Ростовская область Кашарский район х.Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа.
« Утверждаю »
Директор МБОУ Талловеровская СОШ
Приказ от _______________№_______
Подпись руководителя _____________
Печать /Переверзева Н.Н/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
среднего общего образования
11 класс
Количество часов: 68ч (2ч в неделю)
Учитель: Никулина Е.В.
Программа разработана на основе программы среднего (полного) общего образования.
Биология. Общая биология. 1011 классы. Базовый уровень. Авт. И.Б.Агафонова, В.И.
Сивоглазов. М.: Дрофа. 2013 г.
Учебник: Биология. Общая биология. Базовый уровень.11 класс. 3–е стереотипное. Авт.
В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова М.: Вертикаль, Дрофа. 2015 г. I.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
В результате изучения биологии учащиеся 11 класса должны
знать/понимать:
строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический
состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов;
одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации
генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке;
фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых
растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых
растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма
(онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и
стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования;
влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции;
формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и
превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии;
уметь:
объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное
влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша
человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и
окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих
рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных
мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения
многообразия видов;
решать биологические задачи разной сложности;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах
(цепи питания, пищевые сети);
выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и
идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у
отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем;
2
взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде
(косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,
экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный
способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое
размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных;
внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора;
искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро и
микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе
сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека;
глобальные антропогенные изменения в биосфере;
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в
окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей
местности;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных
текстах, справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных базах данных,
ресурсах интернет) и критически её оценивать.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для оценки этических аспектов некоторых исследований в
области биологии.
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 ч)
Раздел 1. Вид (36 ч)
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ
К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения
Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании
современной естественнонаучной картины мира.
Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и
индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование.
Естественный отбор.
3 Вид. Критерии вида. Популяция структурная единица вида, единица эволюции.
Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс,
популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции.
Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям
обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат
эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. главные
направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
Лабораторные и практические работы:
Описание особей вида по морфологическому критерию.
Выявление приспособленности организмов к среде обитания.
Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции:
мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и
стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы
происхождения жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория ОпаринаХолдейна.
Усложнение живых организмом на Земле в процессе эволюции
Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая
эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней
среды организмов в процессе эволюции.
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс
Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы.
Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Лабораторные и практические работы:
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как
доказательство родства.
Раздел 2. Экосистемы (25 ч)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды
(абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов.
Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между
организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
4 Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические,
биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Экологическая ниша.
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и
превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние
человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.
Лабораторные и практические работы:
Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (в виде реферата,
презентации, стендового доклада и пр.).
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Экскурсия:
Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма и др.)
экосистемы.
Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты,
консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.
Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И.
Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли.
Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).
Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество,
биокосное вещество. Биомасса Земли.
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. последствия
деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде.
Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное
природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.
Заключение (1 ч)
Резервное время — 5 ч.
5 I.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
№
урока
Название темы/раздела
Введение
1
Введение. ТБ в кабинете биологии.
Раздел 1. Вид
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
История эволюционных идей.
Развитие биологии в додарвиновский период. Значение
работ К.Линнея.
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Искусственный отбор.
Эволюционная теория: борьба за существование и
естественный отбор
Роль эволюционной теории в. формировании
естественнонаучной картины мира
Вид, его критерии . Л/р №1 «Описание особей вида по
морфологическому критерию»
Популяция структурная единица вида, единица
эволюции.
Синтетическая теория эволюции.
Движущие силы эволюции.
Движущий и стабилизирующий естественный отбор.
Адаптации организмов к условиям обитания.
6
колво
часов
дата
факт
по
плану
1
1
36
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
05.09 05.09
06.09 06.09
12.09 12.09
13.09 13.09
19.09 19.09
20.09 20.09
26.09 26.09
27.09 27.09
03.10 03.10
04.10 04.10
10.10 10.10
11.10 11.10
17.10 17.10
18.10 18.10 15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Видообразование как результат эволюции.
Практическая работа №1 «Выявление приспособлений
организмов к среде обитания»
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого
развития биосферы.
Обобщение по теме «Микроэволюция»
Главные направления эволюционного процесса
Уроксеминар по теме «Главные направления
эволюционного процесса»
Биологический прогресс и биологический регресс. Причины
вымирания видов
Доказательства эволюции органического мира.
Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение»
Проверочная работа по теме «Эволюционное учение»
Развитие представлений о возникновении жизни.
Гипотезы о происхождении жизни
Современные представления о возникновении жизни.
