Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)
Оценка 4.6

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
05.01.2017
Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)
В данной программе представлен учебно – тематический план, дано распределение учебных часов по разделам. Сам тематический план очень подробный: содержание разделов примерной ООП ООО, тема программы и урока, лабораторные работы, параграф, основное содержание, предметные результаты, метапредметные и личностные результаты, вид деятельности ученика.
5 класс.docx
Учебно – тематический план Распределение учебных часов по разделам Тема (глава) № п/п 1  Биология — наука о живом мире  2 Многообразие живых организмов  3 Жизнь организмов на планете Земля  4 5 Человек на планете Земля  Заключение Всего часов Количество часов Лабораторные работы Экскурсии 9 11 8 6 1 35 2 2 4 1 1 № п.п 1. 2.  Содержание разделов примерной ООП ООО Ср оки про вед ени я С е н т я б р ь С е н т я б р ь Биология как  наука. Роль  биологии в  познании  окружающего  мира и  практической  деятельности  людей.  Соблюдение  правил  поведения в  окружающей  среде. Бережное отношение к  природе. Охрана биологических  объектов. Свойства живых организмов (структурирова нность, целостность, обмен   веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленно сть, Тема Основное содержание программы  и урока. Лабораторные работы. Предметные  результаты Метапредметные и личностные результаты Вид деятельности ученика 1. Биология –  наука о живой  природе Параграф. Тема 1. Биология — наука о живом мире (11 ч) Знание   определений наук, изучающих живое,   задач,   стоящих перед учёными­ биологами;   анализ   и оценка   последствий деятельности   человека в природе. § 1       Знакомство   с   учебником, целями   и   задачами   курса. Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от   природы.   Охота   и собирательство.   Начало земледелия и   скотоводства.   Культурные растения   и   домашние животные.   Наука   о  живой природе — биология. 2.  Свойства  живого § 2 Выявление  существенных  признаков  биологических  объектов (признаков  живого); взаимосвязи  органов в организмах.     Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки   живого:   обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы  организма, их функции.  Согласованность работы  органов, обеспечивающая  Л. формирование  интеллектуальных умений:  анализировать иллюстрации  учебника, строить  рассуждения о  происхождении домашних  растений и животных, делать  выводы о роли этих  организмов в жизни человека. М. формирование умения  видеть проблему  (происхождение культурных  растений и животных),  строить рассуждения,  использовать речевые  средства для отстаивания  своей точки зрения, умение  работать с понятиями. Л. Формирование  познавательных интересов   при сравнении тел живой и  неживой природы, выявлении  признаков живого. М. умение работать с  различными источниками  информации (учебник, ЭОР),  структурировать материал об  основных признаках живого,  давать определение понятиям  (признаки живого, орган,  Обсуждать проблему:  может ли человек прожить  без других живых  организмов?  Рассматривать и  пояснять иллюстрации  учебника. Приводить  примеры знакомых  культурных растений и  домашних животных.  Давать определение науки  биологии. Называть  задачи, стоящие перед  учёными ­ биологами. Называть  свойства   живых организмов. Сравнивать  проявление свойств живого и неживого. Обсуждать стадии развития растительных   и   животных организмов   по   рисунку учебника. Рассматривать изображение живого организма   и   выявлять   его органы,   их   функции. жизнедеятельность  организма как единого  целого. организм)   наследственнос ть и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов бактерий. и       в Обсуждать  роль   органов животного его жизнедеятельности. Формулировать  вывод   о значении   взаимодействия органов живого организма. 3. 4.  С е н т я б р ь С е н т я б р ь Методы  изучения живых  организмов. 3.  Методы  изучения  природы § 3 Использование биологических   методов для   изучения   любого живого   объекта.   Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение,   эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.       Правила   работы кабинете в биологии, с биологическими приборами   и инструментами.   4. Увеличительн ые   приборы. Лабораторная работа № 1 «Устройство  увеличительны х приборов и  правила  работы с  ними». Необходимость  использования  увеличительных приборов  при изучении объектов  живой природы.  Увеличительные приборы:  лупы ручная, штативная,  микроскоп. Первое  применение микроскопа Р.  Гуком.  Усовершенствование  микроскопа А. Ван  Левенгуком. Части  микроскопа: окуляр,  Развитие   овладение основами   знаний   о методах   исследования биологических   наук; дальнейшее формирование   знаний основных правил поведения в природе в ходе исследования.   Овладение правилами  работы с  биологическими  приборами;  формирование умений  наблюдения и описания биологических  объектов при работе с  увеличительными  приборами. Л. Приобретение знаний  основных правил отношения к живой природе при  знакомстве с методами её   изучения. М. умение организовывать  учебное сотрудничество и  совместную деятельность с  одноклассниками и учителем;  умение сравнивать,  анализировать, выявлять  целесообразность  использования тех или иных  методов исследования.  Л. Формирование умения  анализировать информацию и  делать выводы о возможности изучения организмов с  помощью увеличительных  приборов. М. умение работать с  различными источниками  информации при подготовке  сообщений об изобретении  микроскопа и открытии  клеточного строения  организмов.   Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие   методы исследования   природы. Различать   и   описывать методы   изучения   живой природы. Обсуждать оформления результатов исследования. способы   Объяснять назначение  увеличительных приборов.  Различать ручную и  штативную лупы, знать  получаемое с их помощью  увеличение. Описывать и  сравнивать увеличение  лупы и микроскопа.  Находить части  микроскопа и называть их.  Изучать и запоминать  правила работы с  микроскопом.  Рассматривать готовый О к т я б р ь  5. 6   Строение 5. клетки.  объектив, тубус,  предметный столик,  зеркальце. Микропрепарат. Правила  работы с микроскопом. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки:   ядро,   цитоплазма,   вакуоли, клеточная мембрана.   Клеточная стенка   у   растительных клеток. Назначение частей клетки.    Клетка – основа строения и жизнедеятельно сти   организмов. Строение и жизнедеятельно сть клетки.   Клетка – основа строения и жизнедеятельно сти организмов.   6. Лабораторная работа № 2 «Приготовлени е микропрепарат а кожицы чешуи лука».   Формирование умения  выделять существенные признаки растений и  животных на основе  знаний о строении  клетки и тканей;  умение различать на  таблицах клетки  животных и растений,  их органоиды,  животные и  растительные ткани;  дальнейшее развитие  навыков работы с  увеличительными  приборами при  рассматривании  микропрепаратов. развитие навыков  проведения  лабораторных  исследований;  соблюдение правил  работы с  увеличительными  приборами и поведения в кабинете биологии;   умение готовить  микропрепарат  растительных тканей;  умение различать на  Л. Формирование умения  сравнивать клетки растений и  животных, растительные и  животные ткани,  анализировать информацию и  делать выводы о чертах их  сходства и различия. М. формирование умения  работать с различными  источниками информации  (учебник, ЭОР,  микропрепараты) при  изучении клетки и тканей  живых организмов. Л. Формирование  интеллектуальных умений  сравнения живых объектов  (клеток растений), анализа их  особенностей и черт сходства. М. овладение основами  исследовательской  деятельности при выполнении лабораторной работы по  изучению клеток различных  растений. микропрепарат под  микроскопом, делать  выводы. Соблюдать  правила работы в кабинете,  обращения с лабораторным  оборудованием Называть   части   клетки   по рисункам учебника. Характеризовать назначение   частей   клетки. Сравнивать   животную   и растительную клетки, находить их различие. .        Изучать строение клетки на готовых   микро­препаратах под   малым   и   большим увеличением   микроскопа. Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани. результаты Обобщать   делать наблюдений, Зарисовывать выводы.   клетки тетради. Соблюдать правила работы в   кабинете,   обращения   с в 7 8. О к т я б р ь О к т я б р ь Ткани организмов. 7. Ткани. Ткани.   Понятие   о   ткани. Ткани   животных   и растений. Их функции. Строение и  жизнедеятельно сть клетки. 8. Химический  состав клетки Химические вещества  клетки: неорганические и  органические.  Неорганические вещества,  их роль в клетке.  Минеральные соли, их  значение для организма.   Органические вещества  клетки: белки, углеводы,  жиры, их значение для  жизни организма и клетки. рисунках клетки,  входящие в состав  тканей растений. Формирование умения  выделять существенные признаки растений и  животных на основе  знаний о строении  клетки и тканей;  умение различать на  таблицах клетки  животных и растений,  их органоиды,  животные и  растительные ткани;  дальнейшее развитие  навыков работы с  увеличительными  приборами при  рассматривании  микропрепаратов. Выявление  существенных  признаков (химический состав) живых  организмов;  приведение  доказательств родства  всех живых организмов исходя из особенностей химического состава  клетки. Л. Формирование умения  сравнивать клетки растений и  животных, растительные и  животные ткани,  анализировать информацию и  делать выводы о чертах их  сходства и различия. М. формирование умения  работать с различными  источниками информации  (учебник, ЭОР,  микропрепараты) при  изучении клетки и тканей  живых организмов. Л. Умение анализировать  увиденные опыты по  обнаружению веществ,  входящих в состав клеток  растений, делать выводы о  наличии органических и  минеральных веществ. М. умение извлекать  информацию из различных  источников(учебник, ЭОР,  справочник, опыт),  анализировать её, делать  выводы. 9. О к Строение и  жизнедеятельно 9. Процессы  Основные процессы,  происходящие в живой  Выделение существенных Л. Умение строить  рассуждения о клетке как  лабораторным оборудованием. Называть ткани животных и растений   по   рисункам учебника,   характеризовать их   строение,   объяснять   их функции   Различать неорганические и органические клетки, вещества минеральные соли объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию  опытов и понимать  объяснение учителя.  Изучать рисунки учебника  и анализировать  представленную на них  информацию о результатах  опытов. Оценивать питания, значение дыхания, сть клетки. жизнедеятельн ости клетки. 10. Великие  естествоиспыта тели т я б р ь 10 О к т я б р ь клетке: дыхание, питание,  обмен веществ, рост,  развитие, размножение.  Деление клетки — процесс размножения (увеличения  числа клеток). Новые  клетки — только от  клетки. Деление клеток,  обеспечивающее передачу  наследственного  материала дочерним  клеткам. Взаимосвязанная  работа частей клетки,  обусловливающая её  жизнедеятельность как  целостной системы Рассказ учителя о великих  учёных­ естествоиспытателях  (Аристотель, Теофраст, К.  