Рабочая программа по биологии 5 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 5 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
биология
5 кл
01.06.2017
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии для 5 и 6 классов составлена в соответствиями требований ФГОС, к учебнику по биологии для 5 классов линии учебно-методических комплектов «Вертикаль» под редакцией В.В. Пасечника. Рабочая программа содержит описание содержания образования, , учебно-тематический план и тематическое планирование.
биология 5, 6 класс.doc
Рабочая программа по биологии в 5 ­ 6 классе (ФГОС) Пояснительная записка Рабочая программа по биологии построена на основе Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ (ред. От 31.12.2014 г., с изм. От 02.05.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с  изм.  и  доп.,  вступ.  в  силу  с  31.03.2015  г.),  Федерального  государственного  образовательного стандарта  основного  общего  образования,  утверждённого  приказом  Министерства  образования  и науки  Российской  Федерации  17.12.2010  г.  №1897,  Приказа  Министерства  образования  и  науки Российской  Федерации  от  31.12.2015  г.  №  1577   «О  внесении  изменений  в  федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1987», Примерной основной образовательной  программы  основного  общего  образования,  одобренной  решением  федерального учебно­методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), с учётом рабочей программы по биологии для 5­9 классов линии учебно­методических комплектов «Вертикаль» под редакцией В.В. Пасечника. Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном,   метапредметном,   личностном   и   предметном,   а   также   на   уровне   требований   к результатам   освоения   содержания   предметных   программ.   Глобальные   цели   биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:  социализацию  обучаемых   как   вхождение   в   мир   культуры   и   социальных   отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;  приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Биологическое образование призвано обеспечить:  ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;  развитие  познавательных   мотивов,   направленных   на   получение   нового   знания   о   живой природе,   познавательных   качеств   личности,   связанных   с   усвоением   основ   научных   знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;  овладение  ключевыми   компетентностями:   учебно­познавательными,   информационными, ценностно­смысловыми, коммуникативными;  формирование  у   обучающихся   познавательной   культуры,   осваиваемой   в   процессе познавательной   деятельности,   и   эстетической   культуры   как   способности   к   эмоционально­ ценностному отношению к объектам живой природы. Отбор   содержания   в   программе   проведен   с   учетом   культуросообразного   подхода,   в соответствии   с   которым   учащиеся   должны   освоить   содержание,   значимое   для   формирования познавательной,   нравственной   и   эстетической   культуры,   сохранения   окружающего   среды   и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Содержание курса биологии в 5 классе направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.  Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют   такие   учебные   действия,   как   умение   видеть   проблемы,   ставить   вопросы, классифицировать,   наблюдать,   проводить   эксперимент,   делать   выводы,   объяснять,   доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.  Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды,   как   умение   полно   и   точно   выражать   свои   мысли,   аргументировать   свою   точку   зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.  Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно­методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника. Учебное содержание курса биологии включает: 5 класс – «Бактерии, грибы, растения». 34 часа, 1 час в неделю. 6 класс – «Многообразие покрытосеменных растений».34 часа. 1 час в неделю. 7 класс – «Животные». 68 часов. 2 часа в неделю. 8 класс – «Человек». 68 часов. 2 часа в неделю. 9 класс – «Введение в общую биологию». 68 часов. 2 часа в неделю. Такое   структурирование   курсов   биологии   сохраняет   лучшие   традиции   в   подаче   учебного материала   с   постепенным   усложнением   уровня   его   изложения   в   соответствии   с   возрастными особенностями   учащихся.   Оно   предполагает   последовательное   формирование   и   развитие основополагающих биологических понятий с 5 класса по 9 класс и сохраняет концентрическую систему   предмета.   Изучение   биологии   по   предлагаемой   программе   предполагает   ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности   биологических   явлений   в   программу   введены   лабораторные   работы,   экскурсии, демонстрации   опытов,   проведение   наблюдений.   Все   это   дает   возможность   направленно воздействовать   на   личность   учащегося:   тренировать   память,   развивать   наблюдательность, мышление, обучать школьников приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 5­9 классы Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 2) реализация установок здорового образа жизни 3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметными   результатами   освоения   выпускниками   основной   школы   программы   по биологии являются: 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать   определения   понятиям,   классифицировать,   наблюдать,   проводить   эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;  2)   умения   работать   с   разными   источниками   биологической   информации:   находить биологическую     информацию     в     различных   источниках (тексте учебника, научно­популярной литературе,   биологических   словарях   и  справочниках),   анализировать   и  оценивать   информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: • выделение   существенных   признаков   биологических   объектов   (отличительных признаков   живых   организмов;   клеток   и   организмов   растений,   животных,   грибов   