Программа разработана на основе Примерной программы по биологии , программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии в 5 классе.doc
Ростовская область
Куйбышевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
х. Крюково
Крюковская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Крюковской СОШ
Приказ от 31.08.2016г № 252 ОД
_________________Г.А. Молчанова
Рабочая программа
по
биологии
Основное общее образование 5 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
( учебный предмет курс)
Количество часов: 34часа.
Учитель биологии и химии Исмаилова Татьяна Васильевна
(ФИО) Программа разработана на основе Примерной программы по биологии , программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника
(сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» М.: Дрофа, 2012.), в соответствии с альтернативным учебником, допущенным
Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Введение
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки
живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые
организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземновоздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (8часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты»,
«хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их
распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора
съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибыпаразиты. Роль грибов в природе и жизни
человека.
Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Раздел 3. Царство Растения
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их
связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в
природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её,
переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение
2. Содержание учебного предмета
Наименование разделов с указанием количества часов
Введение (6 часов)
Раздел 1. Клеточное строение организмов (8часов)
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (8часов)
Раздел 3. Царство Растения (11 часов) Характеристика основных содержательных линий тем
Введение
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки
живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые
организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Раздел 1. Клеточное строение организмов Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка,
цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление
клетки. Понятие «ткань».
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и
жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.
Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи,
плесневые грибы. Грибыпаразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Раздел 3. Царство Растения .Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства.
Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи,
плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и
многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда
обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи,
плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда
обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда
обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Перечень лабораторных практических работ, экскурсий
Лабораторные работы:
Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.»
Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.»
Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.»
Л .р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.»
Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.»
Л.р.№6 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей». Л.р.
№7«Строение зеленых водорослей» Л.р.№8
«Строение мха (на местных видах)» Л.р.№9«
Строение спороносящего хвоща» Л.р.№10 «Строение спороносящего папоротника» Л.р.
№11«Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» Л.р.№12
«Строение цветкового растения»
Практические работы:
П.р.№1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»
П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Экскурсии:
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Демонстрации:
Приборы и оборудование
Микропрепараты различных растительных тканей.
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Выращивание и уход за комнатными растениями Определение всхожести семян, выращивание рассады пикировка. Вегетативное размножение
растений
Направления проектной деятельности обучающихся.
Даты проведения контрольных работ:
Контрольная работа №1 по теме «Введение» 06.10.
Контрольная работа №2 20.10.
Контрольная работа №3по теме «Клеточное строение организмов» 24.11
Контрольная работа№4 по теме: «Бактерии» 16.12
Контрольная работа №5по теме: « Царство бактерий и грибов» 16.02
Контрольная работа №6 по теме: «Водоросли. Лишайники. Мхи» 06.04
Контрольная работа №7 Итоговая контрольная работа 04.05. Разделы программы
« Введение»
«Клеточное строение
организмов»
3. Тематическое планирование.
Последовательность изучения тем
1. Биология — наука о живой природе
2. Методы исследования в биологии
3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого
4. Среды обитания живых организмов.
5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы
6. Обобщающий урок. .
7.Устройство увеличительных приборов
8. Строение клетки
9. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука
10. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
11. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Жизнедеятельность клетки:
рост, развитие. Деление клетки
12. Ткани.
13. Обобщающий урок
14. Контроль знаний по теме "Клеточное строение организмов" «Царство Бактерии. Царство
Грибы»
«Царство Растения»
15 Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.
16. Роль бактерий в природе и жизни человека
17. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.
18. Шляпочные грибы.
19. Плесневые грибы и дрожжи
20. Грибыпаразиты
21. Обобщающий урок
22. Контроль знаний по теме "Царство бактерий и грибов"
23. Ботаника — наука о растениях. . Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания
24. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей
25. Лишайники
26. Мхи
27. Папоротники, хвощи, плауны
28. Голосеменные растения
29. Покрытосеменные растения
30 Обобщение знаний об основных отделах растений
31. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира
32. Обобщающий урок
33. Итоговая контрольная работа
34 Летние задания.