Линней, Ч. Дарвин, В.И.  Вернадский, Н.И.  Вавилов).  Самостоятельная работа  учеников с текстом учебника и  электронными носителями  информации в парах и  малых группах. признаков   живого: обмена   веществ   в клетке, деления, роста, развития;   соблюдение правил   работы   с микроскопом во время демонстрации микропрепарата. живой системе, анализируя  информацию о процессах  жизнедеятельности клетки. М. умение адекватно  использовать речевые  средства при  аргументировании вывода о  клетке как живой системе.    Умение   работать   с различными источниками информации при подготовке   сообщений и   презентаций   об учёных­ естествоиспытателях; умение адекватно использовать   речевые средства при изложении материала;     Л, Развитие эстетического  сознания через освоение  природного и культурного  наследия народов мира,  творческой деятельности  эстетического характера  М. Владение монологической  контекстной речью;  воспитание патриотизма,  любви и уважения к  Отечеству, чувства гордости  за свою Родину; Компетенции  в области использования  информационно­ коммуникационных  технологий (ИКТ­ компетенции); умение  осознанно использовать  речевые средства в  соответствии с задачей  размножения. Объяснять сущность  понятия «обмен веществ»,  характеризовать его  биологическое значение.  Понимать сущность  процесса деления клетки,  знать его главные события.  Рассматривать на рисунке  учебника процесс деления  клетки, устанавливать  последовательность  деления ядра и цитоплазмы  клетки. Аргументировать  вывод о том, что клетка —  живая система  (биосистема). Анализировать информацию   учителя   о выдающихся учёных­ естествоиспытателях. Знакомиться   с   именами   и портретами учёных, самостоятельно   работая   с текстом учебника. Называть   области   науки,   в которых работали конкретные   учёные,   знать сущность   их   открытий. Знать имена отечественных учёных,   внесших   важный вклад в развитие биологии. Формулировать   вывод   о вкладе   учёных   в   развитие наук   о   живой   и   неживой природе и его значении для человечества. 11.  Обобщающий  урок по теме 1 11. О к т я б р ь 12 выделение существенных живых признаков   систем,   клеток   и тканей   животных   и растений,   процессов, протекающих в клетке; различение на рисунках органоидов   клетки, тканей   растений   и животных; знание правил   работы   с микроскопом,   умение готовить микропрепарат.     мер Приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей   среды, необходимости соблюдения профилактики вирусных   заболеваний, ВИЧ­инфекции; умение определять принадлежность организмов определённой систематической группе. к коммуникации, для  выражения своих чувств и  мыслей Л. Знание основных правил  отношения к живой природе;  умение анализировать  информацию, содержащуюся  в заданиях, делать выводы,  применять знания в новых  ситуациях. М. умение организовывать  учебное сотрудничество и  совместную деятельность с  одноклассниками и учителем.  Выявление уровня  сформированности основных  видов учебной деятельности. Л. Реализация установок  здорового образа жизни в  процессе изучения материала  о вирусных инфекциях и их  профилактике; развитие  интеллектуальных умений  анализировать особенности   живых организмов и  определять их  принадлежность к царствам  природы. М. умение работать с  дополнительной литературой,  оформлять результаты в виде  сообщений или к/презентаций, грамотно излагать  дополнительный материал. Выполнение вариантов  контрольной работы в  тетради. Оценивать свои  достижения по усвоению  учебного материала темы.     Объяснять сущность термина   «классификация». Давать   определение   науке систематике. Знать таксоны основные   классификации   — «царство» и «вид». Характеризовать вид как  наименьшую единицу  классификации.  Рассматривать схему  царств живой природы,  устанавливать связь между  царствами. Называть  отличительные особенности строения и  жизнедеятельности  вирусов. Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч) 1. Царства живой  природы. Актуализация понятий  «классификация»,  «систематика», «царство»,  «вид». Царства клеточных  организмов: бактерий,  грибов, растений и  животных. Вирусы —  неклеточная форма жизни:  их строение, значение и  меры профилактики  вирусных заболеваний. 13 14  2. Бактерии: строение и жизнедеятельн ость.   3. Значение бактерий в природе   и   для человека.   Актуализация знаний о  царстве бактерий.  Бактерии — примитивные  одноклеточные организмы, различные по форме,  выносливые, обитают  повсеместно,  размножаются делением  клетки надвое. Строение  бактерии: цитоплазма,  клеточная мембрана и  клеточная стенка,  отсутствуют оформленное  ядро и вакуоли. Бактерии  как самая древняя группа  организмов. Процессы  жизнедеятельности  бактерий. Понятие об  автотрофах и  гетеротрофах. Роль бактерий в природе:  разложение мёртвого  органического вещества,  повышение плодородия  почвы. Симбиоз  клубеньковых бактерий с  растениями,  способствующий усвоению растениями недоступного  для них азота воздуха.  Фотосинтезирующие  бактерии. Цианобактерии  — поставщики кислорода  в атмосферу. Бактерии,  обладающие разными  типами обмена веществ.  