Ростовская область Кашарский район х.Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа.
« Утверждаю »
Директор МБОУ Талловеровская СОШ
Приказ от _______________№_______
Подпись руководителя _____________
Печать /Переверзева Н.Н/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
среднего общего образования
10 класс
Количество часов: 70ч (2ч в неделю)
Учитель: Никулина Е.В.
Программа разработана на основе программы среднего (полного) общего образования.
Биология. Общая биология. 1011 классы. Базовый уровень. Авт. И.Б.Агафонова, В.И.
Сивоглазов. М.: Дрофа. 2013 г.
Учебник: Биология. Общая биология. Базовый уровень.10 класс. 3–е стереотипное. Авт.
В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова М.: Вертикаль, Дрофа. 2015 г. I.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
В результате изучения биологии учащиеся 10 класса должны
знать/понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная
теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория
антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о
центрах многообразия и происхождения культурных растений;
В. И. Вернадского о биосфере);
сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана;
гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства;);
закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования,
сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил
(доминирования Г. Менделя;); гипотез (чистоты гамет, сущности и
происхождения жизни, происхождения человека);
имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно
научной картины мира;
строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический
состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов;
одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации
генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке;
фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых
растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых
растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма
(онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и
стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования;
влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции;
формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и
превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии;
уметь:
объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное
2 влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша
человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и
окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих
рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных
мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения
многообразия видов;
решать биологические задачи разной сложности;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах
(цепи питания, пищевые сети);
выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и
идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у
отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем;
взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде
(косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,
экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный
способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое
размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных;
внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора;
искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро и
микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе
сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека;
глобальные антропогенные изменения в биосфере;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек (курения, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной
среде; оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении
пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
3 I.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (5 часов)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой
природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации
живой природы. Биологические системы . Современная естественнонаучная
картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой
природы.
2.КЛЕТКА (21 час)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн).
Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной
естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в
клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и
ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных
заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК –
носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке.
Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический
код. Роль генов в биосинтезе белка.
3.ОРГАНИЗМ (38 ч)
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов.
Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и
размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и
оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития
организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
зародыша человека.
4 Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о
закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель –
основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная
теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на
организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование
признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о
центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы
селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты
Повторение – 6ч.
Лабораторные работы:
№1.
№2.
№3.
№4.
«Сравнение строения клеток растений и животных»;
«Составление простейших схем скрещивания»;
«Решение элементарных генетических задач»;
«Решение генетических задач»;
«Изучение модификационной изменчивости на основе изучения
№5.
фенотипа комнатных растений»; развития некоторых исследований в
биотехнологии (клонирование человека).
II.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
№п/п
Раздел/ тема урока
Колво
часов
дата
по
плану
факт
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.5ч
1
1
Объект изучения биологии – живая природа. Краткая
история развития биологии. ТБ.
Система биологических наук
Сущность жизни. Основные свойства живой материи.
Живая природа, как сложно организованная
иерархическая система.
Основные уровни организации живой материи.
2
3
4
5
03.09
03.09
06.09
10.09
13.09
06.09
10.09
13.09
17.09
17.09
1
1
1
1
5 Методы познания живой природы.
Раздел 2. Клетка.21ч
6
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория М.
Шлейдена и Т. Шванна.
Основные положения современной клеточной теории.
Единство элементного химического состава живых
организмов.
Неорганические вещества. Вода, минеральные соли.
Органические вещества клетки. Белки. Ферменты –
биологические катализаторы.
Органические вещества клетки. Жиры.
Органические вещества клетки. Углеводы.
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение
молекулы ДНК в клетке.
Принципиальное строение и роль органических
веществ в клетке и в организме человека.
Обобщающий урок по теме «Химический состав
клетки»
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро – основные
части клетки, их функции.
Основные органоиды клетки, их функции.
Основные отличия в строении животной и
растительной клеток
Лабораторная работа №1 «Сравнение строения
клеток растений и животных».
Хромосомы, их строение и функции. Кариотип.
Прокариотическая клетка. Строение бактериальной
клетки.
ДНК – носитель наследственной информации.
Биосинтез белка.
Вирусы – неклеточные формы жизни.
Меры профилактики распространения вирусных
заболеваний.
Проверочная работа по теме «Клетка»
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
32
33
34
35
36
37
26
Раздел 3. Организм.38ч
27
28
29
30
31
Многообразие организмов.