№
п/п
№
в
те
ме
Дата
проведени
я
урока
Раздел
Тема урока
Темы
контрольных,
практических
лабораторных
работ
Количество
часов
Содержание
Введение (6 часов)
Основные виды учебной
деятельности
Требования к результату
УУД
Виды
контроля 1.
1
01 .09.
Биология —
наука о живой
природе
Биология как
наука.
Значение
биологии
2.
2
08.09.
Методы
исследования в
биологии
Демонстраци
я
Приборы и
оборудование
Методы
познания в
биологии:
наблюдение,
эксперимент,
измерение.
Источники
биологическо
й
информации,
ее получение,
анализ и
представление
его
результатов.
Техника
безопасности
в кабинете
биологии.
Определяют понятия
«биология», «биосфера»,
«экология». Раскрывают
значение биологических
знаний в современной жизни.
Оценивают роль
биологической науки в жизни
общества
Определяют понятия «методы
исследования», «наблюдение»,
«эксперимент», «измерение».
Характеризуют основные
методы исследования в
биологии. Изучают правила
техники безопасности в
кабинете биологии
Текущий
Текущий
Тест. зад.
: Постепенно выстраивать
Личностные
собственное целостное мировоззрение
Регулятивные УУД:
— составлять план текста;
— под руководством учителя оформлять
отчет, включающий описание наблюдения,
его результаты, выводы;
Познавательные УУД:
— владеть таким видом изложения текста,
как повествование;
— под руководством учителя проводить
непосредственное наблюдение;
— получать биологическую информацию
из различных источников;
— определять отношения объекта с
другими объектами;
— определять существенные признаки
объекта.
Коммуникативные УУД:
уметь самостоятельно определять общие
цели и распределять роли при работе в
группах 3.
3
15.09.
Разнообразие
живой
природы.
4.
4
22.09
Среды
обитания
живых
организмов
Царства:
Бактерии,
Грибы,
Растения и
Животные.
Признаки
живого:
клеточное
строение,
питание,
дыхание,
обмен
веществ,
раздражимост
ь, рост,
развитие,
размножение
Водная среда.
Наземно
воздушная
среда. Почва
как среда
обитания.
Организм как
среда
обитания
Определяют понятия «царство
Бактерии», «царство Грибы»,
«царство Растения» и «царство
Животные». Анализируют
признаки живого: клеточное
строение, питание, дыхание,
обмен веществ,
раздражимость, рост, развитие,
размножение. Составляют
план параграфа
Определяют понятия «водная
среда», «наземновоздушная
среда», «почва как среда
обитания», «организм как
среда обитания». Анализируют
связи организмов со средой
обитания. Характеризуют
влияние деятельности
человека на природу
Текущий
Знать
признаки
живых тел
Текущий
Рисунки
"Среды
обитания" 5.
5
29.09.
Экологические
факторы и их
влияние на
живые
организмы
6.
6
06.10
Обобщающий
урок по теме
«Введение»
П.р.№1
«Фенологическ
ие наблюдения
за сезонными
изменениями в
природе.
Ведение
дневника
наблюдений»
Контрольная
работа по теме
«Введение»
Анализируют и сравнивают
экологические факторы.
Отрабатывают навыки работы
с текстом учебника
Готовят отчет по экскурсии.
Экологически
е факторы:
абиотические,
биотические,
антропогенны
е. Влияние
экологически
х факторов на
живые
организмы
Экскурсия
(виртуальная
)
Многообразие
живых
организмов,
осенние
явления в
жизни
растений и
животных.
Клеточное строение организмов (8 часов)
Текущий
Тест "Кто
здесь
живет?"
Тест.зад.
Экологич.