Процесс  к выявление существенных признаков прокариот и эукариот;   определение принадлежности бактерий   прокариотам; различение на рисунках частей   бактериальной клетки; выявление существенных признаков   автотрофов и   гетеротрофов,   их роли в природе   Приведение доказательств необходимости профилактических   мер для   сохранения здоровья; формирование представлений   о   роли бактерий в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; роли объяснение бактерий в практической деятельности человека; освоение приёмов первой   доврачебной       Л. Реализация установок  здорового образа жизни в  процессе изучения материала  о бактериальных инфекциях и их профилактике. М. умение работать с  различными источниками  информации (печатными и   электронными Л. Реализовать установки  здорового образа жизни на  примере положительного  воздействия закаливающих  процедур в профилактике  воздушно­капельных  инфекций. М. умение работать с  различными источниками  информации (печатными и   электронными); развивать  способность выбирать  целевые установки на  сохранение и укрепление  своего здоровья, соблюдая  меры профилактики  инфекционных заболеваний.     главные Называть особенности строения бактерий.   Характеризовать разнообразие   форм   тела бактерий   по   рисунку Объяснять учебника.     сущность терминов: автотрофы,   гетеротрофы,   эукариоты. прокариоты, Различать   свойства прокариот и эукариот. Характеризовать   процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот. Сравнивать и оценивать  роль бактерий­автотрофов  и бактерий­гетеротрофов в  природе.     Характеризовать   важную роль   бактерий   в   природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на   рисунке   учебника, объяснять термин «симбиоз». Аргументировать   наличие фотосинтеза у цианобактерий,   называть его   продукты.   Различать бактерий   по   их   роли   в природе. Приводить примеры полезной деятельности бактерий. Характеризовать   процесс 15 4. Растения жизнедеятельности  бактерий — брожение.  Полезные бактерии: их  использование при  создании пищевых  продуктов, изготовлении  лекарств. Болезнетворные  бактерии, вызывающие  отравления и  инфекционные заболевания человека и животных.  Разработка средств борьбы с болезнетворными  бактериями. Флора — исторически  сложившаяся  совокупность всех  растений на Земле.  Отличительное свойство  практически всех растений — автотрофность  благодаря наличию в  клетках хлорофилла.  Значение фотосинтеза.  Сравнение клеток  растений и бактерий:  растения — эукариоты,  бактерии — прокариоты.  Деление царства растений  на группы: водоросли,  цветковые  (покрытосеменные),  голосеменные, мхи,  плауны, хвощи,  папоротники. Строение  растений. Корень и побег.  Слоевище водорослей.  помощи   в   случае пищевого отравления.       и значение брожения его использование   в   народном хозяйстве. Обсуждать бактерий для человека. Сопоставлять вред и  пользу, приносимые  бактериями природе и  человеку, делать выводы о  значении бактерий.     выявление Выделение существенных признаков   растений; определение различных растений к определённым систематическим группам; существенных признаков   споровых   и семенных   растений; умение сравнивать клетки   растений   и бактерий   и   делать умозаключения об усложнении   строения растений; клетки   умением овладение оценивать с эстетической   точки зрения растения различных групп.           Л. Развитие умения  сравнивать живые объекты,  анализировать особенности их строения и делать выводы об  усложнении в строении  растений от водорослей к  покрытосемянным. М. умение работать с разными источниками информации;  умение преобразовывать  информацию в ходе работы  над мини­проектами; умение  работать в команде при  создании проектов и их  защите; умение грамотно  излагать свою точку зрения.   Характеризовать   главные признаки растений. Различать части цветкового растения   на   рисунке учебника, выдвигать предположения   об   их функциях.   Сравнивать цветковые   и   голосеменные растения,   характеризовать их   сходство   и   различия. мхи, Характеризовать папоротники, хвощи, плауны   как   споровые растения,   знать   термин «спора». Определять   по   рисунку учебника различие между   растениями   разных систематических Сопоставлять групп. свойства   растительной   и клеток, бактериальной делать   выводы. Покрытосеменные и  голосеменные растения.  Их основное различие.  Размножение цветковых и  голосеменных растений  семенами, остальных групп растений — спорами. Роль  цветковых растений в  жизни человека. Характеризовать   значение растений разных систематических групп в  жизни человека. 16 5. Лабораторная работа № 3 «Изучение органов цветкового растения».   Формирование коммуникативной компетентности общении   сотрудничестве сверстниками процессе образовательной деятельности     в и со в Умение оценивать  правильность выполнения  учебной задачи, собственные  возможности её решения;  умение организовывать  учебное сотрудничество и  совместную деятельность с  учителем и сверстниками;  владение монологической  контекстной речью           побег Рассматривать растения, цветкового   различать   и   называть   его части. Определять расположение   почек   на побеге цветкового растения.   Зарисовывать   в тетради   схему   побега. Находить различные побеги у сосны. Характеризовать строения особенности   хвоинки, определять количество   хвоинок   на побеге.   Устанавливать местоположение   шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых у побегов хвойных   (на   примере растений   сосны).   Формулировать общий о   многообразии   побегов   у растений. Соблюдать правила работы  в кабинете биологии и  обращения с лабораторным  оборудованием. вывод 17 6. Животные. Лабораторная работа   №   4 «Изучение строения позвоночного животного»   к   наличие   Среда   почва, Фауна   —   совокупность всех   видов   животных. Особенности животных — гетеротрофность, способность передвижению, органов   чувств. обитания:   вода, суша и другие организмы.  Одноклеточные и  многоклеточные  организмы. Роль животных в природе и жизни  человека. Зависимость от  окружающей среды.   