и   бактерий; организма   человека;   видов,   экосистем;   биосферы)   и   процессов   (обмен   веществ   и   превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах); • приведение   доказательств   (аргументация)   родства   человека   с   млекопитающими животными;   взаимосвязи   человека   и   окружающей   среды;   зависимости   здоровья   человека   от состояния   окружающей   среды;   необходимости   защиты   окружающей   среды;   соблюдения   мер профилактики   заболеваний,   вызываемых   растениями,   животными,   бактериями,   грибами   и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ­инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; • классификация   —   определение   принадлежности   биологических   объектов   к определенной систематической группе; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в   природе;   родства,   общности   происхождения   и   эволюции   растений   и   животных   (на   примере сопоставления   отдельных   групп);   роли   различных   организмов   в   жизни   человека;   значения биологического   разнообразия   для   сохранения   биосферы;   механизмов   наследственности   и изменчивости,   проявления   наследственных   заболеваний   у   человека,   видообразования   и приспособленности; • различение   на   таблицах   частей   и   органоидов   клетки,   органов   и   систем   органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных,   растений   разных   отделов,   животных   отдельных   типов   и   классов;   наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных; сравнение   биологических   объектов   и   процессов,   умение   делать   выводы   и • • умозаключения на основе сравнения; • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; овладение   методами   биологической   науки:   наблюдение   и   описание   биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно­ориентационной сфере: • • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; анализ   и   оценка   последствий   деятельности   человека   в   природе,   влияния   факторов риска на здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности: • • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение   правил   работы   с   биологическими   приборами   и   инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности: • освоение   приемов   оказания   первой   помощи   при   отравлении   ядовитыми   грибами, растениями,   укусах   животных;   при   простудных   заболеваниях,   ожогах,   обморожениях,   травмах, спасении  утопающего; рациональной  организации  труда и отдыха,  выращивания  и  размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы 5. В эстетической сфере: • Изучение биологии в 5 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных   особенностях   объектов   живой   природы,   их   многообразии   и   эволюции;.   Для формирования   у   учащихся   основ   научного   мировоззрения,   развития   интеллектуальных способностей   и   познавательных   интересов   в   процессе   изучения   биологии   основное   внимание уделяется   знакомству   учащихся   с   методами   научного   познания   живой   природы,   постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.  Рабочая   программа   реализуется   в   учебниках   биологии   и   учебно­методических   пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.  В программу 5 класса внесены изменения. На тему «Клеточное строение организмов» вместо 10 часов отведено 7, на темы «Царство Бактерии.Царство Грибы» отведено 9 часов, на изучение темы «Царство растения»отводится 12 часов. Программой предусмотрено проведение:  контрольных работ­3;  практических работ ­1;   лабораторных работ­ 11 (8 оценочных и 3 неоценочных)  При организации учебно­познавательной   деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 5 кл.­ М.: Дрофа, 2015. Учебно­тематический план 5 класс №п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на: Лабораторно­ практические работы и демонстрации Контрольные работы 1 2 3 4 5 Тема 1: «Введение» ­ 6ч. Тема 2: «Клеточное строение организмов» Тема 3: «Царство Бактерии» Тема 4: «Царство Грибы» Тема 5. «Царство Растения» Итого 6 7 3 5 13 34 1 6 1 4 12 1 1 1 3 Основное содержание программы. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс Биология.  (34 часа, 1 час в неделю) Введение (6 часов) Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Лабораторные работы  Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.  Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — о многообразии живой природы; — царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; — основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;  — признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; — экологические факторы; — основные   среды   обитания   живых   организмов:   водная   среда,   наземно­воздушная   среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; — правила работы с микроскопом; — правила   техники   безопасности   при   проведении   наблюдений   и   лабораторных   опытов   в кабинете биологии. «экологические факторы»; Учащиеся должны уметь:  — определять   понятия   «биология»,   «экология»,   «биосфера»,   «царства   живой   природы», — отличать живые организмы от неживых; — пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; — характеризовать среды обитания организмов; — характеризовать экологические факторы; — проводить фенологические наблюдения; — соблюдать   правила   техники   безопасности   при   проведении   наблюдений   и   лабораторных опытов. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — составлять план текста; — владеть таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; — под   руководством   учителя   оформлять   отчет,   включающий   описание   наблюдения,   его результаты, выводы; — получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта. Раздел 1. Клеточное строение организмов (7часов) Устройство увеличительных  приборов (лупа, световой микроскоп).  Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрации  Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные работы  Устройство микроскопа. Рассматривание  препарата кожицы чешуи лука.  Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — строение клетки; — химический состав клетки; — основные процессы жизнедеятельности клетки; — характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь:  — определять   понятия:   «клетка»,   «оболочка»,   «   цитоплазма»,   «   ядро»,   «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; — работать с лупой и микроскопом; — готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; — распознавать различные виды тканей. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — анализировать объекты под микроскопом; — сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — работать с текстом и иллюстрациями учебника. Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (8 часов) Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные   и   ядовитые   грибы.   Правила   сбора   съедобных   грибов   и   их   охрана.   Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы­паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Демонстрация Муляжи   плодовых   тел   шляпочных   грибов.   Натуральные   объекты   (трутовик,   ржавчина, головня, спорынья). Лабораторные работы  Строение плодовых тел шляпочных грибов.  Строение  плесневого  гриба мукора.  Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; — разнообразие и распространение бактерий и грибов; — роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь:  — давать общую характеристику бактериям и грибам; — отличать бактерии и грибы от других живых организмов; — отличать съедобные грибы от ядовитых; — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять   сообщения   на   основе   обобщения   материала   учебника   и   дополнительной литературы. цветковые). Раздел 3. Царство Растения (14 часов) Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные   группы   растений   (водоросли,   мхи,   хвощи,   плауны,   папоротники,   голосеменные, Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.  Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Демонстрация  Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные работы  Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — основные методы изучения растений; — основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь:  — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений биосфере; — давать   характеристику   основным   группам   растений   (водоросли,   мхи,   хвощи,   плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:  — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить   информацию   о   растениях   в   научно­популярной   литературе,   биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Личностные результаты обучения  Учащиеся должны: — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — знать правила поведения в природе;  — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;  — испытывать любовь к природе; — признавать право каждого на собственное мнение; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения;  — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение. Учебно­методическое обеспечение учебного процесса Учебно­методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК: 1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012­15 гг.. 2. 3. Дрофа, 2012­15 гг. М.: Дрофа, 2012­15 гг. работы / М.: Дрофа, 2012­15 гг. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / 4.  Пасечник   В. В.   Биология.   Бактерии.   Грибы.   Растения.   5   класс.   Диагностические №  п/п №  по  теме Дата  план факт Тема 1. 2. 1 2 сент ябрь сент ябрь Биология — наука   о   живой природе Методы исследования   в биологии Кол­ во ча­ сов 1 1 3. 3 сент ябрь Разнообразие живой природы 1 4. 4 сент ябрь 1 Среды обитания живых организмов 5. 5 октя брь 1 Экологические факторы   и   их влияние на живые организмы   5 класс. Бактерии.Грибы.Растения (34 часа, 1 час в неделю)  Тематическое планирование Вид деятельности ученика УУД  :  Постепенно   выстраивать собственное целостное мировоззрение Введение (6 часов): Введение. Организмы и среда их обитания.  Определяют   понятия   «биология», «биосфера»,   «экология».   Раскрывают значение   биологических   знаний   в современной   жизни.   Оценивают   роль биологической науки в жизни общества Определяют «методы   «наблюдение», исследования», «эксперимент», «измерение». Характеризуют   основные   методы исследования   в   биологии.   Изучают правила   техники   безопасности   в кабинете биологии Личностные   Регулятивные УУД:  — составлять план текста;  — под   руководством   учителя   оформлять отчет,   включающий   описание   наблюдения,   его результаты, выводы; Познавательные УУД:  — владеть таким видом изложения текста, как   — под   руководством   учителя   проводить повествование; понятия       непосредственное наблюдение; — получать   биологическую   информацию   из различных источников; — определять  отношения объекта с другими объектами; объекта. — определять   существенные   признаки Коммуникативные УУД: ­   уметь   самостоятельно   определять общие   цели   и   распределять   роли   при работе в группах     понятия Определяют «царство Бактерии», «царство  Грибы», «царство Растения»   и   «царство   Животные». Анализируют   признаки   живого: клеточное  строение, питание, дыхание, обмен   веществ,   раздражимость,   рост, развитие,   размножение.   Составляют план параграфа Определяют   понятия   «водная среда»,   «наземно­воздушная   среда», «почва как среда обитания», «организм как   среда   обитания».   Анализируют связи   организмов   со   средой   обитания. Характеризуют   влияние   деятельности человека на природу сравнивают Анализируют экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника и     Лаборатор­ ные   работы   и демонстрации Домаш­ нее задание §1 §2 §3 §4 §5 Демонстраци я Приборы   и оборудование Лабораторна я работа  Фенологиче ские   наблю­ дения   за   се­ 6. 6 октя брь Обобщающий урок   по   темам модуля «Введение» 1 Готовят отчет по экскурсии.  Клеточное строение организмов (7 часов) 7. 1 октя брь Устройство увеличительны х приборов 8. 9. 2 3 октя брь нояб рь 10. 4 нояб рь 11. 