Задачи по
теме
"Экол.фа
кторы"
Промежут
очный
Тематиче
ский
Фенологи
ческие
наблюден
ия за
сезонным
и
изменения
ми в
природе 7.
1
13 .10.
8.
2
20.10
Устройство
увеличительны
х приборов
Л.р.№1
«Устройство
лупы и
светового
микроскопа.
Правила
работы с
ними.»
Контрольная
работа
Строение
клетки
Л.р.№2
«Изучение
клеток
растения с
помощью
лупы»
Увеличитель
ные приборы
(лупы,
микроскопа)
. Правила
работы с
микроскопо
м.
Определяют понятия «клетка»,
«лупа», «микроскоп», «тубус»,
«окуляр», «объектив»,
«штатив». Работают с лупой и
микроскопом, изучают
устройство микроскопа.
Отрабатывают правила работы с
микроскопом
Личностные:
осознавать единство и целостность
окружающего мира, возможность его
познаваемости на основе достижений науки
Текущий
Выделяют существенные
признаки строения клетки.
Различают на таблицах и
микропрепаратах части и
органоиды клетки
Строение
клетки:
клеточная
мембрана,
клеточная
стенка,
цитоплазма,
ядро,
вакуоли
Регулятивные УУД:
работая по плану сравнивать свои
действия с целью
сравнивать объекты под микроскопом с их
изображением на рисунках и определять их
Познавательные УУД:
— оформлять результаты лабораторной
работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями
учебника.
Текущий
Рисунок
"Как
устроена
клетка?"
Тест.зад. Пластиды.
Хлоропласт
ы Строение
клеток
кожицы
чешуи лука
Учатся готовить
микропрепараты. Наблюдают
части и органоиды клетки под
микроскопом, описывают и
схематически изображают их
Коммуникативные УУД:
уметь распределять роли при выполнении
л.р. в парах
уметь договариваться друг с другом
Текущий
9.
3
27. 10.
Строение
клетки.
Химический
состав клетки.
Приготовление
препарата
кожицы лука
Л.р.№3
«Рассматриван
иее препарата
кожицы чешуи
лука,
рассматрива
ние его под
микроскопо» Текущий
10.
4
10 .11.
Объясняют роль минеральных
веществ и воды, входящих в
состав клетки. Различают
органические и неорганические
вещества, входящие в состав
клетки. Ставят биологические
эксперименты по изучению
химического состава клетки.
Учатся работать с
лабораторным оборудованием
Химический
состав клетки:
неорганические
и органические
вещества
Индивидуально
в рамкахДРЛ.р.
№4
«Приготовлени
е препаратов
иррассмотрени
ерассматриван
ие под
микроскопом
пластид в
клетках листа
элодеи, плодов
томатов,
рябины,
шиповника.»
Методы
изучения
клетки.
Химический
состав
клетки. Вода
и
минеральные
вещества, их
роль в
клетке.
Органически
е вещества,
их роль в
жизнедеятел
ьности
клетки.
Обнаружени
е
органически
х веществ в
клетках
растений 11.
5
17.11.
12.
6
24.11.
Генетически
й аппарат,
ядро,
хромосомы.
Выделяют существенные
признаков процессов
жизнедеятельности клетки.
Ставят биологические
эксперименты по изучению
процессов жизнедеятельности
организмов и объясняют их
результаты
Ткань.
Определяют понятие «ткань».
Выделяют признаки,
характерные для различных
видов тканей. Отрабатывают
умение работать с микроскопом
и определять различные
растительные ткани на
микропрепаратах
Жизнедеятельн
ость клетки, ее
деление и
ростЛ.р.№5
«Приготовлени
е препарата и
рассматривани
е под
микроскопом
движения
цитоплазмы в
клетках листа
элодеи»
Контрольная
работа по теме
«Клетка»
Ткани
Демонстраци
я
Микропрепара
ты различных
растительных
тканей
Промежут
очный
Тематиче
ский
Тест.зад."