и Выделение существенных признаков одноклеточных многоклеточных организмов   их   роли   в круговороте  веществ  и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли различных   животных   в жизни человека; различение на рисунках и   таблицах   растений различных   типов   и классов;   оценивание   с эстетической   точки зрения   различных животных.     Л. Формирование  эстетического отношения к  живой природе при  знакомстве с различными  животными. М. умение работать с разными источниками информации,  анализировать информацию,  классифицировать живые  объекты.           Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших   по   рисункам учебника,   описывать   их различие, называть части их тела.   Сравнивать   строение тела   амёбы   с   клеткой эукариот,   делать   выводы. Называть   основные   части клетки. Называть многоклеточных животных, изображённых   на   рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Приводить позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и   в   природе.   Называть факторы неживой природы, оказывающие   влияние   на жизнедеятельность животных. Готовить микропрепарат   культуры инфузорий.   Рассматривать живые   организмы   под микроскопом   при   малом увеличении. Наблюдать   за   движением животных, отмечать скорость   и   направление движения, сравнивать передвижение   двух­трёх особей. примеры 18 19 7. Грибы. значение   8. Многообразие и грибов. Лабораторная работа № 5 «Изучение строения плесневых грибов». Общая характеристика  грибов. Многоклеточные и  одноклеточные грибы.  Наличие у грибов  признаков растений и  животных. Строение тела  гриба. Грибница,  образованная гифами.  Питание грибов:  сапротрофы, паразиты,  симбионты и хищники.  Размножение спорами.  Симбиоз гриба и растения  — грибокорень  (микориза). Шляпочные грибы: грибница  и плодовое  тело (шляп   ка   и   ножка). Плесневые   грибы.   Их использование в   здравоохранении. Антибиотик   пенициллин. Одноклеточные   грибы   — дрожжи. Их использование в и пивоварении. Съедобные и хлебопечении         Выделение существенных признаков царства   грибы;   различение   на рисунках, таблицах частей   тела   гриба; овладение   методами биологических исследований в процессе   постановки опыта по выращиванию плесневых грибов (дома) и объяснению их результатов.     Выделение существенных признаков грибов,   значение   грибов   в круговороте веществ, в жизни человека; различение на рисунках и муляжах съедобных и грибов; ядовитых приёмов освоение оказания первой         Зарисовать   общий   облик инфузории. Формулировать   вывод   о значении движения для животных.  Фиксировать результаты  наблюдений в тетради.  Соблюдать правила работы  в кабинете биологии,  обращения с лабораторным  оборудованием. Л. Знание основных правил  отношения к живой природе  на примере сбора грибов;  развитие умения  анализировать информацию  об особенностях грибов и  делать выводы.  М.  умение работать с  различными источниками  информации; связано и  грамотно излагать  информацию. Л. Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о  значении грибов в жизни  человека. М.  умение осуществлять  исследования (выращивание  плесени, изучение, сравнение), анализировать полученные  результаты, аргументировано  излагать их. в   участие ядовитые   грибы.   Правила сбора   и   употребления грибов пищу. Паразитические   грибы   — наносят   большой   урон урожаю культурных растений.   Роль   грибов   в природе:   в круговороте веществ, образование   симбиозов, употреблении   в   пищу животными и человеком. Общая характеристика  лишайников: симбиоз  гриба и водоросли,  многообразие, значение,  местообитание. Внешнее и  внутреннее строение,  питание размножение.  Значение лишайников в  природе и жизни человека.  Лишайники — показатели  чистоты воздуха.   Животные   и   растения, вредные   для   человека: грызуны, насекомые, сорные   растения.   Живые организмы,   полезные   для человека:   лекарственные растения   и   некоторые плесневые грибы;     помощи при отравлении   грибами; выявление мер профилактики грибковых заболеваний.   Выделение существенных признаков   лишайников как   симбиотических организмов   их   роли   в круговороте  веществ  и образовании   гумуса; приведение доказательств   влияния факторов   окружающей среды   на   развитие лишайников   (чистота воздуха); различение на рисунках   и   среди гербарных экземпляров различных типов лишайников Приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей   среды; необходимости   защиты окружающей   среды; различение на таблицах и рисунках животных и   Л. Формирование  познавательного интереса в  ходе изучения  симбиотического организма;  умение анализировать  информацию, делать выводы. М. выбор информации о  строении, особенностях  жизнедеятельности  лишайников их различных  источников,  структурирование её. Л. Мотивация на изучение  живой природы, частью  которой является человек;  эстетическое отношение к  объектам живой природы.  М.  структурирование  материала, полученного их  различных источников  20 21 9. Лишайники. 10. Значение живых организмов   в природе и жизни человека. растений, нуждающихся в охране, занесённых   в   Красную книгу   Ульяновской знание области; основных правил поведения в природе.     информации; умение  грамотно излагать материал;  развитие способностей  выбирать целевые установки  по отношению к живой  природе     животные,   и растения,   используемые   в грибы, пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного   и   сельского хозяйства.   Взаимосвязь полезных и вредных видов в   природе.   Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека. 11.   