5 12. 6 нояб рь дека брь Строение клетки Строение клетки Химический состав   клетки: неорганические и   органические вещества Жизнедеятельн ость клетки, ее деление и рост Ткани  1 1 1 1 1   «тубус», 1 Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп»,   «окуляр», «объектив»,   «штатив».   Работают   с лупой   и   микроскопом,   изучают устройство  микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом Выделяют   существенные   признаки строения   клетки.   Различают   на таблицах   и   микропрепаратах   части   и органоиды клетки Учатся   готовить   микропрепараты. Наблюдают   части   и   органоиды   клетки под   микроскопом,   описывают   и схематически изображают их     органические Объясняют роль минеральных веществ и воды,   входящих   в   состав   клетки. Различают и неорганические   вещества,   входящие   в состав   клетки.   Ставят   биологические эксперименты по изучению химического состава   клетки.   Учатся   работать   с лабораторным оборудованием Выделяют   существенные   признаков процессов   жизнедеятельности   клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты .   Определяют   понятие   «ткань». Выделяют   признаки,   характерные   для различных видов тканей. Отрабатывают умение   работать   с   микроскопом   и определять   различные   растительные ткани на микропрепаратах Личностные: ­осознавать   единство   и   целостность окружающего   мира,   возможность   его познаваемости на основе достижений науки Регулятивные УУД: ­работая   по   плану   сравнивать   свои действия с целью ­сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их Познавательные УУД: — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — работать с текстом и иллюстрациями учебника. Коммуникативные УУД: ­уметь   распределять   роли   при выполнении л.р. в парах  ­уметь договариваться друг с другом зонными   из­ менениями   в природе §6 Лабораторна я работа    Устройство микроскопа §7,  §7 §8 §9 §10 Лабораторна я работа  Рассматривани е   препарата кожицы чешуи лука Демонстраци я  Микропрепара ты   различных растительных тканей. 13. 7 дека брь 14 15. 1 2 16. 3 дека брь дека брь янва рь 1 1 1 1 Обобщающий урок   по   теме «Клеточное строение организмов» Строение     и жизнедеятельно сть бактерий Роль   бактерий в   природе   и жизни человека Обобщающий урок   по   теме «Царство Бактерии» 17. 1 янва рь Общая характеристика грибов 1     рабочей Работают   с   учебником, и дидактическими тетрадью   материалами.   Заполняют   таблицы. Демонстрируют   умение   готовить микропрепараты   и   работать   с микроскопом Выделяют   существенные   признаки бактерий Определяют   понятия   «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека Работают   с   учебником, тетрадью   материалами. Заполняют таблицы.   рабочей дидактическими и   Бактерии и Грибы  Царство Бактерии (3 часа) Личностные    :  Постепенно   выстраивать собственное целостное мировоззрение Регулятивные УУД: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять   сообщения   на   основе и   материала учебника обобщения дополнительной литературы.     Познавательные УУД: — выполнять   лабораторные   работы   под руководством учителя; — сравнивать   представителей   разных   групп организмов, делать выводы на основе сравнения; — оценивать   с   эстетической   точки   зрения представителей растительного мира; — находить   информацию   о   растениях   в научно­популярной   литературе,   биологических словарях   и   справочниках,   анализировать   и оценивать   её,   переводить   из   одной   формы   в другую. Коммуникативные УУД: ­уметь   распределять   роли   при выполнении л.р. в парах  ­уметь договариваться друг с другом Царство Грибы (5 часов) Выделяют   существенные   признаки строения   и   жизнедеятельности   грибов. Объясняют   роль   грибов   в   природе   и жизни человека Личностные    :  Постепенно   выстраивать собственное целостное мировоззрение Регулятивные УУД: §11 §12 §13 18. 2 янва рь Шляпочные грибы 1 19. 3 февр аль Плесневые грибы   дрожжи 1 и 20. 21. 4 февр аль Грибы­ паразиты 5 февр аль Обобщающий урок   по   темам «Царство Бактерии» «Царство Грибы» 22. 1 март Разнообразие, распространени е растений 1 1 1 Различают   на   живых   объектах   и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Симбиоз грибов и растений. Осваивают приёмы   оказания   первой   помощи   при отравлении ядовитыми грибами. Готовят   микропрепараты   и  наблюдают под   микроскопом   строение   мукора   и дрожжей.   Сравнивают   увиденное   под микроскопом с приведённым в учебнике изображением Определяют понятие «грибы­паразиты». Объясняют   роль   грибов­паразитов   в природе и жизни человека — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять   сообщения   на   основе и   материала учебника обобщения дополнительной литературы.     Познавательные УУД: — выполнять   лабораторные   работы   под руководством учителя; — сравнивать   представителей   разных   групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать   с   эстетической   точки   зрения представителей растительного мира; — находить   информацию   о   растениях   в научно­популярной   литературе,   биологических словарях   и   справочниках,   анализировать   и оценивать   её,   переводить   из   одной   формы   в другую. Коммуникативные УУД: ­уметь   распределять   роли   при выполнении л.р. в парах  ­уметь договариваться друг с другом     рабочей Работают   с   учебником, и дидактическими тетрадью   материалами.   Заполняют   таблицы. Демонстрируют   умение   готовить микропрепараты   и   работать   с микроскопом.   Готовят   сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения   материала   учебника   и дополнительной литературы) Царство Растения  (13 часов) Низшие растения. Лишайники. (4 часа)   понятие Личностные   Определяют   ботаника, растения низшие и высшие. Объясняют роль   растений   в   природе   и   жизни человека.   готовят   сообщение   «Роль растений в природе» собственное целостное мировоззрение  :  Постепенно   выстраивать Регулятивные УУД: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; §14 Лабораторна я работа  Строение плодовых   тел шляпочных грибов §15 Лабораторна я работа  Плесневый  гриб мукор Демонстраци я  Муляжи плодовых тел грибов­ паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) §16 §17 23. 