""Жизнь
клетки"
Текущий
Тест.зад. 13.
7
01.12
Обобщающий
урок по теме
«Клеточное
строение
организмов»
Работают с учебником, рабочей
тетрадью и дидактическими
материалами. Заполняют
таблицы. Демонстрируют
умение готовить
микропрепараты и работать с
микроскопом
Систематиза
ция и
обобщение
понятий
раздела.
Контроль
знаний и
умений
работать с
микроскопо
м и
приготовлен
ия
микропрепар
атов
14
8
08.12.
Контролирующ
ая игра по
теме
"Клеточное
строение
организмов"
Царство бактерии и грибы (8 часов)
Текущий
Промежут
очный
Тематиче
ский 15
1
15.12
Строение и
жизнедеятель
ность бактерий
16.
2
22.12.
Роль бактерий
в природе и
жизни человека
Бактерии,
особенности
строения и
жизнедеятел
ьности.
Формы
бактерий.
Разнообрази
е бактерий,
их
распростран
ение
Роль
бактерий в
природе.
Роль
бактерий в
хозяйственн
ой
деятельност
и человека
Систематиза
ция и
обобщение
понятий
раздела.
Царство Грибы (8 часов)
Выделяют существенные
признаки бактерий
: Постепенно выстраивать
Личностные
собственное целостное мировоззрение
Регулятивные УУД:
Текущий
— работать с учебником,
рабочей
тетрадью и дидактическими материалами;
Определяют понятия
«клубеньковые
(азотфиксирующие) бактерии»,
«симбиоз», «болезнетворные
бактерии», «эпидемия».
Объясняют роль бактерий в
природе и жизни человека
Работают с учебником, рабочей
тетрадью и дидактическими
материалами. Заполняют
таблицы.
— составлять сообщения на основе
обобщения материала учебника и
дополнительной литературы.
Познавательные УУД:
— выполнять лабораторные работы под
руководством учителя;
— сравнивать представителей разных
групп организмов, делать выводы на основе
сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения
представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в
научнопопулярной литературе,
биологических словарях и справочниках,
анализировать и оценивать её, переводить
из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
уметь распределять роли при выполнении
л.р. в парах
уметь договариваться друг с другом
Промежут
очный
Тематиче
ский 17.
3
12.01.
Общая
характеристика
грибов
18.
4
19.01
19.
5
26.01
Шляпочные
грибы
П.р.№2
«Строение
плодовых тел
шляпочных
грибов»
Плесневые
грибы и
дрожжи.
Л.р.№6
«Строение
плесневого
гриба мукора.
Строение
дрожжей».
Грибы,
особенности
строения и
жизнедеятел
ьности.
Многообраз
ие грибов.
Роль грибов
в природе и
жизни
человека
Съедобные и
ядовитые
грибы.
Оказание
первой
помощи при
отравлении
ядовитыми
грибами
Плесневые
грибы и
дрожжи.
Выделяют существенные
признаки строения и
жизнедеятельности грибов.
Объясняют роль грибов в
природе и жизни человека
Различают на живых объектах и
таблицах съедобные и ядовитые
грибы.
Готовят микропрепараты и
наблюдают под микроскопом
строение мукора и дрожжей.
Сравнивают увиденное под
микроскопом с приведённым в
учебнике изображением
: Постепенно выстраивать
Личностные
собственное целостное мировоззрение
Регулятивные УУД:
— работать с учебником,
рабочей
тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе
обобщения материала учебника и
дополнительной литературы.
Познавательные УУД:
— выполнять лабораторные работы под
руководством учителя;
— сравнивать представителей разных
групп растений, делать выводы на основе
сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения
представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в
научнопопулярной литературе,
биологических словарях и справочниках,
анализировать и оценивать её, переводить
из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
уметь распределять роли при выполнении
л.р. в парах
уметь договариваться друг с другом
Текущий
Текущий
Текущий Текущий
Текущий
Определяют понятие «грибы
паразиты». Объясняют роль
грибовпаразитов в природе и
жизни человека
Работают с учебником, рабочей
тетрадью и дидактическими
материалами.