Обобщение и систематизация знаний по теме 2. 22 23   Формирование ответственного отношения   к   учению, готовности и способности   учащихся к   саморазвитию   и самообразованию   на основе   мотивации   к обучению и познанию. Л. формирование  интеллектуальных умений  строить рассуждения,  анализировать, делать выводы при выполнении заданий. М. умение аргументировать  свою точку зрения, связанно  излагать материал. итоговые   Выполнять задания по материалам темы. Оценивать свои  достижения по усвоению  учебного материала. Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч) 1. Многообразие условий обитания   на планете.      Среда   жизни   организмов. Особенности водной, наземно­ почвенной, и   воздушной организменной   сред. Примеры организмов ­обитателей   этих   сред жизни.       Выделение существенных признаков   различных сред обитания; выявление   взаимосвязи между условиями среды и особенностями организмов;   сравнение биологических объектов,   обитателей различных сред; умение оценить живые объекты с   эстетической   точки зрения. Л. Формирование  познавательных интересов и  интеллектуальных умений  сравнения, анализа, явлений и  живых объектов и умения  делать выводы в ходе работы  над мини­проектами («Кто  такие гидробионты?», «Да  будет свет?», «Солнце, воздух и вода, получается…среда»,  «Паразиты и их дом»). М. Развитие навыков  проектной деятельности,  умения структурировать  материал, грамотно и  аргументировано его излагать: Характеризовать особенности   условий   сред жизни на Земле. Называть и характеризовать организмы­паразиты, изображённые   на   рисунке Приводить учебника. примеры обитателей организменной   среды   — паразитов   и   симбионтов, объяснять   их   воздействие на организм хозяина. 24 25 2. Экологические факторы среды. Условия, влияющие на  жизнь организмов в  природе — экологические  факторы среды. Факторы  неживой природы,  факторы живой природы и  антропогенные. Примеры  экологических факторов.   Объяснение   места   и роль   человека   в природе,   последствий его хозяйственной деятельности для природных биогеоценозов;   знание основных правил поведения в природе.     3. Приспособлени я организмов к жизни в природе.   Выявление  изменчивости  организмов как  приспособленности к  среде обитания; умение оценивать  биологические объекты с эстетической точки  зрения. Влияние среды на  организмы.  Приспособленность  организмов к условиям  своего обитания. Примеры  приспособленности  растений и животных к  суровым условиям зимы.  Биологическая роль  защитной окраски у  животных, яркой окраски  и аромата цветков,  наличия соцветий у  растений. умение работать с  различными источниками  информации; развитие  коммуникативных качеств Л.   Развитие   умения   анализа данных,   сравнения   действия различных факторов на живые организмы.   Развитие   способности М. выбирать смысловые установки   в   поступках   по отношению к живой природе   Л. Развитие  интеллектуальных умений  сравнивать и оценивать  действие факторов среды на  организмы; формирование  эстетического отношения к  организмам. М. Умение работать с  различными источниками  информации, оценивать,  преобразовывать из одной  формы в другую (сообщения,  презентации); умение  аргументировано излагать  свою точку зрения; умение  работать в парах при  осуществлении  взаимоконтроля.           определения Давать понятий:   «экологический фактор», «фактор неживой природы»,   «фактор   живой природы»,   «антропогенный фактор».Выявлять и действие различать факторов среды   на организмы.   Рассказывать   о собственном   наблюдении действия факторов природы.   Характеризовать роль   человека   в   природе как   антропогенного фактора. Выявлять между влиянием фак­ торов и особенностями   строения   и жизнедеятельности организмов. примеры изменений у организмов. Работать   в   паре   — по характеризовать рисункам учебника приспособленность животных   и   растений   к среде обитания.   Называть сезонных взаимосвязи среды 26 27 4. Природные сообщества. 5. Природные зоны России. Потоки веществ между  живой и неживой  природой. Взаимодействие живых организмов между  собой. Поток веществ  через живые организмы —  пищевая цепь. Растения —  производители  органических веществ;  животные — потребители  органических веществ;  грибы, бактерии —  разлагатели. Понятие о  круговороте веществ в  природе. Природное  сообщество —  совокупность организмов,  связанных пищевыми  цепями, и условий среды.  Примеры природных  сообществ. Понятие природной зоны.  Различные типы  природных зон: влажный  тропический лес, тайга,  тундра, широколиственный лес, степь. Природные  зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды  природных зон, требующие охраны. Выделение  существенных  признаков экосистем,  круговорота веществ и  превращения энергии в  экосистемах;  выявление типов  взаимодействия  различных видов  организмов в природе ; Л. Развитие умения  анализировать роль  организмов в экосистемах и  пищевых цепях, делать  выводы о последствиях  нарушения равновесия в  биогеоценозах. М. Умение выбирать целевые  установки в действиях  человека по отношению к  живой природе; умение  преобразовывать информацию из одной формы(текст  учебника, ЭОР) в другую  (рисунок, сообщение). Приведение  доказательств  необходимости защиты  окружающей среды,  значения  биологического  разнообразия для  сохранения биосферы;  различение на  таблицах, рисунках  животных и растений,  обитателей различных  климатических зон. Л. Формирование  эстетического отношения к  живой природе» развитие  умения анализировать  условия в различных  климатических зонах, делать  выводы о приспособленности  организмов. М. Формирование  способности выбирать  смысловые и целевые  установки в своих действиях  по отношению к живой  природе; работать с  различными источниками      сущность Объяснять сущность понятия   «пищевая   цепь».   