2 март Водоросли 24. 3 март 25. 4 март   Роль водорослей   в природе и жизни   человек. Охрана водорослей Лишайники 26. 5 27 6 28, 29 7 8 30 9 апре ль апре ль апре ль апре ль апре ль Мхи Мхи Плауны, хвощи, папоротники Плауны, хвощи, папоротники Голосеменные растения 1 1 1 1 1 1 1 1 Выделяют   существенные   признаки водорослей.   Работают   с   таблицами   и гербарными образцами, определяя  представителей   водорослей.   Готовят микропрепараты   и   работают   с микроскопом Объясняют роль водорослей в природе и   жизни   человека.   Обосновывают необходимость охраны водорослей Определяют   понятия   «кустистые лишайники», «листоватые   лишайники», «накипные   лишайники».   Находят лишайники в природе Высшие споровые растения (4 часа) .   Выделяют   существенные   признаки высших споровых растений. Сравнивают разные   группы   высших   споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах Выполняют лабораторную работу Выполняют   лабораторную   работу. Объясняют   роль   мхов,   папоротников, хвощей   и   плаунов   в   природе   и   жизни человека Высшие семенные растения (5 часов) Выделяют   существенные   признаков голосеменных растений. — составлять   сообщения   на   основе и   материала учебника обобщения дополнительной литературы. Познавательные   — выполнять лабораторные  работы  под     УУД   :     руководством учителя; —  сравнивать  представителей  разных групп  растений,  делать  выводы  на  основе сравнения; —  оценивать  с  эстетической  точки растительного представителей  зрения  мира; — находить информацию о растениях в научно­популярной  литературе, биологических  словарях  и  справочниках, анализировать  и  оценивать  её,  переводить из одной формы в другую. Коммуникативные   ­уметь  распределять      УУД   : роли  выполнении л.р. в парах  ­уметь договариваться друг с другом Лабораторна я работа  Строение зеленых одноклеточны х  водорослей §18  с.93­94 §18 С.95­ 101 §19 при Лабораторна я работа Строение   мха (на   местных видах Лабораторна я работа Строение спороносящег о хвоща §20 §20 §21 §21 §22 31 10 май Голосеменные растения 1 32 11 май Покрытосеменн ые растения 1 33 12 май Происхождение растений 34 13 май 1 Обобщающий урок   по   теме «Царство Растения» .   Выполняют   лабораторную   работу. Выделяют   существенные   признаков голосеменных   растений.   Описывают представителей голосеменных растений с   использованием   живых   объектов, таблиц   и   гербарных   образцов. Объясняют   роль   голосеменных   в природе и жизни человека Выделяют   существенные   признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с   использованием   живых   объектов, таблиц   и   гербарных   образцов. Объясняют   роль   покрытосеменных   в природе и жизни человека       1 Определяют понятия «палеонтология», «риниофиты». этапы «палеоботаника», Характеризуют   основные развития растительного мира Сравнивают   представителей   разных групп   растений,   делают   выводы   на основе   сравнения.  Оценивают   с эстетической зрения представителей   растительного   мира. Находят   информацию   о   растениях   в литературе, научно­популярной биологических   и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую   словарях   точки   Итого   3 4 Лабораторны ая работа Строение хвои и   ши­шек хвой­ных   (на примере местных видов). §22 §23 §24 Содержание программы Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (34 часа, 1 час в неделю) Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Демонстрация Внешнее   и   внутреннее   строения   корня.   Строение   почек   (вегетативной   и   генеративной) и расположение  их на стебле.  Строение листа. Макро­ и микростроение  стебля.  Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды. Лабораторные и практические работы Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов. Раздел 2. Жизнь растений (10 часов) Основные   процессы   жизнедеятельности   (питание,   дыхание,   обмен   веществ,   рост,   развитие, Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения   растений.   Размножение   споровых   растений.   Размножение   голосеменных   растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. Демонстрация Опыты,   доказывающие   значение   воды,   воздуха   и   тепла   для   прорастания   семян;   питание проростков   запасными   веществами   семени;   получение   вытяжки   хлорофилла;   поглощение растениями  углекислого  газа  и   выделение   кислорода  на  свету;   образование  крахмала;   дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу. Лабораторные и практические работы Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев. размножение). Экскурсия1 Зимние явления в жизни растений. Раздел 3. Классификация растений (6 часов) Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с Класс   Двудольные   растения.   Морфологическая   характеристика   3—4   семейств   (с   учетом классификацией цветковых растений. местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие   сельскохозяйственные   растения,   биологические   основы   их   выращивания   и народнохозяйственное   значение.   (Выбор   объектов   зависит   от   специализации   растениеводства   в каждой конкретной местности.) Демонстрация Живые   и   гербарные   растения,   районированные   сорта   важнейших   сельскохозяйственных растений. их типы. Лабораторные и практические работы Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Раздел 4. Природные сообщества (3 часа) Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и Развитие  и   смена  растительных   сообществ.   Влияние   деятельности   человека   на  растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Экскурсия2 Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. Содержание программы Биология. Животные. 7 класс (68 часов. 2 часа в неделю) Введение (2 часа) Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных. Тема 1.  Простейшие (3 часа) Многообразие,   среда   и   места   обитания.   