Заполняют
Демонстрируют
таблицы.
умение
готовить
микропрепараты и работать с
микроскопом.
Готовят
сообщение
«Многообразие
грибов и их значение в природе
и жизни человека» (на основе
обобщения материала учебника
и дополнительной литературы)
20
6
02 .02.
21.
7
09.02.
Грибы
паразиты
Демонстраци
я Муляжи
плодовых тел
грибовпаразито
в, натуральные
объекты(труто
вика,
ржавчины,
головни,
спорыньи и др.)
Обобщающий
урок по теме
«Царство
Грибы»
Грибы
паразиты.
Роль грибов
паразитов
в природе и
жизни
человека
Систематиза
ция и
обобщение
понятий
раздела.
Контроль
знаний и
умений
работать с
микроскопо
м, готовить
микропрепар
аты,
отличать
съедобные
грибы от
ядовитых,
оказывать
первую
помощь при
отравлении
ядовитыми : Постепенно выстраивать
Личностные
собственное целостное мировоззрение
Регулятивные УУД:
— работать с учебником,
рабочей
тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе
обобщения материала учебника и
дополнительной литературы.
Промежут
очный
Тематиче
ский
Текущий
Текущий
22
8
16.02.
грибами
Контроль
знаний по теме
"Царство
бактерий и
грибов"
Царство Растения (12 часов)
23.
23.02.
1
Разнообразие,
распространени
е растений
24.
2
02.03
Водоросли.Л.р.
№7«Строение
зеленых
водорослей»
Определяют понятие ботаника,
растения низшие и высшие.
Объясняют роль растений в
природе и жизни человека.
готовят сообщение «Роль
растений в природе»
Выделяют существенные
признаки водорослей. Работают
с таблицами и гербарными
образцами, определяя
представителей водорослей.
Готовят микропрепараты и
работают с микроскопом
Разнообрази
е растений,
значение
растений в
жизни
человека.
Растения
низшие и
высшие
Водоросли:
одноклеточн
ые и
многоклеточ
ные.
Строение,
жизнедеятел
ьность,
размножение
, среда
обитания
зеленых,
бурых и
красных
водорослей. Объясняют роль водорослей в
природе и жизни человека.
Обосновывают необходимость
охраны водорослей
Определяют понятия
«кустистые лишайники»,
«листоватые лишайники»,
«накипные лишайники».
Находят лишайники в природе
Текущий
Текущий
Познавательные УУД:
— выполнять лабораторные работы под
руководством учителя;
— сравнивать представителей разных
групп растений, делать выводы на основе
сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения
представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в
научнопопулярной литературе,
биологических словарях и справочниках,
анализировать и оценивать её, переводить
из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
уметь распределять роли при выполнении
л.р. в парах
уметь договариваться друг с другом
25.
3
09.03
Роль
водорослей в
природе и
жизни человек.
Охрана
водорослей
26.
4
16.03.
Лишайники
Роль
зеленых,
бурых и
красных
водорослей в
природе и
жизни
человека,
охрана
водорослей
Многообраз
ие и
распростран
ение
лишайников.
Строение,
питание и
размножение
лишайников.
Значение
лишайников
в природе и
жизни
человека 27
5
23.03
Мхи
Л.р.№9
«Строение мха
(на местных
видах)»
. Выделяют существенные
признаки высших споровых
растений. Сравнивают разные
группы высших споровых
растений и находят их
представителей на таблицах и
гербарных образцах
Высшие
споровые
растения.
Мхи, их
отличительн
ые
особенности,
многообрази
е,
распростран
ение, среда
обитания,
роль в
природе и
жизни
человека,
охрана.