рисунок Анализировать учебника,   называть элементы   круговорота веществ.   Объяснять   роль различных   организмов   в круговороте веществ. Объяснять понятий: «производите­ ли», «потребители», «разлагатели»,   «природное сообщество».   Различать   и   разные характеризовать природные сообщества. Объяснять   роль   живых организмов   и   круговорота веществ   в   природном сообществе. Характеризовать   значение природного сообщества для жизни его обитателей. Объяснять понятия «природная зона».   Распознавать   и характеризовать природные зоны   России   по   карте, приведённой в учебнике. Называть животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных   лесах, степи. и особенности объяснять   животных разных природных   зон.   Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых   Различать       сущность 28 6. Жизнь организмов   на разных материках.   Понятие   о   материке   как части   суши,   окружённой морями   и   океанами. Многообразие   живого мира   нашей   планеты. Открытие человеком новых   видов   организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки,  Северной Америки,  Евразии, Антарктиды.     информации. Л. Формирование  эстетического отношения к  живой природе; умения  анализировать особенности  живых объектов на различных материках., умения работать в группе. М. Умение использовать  различные источники  информации, преобразовывать её, грамотно и связано  излагать её. Приведение  доказательств  необходимости защиты  окружающей среды,  значения  биологического  разнообразия для  сохранения биосферы;  различение на  таблицах, рисунках  животных и растений,  обитателей различных  материков; анализ и  оценка последствий  деятельности человека  в природе.   и государством,   объяснять роль   Красной   книги   в охране природы Характеризовать сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в  учебнике. Объяснять  сущность понятия  «местный вид».  Характеризовать  особенности местных видов организмов, их  приспособленность к среде обитания. Называть  примеры флоры и фауны  материков по рисункам  учебника. Описывать свои  впечатления от встречи с  представителя ми флоры и  фауны разных материков в  зоопарках, ботанических  садах, музеях. Оценивать  роль человека в сохранении местных видов на Земле. 29 30 7. Жизнь организмов   в морях и океанах.     Условия жизни организмов в   водной   среде   —   на мелководье, средних глубинах   и   на   дне. Обитатели   мелководий   — скат и камбала. Обитатели средних   глубин:   быстро плавающие   и   планктон. Прикреплённые организмы: устрицы,   мидии,   водоросли.   Жизнь организмов   на   больших глубинах. Приспособленность организмов   к   условиям обитания.  Формирование  приведение  доказательств  необходимости защиты  окружающей среды,  значения  биологического  разнообразия для  сохранения биосферы;  различение на  таблицах, рисунках  животных и растений,  обитателей водоёмов;  анализ и оценка  последствий  деятельности человека  в природе. Л. Формирование  эстетического отношения к  живой природе; умения  анализировать особенности  живых объектов в водной  среде. М. умение использовать  различные источники  информации, преобразовывать её, грамотно и связано  излагать её. 8. Обобщение   и систематизация знаний по теме 3. Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)   Формирование ответственного отношения   к   учению, готовности и способности   учащихся к   саморазвитию   и самообразованию   на основе   мотивации   к обучению и познанию; Л. Диагностика степени  сформированности  интеллектуальных умений  анализа, синтеза информации. М. умение аргументировано  излагать свои знания,  анализировать и оценивать  информацию, содержащуюся  в контрольных заданиях. Работать   в   паре   — описывать разнообразие Живого   мира   в   морях   и океанах по рисункам учебника. Выделять   существенные признаки приспособленности среде   к   организмов обитания. Объяснять   причины   прикреплённого образа   жизни   мидий, водорослей   и   особого строения тела у рыб. Рассматривать изображения организмов   планктона   на рисунках учебника, оценивать роль планктона для других живых организмов. Характеризовать   условия обитания   на   больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. Выполнение вариантов контрольной   работы   в тетради.  Оценивать   свои достижения   по   усвоению учебного материала темы. 31 32 1. Как   появился человек на Земле.   2. Как   человек изменял природу.       Введение   в   тему:   когда   и где   появился   человек? Предки Человека разумного:   австралопитек, человек умелый, кроманьонец.   Родственник человека современного типа   —   неандерталец. Орудия   труда   человека   Образ   жизни умелого.   постройка кроманьонца: жилищ, охота, собирательство, использование Биологические особенности   современного человека:   большой   объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и тельная деятельность. Земледелие и скотоводство. Деятельность   человека   в природе в наши дни.   мысли огня.           человеком Изменение окружающей среды,   приспособление её к своим нуждам.   