Образ   жизни   поведение.   Биологические    и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы. Демонстрация  Микропрепаратов простейших   Тема 2. Многоклеточные животные (35 часов) Беспозвоночные   животные.  Тип   Губки.   Многообразие,   среда   обитания,   образ   жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип   Кишечнополостные.   Многообразие,   среда   обитания,   образ   жизни.   Биологические    и  экологические   особенности.   Значение   в   природе   и   жизни   человека.   Исчезающие,   редкие   и охраняемые виды.       Плоские,         черви. Многообразие,   среда   места   обитания.   Образ жизни   и   поведение.   Биологические   и   экологические   особенности.   Значение   в   природе    и  человека. Тип   Моллюски.   Многообразие,   среда   обитания,   образ   жизни   поведение.   Биологические    и       Кольчатые         Круглые,   Типы   экологические особенности. Значение природе и жизни человека. Тип   Иглокожие.   Многообразие,   среда   обитания,   образ   жизни   и   поведение.   Биологические   и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип   Членистоногие.   Класс   Ракообразные.   Многообразие.   Среда   обитания,   образ   жизни   и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие редкие и охраняемые виды. Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и   экологические   особенности.   Значение   в   природе   и   жизни   человека.   Класс   Насекомые. Многообразие.   Среда   обитания,   образ   жизни   и   поведение.   Биологические   и   экологические особенности. Значение   в природе и жизни человека. Демонстрация Микропрепаратов гидры. Разнообразных моллюсков и их раковин. Морских звезд и других иглокожих. Лабораторные  работы и практические работы Внешнее строение дождевого червя. Знакомство с  разнообразием ракообразных. Изучение представителей отрядов насекомых. Тип   Хордовые.     Подтип   Бесчерепные.   Класс   Ланцетники.   Подтип   Черепные.   Класс Круглоротые. Надкласс Рыбы. Многообразие: хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс   Земноводные.   Многообразие:   безногие,   хвостатые,   бесхвостые.   Среда   обитания,   образ жизни   и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.  Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс   Птицы.   Многообразие.   Среда   обитания,   образ   жизни   и   поведение.   Биологические    и экологические   особенности.   Значение   в   природе   и   жизни   человека.   Исчезающие,   редкие   и охраняемые виды. Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторные и практические работы Внешнее строение и передвижение  рыб. Изучение внешнего строения птиц. Экскурсия   Изучение многообразия птиц. Тема 3. Эволюция строения функций органов и их систем у животных (11 часов) Покровы   тела.   Опорно­двигательная   система   и   способы   передвижения.   Полости   тела. Органы   дыхания,   пищеварения,   выделения,   кровообращения.   Кровь.   Обмен   веществ   и   энергии. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Демонстрация  Влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей. Лабораторные и практические работы Изучение особенностей  покровов тела. Тема 4. Индивидуальное развитие животных (4 часа) Органы размножения, продления рода. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие с превращением без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. Лабораторные и практические работы Изучение стадий развития животных и определение их возраста. Тема 5. Развитие и закономерности  размещения  животных на земле  Доказательства эмбриологические, палеонтологические.   Ч.Дарвин   о   причинах   эволюции   животного   мира.   Усложнение   строения животных   и   разнообразие   видов   как   результат   эволюции.   Ареалы   обитания.   Миграции. Закономерности размещения животных. сравнительно­анатомические, эволюции:       (4 часа) Демонстрация  Палеонтологических доказательств эволюции.           Тема 6. Биоценозы (4 часа) Естественные   и   искусственные   биоценозы   (водоем,   луг,   степь,   тундра,   лес,   населенный пункт).   Факторы   среды   и   их   влияние   на   биоценоз.   Цепи   питания,   поток   энергии.   Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Экскурсия (5 часов)  Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Наблюдение за весенними явлениями в жизни животных. Тема 7. Животный мир и   хозяйственная деятельность человека  Воздействие   человека   и   его   деятельности   на   животных.   Промыслы.   Одомашнивание.  Разведение,  основы содержания и селекции сельскохозяйственных  животных. Законы об охране животного   мира.   Система   мониторинга.   Охраняемые   территории.   Красная   книга.   Рациональное использование животных. Содержание программы 8 класс «Человек и его здоровье» (68 ч, 2 ч в неделю) Введение (1ч) Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их  становление и методы исследования. I. Раздел. Тема 1. Происхождение человека (2часа) Место   человека   в   систематике.   Доказательства   животного   происхождения   человека. Основные   этапы   эволюции   человека.   Влияние   биологических   и   социальных   факторов   на   нее. Человеческие расы. Человек как вид. Демонстрация  модели  «Происхождение  человека»,  моделей  остатков древней  культуры человека. II. Раздел. Строение и функции организма (66 ч) Тема 2. Общий обзор организма (6 часов)  Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма.  Строение   и   функция   клетки.   Роль   ядра   в   передаче   наследственных   свойств   организма. Органоиды   клетки.   Деление.   Жизненные   процессы   клетки:   обмен   веществ,   биосинтез   и биологическое   окисление.  Их  значение.   Рост   и   развитие   клетки.   Состояния   физиологического покоя и возбуждения.  Ткани.   Образование   тканей.   Эпителиальные,   соединительные,   мышечные,   нервная   ткани. Строение  и  функция  нейрона.  Синапс.  Центральная  и  периферическая  части  нервной  системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы.  Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Лабораторные   работа  .   