Энергетический обмен – катаболизм, его этапы.
Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы.
Пластический обмен. Фотосинтез.
Обобщающий урок «обмен веществ и энергии в
клетке»
Деление клетки. Митоз.
Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого
размножения.
Половое размножение, его формы
Образование половых клеток.
Мейоз, биологическое значение.
Оплодотворение у животных и растений.
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20.09
20.09
24.09
27.09
01.10
04.10
08.10
11.10
15.10
24.09
27.09
01.10
04.10
08.10
11.10
15.10
18.10
18.10
22.10
22.10
25.10
25.10
29.10
01.11
29.10
01.11
15.11
15.11
19.11
22.11
26.11
29.11
03.12
06.12
19.11
22.11
26.11
29.11
03.12
06.12
10.12
10.12
13.12
17.12
20.12
24.12
27.12
31.12
17.01
21.01
24.01
28.01
31.01
13.12
17.12
20.12
24.12
27.12
31.12
17.01
21.01
24.01
28.01
31.01 38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
Биологическое значение оплодотворения.
Искусственное опыление у растений и
оплодотворение у животных.
Обобщающий урок «размножение организмов»
Прямое и непрямое развитие. Основные этапы
эмбриогенеза.
Постэмбриональные периоды развития животных.
причины нарушения развития организма.
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.
Периоды постэмбрионального развития человека.
Обобщающий урок по теме: «Индивидуальное
развитие организмов».
Генетика – наука о закономерностях
наследственности и изменчивости.
Г. Мендель – основоположник генетики.
Лабораторная работа №2 «Составление простейших
схем скрещивания».
Моногибридное скрещивание. I и II законы Г.
Менделя.
Закон частоты гамет. Анализирующее скрещивание.
Дигибридное скрещивание. III закон Г. Менделя.
Лабораторная работа №3 «Решение элементарных
генетических задач».
Хромосомная теория наследственности.
Взаимодействие генов.
Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с
полом наследование.
Лабораторная работа №4 «Решение генетических
задач»
Обобщающий урок «генетика, основные
закономерности наследственности»
Закономерности изменчивости. Модификационная
изменчивость.
Лабораторная работа №5 «Изучение
модификационной изменчивости на основе изучения
фенотипа комнатных растений»
Комбинативная и мутационная изменчивость.
Мутации
Значение генетики для медицины. Наследственные
болезни человека, их причины и профилактика.
Обобщающий урок «закономерности изменчивости»
Основы селекции: методы и достижения.
Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах
многообразия и происхождения культурных
растений.
Основные достижения и направления развития
современной селекции.
Биотехнология: достижения и перспективы развития.
Обобщающий урок «Генетика. Основы селекции».
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
04.02
04.02
07.02
11.02
07.02
11.02
14.02
14.02
18.02
21.02
25.02
18.02
21.02
25.02
28.02
28.02
04.03
04.03
07.03
07.03
11.03
14.03
18.03
11.03
14.03
18.03
21.03
21.03
04.04
04.04
08.04
08.04
11.04
11.04
15.04
15.04
18.04
18.04
22.04
22.04
25.04
25.04
29.04
02.05
06.05
29.04
02.05
06.05
13.05
13.05
16.05
20.05
16.05
20.05 Повторение6ч
65
66
67
Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Биология – наука
о живой природе»
Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Клетка как
биологическая система»
Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Организм как
биологическая система» «Наследственность и
изменчивость»
1
1
3
23.05
23.05
27.05
27.05
30.05
30.05
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление
Правительства РФ от 04.08.2016 г. №756 «О переносе выходных дней в 2017 году»)
произошло уплотнение учебного материала, поэтому данная программа будет пройдена не
за 70 учебных часов, а за 67 учебных часа. Недостаток учебного времени будет
компенсирован путем интеграции тем курса.
По программе запланировано:
Обобщающих уроков – 8:
1. «Химический состав клетки»;
2. «Обмен веществ и энергии в клетке»;
3. «Размножение организмов»;
4. «Индивидуальное развитие организмов»;
5. «Генетика, основные закономерности наследственности»;
6. «Закономерности изменчивости»;
7. «Генетика. Основы селекции»;
8. «Обобщение знаний по курсу биологии 10 класса»
Проверочных работ – 1 по теме «Клетка»
8 СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Сыроваткина Н.В./
от________201_г №______ подпись
________________________ _____ ________________201__г
подпись руководителя МС дата
9
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.