Вырубка   лесов под   поля   и   пастбища, охота, уничтожение дикорастущих   растений как   причины   освоения   П. аргументация  взаимосвязи человека и окружающей среды,  необходимости защиты  окружающей среды,  значения  биологического  разнообразия для  сохранения биосферы. Л. Формирование  уважительного отношения к  истории человечества,  освоение социальных норм и  правил поведения. М. Умение осуществлять  контроль своей деятельности  в процессе достижения  результата, определять  способы действия в рамках  предложенных условий:  работать с текстом учебника  или ЭОР. Аргументация  взаимосвязи человека и окружающей среды,  необходимости защиты  окружающей среды,  значения  биологического  разнообразия для  Л. Знание основных  принципов и правил  отношения к живой природе;  формирование личностных  представлений о ценности  природы; осознание общности и значимости глобальных  экологических проблем.       условия   мозга Описывать   внешний   вид раннего   предка   человека, сравнивать его с обезьяной и   современным   человеком. Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев.   Описывать особенности строения тела и   жизни кроманьонцев   по   рисунку учебника.   Устанавливать связь   между   развитием головного и поведением древних людей. Характеризовать существенные   признаки современного   человека. Объяснять   роль   речи   и общения   в   формировании современного   человека. Приводить примеры деятельности человека в   природе.   Формулировать   что вывод   о   том, современный человек появился   на   Земле   в результат длительного исторического развития. Работать  в   паре   — анализировать пути расселения   человека   по карте   материков   Земли. Приводить  доказательства воздействия   человека   на сокращение природу: площади лесов, сохранения биосферы. М. Развитие умения  осуществлять контроль своей  деятельности в ходе  достижения результата;  умение организовывать  учебное сотрудничество и  совместную деятельность с  одноклассниками и учителем.     новых человеком территорий.   Осознание современным   человеком роли   своего   влияния   на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов   развития   живой природы   —   необходимое условие её сохранения   от   негативных последствий   деятельности человека.     Взаимосвязь   процессов, происходящих   в   живой   и неживой природе. Причины   исчезновения многих  видов  животных и растений. Виды, находящиеся   на   грани исчезновения.   Проявление современным человечеством   заботы   о живом мире. Заповедники, книга. Красная Мероприятия по восстановлению численности редких  видов и природных сообществ.     Аргументация взаимосвязи человека и окружающей   среды, необходимости   защиты окружающей   среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.   Л. Знание основных  принципов и правил  отношения к живой природе;  формирование личностных  представлений о ценности  природы; осознание общности и значимости глобальных  экологических проблем. М. умение получать  информацию из различных  источников и  преобразовывать из одного  вида в другой. 3. Важность охраны   живого мира планеты. 4. Сохраним богатство живого мира.   разнообразия Ценность живого мира. Обязанности человека   перед   природой. Примеры участия школьников в деле охраны   Формирование основ  экологической  грамотности:  способности оценивать  последствия  Л. Развитие сознания и  компетентности в решении  моральных проблем в сфере  охраны природы на основе  личного выбора;  33 34     диких численности   развитие животных, земледелия,   разведение скота,   постройка   городов, до   рог   и   пр.  Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок. Аргументировать охраны необходимость    Осознавать природы. значимость   знания   законов развития   природы   для охраны   живого   мира   на Земле. Называть  животных, истреблённых   человеком. Обсуждать  состояние редких   видов   животных, занесённых   в   Красную книгу. Указывать причины сокращения   и   истребления некоторых видов животных. Называть  животных, нуждающихся  Объяснять в   охране. значение   Красной   книги, заповедников. Характеризовать  запрет на   охоту   как   мероприятие по охране животных. Обсуждать  биологического разнообразия   для   природы и человека. ценность примеры природы. Результаты   бережного отношения   к   природе. Примеры увеличения численности   от   дельных видов.   Расселение   редких видов на новых территориях.       деятельности человека  в природе;  формирование  представлений о  значении  биологических наук в  решении локальных и  глобальных  экологических  проблем. формирование нравственного  поведения и ответственного  отношения к собственным  поступкам в природе. М. умение организовывать  учебное сотрудничество с  учениками и учителем,  работать индивидуально и в  группе, находить общее  решение; работа с различными источниками информации;  формирование и развитие  компетентности в области  использования ИКТ.   Формирование ответственного отношения   к   учению, готовности и способности   учащихся к   саморазвитию   и самообразованию   на основе   мотивации   к обучению и познанию; Л. Знание основных  принципов и правил  отношения к живой природе,  основ ЗОД и  здоровьесберегающих  технологий. М. умение осознанно  выбирать наиболее  эффективные способы  решения учебных задач. примеры Оценивать  роль деятельности   человека   в природе.  Рассказывать  о своей   деятельности   в природе   и   общении   с живыми организмами. Приводить  заботливого отношения к растениям и животным. Обсуждать  планы   и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов зимующих   птиц, для     постройка кормушек, охрана раннецветущих   растений и пр.). Выполнение  вариантов контрольной   работы   в тетради.  Оценивать  свои достижения   по   усвоению учебного материала темы. 35 6. Обобщение   и систематизация знаний по теме 4.

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГООС)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017