работа на
промежуточной аттестации
33. Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых
9
19.12
26.12
09.01
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
27.02
06.03
13.03
20.03
27.03
03.04
17.04
24.04
08.05
15.05
22.05 организмов».
34. Итоговый урок. Летние задания
29.05
10
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.