Текущий Выполняют лабораторную
работу
Промежут
очный.
Тематиче
ский.
28
6
06.04
Мхи
Контрольная
работа по теме
«Водоросли.Ли
шайники.
Мхи»
Высшие
споровые
растения.
Мхи, их
отличительн
ые
особенности,
многообрази
е,
распростран
ение, среда
обитания,
роль в
природе и
жизни
человека,
охрана. Выполняют лабораторную
работу. Объясняют роль мхов,
папоротников, хвощей и
плаунов в природе и жизни
человека
Текущий
29
7
13.04
Плауны, хвощи,
папоротники
Л.р.№10
« Строение
спороносящего
хвоща»
Л.р.№11
«Строение
спороносящего
папоротника»
Демонстраци
я:
Гербарные
экземпляры
растений.
Отпечатки
ископаемых
растений
Папоротник
и, хвощи,
плауны, их
отличительн
ые
особенности,
многообрази
е,
распростран
ение, среда
обитания,
роль в
природе и
жизни
человека,
охрана. 30
8
20.04.
31
9
27.04.
Голосеменные
растения
Л.р.№12
«Строение
хвои и шишек
хвойных (на
примере
местных
видов)»
Покрытосемен
ные растения
Л.р.№13
«Строение
цветкового
растения»
Голосеменн
ые растения,
особенности
строения.
Многообраз
ие и
распростран
ение
голосеменны
х растений,
их роль в
природе,
использован
ие
человеком,
охрана.
Покрытосем
енные
растения,
особенности
строения,
многообрази
е, значение в
природе и
жизни
человека.
32
10
04.05.
Итоговая
контрольная
работа
Выделяют существенные
признаков голосеменных
растений.
Текущий
Выделяют существенные
признаки покрытосеменных
растений. Описывают
представителей голосеменных
растений с использованием
живых объектов, таблиц и
гербарных образцов. Объясняют
роль покрытосеменных в
природе и жизни человека
Текущий
Итоговый 33
11
11.05
Происхождени
е растений.
34
12
18.05.
Обобщающий
урок по теме
«Царство
Растения»
Методы
изучения
древних
растений.
Изменение и
развитие
растительног
о мира.
Основные
этапы
развития
растительног
о мира
Систематиза
ция и
обобщение
понятий
раздела.
Подведение
итогов за
год.
Определяют понятия
«палеонтология»,
«палеоботаника», «риниофиты».
Характеризуют основные этапы
развития растительного мира
Сравнивают представителей
разных групп растений, делают
выводы на основе сравнения.
Оценивают с эстетической
точки зрения представителей
растительного мира. Находят
информацию о растениях в
научнопопулярной литературе,
биологических словарях и
справочниках, анализируют и
оценивают её, переводят из
одной формы в другую
Текущий
Текущий 35.
13
25.05.
Итоговый урок Летние
задания
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальных учебных действий,
осваиваемых в рамках изучения темы.
Приоритетной задачей преподавания школьного курса биологии основного общего образования является совершенствование методики
формирования следующих видов деятельности:
познавательной деятельности, предполагающей использование для познания окружающего мира наблюдений, измерений, эксперимента,
моделирования; приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения;
выявление характерных причинноследственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения,
самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки;
Формулировать понятия, законы, свойства; выполнять рисунки, схемы , распознавать и объяснять их. Выделять признаки, объяснять
явления и закономерности; описывать строения и свойства, давать определения, устанавливать взаимосвязь, называть структуры,
сравнивать, определять последовательность, выделять особенности, различать объекты, доказывать, анализировать, приводить примеры,
классифицировать, составлять формулы цветков, выделять критерии, описывать объекты.
информационнокоммуникативной деятельности, предполагающей развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право
на иное мнение; приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от
второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения,
приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации
информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных
выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута. рефлексивной деятельности, предполагающей приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные
результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при
определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного
выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.