Рассматривание   клеток   и   тканей   в   оптический   микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. Тема 3. Опорно­двигательная система (7 часов) Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро­ и микростроение, типы костей.   Скелет   человека,   его   приспособление   к   прямохождению,   трудовой   деятельности. Изменения,   связанные   с   развитием   мозга   и   речи.   Типы   соединений   костей:   неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение   мышц   и   сухожилий.   Обзор   мышц   человеческого   тела.   Мышцы   антагонисты   и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы   при   тренировке,   последствия   гиподинамии.   Энергетика   мышечного   сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины  нарушения  осанки  и  развития  плоскостопия.  Их  выявление,  предупреждение  и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах. Лабораторные работы. Микроскопическое строение кости.  Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).  Утомление при статической и динамической работе.  Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).  Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки. Тема 4. Внутренняя среда организма (4 часа) Компоненты   внутренней   среды:   кровь,   тканевая   жидкость,   лимфа.   Их   взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их  функции.  Свертывание  крови.  Роль  кальция  и  витамина  «К»  в  свертывании  крови.  Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление.   Инфекционные   и   паразитарные   болезни.   Ворота   инфекции.   Возбудители   и переносчики   болезни.   Бацилло­   и   вирусоносители.   Течение   инфекционных   болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный   иммунитет.   Активный   и   пассивный   иммунитет.   Тканевая   совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус­фактор. Пересадка органов и тканей. Лабораторная работа. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. Тема 5. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов) Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс.   Гигиена   сердечнососудистой   системы.   Доврачебная   помощь   при   заболевании   сердца   и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Демонстрация  моделей   сердца   и   торса   человека,   приемов   измерения   артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений. Лабораторные работы  Положение   венозных   клапанов   в   опущенной   и   поднятой   руке.   Изменения   в   тканях   при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно­сосудистой системы на дозированную нагрузку. Тема 6. Дыхательная система (5 часов) Значение   дыхания.   Строение   и   функции   органов   дыхания.   Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная   и   гуморальная   регуляция   дыхания.   Охрана   воздушной   среды.   Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких.   Первая   помощь   утопающему,   при   удушении   и   заваливании   землей,   электротравме. Клиническая   и   биологическая   смерть.   Искусственное   дыхание   и   непрямой   массаж   сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Демонстрация  модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук;   опыта   по   обнаружению   углекислого   газа   в   выдыхаемом   воздухе;   измерения   жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания. Лабораторные работы. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе. Тема 7. Пищеварительная система (4 ч) Пищевые   продукты   и   питательные   вещества,   их   роль   в   обмене   веществ.   Значение пищеварения.   Строение   и   функции   пищеварительной   системы:   пищеварительный   канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности   пищеварительной   системы.   Заболевания   органов   пищеварения,   их   профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно­кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Демонстрация торса человека. Самонаблюдения:  определение   положения   слюнных   желез;   движение   гортани   при глотании. Лабораторная работа. Действие ферментов слюны на крахмал. Тема 8. Обмен веществ и энергии (4 часа) Обмен   веществ   и   энергии   —   основное   свойство   всех   живых   существ.   Пластический   и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые   аминокислоты,   микро­   и   макроэлементы.   Роль   ферментов   в   обмене   веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Лабораторные   работы.  Установление   зависимости   между   нагрузкой   и   уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат. Тема 9. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделительная система (5 часов) Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных   процессах,   рецепторы   кожи,   участие   в   теплорегуляции.   Уход   за   кожей,   ногтями   и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины   кожных   заболеваний.   Грибковые   и   паразитарные   болезни,   их   профилактика   и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Значение   органов   выделения   в   поддержании   гомеостаза   внутренней   среды   организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи». Демонстрации модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения». Самонаблюдения:  рассмотрение   под   лупой   тыльной   и   ладонной   поверхности   кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды. Тема 10. Нервная система человека (5 часов) Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг   —   центральная   нервная   система;   нервы   и   нервные   узлы   —   периферическая.   Строение   и функции   спинного   мозга.   Строение   головного   мозга.   Функции   продолговатого,   среднего   мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая   и   новая   кора   больших   полушарий   головного   мозга.   Аналитико­синтетическая   и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие. Демонстрация модели головного мозга человека. Лабораторные работы Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.   