Ростовская область Кашарский район х.Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа.
« Утверждаю »
Директор МБОУ Талловеровская СОШ
Приказ от _______________№_______
Подпись руководителя _____________
Печать /Переверзева Н.Н/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
основного общего образования
5 класс
Количество часов: 35ч (1ч в неделю)
Учитель: Никулина Е.В.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования второго поколения, в соответствии с
«Программа основного общего образования. Биология. 59 классы. Линейный курс» М.:
Дрофа, 2015; (ФГОС). (Н.И.Сонин, В.Б.Захаров). В соответствии с ФГОС.
Учебник: Н.И. Сонин Биология. Введение в биологию. 5 класс М.: Дрофа, 2016 ФГОСI.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результат изучения предмета «Биология»:
Ученик научится
• Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
• Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в
рамках самостоятельной деятельности вне школы.
• Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья.
• Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
• Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою
деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей
среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД: ученик получит возможность научится
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта).
• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно.
• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки.
Познавательные УУД:
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
• Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить
классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно
следственных связей.
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта.
• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• Вычитывать все уровни текстовой информации.
• Уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.)
2использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов:
Ученик научится:
•
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности
биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
•
проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные
биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать
биологические объекты и процессы;
•
изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать,
сравнивать, выявлять взаимосвязи);
•
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать
информацию о живых организмах, получаемую из разных источников;
последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
•
приборами и инструментами;
•
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями
растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних
животных;
•
•
природе;
•
объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её
проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к
объектам живой природы);
•
литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать
её и переводить из одной формы в другую;
•
отношению к живой природе.
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
находить информацию о растениях и животных в научнопопулярной
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. (8ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное
строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание,
выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о
живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы
наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований:
лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы.
Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная
единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и
3её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной
клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические
вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке.
Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели
Лабораторные и практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о
методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Строение клеток (на готовых микропрепаратах).
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода;
расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых
организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы,
Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их
характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в
природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6ч)
Наземновоздушная,
водная и почвенная среды обитания организмов.
Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков
(знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые
равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и
океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество
кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с
использованием различных источников информации (фотографий, атласов
определителей, чучел, гербариев и др.).
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой
обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их
решения.
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека:
дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек
разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе,
вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый
эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути
4сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие
экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия,
борьба с
уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные
привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в
опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой
помощи.
Лабораторные и практические работы
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Раздел 5. Обобщение. (2ч)
Повторение и систематизация знаний о многообразии живых организмов, их строении,
среде обитания. О роли человека на Земле. Демонстрация: ядовитые растения и опасные
животные своей местности
III.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
№
п/п
Раздел, тема урока
Кол
во
часов
дата
по
план
у
факт
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 8 часов.
1
2
3
4
5
6
7
8
Введение. Что такое живой организм
Наука о живой природе.
Методы изучения природы. Лабораторная работа № 1
по теме: «Знакомство с оборудованием для научных
исследований»
Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 2
по теме: «Устройство светового микроскопа и
правила работы с ним».
Живые клетки. Лабораторная работа № 3 «Строение
клеток живых организмов».
Химический состав клетки. Лабораторная работа № 4
«Изучение химического состава семян»
Великие естествоиспытатели.
Контрольная работа по теме: «Живой организм:
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
5
05.09
05.09
12.09
12.09
19.09
19.09
26.09
26.09
03.10
03.10
10.10
1010
17.10
17.10
24.10
24.10строение и изучение».
Раздел 2. Многообразие живых организмов. 14 часов
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Как развивалась жизнь на Земле..
Разнообразие живого.
Бактерии..
Грибы.
Растения автотрофы.
Водоросли – группа низших растений.
Мхи и папоротники – группа высших споровых
растений.
Голосеменные и Покрытосеменные группа высших
семенных растений.
Значение растений в природе и жизни человека
Признаки царства животные. Простейшие.
Беспозвоночные животные.
Позвоночные животные.
Значение животных в природе и жизни человека.
Контрольная работа по теме: «Многообразие живых
организмов».
Раздел 3. Среда обитания живых организмов. 6 часов.
23
24
Три среды обитания.
Приспособленность организмов к среде обитания.
25 Жизнь на разных материках.
26
Природные зоны.
27 Жизнь в морях и океанах.
28
Контрольная работа по теме: «Среда обитания живых
организмов».
Раздел 4. Человек на Земле. 5 часов.
29
30
Как человек появился на Земле.
Как человек изменил Землю.
6
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
31.10
31.10
14.11
14.11
21.11
21.11
28.11
28.11
05.12
05.12
12.12
12.12
19.12
19.12
26.12
26.12
16.01
16.01
23.01
23.01
30.01
30.01
06.02
06.02
13.02
13.02
20.02
20.02
27.02
27.02
06.03
06.03
13.03
13.03
20.03
20.03
03.04
03.04
10.04
10.04
17.04
17.04
24.04
24.0431 Жизнь под угрозой.
32
33
34
Не станет ли Земля пустыней.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Итоговая контрольная работа за курс 5 класса
1ч
1ч
1ч
1ч
08.05
08.05
15.05
15.05
22.05
22.05
29.05
29.05
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями
(Постановление Правительства РФ от 04.08.2016 г. №756 «О переносе выходных
дней в 2017 году») произошло уплотнение учебного материала, поэтому данная
программа будет пройдена не за 35 учебных часов, а за 34 учебных часа.
Недостаток учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем
курса.
Перечень практических и лабораторных работ.
№
1.
2.
3.
4.
Название практических и лабораторных
работ.
Лабораторная работа № 1 по теме:
«Знакомство с оборудованием для научных
исследований»
Лабораторная работа № 2 по теме:
«Устройство светового микроскопа и
правила работы с ним».
Лабораторная работа № 3 «Строение клеток
живых организмов».
Лабораторная работа № 4 « Изучение
химического состава семян»
Перечень контрольных работ.
№
1.
2.
3.
Название контрольных работ.
Контрольная работа по теме: «Живой
организм: строение и изучение».
Контрольная работа по теме:
«Многообразие живых организмов».
Контрольная работа по теме: «Среда
7
Дата
проведения.
19.09
26.09
03.10
10.10
Дата
проведения.
24.10
20.02
10.04обитания живых организмов».
4.
Итоговая контрольная работа за курс 5
класса
29.05
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Сыроваткина Н.В./
от________201_г №______ подпись
________________________ _____ ________________201__г
подпись руководителя МС дата
8