Теория ОпаринаХолдейна.
Эволюция растительного мира
Эволюция животного мира
Обобщающий урок по теме «Развитие жизни на Земле»
Гипотезы происхождения человека.
Положение человека в системе животного мира.
Эволюция человека. Основные этапы.
Эволюция человека. Л/р №2 «Выявление признаков
сходства зародышей человека и других млекопитающих как
доказательство родства»
Расы человека. Происхождение человеческих рас.
Видовое единство человечества.
Проверочная работа «Развитие жизни на Земле.
Происхождение человека»
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24.10 24.10
25.10 25.10
31.10 31.10
01.11 01.11
14.11 14.11
15.11 15.11
21.11 21.11
22.11 22.11
28.11 28.11
29.11 29.11
05.12 05.12
06.12 06.12
12.12 12.12
13.12 13.12
19.12 19.12
20.12 20.12
26.12 26.12
27.12 27.12
16.01 16.01
17.01 17.01
23.01 23.01
24.01 24.01
30.01 30.01 Раздел 2. Экосистемы
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
Организм и среда. предмет и задачи экологии.
Экологические факторы среды, их значение в жизни
организмов.
Закономерности влияния экологических факторов на
организмы.
Взаимоотношения между организмами. Межвидовые
отношения.
Уроксеминар «Экологические факторы»
Видовая и пространственная структура экосистем.
Пищевые связи, круговорот веществ и превращение
энергии в экосистемах.
Пищевые связи. Л/р №3 «Составление схем передачи
вещества и энергии в экосистеме»
Причины устойчивости и смены экосистем.
Игра «Биотоп»
Влияние человека на экосистемы.
Практическая работа №2 «Выявление антропогенных
изменений в экосистемах своей местности
Искусственные сообщества агроценозы.
Практическая работа №3 «Сравнительная характеристика
природных экосистем и агроэкосистем своей местности».
Экскурсия
Обобщающий урок «структура экосистем»
Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура
биосферы.
Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли.
Биологический круговорот веществ
Обобщающий урок «Биосфера»
8
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31.01 31.01
06.02 06.02
07.02 07.02
13.02 13.02
14.02 14.02
20.02 20.02
21.02 21.02
27.02 27.02
28.02 28.02
06.03 06.03
07.03 07.03
13.03 13.03
14.03 14.03
20.03 20.03
21.03 21.03
03.04 03.04
04.04 04.04
10.04 10.04
11.04 11.04 57
58
59
60
61
62
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы
и пути их решения.
Последствия деятельности человека для окружающей
среды.
Правила поведения в природной среде
Охрана природы и рациональное использование природных
ресурсов
Обобщающий урок «Экосистемы»
Проверочная работа: «Экосистемы»
Заключение
63
Обобщение знаний. Решение генетических задач.
Резервное время
64
65
Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Надорганизменные
системы. Эволюция органического мира»
Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Экосистемы и
присущие им закономерности» Решение экологических
задач
66
Экскурсия «Многообразие видов» (окрестности школы)
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
3
17.04 17.04
18.04 18.04
24.04 24.04
25.04 25.04
02.05 02.05
08.05 08.05
15.05 15.05
16.05 16.05
22.05 22.05
23.05 23.05
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление
Правительства РФ от 04.08.2016 г. №756 «О переносе выходных дней в 2017 году»)
произошло уплотнение учебного материала, поэтому данная программа будет пройдена не
за 68 учебных часов, а за 66 учебных часа. Недостаток учебного времени будет
компенсирован путем интеграции тем курса.
По программе запланировано:
лабораторных работ 3,
практических работ – 3,
экскурсий – 1,
обобщающих уроков – 7,
проверочных работ – 3.
Лабораторные работы:
9 1. «Описание особей вида по морфологическому критерию»;
2. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих
как доказательство их родства»;
3. «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме»;
Практические работы:
1. «Выявление приспособленности организмов к среде обитания»;
2.
«Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (в виде
реферата, презентации, стендового доклада и пр.)»;
3. «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей
местности»
Экскурсия:
1. «Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер, ферма и др.)
экосистемы»
Обобщающие уроки:
1. «Микроэволюция»
2. «Эволюционное учение»
3.«Развитие жизни на Земле»
4. «структура экосистем»
5. «Биосфера»
6. «экосистемы»
7. Обобщение знаний.
Проверочные работы:
1. «Эволюционное учение»;
2. «Развитие жизни на Земле. Происхождение человека»;
3. «Экосистемы».
10 СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Сыроваткина Н.В./
от________201_г №______ подпись
________________________ _____ ________________201__г
подпись руководителя МС дата
11
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.