Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Оценка 4.7

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
11.01.2018
Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС
Публикация является частью публикации:
рп биол 10.docx
Ростовская область   Кашарский район   х.Талловеров                   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                         Талловеровская средняя общеобразовательная школа.                                                                                                   « Утверждаю »                                                                                      Директор МБОУ Талловеровская СОШ                                                                                      Приказ от _______________№_______                                                                                      Подпись руководителя _____________                                                                                      Печать                         /Переверзева Н.Н/                                                                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                               по   биологии                                  среднего общего образования                                                      10   класс Количество часов: 70ч (2ч в неделю) Учитель: Никулина Е.В. Программа разработана на основе программы среднего (полного) общего образования.  Биология. Общая биология. 10­11 классы. Базовый уровень. Авт. И.Б.Агафонова, В.И.  Сивоглазов. М.: Дрофа. ­  2013 г. Учебник: Биология. Общая биология. Базовый уровень.10 класс. 3–е стереотипное. Авт.  В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова М.: Вертикаль, Дрофа.­ 2015  г. I. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ: В результате изучения биологии  учащиеся 10 класса должны знать/понимать:      основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная  теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория  антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о  центрах многообразия и происхождения культурных растений;  В. И. Вернадского о биосфере);  сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана;  гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства;);  закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования,  сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя;); гипотез (чистоты гамет, сущности и  происхождения жизни, происхождения человека);  имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно­ научной картины мира;  строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический  состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов;  одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;  сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке;  фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых  растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых  растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма  (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и  стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции;  формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и  превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;   использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии;  уметь:  объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании  современной естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения;  единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное  2 влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша  человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и  окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих  рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных  мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения  многообразия видов;  решать биологические задачи разной сложности;  составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах  (цепи питания, пищевые сети);  выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и  идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у  отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем;  взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде  (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;  сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,  экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое  размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных;  внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора;  искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро­ и  микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе  сравнения;  анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека;  глобальные антропогенные изменения в биосфере;      Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для: соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,  вредных привычек (курения, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной  среде; оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении  пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области  биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). 3 I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1.БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.  МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (5 часов) Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой  природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации  живой природы. Биологические системы . Современная естественнонаучная  картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании  современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой  природы.  2.КЛЕТКА (21 час) Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн).  Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной  естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в  клетке и организме человека.  Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных  заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК –  носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке.  Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический  код. Роль генов в биосинтезе белка.           3.ОРГАНИЗМ (38 ч) Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов.  Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и  размножения организмов. Половое и бесполое размножение.  Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и  оплодотворение у животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития  организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.  Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие  зародыша человека. 4 Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о  закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель –  основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.  Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная  теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на  организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование  признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.  Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о  центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты  Повторение – 6ч. Лабораторные работы:  №1. №2. №3. №4. «Сравнение строения клеток растений и животных»; «Составление простейших схем скрещивания»; «Решение элементарных генетических задач»;  «Решение генетических задач»; «Изучение модификационной изменчивости на основе изучения  №5. фенотипа комнатных растений»; развития некоторых исследований в  биотехнологии (клонирование человека). II.    КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА №п/п                               Раздел/ тема урока Кол­во часов         дата по  плану факт Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.­5ч 1 1 Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. ТБ. Система биологических наук Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа, как сложно организованная  иерархическая система. Основные уровни организации живой материи.   2 3 4 5 03.09 03.09 06.09 10.09 13.09 06.09 10.09 13.09 17.09 17.09 1 1 1 1 5 Методы познания живой природы. Раздел 2. Клетка.­21ч 6 Развитие знаний о клетке. Клеточная теория М.  Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Единство элементного химического состава живых  организмов. Неорганические вещества. Вода, минеральные соли. Органические вещества клетки. Белки. Ферменты –  биологические катализаторы. Органические вещества клетки. Жиры. Органические вещества клетки. Углеводы. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение  молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических  веществ в клетке и в организме человека. Обобщающий урок по теме «Химический состав  клетки» Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро – основные  части клетки, их функции. Основные органоиды клетки, их функции. Основные отличия в строении животной и  растительной клеток Лабораторная работа №1 «Сравнение строения  клеток растений и животных». Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Прокариотическая клетка. Строение бактериальной  клетки. ДНК – носитель наследственной информации. Биосинтез белка. Вирусы – неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных  заболеваний. Проверочная работа по теме «Клетка» 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 32 33 34 35 36 37 26 Раздел 3. Организм.­38ч 27 28 29 30 31 Многообразие организмов. Энергетический обмен – катаболизм, его этапы. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Пластический обмен.  Фотосинтез. Обобщающий урок «обмен веществ и энергии в  клетке» Деление клетки. Митоз. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого  размножения. Половое размножение, его формы Образование половых клеток. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение у животных и растений. 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20.09 20.09 24.09 27.09 01.10 04.10 08.10 11.10 15.10 24.09 27.09 01.10 04.10 08.10 11.10 15.10 18.10 18.10 22.10 22.10 25.10 25.10 29.10 01.11 29.10 01.11 15.11 15.11 19.11 22.11 26.11 29.11 03.12 06.12 19.11 22.11 26.11 29.11 03.12 06.12 10.12 10.12 13.12 17.12 20.12 24.12 27.12 31.12 17.01 21.01 24.01 28.01 31.01 13.12 17.12 20.12 24.12 27.12 31.12 17.01 21.01 24.01 28.01 31.01 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Биологическое значение оплодотворения.  Искусственное опыление у растений и  оплодотворение у животных. Обобщающий урок «размножение организмов» Прямое и непрямое развитие. Основные этапы  эмбриогенеза. Постэмбриональные периоды развития животных.  причины нарушения развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. Периоды постэмбрионального развития человека. Обобщающий урок по теме: «Индивидуальное  развитие организмов». Генетика – наука о закономерностях  наследственности и изменчивости.  Г. Мендель – основоположник генетики.  Лабораторная работа №2 «Составление простейших  схем скрещивания». Моногибридное  скрещивание. I и II законы Г.  Менделя.  Закон частоты гамет. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. III закон Г. Менделя. Лабораторная работа №3 «Решение элементарных  генетических задач». Хромосомная теория наследственности.  Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с  полом наследование. Лабораторная работа №4 «Решение генетических  задач» Обобщающий урок «генетика, основные  закономерности наследственности» Закономерности изменчивости. Модификационная  изменчивость. Лабораторная работа №5 «Изучение  модификационной изменчивости на основе изучения  фенотипа комнатных растений» Комбинативная и мутационная изменчивость.  Мутации Значение генетики для медицины. Наследственные  болезни человека, их причины и профилактика. Обобщающий урок «закономерности изменчивости» Основы селекции: методы и достижения. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах  многообразия и происхождения культурных  растений. Основные достижения и направления развития  современной селекции. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Обобщающий урок «Генетика. Основы селекции». 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 04.02 04.02 07.02 11.02 07.02 11.02 14.02 14.02 18.02 21.02 25.02 18.02 21.02 25.02 28.02 28.02 04.03 04.03 07.03 07.03 11.03 14.03 18.03 11.03 14.03 18.03 21.03 21.03 04.04 04.04 08.04 08.04 11.04 11.04 15.04 15.04 18.04 18.04 22.04 22.04 25.04 25.04 29.04 02.05 06.05 29.04 02.05 06.05 13.05 13.05 16.05 20.05 16.05 20.05 Повторение­6ч 65 66 67 Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Биология – наука  о живой природе» Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Клетка как  биологическая система» Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Организм как  биологическая система» «Наследственность и  изменчивость» 1 1 3 23.05 23.05 27.05 27.05 30.05 30.05 В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление  Правительства РФ от 04.08.2016 г. №756 «О переносе выходных дней в 2017 году»)  произошло уплотнение учебного материала, поэтому данная программа будет пройдена не  за 70 учебных часов, а за 67 учебных часа. Недостаток учебного времени будет  компенсирован путем интеграции тем курса. По программе запланировано: Обобщающих уроков – 8: 1. «Химический состав клетки»; 2. «Обмен веществ и энергии в клетке»; 3. «Размножение организмов»; 4. «Индивидуальное развитие организмов»; 5. «Генетика, основные закономерности наследственности»; 6. «Закономерности изменчивости»; 7. «Генетика. Основы селекции»; 8. «Обобщение знаний по курсу биологии 10 класса» Проверочных работ – 1 по теме «Клетка» 8 СОГЛАСОВАНО                                                                                   СОГЛАСОВАНО Протокол заседания                                                                          Заместитель директора по УВР методического совета МБОУ Талловеровская СОШ                                                           _____________/Сыроваткина Н.В./ от________201_г №______                                                                подпись ________________________                                                             _____  ________________201__г подпись руководителя МС                                                                              дата 9

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2018