Рефлексы   продолговатого   и   среднего   мозга;   штриховое   раздражение   кожи   —   тест, определяющий   изменение   тонуса   симпатической   и   парасимпатической   системы   автономной нервной системы при раздражении. Тема 11. Анализаторы (5ч) Анализаторы   и   органы   чувств.   Значение   анализаторов.   Достоверность   получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение   близорукости   и   дальнозоркости.   Коррекция   зрения.   Слуховой   анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно­мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Демонстрации  моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика,   палочек   и   колбочек;   обнаружение   слепого   пятна;   определение   остроты   слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии. Лабораторная работа Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением. Тема 12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 часов)  Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения­торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врожденные   программы   поведения:   безусловные   рефлексы,   инстинкты,   запечатление. Приобретенные   программы   поведения:   условные   рефлексы,   рассудочная   деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные   процессы:   ощущение,   восприятие,   представления,   память,   воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Демонстрации  безусловных   и   условных   рефлексов   человека   по   методу   речевого подкрепления;   двойственных   изображений,   иллюзий   установки;   выполнение   тестов   на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр. Лабораторные   работа.  Выработка   навыка   зеркального   письма   как   пример   разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.  Тема 13. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часов)                Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. Демонстрации модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками. III. Раздел. Тема 14. Индивидуальное развитие организма (6 ч) Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом   в   определении   пола   будущего   ребенка.   Менструации   и   поллюции.   Образование   и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние ПАВ веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные   отношения.   Стадии   вхождения   личности   в   группу.   Интересы,   склонности, способности. Выбор жизненного пути. Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов. Основное содержание программы 9 класс. Введение в общую биологию и экологию. (68 ч, 2 ч в неделю) Введение (3 ч) Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные  представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы. Молекулярный уровень (8 ч) Клеточный уровень (13 ч) Гипотезы происхождения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен   веществ   и   превращение   энергии   —   основа   жизнедеятельности   клетки.   Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Демонстрация  модели   клетки;   микропрепаратов   митоза   в   клетках   корешков   лука;   хромосом; моделей­аппликаций, иллюстрирующих деление клеток. Лабораторные работы 1. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках. 2. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом. Организменный уровень (12 ч)   Оплодотворение. Теории возникновения многоклеточных организмов. Бесполое и половое размножение организмов. Половые   клетки.   Основные закономерности   передачи   наследственной   информации.   Генетическая   непрерывность   жизни. Закономерности изменчивости. Ритмичность в жизни организмов. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных. Лабораторная работа 3.Выявление изменчивости организмов.   Индивидуальное   развитие   организмов. Популяционно­видовой уровень (3 ч) Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных. Лабораторная работа 4.Изучение морфологического критерия вида.  Экосистемный уровень (4 ч) Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем. Экскурсия в биогеоценоз. Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Демонстрация моделей­аппликаций «Биосфера и человек». Биосферный уровень (3ч) Основные   положения   теории   эволюции.   Движущие   силы   эволюции:   наследственность, изменчивость,   борьба   за   существование,   естественный   отбор.   Приспособленность   и   ее Эволюция (7 ч) относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Мак­ роэволюция. Демонстрация  живых   растений   и   животных,   гербариев   и   коллекций,   иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора. Экскурсия: «Причины многообразия видов в природе». Происхождение и развитие жизни (5 ч) Взгляды, гипотезы и теории о происхождении  жизни.  Краткая история  развития органического мира. Доказательства эволюции. Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей. Лабораторная работа 5.Изучение палеонтологических доказательств эволюции. Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение. Экология (5 ч)   Сообщество, Экологические факторы, их комплексное воздействие на организм. Экологическая характеристика видов.   Экология   популяций.   Факторы,   влияющие   на   численность   популяций.   Способы регулирования численности особей в популяции. Типы   экологических   взаимодействий.   биосфера. Продуктивность   сообщества.   Пастбищные   и   детритные   цепи.   Живые   организмы   и   круговорот веществ в экосистеме. Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии. Демонстрация  таблиц   по   экологии   и   охране   природы,   графиков,   схем,   слайдов,   кино­   и видеоматериалов.  Лабораторные работы  6.Строение растений в связи с условиями жизни. 7.Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума). Экскурсия: «Среда жизни и ее обитатели».   биоценоз,   экосистема, Биосфера и человек (4 ч)   Влияние   деятельности   человека   на   биосферу. Эволюция   биосферы. природопользование. Ноосфера и место в ней человека. Горизонты биологии будущего. Демонстрация моделей­аппликаций «Биосфера и человек».  Экскурсия: «Антропогенное воздействие на природную среду».   Рациональное

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017